Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 Уголовного кодекса РФ)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 Уголовного кодекса РФ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, –
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Другой комментарий к Ст. 255 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются недра — часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых.

3. Обязательным признаком является последствие в виде причинения значительного ущерба.

Значительный ущерб — понятие оценочное, определяется в каждом конкретном случае с учетом степени порчи участка недр, их экологической и экономической значимости, возможности дальнейшего использования недр и т.д.

4. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны и использования недр.

Другой комментарий к статье 255 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в области охраны недр земли.

Недрами земли признается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

2. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых.

Эта статья является специальной нормой по отношению к ст. 246 УК и формулирует признаки нескольких составов преступления, различающихся между собой по характеру объективной стороны.

Промышленную разработку недр производят государственные и иные предприятия и граждане на основании лицензии, удостоверяющей горный отвод.

Законом РФ «О недрах» определены основные права и обязанности пользователя недр, требования по рациональному использованию и охране недр, преступления по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Наиболее часто встречающимися нарушениями правил охраны и использования недр следует считать: самовольное использование недр без разрешения при строительстве, размещении, эксплуатации горнодобывающих предприятий; разработку недр за пределами горного отвода, предоставленного пользователю; осуществление таких видов пользования недрами, которые не указаны в лицензии; добыча сырья сверх норм, установленных в лицензии; и др.

3. Рассматриваемое преступление имеет материальный состав. В качестве последствия противоправных действий (бездействия) закон признает причинение значительного ущерба, который, будучи оценочным признаком, устанавливается органами следствия и судом с учетом всех обстоятельств конкретного дела. Значительный ущерб может быть связан с выведением из эксплуатации месторождений полезных ископаемых, потерями запасов, их экологической значимости и стоимости, возможности дальнейшего пользования недрами и восстановления нарушенных естественных свойств недр. Между указанными в законе нарушениями и значительным ущербом должна быть установлена причинная связь.

4. По отношению к общественно опасным последствиям вина лица может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

5. Субъект преступления — лицо, по роду своей деятельности связанное с проектированием, размещением, строительством горнодобывающих предприятий и достигшее возраста 16 лет.

Комментарий к статье 255 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объектом преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, являются отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу соляных озер и заливов морей.

Законодательство о недрах состоит из Федеральных законов от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации” (с послед. изм.), от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” (с послед. изм.), от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (с послед. изм.); Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 “О недрах” (с послед. изм.); Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г., и иных нормативных правовых актов. Положения общего характера по охране или застройке территорий закреплены также в Градостроительном кодексе РФ.

Предмет преступления – содержимое недр (полезные ископаемые, добыча и использование которых природопользователями требует специального разрешения, в том числе уголь, нефть, газы, руды, нерудные полезные ископаемые, воды, драгоценные металлы и драгоценные камни).

Полезные ископаемые классифицируются на твердые (угли, руды и др.), жидкие (нефть, воды, в том числе минеральные), газообразные (природные горючие и инертные газы). На практике зачастую сложность вызывает определение драгоценных металлов и драгоценных камней.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” к драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, осмий, родий, рутений).

Драгоценными камнями Закон признает природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также жемчуг. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ювелирной промышленности и торговле используется классификация с учетом рыночной стоимости драгоценных камней, применения их в ювелирных изделиях и предметах художественно-камнерезного промысла. Согласно этой классификации к драгоценным камням относятся: алмаз, рубин, изумруд, сапфиры (синий, зеленый, оранжевый и фиолетовый), александрит, благородный опал (белый и огненный), благородный жадеит, демантоид, шпинель, аквамарин, топаз, родолит, циркон, турмалин, альмандин, лунный и солнечный камни, хризолит, цитрин.

Классификация, выработанная геолого-минералогической наукой (академиком А.Е. Ферсманом и М. Бауэром), к драгоценным камням относит более 60 минералов, которые, в свою очередь, делятся на три порядка.

Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ)

С 1997 по 2016 г. зарегистрировано следующее количество преступлений, предусмотренных ст. 255 УК РФ (см. табл. 17).

По указанным преступлениям к ответственности было привлечено лиц (см. табл. 18).

1 Елисеева И.А. О проблемах применения ст. 254 УК РФ «Порча земли». С. 410.

По мнению О.Л. Дубовик, ст. 255 УК РФ содержит два состава преступления:

  • 1) нарушение правил охраны и использования недр;
  • 2) самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых 1 .

Такого же мнения придерживается Н.А. Лопашенко [1] [2] . Сопоставление

ст. 255 УК РФ со ст. 167 УК РСФСР 1960 г., сравнение законодательного описания деяния (первое предполагает нарушение правил, следовательно, диспозиция нормы является бланкетной; второе — имеет описательную диспозицию) и некоторых других признаков (например, объекта и предмета преступления) действительно свидетельствует о том, что данная статья охватывает два близких, но самостоятельных преступления. В статистике это обстоятельство не учтено.

Объект преступления — экологическая безопасность недр как компонента окружающей среды.

Предметом преступления являются недра. При его определении некоторые специалисты необоснованно сужают понятие предмета рассматриваемого преступления, сводя его к содержимому недр — полезным ископаемым, добыча и использование которых требуют специального разрешения [3] . Между тем недра, как сказано в преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» [4] , представляют собой часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. О.Л. Дубовик, на наш взгляд, необоснованно добавляет к этому определению указание на «площади залегания полезных ископаемых, т.е. часть земной или водной поверхности, под которой выявлены полезные ископаемые» [5] .

Согласно ст. 6 указанного Закона недра предоставляются в пользование для:

  • 1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерногеологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
  • 2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • 3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;
  • 4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • 5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
  • 6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Читайте также:  Норма площади на 1 человека в квартире

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства РФ о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.

Объективная сторона первого преступления выражается в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

Статья 255 УК РФ. Нарушение правил охраны и использования недр

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, –

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарии к ст. 255 УК РФ


1. Общественная опасность рассматриваемого преступления выражается в том, что оно посягает на отношения в сфере геологического изучения, использования и охраны недр на территории РФ, ее континентального шельфа, а также в сфере использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу соляных озер и заливов морей.

2. Объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие охрану недр и их рациональное использование, экологический правопорядок и экологическую безопасность.

Предметом преступления являются недра — часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Некоторые специалисты необоснованно сужают понятие предмета рассматриваемого преступления, сводя его к содержимому недр — полезным ископаемым, добыча и использование которых требуют специального разрешения.

3. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

Согласно Закону РФ от 21.02.92 N 2395-1 «О недрах» недра предоставляются в пользование для:

  • а) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
  • б) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • в) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • г) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • д) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
  • е) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

4. Нарушения правил охраны и использования недр могут выражаться в:

  • использовании выделенного участка в иных целях, чем указано в лицензии;
  • несоблюдении условий застройки площадей залегания полезных ископаемых (без соответствующего разрешения федерального органа, при отсутствии условий обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых и т.д.);
  • внепроектной отработке месторождений, самовольном пользовании недрами; необеспечении сохранности особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды;
  • уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, и т.д.

5. Обязательным признаком объективной стороны является наступление указанного в законе последствия — причинения значительного ущерба. Признание ущерба значительным — дело факта. В каждом конкретном случае берутся во внимание ценность используемого участка недр, вида природного ресурса, значимость и стоимость уничтоженного или поврежденного элемента окружающей природной среды, возможность дальнейшего использования недр и т.д. Иначе говоря, учитывается как экологический, так и экономический вред.

Между нарушением правил и наступившим вредом должна существовать причинная зависимость.

6. Состав преступления материальный, преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 №564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются:

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу №33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу №33-2180).

Ответственность за нарушения законодательства о недрах

  • Нарушение
    установленных законом правил и мер по
    охране и рацио­нальному использованию
    недр влечет за собой применение
    юридической ответственности.
  • Перечень
    недронарушений,
    за которые может
    наступить административ­ная
    ответственность,
    содержится в ст. 49
    Закона РФ «О недрах»:

  • незаконные сделки, связанные с пользованием
    недрами;

  • предоставление лицензий на пользование
    недрами по основаниям, не предусмотренным
    Законом о недрах;

  • нарушение установленного законом
    порядка пользования недрами;

  • самовольное пользование недрами;

  • выборочная отработка месторождений,
    приводящая к необоснован­ным потерям
    запасов полезных ископаемых, и другие
    нарушения рацио­нального использования
    недр, приводящие к порче месторождений;

  • нарушение стандартов и норм по безопасному
    ведению работ, связан­ных с
    недропользованием, по охране недр и
    окружающей среды, в том чис­ле
    загрязнение недр;

  • нарушение права собственности на
    геологическую информацию или ее
    конфиденциальности;

  • самовольная застройка площадей залегания
    полезных ископаемых;

  • необеспечение сохранности зданий,
    сооружений а также особо охра­няемых
    территорий и объектов окружающей
    природной среды при недропользовании;

  • уничтожение и повреждение скважин,
    маркшейдерских и геодезичес­ких
    знаков;

  • систематическое нарушение порядка
    внесения платы за пользование недрами;

  • невыполнение требований по приведению
    ликвидируемых или кон­сервируемых
    горных выработок в состояние, обеспечивающее
    безопасность населения, а также требований
    по сохранности полезных ископаемых и
    гор­ных выработок на время их
    консервации;

  • неприведение участков земли и других
    природных объектов, нарушен­ных при
    недропользовании, в состояние, пригодное
    для их дальнейшего ис­пользования.

В
приведенном перечне недронарушений
можно выделить их три основ­ных
вида:
нарушения права собственности
на недра и порядка недропользования
(например, самовольное пользование
недрами, невнесение платы и др.); нарушения
требований по безопасному ведению
работ, связанных с не­дропользованием;
экологические недронарушения (выборочная
отработка, порча месторождений,
загрязнение недр и др.).

Согласно
ст. 49 Закона о недрах указанный перечень
не является исчер­пывающим. В частности,
Кодекс РСФСР об административных
правонару­шениях, предусматривающий
ответственность за недронарушения (ст.
46-56(3), 57(1), 84(5), 84(6), 88, 89), устанавливает
дополнительные их виды:


  1. самовольная добыча янтаря с месторождений
    или мест промышленной разработки;

  2. нарушение правил и требований проведения
    работ по геологическому изучению недр;

  3. нарушения законодательства о
    континентальном шельфе: незаконная
    выдача лицензии (разрешения) на
    осуществление деятельности на
    конти­нентальном шельфе; нарушение
    правил проведения ресурсных или морских
    научных исследований на континентальном
    шельфе; нарушение правил за­хоронения
    отходов и других материалов на
    континентальном шельфе; неза­конная
    передача минеральных ресурсов
    континентального шельфа и др.
Читайте также:  Пенсионерам СПБ в 2023 гльготы при проезде на электричках

Налагать
административные взыскания в виде
штрафа за нарушения за­конодательства
о недрах вправе органы государственного
горного надзора, органы по охране
окружающей среды и природных ресурсов,
органы по ге­ологии и использованию
недр (ст. 211, 219 КоАП РСФСР).

  • В
    зависимости от степени общественной
    опасности, размера причинен­ного
    ущерба и других обстоятельств одни и
    те же деяния могут повлечь как
    административную, так и уголовную
    ответственность.
  • Уголовный
    кодекс РФ содержит несколько составов
    преступлений, свя­занных с использованием
    и охраной недр:

  • исследование, разведка, разработка
    естественных богатств континен­тального
    шельфа РФ или исключительной экономической
    зоны РФ, прово­димые без соответствующих
    разрешений (ст. 253);

  • захоронение или иное обращение
    радиоактивных, бактериологичес­ких,
    химических веществ и отходов с нарушением
    установленных правил (ст. 247);

  • нарушение правил безопасности на
    объектах атомной энергетики, при ведении
    горных работ, на взрывоопасных объектах
    (ст. 215-217);

  • нарушение правил сдачи или продажи
    государству драгоценных метал­лов и
    драгоценных камней (ст. 192)

К числу
экологических преступлений УК РФ относит
деяния, предусмо­тренные ст.

255, согласно
которой уголовная ответственность
наступает за нарушение правил охраны
и использования недр при проектировании,
раз­мещении, строительстве, вводе в
эксплуатацию и эксплуатации горнодобы­вающих
предприятий или подземных сооружений,
не связанных с добычей полезных
ископаемых, а равно самовольную застройку
площадей залегания полезных ископаемых,
если эти деяния повлекли причинение
значительно­го ущерба.

Гражданско-правовая
(материальная) ответственность
за
недронарушения может наступать по общим
нормам гражданского законодательства
о возмещении причиненного вреда,
признании сделок недействительными и
др., а также по правилам специальных
нормативных актов, устанавливаю­щих
порядок и размер возмещения ущерба для
отдельных видов недронарушений.

На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 № 564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются:

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых

Самовольное пользование недрами на территории Приморского края в последнее время приобрело угрожающие масштабы.

В этой связи Приморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что использование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

Любое иное пользование участками недр влечет административную и даже уголовную ответственность.

Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статьёй 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Ситуация с самовольным пользованием участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, находится на постоянном контроле Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Так, в мае — сентябре текущего года Приморской природоохранной прокуратурой проведены проверки соблюдения законодательства о недропользовании, по результатам которых выявлены факты самовольной добычи общераспространенных полезных ископаемых (категории гранит, песчаник и прочий камень для памятников и строительства). Указанные факты зафиксированы на карьерах, расположенных в районе пос. Филино Дальнереченского муниципального района с объемом выработки около 42 700 куб. м, а также на территории Арсеньевского городского округа с объемом выработки около 17 500 куб. м.

По результатам произведенных совместно с сотрудниками департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края осмотров незаконных карьеров подсчитан размер причиненного Российской Федерации ущерба в результате производства добычных работ, который в общей сложности составил порядка 63 млн. рублей.

Материалы проверки направлены природоохранным прокурором в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

По итогам их рассмотрения по факту незаконного изъятия и обращения в чужую собственность полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью, возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере), а также ч. 2 ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода в особо крупном размере).

В настоящее время по уголовным делам производится предварительное расследование.

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, – наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Чтобы понимать, какие действия запрещены относительно мест нахождения сланцевых пород, нужно разобраться, что к ним относится, и слой почвы, задействованный при исследовании.
Природные ископаемые – это минералы, газы, руда и другие элементы, в том числе водные источники, извлекаемые из земных глубин. Каждому виду присущ свой слой земной коры. Поэтому перед строительством нужно изучить местность и выяснить у геологов, нет ли здесь залежей какого-либо вида ископаемых.

Все полезные ископаемые и территория, на которой они находятся, являются предметами преступления. Но Уголовный кодекс не относит к этой категории жемчуг. Как биологический вид, жемчуг относится к тому виду ресурсов, действия относительно которого регулируются другой нормой УК РФ.

Объект правонарушения – отношения в области защиты природы и зоны расположения природных ресурсов. Согласно нормативному акту, объективная сторона преступления – это пренебрежение установленными нормами и правилами в области защиты земных глубин. К другим нарушениям относятся противоправные деяния – действие или бездействие относительно природных источников. Незаконное строительство на месте залежей руды или газа считается противоправным деянием, за это предусмотрены санкции. Согласно диспозиции ст. 255 УК РФ, преступление квалифицируется как противоправное деяние небольшой тяжести.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах» говорит, что защита мест залежей природных ресурсов является частью определения «охрана окружающей среды». Недрами вправе пользоваться граждане, организации, в том числе и иностранные компании, занимающиеся строительством на территории страны. Если иностранная компания нарушит закон на территории России, то и отвечать она будет по Российскому законодательству.

Чтобы осуществлять деятельность по разработке недр, гражданам и организациям выдаётся лицензия. Она действует как разрешение на осуществление определённой деятельности относительно исследования и проведения действий на территории месторасположений. Согласно установленным нормам, добывать биоресурсы без специальной лицензии запрещается. Порядок выдачи лицензий устанавливает государство.

Способ привлечения к ответственности напрямую зависит от последствий и характера нарушения закона. Если добыча песка происходила в запрещенном месте, то объектом преступления выступает отношение в области защиты природы и зоны расположения природных ресурсов.

В зависимости от объемов изъятого сырья ответственность за незаконную добычу песка будет назначаться по статье 8.13 Административного кодекса или по 255 ст. УК РФ.

Объективная сторона преступного действия выражается в нарушении правил охраны и использования недр. Существуют четко утвержденные права и обязанности недропользователей, сроки и виды работ, места добычи и пользования ресурсов.

Субъектом преступления может быть вменяемый 16-летний гражданин, который в ответе за организацию работ по добыче песка. Субъективная сторона − в прямом и косвенном умысле. Субъект преступления может понимать опасность своих действий и желать их наступления или же не до конца осознавать опасность добычи песка для природы и государства. Иногда субъект понимает тяжесть своих поступков и возможное наступление последствий, но относится к ним равнодушно.

При определении состава преступление не учитываются мотивы нарушения общепринятых правил, но их может принимать во внимание судья при вынесении приговора. Преступление считается оконченным в момент причинения ущерба естественной среде или государству в коммерческом плане.

Действия людей могут также квалифицироваться по статье 171 УК − незаконная предпринимательская деятельность. В данном случае, объектом нарушения выступают общественные отношения, которые складываются в процессе предпринимательской деятельности. Объективная сторона характеризуется активными действиями, направленными на систематическое получение дохода.

Читайте также:  Нотариусы в Москве по оформлению наследства

Незаконный вылов рыбы и добыча водных ресурсов в статье 256 УК РФ

Субъект преступления может быть специальным, то есть человек со статусом ИП, осуществляющий продажу песка незаконно, или обычным − гражданин без статуса ИП, который осуществляет коммерческую деятельность без разрешения. Субъективная сторона заключается в прямом умысле и всегда сопровождается корыстным мотивом.

Квалификация преступлений

Согласно комментариям к ст. 255 УК РФ, нарушением прав государства на недра, воды и леса считается их использование или добыча без наличия у физ. или юр. лица соответствующей лицензии, выдаваемой федеральными органами.

Подобное преступление следует отграничивать от смежных от него деяний, наказания за которые назначают по статьям 8.9—8.11 КоАП РФ. Они отличаются тем, что их признаком не определяется нанесение серьезного ущерба, а их общественная опасность – в нарушении законов РФ о недрах.

Если было установлено, что правонарушение административное, то уголовную ответственность за нарушение законодательства о недрах не накладывают, а наказания назначают согласно ст. 8.9-8.11 КоАП РФ. Они представляют собой выплаты штрафов в различных размерах для физлиц и юрлиц.

Допустим, в нарушении охраны и эксплуатации недр виновно лицо, которое для этого использует свое служебное положение. При наличии прочих квалифицирующих признаков преступление будет определено по совокупности со статьями 201 (злоупотребление полномочиями) и 285 (злоупотребление должностным положением) УК РФ.

Внимание! Отдельно стоит отметить, что предметом нарушения условий пользования недрами не может быть жемчуг, так как это продукт органического происхождения, а значит, не имеет никакого отношения к полезным ископаемым. Отсюда можно вывести, что и противоправная добыча ракушек-жемчужниц квалифицируется не по ст. 255 УК РФ, а по ст. 256.

Ответственность за незаконную добычу песка

Далее требуется составить проект работ по недропользованию. Здесь не обойтись без помощи квалифицированных инженеров и технологов. Лицензию на добычу выдают по отдельности на каждое ископаемое, поэтому вам лучше составить проект исключительно на добычу песка.

Однако вопрос нахождения природных богатств в частной собственности является исключительно теоретическим. Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Также МВД России на постоянной основе принимаются меры, направленные на выявление и перекрытие каналов вывоза с территории страны незаконно добытых драгоценного металла и драгоценных камней.

В МВД Татарстана «Козе» пояснили, что ситуация начала меняться с назначения нового министра экологии, который лично облетает территорию Республики на вертолете, выявляя факты нелегальной добычи строительного песка.Таким образом, есть основания полагать, что «успех предприятия» зависит от позиции профильного министерства.

Песок являет собой одно из полезных ископаемых, которые массово используют не только в строительстве, но и во множестве других сфер деятельности.

Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Песок являет собой одно из полезных ископаемых, которые массово используют не только в строительстве, но и во множестве других сфер деятельности.

В этой связи Приморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Другой комментарий к статье 255 Уголовного Кодекса РФ

Предметом посягательства следует считать недра как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (см. преамбулу Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» ).

По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 255 УК РФ. Однако постановлением Федерального суда Заводского района г. Кемерово от 15 сентября 2008 г., оставленным определением судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от 18 ноября 2008 г. без изменения, постановление о возбуждении уголовного дела признано незаконным.

Земли в границах частной собственности владелец может обрабатывать на свое усмотрение, он может даже самовольно добывать полезные ископаемые.

Виды правонарушений в области недропользования и их классификации

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах наступает в случае совершения недропользователем правонарушения. Это диктует необходимость исследования видов юридической ответственности в исследуемой сфере.

В статье 49 Закона РФ «О недрах» среди видов юридической ответственности в сфере использования и охраны недр указываются административная и уголовная ответственность. В статье 51 данного закона законодатель предусмотрел принцип обязательного возмещения вреда, причиненного недропользователем, что по своему смыслу следует отнести к гражданского-правовой ответственности. Вместе с тем в статье 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» законодатель выделяет имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Необходимо отметить, что в статье 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отсутствует термин «гражданская ответственность», вместо него там используется термин «имущественная ответственность». Это представляется не вполне обоснованным, так как имущественный характер свойствен не только гражданско-правовой, но и иным видам ответственности, к примеру материальной ответственности по трудовому законодательству. Следовательно, для отграничения гражданской ответственности от иных видов юридической ответственности более корректно использовать в отношении первой термин «гражданско-правовая ответственность».

Таким образом, к числу видов юридической ответственности за нарушение законодательства о недрах можно отнести следующие виды ответственности: административную, уголовную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную85.

Выделение административной и уголовной ответственности в правовой науке дискуссий не вызывает. Значимость института гражданско-правовой ответственности подтверждена Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации86, в связи с чем выделение данного вида юридической ответственности представляется обоснованным.

Теоретическая разработка дисциплинарной ответственности в сфере недропользования практически не проводилась87, поскольку в законодательстве отсутствуют специализированные нормы, позволяющие привлекать ответственных лиц за нарушения порядка разработки и освоения недр. Поддержание трудовой дисциплины в коллективах диктует необходимость разработки и закрепления норм, регулирующих деятельность в недропользовании, поскольку в эту сферу вовлечено значительное количество специалистов различных профессий и квалификаций, а сведения о наличии правонарушений зачастую не фиксируются и не обобщаются.

Также в процессе дальнейшего исследования доказывается, что материальной ответственности уделено недостаточно внимания в правовой науке и ее эффективность в сфере недропользования оценена не в полной мере. Исходя из этого предлагается выделять материальную ответственность в сфере недропользования как самостоятельный вид юридической ответственности. Таким образом, в данной работе рассмотрен максимально широкий диапазон видов юридической ответственности в сфере недропользования.

Ограничив виды юридической ответственности, еще раз подчеркнем, что основанием для наступления юридической ответственности является . пособие. М.: Велби; Проспект, 2008 // СПС «КонсультантПлюс». юридический факт совершения правонарушения. В этом случае важно провести отличительный анализ правонарушения, который позволит определить, что это именно правонарушение в сфере недропользования, а не какой-либо иной вид правонарушений.

В доктрине права определение понятия «правонарушение» зависит от правопонимания автора и его принадлежности к определенной научной школе. Например, А.В. Поляков считает, что с позиции общесоциального права правонарушение представляет собой «любое виновное нарушение субъектом чьих-либо прав (и, соответственно, неисполнение правовых обязанностей)»88. Также ученый подчеркивает, что особенность таких правонарушений состоит в том, что они не всегда связаны с нормативными, официально закрепленными санкциями и иногда их совершение не влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного физического принуждения, а ответственность за них выражается прежде всего в мерах психологического воздействия общества на правонарушителя.

Правонарушение можно определить также как виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности89. Н.А. Власенко дает схожую формулировку, определяя правонарушение как противоправное, виновное действие (или бездействие), посягающее на общественные устои и ценности90.

А.А. Гогин полагает, что сущность правонарушения заключается в том, что «оно причиняет вред общественным отношениям, правам и интересам личности, общества и государства в целом»91.

Существующие в науке мнения ученых-теоретиков позволяют выделить следующие признаки правонарушения: большинством авторов. Виновность характеризует интеллектуальное, волевое отношение лица к совершаемым им действиям и их последствиям92. Однако применительно к сфере недропользования стоит учитывать, что субъект может нести ответственность и без вины (как пользователь источника повышенной опасности).

2. Противоправность. Этот признак заложен в самой семантике слова «правонарушение», что позволяет дать его буквальное толкование — «нарушение права». Противоправность позволяет разграничивать правонарушения и нарушения иных социальных норм. Кроме того, данный признак отличает правонарушения от правомерных деяний93.

3. Действие (либо бездействие), которым нанесен вред94. По мнению Н.А. Власенко, такие действия (или бездействие) имеют место в случае, когда субъект обязан в соответствии с законом поступить соответствующим образом, но по каким-то причинам этого не происходит95. При этом, как отмечает профессор, «мысли человека, его помыслы, идеи, пока они не состоялись в виде конкретного поступка, не могут считаться правонарушением»96. По уголовному закону приготовление к преступлению также может быть наказуемо, а обдумывание деталей совершения правонарушения (например, осуществления недропользования без лицензии), обсуждение этих замыслов с кем-либо может быть расценено как приготовление к правонарушению.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *