Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы депутатов местного самоуправления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей. Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.
Благоустройство территорий и вопросы законотворчества
Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа. Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений. К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.
Согласно существующим нормам, депутат Совета депутатов муниципального округа имеет определённые права на законотворчество. Оно выражается в предоставленной ему возможности вносить проекты создания новых нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в уже существующие законы, но имеющие юридическую силу лишь на территории данного МО. Это «локальное законотворчество», осуществляемое с учётом особенностей, традиций и проблем, способно сыграть важную роль в улучшении жизни населения округа.
Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.
В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов. В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа. Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Привилегии для пенсии муниципального депутата
-
Условия пенсии: Муниципальные депутаты имеют возможность уйти на пенсию после достижения определенного возраста и стажа работы. Эти условия определены законодательством и могут отличаться в разных регионах.
-
Размер пенсии: Размер пенсии для муниципальных депутатов может быть значительно выше, чем у обычных пенсионеров. Он зависит от длительности работы на должности депутата и других факторов, установленных законодательством.
-
Медицинское страхование: Муниципальные депутаты имеют право на бесплатное медицинское обслуживание как во время исполнения своих обязанностей, так и после ухода на пенсию. Они могут получать оплату за лечение и использование медицинских услуг без дополнительных расходов.
-
Транспортные льготы: Муниципальные депутаты имеют право на бесплатное использование общественного транспорта во время исполнения своих обязанностей. Это может включать бесплатный проезд на поездах, автобусах и других общественных транспортных средствах.
-
Приоритетное обслуживание: Муниципальные депутаты имеют право на приоритетное обслуживание в государственных учреждениях и организациях. Это может включать предоставление первоочередной медицинской помощи, приоритетное рассмотрение документов и другие привилегии.
Привилегии для пенсии муниципального депутата закреплены законодательством и обеспечивают более комфортные условия жизни после ухода с должности. Эти привилегии призваны компенсировать сложность и ответственность должности муниципального депутата и поддерживать их ветеранов в обществе.
Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими преступлениями и является распространенной формой коррупции.
Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги (государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты), иное имущество (антиквариат, автомашины, мебель, импортная техника, драгоценные металлы) или выгоды имущественного характера (безвозмездное предоставление санаторных путевок, строительных работ, продажа ценной вещи за бесценок). В соответствии со ст. 575 УК РФ допускается дарение подарков стоимостью не более пяти минимальных размеров оплаты труда. Эти стоимостные рамки позволяют отграничить подарок от взятки.
Если предметом взятки является имущество, заведомо добытое преступным путем, содеянное надо квалифицировать по ст. 290 и 175 УК.
Объективная сторона состоит в получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Получить взятку — это значит принять ее. Взятка может быть получена без какой бы то ни было маскировки либо в завуалированной форме (получение денег взаймы без отдачи, сберегательной книжки на предъявителя). Получение должностным лицом любых ценностей якобы для передачи их в качестве взятки без намерения сделать это является мошенничеством (п. «в» ч. 2 ст. 159 УК).
Взятка получается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В законе названы альтернативные варианты таких действий (бездействия): а) они входят в служебные полномочия должностного лица (прием на работу, увольнение, перемещение по службе); б) лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (быстро получить лицензию, установить телефон); в) общее покровительство по службе (необоснованно продвигает по службе, посылает в загранкомандировки) либо г) попустительство по службе (не обращает внимания на прогулы). Выполнение обусловленного действия (бездействия) лежит за пределами состава преступления.
Лицо получает взятку за совершение (воздержание) определенных действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц: его близкие, друзья, предприятия, чьи интересы он представляет.
Данное преступление имеет формальный состав, оно признается оконченным в момент принятия хотя бы части взятки.
С субъективной стороны получение взятки — умышленное преступление. Лицо совершает его с прямым умыслом. Получение взятки — корыстное преступление.
Субъект преступления — должностное лицо.
Квалифицированный состав получения взятки (ч. 2) предусматривает получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), т.е. преступления. Фактическое совершение взяткополучателем незаконного действия (бездействия) образует совокупность преступлений. Совершение иных правонарушений подпадает под признаки попустительства.
Квалифицированный состав (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо главой органа местного самоуправления (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).
Особо квалифицированный состав (ч. 4) образуют деяния, предусмотренные ч. 1,2 и 3 статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Получение взятки группой лиц по предварительному сговору совершается двумя и более должностными лицами, заранее договорившимися о совместном совершении преступления. Входящие в группу недолжностные лица отвечают как соучастники в получении взятки. Промежуток времени между сговором о получении взятки и ее принятием не имеет значения. Для квалификации по признаку получения взятки организованной группой также требуется, чтобы в нее входили хотя бы два должностных лица и она была устойчивой; б) неоднократно, т.е. не менее двух раз, если при этом не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Неоднократным должно быть именно получение взятки, а не дача взятки; в) с вымогательством взятки. Оно возможно в двух формах: лицо прямо требует взятку либо ставит взяткодателя в такие условия, когда тот вынужден дать взятку. Вымогательство взятки должно сопровождаться угрозой совершения действий, могущих причинить ущерб интересам взяткодателя; г) в крупном размере, каковым признается стоимость денег, ценных бумаг или выгод имущественного характера (на момент получения взятки), превышающая триста минимальных размеров оплаты труда (см. примечание к ст. 290).
Как исчисляется стаж по выслуге лет
В 2020 году чиновникам и депутатам придется работать дольше, чем обычно. Если до 2020 года включительно федеральным госслужащим достаточно было отработать 15 лет, а муниципальным – всего 10 лет, то новый законопроект устанавливает постепенное повышение этого срока на полгода ежегодно.
Надбавка к пенсионному обеспечению чиновников предусмотрена в размере 75% от среднего заработка за годы службы в государственной структуре, причем если раньше чтобы претендовать на эту надбавку нужно было трудиться всего 3 года, то с 2020 года период увеличивают до 10 лет.
Кстати, не факт, что эти надбавки продержатся долго, например, сейчас рассматривается вопрос лишения бывших депутатов Госдумы и чиновников Совета Федерации доплат к денежному обеспечению. Этот законопроект внес для рассмотрения депутат КПРФ А. Куринный. Исходя из его подсчетов, доплаты парламентариям, которые вышли на заслуженный отдых, достигают от 40 000 до 50 000 рублей. Ни о каком равенстве с другими пенсионерами, которые также заслужили прав на достойную жизнь, не может быть и речи.
Следуя принципу справедливости и апеллируя дефицитом госбюджета, вполне возможно, что законопроект вскоре подпишут. Для сравнения, средняя государственная помощь россиянину не превышает 13 700 рублей. При этом живут в большинстве своем старики очень скромно, никаких особенных льгот у них нет.
У законопроекта уже появились тех, кто его не поддерживает. По мнению чиновников, тотальной экономии не произойдет. Депутаты считают, что их труд непростой и несравним с обязанностями рядового продавца в магазине или дворника.
На какую заработную плату может рассчитывать народный избранник?
Теперь изучим самое главное — зарплату депутата городской думы. Работа избранника оплачивается независимо от того, постоянно он находится в штате или совмещает с основной работой. Но есть существенные отличия в выплатах. Если у депутата это основное место работы, то ему полагаются следующие гарантии:
- страховка здоровья и жизни за счет бюджетных средств;
- обслуживание в медицинских учреждениях;
- дополнительные дни к отпуску;
- в случае окончания срока полномочий выплачивается средний заработок в течение года или до официального трудоустройства;
- выплачивается материальная помощь после сложения полномочий.
Для избранников, которые работают по совмещению, сохраняются эти привилегии, но зарплата депутату городской думы начисляется только за сессионную деятельность. Для осуществления деятельности в штате предусмотрено две вакансии помощника чиновника.
Кому такую должность не получить?
Есть категория граждан, от которых не примут заявление:
- возраст меньше 21 года;
- иностранные граждане;
- лица, имеющие судимость;
- граждане, признанные судом недееспособными.
Нужно определить, как вы пойдете на выборы: от действующих партий или самостоятельно. Выдвижение по партийному списку облегчит путь, так как не придется собирать подписи.
Также следует подготовить обязательный пакет документов для регистрации в территориальной избирательной комиссии:
- согласие баллотироваться, в котором указывается отношение к партии;
- паспорт гражданина РФ, если изменялась ФИО, то подтверждающие документы;
- документы, подтверждающие образование;
- справку с основного места работы или службы;
- справку о доходах, об имуществе, которое принадлежит кандидату.
Если кандидат идет на выборы самовыдвиженцем, то ему необходимо в ТИК предоставить подписи потенциальных избирателей. Количество зависит от списка людей в округе. Допустим, население района – 30,0 тыс. человек, собрать необходимо 0,5 %, то есть 30 подписей. Очень важно оформить их правильно, без нарушений. При любой небольшой неточности возникнет основание для снятия кандидатуры.
После разрешения ТИКа кандидат может открыть счет для ведения избирательной кампании и заниматься агитацией. Весь процесс регистрации должен занять не более месяца. Дальше идут 30 дней до выборов. В нашей стране выборы проходят в единый день голосования – второе воскресенье сентября.
В завершение исследуем еще один важный вопрос: «Заполняют ли декларацию депутаты городской думы».
Законодательные основания
Возможности для осуществления деятельности депутату предоставляет соответствующий муниципалитет.
Это должно быть отражено в его уставе.
Данное положение содержится в части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 121-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003:
Статья 40, часть 5.1 Федерального закона № 121-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003
«5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления…»
Разбирая преференции и гарантии, нужно учитывать несколько важных факторов:
- Депутатская деятельность осуществляется на двух основах:
- постоянной, с освобождением от предыдущего места службы;
- на непостоянной (без отрыва от производства).
- К лицам, пользующимся полностью или частично описываемыми преференциями, относятся:
- помощники народных избранников;
- служащие, занимающие должности руководителей подразделений в органе местного самоуправления.
Какая пенсия у депутата Госдумы
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, за исключением тех, которые должны решаться только на сессиях Советов. Исполнительные комитеты местных Советов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления. Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.
Льготы депутату городской думы
В некоторых регионах определенные льготы применяются к государственным служащим даже после окончания срока их полномочий в течение года после их увольнения. Или пока житель не найдет новую работу. Основные преимущества:
- непрерывность стажа – если полномочия прекращаются досрочно, в стаж засчитывается весь годовой период;
- ежегодный оплачиваемый отпуск – 42 дня;
- бесплатный проезд в городском и железнодорожном транспорте, в том числе по стране (билеты продаются вне поездки);
- выделяется служебный автомобиль с водителем;
- предоставляется бесплатное лечение, в том числе лечение в санаториях;
- предлагается бесплатная страховка.
Они имеют право на неприкосновенность.
Депутаты регионов решили не отставать от своих коллег, работающих в Госдуме, а также проиндексировали свои зарплаты, что значительно их повысило. Например, в областной Думе Волгограда повышены оклады тем, кто обслуживает народ на непостоянной основе, хотя каждый из них имеет основное место заработка и считается достаточно богатым человеком.
Таким сотрудникам просто нет смысла уходить из собственного вида бизнеса, а прибавка заместителя руководителя для них — просто приятный бонус. Такая прибавка, по мнению выдвиженцев непостоянных трудящихся, справедлива, и возражать могут только те, кто имеет постоянную подменную работу и получает неизмеримо большую сумму денег.
Прозвучали замечания, что с ростом стоимости услуг мобильной связи, ГСМ, командировочных расходов пополнение этих расходов для депутатов является закономерным и своевременным делом. Они не могут решать общественные проблемы за свой счет в командировках по области.
Разница между депутатами в Москве и нардепами в других городах огромна, так как деньги на зарплату выделяются в зависимости от городского бюджета. Поэтому повышение заработной платы тоже достаточно индивидуально, нельзя сказать, что все стали получать большие доплаты.
Все повышения депутатских окладов в регионах связаны с сокращением отчислений на другие статьи расходов. В первую очередь страдают социальные программы и выплаты бюджетникам — учителям, воспитателям детских садов, врачам.
Зарплата депутатов совета депутатов муниципального округа
— — В воскресенье, 10 сентября, в 16 областях и республиках России пройдут выборы губернаторов.
А Москва будет голосовать за новых муниципальных депутатов. Но, как показали соцопросы, многие москвичи даже не знают, чем конкретно занимаются эти «муниципалы», получают ли зарплату, какие вопросы могут «порешать»?
Например, в силах ли они остановить стройку магазина или гаражей в своем районе, влияют ли на ремонт дорог, домов, дворов? И как вообще разыскать избирателю своего муниципального депутата?
«КП» задала 8 «наивных вопросов» об этом действующему депутату из Северного Измайлова Дмитрию БАРАНОВСКОМУ.
Уж он-то знает всю «кухню» «муниципалов» изнутри.
1. Для чего вообще нужны муниципальные депутаты? На какой срок их избирают? — В основном они отвечают за согласование адресов дворов для благоустройства, домов на выборочный капремонт или подъездов для внутренней отделки. Управа присылает депутатам список дворов или домов, а Совет депутатов его одобряет или отклоняет.
Собрание проходит 1 раз в месяц. В остальное время депутаты общаются с гражданами, занимаются решением проблем района. В Москве их избирают на 5 лет.
При том почти у всех депутатов есть основная работа.
2. Каким бюджетом они распоряжаются? — Надо разделять бюджет района и финансирование от местной администрации. Все работы в районе — от уборки до посадки деревьев — идут через управу.
Оттуда и присылают основные деньги.
А у Совета депутатов бюджет мизерный — около15 миллионов рублей на район.
Ответственность за выполняемую работу
В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте. Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах. Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.
Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.
Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.