Академическая задолженность школьника. Как с ней бороться?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Академическая задолженность школьника. Как с ней бороться?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Университет сам назначает даты сдачи академической задолженности. По Федеральному закону «Об образовании» студент должен пересдать экзамен в течение одного года. Иначе он не будет допущен до сессии и, как следствие, будет отчислен.

Сроки академической задолженности – кто их назначает

По закону разрешается только 2 пересдачи. Первая назначается самим преподавателем сразу после появления академической задолженности. А вторая назначается деканатом. Должна собраться комиссия из преподавателей кафедры, чтобы принять пересдачу предмета.

В некоторых вузах студенты и не подозревают о таких правилах. Не получая зачета или оценки за экзамен, они берут бегунок в деканате и начинают почти каждый день подходить к преподавателю.

Поэтому большинство экзаменатор ставят сдачу академической задолженности на семинары или на перемены между парами. Студенты должны ответить также по билетам и спокойно идти учиться дальше. Не успели на этой переменке – приходите на другой.

Таким образом, закрыть академическую задолженность получится у всех, кто не отступит от своей цели.

Ликвидация академической задолженности

У каждой школы свой порядок проведения промежуточных аттестаций и соответственно устранения академических задолженностей. Он закрепляется в положении об аттестации и других локальных нормативных актах. Эти документы обычно доступны на сайте образовательной организации. Но есть правила, установленные на федеральном уровне, а значит, одинаковые для всех:

  • На пересдачу в случае неаттестации по каждому предмету даётся две попытки. В первый раз учащийся сдаёт экзамен преподавателю, во второй — комиссии.
  • Пересдать нужно в течение одного года с момента образования академической задолженности. Когда конкретно — решает школа. Обычно если речь идёт о промежуточной аттестации за год, то дают лето на подготовку и приглашают на пересдачу осенью. Но иногда предлагается закрыть долги летом. Учащийся могут от этого отказаться, так как, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», имеют право на каникулы.
  • Повторное прохождение промежуточной аттестации переносится, если ученик болен (и это подтверждено документально).
  • Чтобы сдать академическую задолженность в школе, придётся готовиться самостоятельно, но можно рассчитывать на дополнительные консультации (не занятия!).
  • Родители могут попросить органы управления образования включить в состав комиссии на последней пересдаче учителей из других школ. Это целесообразно при предвзятом отношении к ребёнку и частых неаттестациях в школе.

Официальная профилактика академзадолженности в вузах

Вузы обычно страхуют себя от нерадивых студентов. Деканат не дает разрешение на сдачу экзаменов, если не сдан хотя бы один зачет. Такие правила могут быть прописаны в Уставе университета. Способ помогает бороться с тотальной академической задолженностью здесь и сейчас.

В результате студенты начинают меньше «спать» на лекциях, учить материал, сдавать и переходить к экзаменационной сессии. Замечено, что вузы, практикующие такую политику, имеют меньше должников. Также замечено, чем дольше затягивать пересдачу, тем хуже она проходит.

Есть один официальный способ сдать все предметы сразу – дополнительная сессия. Туда попадают все «хвостатые» студенты в первые 2 недели нового учебного семестра.

Уважительные и неуважительные причины задолженности

Причина появления академической задолженности может быть уважительной или неуважительной. Чтобы рассчитывать на официальную пересдачу, нужно предоставить документы в деканат о том, что имеется веская причина появления долгов:

  • болезнь;
  • проблемы со здоровьем или обострение заболеваний у родственников, инвалидность;
  • переезд.

С уважительными причинами руководство учебного заведения обычно идет навстречу – может быть предоставлено даже две попытки пересдать предмет, как у всех остальных студентов.

Неуважительные причины – это прогулы или пропуски без уважительной причины, после которых студент не усваивает учебный материал, поэтому не может его сдать на экзамене или на зачете. В каждой группе, по статистике, всегда есть 3-5 человек, которые досдают хвосты в начале следующего семестра.

Причины появления академической задолженности обычно примитивные и глупые:

  1. Студент не поинтересовался условиями допуска к экзамену или зачету или пропустил лекцию, на которой данная информация была озвучена.
  2. Незнание сроков сессии, а также дополнительной сессии. Такое тоже бывает, если прогулять половину семестра, особенно вторую.
  3. Отсутствие конспекта, как результат – низкий уровень подготовки.
Читайте также:  Что происходит с суммой излишне уплаченных налогов на основании ст. 78 НК РФ

Поможет ли академический отпуск

Да, во время академического отпуска к студенту не принимаются меры дисциплинарного взыскания и не начисляется оплата за обучение. Если взять его раньше, чем вуз примет меры, то отчисления действительно можно избежать. Важно помнить, что выплачивать задолженность все равно придется. Это можно сделать до отпуска или во время него, но как только тот закончится, к вузу или ссузу вернется возможность отчислить студента за неуплату. Поэтому лучше выплатить все до этого момента. Также правила предоставления отпусков во многом зависят от политики учебного заведения, и человеку с задолженностью его могут не дать — это тоже стоит помнить.

Могут ли не аттестовать за пропуск контрольной?

За пропуск контрольной, диагностики МЦКО, итогового зачета и т.п. не могут поставить неаттестацию, если это особо не оговорено в вышеуказанном Положении.

Типичная ситуация: ребенок получил несколько оценок, но пропустил четвертную или триместровую контрольную. Учитель отказывается аттестовывать его по текущим. Если в Положении нет такого условия, учитель не прав и вы имеете право требовать аттестовать ребенка за учебный период.

Результаты диагностик типа МЦКО вообще ставятся в журнал по усмотрению школы. Школа имеет право не учитывать эти результаты при формировании итоговых оценок.

Что такое дополнительная сессия?

После каждого семестра устанавливается период, в течение которого «хвостисты» досдают всё, что не успели сдать в течение основной сессии. Это время называется дополнительной сессией. Её сроки устанавливаются согласно приказу о ликвидации академической задолженности.

Не стоит пусть дополнительную сессию с продлением сессии. Продление производится по уважительной причине. В этом случае производится условный перевод с академической задолженностью (разумеется, её следует ликвидировать в кратчайшие сроки, но непосредственная угроза отчисления пока ещё не появилась). А дополнительная сессия – это для тех, кто даже с первой пересдачи не разобрался с экзаменами. И вот у этих ребят всё очень и очень серьёзно.

Студент, приходящий на вторую пересдачу, экзаменуется уже не одним преподавателем, а аттестационной комиссией. Для большинства студентов это последний шанс. Таким образом, традиционная схема пересдач выглядит так:

1) сдача;
2) пересдача;
3) комиссия.

Третья пересдача, то есть четвертая попытка – случай исключительный, добиться которой очень трудно. Обычно разрешение надо испрашивать аж у самого ректора.

Если вы не уложились график ликвидации академической задолженности, следует отчисление. По крайней мере, в серьёзных вузах. Но кое-где обучающиеся, имеющие академические задолженности, кое-как перебираются с курса на курс. Такие поблажки нередко дают контрактникам в провинциальных вузах. Ну жалко же отправлять в армию человека, за которого родители регулярно вносят оплату…

Стоп. Не расслабляться! Эти балбесы ходят под дамокловым мечом. Как только вуз начинает закручивать гайки (а это случается, когда над вузом нависает угроза потери лицензии), хронические «хвостисты» вылетают без предупреждений.

Как списывают студенты петербургских вузов

«Напечатать ответы на экзаменационные билеты; найти человека, который их продиктует; проверить работу микронаушника» — примерно так выглядит план подготовки Егора (по просьбе героя имя изменено — прим. «Бумаги») к сессии. Ему 22 года, он учится на 4-м курсе одного из гуманитарных факультетов СПбГУ.

Перед входом в кабинет, где проходит экзамен, он забрасывает в каждое ухо по крохотному магнитному наушнику. Под свитером у него спрятано специальное «ожерелье» — индукционная петля с блютус-гарнитурой и микрофоном, подключенными к телефону.

Студент звонит своей подруге. Та уже держит стопку распечатанных экзаменационных вопросов.

Егор уверенно заходит в кабинет и вытаскивает один из билетов. Заняв свободное место, он оглядывается по сторонам и принимается тихо и фальшиво покашливать. Это сигнал. В этот момент подруга Егора по порядку начинает зачитывать вопросы к экзамену. Как только есть первое совпадение, студент снова издает нечто похожее на тихий всхлип и кашель. Чуть позже звуки опять повторяются: оба указанных в билете вопроса нашлись.

Оптимизировать пространство огорода и свои усилия

Частный дом, живем постоянно, площадь земельного участка — 12 соток. Под сельхозку отдано примерно четыре. Картофель, морковь, лук, капусту, свеклу сажаем, но только на еду летом и осенью, на зиму не закладываем. Выйти в огород, дернуть пару морковок и похрустеть — почему нет. Картофель посажен в грядки-короба вдоль забора — дополнительная выгода, собаки не делают подкопы. Морковь и свекла — по краю грядок с другими культурами.

В грядки лука, брюквы, репы я сею укроп, салат, петрушку, редис, которые быстро растут и съедаются, а потом сею заново. Тыквы и кабачки растут между кустов смородины и крыжовника почти сами собой. Более ответственного подхода требуют томаты, огурцы, перцы и баклажаны. Это два стационарных парника и два под дугами.

Читайте также:  Патентная система налогообложения

Выращивание рассады начинается с марта. Мы купили контейнеры, чтобы все выглядело эстетично. В апреле выносим на веранду, в мае высаживаем в парник. Поливаем, закрываем утром до работы или вечером после. Когда лето засушливое, полив занимает 30—40 минут.

Огурцы солим в бочках, быстро и беспроигрышно, бочки в подвале. С помидорами и овощной икрой вопрос решает автоклав. Суммарно на это нужно потратить два-три выходных. Семена на эти культуры у нас свои, поэтому затрат нет.

Если про деньги, то получается вырастить где-то на 50 000 Р. Понятно, что надо вычесть стоимость электроэнергии, соли, сахара, масла на заготовки. Возможно, это не самое выгодное занятие, но зато мы не ходим в магазин за сезонными овощами и фруктами с июля, а за консервированными — никогда. Например, я делаю соус песто сама, очень его уважаю, а себестоимость выходит 50 Р. И главное — мы точно знаем, что едим. Считаю, что этот факт в совокупности с постоянным нахождением на воздухе и физическим трудом позволяет снизить расходы на медицину до нуля у всех, включая свекровь 78 лет.

Продавать излишки урожая и соленья кафе и ресторанам

Собственный дом в Иркутской области, участок 18,5 соток, проживаем постоянно. Выращиваем три сотки картофеля, помидоры, огурцы, баклажаны, сладкий перец, зелень разную, морковь, свеклу, лук, чеснок, кабачки, тыкву, капусту белокочанную и цветную, брокколи, пекинскую, фасоль и горох. Этими овощами обеспечиваем семью из девяти человек на всю зиму.

Закрутки хорошо съедаются. Зелень сушу и замораживаю на зиму. Свои яблоки и груши хранятся недолго: сушу их на компот, варю варенье, повидло, компоты длительного хранения. Вишня, алыча, смородина, малина, жимолость, земляника, арония, калина и рябина — эти дары едим свежими, замораживаем, варим варенья, компоты, делаем вино и настойки. Излишки рассады, овощей, ягод и фруктов продаю. Соленья охотно покупают некоторые кафе. Так что для нашей семьи получается не только существенная экономия, но и ощутимая прибыль.

Порядок ликвидации академической задолженности

  • Запрещается пересдача результатов промежуточного или итогового контроля знаний с целью повышения удовлетворительной оценки (от 4 баллов по 10-ти балльной шкале).
  • Пересдача по одной и той же дисциплине допускается не более двух раз.
  • Пересдачи проводятся при любом уровне накопленной оценки по данной дисциплине.
  • Первая пересдача проводится преподавателем, принимавшим Экзамен. Прием первой пересдачи другим преподавателем может проводиться только по согласованию кафедры с преподавателем, проводившим Экзамен.
  • Процедура первой пересдачи должна полностью соответствовать процедуре сдачи Экзамена. Пересдаче подлежит только оценка, полученная на Экзамене. Ранее накопленная оценка не может изменяться.
  • Вторая пересдача Экзамена принимается комиссией в составе не менее трех человек.
  • Дата второй пересдачи по дисциплине, состав комиссии и ее председатель определяются письменным распоряжением заведующего кафедрой, ответственной за реализацию дисциплины. В состав комиссии входит преподаватель, принимавший Экзамен, и не менее двух других преподавателей, один из которых назначается председателем комиссии. В состав комиссии могут включаться преподаватели других кафедр. При отсутствии кафедральной структуры в подразделении, реализующем учебную дисциплину, вышеописанные функции и процедуры исполняются деканом факультета.
  • При проведении второй пересдачи, комиссия, в порядке исключения, может не учитывать результаты текущего контроля знаний и выставить результирующую оценку, определив результаты освоения дисциплины студентом.
  • Вторая пересдача устного Экзамена проводится в присутствии не менее трех членов комиссии, включая ее председателя. Оценка выставляется по завершению заседания.
  • Вторая пересдача письменного Экзамена проводится в присутствии хотя бы одного члена комиссии. Чтение и оценка письменной работы может производиться членами комиссии самостоятельно. Оценки за письменную работу передаются членами комиссии председателю комиссии. Оценка за письменную работу выставляется не позже чем через пять рабочих дней после пересдачи.
  • Оценка за Экзамен в рамках второй пересдачи выставляется по согласованию членов комиссии. При расхождении оценок решающей является оценка председателя комиссии.
  • Если программа дисциплины не предусматривает проведение Экзамена, и результирующая оценка определяется по итогам текущего контроля знаний, то для студентов, имеющих академическую задолженность по такой дисциплине, организуется только одна пересдача, которая принимается комиссией, в соответствии с правилами проведения второй пересдачи при условии, что накопленная оценка не учитывается при оценивании комиссией.
  • Для студентов, имеющих академическую задолженность по курсовой работе, организуется только одна пересдача, которая принимается комиссией.
  • Расписание пересдач утверждает декан факультета два раза в год.
  • Начало периода пересдач не может быть назначено ранее окончания сессии второго и четвертого модулей.
  • Пересдачи не могут назначаться в каникулярное время.
  • Периоды пересдач не могут завершаться позднее сроков, указанных в таблице:
Читайте также:  Какие пособия и выплаты от государства положены на третьего ребенка

Практически каждый студент или школьник знает, что такое академическая задолженность. В вузе крайне редко принимается решение об оставлении учащегося на повторный, курс, в школе это случается гораздо чаще из-за неуспеваемости. Когда подходит время сессии, и платники, и те, кто проходит обучение на бюджете, нервно мечутся от одной кафедры к другой, стараясь уговорить преподавателя допустить к зачету или экзамену.

В некоторых случаях студенту идут навстречу и позволяют в неофициальном порядке сдать все хвосты — курсовые и контрольные, чтобы своевременно приступить к сессии. Однако в большинстве высших учебных заведений существует строгий порядок, за несоблюдение которого можно вылететь из института или университета.

Существуют простые правила, которые позволяют избежать образования хвостов:

  • внимательно следить за сроками сессии, за перечнем включенных в нее зачетов и экзаменов, а также за продолжительностью (обычно сначала идет зачетная неделя, и если ее прогулять, то о дальнейшей сдаче не может быть и речи);
  • изучить все условия допуска (кроме обязательных зачетов, необходимо предоставить преподавателю рефераты, доклады, эссе, контрольные работы);
  • успеть вовремя сдать материал, пройденный на практических, семинарских занятиях и коллковиумах (очень часто студенту отказываются закрыть долги из-за его отсутствия на этих парах);
  • узнать, за какое количество несданных экзаменов с учетом дополнительной пересдачи есть шанс пополнить ряды отчисленных;
  • следить за расписанием для тех, у кого накопились долги (возможно, это будет единственный шанс остаться на студенческой скамье).

Первая попытка пересдавать экзамены — это возможность «отстреляться» перед преподавателем один на один. В зависимости от причины хвостов, можно встретить более-менее лояльное отношение в свой адрес, однако нередко оценку принципиально занижают на один балл.

Если первая пересдача не увенчалась успехом, то есть студент не явился или не смог ответить на поставленные вопросы, повторно назначается встреча с комиссией. Это уже несколько представителей преподавательского состава, и сдавать гораздо сложнее из-за более напряженной психологической обстановки.

Установлен новый порядок предоставления академических отпусков студентам.

Он может предоставляться по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам (перечень оснований открытый). Академический отпуск можно взять и в случае призыва на военную службу.

Максимальная продолжительность отпуска увеличена с 1 года до 2 лет. При этом академический отпуск может предоставляться обучающемуся неограниченное количество раз.

Для получения отпуска обучающийся подает заявление и документы, подтверждающие основание для его предоставления (медзаключение, повестка из военкомата и др.). Решение об отпуске принимается руководителем образовательной организации (или уполномоченным им лицом) в 10-дневный срок после поступления документов.

С лиц, обучающихся на договорной основе, за время академического отпуска плата за обучение не берется.

Как и ранее, в период отпуска по медпоказаниям выплачивается ежемесячная денежная компенсация (50 руб.).

Порядок пользования общежитием во время отпуска определяется с учетом установленных законодательством правил предоставления жилых помещений в общежитиях.

Обучающийся может выйти из отпуска досрочно по собственной инициативе.

Основанием для допуска к учебе по окончании отпуска служит приказ руководителя организации (уполномоченного им должностного лица).

Новый порядок вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Что такое академический отпуск

Исходя из приказа Минобрнауки России №455 «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» от 13 июня 2013 года, академическим отпуском считается перерыв в учебе, оформляемый в виде приостановления образовательного процесса для студента на срок до двух лет. Есть две причины для запроса отпуска:

  1. Невозможность освоить образовательный план в учреждениях среднего профессионального и высшего образования (по медицинским, семейным и другим обстоятельствам);
  2. Уважительный повод — такими считаются медицинские показания, происшествия в семье, призыв на воинскую службу. Каждый из таких поводов подробнее рассмотрим дальше.

Отпуск оформляется в виде «заморозки» обучения. То есть, если студент перешел на второй курс, после окончания отсрочки он вернется на тот же год обучения. Полученные ранее оценки, при этом, не «сгорают».

Если же не оформлять академ, а отчислиться, то прерванное обучение не всегда нужно будет начинать заново. При отчислении по собственному желанию или из-за уважительных причин (состояние здоровья, призыв в армию) в течение пяти лет с момента прекращения обучения можно восстановиться в статусе студента. При этом сохраняются прежние условиях, к примеру, бюджетная форма образования.

Согласно Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статье 62, образовательное учреждение имеет право самостоятельно принимать решение о порядке восстановления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *