16 ответов на вопросы о прямых договорах потребителей с РСО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «16 ответов на вопросы о прямых договорах потребителей с РСО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Прямые договоры и расчеты за жилищно-коммунальные услуги между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями (РСО) стали возможны в стране в апреле 2018 года. Тогда президент России подписал федеральный закон, которым внес изменения в Жилищный кодекс. Собственники получили право выбирать, кому платить за воду, газ, электричество, отопление и вывоз мусора: напрямую поставщикам коммунальных услуг, либо через управляющую компанию или ТСЖ. В этой статье на примере ТСЖ нескольких городов Северо-Запада разберемся, какие плюсы и минусы есть в схеме прямых договоров с РСО.

За кем сохраняется статус исполнителя?

Один из самых спорных вопросов, возникающих при прямых договорах с РСО – кто будет выполнять тут функционал исполнителя коммунальной услуги, который прописан в законе.

До реализации механизма прямых договоров действовала следующая схема предоставления коммунальных услуг: потребитель (первое звено), затем исполнитель (срединное второе звено), затем РСО (третье звено – поставщик ресурса).

В законе роль исполнителя определена предельно четко: исполнитель – это «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги» (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

То есть, исполнитель это тот, кто предоставляет коммунальные услуги. В законе не сказано про то, что исполнителем может не быть РСО. И более того, формулировка ст. 157.2 ЖК РФ говорит о том, что предоставление коммунальных услуг осуществляется РСО и региональным оператором по обращению с ТКО. Поэтому именно эти организации являются исполнителем.

Почему возникают споры о том, кто исполнитель? Потому что за исполнителем числится большой объем обязанностей, установленных в Правилах № 354. В их числе, например:
— ввод прибора учета в эксплуатацию
— ведение коммерческого учета (сбор показаний)
— контроль несанкционированного вмешательства и подключения к приборам учета
— ограничение предоставления коммунальных услуг
— десятки иных обязанностей, установленных в п. 31 Правил № 354.

В ситуации перехода на прямые договора обязанности исполнителя переходят на РСО, которые крайне неохотно их исполняют. Многие РСО считают, что они не являются исполнителями коммунальной услуги соответствующего вида, а занимаются только сбором денег за поставленный ресурс. Это позиция является ошибочной и может быть обжалована в жилищной инспекции субъекта в порядке ст. 20 ЖК РФ.

Спорные вопросы заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями

Изменения, внесенные в Федеральный закон №59/ФЗ с дополнениями от 03 апреля 2021 года, дали возможность для работы потребителя непосредственно с поставщиком услуг. В обход, так сказать, посредника в лице управляющей компании.

До того, как были подписаны изменения к этому закону, заключение договора с ресурсоснабжающей организацией напрямую проходило сложно. В ЖК № 188/ФЗ с изм. 2021 года в части статьи 157, пункт 2 расписана методика начисления оплаты за предоставленные коммунальные услуги при работе с РСО напрямую.

Обязанности, возлагаемые на УК, указаны в 161 статье «О требованиях к работе управляющих. »:

  • контролировать уровень предоставляемых услуг;
  • способствовать к передаче данных с измерительно-учетных приборов (счетчиков) от УО к РСК;
  • осуществлять прием жалоб от граждан и заниматься их разбирательство;
  • давать доступ сотрудникам РСО к хозяйственным помещениям МКД для устранения неполадок.

ОДПУ, ОДН и прямые договоры с поставщиками услуг

Т. е. для МКД с количеством квартир более 16 практически собственникам невозможно оплачивать коммунальные услуги непосредственно их поставщикам. Отсюда проблемы что возникли у УК в последнее время остались на прежнем уровне, что будет приводить к их банкротству в будущем, как бы они не относились ответственно к выполнению своих обязанностей.

В электробытовой организацией нам сказали, сославшись на постановления № 442, № 354, что обслуживание электрических сетей МОП, а следовательно и оплата потерь и расходов (в границах ответственности внешняя стена дома — квартирный счетчик) в том числе из-за несвоевременной подачи показаний по ИПУ является обязанностью ТСЖ т.к. собственники обязаны содержать общее имущество дома по постановлению № 491.

Подписан закон о прямых договорах между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями

Устанавливается возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

Ресурсоснабжающая организация получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.

Прямые договора с рсо решение госдумы вчера последние новости

  1. УК выгодно. УК прямые договоры «собственник – РСО» тоже выгодны. Переход на прямые договоры приведет к кратному снижению размера выручки у управляющих организаций, что позволит многим из них перейти на упрощенную систему налогообложения, и только за счет применения льготы по страховым взносам позволит экономить до 10% от фонда оплаты труда. Кроме этого, уход от НДС позволит экономить 18% от фонда оплаты труда.
  2. РСО выгодно. По логике прямые договоры выгодны ресурсоснабжающим организациям. Сейчас в среднем по России их собираемость платежей около 80%, в то время как собственники жилья, конечные пользователи оплачивают УК около 95%.
  1. упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
  2. увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате; снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
  3. наведение порядка

При этом в законе подчеркивается, что заключение договора в письменной форме не требуется. Это означает, что собственники «присоединяются» к договору, который должен соответствовать типовой форме, после того, как примут решение о переходе на прямые договоры с РСО (или будет расторгнут договор между РСО и управляющей организацией). Другими словами, закон освобождает собственников от необходимости заключать договор в письменной форме.

Перейти на новую договорную систему можно будет по решению общего собрания собственников помещений. Автоматическое заключение прямых договоров с РСО будет происходить в новостройках, а также в тех домах, где у УО есть зафиксированная судом задолженность перед РСО за два расчётных месяца.Кроме этого, 3 апреля президент РФ подписал в редакции согласительной комиссии. Согласно № 61-ФЗ, на платёжных документах может появляться только социальная реклама и информационные сообщения МВД, МЧС и Минздрава.

  • Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме принимает решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров предоставления коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ч.2 ст.44 п.4(4) ЖК РФ).
  • Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме принимает решение о заключении УО, ТСЖ договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ч.2 ст.44 п.4(5) ЖК РФ)1.

ОДН и прямые договора с РСО

Коммунальная услуга – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании… В п.36 Правил № 354 указано, что коммунальные услуги включают в себя услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления… К коммунальной услуге относится также и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

  • договор должен быть расторгнут в одностороннем порядке именно ресурсоснабжающей организацией;
  • отказаться от договора РСО может только в случае если у УО есть задолженность, признанная ей (интересно каким образом? — автор) или подтвержденная вступившим в законную силу решением суда;
  • размер задолженности должен быть равен или превышать 2 (две) среднемесячные величины обязательств УО перед РСО.

Новая схема оплаты услуг ЖКХ напрямую РСО

Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды. Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления. Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.

Минусы перехода на прямые договоры с РСО для собственников

  • Счета на потребление коммунальных услуг на ОДН от РСО выставляются на УК, как на организацию, обслуживающую общедомовое имущество, в связи с чем может образовываться задолженность за потребление ЖКУ на ОДН
  • Большое число разных квитанций и счетов за ЖКУ. К привычным “платежкам” за услуги управляющей компании, расходы на ОДН прибавятся квитанции на отопление, водоснабжение и электроэнергию. Технически оплатить услуги станет сложнее и дольше
  • По вопросам платежей или перерасчетов придется обращаться в организации, которые счета выставляли вместо контактов с бухгалтерией УК
  • В случае судебных споров каждому потребителю придется самостоятельно решать возникающие вопросы с монополистами, в то время как сейчас это делает УК
Читайте также:  Областной семейный капитал увеличили до 139 000 рублей в Новосибирске

Помогут ли прямые договоры снизить стоимость коммуналки

Прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией – это одно из последних нововведений в Жилищном кодексе. Теперь владельцы недвижимости имеют право на получение коммунальных услуг непосредственно от РСО. Но в воздухе зависло много вопросов, рассмотрим их.

Но и собственникам переход на прямые договоры не выгоден. За коммунальные услуги перечисляет денежные средства УК. Если будут вопросы от собственников, то все они будут задаваться управляющей компании. А когда будут проблемы с РСО, а это неизбежно, по каждой услуге придется разбираться самостоятельно именно с РСО.

Третья причина – нельзя использовать Правила коммунальных услуг. Поясним. В этом документе четко оговорены условия перерасчета за ЖКХ при отсутствии собственника в квартире, уменьшение квартплаты вследствие поставки некачественной услуги, порядок проведения поверок прибора учета и пр.

Как исчислять долг по договорному объему потребления?

Еще один важный вопрос о том, как исчислять две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, которые выступают основанием для перевода МКД на прямые договора по инициативе РСО (п. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).

Определением Верховного суда РФ по делу № 305-ЭС19-18374 от 02.12.2019 г. указано, что среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется РСО путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения за 12 месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на 12.

В случае, если договор ресурсоснабжения исполнялись менее 12 месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев их действия.

Как перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями?

Жилищное законодательство страны основным органом управления многоквартирным домом признает общее собрание собственников. Как правило, голосование проводится в очно-заочной форме. Чтобы перейти на прямой договор с поставщиком ресурсов, необходимо принять соответствующее решение большинством голосов — 50% +1 голос от общего числа голосов собственников, принявших участие в собрании. Протокол собрания в дальнейшем поступает в ресурсоснабжающие организации.

Стоит отметить, что не всегда инициаторами перехода на прямые договоры выступают жильцы. В ряде случаев в этом заинтересованы сами поставщики, если недобросовестные ДУКи накапливают задолженность за коммунальные услуги.

Для добросовестных управляющих компаний переход на прямые договоры с РСО всегда был положительным моментом, поскольку исчезала необходимость быть «промежуточным звеном» между жителями и поставщиками ресурсов. Теперь и подготовка необходимой платежной документации, и работа с должниками ложится на плечи ресурсоснабжающих организаций, — пояснили в объединенной пресс-службе ДУКов Нижнего Новгорода.

Договор о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями считается заключенным с даты, указанной в решении общего собрания (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Собственникам жилья не требуется дополнительно подписывать какие-либо бумаги с поставщиками услуг.

Переход на прямое взаимодействие с РСО (в случае принятия такого решения на общем собрании) осуществляется для всех жильцов одновременно. Поэтому ситуации, когда одна квартира перечисляет деньги напрямую в «Теплоэнерго», а другая по-прежнему рассчитывается за отопление через ДУК, исключены.

Если же инициатором расторжения договора с управляющей компанией выступит водоканал или другая ресурсоснабжающая организация (например, недовольная ростом задолженностей), она просто направит жильцам уведомление о расторжении договора с УК и заключении прямых договоров. Собственникам квартир даже не придется ничего делать: отказ поставщика от взаимодействия с ДУКом или ТСЖ будет односторонним. При этом граждан должны будут известить об изменениях, разместив уведомление о переходе на прямые расчеты на видном месте (или опубликовав на сайте). Спустя месяц с момента уведомления договор с управляющей компанией будет считаться расторгнутым, и потребители смогут перечислять оплату напрямую поставщикам. Дублирование квитанций ДУКом будет считаться незаконным.

Кроме того, в настоящее время в целях повышения прозрачности платежей за ЖКУ для жителей, а также в связи с модернизацией программного обеспечения, произошло разделение квитанций — собственники получают два платежных документа: за жилищные и за коммунальные услуги. Об этом жителей своевременно информировали — информация печаталась на оборотной стороне платежных документов, а также на информационных досках в подъездах домов, — добавили в объединенной пресс-службе ДУКов.

Заключение прямых договоров с РСО

В Российской Федерации острым вопросом в сфере предложения жилищно-коммунальных услуг остается колоссальная задолженность перед поставщиками ресурсов. Невзирая на то, что многие владельцы платят за оказанные коммунальные услуги прилежно, задолженность управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями является на 2018 год свыше триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург также в числе должников.

Читайте также:  Мурманчанин украл в московском кафе ноутбук

Помимо этого, в Московской области за минувшие года случилось несколько серьезных скандалов с участием УК, когда внушительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, применялись компаниями не по целевому направлению. И вот указ о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой.

Проблемы перехода на прямые договоры электроснабжения

Защита интересов субабонентов, решивших потреблять электрическую энергию на основе прямого договора энергоснабжения, может быть реализована как путем отдельного технологического присоединения, так и на основании опосредованного присоединения.

Правовые интересы субабонентов, решивших потреблять электрическую энергию на основе прямого договора энергоснабжения, могут быть реализованы не только путем осуществления отдельного технологического присоединения.

На сегодняшний день среди потребителей электрической энергии по-прежнему велика доля тех лиц, кто потребляет ресурс, подаваемый через сети соседних организаций, на основе субабонентских правоотношений.

Само по себе понятие субабонента возникло и существовало еще до реформирования отрасли электроэнергетики. В дореформенный период организации-абоненты присоединяли других, как правило, более мелких потребителей к своим сетям. Подключавшиеся к сетям электроснабжения абонента лица, заключали договоры непосредственно с этим абонентом, в результате чего, с точки зрения правового регулирования, становились субабонентами.

На сегодняшний день, Гражданский кодекс РФ сохраняет возможность реализации схемы субабонентских отношений по снабжению электрической энергией. Ссылка содержится в ст. 545 ГК РФ «Субабонент» (Абонент может подавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации).

В ОСЧ участвуют только члены ТСЖ или ЖК

В ЖК РФ подробно прописано, как проводится общее собрание членов ТСЖ, а вот проведение ОСЧ кооперативов часто вызывает немало вопросов. Порядок проведения ОСЧ товарищества во многом схож с порядком проведения ОСС (ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ). Общее собрание членов жилищных кооперативов проводится в соответствии с ст. 117 ЖК РФ и Уставом.

В ОСС принимают участие все собственники помещений в МКД и дольщики, независимо от возраста. Для общих собраний членов установлено ограничение. В ТСЖ/ТСН может вступить только владелец помещения, достигший 18 лет (определение Конституционного суда РФ от 22.01.2014 № 17-О). В жилищный кооператив вступают только с 16 лет по решению общего собрания членов кооператива (ч. 2 ст. 26 ГК РФ).

Члены кооперативов и товариществ собственников имеют право направить на ОСЧ своего представителя, оформив доверенность по общим правилам согласно ч. 2 ст. 48 ЖК РФ и ч.ч. 3, 4 ст. 185.1 ГК РФ. Доверенность может быть нотариально заверенной либо удостоверенной по месту работы, месту учёбы члена ТСЖ/ЖК, по месту его лечения в стационаре.

В ЖК РФ нет перечня форм проведения общих собраний членов

Согласно ст. 44.1 ЖК РФ, общее собрание собственников в многоквартирном доме проводится в трёх формах: очной, заочной и очно-заочной. Отдельной статьи с перечислением форм проведения ОСЧ жилищного кооператива Жилищным кодексом РФ не предусмотрено.

В силу формулировкич. 3 ст. 146 ЖК РФ о том, что ОСЧ товарищества состоялось, если на нём присутствовал кворум, можно говорить об очной форме проведения такого собрания. Право ТСЖ провести собрание своих членов в заочной форме закреплено в ч. 6 ст. 146 ЖК РФ.

Об очно-заочной форме проведения общих собрания членов товарищества собственников в ст. 146 ЖК РФ не упоминается, но поскольку, согласно ч. 1.1 этой статьи, к собраниям членов товарищества применимы те же требования, что и к ОСС, считается, что ОСЧ также можно проводить в очно-заочной форме. Такую возможность лучше закрепить в Уставе ТСЖ.

В ст. 117 ЖК РФ, которая регламентирует проведения ОСЧ жилищного кооператива, нет упоминаний о формах проведения такого собрания. Поскольку ЖК обычно действует по аналогии с товариществом собственников, то ОСЧ кооператива также проводится в очной, заочной, очно-заочной форме.

Как изменения скажутся на платежах

Если все люди вовремя передают показания приборов учета, рационально используют ресурсы, то для них выгоднее платить по факту, а не по нормативам, говорит руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое. «Поэтому в тех домах, где все хорошо, общедомовые нужды будут дешевле. Но в домах, где есть проблемы (например, протечки в подвале, стоят старые лампы), плата по факту может быть выше», — сказала эксперт.

«Кроме того, необходимо выявлять тех, кто не подает показания вовремя, и фиксировать нерациональное использование, поскольку это все может повлиять на общие показания. Это все задача управляющих компаний и собственников», — добавила Ирина Булгакова.

В Минстрое подчеркивают, что вступивший в силу документ напрямую не повлечет повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг. «Он направлен на справедливый расчет. Размер платы за ЖКУ может как уменьшиться при более низком уровне реального потребления, чем по нормативным показателям, так и увеличиться при высоком уровне потребления», — заключили там.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *