Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидия на выполнение госзадания: что это и как связано с закупками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Специфика учреждений частично отражена в форме задания. Эта форма составляется в два этапа — органами власти в обобщённой трактовке, а также органами местного самоуправления с учётом внутренней специфики. Соответственно допускаются определённые различия в разных регионах. В Постановлении № 640 от 26.06.2015 приведена универсальная, стандартизированная форма 0506001. Именно ею предлагается пользоваться учреждениям, корректируя нужные пункты, если есть для этого основания. Молодой специалист и опытный, изучив данный бланк, сможет составить госзаказ, который будет использоваться в дальнейшем учебным учреждением. Благодаря этому директор школы может уйти в отпуск, передав инструкции исполняющему обязанности и не переживать ни о чём.
Что будет, если госзадание не выполнено?
18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:
- Вынесение предупреждения.
- Штраф от 100 до 1 000 рублей.
- Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.
Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:
- Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
- Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.
Ответственность за неисполнение установлена ФЗ №118 от 07.06.17 г. На основании этого нормативного акта КоАП РФ был дополнен статьей 15.15.5.1.
В целях обеспечения предоставления услуг подведомственными учреждениями учредитель формирует государственное (муниципальное) задание каждому учреждению на оказание соответствующих услуг (выполнение работ) и осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания путем выделения субсидии на его выполнение для бюджетных и автономных учреждений. Финансовое обеспечение казенных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы.
Таким образом, государственное (муниципальное) задание – это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент учредителя и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений. Объем государственного (муниципального) задания становится переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.
Основной задачей учредителя в отношении подведомственных учреждений является формирование в определенных объемах и доведение государственного (муниципального) задания и соответствующее финансовое обеспечение его выполнение в форме субсидии. Поскольку размер субсидии непосредственно связан с объемом оказываемых услуг, бюджетное (автономное) учреждение заинтересовано в увеличении объема оказываемых услуг, а также спроса на услуги за счет повышения их качества. В свою очередь, поскольку субсидия предоставляется бюджетному (автономному) учреждению не на функционирование, а на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, то у учредителя появляются новые инструменты и направления контроля, ориентированные на результат деятельности подведомственных учреждений.
Внесение изменений в госзадание
В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились. После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г. В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:
- Если нужно внести корректировки, создается новое госзадание с измененными пунктами. Нельзя издавать распоряжения, устанавливающие то или иное изменение. Нужно переписывать весь документ полностью.
- Нельзя менять показатели допустимых отклонений от установленных качественных и количественных значений. Поменять эти показатели можно только в следующем отчетном периоде.
- Менять госзадание нужно в обязательном порядке в том случае, если предоставлен предварительный отчет учреждения, по которому фактические показатели оказались меньше рекомендуемых.
ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.
Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:
- Появились другие требования к качественным и количественным показателям.
- Изменилось число потребителей услуг (к примеру, уменьшился спрос).
- Возникла необходимость в экономии из-за закупок.
Инициатором внесения изменений может быть как руководитель учреждения, так и учредитель. Руководителем в данном случае может двигать необходимость значительного несоответствия установленных норм и фактических показателей. Для корректировки документов руководителю нужно направить запрос учредителю.
ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.
Что будет, если госзадание не выполнено?
18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:
- Вынесение предупреждения.
- Штраф от 100 до 1 000 рублей.
- Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.
Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:
- Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
- Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.
Учреждению представляет собой специальный документ, в котором устанавливаются требования к качеству, составу либо объему, порядку, условиям и результатам предоставления услуг/производства работ. Данное определение присутствует в 6 статье БК. Форма документа, содержащего , утверждена правительственным постановлением № 671 от 02 сент. 2010 г. Ключевые нормы, регламентирующие правила его действия, установлены статьей 69.2 БК.
В ПП РФ № 640 от 26.06.2015 указано, что такое госзадание: основной документ бюджетных организаций, который определяет стоимость оказанных услуг и влияет на объем финансирования. Задание бюджетной организации на очередной финансовый год (плановый период) утверждается и доводится учредителем. Расчет нормативных затрат для госзадания согласовывается и определяется учредителем. Порядок и нормативы затрат устанавливаются на тот период, на который принимается закон о бюджете.
Общий порядок формирования государственного задания для бюджетных учреждений закреплен в постановлении Правительства № 640. Госзадание для учреждений субъекта и муниципальных организаций устанавливается высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Учредители бюджетных учреждений разрабатывают для подведомственных организаций:
Порядок формирования госзадания для казенных учреждений аналогичен порядку, установленному для бюджетных и автономных организаций. Но у них есть особенности, так как казенные учреждения, помимо выполнения госзадания, выполняют другие функции. Их эффективность оценивается по иным критериям.
Внесение изменений в госзадание
В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились. После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г. В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:
ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.
Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:
Инициатором внесения изменений может быть как руководитель учреждения, так и учредитель. Руководителем в данном случае может двигать необходимость значительного несоответствия установленных норм и фактических показателей. Для корректировки документов руководителю нужно направить запрос учредителю.
ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.
Порядок формирования государственного задания бюджетного учреждения
Государственное задание на оказание государственных услуг (например, для образовательного или медицинского учреждения) на 2018 год формирует учредитель (ГРБС) для своих подведомственных учреждений в соответствии с их основными видами деятельности. Учреждение не может отказаться от выполнения госзадания.
В госзадании устанавливают:
- показатели качества и объема оказываемых госуслуг или работ;
- порядок контроля за его выполнением, в том числе основания (условия и порядок) для его досрочного прекращения;
- требования к отчетности о выполнении;
- категории потребителей соответствующих услуг;
- в каком порядке оказыватьуслугу;
- предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих госуслуг потребителями, если учреждения оказывают услугу за плату в случаях, установленных федеральными законами, а также указывают порядок, по которому установлены предельные цены (тарифы) в случаях, предусмотренных законодательством.
Задание формируют на срок до одного года – если бюджет утвержден только на очередной финансовый год. А если бюджет утвердят на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета), то и государственное задание формируют на срок до трех лет.
Государственное (муниципальное) задание
Бюджетные учреждения создаются с целью выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Область деятельность бюджетного учреждения определяется его уставными документами. А конкретный перечень оказываемых государственных (муниципальных) услуг установлен в госзадании, которое составляет учредитель. На его основе с использованием установленных методик определяется объем финансового обеспечения в форме субсидии.
Требования к порядку формирования государственного задания
Порядок формирования государственного задания на оказание в 2011 г. государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных учреждений, как и ранее, определяет Правительство РФ с одним лишь уточнением: государственное задание формируется (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год — на один год, в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период — на три года (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).
Финансовое обеспечение его выполнения осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 69.2 БК РФ).
Во исполнение приведенных норм Правительство РФ разработало Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, которое утверждено Постановлением от 02.09.2010 N 671 (далее — Порядок формирования государственного задания и Постановление N 671). Постановление начнет действовать 01.01.2011 , за исключением отдельных его положений, для которых установлены иные сроки. В частности, п. п. 2 — 7 Постановления N 671 применяются со дня его официального опубликования — 13.09.2010 .
К сведению. Ранее в соответствии со старой редакцией п. п. 3 и 4 ст. 69.2 БК РФ Правительство РФ приняло Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденное Постановлением от 28.12.2008 N 1065. Установленный данным документом порядок формирования государственного задания действует с 15.05.2009 по 31.12.2010.
Какая установлена форма задания для государственных и муниципальных учреждений культуры
Учредитель устанавливает требования к формированию государственного (муниципального) задания. Такую норму содержит статья 69.2 Бюджетного кодекса РФ. Учреждение не может отказаться от выполнения задания. Тем самым оно гарантирует учредителю, что будет выполнять свои задачи и служить целям, ради которых создано (ч. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и п. 2.1 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).
Государственное (муниципальное) задание составляют по унифицированной форме. Все учреждения культуры используют в качестве шаблона форму задания федеральных учреждений в соответствии с приложением № 1 к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 (далее – Положение). Региональные и муниципальные органы управления вносят лишь незначительные правки.
Форма задания содержит три части. Это сведения об оказываемых государственных (муниципальных) услугах, о выполняемых работах, а также прочие сведения о задании. В первых двух частях есть отдельные требования к показателям услуг и работ. Третья часть задания содержит общую информацию.
С чего начать составлять задание
Учтите потребности населения в услугах и работах при составлении задания. Соотнесите их с теми услугами, которые может предложить учреждение. Потребности населения определите исходя из количества потребителей и существующего объема уже предлагаемых и востребованных населением услуг.
Услуги и работы, которые может оказывать ваше учреждение, никакими документами не ограничены. Но они не должны быть противоправными и должны соответствовать видам деятельности (для автономных и бюджетных – видам основной деятельности), предусмотренным уставом вашего учреждения. Услуги, которые учреждение включает в задание, должны быть включены в общероссийские базовые (отраслевые) перечни и классификаторы государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. Формулировки наименования услуг задания и базовых (отраслевых) перечней и классификаторов должны совпадать.
Внимание: вы не можете вести деятельность, не предусмотренную уставом. Если услуги, которые оказывает ваше учреждение по государственному (муниципальному) заданию, не входят в определенный уставом перечень видов основной деятельности, необходимо внести исправления в устав либо отказаться от выполнения «непрофильных» услуг.
Пример: дом культуры решил торговать алкогольной продукцией в розницу.
Такая деятельность будет противоречить основным целям учреждения. Учредитель, органы финансового контроля, иные контролирующие органы в этом случае потребуют прекращения такой деятельности и могут возбудить административное дело – в частности, за продажу алкоголя без лицензии.
Что такое перечни услуг и как их используют учреждения
Задание на 2018–2020 годы учредитель формирует по общероссийским базовым (отраслевым) перечням государственных и муниципальных услуг. Напрямую, без включения услуг из общероссийского базового (отраслевого) перечня в ведомственный. Если какой-либо услуги в базовом перечне нет, а также при необходимости включения в задание работ:
- учредитель федерального учреждения при формировании задания воспользуется федеральным перечнем государственных работ и услуг, который составляется на основе нормативных правовых актов РФ и включает услуги и работы, не вошедшие в общероссийский (базовый) перечень;
- учредитель регионального или муниципального учреждения дополнит задание услугами и работами, включенными в региональный перечень услуг и работ, которых нет в базовом перечне, но оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта РФ или муниципальными правовыми актами.
Это следует из статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ.
Внесение изменений в госзадание
В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились. После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г. В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:
- Если нужно внести корректировки, создается новое госзадание с измененными пунктами. Нельзя издавать распоряжения, устанавливающие то или иное изменение. Нужно переписывать весь документ полностью.
- Нельзя менять показатели допустимых отклонений от установленных качественных и количественных значений. Поменять эти показатели можно только в следующем отчетном периоде.
- Менять госзадание нужно в обязательном порядке в том случае, если предоставлен предварительный отчет учреждения, по которому фактические показатели оказались меньше рекомендуемых.
ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.
Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:
- Появились другие требования к качественным и количественным показателям.
- Изменилось число потребителей услуг (к примеру, уменьшился спрос).
- Возникла необходимость в экономии из-за закупок.
Инициатором внесения изменений может быть как руководитель учреждения, так и учредитель. Руководителем в данном случае может двигать необходимость значительного несоответствия установленных норм и фактических показателей. Для корректировки документов руководителю нужно направить запрос учредителю.
ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.
Что будет, если госзадание не выполнено?
18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:
- Вынесение предупреждения.
- Штраф от 100 до 1 000 рублей.
- Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.
Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:
- Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
- Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.
Порядок на госзадания региональном и местном уровне
Для региональных (муниципальных) учреждений форму, порядок формирования задания и финансового обеспечения устанавливает высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ или местная администрация (п. 7 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Дополнительно к заданию учредителю рекомендуют составлять и подписывать с учреждением соглашение о предоставлении субсидии (раздел 6 Комплексных рекомендаций, приведенных в письме Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036). Примерная форма задания приведена в Комплексных рекомендациях из письма Минфина России от 16 мая 2011 г. № 12-08-22/1959.
В процессе непосредственной реализации требований, утвержденных структурами, выступающими в качестве учредителей, возникают вопросы относительно условий и порядка, в соответствии с которыми может изменяться . Основные сложности состоят в том, что работа в разных социальных отраслях планируется по-разному. В случае предоставления большей части услуг есть возможность четко определить объем задания на весь срок его действия, но в некоторых сферах он повержен значительным и плохо прогнозируемым изменениям. В первую очередь такая ситуация свойственна спорту и культуре. В сферах, отличающихся нестабильным спросом, целесообразно предусматривать процедуру корректировки финансирования в соответствии с количеством предоставленных услуг или произведенных работ.
На федеральном уровне он обеспечивается методическими рекомендациями, которые утвердили Минфин России и Минэкономразвития в совместном письме. В частности, определено, что контроль соблюдения условий и требований осуществляется структурами, реализующими полномочия и функции учредителя. Минэкономразвития и Минфин России одобрили проведение надзорных мероприятий в форме выездных и камеральных проверок. При этом структурам, которые реализуют полномочия и функции учредителей, рекомендовано утвердить порядок контроля, в котором, в числе прочего, определялись бы его задачи и цели, перечислялись и описывались бы меры, которые допустимо принимать по окончании ревизий.