Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос. История возникновения и экономическая сущность налога с оборота.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Октябрьская революция внесла свои коррективы в налоговую политику советского государства и конкретно была сконцентрирована в направлении послаблений экономической базы буржуазии для того, чтобы с буржуазии взималась контрибуция. В этой связи принимались меры, которые были направлены на введение подоходного налога. При этом стоит обратить внимание, что в условиях Гражданской войны и натурализации народного хозяйства все без исключения хозяйства были освобождены от денежных налогов и взимались только в натуральной форме.
Налог на сверхприбыль
Особого внимания заслуживает налог на сверхприбыль. Он был введён в 1925 г. Основная его цель заключалась в том, чтобы не только запретить частным предпринимателям превышать цены, которые установлены государственными расчётами, но и в итоге вытеснить частников из экономики страны. Особенность данного налога в его целевом характере.
Индустриализация страны требовала больших финансовых ресурсов, что стало причиной серьёзных изменений в налоговой политике и налоговой системе государства в налоговой реформе 1930-1932 гг. Основная цель данной реформы в том, чтобы обеспечить увеличивающиеся потребности государства в финансовых ресурсах. С этой целью применялись меры по устранению множественности и многозвенности налоговых платежей, реорганизации платежей в бюджет государственных предприятий.
В ходе реформы почти шестьдесят видов налогов объединили в два основных платежа. Государственные предприятия должны были вносить в бюджет отчисления от прибыли и налог с оборота, а кооперативные предприятия обязаны были уплачивать подоходный налог и налог с оборота.
Отчисления от прибыли поступали в бюджет в качестве конечного результата распределения прибыли государственных предприятий на их плановые мероприятия, иными словами, нераспределённый остаток прибыли попросту изымался в бюджет, он же и соответствовал уровню власти подчинённости предприятия.
Предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, республиканского подчинения, соответственно, в республиканский и т.д. до районного уровня. Таким образом, можно говорить о том, что отчисления от прибыли стали важнейшим источников формирования собственных доходов всех звеньев в бюджетной системе, а также фактором, которым способен усилить интерес власти на всех уровнях в процессе развития подведомственных предприятий и финансовой эффективности их работы.
В соответствии с экономической реформой 1965 г. платежи из прибыли были определены четырёх видов.
Первый вид представляет собой отчисления от прибыли, которые вносились в бюджет предприятия, однако не были переведены на условия хозяйственного расчёта.
Второй вид представлен как плата за производственные основные фонды и нормируемые оборонные средства, иными словами, плата за фонды. Этот вид платежей вносили предприятия, которые были переведены на хозяйственный расчёт. Плата за фонды должна была внесена в соответствующий бюджет по нормам, которые в свою очередь выражались в процентах к средней стоимости производственных фондов. Стоимость этих фондов оценивается по балансовой стоимости. Нормы платы за фонды устанавливались на несколько лет.
Третий вид был представлен фиксированными платежами, которые вносили в бюджет предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые. Таким образом, для добывающих предприятий фиксированные платежи были установлены в твёрдой сумме, а для перерабатывающих либо в твёрдой, либо в процентах к стоимости реализованной продукции или к прибыли.
Четвёртый вид представлял собой свободный остаток прибыли. Его образование происходило после выплаты из прибыли первоочерёдных платежей, процентов за банковский кредит, сумм, направляемых на образование фондов экономического стимулирования предприятий, или иных затрат, которые так или иначе включались в планы предприятия.
Состав и структура налоговой системы СССР
Подробно ознакомиться с составом и структурой налоговой системы в СССР, которая действовала в период с 1930 до 1980-х гг. можно с помощью таблицы ниже.
Статья | 1933 | 1940 | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1989 |
Доходы — всего | 4,6 | 18,0 | 12,3 | 77,1 | 302,7 | 101,0 | |
В том числе: Налог с оборота | 2,7 | 10,1 | 23 | 31,3 | 10,1 | 1,1 | 111,1 |
Платежи из прибыли | 0,3 | 2,2 | 1,0 | 18,6 | 54,2 | 89,8 | 115,5 |
Подоходный налог с кооперации колхозов и предприятий общественных организации | 0,1 | 0,3 | 0,5 | 1,8 | 1,2 | 1,7 | 1,2 |
Государственные налоги с населения | 0,3 | 0,9 | 3,6 | 5,6 | 12,7 | 24,5 | 41,7 |
Подойдет для компаний с небольшим оборотом
Государство, очевидно, делает правильные шаги — Россия движется к цивилизованным странам, которые заинтересованы не только в ресурсной экономике, но и в том, чтобы малый бизнес быстро рос, считает основатель Fotozona Lab Ираклий Наскидов. По его словам, при таком режиме повысится собираемость налогов и появится возможность обелить доходы граждан.
«Я бы хотел создавать рабочие места, но первое, что меня тормозит, — высокий налог, второе — сложности с бухгалтерией. Предприниматель, который только начинает бизнес, должен думать в первую очередь о продажах и о развитии продукта, но никак не мучиться с учетом. Новый налоговый режим способен решить проблему на старте», — считает основатель Fotozona Lab.
Режим идеально подойдет для малого бизнеса, согласна индивидуальный предприниматель Лариса Ковальчук. По ее словам, подобное уже применялось в начале 2000-х годов. «Мы платили налог УСН, и эта сумма распределялась по всем фондам. Страховых взносов за себя предприниматели не платили», — вспоминает она.
Расклад, при котором ФНС контролирует расходы и поступления по банковскому счету и ККТ и сама рассчитывает налог для предпринимателей, будет удобен для малого бизнеса, так как снимет часть головных болей по подготовке и подаче отчетности, сократит связанные с этим издержки, полагает гендиректор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова.
При этом, по ее словам, отмена страховых взносов взамен на увеличение ставки налога на деятельность может оказаться выгодной «только при не очень больших оборотах». С Усковой соглашается основатель Fotozona Lab Ираклий Наскидов. По его словам, «схема будет хороша для оборотов до 15-20 млн рублей в год».
Самостоятельный расчет налогов ФНС также исключит возможность ошибки в расчетах бухгалтера, из-за чего происходит неправильная подача сведений. «В итоге налоговая считает это за нарушение законодательства и блокирует счета компании. Такой процесс полностью исчезнет, если ФНС будет рассчитывать налоги самостоятельно», — говорит основатель и директор по развитию Promobot Олег Кивокурцев.
Также предприниматель видит плюсы в налоговом режиме сроком на один месяц. По словам Кивокурцева, это позволит минимизировать риск кассового разрыва, как это зачастую происходит у предприятий, которые «живут сегодняшним днем» и вынуждены кредитоваться в конце года для уплаты налогов.
«Интересной» инициативу ФНС называет доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова, глава регионального отделения Партии Роста в Липецкой области Вадим Ковригин.
«Бухгалтерский учет и риски штрафов за его нарушение для микро- и малого бизнеса — весьма ощутимые расходы. Не думаю, что повышение налога на 4 процентных пункта для такого бизнеса станет каким-то ощутимым, зато позволит сократить издержки на бухгалтерию и страховые взносы», — считает экономист.
НДС — вид косвенного налога
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, способ изъять в бюджет часть стоимости товара, работы или услуги. НДС присутствует на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и передается в бюджет после реализации.
Из этого определения нам важно понять, что это, во-первых, косвенный налог. Косвенный налог платится не напрямую из средств предприятия, а устанавливается как надбавка к цене товара или услуги. Таким образом компания, реализовавшая товар, передает часть средств из этой надбавки в бюджет.
Сам налог платит конечный покупатель, который оплачивает сразу и стоимость товара, и НДС. К слову, путешественникам важно помнить, что в некоторых странах НДС на ценниках не пишут, и только на кассе клиент узнает, что за понравившийся товар надо заплатить чуть больше.
ЖКХ и другие обязательные расходы
Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.
Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.
По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.
Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.
Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.
Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.
По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.
«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.
Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.
Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.
В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:
- налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
- в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
- за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.
Технически, налог с оборота представляет собой косвенный универсальный акциз, базой для которого выступает итоговой объем производства на предприятии. Большинство развитых экономик (например, эстонская) применяет налог с оборота, экономический смысл которого приравнен к российскому НДС.
Размер налога с оборота, который нужно оплатить (или вернуть), рассчитывается как разность начисленного и включенного сбора (налоги на импортные товары и услуги, оказанные нерезидентами). Итоговый объем платежа корректируется на сумму оборота, освобожденного от налога. Например, в Казахстане реализация акцизных марок, лотерейных билетов и услуги в сфере международных перевозок освобождены от налога.
- Налог с оборота может рассчитываться как разница оптовых и розничных цен товаров (без учета скидок) или по установленной ставке на единицу продукции (например, килограмм строительной смеси, кубический метр древесины). Третий способ — расчет процентов от общего оборота, он применяется в случае неустановленных оптовых цен на товар.
- Объекты налогообложения включают операции по продаже готовой продукции, поставке сырья, материалов и товаров в другие страны (для задач бизнеса), а также личное потребление, внутренний оборот государства, импортируемые товары (услуги).
- Субъекты, выплачивающие налог с оборота — зарегистрированные предприятия (юридические лица), контрагенты (получатели входящих счетов с указанием суммы налога), покупатели иностранных товаров и услуг (не для личного использования).
- Налог с оборота начисляется ежемесячно, при этом учитывается время реализации — момент поступления платежа, отгрузки продукции, факта оказания услуги клиенту компании. Начисление проводят с учетом самого раннего события. Например, оплата за кухонную мебель поступила за три дня до отгрузки — налог с оборота выплачивается в течение месяца от первой даты.
Советская экономика – не такая, как все
Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).
Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).
Были привычные и сегодня налоговые ставки и пошлины, но также были нестандартные налоги (например, налог на холостяков). А еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.
От Победы до «перестройки»
После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953 году снижаются ставки рыночного сбора, в 1956 году отменяется патентный сбор.
В середине 1960-х годов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы.
В 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название «плата за основные фонды и оборотные средства». Вводится подоходный налог с колхозов. В 1966 году вводятся рентные платежи и затем платы за фонды.
В 1971-1975 гг. проведено снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц. В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.
«Перестройка» и распад СССР
С 1985 года в СССР начинается политика «перестройки». С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.
Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью. Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.
После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.
При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.
Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.
Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рос внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.
Период с 1930 по 1941 гг.
Система налогов в СССР постоянно совершенствовалась. Очередная ее реформа была проведена в 1930-1932 годах. Ее целью стало преобразование взаимоотношений, существующих между кооперативными и государственными предприятиями с бюджетом. Постановление о проведении в СССР приняли СНК и ЦИК 2.09.1930 г. Одновременно с этим правительство страны предусмотрело ряд экономических, политических и организационных мероприятий, которые обеспечивали окончательное формирование денежно-кредитной сферы страны.
В государственную казну производили исчисления социалистические хозяйства и население. Все эти платежи были объединены в определенные группы. Так, в общественном секторе имел место:
- налог с оборота;
- подоходный налог, взимаемый с кооперации;
- платежи из прибыли;
- налог с оборота, полученного кинотеатрами;
- налог с совхозов;
- налог, взимаемый с суммы нетоварных операций предприятий;
- единая пошлина и т.д.
Исчислялся в СССР и подоходный налог. Он подлежал взиманию с частных лиц параллельно с:
- сельхозналогом;
- единовременным налогом, взимаемым с единоличных крестьянских хозяйств;
- налогом на сверхприбыль;
- сборами на нужды культурно-бытового и жилищного строительства и другими платежами.
Были ли налоги в СССР, касающиеся импорта и экспорта товаров? Да, в период с 1930 г. по 1941 г. существовала в стране и система таможенных пошлин.
Судя по данным статистики, государственный бюджет Советского государства в 30-х годах все более пополнялся доходами, полученными от социалистических хозяйств. Суммы поступающих финансов все более возрастали, прежде всего, благодаря отчислениям от величины прибыли организаций и налога с их оборота. Так, последний из этих сборов в 1935 г. позволил получить 44,9 млрд руб. В 1936 г. в казну поступило уже 53,1 млрд, а в 1937 г. — 57,8 млрд рублей.
В этот период продолжают создаваться благоприятные условия для исчисления налогов с зарплаты. В СССР граждане, занятые в общественном производстве, а также на кооперативных и государственных предприятиях, получили больше льгот, чем те, которые имели доходы от частной деятельности. Кроме того, были разработаны и внедрены льготы по подоходному налогу. Его суммы снижались при наличии иждивенцев в семье и детей.
После свершения Октябрьской революции в систему налогообложения России были привнесены социалистические идеи. Разумеется, они обладали ярко выраженным политическим акцентом и были направлены на ослабление буржуазии.
Когда ввели налоги в СССР? Практически сразу же после победы революции. На начальном этапе своей деятельности молодая Советская власть сделала вполне благоразумную попытку, направленную на сохранение дореволюционной системы взимания денег. Однако это было невозможно, ведь в тот период продолжала идти Первая мировая война, за которой, как следствие ожесточенной классовой борьбы, последовала гражданская. Хозяйственная разруха и национализация, слабость государственных органов и натурализация обмена – все это, а также некоторые другие факторы не могли не оказать существенного влияния на финансовую сферу. В такой обстановке говорить о налаживании успешной налоговой политики было просто бессмысленно.
Продовольственный налог
Рассматривая вопрос о том, какие налоги были в СССР, стоит отметить постановление, принятое Президиумом ВЦИК 3.02.1921 г. Согласно его положениям, правительство страны приостановило взимание всех налогов — как местных, так и общегосударственных. Объясняется это тем, что проводимая до 1921 г. политика «военного коммунизма» подошла к своему апогею. Это и стало предпосылкой для перехода государства к НЭПу. Первым шагом на пути к новой экономической политике стала замена продовольственной разверстки продналогом с четко фиксированными ставками.
Страна в этот период находилась в разрухе. Сворачивалась торговля, деньги обесценивались все больше, а заработная плата рабочих была подвержена натурализации. В таких условиях восстановить народное хозяйство было просто невозможно. Помимо всего прочего, все более ухудшались взаимоотношения между деревней и городом, между представителями новой власти и крестьянами. Повсеместно происходили восстания сельчан. Это и стало основной причиной введения продналога. Выращенную продукцию у крестьян начали взимать в меньшем размере. При этом жители села отдавали лишь определенную долю того, что было произведено их частным хозяйством. Во внимание принималась урожайность, количество членов в семье и имеющееся поголовье скота.
Какие налоги были в СССР в последующие периоды? Сборы в казну претерпели некоторые изменения в мае 1923 года. Продналог с этого времени стал единым сельскохозяйственным, имевшим натуральную форму до 1924 г. При введении данного сбора была разработана повышенная прогрессия ставок. Это позволило обеспечить соответствие размеров отчислений доходности каждого из крестьянских хозяйств. Было решено принимать во внимание не только размер пашни, но и количество скота, площадь сенокоса и число членов семьи. При этом если на одного едока выходило 0,25 десятины, то налог был равен 2,1% от облагаемого дохода, при 0,75 десятины – 10.5%, а при трех – 21,2%.
С 1926 г. доход стал исчисляться еще и исходя из наличия мелкого скота, а также прибыли от садоводства, виноградарства, табаководства и т.д. Существовал при этом и определенный необлагаемый минимум. Его власть установила для поддержки хозяйств бедняков. С 1928 г. льготы по этому налогу были еще более расширены. Так, был повышен необлагаемый минимум, а кроме этого увеличена скидка с налога для коллективных хозяйств (до 25-30%).
Период с 1930 по 1941 гг.
Система налогов в СССР постоянно совершенствовалась. Очередная ее реформа была проведена в 1930-1932 годах. Ее целью стало преобразование взаимоотношений, существующих между кооперативными и государственными предприятиями с бюджетом. Постановление о проведении реформы налогов в СССР приняли СНК и ЦИК 2.09.1930 г. Одновременно с этим правительство страны предусмотрело ряд экономических, политических и организационных мероприятий, которые обеспечивали окончательное формирование денежно-кредитной сферы страны.
В государственную казну производили исчисления социалистические хозяйства и население. Все эти платежи были объединены в определенные группы. Так, в общественном секторе имел место:
- налог с оборота;
- подоходный налог, взимаемый с кооперации;
- платежи из прибыли;
- налог с оборота, полученного кинотеатрами;
- налог с совхозов;
- налог, взимаемый с суммы нетоварных операций предприятий;
- единая пошлина и т.д.
Исчислялся в СССР и подоходный налог. Он подлежал взиманию с частных лиц параллельно с:
- сельхозналогом;
- единовременным налогом, взимаемым с единоличных крестьянских хозяйств;
- налогом на сверхприбыль;
- сборами на нужды культурно-бытового и жилищного строительства и другими платежами.
Были ли налоги в СССР, касающиеся импорта и экспорта товаров? Да, в период с 1930 г. по 1941 г. существовала в стране и система таможенных пошлин.
Судя по данным статистики, государственный бюджет Советского государства в 30-х годах все более пополнялся доходами, полученными от социалистических хозяйств. Суммы поступающих финансов все более возрастали, прежде всего, благодаря отчислениям от величины прибыли организаций и налога с их оборота. Так, последний из этих сборов в 1935 г. позволил получить 44,9 млрд руб. В 1936 г. в казну поступило уже 53,1 млрд, а в 1937 г. – 57,8 млрд рублей.
В этот период продолжают создаваться благоприятные условия для исчисления налогов с зарплаты. В СССР граждане, занятые в общественном производстве, а также на кооперативных и государственных предприятиях, получили больше льгот, чем те, которые имели доходы от частной деятельности. Кроме того, были разработаны и внедрены льготы по подоходному налогу. Его суммы снижались при наличии иждивенцев в семье и детей.
История НДФЛ в России
За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.
Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.
В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.
Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.
В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.
В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.
Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.
Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.
Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.
Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.
История развития подоходного налога в России – в инфографике.
Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики — чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налоги с постоялых дворов; налоги с пеней; налоги с плавных судов; налоги с арбузов; налоги с орехов; налоги с продажи съестного; налоги с найма домов; ледокольный налог и др.
В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.
Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.