Саморегулирование в предпринимательской деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Саморегулирование в предпринимательской деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Идея предпринимательства предполагает возможность проявления инициативы и самостоятельности как отдельных предпринимателей, так и их объединений. Вместе с тем полный отказ от государственного регулирования предпринимательской деятельности, в частности в сферах, где затронуты права потребителей, а также общества в целом, невозможен. Указанные факторы обусловили появление в современном праве такого института, как саморегулирование. Саморегулирование позволяет профессиональным сообществам и бизнес-сообществам самостоятельно определять правила осуществления своей деятельности без чрезмерного вмешательства государства, с одной стороны, и сохранить определенный государственный контроль в тех сферах и в той мере, в которой он необходим для сбалансированного развития экономики и защиты интересов общества — с другой.

Понятие саморегулирования и саморегулируемой организации

Стоит ли вступать в СРО?

Имеет ли смысл вступать в саморегулируемую организацию? Если деятельность подлежит обязательному получению допуска, вступать в объединение нужно. Работа без свидетельства – опасное мероприятие. Если правонарушение будет обнаружено, ЮЛ может быть привлечено к ответственности. Но стоит ли вступать в СРО добровольно? Преимущества вступления приведены выше. Это юридическая, консультационная, информационная поддержка, защита интересов, постоянное взаимодействие с другими участниками. Однако нужно учитывать и минусы:

  • Большой размер вступительных взносов (могут составлять 200 000 – 400 000 рублей).
  • Необходимость ежемесячно выплачивать членские взносы.
  • Необходимость прохождения ежегодных проверок СРО.
  • Если другой участник объединения нанесет ущерб третьему лицу, средства (в том числе совокупность компенсационных взносов фирмы) будут направлены на выплату компенсации.

Основной вопрос, который стоит перед потенциальным участником СРО – финансовый. Однако если компания располагает соответствующими средствами, вступить в объединение рекомендуется. Это поможет закрепиться на рынке.

Допуск СРО – это разрешение, выдаваемое саморегулируемой организацией своему члену на проведение работ, указанных в Перечне видов строительных работ (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624). Если для строительных работ требуется допуск СРО, а организация или индивидуальный предприниматель ведут деятельность без него, за это предусмотрена административная (штраф до 50 тыс. рублей) и даже уголовная ответственность.

Допуск выдается без ограничения срока действия, и работать по нему можно по всей территории России. Порядок предоставления допуска СРО зависит от условий, утвержденных внутренним регламентом конкретной саморегулируемой организации. Требования к выдаче свидетельства о допуске утверждаются на общем собрании членов саморегулируемой организации отдельно для каждого вида работ, причем они зависят от того, на каких объектах эти работы ведутся: уникальных, особо опасных, технически сложных.

Желающий получить допуск должен будет документально подтвердить наличие в штате работников необходимой квалификации и достаточной технической базы. Минимальными требованиями к кадрам является наличие трех специалистов с высшим образованием или пяти со средним специальным образованиям (с определенным стажем и квалификацией). Некоторые СРО могут требовать при вступлении от своих членов наличие сертификата ISO. Такой сертификат подтверждает, что у его владельца организована система менеджмента качества, что обеспечивает высокое качество товара и услуг.

Органами управления СРО являются: общее собрание членов СРО; постоянно действующий коллегиальный орган управления; исполнительный орган. Функции постоянно действующего коллегиального органа управления могут осуществляться общим собранием членов саморегулируемой организации.

К специализированным органам СРО, которые не являются органами управления, но создаются в обязательном порядке, относятся: орган, осуществляющий контроль над соблюдением членами организации требований стандартов и правил СРО; орган по рассмотрению дел о применении в отношении ее членов мер дисциплинарного воздействия. Федеральными законами в отношении СРО отдельных видов деятельности может предусматриваться формирование иных специализированных органов. Например, в СРО оценщиков создается экспертный совет, членами которого проводится экспертиза отчетов об оценке.

Предусмотрено, что орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов организации мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных СРО, вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия: 1) вынесение предписания, обязывающего члена СРО устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений; 2) вынесение члену СРО предупреждения; 3) наложение на члена СРО штрафа; 4) рекомендация об исключении лица из членов СРО, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО; 5) иные установленные внутренними документами СРО меры.

Решения органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия (за исключением решения, предусмотренного вышеуказанным п. 4) могут быть обжалованы в постоянно действующий коллегиальный орган управления в сроки, установленные СРО. Решение постоянно действующего коллегиального органа управления об исключении лица из членов СРО может быть обжаловано лицом, исключенным из членов организации, в суд.

Правовая природа указанных мер дисциплинарного воздействия является дискуссионной. Правовой науке известно понятие дисциплинарной ответственности как института трудового права. Дисциплинарная ответственность — это обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей . Очевидно, что ответственность участников СРО не может квалифицироваться таким образом. Г.О. Аболонин приводит аргументацию, согласно которой в основе дисциплинарного производства саморегулируемых организаций используется гражданско-правовой фундамент . В.В. Романова приходит к выводу, согласно которому «юридическая ответственность членов саморегулируемых организаций имеет особое место среди различных видов юридической ответственности» . Т.В. Кувакина предлагает использование термина «статусная ответственность», соотносит ее с гражданской, административной, уголовной и дисциплинарной ответственностью .

Читайте также:  Покупка и продажа квартиры в одном году

Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: учебник. М., 2005. С. 326.
Аболонин Г.О. Дисциплинарное производство саморегулируемых организаций — на острие конфликта. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 14.
Романова В.В. Указ. соч. С. 381 — 383.
Кувакина Т.В. Ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 158.

Полагаем, теория юридической ответственности не должна быть закостеневшим явлением. По мере развития и усложнения общественных отношений сложившиеся понятия и институты претерпевают существенные изменения. Это касается и видов ответственности. Сегодня, когда формируется теория саморегулирования, необходимо глубокое научное обоснование особой правовой корпоративной природы ответственности членов саморегулируемых организаций.

Важно и то, что Закон о СРО предусматривает открытый перечень мер дисциплинарного воздействия, возлагаемых на членов организации. Аналогичные нормы содержатся и в специальном законодательстве. Так, согласно пп. 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» саморегулируемая организация аудиторов может применить и иные, помимо определенных данной статьей, установленные внутренними документами СРО аудиторов меры дисциплинарного воздействия. Данная норма, по сути, превращает права СРО по принятию в отношении своих членов мер дисциплинарного воздействия в неограниченные.

Предваряя возможные злоупотребления СРО своими полномочиями, считаем необходимым применение следующей правовой конструкции: установление в Законе о СРО открытого перечня мер дисциплинарного воздействия, который может быть дополнен иными федеральными законами; определение специальными законодательными актами исчерпывающего перечня мер дисциплинарного воздействия, возлагаемых на членов соответствующих СРО, на основе Закона о СРО и с учетом специфики того или иного вида предпринимательской либо профессиональной деятельности.

В заключение отметим, что совершенствование правового обеспечения саморегулирования необходимо. Развитие данного правового института предпринимательского права и соответствующих общественных отношений, входящих в предмет предпринимательского права, должно быть направлено на обеспечение частных и публичных интересов с целью достижения их баланса.

Диссертационные исследования

Аганина Р.Н. Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.

Баймуратова З.М. Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук. М, 2010.

Богомолова Т.П. Неправительственные саморегулируемые организации как институт становления гражданского общества в современной России: социологический анализ: дис. … канд. социол. наук. М., 2001.

Басова А.В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.

Владыка Е.В. Проблемы правового регулирования деятельности арбитражного управляющего: дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.

Волжанин А.В. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих: дис. … канд. экон. наук. М., 2007.

Герасимов А.А. Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций: дис. … канд. юрид. наук. М., 2011.

Грачев Д.О. Правовой статус саморегулируемых организаций: дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.

В России действует свыше тысячи саморегулируемых организаций в различных сферах экономической деятельности. Вступление в СРО дает возможность компании выйти на более высокий уровень бизнеса, получить новые стимулы к развитию. А в некоторых случаях – например, в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях – является обязательным условием для участия в крупных тендерах.

СРО представляет собой некоммерческое партнерство, члены которого занимаются одним видом деятельности. Саморегулируемая организация вырабатывает стандарты этой деятельности и отслеживает их выполнение.

Участники СРО осуществляют своего рода взаимное страхование, формируя специальные компенсационные фонды. Из них оплачивается нанесение вреда третьим лицам в результате нарушения стандартов членами СРО, а также возмещается ущерб госзаказчикам, если состоящая в СРО компания не исполняет свои обязательства по контракту.

Чтобы стать членом саморегулируемой организации, необходимо собрать внушительный пакет документов, но и при этом можно получить отказ, если вы уже состоите в другом СРО, документов не хватает либо ваши возможности не соответствуют принятым в СРО стандартам.

Члены СРО уплачивают вступительный взнос, а также регулярные взносы. В целом получаются довольно внушительные суммы, но если вы планируете всерьез завоевывать рыночные высоты, без таких расходов не обойтись. Членство в СРО значительно повышает доверие заказчиков к фирме, в случае неприятностей вам не придется самостоятельно оплачивать крупное возмещение, плюс вы получаете доступ к базе знаний СРО, а ваши сотрудники проходят постоянное переобучение.

Покинуть СРО можно по собственному желанию, по причине реорганизации или прекращения деятельности либо из-за нарушения правил и стандартов саморегулируемой организации.

Заявление и пакет документов на вступление в СРО в соответствии с ГрК РФ рассматривается до 30 дней. При помощи специалистов компании СтройЮрист этот срок сократится до 3-5 дней, в зависимости от требований саморегулируемой организации.

Регистрацией специалиста в национальном реестре НОСТРОЙ/НОПРИЗ без нужных знаний и опыта можно заниматься до нескольких недель. Однако на нашей практике можно ускорить процесс до 1-3 дней.

Удостоверение о повышении квалификации самостоятельно получать около 3 недель.

Внимание! С 01.09.22 вместо УПК вводится независимая оценка квалификации (НОК).

Но, учитывая сложность перехода всей отрасли на НОК с 1 сентября 2022 года, был принят приказ Минстроя №529/пр, переносящий этот срок. Теперь обязательство получения НОК, когда просрочено повышение квалификации, перенесено на 12 месяцев. То есть можно получать сертификаты о повышении квалификации до 1 сентября 2022 года, и они будут действительными.

Читайте также:  В какой валюте хранить накопления в 2022 году? Советы экспертов

Если получать справку о несудимости через Госуслуги, то это может занять от 3 дней до 2 недель, через МФЦ от 1 до 3 недель, через отделение МВД до 30 дней.

Выписку из реестра действующему члену объединения можно получить бесплатно и срок ее актуальности составляет месяц. Проверить достоверность документа может любой желающий на сайте СРО в реестре участников.

К основным признакам СРО относятся:

1) СРО — некоммерческая организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2) СРО создается для достижения определенных целей, а именно для разработки и установления стандартов и правил предпринимательской деятельности, а также контроля за соблюдением требований данных стандартов и правил;

3) СРО основана на членстве. Саморегулируемые организации могут создаваться только в форме некоммерческих организаций, предусматривающих членство. К таким организациям в соответствии относятся общественные объединения, некоммерческие партнерства и др.;

4) СРО — это объединения предпринимателей, построенные по профессиональному или отраслевому признаку. Как правило, объединение субъектов предпринимательской деятельности осуществляется исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо по совокупности признаков, объединяющих субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Преимущества СРО для ИП

Вопрос о получение статуса участника СРО не так актуален среди ИП ввиду незнания или непонимания достоинств пребывания в объединённом сообществе. Индивидуальный предприниматель – субъект СРО, который имеет возможность участвовать в крупных тендерах на проведение работ или услуг и проведении деятельности в сфере государственных заказов. Кроме того, саморегулирование в предпринимательской деятельности позволяет выполнять строительные или ремонтные работы на объектах с повышенной опасностью. Как бонус – предприниматель заводит полезные знакомства и работает с крупными партнерами, на которых не смог бы выйти самостоятельно. С 2017 года СРО имеет право представлять своих членов в суде, например, подать иск в суд для защиты предпринимателя в случае его банкротства, что также облегчает работу и сохраняет бюджет небольшого ИП.

Правовой статус саморегулируемых организаций.

Под саморегулируемыми организациями Закон о СРО понимает некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным законом и другими федеральными законами, основанными на членстве, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (п. 1 ст. 3).

Закон о СРО имеет ограниченную сферу деятельности, т.к. он распространяется не на все виды СРО. Например, он не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов и др.

СРО должны быть созданы в форме некоммерческой организации в соответствии с требованиями, установленными Законом о СРО, ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и должны отвечать следующим требованиям:

1) быть основаны на членстве;

2) объединять субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединять субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Объединение в одной СРО субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами;

3) объединять в своем составе в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении СРО, объединяющих указанных субъектов, не установлено иное;

4) иметь стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО;

5) обеспечивать дополнительную имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;

6) в случае, если иное не установлено федеральным законом, должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.

Федеральными законами могут быть установлены иные (в том числе повышенные) требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их СРО.

Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о ней в государственный реестр СРО и утрачивает его с даты исключения сведений о ней из указанного реестра (п. 6 ст. 3 Закона о СРО). Реестр ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Например, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ведет единый государственный реестр СРО оценщиков и арбитражных управляющих, Ростехнадзор – СРО в строительной сфере.

Правила ведения государственного реестра СРО определены постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» от 29 сентября 2008 г. № 724.

Это так называемый общий способ приобретения некоммерческой организацией статуса СРО, основанный на юридическом факте внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО. Наряду с этим выделяется и специальный способ, предусмотренный иными законами, заключающийся в получении разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти (в сферах рынка ценных бумаг, инвестиционной деятельности).

Читайте также:  На Белгородчине 1147 семей оформили ежемесячные выплаты маткапитала

Только с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО она вправе осуществлять свою уставную деятельность (абз. 3 п. 1, п. 3 ст. 49 ГК РФ).

В системе юридических лиц СРО выступает в качестве вида (разновидности) организационно-правовой формы ассоциации (союза) (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

СРО, как и любое юридическое лицо, обладает правоспособностью. При этом одни авторы полагают, что ее правоспособность является исключительной, другие – специальной; высказана также точка зрения, что у СРО с момента ее внесения в государственный реестр СРО возникает публичная правоспособность (наряду с гражданской правоспособностью), которая является основной для деятельности СРО.

На наш взгляд, правоспособность СРО является специальной, поскольку Законом о СРО определены конкретные функции, права и обязанности таких организаций, а также существенные ограничения их прав (ст.ст. 6, 14). Так, например, СРО не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Кроме того, они не вправе учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой СРО, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ.

Виды СРО

Существуют следующие основные виды СРО:

СРО в строительстве — состоящие из фирм и индивидуальных предпринимателей, занятых непосредственно в строительной сфере;

СРО в инженерных изысканиях — участники которых выполняют инженерные изыскания;

СРО в проектировании — основанные на членстве юридических лиц, занимающихся подготовкой проектной документации.

Виды деятельности, в которых членство в СРО является обязательным: Аудиторская; Архитектурно – строительное проектирование; Кредитная кооперация; Теплоснабжение; Инженерные изыскания; Работа арбитражных управляющих (проводят банкротство юридических и физических лиц); Оценочная деятельность; Деятельность в области энергетического обследования; Работа ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов; Строительство.

Виды деятельности, в которых членство в СРО является добровольным:

  • Профессиональное оказание услуг на рынке ценных бумаг;
  • Работа негосударственных пенсионных фондов;
  • Осуществление рекламного бизнеса;
  • Функционирование патентных поверенных;
  • Функционирование жилищных накопительных кооперативов;
  • Функционирование микрофинансовых организаций;
  • Посредническая деятельность по урегулированию споров.

Как правильно выбрать СРО?

Зайдите на сайт, посмотрите оформление, ознакомьтесь с контентом. Солидная компания не экономит на оформлении интернет-ресурса. Прочитайте, какую помощь и услуги предоставляет организация для своих членов.

  • Узнайте сколько лет на рынке.
  • Уточните, состоит ли саморегулируемая организация в Государственном реестре.
  • Проверьте состав участников СРО. Обратите внимание на крупные компании.
  • Почитайте отзывы клиентов в интернете.
  • Ознакомьтесь с требованиями к новым членам (перечень документов, минимальная сумма обязательных взносов, установленных законодательством, условия для специалистов). Если требования занижены, лучше поищите другое объединение.

История и назначение законодательства по СРО

Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.

Общие условия вступления в СРО

СРО обладают довольно широкими полномочиями. В частности, организации могут самостоятельно устанавливать размер некоторых взносов, условия вступления. Ограничение только одно – условия получения доступа не могут быть мягче тех положений, которые прописаны в законе. Однако объединения могут делать эти условия более жесткими. Существуют СРО, в которые вступить крайне сложно. Однако участие в них является наиболее престижным.

Рассмотрим стандартную схему вступления в СРО:

Составлению заявления предшествует выбор подходящего объединения. СРО подбирается по территориальному, отраслевому принципу. К примеру, если строительная организация работает в Челябинске, она должна искать объединение, специализирующееся на строительной деятельности, работающее в Челябинской области. Немаловажным фактором в выборе являются условия вступления. Если компания не может пройти строгий отбор, ей нужно обращаться к СРО, более лояльным в предоставлении допуска.

ВАЖНО! У каждого объединения могут быть свои требования относительно перечня документов, необходимых к предоставлению. Поэтому перед подачей заявки нужно зайти на сайт конкретного СРО и ознакомиться с установленными условиями.

Зачем строительным организациям нужен допуск СРО?

Для реализации профессиональной деятельности, оказывающей влияние на безопасность капитального строительства, подготовку проектов, проведение строительных работ и изысканий у компаний есть обязанность вступления в сро.

Действующее законодательство в сфере саморегулирования обязывает оформлять допуск СРО как крупные компании, так и индивидуальных предпринимателей, задействованных в строительной сфере.

Получение допуска СРО (или как его еще называют «лицензия СРО») дает организациям право на:

Видно, что допуск СРО не только контролируют строительные компании, но и выполняют работу, направленную на развитие отрасли в целом.

Компания имеет право стать членом одной или нескольких саморегулируемых организаций по разным направлениям работ. Однако им запрещается иметь несколько допусков СРО одного типа, например несколько допусков в СРО по проектированию. Допуски на эти виды работ выдают разные типы СРО.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *