Субъекты банкротства. Правовой статус арбитражного управляющего.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъекты банкротства. Правовой статус арбитражного управляющего.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В гражданском праве термином «должник» обозначается сторона во всяком гражданско-правовом обязательстве, которая должна совершить определенные действия по требованию кредитора: передать товар, выполнить работу, оказать услуги, уплатить денежную сумму (ст. 307 ГК РФ).

Кредитором признается лицо, в пользу которого должник обязан совершить определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, т.е. лицо, наделенное правом требовать от должника исполнения его обязанности (ст.307 ГК РФ).

Однако участниками процесса банкротства хозяйствующих субъектов могут быть только кредиторы по денежным обязательствам, являющиеся стороной в денежном обязательстве должника и обладающие имущественными (денежными) претензиями к потенциальному банкроту.

В качестве кредиторов по денежным обязательствам могут выступать российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (п.1 ст.2 ГК РФ).

Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают только лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве конкурсными кредиторами.

Конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст.2 Закона).

В отличие от иных кредиторов, конкурсные наделены большим объемом правомочий. Это выражается,

во-первых, в том, что только конкурсные кредиторы являются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ст.34 Закона);

во-вторых, только конкурсные кредиторы имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст.7);

в-третьих, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы (ст.12).

Собрание кредиторов — это специальный орган, представляющий интересы кредиторов во взаимоотношениях с должником. Его участниками с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы.

Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. При этом неустойки (штрафы, пени), подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются (п.3 ст.12 Закона о банкротстве).

Участниками собрания кредиторов без права голоса являются представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

К исключительной компетенции собрания кредиторов отнесены важнейшие вопросы, возникающие в процессе банкротства. В частности, собрание кредиторов принимает решение о целесообразности введения внешнего управления имуществом должника, о заключении мирового соглашения, о порядке оценки имущества должника, об избрании членов комитета кредиторов; о выборе саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур арбитражного управляющего, о выборе реестродержателя и т.д. (ст.12 Закона).

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

При добавлении в ФЗ о банкротстве в 2015 г физических лиц, был неутешительный прогноз о том, что предстоит стремительный бум исков от рядовых граждан, и на Арбитражные суды ляжет большая нагрузка. Но судебная практика за прошедшие годы показала иную статистику. Работа судов по процессам о несостоятельности набирает обороты постепенно.

К концу 2015 г было подано более чем 2 тысячи заявлений. Для сравнения, дел о неплатежеспособности юридических лиц было рассмотрено 13 тыс.

В 2016 году уже в первые 6 месяцев показатели превысили прошлый год (почти 3 тысячи дел). Во втором полугодии количество заявлении от физических лиц превысило объем дел юрлиц в 1,5 раза.

В 2017 году существенное увеличение лиц, заявляющих о своей финансовой несостоятельности, произошло в 3-4 квартале. Прошли процедуру банкротства почти 19 тысяч россиян.

Участники процедуры банкротства предприятий

В процедуре банкротства принимают непосредственное участие следующие субъекты системы банкротства:

  • арбитражный суд;

  • собственник предприятия;

  • арбитражные управляющие;

  • наемные работники;

  • инвесторы;

  • должник;

  • кредиторы;

  • органы государственной власти.

Критерии банкротства предприятия

Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.

Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Российская Федерация, правительство в законе о банкротстве детально рассматривают участников процесса, давая им характеристику, наделяя правами и обязанностями.

Читайте также:  Нарушение работником больничного режима

Какие изменения в закон о банкротстве можно ждать в 2023 году

16 ноября 2022 на совещании у президента России Владимира Путина Министерство экономического развития представило новации, которые оно разработало в целях совершенствования процесса упрощенного банкротства физических лиц. По итогам доклада МЭР предложения были одобрены самим президентом, членами правительством и Банком России.

Что нового нас ждет, когда поправки в закон будут приняты? Минимальную сумму, при которой возможно внесудебное банкротство, МЭР предлагает снизить с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, максимальный же лимит долга — увеличить до 1 млн рублей.

Одновременно предложено снизить срок для прохождения повторной упрощенки: с 10 до 5 лет после признания физического лица несостоятельным. Также планируется, что подать на внесудебное списание долгов смогу граждане, с которых уже 7 и более лет ФССП удерживает суммы по исполнительным документам в счет уплаты долга, но все-таки этот долг за этот срок так и не был закрыт.

Еще более существенные преимущества по признанию банкротства правительство планирует дать социально уязвимым группам населения, для которых взыскание долгов стало бесконечной реальностью. Правительство имеет ввиду тех должников, у которых единственным источником дохода стали пособия и социальные выплаты.

Это:

  • пенсионеры,
  • инвалиды,
  • семьи с детьми,
  • беременные женщины.

Планируется, что подать заявление в МФЦ эти люди смогут уже через год после начала принудительного взыскания долгов.

С момента старта в России механизма упрощенного банкротства им воспользовалось уже порядка 12 тыс. граждан с долгами на 4,2 млрд рублей. Из этой суммы 2,8 млрд рублей уже списаны.

Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.

Понятие и основания несостоятельности (банкротства) юридического лица

Специальный случай ликвидации юридического лица — его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования

  • кредиторов по денежным обязательствам,
  • о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
  • исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Общий статус должника

На уровне ГК РФ в статье 307 установлено определение должника как лица, имеющего перед другими лицами любое обязательство, в том числе как финансовое, так и материальное или нематериальное. Таким образом, в общегражданском праве должником считают лицо, которое обязано выполнить (или не выполнить) в установленный срок определенное действие, которым может быть как передача финансовых средств, так и передача имущества или оказание услуги.

А вот профильный закон в своей 2 статье уточняет понятие должника применимо к делам о банкротстве – в нем должником считают лицо, имеющее перед кредиторами неисполненные денежные обязательства. Таким образом, наличие у субъекта невыполненных обязательств по поставке товаров и оказанию услуг делает его должником с точки зрения гражданского права и позволяет взыскать с него такой долг в судебном порядке, но не позволяет кредиторам инициировать в отношении него дело о признании и урегулирования несостоятельности.

Рассмотрим, какой правовой статус имеют участники банкротства в зависимости от их категории.

Правовой статус кредиторов в деле о банкротстве установлен второй статьей профильного Закона, а также его же ст. 18. Кредитором признается сторона процесса, перед которой имеются неисполненные денежные обязательства. Закон выделяет понятие конкурсных кредиторов, которые имеют право подавать в отношении имеющей долг организации иск о банкротстве. К этой категории относятся все кредиторы, кроме сотрудников организации, перед которыми она имеет долг по заработной плате.

Кредиторы имеют право проводить собрания кредиторов, на которых они координируют свою позицию и могут выдвигать совместные требования к должнику, а также утверждать кандидатуру арбитражного управляющего. Правом голоса на собраниях обладает каждый из кредиторов.

В зависимости от того, кто именно подал заявление о признании должника банкротом, выделяется кредитор-заявитель, отвечающий за уплаты госпошлины и формирование пакета сопроводительных документов к исковому заявлению.

Статья 134 Закона о несостоятельности предусматривает также разделение кредиторов по очередности исполнения их требований. Вне очереди компенсацию получают кредиторы по текущим платежам, обязанности перед которыми возникли до начала процедуры банкротства. Затем получают расчет кредиторы по другим текущим платежам, включая арбитражного управляющего и привлеченных им лиц. Далее получают расчет кредиторы по оплате труда и возмещению нанесенного ущерба, затем кредиторы по другим нетто-выплатам. В последнюю очередь получают расчет кредиторы по признанным недействительными сделкам, владельцы облигаций банкротящейся компании и члены ее правления.

Статус арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий назначается судом на основании кандидатуры, внесенной собранием или комитетом кредиторов, и действует в первую очередь в их интересах. В случае несостоятельности организации его права и статус зависят от стадии рассмотрения дела:

  • наблюдение – управляющий отвечает за оценку активов фирмы и следит за соблюдением установленных в ст. 64 Закона № 127-ФЗ ограничений;
  • финансовое оздоровление – согласно ст. 82 закона № 127-ФЗ управляющий получает право ограничивать или отменять любую запланированную руководством компании сделку;
  • внешнее управление – фактическое руководство компанией переходит к управляющему в полном объеме;
  • конкурсное производство – управляющий контролирует процесс продажи активов фирмы и распределения полученных доходов между кредиторами согласно установленной судом очередности.

При рассмотрении несостоятельности физлиц управляющий имеет право ограничивать финансовую активность должника.

Субъекты несостоятельности (банкротства)

Субъектами отношений, возникающих в связи с банкротством, являются должник, кредиторы, арбитражные управляющие и ряд других лиц.

Круг лиц-должников, которые могут быть признаны банкротами, определен непосредственно в ГК РФ (ст. 25, п. 1 ст. 65), а также указан в Законе о банкротстве (п. 2 и 3 ст. 1, п. 2 ст. 231). К ним относятся юридические лица, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Исключение некоторых юридических лиц из числа лиц, которые могут быть признаны банкротами, объясняется следующим.

Казенные предприятия, хотя и отнесены законодателем к коммерческим организациям, практически полностью контролируются собственником (государством), который несет субсидиарную ответственность по долгам казенных предприятий при недостаточности их имущества (ст. 115 ГК РФ).

Применительно к учреждениям, являющимся некоммерческими организациями, действует по существу такое же правило: при недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ) Громов В.В. Рассмотрение арбитражными судами споров о субсидиарной ответственности лиц, вызвавших банкротство кредитных организаций // Право и экономика. 2007. № 5. С. 53-64..

Сложнее объяснить, почему политические партии и религиозные организации, являющиеся собственниками имущества, переданного им их членами, не могут быть признаны банкротами. Особенно если иметь в виду то, что они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 117 ГК РФ). Возможно это изъятие объясняется особой ролью политических партий и религиозных организаций в развивающемся российском обществе, обеспечением повышенных гарантий идеологического и религиозного многообразия в нашем обществе (ст. 13, 14 Конституции РФ) Макова Л.Я. Некоторые вопросы законодательного обеспечения несостоятельности (банкротства) // Актуальные проблемы российского права. 2007. № 1. С. 226-233..

Читайте также:  Лишение родительских прав. Порядок действий. Документы. Законы

Кредиторы — это широкое понятие, охватывающее всех лиц, имеющих по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Таким образом, понятие кредитора по Закону о банкротстве, с одной стороны, уже, чем в ГК РФ, так как не включает в себя кредиторов по товарным обязательствам, а с другой — шире, чем в ГК РФ, так как охватывает работников и лиц, предъявляющих требования по налогам.

В рамках общей категории кредиторов Закон о банкротстве выделяет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы.

Конкурсные кредиторы — это гражданско-правовые кредиторы по денежным обязательствам. Однако к ним не относятся кредиторы с требованиями о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, морального вреда, о выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители (участники) должника по требованиям, вытекающим из такого участия.

Уполномоченные органы — это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

Требования кредиторов отражаются в реестре требований кредиторов, который содержит сведения о каждом кредиторе, размере его требования к должнику, очередности удовлетворения каждого требования, основаниях возникновения требований кредиторов. Обязанность вести реестр требований кредиторов возлагается на арбитражного управляющего или на реестродержателя, привлекаемого на основании решения собрания кредиторов и договора, заключаемого реестродержателем с арбитражным управляющим Дорохина Е.Г. Проблемы разрешения корпоративных споров при банкротстве организации // Предпринимательское право. 2007. № 4. С. 13-15..

Кредиторы в деле о банкротстве не вправе обращаться к должнику об удовлетворении их требований в индивидуальном порядке, так как Закон о банкротстве предусматривает определенную очередность удовлетворения требований кредиторов. Поэтому при проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов.

Закон о банкротстве детально регламентирует правила созыва и проведения собрания кредиторов, принятия решений на нем (ст. 12-15). Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Каждый из них обладает на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру его требования к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представители работников должника, учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Созыв и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии что о времени и месте проведения собрания кредиторов они были надлежащим образом уведомлены.

Если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные Законом о банкротстве (п. 3 ст. 14), оно может быть проведено лицами, требующими его созыва. Это может быть комитет кредиторов; конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, размер требований которых составляет не менее 10% общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов; одна треть от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (ст. 14). Такие правила предусмотрены в целях защиты прав мелких кредиторов.

Собрание кредиторов имеет исключительную компетенцию, вопросы которой не могут быть переданы для решения иным лицам или органам. Решения на собрании кредиторов принимаются простым большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов. Пунктом 2 ст. 15 Закона о банкротстве предусмотрены исключения из этого правила. По указанным в нем наиболее важным вопросам (избрание комитета кредиторов, введение той или иной процедуры банкротства и др.) решения на собрании кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Комитет кредиторов избирается собранием кредиторов кумулятивным голосованием из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства; представляет интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего; реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия (ст. 17-18 Закона о банкротстве). Если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее 50, решение об образовании комитета кредиторов может не приниматься.

Количественный состав комитета кредиторов не может быть менее трех и более 11 человек. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов.

Ключевой фигурой процесса банкротства является арбитражный управляющий, который под контролем собрания (комитета) кредиторов, саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее — СРО), регулирующего органа и арбитражного суда реализует цели процедур банкротства: наблюдения (временный управляющий), финансового оздоровления (административный управляющий), внешнего управления (внешний управляющий), конкурсного производства (конкурсный управляющий). Бокарева Л. Об эффективности института банкротства в России и государственного контроля в сфере банкротства // Общество и экономика. 2008. № 6. С. 115-138.

Арбитражные управляющие отбираются на конкурсной основе и утверждаются (назначаются) арбитражным судом (ст. 45). Арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, имеет высшее образование, стаж руководящей работы не менее чем два года, сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, прошел стажировку сроком не менее шесть месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Арбитражным управляющим не может быть лицо, заинтересованное в отношении должника или кредиторов (ст. 19).

Читайте также:  В Калининград на поезде: документы для поездки в 2023

Арбитражный управляющий должен заключить договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Ткаченко О.В. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2006. № 9. С. 18-28. Договор должен быть заключен на срок не менее года с его обязательным возобновлением на тот же срок. Минимальная страховая сумма по договору страхования не может быть менее чем 3 млн рублей в год. Кроме того, арбитражный управляющий в течение 10 дней со дня его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20).

Права, обязанности и ответственность арбитражных управляющих определены ст. 20, 23-26 Закона о банкротстве, а также нормами о соответствующих процедурах банкротства, цели которых призваны реализовать арбитражные управляющие.

Арбитражный управляющий должен быть членом одной из СРО. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — это некоммерческая организация, основанная на членстве, имеющая своей целью регулирование и обеспечение деятельности своих членов — арбитражных управляющих. Для включения некоммерческой организации в Единый государственный реестр СРО она должна объединять не менее 100 арбитражных управляющих, ее члены должны участвовать не менее чем в 100 процедурах банкротства, за счет взносов членов в размере не менее чем 50 тыс. рублей на каждого члена должен быть сформирован компенсационный фонд СРО или создано общество взаимного страхования. На указанные средства может быть обращено взыскание только по обязательствам СРО и ее членов — арбитражных управляющих, связанным с осуществлением деятельности, предусмотренной Законом о банкротстве. Функции, права и обязанности СРО определены ст. 21,22 Закона о банкротстве.

Закон о банкротстве определяет органы, призванные осуществлять государственную политику в сфере финансового оздоровления и банкротства (ст. 29):

  • — Правительство РФ;
  • — федеральные органы исполнительной власти;
  • — органы власти субъектов РФ;
  • — органы местного самоуправления.

Так, Правительство РФ в соответствии с Законом о банкротстве:

  • — определяет уполномоченные органы представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам;
  • — определяет порядок подачи заявлений уполномоченными органами в арбитражный суд;
  • — определяет порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических организаций;
  • — осуществляет координацию деятельности представителей различных государственных органов как кредиторов;
  • — утверждает правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
  • — утверждает правила деятельности СРО;
  • — осуществляет иные полномочия.

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банкротства и финансового оздоровления организаций возложены на Минэкономразвития России, определяющее:

  • — порядок принятия решения о признании банкротом стратегической организации;
  • — порядок выбора уполномоченным органом СРО при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
  • — порядок голосования уполномоченного органа при участии в собрании кредиторов.

Функции по контролю деятельности СРО возложены на Федеральную регистрационную службу (Росрегистрация), находящуюся в ведении Минюста России. Росрегистрация:

  • — осуществляет контроль за соблюдением СРО законодательства;
  • — обращается в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего;
  • — оказывает поддержку СРО и арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности;
  • — утверждает единую программу подготовки арбитражных управляющих;
  • — ведет единый государственный реестр СРО;
  • — ведет реестр арбитражных управляющих.

Источники конкурсного права

Основным актом законодательного типа представляется Конституция РФ. В основу устроения действующего концепта банкротства включены следующие принципы:

  • принцип поддержания конкуренции, согласно 1 части 8 статьи Конституции РФ;
  • принцип защиты и признания на равной основе всех форм собственности, в соответствии с 2 частью 8 статьи Конституции РФ, на котором базировано урегулирование отношений меж должником и его кредитором;
  • принцип недопустимости в лишении собственного имущества не по решению суда, в соответствии с 3 частью 35 статьи Конституции РФ, проявлен, конкретно в том, что отчуждение имущественной базы должника при отсутствии его согласия может производиться на основе акта судебных органов;
  • возможности ограничений свобод и прав гражданина и человека федеральным законодательством в той мере, в какой существует такая необходимость с целью защиты прав и законных интересов иных лиц, согласно 3 части 55 статьи Конституции. На этом основаны, в частности, порядок и условия введения моратория по удовлетворению требований кредиторов в процессе банкротства.

Принципиальной ролью обладают в системе конкурсно-правовых источников следующие кодексы: ГК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, УК РФ.

Федеральное законодательство «О несостоятельности (банкротстве)» занял главенствующее место в структуре конкурсно-правовых источников. В той связи, что включает ряд положений, которые не соответствуют ГК РФ. Из 3 пункта 232 статьи отмеченного Закона следует: нормативные положения ГК РФ применимы только постольку, поскольку не находят противоречий Закону о банкротстве. В юридической литературе отмечается, что в случае несоответствия ГК РФ и Закона о банкротстве должен использоваться принцип: «Новое законодательство отменяет предыдущее».

Непосредственные участники

Пленумом ВАС в качестве непосредственных участников отдельных споров о несостоятельности рассматриваются следующие лица:

  • заявитель и другие лица – при принятии решения об обоснованности признания должника несостоятельным;
  • кредитор, а также лица, возражающие против его требований, – при рассмотрении вопросов, связанных с требованиями;
  • лицо, подавшее заявление, ходатайство или жалобу, непосредственно связанную с делом, а также субъекты, чьи права могут быть нарушены или иным образом задеты в результате рассмотрения;
  • другая сторона сделки, если она является предметом спора;
  • контролирующие должника лица – при решении вопроса о применении к ним мер ответственности;
  • организация арбитражных управляющих – в разбирательствах, связанных с указанными управляющими, а именно, когда речь идет об их назначении, отстранении, либо жалобах на их действия;
  • человек, который пытается признать недействительными какие-либо решения собрания кредиторов;
  • заявитель и назначенные ответчики – по делам о банкротстве застройщиков;
  • лица, подавшие жалобу в порядке апелляции, кассации или надзора, а также ответчики по указанным разбирательствам.

Таким образом, законодательство различает две категории лиц: участвующих в деле о несостоятельности и участвующих в арбитражном судебном разбирательстве. Разница состоит в объеме предоставленных им полномочий. Первые обладают более обширными возможностями.

Нередко возникают спорные ситуации с определением перечня лиц, которые допущены к делу. Порой учредители не могут договориться между собой по поводу единой кандидатуры представителя – это приводит к правовым коллизиям и слишком расширенному толкованию правовых норм. Законодателю следует тщательнее проработать спорные вопросы, чтобы не допустить недопонимания и затягивания процесса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *