Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила тюнинга автомобилей в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Автором документа выступило правительство. В пояснительной записке к закону уточняется, что повышение пошлин обеспечит федеральный бюджет дополнительным доходом. Власти оценивают эту сумму в 700 млн руб. ежегодно.
Нарушителей станет больше
По словам представителя Национального союза автомобилистов (НАС) Антона Шапарина, сложность процедуры и ее стоимость и сейчас отпугивает многих водителей, которые иногда просто не регистрируют внесенные в конструкцию автомобиля изменения. Эксперт заявил, что сейчас в стране число переоборудованных автомобилей исчисляется миллионами. При этом официально зарегистрировали тюнинг не больше 20% из их владельцев. После увеличения госпошлины, по мнению эксперта, таких случаев станет еще больше. Шапарин напомнил, что это грозит водителям целым рядом проблем.
Так, согласно ст. 12.5 КоАП водителя могут оштрафовать на 500 руб. Во второй раз после остановки инспекторов ГИБДД автомобилиста ожидает приостановка регистрации транспортного средства, если он не сертифицирует переделку. Также незаконный тюнинг может стать причиной отказа в государственном регистрационном учете и выдаче диагностической карты при прохождении техосмотра.
Единички или переделки
В чем разница между одиночными и переоборудованными автомобилями?
«Одноколейные автомобили — это автомобили, в которых, по крайней мере, изменена структура власти в кузове. Поэтому нельзя говорить об обращении. Если мы добавляем или удаляем компоненты, это уже конверсия», — объясняет Антон Шапарин.
Тем не менее, точного разделения не существует. Например, дрифт-кары, известные в народе как «корчи», часто переоборудуются. Однако если вы установите на такой автомобиль сварную клетку безопасности, вы, скорее всего, не сможете зарегистрировать переоборудование как переоборудование. Лаборатория не одобрит такое преобразование.
«Единичное транспортное средство сначала должно быть выпущено на дорогу — для того, чтобы получить на него TPC. Для этого он должен быть протестирован и доказана его безопасность. Он проходит испытания в соответствии с нормами, прописанными в ГОСТ 33670. Именно поэтому на наших дорогах практически нет одиночных автомобилей», — пояснил Антон Шапарин, вице-президент Национальной автомобильной ассоциации.
Освобождение без последствий: когда можно покинуть место дорожно-транспортного происшествия.
Стоимость дела усугубляется тем, что для подтверждения безопасности необходимо провести ряд испытаний: экологических и на безопасность. И хорошая новость для владельцев автомобилей старше 30 лет: технический регламент Таможенного союза на них не распространяется.
Порядок оформления и перечень документов
Все изменения должны быть оформлены документально, для начала владельцу машины понадобится получить специальное заключение о прохождении предварительной экспертизы автомобиля. Оно выдается после прохождения проверки в специальных организациях, имеющих аккредитацию для ведения деятельности такого типа. Они представляют собой испытательные лаборатории, куда также следует предоставлять свой пакет документации.
Узнавать о том, какие именно документы потребуются, нужно в конкретной лаборатории. После получения заключения об удачном прохождении экспертизы владелец автомобиля может отправляться в пункт ГИБДД по месту регистрации и предоставить там перечень нужных документов. Они указаны в письме МВД РФ, которое датировано 25 февраля 2015 года.
Для предварительного согласования понадобится иметь на руках:
- заполненное заявление на специальном бланке, который выдается в ГИБДД;
- документ, подтверждающий личность владельца машины;
- доверенность, если автовладелец доверил прохождение процедуры другому лицу;
- паспорт и СОР на автомобиль;
- заключение, подтверждающее, что машина прошла предварительную экспертизу.
После получения этих документов сотрудники ГАИ смогут приступить к процедуре осмотра, по итогам которого вынесут решение о том, можно ли будет поменять конструкцию автомобиля. При наличии положительного решения владелец машины сможет ее переоборудовать. Чтобы получить свидетельство, ему понадобятся дополнительные документы, в том числе:
- паспорт и документ, подтверждающий, что он является собственником автомобиля;
- свидетельство о регистрации и ПТС;
- диагностическая карта;
- стандартное заявление и декларацию о количестве внесенных изменений;
- копии сертификатов на детали и оборудование.
Монтаж, диагностическая карта и протокол экспертизы
Такие услуги возможны в специальных сервисах с соответствующими сертификатами. Специалисты сервиса по окончании работ должны выдать вам декларацию о выполненных работах, копии сертификатов соответствия на использованные детали, сертификат с расшифровкой кода услуг.
Если устанавливают ГБО, дополнительно выдают формы 2а и 2б. Обязательно обратите внимание, чтобы срок службы газобалонного оборудования имел в запасе 2 года. Паспорт с отметкой об освидетельствовании газобалонного оборудования нужно всегда возить с собой.
Далее обновленную машину показываете в пункте технического осмотра (можно в том же сервисе) для проверки и получаете диагностическую карту. Необходимо также оформить протокол технической экспертизы после внесения изменений в конструкцию технического средства. Это возможно в той же испытательной лаборатории.
Чем грозит незаконное переоборудование
Если владелец автомобиля решит самостоятельно внести изменения в конструкцию своего ТС, не согласовав их с органами ГИБДД, ему придется заплатить штраф в рамках ответственности согласно КоАП РФ. Сумма штрафа составляет 500 рублей, помимо нее в отношении водителя также могут быть применены и другие меры. Если автовладелец не внес данные о смене конструкции в технические документы на свою машину, он также понесет соответствующее наказание.
Меры ответственности грозят водителю лишением прав и другими неприятными ситуациями, по этой причине лучше перестраховаться заранее и выяснить, противоречат ли потенциальные изменения в конструкции автомобиля действующим законам.
Часто на машины устанавливают световые приборы, которые нельзя монтировать в соответствии с требованиями законодательства. Это серьезное нарушение правил, грозящее лишением свободы в течение полугода или 12 месяцев в зависимости от степени тяжести. Все установленное оборудование в дальнейшем будет снято и конфисковано представителями ГАИ на совершенно законных основаниях. Чтобы избежать серьезных проблем с законодательством, владельцам автотранспортных средств необходимо изучать информацию в законодательных актах и следить за всеми актуальными изменениями.
Как переоборудовать транспорт по Закону?
Чтобы за «оттюнингованное» транспортное средство не пришлось уплачивать штраф, нужно получить соответствующее разрешение на внесение определенных изменений в транспортное средство.
Так, переоборудование транспортного средства требует прохождения двух этапов:
- Предварительная проверка в Госавтоинспекции;
- Проверка после переоборудования;
Разберем каждый пункт по отдельности.
После того, как автовладелец решил произвести переоборудование транспортного средства, он должен:
- Явиться в ГИБДД и подать заявление на осуществление предварительной проверки транспортного средства. При этом будут проверены все характеристики транспортного средства;
Образец заявления можно найти в интернете или получить в отделении Госавтоинспекции, в котором будет подаваться заявление.
- Вместе с заявлением в ГИБДД сдается следующий перечень документов: ксерокопия паспорта технического средства, документ с оборудованием, которое будет установлено на ТС (с приложением изображения), регистрационный документ транспортного средства.
- Инспектор ГИБДД сообщит о сроках рассмотрения заявления и после произойдет одобрит или откажет производить заявленное переоборудование транспортного средства;
Если переоборудование транспортного средства не ободрили, подавать его повторно и надеяться на положительный исход не стоит.
Оплатить штраф онлайн:
Если же внесение изменений ободрили, то водителю нужно приступать к непосредственному переоборудованию. По Закону, делается это не в гараже, а в специальном центре, где после «тюнинга» выдадут документ, подтверждающий законность и безопасность внесенных изменений. После этого водитель должен:
- Отправить ТС на технический осмотр. После получить результаты диагностики. Делается это для проверки безопасности транспорта после совершенного переоборудования;
- После этого, с результатами диагностики, а также ксерокопиями всех документов установленных оборудований и снимками ТС «до/после» нужно отправляться в ГИБДД. Сотрудники службы проведут повторную проверку транспортного средства;
- Если проверка пройдет успешно, водитель получит специальное свидетельство
Виды изменения конструкции
К изменениям конструкции, за которые автоинспектор может назначить взыскание в виде денежного штрафа, относятся:
- видоизменение кузова;
- любые переустановки осветительного оборудования (фары, габариты);
- замена топливной, тормозной, рулевой систем;
- переоборудование/переустановка двигателя;
- оснащение транспортного средства любыми несъёмными деталями;
- тонировка лобового и передних стекол с пропускной способностью менее 75%
- установка автомобильных шин, габариты которых превышают габариты кузова;
- использование дополнительно подсветки (днища, кузова).
Значительными изменениями также считаются перекрашивание кузова в другой цвет, установка дисков большого размера, фаркопа, различных обвесов.
Касается ли это оригинальных аксессуаров?
Сайт Лада.Онлайн обратился на АВТОВАЗ с вопросом «При установке оригинальных аксессуаров LADA будут ли у владельца проблемы с ГИБДД?». Нам ответили так:
Установка дополнительного оборудования, в том числе аксессуаров, на автомобиль является изменением конструкции, так как они не входят в штатную (стандартную) комплектацию автомобиля и подлежат регистрации в органах ГИБДД.
Оригинальный аксессуар или нет, значения не имеет, все равно его придется регистрировать в органах ГИБДД. В первом случае это будет сделать проще, т.к. оригинальные аксессуары соответствуют высоким требованиям марки и всем стандартам безопасности.
Однако в комплекте с оригинальным аксессуаром нет никаких сертификатов или подобных документов, подтверждающих его оригинальность. Поэтому, как вы будете доказывать инспектору, что на вашей машине установлен именно оригинальный аксессуар — неизвестно.
Транспортные средства. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Технические требования, технический контроль и методы испытаний
Обозначение: | ГОСТ Р 59889-2021 |
---|---|
Статус: | принят |
Тип: | ГОСТ Р |
Название русское: | Транспортные средства. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Технические требования, технический контроль и методы испытаний |
Название английское: | Road vehicles. Modification of the design of vehicles in use. Technical requirements, technical control and test methods |
Дата актуализации текста: | 01.06.2022 |
Дата актуализации описания: | 01.06.2022 |
Дата регистрации: | 00.00.0000 |
Дата издания: | 28.12.2021 |
Дата введения в действие: | 01.01.2023 |
Область и условия применения: | Настоящий стандарт распространяется на колесные транспортные средства (ТС) категорий L, М, N, О (см. [1]), находящиеся в эксплуатации, и устанавливает требования к ТС и методы проведения проверки соответствия этим требованиям ТС при внесении изменений в их конструкцию |
Расположен в: | Общероссийский классификатор стандартов → Дорожно-транспортная техника → Дорожно-транспортные средства в целом |
Описание закона о тюнинге авто
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» утвержден в 2011 году. Изменения, коснувшиеся переоборудования авто, были внесены в 2020.
Основное назначение Техрегламента – безопасность автомобилей. Она рассматривается в рамках дорожного движения, а также влияния, оказываемого на окружающую среду и граждан – уровень выхлопов, шумовое воздействие.
Регулируемые вопросы рассматриваются Техрегламентом по следующим разделам:
- общие положения документа;
- основные определения, используемые законом;
- правила обращения на рынке и ввода ТС в эксплуатацию;
- требования к безопасности;
- оценка соответствия предписанным нормам;
- маркировка единым знаком.
В документ включен ряд приложений, подробно рассматривающий следующие нормативы:
- перечень объектов технического регулирования;
- требования к выпускаемым транспортным средствам и их маркировке;
- ограничения по габаритам и весу;
- требования к автомобилям, уже находящимся в эксплуатации;
- требования к переоборудованию авто и типам компонентов;
- классификация колесных транспортных средств по типам и модификациям;
- перечень документов для оценки соответствия;
- формы и схемы документации.
Закон об изменении конструкции автомобиля не является отдельным правовым актом. Он рассматривается как часть общих требований, предъявляемых к эксплуатации автомобилей. Последние изменения условно можно разделить на две категории – какое переоборудование авто допускается законом и какое запрещается.
За какой тюнинг аннулируют регистрацию автомобиля
Машину снимут с учета, если водитель не устранил изменения в конструкции или не зарегистрировал их. Это касается внешнего вида, мощности и вида топлива, на котором машина едет. Это прописано в п. 6 ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации транспортных средств.
Например, по ПТС машина — Лада Веста синего цвета с двигателем 1,6 л, а по факту — красная «Веста пикап» с пятилитровым двигателем от BMW. Или хозяин ставит огромный динамик и газовый баллон, которые закрывают обзор заднего окна.
На месте номера снимать не будут, но снимут машину с учета. Вот как это происходит на практике:
Александр Торвард, автоюрист «Дорогахелп»
Если инспектор остановил машину и объяснил причину остановки тем, что на автомобиле стоят нестандартные конструкции типа лебедки или заниженной подвески, скорее всего, он выпишет штраф. Кроме этого напишет предписание об устранении или регистрации новых механизмов. Информация о предписании попадет в базу ГИБДД. Если за 10 дней водитель ничего не поменяет, регистрацию аннулируют — обяжут сдать СТС и номера.
Штраф за незаконный тюнинг в 2021 году
Санкции за не узаконенное переоборудование авто прописаны в статье 12.5 КоАП – 500 рублей штрафа. Но это только во время первой остановки инспектором. Вторая остановка сотрудником ГИБДД уже грозит штрафом в 5000 рублей или лишением прав на 1-3 месяца. Кроме того, инспектор выпишет предписание, обязывающее вас вернуть машину к заводскому состоянию. Если этого не сделать – регистрация ТС будет аннулирована.
Также, если вы:
• установили на переднюю часть машины фары с красными огнями –лишитесь прав на 4-6 месяцев;
• установили специальные звуковые сигналы и мигалку – лишитесь прав на 1-1,5 года;
• незаконно установили знак «Инвалид» — будете оштрафованы на 5000 рублей;
• установили цветографические схемы оперативных служб – лишитесь прав на 1-1,5 года;
• установили цветографические схемы легкового такси – будете оштрафованы на 5000 рублей.
Предмет правонарушения при этом подлежит конфискации. Например, если установили мигалку – ее заберут.
Многоэтапная процедура регистрации изменений в конструкцию авто кажется очень сложной, но лучше ее пройти, чем платить штрафы.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила 3-й пакет поправок в регламент таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», соответствующий документ доступен для публичного обсуждения на госпортале правовой информации.
В пояснительной записке к документу сказано, что его цель заключается в актуализации союзного законодательства, «связанного с обязательствами по участию в международных соглашениях».
Поправки затрагивают эксплуатацию автомобилей и в некоторых случаях вносят довольно существенные изменения в существующие правила. Так, впервые чип-тюнинг мотора (выполняется перепрограммированием блока управления двигателя или силового агрегата) будет считаться внесением изменения в конструкцию автомобиля. Сейчас это рядовая процедура, многие автомобилисты используют ее для повышения мощности двигателя без серьезных вложений в тюнинг автомобиля.
Теперь для проведения этих процедур придется посетить испытательные лаборатории и зарегистрировать внесения изменений в конструкцию автомобиля в ГИБДД.
Кроме того, изменением конструкции автомобиля будет считаться нарушение силовой структуры кузова, это прежде всего относится к свадебным лимузинам и фургонам из которых делают пассажирские микроавтобусы. Это же касается автовладельцев, которые меняют раму или несущий кузов (кроме капремонта с помощью аналогичных заводских деталей) автомобиля; увеличивают мощность мотора либо его объем более чем на 10%; изменяет количество и расположения ведущих управляемых мостов; увеличивают технически допустимую максимальную массу.
Регламент напрямую запрещает переделку грузовиков и легких коммерческих фургонов в транспортные средства предназначенные для перевозки пассажиров.
А производство автобусов даже на шасси завода изготовителя запрещается организациям, которые не имеют международный код изготовителя.
Поправками в регламент запрещается переделка бывших в употреблении транспортных средств в специализированные автомобили (автопогрузчики, бетономешалки, краны, самосвалы, рефрижератор и прочее). В тоже время для автомобилей с бронезащитой допускаются отступления от требований регламента, если особенности конструкции не позволяют им соответствовать. Автобусы, грузовики, лесовозы, коммунальные машины, транспорт оперативных служб подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации.
Запрещается установка на автомобили компонентов содержащих свинец, ртуть, кадмий или шестивалентный хром, законодатель предусматривает определенное исключение для транспорта не относящегося к категории М1 и М2 (легковые автомобили и автобусы), но в таком случае эти детали должны быть маркированы для утилизации соответствующей классу опасности этих веществ.
Как оформить внесение изменений в конструкцию автомобиля
Регистрация конструктивных изменений ТС осуществляется в несколько этапов:
- Для начала потребуется провести предварительную экспертизу, результатом которой станет заключение о возможности или невозможности установки требуемых элементов. Данный документ может выдать только аккредитованная организация. Список таких организаций находится на сайте ЕЭК (Единой Экономической Комиссии).
- Получив на руки заключение предварительной технической экспертизы автовладелец обращается с заявлением в ГИБДД. Транспортное средство на момент обращения должно стоять на учете в госавтоинспекции.
- Осуществить переоборудование автомобиля. В зависимости от формулировки в заключении переоборудование осуществляется в сертифицированном на проведение подобных работ сервисе, либо, если экспертиза это допускает, самостоятельно.
- Проведение техосмотра на ПТО и составление диагностической карты.
- Составление протокола технической экспертизы после внесения конструктивных изменений. Осуществляется той же организацией которая выдала предварительное заключение.
- Получение свидетельства в ГИБДД. После всех этапов на основании поданных документов выдается свидетельство о регистрации транспортного средства с оформленными изменениями.
Что такое внесение изменений в конструкцию транспортного средства?
Внесение изменений в конструкцию автомобиля — это изменение технических и визуальных характеристик автомобиля, которые его владелец хочет внести по собственной инициативе.
Согласно Закону «О безопасности дорожного движения», водитель, который хочет внести изменения в конструкцию ТС легально, должен:
- Согласовать данные изменения в ГИБДД;
- Внести изменения конструкции на специальных автомобильных станциях и получение сертификата;
Однако, если водитель не собирается ездить по городу на транспортном средстве, в которое были внесены изменения, то он может не согласовывать их в Госавтоинспекции и произвести переоборудование самостоятельно.
- Получить документ, подтверждающий законность внесенных изменений и безопасность управления транспортным средством после переоборудование, иначе говоря, пройти повторную сертификацию;
Получение такого документа необходимо для того, чтобы в случае проверки сотрудником ГАИ, подтвердить, что внесенные изменения в конструкцию законны и безопасны для других участников движения.
Какой размер штрафа за данное нарушение?
Наказание за изменение конструкции транспортного средства при поверхностном рассмотрении выглядит лояльно. За управление автомобилем, эксплуатация которого не допускается, сумма штрафа выписывается в размере 500 рублей. Но этим водитель не ограничится. Инспектор составит предписание автовладельцу, по которому тот обязан демонтировать нештатную конструкцию.
Если выполнить предписание на месте невозможно, водителям разрешено прибыть к месту ремонта, соблюдая меры предосторожности. Игнорирование требования инспектора дает основания на запрет дальнейшего использования машины. Отказ выполнить требование должностного лица расценивается как неподчинение полицейскому.
Основной проблемой в таких ситуациях является то, что проконтролировать выполнение предписания намного сложнее.
Что делать автомобилисту, если требуется нестандартный багажник?
Чтобы реализовать особую необходимость в нестандартной конструкции багажника, необходимо официально зарегистрировать изменения. Автоадвокат утверждает, что это единственный способ ездить по стране, не имея проблем с инспекторами.
В ГИБДД обращаются с заявлением и проектом, либо с изготовленной конструкцией. В зависимости от региона, в какую инстанцию обращаться дальше, там скажут. После того как специалисты изучат конструкцию, рассмотрят возможность ее монтажа и правильной эксплуатации, автовладелец получит заключение. С этим решением в автоинспекции официально вносятся изменения в конструкцию, о чем будет указано в документах.