Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда заказчик вправе заключать контракты на будущий год в текущем?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как гласит Бюджетный кодекс, бюджетные обязательства — это признанная обязанность соответствующего органа, исполняющего бюджет, к совершению расходных операций в течение определенного периода времени, возникшая на основании действующего закона и в соответствии с бюджетной росписью (БР) .
Неиспользованный остаток ЛБО
Если за получателем средств бюджета числится неиспользованный остаток доведенных лимитов, то Федеральное казначейство вправе сначала остановить операции по лицевым счетам, а потом отозвать неиспользованные ассигнования. Отзыв в 2017 году предусматривал два этапа:
- Июнь 2017 г. — первый этап, при котором Федеральное казначейство осуществляет безоговорочный отзыв ЛБО по договорам и государственным контрактам 2016 года. То есть если за получателем БС на 01.06.2017 числились неисполненные бюджетные обязательства 2016 года, то сначала кассовые операции будут приостановлены, а затем лимиты отзовут в принудительном порядке (письмо Минфина от 29.05.2017 № 09-01-08/32956/07-04-05/03-446).
- Октябрь 2017 г. — второй этап, на котором представители ФК РФ приостановят операции, а затем отзовут лимиты, если по состоянию на 01.10.2017 за ПБС будут числиться непринятые ЛБО. То есть учреждение не освоило доведенные лимиты (приказ Минфина России от 30.12.2016 № 254н).
Малозначительность правонарушения.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Критерии оценки малозначительности административного правонарушения в данном кодексе не установлены.
Из арбитражной практики, касающейся признания правонарушения по ст. 15.15.10 КоАП РФ малозначительным, следует, что нужно руководствоваться разъяснениями высших арбитражных судов, которые мы приведем ниже.
Пункт 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъясняет, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не свидетельствуют о малозначительности правонарушения, поскольку в силу КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом некоторые административные правонарушения ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Из вышеприведенного следует, что категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из конкретных обстоятельств совершенного правонарушения. Поэтому у судебных инстанций складывается неоднозначное отношение к понятию малозначительности правонарушения по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Приведем примеры их позиций.
В продолжение семинара
6 октября в Дальневосточной государственной научной библиотеке прошел очередной некоммерческий семинар для пользователей «КонсультантПлюс» на тему госзакупок по 44-ФЗ. Лектором по этой теме выступила Елена СТЕПАНОВА, доцент Хабаровского государственного университета экономики и права, специалист Учебного научно-методического центра Госзакупок.
Традиционно в зале работали камера и микрофоны, благодаря которым очная аудитория слушателей семинара была расширена интернет-участниками. Поскольку данный формат мероприятия не предусматривает ответы лектора на вопросы в чате вебинара в ходе работы, Елена Николаевна любезно согласилась ответить на вопросы, поступавшие от интернет-слушателей в чат, после мероприятия.
Вопрос: Нужно ли размещать план-график закупок на 2018 г., если нет выделенных средств на проведение закупок на 2018 г.?
Ответ: Нет, не нужно, так как план-график утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ (ч. 10 ст. 21). И только утвержденный заказчиком план-график подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения (ч. 15 ст. 21).
Вопрос: Может ли заказчик – бюджетное учреждение или унитарное предприятие планировать закупку и проводить ее в отсутствие лимитов бюджетных обязательств, если к моменту заключения контракта они будут? Вышеуказанные заказчики не являются получателями бюджетных средств (ст. 72 БК РФ).
Ответ: Нет, не может. Для подобных заказчиков не актуально понятие лимитов бюджетных обязательств, так как они не являются получателями бюджетных средств.
План закупок формируется бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий. (ч. 8 ст. 17). Для осуществления закупок все они должны быть включены в план-график. Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок (ч. 1 ст. 21). Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок (ч. 2 ст. 21). Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч. 11 ст. 21).
Вопрос: Имеет ли право руководитель организации принять на работу еще одного контрактного управляющего, если действующий не справляется с объемом закупок (до 100 млн. руб., 80 аукционов в год), или лучше организовать контрактную службу?
Ответ: Оптимальным вариантом в данном случае является создание контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.
Это возможно сделать даже если объемы закупок не превышают 100 млн. руб.
В соответствии с Типовым положением о создании контрактной службы в ее состав должно входить как минимум 2 сотрудника, между которыми возможно распределить все функции по закупкам.
Бюджетные лимиты и бюджетные ассигнования — отличия
Стоит отличать лимиты, о которых идет речь выше, от бюджетных ассигнований — фактических объемов денежных средств, предоставляемых распорядителем того или иного уровня подведомственному распорядителю или учреждению (любому — казенному, автономному, бюджетному) в финансовом году.
Таким образом, ассигнование — финансовый ресурс, направляемый из бюджета учреждению в пределах установленного для этого учреждения лимита.
Лимиты бюджетных обязательств и ассигнования носят целевой характер (ст. 38 БК РФ).
Для аналитического учета принятых и переданных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) используют специальные карточки учета (форма по ОКУД 0504062). Образец заполнения такого документа вы найдете в КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ к системе.
Но лимиты устанавливаются только для казенных учреждений. Только в пределах доведенных лимитов соответствующие учреждения вправе вести бюджетную деятельность. Денежные средства, полученные ими в результате иной (например, коммерческой) деятельности, подлежат зачислению в бюджет.
О бухучете принятых бюджетных обязательств читайте здесь.
В свою очередь, для автономных и бюджетных учреждений лимиты бюджетных обязательств не устанавливаются. В отношении таких учреждений действуют иные механизмы регулирования объемов бюджетных субсидий. Например, целевые субсидии в фиксированном объеме (по смете) выделяются для выполнения конкретного госзадания.
Таким образом, главные отличия бюджетных лимитов от бюджетных ассигнований заключаются в том, что первые:
По статье 6 БК РФ ЛБО в бюджете — это сумма финансирования, которая доведена до подведомственной организации. По сути, это объем прав в денежном выражении. В пределах лимитной суммы учреждение принимает обязательства и исполняет их в текущем финансовом году.
Учреждение не вправе принять обязательства сверх доведенного лимита. Простыми словами, бюджетники не смогут заключить договор или контракт на сумму больше, чем довел ГРБС на финансовый год. Что делать, если остаток ЛБО 0, а в лимитах есть остаток: контракт не можем принять, в программе пишет превышение средств — передвинуть средства из другой статьи расходов, если на ней остались средства, или же отказаться от контракта. Заключать контракт под нулевые лимиты нельзя. Казначейство не подпишет акт проверки ЛБО с договорами, заключенными с превышением. Принятие БО сверх доведенных лимитов — это прямое нарушение п. 3 ст. 219 БК РФ.
Помимо ЛБО, подведомственным учреждениям выделяют и ПОФ. Вот расшифровка, что такое ПОФ в бюджете, — это предельный объем финансирования. ПОФ утверждают на определенный период времени — месяц, квартал (приказ Минфина № 204н от 21.12.2015). ПОФ и лимиты — это разные понятия: ЛБО — это сумма, на которую принимают бюджетные обязательства (контракты, договоры). А ПОФ — фактическое количество денег, которое вправе потратить учреждение.
План-график — единственный документ планирования, который формирует каждый заказчик и размещает в ЕИС.
План-график формируют (п. 2 Порядка № 1279):
- государственные (муниципальные) заказчики, действующие соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования;
- бюджетные учреждения.
Они не включают в план-график закупки по ч. 2, 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ;
- унитарные предприятия.
Они не включают в план-график закупки по пп. 1, 2 ч. 2.1, 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ;
- автономные учреждения: такие учреждения включают в план-график закупки, проводимые за счет средств соответствующего бюджета РФ, выделенных на осуществление капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ);
- бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия, иные юридические лица, которым государственный (муниципальный) заказчик в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ передал свои полномочия.
В этом случае план-график формируется от лица такого заказчика (п. 13 Порядка № 1279).
Как заказчику составить план-график, утвердить его, разместить в ЕИС и эффективно работать по нему без нарушений, рассказывает ведущий эксперт Контур.Школы Юлия Середина.
Можем ли мы заключать контракты без доведенных лимитов, а именно внебюджет?
Закона N 44-ФЗ), осуществляется заказчиком в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.В настоящее время положениями КоАП не предусмотрена ответственность за включение в план-график информации о закупке и (или) размещение заказчиком извещения об осуществлении закупки без достаточного объема прав на принятие бюджетных обязательств.Вместе с тем не исключаем, что подобные действия заказчика, являющегося получателем бюджетных средств, могут послужить поводом для возникновения разногласий с уполномоченными органами в ходе проведения ими контрольных мероприятий и до вступления в силу ст. 21 Закона N 44-ФЗ. Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТсоветник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна Ответ прошел контроль качества 18 сентября 2015 г.
План закупок и план-график, их соответствие лимитам
В соответствии со ст. 16 44-ФЗ государственные и муниципальные заказчики могут осуществлять закупочную деятельность только на основании утвержденного и опубликованного в ЕИС плана-графика.
До 2020 года обязательных документов было два: план закупок, содержащий перечень товаров, работ и услуг, и план-график, отражающий сроки и способы проведения закупок. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 план закупок упразднили. Но суть планирования осталась прежняя.
Заказчики могут приступать к планированию закупок, только после того, как им будут доведены лимиты бюджетных обязательств на новый финансовый год. На эту работу закон отводит 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 16 44-ФЗ), после чего план-график формируется в форме электронного документа и подписывается электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Бюджетные учреждения могут планировать закупки только в пределах утвержденных лимитов, а их суммарный объем в денежном выражении не должен превышать общую сумму финансирования, выделенную на эти цели. Закупать товары, работы, услуги сверх этого запрещено. Перед началом каждой конкурсной процедуры или заключением контракта с единственным поставщиком, заказчик обязан проверить, соответствует ли цена контракта лимитам.
Анализ лимитов в закупках, кто и как его делает
В первую очередь это должен делать сам заказчик. Перед публикацией сведений о закупке в ЕИС контрактный управляющий / тендерный специалист обязан посмотреть, достаточно ли лимитов для ее проведения и не превышает ли НМЦК сумму, проставленную в плане-графике. Может случиться так, что в начале года вы планировали одну сумму, а теперь ее нужно уменьшить.
Если заказчик разместит в ЕИС закупку с превышением лимита финансового обеспечения, контролирующий финансовый орган в соответствии с ч. 5 ст. 99 44-ФЗ не допустит его к публикации и отправит на доработку с предписанием устранить нарушения.
Функции контроля за непревышением лимитов финансирования в процессе госзакупок возложены на региональные и муниципальные органы финансового управления и Федеральное казначейство. При проверке они сопоставляют информацию, изложенную в:
- плане-графике;
- извещении о закупке;
- протоколах отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- проекте госконтракта;
- реестре контрактов.
Что это — доведенные лимиты бюджетных обязательств?
Лимит бюджетного обязательства — финансовый показатель, отражающий предельную сумму бюджетных денежных средств, которую вправе использовать казенное учреждение в рамках своей деятельности. Финансовое обеспечение работы учреждения осуществляется за счет перечисления распорядителем (как правило, вышестоящим ведомством) целевого ассигнования в пределах лимита и при условии доведения до учреждения соответствующего лимита.
Специфика работы казенного учреждения заключается в том, что получаемые им лимиты — это, по сути, единственный доступный источник денежных средств, за счет которых можно вести деятельность. Казенные учреждения вправе заниматься разрешенными видами коммерческой деятельности, но получаемый вследствие этого доход считается доходом бюджета и зачисляется на бюджетные счета. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут зарабатывать сами.
Если учреждение принимает обязательства сверх лимитов, оно может быть оштрафовано на основании норм ст. 15.15.10 КоАП РФ. Договоры, заключенные с контрагентами в рамках контракта, обусловившего превышение лимита, могут быть признаны в судебном порядке недействительными — если распорядитель бюджетных средств направит в суд соответствующий иск (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Таким образом, казенное учреждение должно точно знать, в каком лимитированном объеме оно может принимать обязательства по договорам. Для этого соответствующий лимит доводится до него в порядке, определенном законодательством. При этом сведения о лимитах отражаются в особых документах.
Рассмотрим подробнее специфику данных документов, а также порядок их передачи от одних участников бюджетного процесса к другим.
Лимиты бюджетных обязательств — это…
Объемы финансирования расходов доводятся Главным управлением Федерального казначейства до главных распорядителей исходя из того, что объемы финансирования расходов с начала года не должны превышать лимитов бюджетных обязательств на год.
Казначейское уведомление сокращенного формата может составляться в течение текущего квартала финансового года. В казначейском уведомлении сокращенного формата указываются по кодам функциональной и экономической классификации суммы лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, подлежащие изменению в соответствии с данным казначейским уведомлением. Изменение лимитов бюджетных обязательств и (или) изменение объемов финансирования расходов главным распорядителем оформляется Главным управлением Федерального казначейства очередным казначейским уведомлением.
Распорядители и получатели, находящиеся в ведении главного распорядителя, уведомляются расходными расписаниями о распределении главным распределителем лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов. Расходные расписания оформляются главным распорядителем по каждому из находящихся в его ведении распорядителю и получателю.
Для начала разберемся с определением, что же такое лимит бюджетных обязательств: Бюджетный кодекс определяет его как объем денежных обязательств, который казенное учреждение имеет право принять на себя в текущем году (ст. 6 БК РФ). Говоря по-простому, сколько денег из бюджета ему позволено израсходовать на госзакупки, налоги, взносы, зарплату и прочие обязательные платежи работникам.
Обращаем внимание, что это понятие относится только к казенным учреждениям и не относится к прочим организациям госсектора!
Ассигнования и лимиты бюджетных обязательств это
установлено, что обязательства федеральных бюджетов по договорам, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, принятые сверх установленных им лимитов бюджетных обязательств не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета в 2004 г.
Утверждение лимитов бюджетных обязательств проводится в два этапа. На первом этапе составляются проекты распределения бюджетных средств. Проекты распределения утверждаются главными распорядителями бюджетных средств (т.е. министерствами и ведомствами) и становятся основой для составления лимитов бюджетных обязательств. На втором этапе Федеральным казначейством утверждаются собственно лимиты бюджетных обязательств.
Установлен предельный срок, в течение которого лимиты бюджетных обязательств должны быть доведены до распорядителей и получателей бюджетных средств Федеральным казначейством — распорядители и получатели бюджетных средств должны получить лимиты бюджетных обязательств не позднее, чем за пять дней до начала периода их действия. В соответствии со ст. 283 БК РФ несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств является основанием применения мер принуждения к участникам бюджетного процесса. Порядок организации работы по доведению через органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета утвержден приказом Минфина РФ. Доведение лимитов бюджетных обязательств оформляется составлением и передачей главному распорядителю казначейского уведомления утвержденной формы.
Лимиты бюджетных обязательств, доведенные до организаций-бюджетополучателей, согласовываются вышестоящими распорядителями средств федерального бюджета и оформляются подписью руководителя организации — вышестоящего распорядителя средств федерального бюджета и руководителя организации-бюджетополучателя и заверяются оттисками гербовых печатей этих организаций.
Уполномоченный исполнительный орган, каким является Министерство финансов РФ, представляет сводный реестр лимитов бюджетных обязательств в контрольный орган, созданный представительным органом. Контрольным органом является Счетная палата РФ или субъекта РФ. В соответствии со ст. 9 Федерального Закона «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата РФ обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает, в частности, организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году. Таким образом, законодательная власть получает возможность контроля за действиями исполнительной власти в процессе исполнения бюджета.
Лимиты бюджетных обязательств являются основой для финансирования из федерального бюджета расходов организаций, находящихся в ведении главных распорядителей средств федерального бюджета, и для принятия бюджетополучателями бюджетных обязательств. Финансирование расходов федерального бюджета без согласованных в установленном прядке лимитов бюджетных обязательств не допускается.
Доведение лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений — процедура, регламентированная нормативными актами Минфина РФ. Рассмотрим ее особенности.
Из вопроса следует, что объектом закупки является строительство объекта капитального строительства. Следовательно, обоснование НМЦК должно осуществляться в соответствии с Порядком определения НМЦК, который утвержден приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (далее — Приказ № 841/пр).
Вместе с тем в п. 2 ст. 72 БК РФ установлено, что получатели бюджетных средств заключают и оплачивают контракты В ПРЕДЕЛАХ ЛИМИТОВ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. В свою очередь, в ч. 3 ст. 219 БК РФ устанавливается, что бюджетные обязательства принимаются путем заключения контрактов и иных договоров, и еще раз подчеркивается, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов.
Регулятор контрактной системы (Минфин России) последовательно проводит в своих разъяснениях позицию, согласно которой «заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК, соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств» (см. письма Минфина России от 08.09.2017 № 24-01-09/58179, от 28.07.2020 № 24-01-07/66147).
Таким образом, заказчику необходимо произвести расчет НМЦК согласно Приказу № 841/пр. Допустим, в соответствии с Приказом № 841/пр НМЦК составит 38,5 млн руб. Затем в обосновании НМЦК в документации о закупке указывается, что НМЦК приводится к доведенным лимитам бюджетных обязательств (18,6 млн руб.) посредством применения понижающего коэффициента, который рассчитывается как процентное соотношение разницы между 18,6 млн руб. и 38,5 млн руб.:
НМЦК = 38,5 млн руб. × (18,6 млн руб. / 38,5 млн руб.) = 18,6 млн руб.
Контрольные органы не усматривают ничего неправомерного в подобном установлении НМЦК. Приведем в качестве примера решение Новосибирского УФАС России от 16.07.2020 по делу № 054/06/7-1343/2020 (изв. № 0139100001520000062):
Заключение контракта без лимитов бюджетных обязательств
В соответствии с п. 2 ст. 72 БК РФ государственный контракт должен быть заключен в соответствии с планом-графиком и оплачен в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. То есть в ст. 72 БК РФ отсутствует прямое требование о том, что заключение государственного контракта возможно только при условии доведения до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.Вправе ли заказчик проводить торги по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» без доведенных до него лимитов денежных средств? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:1.
Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ
С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.
Следует отметить, что в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.
В свою очередь, заказчик может начать планирование и осуществление закупок до доведения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, но как минимум на момент заключения контракта (принятия бюджетных обязательств) лимиты бюджетных обязательств до заказчика должны быть доведены.
При этом, если до заключения контракта услуги будут оказываться исполнителем, то следует также отметить, что исходя из практики контрольных и судебных органов применение отлагательного условия без каких-либо последствий к заказчику возможно при заключении контракта с единственным поставщиком без размещения извещения (т.е. к примеру, при осуществлении закупки на основании п.п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом условие о распространении действия контракта на отношения, возникшие до заключения контракта, должно быть прямо отражено в условиях контракта.