Семейное обучение как одна из форм получения образования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семейное обучение как одна из форм получения образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Дети на семейном обучении вынуждены заниматься и проходить школьную программу самостоятельно, с помощью родителей или репетиторов. Возможно также посещение специализированных платных школ, которые проводят подготовку по отдельным предметам.

Весь текст за 2 минуты

  • На основании закона родителям предоставляется возможность выбирать для своих детей формы получения образования. При надомном образование ребенка обучают дома школьные учителя. За получение образования отвечает школа.
  • Семейное образование предусматривает обязанность родителей обеспечить образовательный процесс, приглашая платных преподавателей, занимаясь с детьми самостоятельно или пользуясь услугами онлайн-школ.
  • Дистанционное обучение – это вариант организации учебного процесса, им могут воспользоваться все дети, обучающиеся дома.
  • Переход на домашнее образование осуществляется по заявлению родителей. Территориальные органы должны оповещаться о решении родителей, так как они ведут учет детей, получающих образование вне школы. Родители заключают договор со школой, в котором оговариваются все нюансы обучения и аттестации ребенка.

Семейное образование как форма обучения

Семейное обучение – это способ получения образования на дому. Данный метод применим в отношении детей, обучающихся по программе 1-9 классов. Ученики, достигшие возраста 15 лет и получившие средний уровень образования, занимаются по другой схеме – самообразованием.

Минусы семейного образования

  • Скука и одиночество. Некоторым ребятам общение с другими людьми жизненно необходимо. Недостаток коммуникаций ребенка с внешним миром может сделать из него «отшельника».
  • Ограниченные контакты со сверстниками не сделают из воспитанника лидера. Даже если такие задатки имеются, их нужно тренировать так же, как мозги и мышцы. А для этого нужно всегда находиться в гуще событий, активно участвовать в жизни общества, побеждать конкурентов.
  • Неумение общаться с людьми. Иногда дети, получающие семейное образование и проходящие обучение на дому, оказываются не подготовленными к коммуникациям во внешней среде.

Запрет на просветительскую деятельность

Чтобы защитить школьников от «влияния антироссийской пропаганды и разжигания социальной, расовой, национальной розни» новая редакция закона «Об образовании РФ» позволяет заниматься просветительской деятельностью только государственным структурам и уполномоченным ими организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим и юридическим лицам.‍

Под просветительской понимается любая деятельность, «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

По каким критериям будут выдаваться разрешения — пока опять же неизвестно. Но уже очевидно, что его не получит ни одна организация, финансируемая из-за рубежа.

Изменения на семейном обучении

С 1 сентября 2021 года в России действует новый «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности». В нём описаны нормы, которые регулируют семейное и заочное обучение. Рассмотрим подробно, что изменилось.

Теперь, если родители переводят ученика на семейное образование, они обязаны проинформировать об этом орган местного самоуправления в течение 15 календарных дней с момента отчисления ребёнка из школы или, если перевод происходит во время летних каникул, не менее чем за 15 календарных дней до начала нового учебного года.

Ученик на любом этапе обучения может сменить форму получения образования с семейной на очную и наоборот, а также сочетать их. Это правило действовало и раньше, но прямо зафиксировано не было. Поэтому некоторые школы могли препятствовать переводу детей с семейного образования к ним. Теперь это незаконно.

Однако если ученик на семейном образовании вовремя не сдаст академические задолженности — например, по промежуточным аттестациям — ему придётся перевестись на очное обучение. Настоятельно советуем заключить со школой договор об аттестациях, где будут прописаны сроки их прохождения.

Индивидуальный учебный план должен соответствовать ФГОС, в том числе — перечню обязательных для изучения предметов. Раньше такого требования не было, поэтому дети, которые учились по индивидуальному плану, могли не изучать некоторые дисциплины: например, основы духовно-нравственной культуры народов России. Новый порядок не оставляет лазеек — учить придётся всё.

Как организовать промежуточную аттестацию?

Промежуточную и итоговую аттестацию можно проходить только на базе образовательной организации. Родители заключают договор со школой, она предоставляет график прохождения аттестации, ребенок сдает зачеты и экзамены. На период аттестации ученик становится экстерном — может посещать консультации, пользоваться библиотекой и лабораториями.

Родители, как правило, выбирают школу, которая находится недалеко от дома. Но также важно изучить документы на сайте: положение о семейном образовании и порядке проведения промежуточной аттестации, учебный план, план аттестаций обучающихся.

Именно в этих документах прописаны график промежуточной аттестации, а также особенности договорных отношений с родителями, выбравшими семейное обучение.

Читайте также:  Невыплата заработной платы при увольнении

Кому не подойдет семейное образование

Семейное образование, как правило, требует активного вовлечения родителей в образование детей, особенно в начальной школе. Руководитель центра «Кайманчик» Виктория Гласко отмечает, что семейное образование не подходит тревожным родителям. Если у родителей есть тревоги относительно образования ребенка, лучше сначала разобраться, чего вы опасаетесь и о чем тревожитесь. Очень важно, чтобы отношения в семье не стали жертвой семейного образования. В «Кайманчике», например, много внимания уделяется именно поддержке родителя: проводятся вебинары, встречи, курсы очно и онлайн.

Виктория ГласкоРуководитель Центра содействия семейному образованию «Кайманчик» Мы не продвигаем семейное образование как необходимость. У нас есть друзья, которые ходят на наши мероприятия — в походы, на театральные фестивали — у которых дети ходят в школу. Это уверенные взрослые, которые знают, что школа — это путь их семьи. Чаще всего это связано с тем, что родители имеют свои любимые области самореализации, которые никак не сочетаются с семейным образованием. Они не готовы сами заниматься образованием своих детей и выбирают ребенку подходящую школу.

Плюсы и минусы семейного обучения

Ничего в нашем мире нет однозначного. Из явных плюсов семейного обучения можно отметить такие: это самая гибкая форма обучения без привязки к месту, конкретному учреждению, к требованиям школы. Ребенок учится в своем темпе, с учётом своих интересов, особенностей, потенциала, темперамента. Здесь максимум свободы в плане выбора программы, педагогов и наставников, способа получения знаний.

Например, ребёнок может легко совмещать учёбу и спорт, потому что нет жёсткого графика обучения — расписание составляет ребёнок и родители самостоятельно. Также можно выбирать учителей, что невозможно в формате традиционного обучения.

Но и у «семейников» есть проблемы. Много работы ложится на плечи родителей – именно они должны выстроить систему, постоянно контролировать, мотивировать, искать педагогов, вкладываться в образование силами, средствами, нервами и большим количеством времени.

В России семейное образование не очень популярно. Оно вызывает много критики. Семьи, выбравшие учёбу вне школы сталкиваются с непониманием. Приходится объяснять окружающим, что с ребёнком и его родителями всё нормально.

Семейная форма образования подходит не всем детям и далеко не всем родителям. При малейшем конфликте в школе бежать писать заявление в администрацию – очень опрометчиво. Надо учесть всю имеющуюся информацию.

Бытует мнение, что «дети-семейники» изолированы, не социализированы, они проводят все время дома в учебе. Но у свободных от школы детей, которые не тратят время на дорогу и дополнительные школьные активности, появляется возможность регулярно посещать дополнительные занятия, общаться со сверстниками в неформальной обстановке.

Что представляет собой компенсация за семейное обучение

Каждый ребенок обучается на деньги, которые выделяет государство. Общеобразовательные учреждения из этих средств выплачивают зарплату педагогам, приобретают учебники. Ребенка-«семейника» всем необходимым обеспечивают родители. На первый взгляд, логично, чтобы государство помимо школ выделяло средства и семьям, которые тратят средства на хоумскулеров (детей, которые учатся дома).

До 2004 года компенсация семейного обучения была четко оговорена на федеральном уровне. Деньги получали все семьи, в которых дети числились как хоумскулеры. Но постепенно вопрос о выплатах был передан органам самоуправления субъектов РФ. Необходимые нормативные акты приняли не все.

Новая редакция закона об образовании неоднозначна. Выплата не исключается, но вот выплачивать ли ее — решение остается за конкретным регионом. Иными словами, возвращать деньги родителей, чьи дети учатся дистанционно дома — право региона, но не обязанность.

Министр образования Российской Федерации Ольга Васильева предложила на 2023 год целый ряд новшеств, способных значительно скорректировать стандарты образования в Российской Федерации.

Так, если взять длящуюся уже несколько лет реформу выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, никак не получается построить ее так, что бы полностью исключить фактор внешнего влияния на оценку знаний ученика.
В сфере высшего образования, так же наблюдаются большие проблемы.

Астрономия в школьной программе в большинстве школ уже присутствует и основной вопрос – будет ли введен ЕГЭ по астрономии?

Как заявила Ольга Васильева, единый государственный экзамен по этому предмету в ближайшее время вводить не будут.

Также, большое внимание уделено созданию программ подготовки и переподготовки тьюторов, ассистентов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время основными центрами притяжения абитуриентов являются крупные города такие как Москва и Санкт-Петербург. Это создает определенные неудобства абитуриентам, вынужденным ехать «за тридевять земель» для поступления в вуз.

Решено, что в 2023 году в стране откроются свыше 50 опорных вузов, которые станут «центрами роста» науки и высшего образования.

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома.

Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;

  • определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  • в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  • оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота
Читайте также:  Единая упрощённая декларация за 4 квартал 2022 года

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны.

Категории образовательных организаций высшего образования

  • Статья 25 Устав образовательной организации
  • Статья 26 Управление образовательной организацией
  • Статья 27 Структура образовательной организации
  • Статья 28 Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
  • Статья 29 Информационная открытость образовательной организации
  • Статья 30 Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
  • Статья 31 Организации, осуществляющие обучение
  • Статья 32 Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
  • Статья 33 Обучающиеся
  • Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
  • Статья 35 Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
  • Статья 36 Стипендии и другие денежные выплаты
  • Статья 37 Организация питания обучающихся
  • Статья 38 Одежда обучающихся.

Как правило, требуется одно заявление для всех аттестаций, но в некоторых образовательных учреждениях нужно писать заявление для каждой отдельной аттестации.

Расписание уроков на семейном обучении для старшеклассников — рекомендация эксперта

Виталий Лебедев, репетитор по истории и обществознанию, уверен, что школа тратит драгоценное время. Педагог рекомендует родителям старшеклассников присмотреться к семейному образованию и советует, как правильно распределить нагрузку на день.

В 10-11 классе родителям действительно стоит задуматься о переводе своих детей на семейное обучение. Когда уже идет специализация, когда человек определил, какие предметы точно будет сдавать, а какие точно не будет – очень не хочется тратить свое время на множество отвлекающих факторов.

И тут на помощь приходит семейное обучение. Школьник на такой форме получает самое драгоценное – время. Есть вопрос с тем, как этим временем распоряжаться. И в этом плане родители должны помогать своим детям.

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения?

Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.

Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо?

В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.

В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.

Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе?

Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.

Обязательным ли условием считается согласование аттестации?

Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.

Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление?

Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.

Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу?

Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.

Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу?

Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.

Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении?

Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.

Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения?

Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.

Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме?

Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.

Читайте также:  Пенсии детям-инвалидам – 2023: на сколько повысят, как оформить

Положение об обучении на дому 2021

Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются в течение учебного года до 15 мая (можно установить иную дату, дающую возможность и обучающемуся и образовательной организации, спланировать и организовать обучение по индивидуальному учебному плану). 2.12. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала учебного года.
2.13. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом руководителя образовательной организации. 2.14. Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического совета образовательной организации.
2.15. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется образовательной организацией, в котором обучается данный обучающийся. 2.16.

Модель локального нормативного акта Утверждено приказом директора(наименование образовательной организации)от № ПОЛОЖЕНИЕО ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану в образовательной организации» (далее – Положение) разработано на основании: 1.1.1.
Федерального закона от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 1.1.2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2021 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 1.1.3. Устава образовательной организации. 1.2.

В связи с принятием санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения обучающихся с ОВЗ (СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ, далее – СанПиН) возникают вопросы по организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Возможности реального применения нового СанПиНа для организации обучения детей с РАС комментирует юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис.

Согласно ч. 6 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной ОО и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.

Учиться можно из любой точки мира. Так как основные участники образовательного процесса – родители и ребенок, это позволяет учиться из любой страны и совмещать путешествия, жизнь в других странах с образованием в России.

Учатся дети с ограниченными возможностями по одной из двух программ. Общая предусматривает изучение всех дисциплин и сдачу контрольных и экзаменационных работ, как в обычной школе. Только уроки могут быть сокращены до 20-25 минут либо, наоборот, совмещаются вместе с продолжительностью до 2 часов. Всего преподают от 8 до 12 занятий в неделю.

Особое внимание необходимо обращать на срок действия справки об инвалидности. Дети-инвалиды в установленные сроки проходят медицинское переосвидетельствование. В случае несвоевременного прохождения детьми-инвалидами медицинской экспертизы сетка занятий меняется.

В целях осуществления всеобщего обязательного среднего образования детей районные (городские) отделы образования и здравоохранения организуют обучение на дому детей-инвалидов, проходящих курс лечения в медицинских организациях, в объеме программ общеобразовательных и специальных организаций образования.

Положение Об Индивидуальном Обучении На Дому По Новому Закону 2021 Год

2.4 Больной ребенок при поступлении в школу зачисляется приказом директора в соответствующий класс с указанием домашней формы обучения, его фамилия, сведения о родителях, заносятся в классный журнал данного класса. Он является членом классного коллектива, может участвовать в различных мероприятиях класса в соответствии с самочувствием и индивидуальными возможностями, на основании заключения лечащего врача по желанию родителей (законных представителей) и в целях социальной адаптации

26. Больные дети, дети-инвалиды, не освоившие учебные программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение на I и II ступенях образования.

20. В классах второй и третьей ступени обучения классный руководитель проводит работу с детьми, обучающимися на дому, и родителями (законными представителями) по профессиональной ориентации больного ребенка, ребенка-инвалида, с целью предоставления ему возможности осознанного выбора дальнейшей общественной и трудовой деятельности.

Семейное обучение (самообразование) — это форма получения образования вне школы. На ней ребёнок самостоятельно осваивает основную общеобразовательную программу, при этом ответственность за качество обучения лежит на родителях.

Давайте узнаем, какими законодательными актами регулируется эта форма получения образования.

>

Мы рассмотрим следующие документы:

  • статья 17 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
  • приказ Минобразования №1015,
  • письмо Минобразования «Об организации получения образования в семейной форме».

Их необходимо изучить каждому родителю, планирующему перевести ребёнка на семейное обучение. Ещё существуют локальные нормативные акты отдельных школ, в которых хоумскулеры проходят аттестацию, и законодательные акты отдельных субъектов России. Локальные законы о семейном образовании варьируются по регионам, поэтому в статье мы лишь из то, что действует по всей стране.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *