Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госпошлина внереализационные расходы или косвенные?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В БУ расходы признаются в том учетном периоде, к которому они имеют отношение, вне зависимости от факта оплаты (ПБУ10/99 п. 18). Практически госпошлина, как правило, учитывается в момент подачи пакета документов в регистрирующий орган, когда она уже оплачена.
Возмещение ответчиком
Если суд принял решение по делу в пользу истца, ответчик будет обязан возместить по судебному решению понесенные истцом расходы на ведение дела, в том числе на уплату государственной пошлины. Такое возмещение для ответчика будет считаться расходом, а для истца — доходом.
Датой учета соответствующего дохода и расхода для целей исчисления налога на прибыль будет считаться дата вступления в законную силу решения суда, на основании которого производится возмещение уплаченной госпошлины. Обоснованием и документальным подтверждением соответствующих издержек будет судебное решение.
Учет в составе доходов производится в соответствии с п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ, согласно которой внереализационными доходами налогоплательщика являются, в частности, доходы в виде подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Госпошлина в расходах
Помимо пошлин, уплачиваемых после принятия на учет (ввода в эксплуатацию) имущества, напрямую на расходы организации будут относиться пошлины, не связанные с приобретением объектов имущества. Речь идет, к примеру, о госпошлине при подаче в суд искового заявления, госпошлине за совершение нотариальных действий, пошлине за внесение изменений в учредительные документы организации и т.д. В этих случаях при учете госпошлины в бухгалтерском учете проводки (с точки зрения дебетуемого счета) могут быть различные.
Судебные пошлины обычно отражаются в составе прочих расходов организации:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 68
Порядок учета иных пошлин зависит от того, к какому виду деятельности относится уплата пошлины.
Так, к примеру, уплачиваемая госпошлина за внесение изменений в устав будет отражена так (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», 44 и др. – Кредит счета 68
А например, госпошлина, уплачиваемая за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат при утилизации транспортного средства организации, будет отражена следующим образом (п. 11 ПБУ 10/99 ):
Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 68
Расходы на оплату услуг адвокатов и юристов
Как правило, от представителя организации в суде требуется высокая юридическая квалификация. Небольшие фирмы не всегда могут позволить себе иметь в штате таких специалистов и обращаются в адвокатские конторы, юридические или аудиторские фирмы. Стоимость услуг зависит от сложности спора, цены иска и количества судебных заседаний.
Указанные судебные издержки отражаются в налоговом учете по аналогии с государственной пошлиной, то есть в составе внереализационных расходов. Однако подобные расходы следует принимать в целях налогообложения прибыли с учетом требований статьи 252 Налогового кодекса. А именно: судебные издержки учитываются как внереализационные расходы в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 265 НК РФ, если они документально подтверждены, осуществлены на момент рассмотрения спора и являются экономически оправданными.
Оправданность расходов определяется исходя из ряда обстоятельств. Например, таких, как исход спора, сформировавшиеся цены на услуги адвокатов в конкретном регионе, количество документов, круг обязанностей представителя в судебной инстанции.
Обратите внимание
: если организацию в суде представляет ее штатный работник, то его зарплата в качестве судебных расходов не принимается. В подобной ситуации судебная практика исходит из того, что зарплата штатному юристу выплачивается независимо от наличия или отсутствия судебного спора. В целях налогообложения прибыли такие затраты будут квалифицироваться уже как расходы на оплату труда по статье 255 Налогового кодекса.
Чтобы выплаченные штатному юристу суммы можно было учесть как судебные расходы, с ним надо заключить гражданско-правовой договор на осуществление представительства в суде. В договоре следует предусмотреть оплату за участие в конкретном деле. Но это поможет лишь в том случае, если в должностной инструкции юриста нет подобной обязанности.
Госпошлина в расходах
Помимо пошлин, уплачиваемых после принятия на учет (ввода в эксплуатацию) имущества, напрямую на расходы организации будут относиться пошлины, не связанные с приобретением объектов имущества. Речь идет, к примеру, о госпошлине при подаче в суд искового заявления, госпошлине за совершение нотариальных действий, пошлине за внесение изменений в учредительные документы организации и т.д. В этих случаях при учете госпошлины в бухгалтерском учете проводки (с точки зрения дебетуемого счета) могут быть различные.
Судебные пошлины обычно отражаются в составе прочих расходов организации:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 68
Порядок учета иных пошлин зависит от того, к какому виду деятельности относится уплата пошлины.
Так, к примеру, уплачиваемая госпошлина за внесение изменений в устав будет отражена так (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», 44 и др. – Кредит счета 68
А например, госпошлина, уплачиваемая за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат при утилизации транспортного средства организации, будет отражена следующим образом (п. 11 ПБУ 10/99 ):
Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 68
В Налоговом кодексе РФ, а также его нормах, посвященных упрощенцам, не сказано, принимается ли госпошлина к расходам при УСН. При этом с данным обязательным платежом компании и ИП на УСН сталкиваются повсеместно: и в суде, и в налоговой, и в других структурах. То есть можно утверждать, что без уплаты госпошлин деятельность на упрощённом режиме фактически невозможна.
Однако можно смело заключить, что госпошлина при УСН включается в расходы на основании подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В этом пункте перечислены затраты, которые при итоговом расчёте снижают единый налог на УСН.
В указанной норме упомянуты только налоги и сборы, уплаченные согласно налоговому законодательству. Так является ли госпошлина расходом при УСН? Однозначно – ДА!
Вопросы, связанные с госпошлиной, регламентирует глава 25.3 НК РФ. На основании п. 1 ст. 333.16 Кодекса государственная пошлина отнесена именно к сборам при обращении в:
- Государственные структуры.
- Местные органы власти.
- Иные органы и/или к должностным лицам, которые по закону полномочны совершать юридически значимые действия.
Не должно вызывать споров, учитывается ли госпошлина в расходах при УСН, когда имеет место выдача упрощенцу за плату документа либо его дубликата. Да, это законом приравнено к юридически значимым действиям.
Расходы на свидетелей, экспертов и переводчиков
Суммы, подлежащие выплате свидетелям и экспертам или необходимые для оплаты расходов по производству осмотра на месте, вносятся вперед той стороной, которая заявила соответствующую просьбу. Если же такое ходатайство поступило от обеих сторон, то требуемые суммы они вносят поровну (ст. 108 АПК РФ).
Привлекая экспертов и свидетелей, организация должна перечислить деньги для оплаты их услуг на депозитный счет арбитражного суда. Статья 109 АПК РФ определяет, что денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются после выполнения ими своих обязанностей. А значит, учесть указанные суммы в качестве внереализационных расходов для целей налогообложения можно лишь после того, как эксперт представит заключение, а свидетель даст показания. То есть момент признания таких расходов не зависит от того, какой метод применяет организация в налоговом учете: начисления или кассовый.
Государственная пошлина
ИнфоРасходы на рекламу являются коммерческими, следовательно, учитываются в составе текущих расходов (например, на счете «Расходы на продажу»). Вы можете опять же либо учесть сумму пошлины единовременно на день подачи заявления о получении разрешения, либо списывать ее постепенно как расходы будущих периодов, что менее рационально.
Видео по теме Обратите внимание Все возможные виды госпошлин установлены в гл. 25.3 НК РФ. Если осуществленного вами платежа в этом списке нет, учесть его как госпошлину вы не можете.
Если госпошлину перечисляет на сама организация, а уполномоченный ею работник, напомните ему обязательно указать в платежных документах, за какую организацию он платит.
Государственную пошлину плательщики уплачивают при обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) (пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ). Согласно п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным сборам.
Подпунктом 10 п. 1 ст. 265 НК РФ предусмотрено, что в состав внереализационных расходов включаются судебные расходы и арбитражные сборы. Таким образом, расходы на уплату государственной пошлины учитываются в составе внереализационных расходов (письма Минфина России от 20.09.2010 N 03-03-06/1/597, от 03.06.2010 N 03-03-06/1/373, от 18.01.2005 N 03-03-01-04/2/8).
В соответствии с пп. 1 п. 7 ст.
Госпошлина в расходах
Помимо пошлин, уплачиваемых после принятия на учет (ввода в эксплуатацию) имущества, напрямую на расходы организации будут относиться пошлины, не связанные с приобретением объектов имущества. Речь идет, к примеру, о госпошлине при подаче в суд искового заявления, госпошлине за совершение нотариальных действий, пошлине за внесение изменений в учредительные документы организации и т.д. В этих случаях при учете госпошлины в бухгалтерском учете проводки (с точки зрения дебетуемого счета) могут быть различные.
Судебные пошлины обычно отражаются в составе прочих расходов организации:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 68
Порядок учета иных пошлин зависит от того, к какому виду деятельности относится уплата пошлины.
Так, к примеру, уплачиваемая госпошлина за внесение изменений в устав будет отражена так (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», 44 и др. – Кредит счета 68
А например, госпошлина, уплачиваемая за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат при утилизации транспортного средства организации, будет отражена следующим образом (п. 11 ПБУ 10/99 ):
Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 68
Государственная пошлина
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:
- при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям;
- при обращении в арбитражные суды;
- при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
- за нотариальные действия;
- за действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
- за действия, связанные с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;
- за действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
- за действия уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;
- за действия уполномоченного органа исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;
- за действия уполномоченного органа исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий;
- за государственную регистрацию юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и прочее.
В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:
- право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц;
- право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по
палеонтологии и минералогии;
- выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
- выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
Как учесть госпошлину в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете госпошлина отражается такими проводками:
Проводка |
Операция |
Д 68 — К 51 |
Уплачена госпошлина |
Д 08 — К 68 |
Госпошлина включена в первоначальную стоимость ОС (недвижимости, автомобиля) |
Д 20 (26, 44) — К 68 |
Учтена госпошлина по операциям, связанным с обычной деятельностью организации (например, при регистрации договора аренды) |
Д 91-2 — К 68 |
Учтена госпошлина, уплачиваемая при обращении в суд, возмещаемая по решению суда, по иным операциям, не связанным с обычной деятельностью организации (например, при продаже доли в уставном капитале) |
При упрощенной системе налогообложения (УСН) госпошлина, уплаченная в бюджет, также подлежит включению в расходы предприятия.
При удовлетворении иска ответчик должен будет учесть сумму к возмещению истцу в расходах, а истец — соответственно, в доходах. Датой учета будет дата фактической оплаты средств (п. 1 ст. 346.17, пп. 31 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
Ситуация девятая: госпошлина возвращена из бюджета
В ряде случаев уплаченная госпошлина может быть возвращена плательщику из бюджета. Основания и порядок ее возврата установлены в ст. 333.40 НК РФ. В частности, госпошлина подлежит возврату полностью или частично:
- при уплате ее в большем размере, чем предусмотрено нормами НК РФ;
- прекращении производства по делу;
- оставлении судом заявления без рассмотрения;
- возвращении заявления, жалобы или иного обращения или отказе в их принятии судом;
- указании в платежном поручении неверного КБК. В этом случае необходимо подтверждение из органа Федерального казначейства о поступлении платежа в бюджет (Письмо Минфина России от 30.06.2010 N 03-05-06-03/83).
Комментарий к ст. 340 НК РФ
На основании пункта 1 комментируемой статьи определение стоимости добытого полезного ископаемого осуществляется самостоятельно налогоплательщиком НДПИ. При этом законодатель устанавливает три способы, которые подлежат применению при определении их стоимости.
Первый такой способ — на основании сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий.
Еще в 2007 году Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18.12.2007 N 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости» дал следующее разъяснение: оценка стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со статьей 337 НК РФ полезным ископаемым, а также в случае реализации налогоплательщиком продукции, полученной с применением таких перерабатывающих технологий, которые являются специальными видами добычных работ (например, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
Актуальная проблема.
Возникает вопрос — как производить оценку добытого полезного ископаемого, если налогоплательщик не получает субсидии? Возможно ли в таком случае применять оценку на основании сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации?
Если налогоплательщик не является получателем субсидий, то он не может применить указанный способ. Обратимся к официальным разъяснениям Минфина России.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 08.08.2013 N 03-06-05-01/32003 разъяснено, что налогоплательщики НДПИ, не получающие из бюджета субсидии на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, производят оценку стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ исходя из цен реализации добытого полезного ископаемого текущего налогового периода, а при отсутствии реализации добытого полезного ископаемого — исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.
Пример.
ФАС Восточно-Сибирского округа рассмотрел дело о правомерности применения налогоплательщиком НДПИ такого способа определения стоимости добытого полезного ископаемого, исходя из сложившихся цен реализации полезного ископаемого. Налогоплательщик добывал уголь, но при этом не имел технологической возможности очистить уголь от содержащихся в нем примесей. В рассматриваемый судом период реализация угля налогоплательщиком на внутреннем рынке осуществлялась только одному покупателю. Угольная продукция не представлена на товарных биржах и не имеет биржевых котировок. Официальные источники информации, такие, как статистические издания, сайты по угольной деятельности, дают усредненную цену реализации угля на основе сопоставления уровня цен различных производителей. Также налоговым органом было установлено отсутствие официальных источников информации о рыночных ценах и биржевых котировках.
На основании всего изложенного ФАС Восточно-Сибирского округа в своем Постановлении от 23.09.2013 N А58-6876/2012 пришел к выводу, что применение налогоплательщиком НДПИ расчетной стоимости добытого полезного ископаемого является неправомерным. Необходимо в рассматриваемой ситуации определять стоимость добытого полезного ископаемого из сложившихся цен реализации такого полезного ископаемого.
Второй способ определения стоимости добытого полезного ископаемого установлен в подпункте 2 пункта 1 статьи 340 НК РФ — исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 14.05.2013 N 03-06-06-01/16723 разъяснено, что оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого в текущем налоговом периоде.
Важно!
Необходимо обратить внимание, что если налогоплательщик реализовывает добытые ископаемые только одному контрагенту, то применению также будет подлежать способ из сложившейся цены реализации. Просто данная цена будет рассчитываться на основании договоров с данным одним контрагентом налогоплательщика НДПИ.
Третий способ определения стоимости добытого полезного ископаемого закреплен в подпункте 3 пункта 1 статьи 340 НК РФ — на основании расчетной стоимости полезных ископаемых. Указанный способ оценки стоимости полезных ископаемых применяется, в частности, в случае реализации продукции, в отношении которой были осуществлены технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья, а также продукции, полученной при дальнейшей переработке полезного ископаемого, являющейся продукцией обрабатывающей промышленности.
Порядок определения расчетной стоимости установлен в пункте 4 комментируемой статьи.
В абзаце 1 пункта 2 статьи 340 НК РФ установлено правило определения стоимости единицы добытого полезного ископаемого, если налогоплательщик НДПИ применяет способ определения стоимости добытого полезного ископаемого на основании сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий. Если налогоплательщик применяет указанный способ, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.
Государственная пошлина
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:
- при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям;
- при обращении в арбитражные суды;
- при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
- за нотариальные действия;
- за действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
- за действия, связанные с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;
- за действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
- за действия уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;
- за действия уполномоченного органа исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;
- за действия уполномоченного органа исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий;
- за государственную регистрацию юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и прочее.
В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:
- право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц;
- право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по
палеонтологии и минералогии;
- выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
- выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
Налог на добавленную стоимость
Общая система налогообложения. По стандартному правилу организации и предприниматели на ОСНО не учитывают входной НДС в расходах, так как его можно принять к вычету (ст. 171 НК РФ). Суммы НДС, предъявленные покупателям, в расходы также включать нельзя (ст. 270 НК РФ).
Но есть исключения, когда НДС попадает в стоимость приобретенного имущества. Это касается организаций на ОСНО, освобожденных от НДС. Если же организация платит налог, включать НДС в стоимость имущества нужно по операциям, не облагаемым НДС (ст. 170 НК РФ).
Упрощенная система налогообложения. Упрощенцы с объектом «Доходы минус расходы» могут учесть в расходах входной НДС, перечисленный поставщику. Если налог входит в стоимость имущества, то списывается в расходы в её составе. Также разрешено учитывать в расходах НДС, уплаченный налоговом агентом (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Например, при покупке товаров у иностранной организации, при их возврате, перечислении аванса и т.д.
При этом запрещено включать в расходы НДС, предъявленный покупателю и уплаченный в бюджет.