Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог в 2023 году. Каких изменений ждать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Меньше придется платить пенсионерам, а также лицам, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста. На 50% размер платы уменьшится для ветеранов ВОВ, инвалидов I и II групп, на четверть – для инвалидов III группы. Но есть нюанс: льгота по снижению ставки транспортного налога на 50% и 25% предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
Тарифы транспортного налога в Беларуси для физических лиц
Для многих граждан Беларуси транспортный налог на автомобиль вошел в число самых крупных и неприятных обязательных расходов. В настоящее время они таковы:
Вид транспорта | Размер пошлины (BYN) |
автомобиль весом не более 1,5 т. | 61 |
автомобиль весом от 1,5 т. до 1,75 т. | 81 |
автомобиль весом от 1,75 т. до 2 т. | 102 |
автомобиль весом от 2 т. до 2,25 т. | 122 |
автомобиль весом от 2,25 т. до 2,5 т. | 142 |
автомобиль весом от 2,5 т. до 3 т. | 162 |
автомобиль весом более 3 т. | 223 |
мотоцикл | 41 |
Пониженные ставки транспортного налога
1. В размере 50% от установленной ставки: в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
2. В размере 75% от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога либо ставка транспортного налога применяется в размере 50% от установленной ставки).
Льгота по транспортному налогу предоставляется налоговым органом на основании представленных плательщиком документов, подтверждающих право на такую льготу, а также на основании имеющихся в налоговом органе сведений, представленных государственными органами и иными организациями в порядке, установленном законодательством.
Сумма налога зависит от разрешенной максимальной массы автомобиля. Что касается мотоциклов, караванов, то налог будут взимать за единицу транспорта – 41 рубль.
– Для легкового автомобиля весом не более полутора тонн ставка налога составит 61 рубль. В диапазоне от 1,5 до 1,75 тонн ставка подрастет на 20 рублей. А вот за автобус с числом посадочных мест свыше 40 придется отдать 447 рублей, – привели пример в ведомстве.
В этом году оплачивать транспортный налог в полном объеме не придется, так как действует своеобразный переходный период. Впрочем, некоторым автомобилистам произвести частичную оплату все же нужно будет. В частности, тем, кто по состоянию на 1 января 2021 года не получил разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого нужно было уплатить пошлину. Авансовый платеж в этом случае составит 29 рублей за легковушку, 20 рублей за мотоцикл или прицеп. Доплату потребуется произвести не позднее 15 ноября 2022-го. Налоговые органы пришлют извещение.
Если автовладелец ранее уже оплатил дорожный сбор, в таком случае авансовый платеж не обязателен. От него освобождаетесь в случае, если оплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении до 1 января 2021 года.
– Транспортный налог таким лицам будет исчислен налоговым органом пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения, – уточнили в министерстве.
Проще говоря, если вы уплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении в декабре 2020-го сразу на два года вперед, то транспортный налог вам начнут начислять только по окончании его действия – с января 2023-го.
Новости Солигорска, бесплатные объявления, фото Солигорска, видео Солигорска
Дорожный сбор привязали к прохождению техосмотра в 2013 году. Его сумма зависела от того, кому (юридическому или физическому лицу) принадлежит автомобиль, а также возраста и массы машины. После этого многие владельцы автомобилей перестали проходить техосмотр. Службой ГАИ был усилен контроль за соблюдением этой обязанности, была даже разработана система, которая позволяла фиксировать автомобили без техосмотра. Впрочем, многие автовладельцы так и не оплачивали сбор.
Предполагается, что государственная пошлина для физических лиц будет упразднена. Вместо нее введут плату за участие транспортных средств в дорожном движении – вносить ее должны будут все зарегистрировавшие транспортные средства в ГАИ физлица. Для юрлиц госпошлину предлагается оставить.
Как платить прошедшим техосмотр
Те, кто добросовестно, и главное, не пропуская сроков, посещал станции техосмотра, а значит, до недавнего времени исправно платил транспортный налог, в этом году не получат извещения от МНС. Здесь все зависит от возраста авто и уплаты налога, который раньше был привязан к прохождению техосмотра. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должно действовать не позднее 1 января 2021 года.
Поясним на примере. Новая машина куплена владельцем в салоне в мае 2019 года. Вместе с покупкой авто проходится техосмотр и оплачивается дорожный сбор. Следующий техосмотр (у новых машин через два года) проводится в июне 2021-го. Значит, разрешение на допуск действительно, поскольку выдано ранее 1 января 2021 года. Владелец такой машины не получит извещение на уплату авансового платежа в этом году. Транспортный налог за 2021 год он уплатит после получения извещения, но уже в сентябре 2022-го.
Теперь о том, какую сумму налога заплатит этот автовладелец. Если срок действия техосмотра, а значит, и предыдущего дорожного налога закончился в мае 2021 г., то новый налог будет подсчитан пропорционально календарным месяцам, начиная с июня.
Поясним на примере. Для автомобиля массой не более 1,5 т размер годовой пошлины — 61 рубль. Значит, за один месяц нужно уплатить 61:12=5,083 рубля. Умножаем эту сумму на количество месяцев в 2021 г., начиная с июня: 5,083*7=35,581 рубля. Такую сумму налога за 2021-й заплатит автовладелец, но уже в 2022 году. В 2023-м он оплатит транспортный налог за весь 2022-й.
Еще примеры.
Автовладелец уплатил госпошлину и прошел техосмотр на автомобиле старше 10 лет в июле 2020 года. Срок действия разрешения, а значит, и предыдущего налога, истек 31 июля 2021 г. Значит, его транспортное средство освобождается от уплаты транспортного налога на период срока действия разрешения, т. е. с 1 января по 31 июля 2021-го. В 2022 г. ему насчитают госпошлину с августа по декабрь 2021 г., т. е. за пять месяцев.
Еще вариант. Автовладелец уплатил госпошлину в декабре 2020 года, а техосмотр прошел в январе 2021-го. Поскольку необходимое разрешение получено им уже в 2021 г., когда выдача разрешения не являлась объектом обложения государственной пошлиной, то гражданин обязан уплатить транспортный налог за 2021 г., и ему придет уведомление об авансовом платеже уже в этом году. Госпошлина, уплаченная автовладельцем в 2020 г., подлежит возврату либо зачету в счет уплаты налогов, в том числе транспортного налога.
И такой вариант. Автовладелец машины старше 10 лет проходил техосмотр в предыдущие годы, но с небольшими перерывами. Например, действие его разрешения на допуск (т. е. срок оплаты предыдущего дорожного налога) заканчивалось в октябре 2020 г., а в феврале 2021 г. он снова прошел техосмотр, но ничего не уплачивал. Получается, что на 1 января 2021 г. предыдущий дорожный сбор не был уплачен. В таком случае владельцу придет авансовое письмо из налоговой уже в этом году. В 2022 г. для автомобиля, например, массой от 1,5 до 1,75 т придется доплатить 81-29=52 рубля.
К сожалению, все варианты описать невозможно, но с некоторыми предлагаем ознакомиться здесь.
Кто освобожден от уплаты транспортного налога
Местные Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:
- выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц — угона (кражи);
- в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;
- снятые с учета до 1 июля 2021 года;
- используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
- выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- категории M1 или M1G*(электромобили), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, — по 31 декабря 2025 года;
- у плательщиков-организаций — предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись: «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
- у плательщиков — физических лиц — специально оборудованные для использования инвалидами.
Льготы по транспортному налогу
Инвалиды 1-й и 2-й групп, ветераны ВОВ и пенсионеры могут уплачивать транспортный налог с 50%-ой скидкой.
Но следует учитывать, что данное право предоставляется только при наличии у собственника транспортного средства водительского удостоверения соответствующей категории. Это означает, что избежать уплаты налога путем оформления автомобиля на пенсионера или инвалида, не имеющего прав, уже не получится. Что касается инвалидов 3-й группы, то они будут уплачивать транспортный налог со скидкой в размере 25%.
Местным органам власти разрешено полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (это касается всех имущественных налогов). В данном случае каждая ситуация рассматривается индивидуально и только при условии, что транспортное средство не используется для занятий предпринимательской деятельностью.
Согласно обновленной редакции Налогового кодекса, введенная пошлина касается как обычных людей, которые владеют транспортными средствами, так и компаний и индивидуальных предпринимателей. За каждую единицу авто, которое зарегистрировано в ГАИ, нужно будет заплатить.
Важный момент: даже если ваш автомобиль пылится в гараже или на даче, и не выезжал на дорогу ни разу за год, то вы все равно должны осуществить уплату транспортного налога в 2021 году.
Все, кто еще до изменений уже оплатил в полном размере дорожный налог, платить дополнительно не будут до окончания оплаченного периода. После этого транспортный налог будет рассчитываться согласно числу оставшихся месяцев. Например, вы оплатили дорожный сбор до 31 марта 2021 года, тогда вам посчитают в 2022 году сумму за девять месяцев.
Те владельцы автотранспорта, которые до 2021 года не оплатили дорожный сбор, должны заплатить одну базовую величину (29 рублей) за машину и 20 рублей за прицеп или мотоцикл до 15 декабря 2021 года. Обратите внимание, что эти суммы начисляются за каждую единицу транспорта. Извещение на оплату будут отправляться не позже 1 ноября этого года.
В связи с огромным ростом цен на энергию и топливо, а также инфляцией, которая в ноябре составила 10,6 проц., австрийская Ассоциация грузового транспорта Австрийской торговой палаты WKÖ потребовала своевременной публикации тарифов на дорожные сборы на следующий год.
В такие нестабильные экономически времена, как сейчас, для транспортных компаний особенно важно уметь предвидеть”, – говорит Маркус Фишер, президент Ассоциации грузового транспорта Федеральной экономической палаты Австрии (WKÖ).
6 декабря Федеральное министерство по защите климата Австрии наконец-то опубликовало ставки дорожных сборов на 2023 год.
Согласно информации Центральной ассоциации экспедиции и логистики (ZV), расходы на инфраструктуру были оценены с использованием индекса цен потребительских товаров и услуг (CPI) в 2,8 проц.
Ставки дорожных сборов в классе Euro 6 в 2023 году также увеличатся на 4 проц. Другие ставки дорожных сборов будут увеличены с 2,29 проц. до 2,8 проц.
Ассоциация критически отнеслась к изменению тарифов для самых экологичных дизельных автомобилей:
Вместо того, чтобы стимулировать инвестиции в защиту климата, компании, имеющие грузовики стандарта Euro 6, наказываются повышением тарифов на 4 проц. Это совершенно непонятно, тем более что на рынке до сих пор нет альтернативы этому самому экологичному типу транспортных средств для перевозки тяжелых грузов,” – сказал Александр Фреш, Председатель ZV.
Со следующего года в Польше также повысятся тарифы дорожных сборов на автомагистралях, скоростных и воеводских дорогах. Это относится к коммерческим автомобилям более 3,5 тонн. Больше всего дорожные сборы вырастут для автомобилей самого низкого еврокласса, но и более экологичные грузовики не избегут повышения.
Тарифы дорожных сборов на автомагистралях и скоростных дорогах в 2023 и 2022 г. (за км):
категория транспортного средства | Euro 2 | Euro 3 | Euro 4 | Euro 5 и выше |
Автотранспортные средства с РММ более 3,5 т и менее 12 т | 0,48 PLN по сравнению с 2022 г.: 0,42 PLN | 0,42 PLN по сравнению с 2022 г.: 0,37 PLN | 0,34 PLN по сравнению с 2022 г.: 0,30 PLN | 0,24 PLN по сравнению с 2022 г.: 0,21 PLN |
Автотранспортные средства с РММ 12 тонн и более | 0,64 PLN по сравнению с 2022 г.: 0,56 PLN | 0,55 PLN по сравнению с 2022 г.: 0,48 PLN | 0,45 PLN по сравнению с 2022 г.: 0,39 PLN | 0,33 PLN по сравнению с 2022 г.: 0,29 PLN |
Например, транспортная компания с грузовиком более 12 тонн и классом выбросов Euro 5 с этого года будет платить 0,33 PLN за километр (в 2022 году ставка составляла 0,29 PLN). Это означает увеличение на 4 PLN за 100 км пути.
Дорожные сборы в Беларуси для российских водителей
С 2023 года белорусское правительство вводит дорожный сбор для иностранных автомобилистов, включая российских водителей. Сбор будет начисляться на территории Беларуси и зависеть от класса автомобиля и продолжительности пребывания в стране.
Стоимость дорожного сбора для российских граждан будет составлять от 7 до 35 евро в сутки в зависимости от класса автомобиля и продолжительности пребывания в Беларуси. Для автомобилей класса «С» и «D» сроком пребывания в стране свыше 10 дней сбор будет начисляться в размере 35 евро в сутки.
Российские водители могут оплатить дорожный сбор онлайн на официальном сайте белорусского министерства транспорта и коммуникаций, а также на пунктах пограничного контроля при въезде на территорию Беларуси. При оплате онлайн белорусские власти советуют не откладывать оплату до последнего момента, чтобы избежать непредвиденных задержек и проблем.
Также существует возможность оформить пропуск для оплаты дорожного сбора на весь период пребывания в Беларуси, чтобы избежать необходимости оплаты каждый раз при пересечении границы. Для этого необходимо отправить заявку и оплатить сбор на официальном сайте белорусского министерства транспорта и коммуникаций.
Кто должен платить дорожный сбор?
В соответствии с законодательством Беларуси, дорожный сбор должен быть уплачен всем транспортным средствам, въезжающим на территорию Беларуси. Это значит, что как местные жители, так и иностранные туристы, путешествующие на своих личных автомобилях, должны заплатить дорожный сбор.
Дорожный сбор также должен быть уплачен для всех видов транспорта, включая грузовики, легковые автомобили и мотоциклы. В случае, если транспортное средство не уплачивает дорожный сбор, водитель может быть оштрафован на территории Беларуси.
Однако, существуют некоторые исключения, когда дорожный сбор не нужно уплачивать. Например, если на территорию Беларуси въезжает транспортное средство на определенное мероприятие, такое как спортивное соревнование или конференция, то организаторы мероприятия могут быть освобождены от уплаты дорожного сбора.
Также, в случае, если водитель не собирается использовать белорусские дороги на протяжении всего периода пребывания в стране, он может быть освобожден от уплаты дорожного сбора. Для этого необходимо предоставить доказательства, подтверждающие, что водитель не планирует использовать местные дороги.
Какие документы нужны для оплаты дорожного сбора?
Для оплаты дорожного сбора в Беларуси необходимо иметь при себе ряд документов.
В первую очередь, это прицепление к автомобилю электронного устройства, которое будет фиксировать оплату сбора. Его можно получить в любом пункте пропуска на границе Беларуси.
Также необходимы документы на автомобиль и его водителя. Это водительские права, паспорт, технический паспорт автомобиля и страховой полис ОСАГО.
Если вы находитесь на территории Беларуси более суток, то необходимо зарегистрироваться на месте временного проживания. В таком случае, дополнительно понадобится бланк регистрационной карточки.
Привезенное из-за границы транспортное средство должно быть оформлено на владельца и находиться в его распоряжении. В противном случае необходимо предоставить документы на транспортное средство и разрешение владельца на его использование.
Присутствие у водителя документов является обязательным. В случае отсутствия необходимых документов, вас могут оштрафовать или взыскать дополнительные штрафы за нарушение правил дорожного движения.
Необходимо следить за сроками действия всех документов и их актуальностью, чтобы избежать неприятностей на дороге.
Таким образом, для оплаты дорожного сбора на территории Беларуси необходимо иметь при себе прицепление электронного устройства, документы на автомобиль и его водителя, а также бланк регистрационной карточки, если вы пребываете в стране более суток.
Размер (ставка) транспортного налога для физических лиц в 2022 году
Категория транспортных средств |
Ставка налога, рублей |
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 1,5 т. (включительно) | 61,0 |
от 1,5 т. до 1,75 т. | 81,0 |
от 1,75 т. до 2,0 т. | 102,0 |
от 2,0 т. до 2,25 т. | 122,0 |
от 2,25 т. до 2,5 т. | 142,0 |
от 2,25 т. до 3,0 т. | 162,0 |
свыше 3,0 т. | 223,0 |
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 0,75 т. | 41,0 |
свыше 0,75 т. | 223,0 |
прицеп-дача (караван) | 41,0 |
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой: | |
до 2,5 т. | 162,0 |
от 2,5 т. до 3,5 т. | 345,0 |
от 3,5 т. до 12 т. | 447,0 |
более 12 т. | 508,0 |
седельный тягач | 406,0 |
Автобусы с числом посадочных мест: | |
до 20 мест (включительно) | 244,0 |
от 21 до 40 мест (включительно) | 345,0 |
свыше 40 мест | 447,0 |
Мотоцикл (всех видов) | 41,0 |
Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог
Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.
Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.
Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.
— В прошлом году продал машину, — рассказал бывший автолюбитель. — У меня была старенькая «Мазда», мотор которой немного барахлил, кузов местами даже проржавел. В таком состоянии машина никогда не прошла бы техосмотр. Мой кошелек не позволял сделать соответствующий ремонт, оплатить госпошлину и ТО. Но ездить на «корыте», небезопасном для окружающих, не рискнул и продал его. На сегодняшний день лично для меня выгоднее передвигаться на общественном транспорте или ходить пешком.
К сожалению, не все водители придерживаются аналогичного мнения и продолжают садиться за руль неисправных машин.
Как итог, ДТП, иногда даже со смертельным исходом, констатировал Александр Казючиц. И виной этого являются не суммы той самой госпошлины. А совесть водителей, каждому из которых следует помнить, что цена выезда автомобиля, не прошедшего соответствующую проверку технического состояния, равна человеческой жизни…
Фото Дмитрия Осипова.