Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательство по предрейсовым медицинским осмотрам в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Медосмотры в начале рабочего дня, а в некоторых случаях и по окончанию, проводят для работников отдельных профессий и должностей, в соответствии со ст. 220 Трудового кодекса, а также других НПА, указанных в таблице ниже.
Кто обязан проходить ежедневные медосмотры перед рейсом, сменой, после рейса и после смены
Как правило, к таким видам медосмотров допускаются работники, непосредственно эксплуатирующие источники повышенной опасности, например, автотранспорт, электроустановки, подземные шахты, транспортные средства, опасные вещества, а также объекты с высокой напряженностью трудового процесса — диспетчеры наземных служб гражданской авиации, железнодорожного транспорта, объектов электроэнергетики, экипажи самолетов гражданской авиации.
Таблица. Категории лиц, которые по закону или особому правилу обязаны проходить предрейсовый или предсменный медосмотр
Категории лиц, обязанных проходить медосмотр в течение рабочего дня (смены) | Нормативно-правовое обоснование |
---|---|
Водители транспортных средств, в том числе и служебных легковых автомобилей
Важно! Требования о прохождении предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) распространяются на: — ИП, не являющихся работодателями; — самозанятых, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки. |
— Ст. 220 ТК РФ
— Порядок проведения медосмотров, утвержденный приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н (не действует с 1 сентября 2023 года) — Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.05.2023 № 266н (действует с 1 сентября 2023 года) |
Работники, непосредственно занятые на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики | — ч.3 ст. 28 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ
— Приказ Министерства энергетики РФ от 31.08.2011 г. № 390 «Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров (обследований) работников, непосредственно занятых на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики» |
Работники ж/д транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой | — п.3 ст. 26 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
— Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.01.2021 № 4 «Об утверждении Порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте» |
Члены экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеры управления воздушным движением | — ст. 52, пункт 1.3 ст. 53, ст. 53.1, п. 10 ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации
— ст. 14 Приказа Минтранса России от 10.12.2021 № 437 «Об утверждении Федеральных авиационных правил» |
Отдельные категории работников объектов использования атомной энергии, на которые распространяются медицинские противопоказания (согл. Приложению № 2 к приказу Минздрава от 9 апреля 1997 г. № 105 ) | — Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 № 170-ФЗ
— Приказ Минздрава РФ от 9 апреля 1997 г. № 105 «О порядке проведения медосмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии» |
Работники, непосредственно работающие на подземных работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) | — ч. 5 ст. 330.3 ТК РФ
— Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» — Приказ Минздрава России от 11.02.2022 № 75н |
Требования в отношении дистанционных предрейсовых осмотров
Поскольку удаленный контроль здорового и бодрого состояния водителя является полностью законным, процесс подобной проверки также облагается рядом требований. Проведение дистанционного предрейсового осмотра считается легальным, если соблюдены следующие условия:
- Необходима организация персональной идентификации личности работника;
- Оборудование обеспечивается средствами видеофиксации, осуществляющими запись прохождения предрейсового медосмотра на видео;
- Программно-аппаратный комплекс эксплуатируется в соответствии с эксплуатационной документацией разработчика;
- Результаты прохождения и записанная информация хранятся в течение 30 дней.
Если у работника есть индивидуальные варианты нормы частоты пульса и артериального давления, работодатель обязан информировать об этом медицинскую организацию, проводящую предрейсовый осмотр. В случае если водитель не допускается до рейса, руководитель предприятия должен быть своевременно проинформирован медицинским специалистом, проводившим осмотр.
Обоснования изменений в законодательстве
Согласно законопроекту, разные способы контроля здоровья водителя позволят существенно сократить количество аварийных ситуаций, связанных с плохим или нетрезвым самочувствием водителей коммерческого транспорта. При этом текст законодательного акта предполагает, что даже в случае удаленной проверки здоровья результат будет максимально точным и беспристрастным.
Приложение к закону также отмечает, что субъекты предпринимательской деятельности, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие транспортные средства в своей деятельности, не понесут финансовых потерь в связи с обновлением законодательства.
Осуществить проверку здорового состояния водителей перед рейсом в любом формате можно в нашей компании: для получения бесплатной консультации достаточно позвонить по телефону, указанному на сайте! Мы помогаем любым клиентам избегать штрафов и быть уверенными в том, что их сотрудники находятся за рулем в здоровом и бодром состоянии.
Требования до 31 декабря 2020 года
Образование | Специальность | Дополнительные требования |
среднее профессиональное | 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | — |
не ниже среднего профессионального | по специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года |
не ниже среднего профессионального | любая специальность | диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств |
Требования с 1 января 2021 года
Образование | Специальность | Диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств | Стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств |
среднее профессиональное по профессии (училище) | из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | — | 3 года |
среднее профессиональное по профессии (училище) | любая специальность | + | 3 года |
среднее профессиональное по специальности (техникум) | 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | — | — |
среднее профессиональное по специальности (техникум) | из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | — | 1 год |
среднее профессиональное по специальности (техникум) | любая специальность | + | 1 год |
высшее | из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | — | — |
высшее | любая специальность | + | — |
Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей
Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:
- Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
- Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно в начале статьи).
- Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
- Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
- Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2023 г.
Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
– состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
– хорошо освещено;
– оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
– оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.
Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом
- На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
- Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
- Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
- Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
- Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
- Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
- Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
- Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.
Послерейсовый медосмотр организовывается также. Он проводится для контроля:
- поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
- воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.
Кто обязан проходить предрейсовый медосмотр
Ежедневному медицинскому осмотру, до выхода на линию, подлежат водители, управляющие транспортным средством в коммерческих целях; задействованные в перевозке пассажиров, багажа или грузов; в том числе, использующие личный автомобиль; не выезжающие с территории предприятия и управляющие автотранспортом компании, перевозя сотрудников для нужд организации или в личных целях.
Исключение из правила – водители транспорта экстренных оперативных служб (МЧС, пожарной или скорой помощи и т.д). Они имеют право выезжать на вызов без предрейсового медосвидетельствования, а пройти его позже, в свободное от работы время.
Юридическая ответственность, если выявят нарушения в проведении мед. осмотра, серьезная – немалые штрафы, а при ДТП со смертельным исходом — лишение свободы. Не стоит так же забывать, что при отсутствии путевого листа со штампом о прохождении ПМО (техконтроля ТС), страховая компенсация не выплачивается.
Оборудование медицинского кабинета для проведения предрейсового медосмотра
Перечень необходимого комплекта оборудования для кабинета закреплен на законодательном уровне. При отсутствии требуемых мед. изделий могут отказать в предоставлении лицензии. Для работы медпункта обязателен следующий набор инвентаря, используемый ежедневно:
- психрогигрометр для измерения влажности воздуха – 1шт.;
- ультрафиолетовый облучатель воздуха и поверхностей – 1 шт.;
- уборочный инвентарь – швабры, ведра, тряпки – по 2 типа;
- комплекты сменной одежды (медицинские халаты) – 2 шт.;
- контейнер с одноразовым пакетом для использованных мундштуков на столе (если используется мундштуковый алкотестер) – 1 шт.;
- запас мундштуков – 50-100 шт.;
- дезинфицирующий раствор в емкостях с пометкой «Дезинфекция поверхности», предназначенной для сбора биологического материала – 1 шт.;
- дезинфицирующий раствор в емкостях с пометкой «Дезинфекция поверхностей в помещениях» – 1 шт.;
- дезинфицирующий раствор в емкостях «Дезинфекция медицинского оборудования» – 1 шт.;
- дезинфицирующий раствор в емкостях «Дезинфекция термометров» – 1 шт.;
- емкости для отходов класса А – 1 шт.;
- емкости для отходов класса Б – 1 шт.;
О минимально необходимом количестве медицинских инструментов и тестов можно узнать из Письма Минздрава РФ (21/08-03 г.) №2510/9468-03-32. Оснащение кабинета рассчитано на то, чтобы при необходимости имелась возможность провести исследования и лабораторные тесты на месте.
Письмо Минздрава РФ (21.08.2003 г.) № 2510/9468-03-32
«О предрейсовых медицинских осмотрах водителей …»
Требования к оснащению медкабинета
- Кушетка медицинская
- Письменный стол, стулья
- Настольная лампа
- Шкаф для одежды
- Вешалка для верхней одежды
- Напольный коврик
- Сейф
- Прибор для измерения артериального давления — 2 шт.
- Термометр — 3 шт.
- Фонендоскоп — 2 шт.
- Прибор (алкотестер) для определения паров этанола в выдыхаемом воздухе.
- Постоянный запас в количестве: Алкомер — 2 шт., экспресс-тесты на алкоголь и наркотики — 10 шт.
- Столик для медицинского оборудования
- Шпатели медицинские — 10 шт.
- Сумка с комплектом медикаментов для оказания неотложной медпомощи
- Оснащение помещения для отбора биологических сред
Примечание: Для медицинского кабинета, расположенного на территории транспортной компании, имеющей статус медучреждения, наличие лаборатории обязательно. Если это медпункт для работы приглашенного медсотрудника, анализы (тесты) сдают в поликлинике (ближайшей медорганизации, имеющей для этого условия).
Требования к квалификации руководителя по медчасти для получения лицензии на проведение предрейсовых
медицинских осмотров
- Наличие медицинского образования по специальности «Лечебное дело»
- Наличие документа, свидетельствующего о прохождении интернатуры или ординатуры
- Наличие свидетельства о повышении квалификации по выбранной специальности
- Наличие сертификата специалиста по выбранной специальности
- Наличие свидетельства о повышении квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»
- Стаж работы по специальности не менее 5 лет
Срок действия путевого листа
Путевой лист выдается не более, чем на 24 часа. Исключением может быть командировка водителя длительностью более суток. Но даже в этом случае сотрудник должен придерживаться нормативов рабочего времени и иметь возможность полноценно отдохнуть. Поэтому желательно указывать продолжительность смены. Инспекторы ГИБДД и контролирующие органы обращают внимание на фактический срок нахождения в рейсе.
Правила заполнения путевого листа
- Путевой лист заполняют на каждый автомобиль до начала движения (выезда из гаража).
- Если водитель уже оформленного ТС сменился, заполняется новая путевка.
- При проставлении даты и времени медосмотра штамп о допуске водителя не требуется, если бланк содержит специальную графу. Достаточно указать ФИО и подпись врача, можно в электронном виде.
- Контролер, проводящий предрейсовый техосмотр ТС на месте парковки, делает соответствующую запись в журнале учета. Время ТО должно отличаться от указанного при медосмотре, и времени в путевках других водителей, если они обслуживаются одним механиком.
- В п/л ставится штамп-допуск, заверенный подписью (фамилия + инициалы) медсотрудника.
- Путевые листы являются отчетными документами. Информация о них храниться владельцем ТС не менее пяти лет (в электронном формате — год).
Порядок проведения предварительных медосмотров. Пошаговая инструкция
Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).
Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).
Проверьте наличие лицензии у медицинской организации или ИП в несколько кликов Создать запрос
Вторая стадия — непосредственно проведение медосмотра. Она начинается с выдачи работодателем лицу, поступающему на работу, направления на медосмотр (п. 8 и 9 Порядка № 29н). В направлении нужно указать целый ряд сведений. А именно: информацию о работодателе (наименование, адрес электронной почты, контактный телефон, форму собственности и код по ОКВЭД) и его структурном подразделении, если таковое имеется; данные о медорганизации (фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронную почту, контактный телефон); вид медосмотра (предварительный); сведения о лице, поступающем на работу (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения и пол); наименование должности (профессии) или вида работы, а также вредные и (или) опасные производственные факторы (заполняется в соответствии с утвержденным на первой стадии списком); номер полиса ОМС и (или) ДМС.
Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.
Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:
- «Медицинский осмотр при приеме на работу (нюансы)»;
- «Медосмотр при приеме на работу — порядок и нюансы».
Источники:
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ
- Трудовой кодекс РФ
Когда проводят медицинский осмотр
Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.
Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.
Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей
Готовя помещение и закупая оборудование сохраняйте акты (технические документы) о характеристиках материалов. Их могут запросить при проведении проверки, как свидетельство соблюдения санитарных норм, соответствующих требуемым стандартам. Основные из них:
- Минимальные габариты помещения для проведения ПМО: 12 м2; высота — 2,6 м; лаборатория + санузел — 6 м2.
- Комбинированное освещение: большое окно (жалюзи) и электрическое, соответствующее стандартам КЕО.
- Гладкие моющиеся стены и полы из рекомендуемых материалов, соответствующих техническим и гигиеническим нормам.
- Комната оборудована кушеткой, офисной мебелью, телефоном, светильниками и прочим оборудованием.
Санитарно-эпидемиологические требования к помещению медкабинета СанПиН 2.1.3.2630-10 для проведения
предрейсового медицинского осмотра
- Высота помещений: не менее 2,6 м.
- Общая площадь — 18 м2: кабинет — 12 м2; комната для забора биологических сред, совмещенная с санузлом — 6 м2. Желательно иметь отдельный вход с улицы и комнату ожидания (коридор).
- Освещение искусственное и дневное с соблюдением коэффициента естественного освещения (КЕО).
- Для защиты от слепящего солнечного света и перегрева наличие солнцезащитных козырьков (жалюзи).
- Поверхность стен, полов, потолков гладкая, без шероховатостей и дефектов. Легкодоступная для влажной уборки, включая обработку дезинфицирующими средствами. (Учитывая работу в условиях пандемии желательно использовать ультра-фиолетовые лампы для обеззараживания помещений).
- Покрытие пола: прилегает к основанию; закругленное сечение сопряжение стен и полов; герметические швы; запаянные стыки линолеума.
- Отделка в местах установки раковин: керамическая плитка (влагостойкий материал) — 1,5 м от пола; ширина не менее 20 см с боковых сторон.
В каких случаях запрещен допуск к работе и каковы последствия этого
Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например, признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке должны быть указаны:
- ее порядковый номер;
- дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
- цель направления в поликлинику;
- предварительный диагноз;
- объем помощи, оказанной на месте;
- подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.
Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ. Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного повидения), заработная плата ему не начисляется.
Сам водитель должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Врач обследует его, может выдать больничный лист и освободить от работы на время болезни или сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. Если в действительности необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отстутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ.