Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отремонтировать дорогу во дворе: 5 рабочих способов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с ГОСТом Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства» (утв. приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст), тротуары и пешеходные дорожки, которые являются средствами организации движения пешеходов и велосипедистов и обеспечения безопасности дорожного движения, устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
Какие недостатки могут стать поводом обращения с жалобой
В ГОСТ Р 50597‑2017 (глава 5) указывается, какие недостатки требуют устранения (а соответственно, если они есть, можно писать жалобу):
- Ямы длиной больше 15 см, шириной 60 см, глубиной 5 см. Это, для сравнения, как половина ступни взрослого человека в длину.
- Волны дорожного покрытия глубже 3 см на магистральных улицах и 5 см на улицах местного значения.
- Колеи глубиной 2–3 см. Кстати, если колея больше 5 см, это уже говорит о том, что требуется капитальный ремонт.
- Разрушенные крышки люков и решетки канализации, выступы люков смотровых колодцев размером более 2 см.
Кто должен ремонтировать
Согласно ФЗ под номером 131 от 06.10.2003 года, определяющем вопросы организации местного самоуправления государства, все вопросы, связанные с дорогами местного назначения относятся к компетенции именно таких органов.
Местная администрация должна следить за состоянием трасс в селе, проводить ремонт сельских дорог, обеспечивая этим безопасность дорожного движения. Трасса с ухабами, ямами, с отсутствием дорожных знаков – это прямая угроза и водителям, пассажирам, и пешеходам. Администрация, управляющая жизнью деревни, должна знать все свои ответственные полномочия, в том числе и в дорожной сфере.
ВНИМАНИЕ! В ФЗ 131 полномочиям местной администрации в дорожной сфере посвящены статьи 1 и 6.
Также нужно учитывать и другие законодательные акты, которые определяют обязанности и права по отношению к дорожному хозяйству, эксплуатации автодорог.
Уpoвeнь 1. Пoжaлoвaтьcя нa дopoгy нa cпeциaльнoм пopтaлe в интepнeтe
Caмый пpocтoй cпocoб – oтпpaвить жaлoбy нa дopoгy вo двope чepeз cepвиc oбpaтнoй cвязи c мecтнoй aдминиcтpaциeй. B pядe poccийcкиx peгиoнax coздaны кaк пpилoжeния для cмapтфoнoв, тaк и caйты – нaпpимep, «Нaш гopoд» в Mocквe, «Упpaвляeм вмecтe» в Пepми, «Tюмeнь – нaш дoм» в Tюмeни.
Чтoбы вocпoльзoвaтьcя ими, нyжнo:
– зapeгиcтpиpoвaтьcя;
– выбpaть пpoфильный paздeл и oпиcaниe пpoблeмы;
– yкaзaть aдpec и зaгpyзить фoтoгpaфию ямы.
Пocлe oдoбpeния зaявки мoдepaтopoм жaлoбa пocтyпит yпpaвляющeй кoмпaнии или aдминиcтpaции paйoнa, a oт вac лишь ocтaнeтcя пpoкoнтpoлиpoвaть пpoвeдeнный peмoнт.
Baжнo: Ecли в вaшeм гopoдe пoдoбнoгo cepвиca нeт, мoжнo вocпoльзoвaтьcя oбщepoccийcкими нeгocyдapcтвeнными пpoeктaми – «Cepдитый гpaждaнин» и «PocЯмa» c aнaлoгичным фyнкциoнaлoм – oни aвтoмaтичecки cфopмиpyют oбpaщeниe.
Уpoвeнь 2. Нaпиcaть жaлoбy нa ямы вo двope в yпpaвляющyю кoмпaнию
Для ycкopeния пpoцecca мoжнo нaпиcaть в yпpaвляющyю кoмпaнию нaпpямyю. Узнaть мoжнo c пoмoщью caйтa «Peфopмa ЖКX», вбив aдpec cвoeгo дoмa: в peзyльтaтax пoиcкa oтoбpaзитcя нaзвaниe УК, ee тeлeфoн, aдpec и элeктpoннaя пoчтa. Oтпpaвить oбpaщeниe мoжнo зaкaзным пиcьмoм c oпиcью и yвeдoмлeниeм o вpyчeнии, либo oтнecти личнo, пocтaвив нa кoпии oтмeткy o пpинятии. B пиcьмe вaжнo yкaзaть aдpec, xapaктep пoвpeждeний и пoтpeбoвaть выпoлнить peмoнт.
Упpaвляющaя кoмпaния мoжeт пoтpeбoвaть кoллeктивнoгo зaявлeния oт жильцoв нa пpoвeдeниe peмoнтa, a тaкжe – пpи нeдocтaткe cpeдcтв нa cчeтe – дoпoлнитeльнoгo coфинaнcиpoвaния нa paбoты: нecмoтpя нa тo, чтo дeньги нa oбщeдoмoвыe нyжды eжeмecячнo взымaютcя пpи oплaтe ЖКУ c кaждoгo жильцa, cyммы мoжeт нe xвaтить. B этoм cлyчae cтoит пpoвecти ayдит yпpaвляющeй кoмпaнии и opгaнизoвaть coбpaниe coбcтвeнникoв жилья: тoлькo oнo пpaвoмoчнo пpинимaть peшeния o coфинaнcиpoвaнии. Кpoмe этoгo, coбpaниe вoльнo пpинять peшeниe o пpoвeдeнии кaпитaльнoгo, a нe ямoчнoгo peмoнтa дopoги.
Какие проблемы мэрия обязана устранить
В России существует государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93: он описывает требования к дорогам и обязывает власти устранять дефекты — просадки, выбоины, торчащие крышки люков, выпирающие трамвайные и железнодорожные рельсы. На дорогах, где ездит много машин, по госту повреждения должны устраняться за пять суток. Во дворах и на незагруженных улицах — за десять.
Яма — это просадка или выбоина длиннее 15 см, шире 60 см и глубже 5 см. Если в яму помещается хотя бы половина кроссовка, то ее должны заделать.
Крышка люка не должна возвышаться над дорогой или проседать более чем на 2 см. Всё, что больше, считается дефектом, который надо устранить.
Трамвайные рельсы не должны возвышаться или проседать более чем на 2 см. На железнодорожных переездах — более чем на 3 см.
Органы муниципалитета отвечают за качество дорог местного назначения в пределах населенных пунктов. Это указано в законе №131-ФЗ от 06.10.2003 ч.1, ст.14, п. 5. Органами муниципалитета заключаются договоры на обслуживание отдельных участков дорог, и, если имуществу или здоровью водителя был причинен ущерб из-за некачественного дорожного покрытия, ответственность должна нести организация, указанная в документе.
Оставить жалобу в местную администрацию можно в письменном виде по месту проживания или посетив официальный сайт органов местного самоуправления соответствующего населенного пункта. Активизировав окно «Обращения граждан», можно заполнить форму в Интернет-приемной. Важно отметить, что не рассматриваются следующие заявления:
Важно указать обратный адрес, электронную почту. В соответствии с ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», жалоба должна рассматриваться не более 30 дней. К электронному обращению рекомендуется прикрепить фото с несоответствующим дорожным покрытием.
При составлении жалобы на плохие дороги следует руководствоваться такими государственными стандартами и нормативно-правовыми актами:
- Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон №196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
- Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
В век Интернета не обязательно даже выходить из дома, чтобы подать жалобу. Да, вам всё же придётся сделать фотографии непосредственно на месте образования ямы или иного дорожного дефекта. Но вот идти в отделения или стоять очереди в разных организациях и инстанциях нет никакой необходимости.
Практически везде существуют сайты городских администраций, где наверняка есть разделы для обращений и жалоб. Но в действительности проще и удобнее всего обратиться через официальный сайт ГИБДД.
На этом ресурсе предусмотрен отдельный раздел, созданный для того, чтобы граждане могли подавать свои жалобы и обращения. Электронная форма простая в заполнении. Необходимо лишь зайти, записать реквизиты согласно пунктам формы, выбрать регион и описать саму проблему.
Дополнительно к электронной жалобе можно приложить разные фотоматериалы, копии справок, заключений экспертиз, актов и прочих документов.
Для жителей Санкт-Петербурга и Москвы предусмотрены дополнительные возможности по обращению в связи с плохими дорогами. Помимо сайта ГИБДД, они могут написать жалобы через порталы Дороги Москвы и Ленавтодор.
Основания для подачи жалоб и заявлений
Строительство и последующий ремонт дорожного полотна требуют огромных бюджетных вложений и очень слабо подвержены контролю со стороны заказчика работ в силу технической сложности постоянного мониторинга.
Единственно действенным становится контроль со стороны граждан. Жаловаться нужно в любом случае, особенно если причина для обращения существенна.
Поводов для жалобы в соответствующие органы много. В основном распространены:
- ямы на дороге во дворе, не позволяющие безопасно подъехать к дому;
- отсутствие бордюров, дающие при дожде наплывы грунта на проезжую часть;
- затрудненные подъездные пути для оперативных служб;
- несвоевременная очистка улиц, тротуаров.
На состояние дорожного покрытия
На какие ямы нужно жаловаться? Согласно ГОСТ 50597–93 (п.3.1.2) максимально допустимый размер повреждений дорожного покрытия (ям, выбоин или просадок) не должен превышать по ширине — 60 см, длине — 15 см, или глубине — 5 см. Дороги имеют классификацию. Повреждение скоростных магистралей должно устраняться в 5-дневный срок. а на дороги местного значения дается 10 дней.
Особой строкой прописаны внутридворовые дороги. Часто они являются общей собственностью и находятся в ведении управляющей компании (аналог ЖЭК). Если в договоре отдельным пунктом не прописан ремонт дорог, он должен быть выполнен быстро и качественно, но за счет жильцов.
Образец обращения жалобы на качество внутридворовой дороги.
Поступившие обращения обязательно подлежат регистрации в течение 3 дней. Если было принято решение, что документ подан не по компетенции, то за 7 дней его переправляют в надлежащий орган власти и оповещают об этом заявителя.
Если заявление подается на личном приеме, то прямо на месте могут быть даны пояснения по вопросу. Когда заявитель признает, что полученной информации ему достаточно, то об этом делается запись в карточке приема и письменный ответ не дается.
Если предоставить информацию о вариантах и сроках решения проблемы невозможно на месте, или если заявитель настаивать на получение документа, то ответы на вопросы даются в письменной форме.
А если обращение происходит посредством письма, то ответ обязательно составляется на бумаге. То есть, если заявление содержит просьбу отремонтировать дорогу, то вам должен прийти ответ о мероприятиях, которые были проведены для устранения нарушений, или о том, что объект внесен в перечень ремонта на конкретный период.
Срок обработки заявления составляет 30 дней. Если необходимо дополнительное изучение вопроса, осуществление запроса иной документации в других организациях, то время может увеличиваться еще на месяц, при учете, что заявитель оповещается об этом.
Пока идет работа по заявлению, обратившийся может дополнять дело новыми доказательствами, предоставлением иных материалов, просить осуществить запрос необходимой документации в других структурах. Еще до момента принятия вердикта по вопросу заявитель может знакомиться с уже собранными данными, давать свои пояснения.
Жалоба на бездействие
Если на ваше заявление нет никакой реакции или вам было отказано в удовлетворении законных требований, то стоит жаловаться.
Можно обратится в ГИБДД. Этот орган обязан следить не только за тем, как участники исполняют правила дорожного движения, но и за тем как органы власти содержат автомобильные дороги.
Так как качество дорог, естественно, сказывается на безопасности, то данная сфера находится в компетенции инспекции.
Сотрудники инспекции проведут проверку и при вынесении вердикта о необходимости срочного проведения ремонта, выпишут предписание для муниципалитета.
Кроме того, можно обратится в прокуратуру. Это орган власти, созданный специально для осуществления надзорной деятельности, в том числе и за администрацией.
КоАП в ст. 12.34 предусматриваем санкции за данное нарушение в размере 20-30 тыс. на должностных лиц и 200-300 тыс. на юридические. А в ситуации, когда плохое состояние дорог привело к причинению легкой и средней тяжести вреда здоровью, то накладывается штраф 50-100 тыс. на сотрудника и 400-500 на организацию.
Если из-за ненадлежащего состояния дорог пострадал сам человек или его имущество, то за компенсацией вреда можно обратится в суд. Как пожаловаться на судью, читайте тут.
59 ФЗ в ст. 2 определяет право для заявителей подавать индивидуальные обращения или объединяться для этого в группы. По закону, если заявление обосновано, то приоритетов на рассмотрение обращений от одного человека или нескольких, нет. Тем не менее, на практике, жалобы, составленные от лица нескольких человек, подлежат более тщательному рассмотрению и поиску вариантов ее удовлетворения.
Правила для написания бумаги от лица нескольких заявителей те же, что и для одного. Разница состоит в том, что если обратившихся много, то их список указывают после описания сути, а в шапке прописывается один или несколько представителей инициативной группы. Если их количество позволяет прописать всех перед текстом заявления, то можно сделать и так.
Куда можно подать жалобу на дороги
Мало кто знает название государственной инстанции, которая отвечает за качество дорог в городах. Подобными делами занимаются следующие органы:
ГИБДДСюда стоит обращаться, если водителя тревожит образовавшаяся на трассе яма или же на ней сильно потрескался асфальт. ГИБДД обязаны следить за состоянием проезжей части, поэтому именно этому органу следует устранять проблему.Районная или городская администрацияОна тоже занимается дорогами. Сюда обращаются лишь в том случае, если на проезжей части появились существенные повреждения.РоспотребнадзорВ инстанцию обращаются с жалобой на дороги, если на нее не отреагировали вышеуказанные органы.Прокуратура Инстанция принимает заявления от водителей, на чьи жалобы не отреагировали другие организации, занимающиеся вопросами обустройства города.СудЭтот вариант необходимо оставить на тот случай, если никто не откликнется на жалобу водителя и не начнет устранять проблему на дороге
Начинать писать жалобы на дороги рекомендуется в ГИБДД. Если никакого результата это не даст, то люди могут обращаться в другие инстанции.
Как выиграть суд с дорожными службами?
Чтобы выиграть суд с дорожной службой необходимо изначально все сделать правильно, а именно, прежде всего, зафиксировать с помощью ГИБДД факт причинения повреждений автомобилю ненадлежащим состоянием дороги.
Помимо составления документов ГИБДД, следует произвести фото и видеосъемку места происшествия. Если на месте ДТП присутствовали свидетели, узнать у них ФИО, адреса и номера телефонов, если конечно они сообщат такие сведения, но в любом случае информация о свидетелях и понятных должна быть зафиксирована сотрудниками ГИБДД в протоколе.
Следует точно узнать информацию о лице, которое отвечает за надлежащее состояние конкретного участка дороги и впоследствии направить в его адрес претензию, а также при необходимости иные документы и уведомления.
Ущерб должен быть оценен, либо каким-то образом должен быть произведен достоверный расчет такого ущерба, поскольку в ином случае истец не сможет доказать размер своих требований в суде.
В ходе участия в суде следует озвучить все обстоятельства дела и свои требования. Будьте готовы, что суд будет задавать вопросы не только по заявляемым требованиям, но и о том, можно ли было избежать ДТП, соблюдался ли скоростной режим и т.п.