Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Крестьянские (фермерские) хозяйства: понятие, виды, правовое положение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует специальный федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ, в котором указан порядок регистрации фермерского хозяйства и его дальнейшей деятельности. Однако, если сравнить это нормативный акт с законом «Об ООО», то окажется, что многие вопросы деятельности КФХ рассмотрены очень поверхностно.
Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г.
Такая правовая форма была предусмотрена Законом РСФСР 1990 года. Закон регламентировал деятельность в образованном фермерском хозяйстве и имущественные отношения его членов.
КФХ – самостоятельный субъект хозяйствования с правами юридического лица, представленный одним гражданином, членами семьи или лицами, осуществляющими производственные работы, деятельность по переработке и реализации сельхозпродукции на основе использования имущества, находящихся в их пользовании земельных участков.
Земельные участки могли быть взяты в аренду, находиться в пожизненно наследуемом имуществе или в собственности. Главой хозяйства являлся один из членов коллектива совместно ведущего хозяйство, дееспособный, трудоспособный человек.
Следует особо сказать, что право открывать КФХ имел каждый каждый совершеннолетний гражданин, имеющий опыт работы в с/х и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку.
Статус юридического лица КФХ приобретало после регистрации в гос. органе.
Государственная поддержка
Начинающие предприниматели могут получить государственную поддержку в форме гранта на развитие крестьянского фермерского хозяйства. Они предоставляются на конкурсной основе. Его можно направить на покупку участка. Грант выдается один раз и позволяет погасить до 90% затрат на создание материальной основы предприятия.
Государственная поддержка крестьянско-фермерских хозяйств также предоставляется в виде субсидий. С их помощью фермер может возместить определенную долю затрат на погашение процентов по кредитам:
- на закупку техники и минеральных удобрений;
- сооружение хранилищ и производственных построек.
Субсидии выдаются на следующие сроки:
- два года, если сумма займа на создание крестьянского фермерского хозяйства составляет не больше 5 млн. руб.;
- восемь лет при объеме займа более 10 млн. руб.
Что обозначает «КФХ»: расшифровка, цели создания и основные характеристики
КФХ — что это такое? Этой аббревиатурой в настоящее время принято обозначать «крестьянское фермерское хозяйство» — особую форму предпринимательской деятельности, направленную на создание или выращивание сельскохозяйственных товаров и их реализацию на рынке.
Главная цель любого КФХ — получение прибыли путём выращивания аграрной продукции и продажи её розничным или оптовым покупателям. Для этого в рамках фермерского объединения работают близкие родственники и привлекаются посторонние участники (но не более 5 человек).
Любое такое К Ф Х создаётся исключительно добровольно, а каждый член хозяйства полноценно участвует в его деятельности, но не ранее чем с 16 лет. Состоять одновременно в нескольких подобных объединениях, зарегистрированных как юридические лица, запрещено. КФХ имеют право на государственную поддержку в форме субсидий и грантов, так как работают в стратегически важной отрасли производства продуктов питания.
Ограничение и лишение дееспособности граждан
1. Понятие ограничения дееспособности граждан
Ограничение дееспособности граждан возможно лишь в случаях и в порядке, установленных законом (п. 1 ст. 22 ГК). Оно заключается в том, что гражданин лишается способности своими действиями приобретать такие гражданские права и создавать такие гражданские обязанности, которые он в силу закона уже мог приобретать и создавать. Речь идет, следовательно, об уменьшении объема имевшейся у лица дееспособности. Ограниченным в дееспособности может быть как лицо, имеющее неполную (частичную) дееспособность, так и лицо, имеющее полную дееспособность. Гражданские дела об ограничении дееспособности граждан рассматриваются судом с порядке особого производства (глава 31 ГПК РФ).
2. Ограничение неполной (частичной) дееспособности несовершеннолетних
По ранее действовавшему законодательству оно допускалось по решению органов опеки и попечительства. ГК усилил в этой области охрану интересов несовершеннолетних. Согласно п. 4 ст. 26 ГК ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет допускается только по решению суда. Ограничение дееспособности может выразиться в ограничении или даже в лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами. После вынесения судом такого решения несовершеннолетний будет иметь возможность распоряжаться заработком, стипендией и иными доходами (в полной мере или частично) только с согласия родителей, усыновителей, попечителя.
Гражданский кодекс определяет круг лиц, которые могут обратиться в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами: к их числу отнесены родители, усыновители или попечители, а также орган опеки и попечительства. Ни общественные организации, ни какие-либо заинтересованные лица (как предусматривалось ГК РСФСР 1964 г.) выступать с таким ходатайством не вправе.
Решение об ограничении дееспособности несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет может быть принято судом «при наличии достаточных оснований». Такими основаниями следует признать расходование денег на цели, противоречащие закону и нормам морали (покупка спиртных напитков, наркотиков, азартные игры и т.п.), либо неразумное их расходование, без учета потребностей в питании, одежде и т.д.
В зависимости от конкретных обстоятельств суд может либо ограничить несовершеннолетнего в праве свободно распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами, либо вовсе лишить его этого права. Выбор решения зависит от того, насколько прочны плохие склонности несовершеннолетнего и серьезны его ошибки в распоряжении заработком, стипендией, иными доходами. На основании решения суда заработок, стипендия, иные доходы несовершеннолетнего полностью или частично должны выдаваться не ему, а его законным представителям — родителям, усыновителям, попечителю.
В ГК прямо не предусмотрена возможность ограничения дееспособности несовершеннолетнего на определенный срок. Представляется, что установить такой срок вправе суд в своем решении. В этом случае по истечении установленного судом срока частичная дееспособность несовершеннолетнего должна считаться восстановленной в том объеме, которую он имел до ее ограничения. Если срок, на который ограничивается дееспособность несовершеннолетнего, не был указан, то ограничение действует до достижения несовершеннолетним 18 лет либо до отмены ограничения судом по ходатайству тех лиц, которые ходатайствовали об ограничении.
Ограничение дееспособности несовершеннолетнего невозможно, если он приобрел полную дееспособность в связи с вступлением в брак до достижения 18 лет либо в порядке эмансипации. Следовательно, применительно к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет имеется в виду ограничение их частичной дееспособности.
3. Ограничение полной дееспособности граждан
Законом допускается ограничение (при наличии определенных условий) дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК). Эта норма относится только к гражданам, обладающим полной дееспособностью, поскольку граждане в возрасте от 14 до 18 лет при наличии достаточных оснований ограничиваются в дееспособности в порядке, рассмотренном выше. Вместе с тем следует признать, что норма ст. 30 ГК распространяется и на несовершеннолетних, которые до достижения 18 лет приобрели полную дееспособность в связи с вступлением в брак (п. 2 ст. 21 ГК) или в порядке эмансипации (ст. 27 ГК). К таким гражданам должны применяться все правила, относящиеся к полностью дееспособным лицам, и не могут применяться нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетних.
Ограничение дееспособности совершеннолетнего гражданина является весьма существенным вторжением в его правовой статус и поэтому допускается законом при наличии серьезных оснований, которые должны быть установлены судом.
Во-первых, ограничение дееспособности предусмотрено ст. 30 ГК только для лиц, злоупотребляющих спиртными напитками либо наркотическими средствами. Иные злоупотребления и пороки (например, азартные игры, пари и т.п.) не могут повлечь ограничения дееспособности, если даже они являются причиной материальных затруднений семьи.
Во-вторых, основанием для ограничения дееспособности гражданина по ст. 30 ГК служит такое чрезмерное употребление спиртных напитков или наркотических веществ, которое влечет за собой значительные расходы средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение.
Ограничение дееспособности гражданина в рассматриваемом случае выражается в том, что в соответствии с решением суда над ним устанавливается попечительство и совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию или иные виды доходов и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Он вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки (п. 1 ст. 30 ГК) .
При прекращении гражданином злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над ним попечительство. Если гражданин после отмены ограничения его дееспособности снова начнет злоупотреблять спиртными напитками или наркотическими средствами, суд по заявлению заинтересованных лиц может повторно ограничить его дееспособность.
Законодательство некоторых стран одним из оснований ограничения или лишения дееспособности признает расточительность. Так, Германское гражданское уложение до 1992 г. содержало норму, согласно которой тот, кто своей расточительностью ставит себя или свою семью в тяжелое материальное положение, может быть лишен дееспособности и ставится под опеку. По Гражданскому кодексу Франции расточитель не лишается дееспособности, но может совершать сделки и иные юридические действия лишь с разрешения назначенного трибуналом советника (ст. 513).
Акты гражданского состояния
1. Понятие гражданского состояния
Гражданское состояние — правовое положение конкретного гражданина как носителя различных прав и обязанностей (политических, имущественных, личных и проч.), определяемое фактами и обстоятельствами естественного и общественного характера. Следовательно, ответить на вопрос о гражданском состоянии гражданина — значит указать факты, индивидуализирующие его (фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, возраст), охарактеризовать правоспособность и дееспособность (гражданскую, трудовую и т.д.) и семейное положение.
Гражданское положение людей неодинаково, поскольку существенно различаются определяющие его факты и обстоятельства. Например, гражданское состояние человека в возрасте 14 лет характеризуется тем, что он, обладая гражданской правоспособностью, дееспособен частично. Гражданское состояние совершеннолетних граждан также различно, поскольку одни из них состоят в браке, а другие — нет, одни имеют детей (и, следовательно, родительские права и обязанности), а другие — нет и т.д.
Понятие гражданского состояния может употребляться и в более узком смысле — правового положения гражданина как участника только имущественных и личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом.
Фактам и обстоятельствам, от которых зависит гражданско-правовой статус гражданина, придается важное значение и другими отраслями права, в связи с чем целесообразно рассматривать их в обобщенном виде и пользоваться пониманием гражданского состояния в широком смысле.
2. Виды актов гражданского состояния и их регистрация
Актами гражданского состояния (от латинского actio — «действие, поступок») согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» признаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Акты гражданского состояния представляют собой юридические факты, поскольку закон связывает с ними возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей.
Возможные виды фермерских хозяйств
После выяснения типа КФХ проще определиться с его видом деятельности. Всего таких типов существует четыре:
- Хуторское КФХ. Оно характеризуется компактным расположением, все постройки возводятся, что называется, с нуля. В силу того, что такой тип фермерского хозяйства требует больших финансовых вливаний, он не очень популярен. Однако, если вам нужно большое пространство для будущей деятельности, этот вариант будет подходящим.
- Отрубное фермерское хозяйство. Оно достаточно велико и подходит для вахтового метода. Обычно здесь имеет место плотное размещение различных строений, что заставляет предпринимателя задуматься над логистикой. Однако его плюсы в том, что оно позволяет совмещение нескольких видов животноводства.
Особенности правового положения КФХ
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ред. от 30.10.2009; далее — Закон о КФХ) крестьянское (фермерское) хозяйство — это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством , имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К такой деятельности КФХ применяются по общему правилу нормы ГК РФ и других законов, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
Допускается членство в КФХ и граждан, не состоящих в родстве с главой КФХ, однако их число не может превышать пяти человек (п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона о КФХ).
Согласно ранее действовавшему и утратившему силу с 17.06.2003 Закону РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ регистрировались как юридические лица. Этот процесс продолжался вплоть до 1 января 1995 г., когда вступила в силу часть первая ГК РФ, в п. 2 ст. 23 которой появилась норма о том, что глава КФХ, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, а в гл. 4, в которой перечислены организационно-правовые формы юридических лиц, такой формы юридического лица, как КФХ, не было предусмотрено.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 действующего Закона о КФХ крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2013 г. На такие хозяйства нормы Закона о КФХ и других правовых актов, касающихся деятельности КФХ, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов или существа правоотношения.
Таким образом, в настоящее время параллельно существуют два типа КФХ: а) юридические лица; б) индивидуальные предприниматели (далее — ИП) (в последнем случае собственно индивидуальным предпринимателем признается глава КФХ).
Поскольку российское гражданское законодательство не признает коллективную правосубъектность, субъектом права и лицом, выступающим в хозяйственном обороте, по действующему Закону о КФХ следует признать не хозяйство, а главу КФХ (индивидуального предпринимателя). Соответственно, стороной в договоре применительно к КФХ, ранее зарегистрированному в качестве юридического лица и не приведшему свой статус в соответствие с частью первой ГК РФ, будет само КФХ как продолжающее существовать юридическое лицо, от имени которого представительство и защиту интересов будет осуществлять глава КФХ.
В связи с перерегистрацией КФХ — юридических лиц на КФХ — индивидуальных предпринимателей арбитражная практика выработала подход, согласно которому приведение правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с требованиями гражданского законодательства не изменяет и не прекращает его прав и обязанностей. В качестве примера можно привести Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 N 17АП-1306/2010-ГК по делу N А50-17451/2009.
Правовые особенности КФХ
Существует специальный федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ, в котором указан порядок регистрации фермерского хозяйства и его дальнейшей деятельности. Однако, если сравнить это нормативный акт с законом «Об ООО», то окажется, что многие вопросы деятельности КФХ рассмотрены очень поверхностно.
Распоряжение имуществом, его раздел, выплата компенсации, права и обязанности членов хозяйства должны быть прописаны в соглашении, к составлению которого закон не предъявляет никаких требований. Возможно, законодатели исходили из того, что в крестьянско-фермерское хозяйство объединяются близкие люди, поэтому нет необходимости жестко регулировать их взаимодействие между собой.
Порядок регистрации КФХ мало чем отличается от регистрации индивидуального предпринимателя, причём, закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации» вообще не упоминает об этой организационно-правовой форме.
Из закона № 74-ФЗ однозначно понятно, что крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом, хотя и может состоять из нескольких членов. Индивидуальным предпринимателем КФХ тоже не признаётся, но сведения о нём вносятся в реестр ЕГРИП по имени главы хозяйства.
Несмотря на то, что законодательной чёткости в определении крестьянско-фермерское хозяйства нет, в России его регистрируют достаточно часто. По состоянию на 1 марта 2017 года в ЕГРИП числилось 150 634 КФХ, из них в 2016 году зарегистрировано 25 845 субъектов.
Какие правовые особенности КФХ можно назвать ключевыми? Их довольно много:
- основная деятельность фермерского хозяйства должна быть связана с производством, переработкой, реализацией сельхозпродукции;
- крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом или ИП, но после регистрации КФХ его глава получает статус индивидуального предпринимателя;
- главу крестьянского хозяйства можно сменить, если он добровольно отказался от своих обязанностей или не может выполнять их в течение более чем полугода;
- смена главы КФХ не прекращает его членства в хозяйстве;
- членами крестьянско-фермерского хозяйства могут быть только физические лица, состоящие в родстве или отношениях свойства (родственники супруга главы КФХ, с которыми у него нет кровного родства: тесть, тёща, свёкор, свекровь, зять, золовка и др.);
- допускается также приём в члены КФХ не более пяти лиц, которые не связаны родством с главой хозяйства;
- члены КФХ действуют на основании соглашения, в котором прописаны все ключевые вопросы деятельности;
- имущество, продукция и доходы фермерского хозяйства принадлежат всем его членам на праве совместной собственности, но по соглашению могут быть разделены на доли;
- сделки от имени КФХ заключает его глава;
- фермерское хозяйство отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом;
- член КФХ может выйти из него, но продолжает нести субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства в течение двух лет после выхода;
- в случае выхода из крестьянско-фермерского хозяйства земельные участки и орудия производства не выделяются, но бывшему участнику выплачивают денежную компенсацию, пропорциональную его доле в общей собственности.
По своей правовой природе (наличие нескольких членов, действующих по соглашению и имеющих доли в совместном имуществе) фермерское хозяйство похоже на юридическое лицо, но полная имущественная ответственность по обязательствам сближает его с ИП.
В целом, если вы хотите начать бизнес в аграрной сфере, то регистрация крестьянского фермерского хозяйства необязательна. С таким же успехом можно открыть ООО или ИП, которые будут работать на специальном налоговом режиме ЕСХН.
Пожалуй, основной причиной популярности регистрации КФХ в России можно назвать специальные программы господдержки, многие из которых спонсируют именно крестьянские хозяйства, а не ИП или организацию. Если вас привлекла одна из таких госпрограмм поддержки начинающих фермеров, мы расскажем, как зарегистрировать фермерское хозяйство в налоговой инспекции.
Как получить землю для сельскохозяйственной деятельности?
Сложность получения землю для сельскохозяйственной деятельности не настолько сложный процесс, как может показаться. Государством создана специальная программа для поддержки начинающих аграрных предпринимателей. Поддержка включает в себе разные мероприятия и правовые аспекты, которые стимулируют фермерскую деятельность.
Процесс аренды земли имеет некоторую сложность, но широкий выбор правовых аспектов делает процесс оформления намного легче.
Официальный статус аренды открывает множество преимущественных путей, но придется платить налоги. Также возможно арендовать землю в большом количестве и в упрощенном порядке. Проще говоря, сложность аренды заключается в том, что в земельном законодательстве много новых нововведений. Они в свою очередь имеет при себе некоторые «пеньки», через которые можно легко споткнуться.
Действия уполномоченных органов
Местный институт власти либо соответствующее землеустроительное учреждение по его поручению, в соответствии с заявлением либо обращением госструктуры и с учетом зонирования местности, в месячный срок обеспечивают составление и утверждение проекта границ участка. В четырнадцатидневный срок должно быть принято решение о предоставлении надела заявителю безвозмездно либо за плату в собственность или в аренду. К постановлению прикладывается проект границ. Заключение договора аренды или купли-продажи участка для формирования хозяйства, ведения деятельности или расширения объединения осуществляется в течение недели после предоставления заявителем кадастрового плана в исполнительный орган государственно (местной) власти. Решение об отказе в предоставлении участка должно быть мотивированным. Оно может быть обжаловано в суде.
Правовой режим активов
Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.
По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.
В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.
В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.
ИП — это физлицо, которое зарегистрировано в налоговой службе и ведет свой бизнес. Между прочим, руководитель КФХ именуется ИП, т. е. до госрегистрации агрохозяйства его руководителю все равно понадобится регистрироваться в виде ИП. Главная положительная сторона ИП — простота госрегистрации и ведения документации. Также возможно при конкретных условиях применять льготные режимы налогового обложения.
Отрицательные стороны тоже есть. Так, существуют ограничения на определенные типы деятельности (в частности, на продажу алкогольных напитков). Хотя, если сравнивать с фермерским агрохозяйством, которому позволена лишь аграрная деятельность, область распространения ИП, бесспорно, больше.
Основная негативная черта — ИП ответственен за собственную деятельность всем собственным имуществом.
На основании свидетельства
Сегодня закон обязывает каждого ИП указывать в каждом договоре номер свидетельства о государственной регистрации. Наряду с этими данными должна быть указана дата, когда свидетельство было выдано. Правда, нет необходимости в самом тексте договора писать фразу «ИП, действующий на основании свидетельства № от…» Логичнее и правильнее указывать эти данные в конце документа рядом с местом, где ставится подпись и печать, если она есть у предпринимателя.
К тому же, такая формулировка считается ошибочной. Ее обычно используют в типовых договорах, а для индивидуального предпринимателя не разработаны подобные формы документов. При составлении подобных актов, он должен руководствоваться общими положения Гражданского Кодекса.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»2 (Далее – «Закон о КФХ») фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
В соответствии с действующим законодательством фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Согласно п. 3 ст. 1 Закона о КФХ к деятельности фермерских хозяйств применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусматривается законодательством РФ3.
В соответствии со ст. 5 Закона о КФХ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Государственная регистрация фермерских хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.
Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителе в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 2 Закона о КФХ хозяйстве Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством РФ о малом предпринимательстве.
Вмешательство федеральных органов государственной
Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств – ведение товарного сельскохозяйственного производства5.
Они обладают специальной правоспособностью, могут заниматься различными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, но при сохранении производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих видов деятельности. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности земельные участки предоставляются и приобретаются из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
КФХ вправе:
- самостоятельно хозяйствовать на земле;
- реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
- с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
- использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
- проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
- в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
- требовать установления/прекращения земельного сервитута;
- передавать участок или его часть в аренду.
Оно обязано:
- обеспечить целевое использование земель;
- осуществлять мероприятия по их охране;
- вносить плату за землю;
- не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
- своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.