Гололед на дороге, ДТП. Можно ли подать в суд на дорожников?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гололед на дороге, ДТП. Можно ли подать в суд на дорожников?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Судебная практика по вопросу ДТП при гололеде неоднозначна. Всё зависит от особенностей сложившейся ситуации. Присутствуют примеры, когда водителям удалось доказать вину дорожников. В результате уполномоченный орган соглашался удовлетворить требования и выплатить компенсацию.

Судебная практика ДТП в случае гололеда

Так, истец обратился в суд с требованием о взыскании 120000 руб. с дорожной службы. Лицо двигалось по трассе, соблюдая правила движения. На одном из участков дороги автомобиль занесло. В результате он врезался в дерево. Пострадало лишь имущество. Пострадавший оформил ДТП и провел экспертизу. К разбирательству были привлечены свидетели. В результате судебных тяжб суд обязал дорожную службу возместить ущерб в полном объёме.

Однако довольно много случаев, когда отстоять свои права не получалось. Истец обратился в суд с иском к департаменту дорожного хозяйства о возмещении материального ущерба. Он составлял 200000 руб. Авария произошла на трассе, когда шёл снег. Автомобиль занесло, и он врезался в ограждение. Изучая дело, суд счел, что истец выбрал не соответствующую погодным условиям скорость движения. Требования были отклонены.

Взыскание компенсации за травму в гололед, обращение с иском в суд

Для взыскания компенсации за травму в гололед потерпевшему следует представить доказательства, подтверждающие факт его причинения и понесенные расходы (медицинские документы, фотографии места происшествия, свидетельские показания очевидцев, кассовые, товарные чеки и др.). Если по факту причинения вреда здоровью правоохранительными органами проводилась проверка, то необходимо приобщить материал проверки либо ходатайствовать о его запросе.

В случае если причинитель вреда отказывается в добровольном порядке возместить вред, потерпевшему следует обратиться с иском суд. Исковое заявление может быть подано в суд по месту жительства потерпевшего либо по месту причинения вреда. Для подготовки иска и представительства в суде необходимо обратиться к юристу. Расходы на оплату юридических услуг по составлению искового заявления и судебному представительству взыскиваются с причинителя вреда.

ДТП по вине дорожных служб возмещение вреда

Но пугает увеличение количества аварий по вине дорожных служб. Начав решать проблему нарушений правил дорожного движения, наша власть столкнулась с проблемой, контроля за состоянием дорог и улиц. Поэтому каждому водителю необходимо знать, как получить компенсацию за причинённый вред, с дорожных служб.

Согласно действующему законодательству любой водитель имеет право получить денежную компенсацию, за поврежденный автомобиль, в результате ДТП, которое произошло по вине ответственных организаций отвечающие за качество и надежность дорог. Наше интернет издание 1ГАИ.РУ провела анализ судебных дел, связанные с исками к дорожным службам. К сожалению статистика обращения граждан не утешительная.

Несмотря на большое количество аварий, происходящих из-за плохих дорог, только 3 процента граждан обращаются в судебные органы для взыскания ущерба с дорожных служб.

Это интересно: Акт обследования дорожных условий при ДТП: изучаем вопрос

Обратитесь в прокуратуру

Если дело затянется надолго, то перед подачей заявления в суд обратитесь в прокуратуру. Сотрудники прокуратуры обязаны рассмотреть заявление в течение 20 дней, ими должно быть принято решение о виновности или невиновности дорожной службы.

Если сумма нанесенного ущерба будет более 500 МРОТ или в ДТП имеются пострадавшие, то прокурор направляет дело в суд. В этом случае по истечении 20 дней вас должны будут уведомить о результатах рассмотрения заявления.

Не следует отказываться отстаивать свои права. Это можно сделать, прибегнув к помощи автоюриста. В разъяснении ситуации помогут фотографии с места происшествия и правильно составленный протокол ДТП. Также могут помочь данные видеорегистратора, который есть у многих водителей.

Судебная практика 2020 года

Изучив достаточно большое количество судебных актов, принятых судами в последние годы, могу сказать, что выиграть такое дело крайне сложно.

Из положительных есть всего 2 судебных акта:

  1. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан по делу № 33-17991/2019. Как итог, установленная судом обоюдная вина водителя и дорожников, с процентным соотношением 50% на 50%.
  2. Постановление Президиума Ленинградского областного суда № 44г-23/2019 по делу № 2-632/2018. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Примечательно оно тем, что данное дело по массовому ДТП на КАД.
Читайте также:  Как дешево купить автомобиль из Абхазии и ездить по России: практические советы

Но, несмотря на то, что Президиум ЛОС все правильно написал и указал, при повторном рассмотрении дела решение первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований было оставлено без изменений. Истцу не удалось доказать вину дорожных служб.

Досудебное урегулирование вопроса

Когда есть данные о виновнике ДТП, то есть о коммунальной службе, то для разрешения спора о возмещении ущерба можно обратиться к руководителю с письменной претензией.

В претензии указывается размер вреда, подлежащего возмещению, и прикрепляются реквизиты для того, чтобы виновник смог осуществить перечисление денежных средств.

Внимание! Если коммунальная служба в установленный срок (период рассмотрения претензии составляет 30 дней) не осуществит выплату, то потерпевший получает право обратиться с исковым требованием в суд.

В иске можно указать не только на необходимость компенсации материального вреда, но и на компенсацию морального вреда и судебных расходов, которые понес истец при обращении в инстанцию.

Как зафиксировать следы

Если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине дорожных служб, к примеру, из-за того, что яма на дороге оказалась слишком глубокой или все покрытие во льду, автолюбитель имеет право зафиксировать это и затребовать компенсации.

По закону, если вина дорожной службы будет доказана (к примеру, в ходе судебного разбирательства), она должна понести ответственность и в полной мере уплатить всю сумму причиненного ущерба. По нормам законодательства, к ответственности может быть привлечена любая организация, которая занимается осуществлением дорожных работ или рядом с ними.

Соответственно вернуть средства, потраченные на восстановление транспортного средства после ДТП реально, главное правильно подойти к решению этого вопроса.

Мнение эксперта

Карпова Екатерина Васильевна

В 2006 году закончила Амурский государственный университет по специальности «юриспруденция». 2006-2013 — Арбитражный суд Амурской области. 2013 по настоящее время — юрист в Амурском областном онкологическом диспансере.

Для своей защиты водитель может потребовать проведение экспертизы. Измерить тормозной путь вряд ли получится, поскольку на скользком покрытии не остается качественных следов. Вместе с тем эксперт поможет установить коэффициент сцепления шин автомобиля с участком дорожного полотна. Измерение делается с помощью специального прибора. Дорожная служба должна следить за соблюдением норматива. Если в ходе экспертизы будет установлено, что коэффициент ниже минимально допустимого, значит дорожники не обеспечили безопасные условия движения.

Судебная практика 2020 года

Изучив достаточно большое количество судебных актов, принятых судами в последние годы, могу сказать, что выиграть такое дело крайне сложно.

Из положительных есть всего 2 судебных акта:

  1. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан по делу № 33-17991/2019. Как итог, установленная судом обоюдная вина водителя и дорожников, с процентным соотношением 50% на 50%.
  2. Постановление Президиума Ленинградского областного суда № 44г-23/2019 по делу № 2-632/2018. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Примечательно оно тем, что данное дело по массовому ДТП на КАД.

Но, несмотря на то, что Президиум ЛОС все правильно написал и указал, при повторном рассмотрении дела решение первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований было оставлено без изменений. Истцу не удалось доказать вину дорожных служб.

Считается ли ДТП при гололёде страховым случаем?

Компенсация будет осуществляться по стандартной схеме, если в транспортное средство врезался автомобиль, застрахованный по ОСАГО, а его водитель признан виновным. Следовательно, пострадавшая сторона сможет получить выплату по страховке. Виновник аварии будет вынужден восстанавливать свой автомобиль самостоятельно.

Компенсация по ОСАГО не предоставляется, если в результате гололёда пострадала только одна машина. При этом водитель может выдвинуть требования в адрес организации, отвечающей за состояние дорожного покрытия, и получить средства в результате судебного разбирательства. Истец должен доказать, что компания не выполнила положения Технических регламентов и нарушила действующее законодательство, не обработав дорожное покрытие или не предупредив о гололёде.

При наличии полиса КАСКО компенсация определяется условиям договора. Если в нём имеется пункт о возмещении в случае гололёда, то водитель может получить выплату.

ДТП по вине дорожных служб возмещение вреда

Но пугает увеличение количества аварий по вине дорожных служб. Начав решать проблему нарушений правил дорожного движения, наша власть столкнулась с проблемой, контроля за состоянием дорог и улиц. Поэтому каждому водителю необходимо знать, как получить компенсацию за причинённый вред, с дорожных служб.

Согласно действующему законодательству любой водитель имеет право получить денежную компенсацию, за поврежденный автомобиль, в результате ДТП, которое произошло по вине ответственных организаций отвечающие за качество и надежность дорог. Наше интернет издание 1ГАИ.РУ провела анализ судебных дел, связанные с исками к дорожным службам. К сожалению статистика обращения граждан не утешительная.

Несмотря на большое количество аварий, происходящих из-за плохих дорог, только 3 процента граждан обращаются в судебные органы для взыскания ущерба с дорожных служб.

Это интересно: Акт обследования дорожных условий при ДТП: изучаем вопрос

ДТП на скользкой дороге: можно ли привлечь дорожников?

Сотрудники ГИБДД обязаны предоставить вам копию протокола. Собственноручно напишите все обстоятельства дела и прикрепите к протоколу.

При необходимости обратитесь в травмпункт, чтобы исключить наличие скрытых травм. Если у вас есть серьезные повреждения, не отказывайтесь от больничного листа, так как если вы находились на больничном более 21 дня, то против виновников аварии может быть возбуждено уголовное дело.

Читайте также:  Удержание алиментов из пособий в пилотных регионах ФСС

Также постарайтесь узнать о месте и времени рассмотрения вашего дела в группе разбора. Постарайтесь явиться туда лично или прислать своего представителя.

Необходимо уточнить, является ли виновник ДТП юридическим лицом. Если же ответчик является только территориальным подразделением, то иск нужно подавать на вышестоящую организацию.

Обязательно закажите специализированной фирме оценку ущерба автомобиля. Предварительно уведомите телеграммой ответчика о проведении экспертизы.

Это интересно: Иск на дорожную службу — образец.

ДТП при гололеде — кто виноват и что делать?

По словам юриста, для того, чтобы впоследствии автомобилист мог получить компенсацию от дорожников за неубранный снег с дороги, нужно, чтобы сотрудники ГИБДД при составлении протокола указали, что причиной аварии явилось именно плохое состояние дороги.

— В Хабаровске при авариях полицейские не пишут этого в протоколе. Чаще всего водителям вменяют пункт 10.1 ПДД, где сказано, что автомобилист обязан учитывать дорожную обстановку и выбирать в соответствии с ней скоростной режим, — объясняет юрист. — И практически никогда не отражают в протоколе того, что на дорожном покрытии был снежный накат или наледь.

По словам юриста, если подобная формулировка появится в протоколе, то доказать вину дорожников будет практически невозможно. Для начала потребуется опротестовать это решение в суде, потом сделать оценку ущерба, выяснить, кто отвечает за конкретный участок дороги, оплатить госпошлину и услуги юриста. Поэтому большинство автолюбителей не решаются ввязываться во все тяжкие и ремонтируют автомобиль сами.

— Мы прекрасно понимаем, что дороги в городе обслуживают муниципальные предприятия, а это бюджетные деньги, и немалые, поэтому противодействовать системе сложно. У нас подобное дело было в Комсомольске несколько лет назад. Оно длилось очень долго, мы привлекали много лиц, проводили различные экспертизы, много времени потратили, чтобы выяснить, кому принадлежит участок дороги. В итоге доказать вину дорожников все же удалось, но полученная компенсация оказалась меньше того, что автолюбитель потратил на доказательства и ремонт машины.

Возможно, если бы хабаровские автомобилисты активнее защищали свои права, доказывая в судах вину дорожников в произошедших авариях, то и коммунальные службы порасторопнее работали во время снегопада. Но из-за законодательных сложностей, когда, вроде бы, и ситуация очевидна и порядок действий известен, но обосновать претензии коммунальщикам и потребовать компенсацию за испорченный автомобиль фактически невозможно, автолюбители предпочитают не ввязываться в судебные тяжбы из-за гололеда на дорогах.

Вс объяснил, кто должен платить за выбоины на дороге

Верховный суд (ВС) РФ поддержал автомобилистов в спорах с компаниями, которые несут ответственность за состояние дорог: высшая инстанция разъяснила, что причинённый машинам ущерб из-за некачественного покрытия трасс должны возмещать как раз эти организации. Также именно на них возлагается обязанность доказывать, что водитель действовал намеренно либо проявил грубую неосторожность при происшествиях, связанных с состоянием дорог, поясняет ВС РФ.

Ущерб от ям и выбоин

В обзоре судебной практики суд ссылается на иск автомобилиста, попавшего в выбоину на проезжей части дороги, что привело к значительным механическим повреждениям автомобиля. Водитель обратился в суд с иском к управлению автомобильных дорог о возмещении ущерба, сославшись на то, что ответчик в нарушение требований закона не обеспечил безопасность дорожного движения на трассе.

Однако суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали.

В частности, апелляционная инстанция сослалась на статью 1083 Гражданского кодекса РФ, согласно которой не подлежит возмещению вред, возникший вследствие умысла потерпевшего. Также она регламентирует, что если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то размер компенсации должен быть уменьшен.

  • При этом суд возложил обязанность на водителя доказывать, что он ненамеренно попал в дорожную выбоину или вел себя за рулём с грубой неосторожностью из-за чего и угодил в яму.
  • Верховный суд РФ с таким взглядом на подобные ситуации категорически не согласился.
  • Позиция ВС

Высшая инстанция напоминает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ). Лицо, причинившее вред, освобождается от выплаты компенсации, если докажет, что ущерб причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

  1. В спорном случае апелляционная инстанция установила, что дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля истца и, соответственно, причинение ущерба возникло в связи с наездом машины на выбоину в дорожном покрытии с размерами, превышающими предельно допустимые: длина повреждения составляет 15,3 м, ширина — 1,8 м, глубина — 0,26 м.
  2. При этом ГОСТ устанавливает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, а предельные размеры ям составляют по длине 15 см, по ширине — 60 см, по глубине — 5 см.
  3. В рассматриваемом деле инспектор ДПС установил нарушение требований ГОСТ: он составил схему места происшествия с указанием повреждения покрытия и приложил к материалам фотографию выбоины.
Читайте также:  Расходы в виде штрафных санкций по договорам: бухучет и налоги — 2022

Нормативная база и фиксация следов

Если произошло ДТП по вине дорожных служб, яма оказалась слушком глубокой на дороге, то владелец авто имеет право зафиксировать случившееся и потребовать компенсацию от государства за некачественное исполнение обязанностей дорожно-эксплуатационной службой. Например, водитель может элементарно проколоть колеса и вылететь в кювет, а виной этому будет простая дорожная выбоина. Та же история может произойти и в зимний период времени, когда на дорогах особенно опасно и следует внимательно смотреть, нет ли на дорожной полосе неубранной снежной кучи. Во всех подобных ситуациях, где доказана вина дорожных служб, они должны понести ответственность и уплатить сумму ущерба в полном объеме. К ответственности можно привлечь любую из организаций, которая проводит дорожные работы, либо неподалеку от дороги. Это же касается и сотрудников ГИБДД. Чтобы получить свои деньги, которые были потрачены на ремонт авто, нужно грамотно подойти к данному вопросу.

Согласно ныне действующему законодательству РФ, за поврежденную проезжую часть пути отвечают дорожно-эксплуатационные службы, которые обязаны следить за состоянием дорожного покрытия, проводить его реконструкцию согласно подписанному с местными властями договору.

В гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» прописаны законодательные нормы, согласно которым каждый владелец автомобиля должен платить транспортный налог в пользу государства. В таком случае, если деньги налогоплательщиков идут на улучшение дорожного покрытия и строительство новых дорог, то каждый автомобилист имеет право на качественное асфальтное покрытие отрезка пути.

В ст. 28 ФЗ РФ предусматривается ответственность дорожных служб перед водителями, которые пострадали в результате некачественного выполнения ими своих обязанностей. Особенно не стоит упускать из виду ситуацию, когда причинен вред здоровью человека. Капитальный ремонт дорожного покрытия должен проводиться своевременно и водитель не виноват, что произошло, допустим в зимний период ДТП по вине дорожных служб, снежная каша не была убрана.

Существуют определенные требования к состоянию дорожного покрытия, которые учтены ГОСТом Р50597-93. На дорогу должны быть нанесены специальные знаки, она должна освещаться сигнальными огнями в моменты плохой видимости. По правилам, дорожная яма может быть таких параметров – 60/15/5, где соответственно обозначена ширина, длина и глубина в сантиметрах. Если неровности превышают стандартные нормы, то они должны быть ограждены светоотражающими заграждениями, а поблизости должен быть установлен специальный знак.

Важно! На устранение дорожных ям по ГОСТу дорожная служба имеет 5-10 суток. По федеральной скоростной трассе дорожные службы должны устранять выбоины не более чем в 5-дневный срок. Любое отклонение от требований влечет за собой юридическую ответственность.

После того, как произошло ДТП по вине дорожных служб, гололед стал причиной или же открытый люк, следует незамедлительно вызвать сотрудников ГИБДД, сделать фото- и видеосъемку происходящего, пригласить свидетелей поучаствовать в вашем деле или очевидцев аварии. Обязательно нужно дождаться приезда блюстителей закона, чтобы заполнить процессуальные документы и начать разбирательство.

Неужели все так просто?

Бывает по-разному. В судебной практике есть много решений в пользу водителей. Но не всем удается получить компенсацию в таких случаях. Кто-то останавливается на второй инстанции, кто-то годами ищет виноватых.

Еще коммунальные службы могли выставить ограждение, а его сбила другая машина. Формально водитель не виноват, но и службы привлечь к ответственности сложно.

Или знаки стояли, а освещение не работало. Непонятно, кто тогда виноват: дорожная служба или городские электросети. Дело может затянуться на годы.

Машину можно сильно повредить даже из-за небольшой выбоины. Но если она хоть на сантиметр меньше лимита по госту, суд выиграть будет сложно.

Проще всего оформить каско: тогда по судам будет ходить страховая компания. Или заранее требовать от властей отремонтировать дорогу. Может быть, вы сами знаете, что там яма, а другой водитель нет. Если молчать и объезжать опасные выбоины, ничего и не изменится.

Существенными условиями для взыскания компенсации за материальный ущерб, полученный по вине дорожников, будут:

наличие ям на месте ДТП. Физическое состояние дорожной сети регулируется законами и подзаконными актами. Основополагающим критерием для определения качества дорог являются ГОСТы. Если говорить о допустимых размерах дорожных ям и трещин, то сегодня в России применяется ГОСТ 50597-93. Он гласит, что безопасной для автомобилей является яма до 5 см в глубину, до 15 см в длину и до 60 см в ширину;

ненадлежащая уборка дорожных территорий, так как коммунально-дорожные службы несут ответственность за состояние дорог во время дождей, снега, гололёда, обледенения. Несвоевременная уборка дорожных территорий нередко становится причиной ДТП;

открытые люки, отсутствие знаков возле больших ям, в местах ведения ремонтных работ. Знак «Ямы на дороге» и ограждения со светоотражателями должны быть на тех участках автодорог, где ямы, трещины превышают допустимые размеры 5*15*60 см, а также в местах проведения ремонтных работ.

Эти факторы должны быть зафиксированы на месте ДТП с помощью видео или фотоаппаратуры. Также данные факты должны быть отражены в протоколе, акте и постановлении ГИБДД.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *