Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер транспортного налога в 2023 в Беларуси для физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:
1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;
2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;
4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.
Ответственность за неуплату налога
В случае неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей начисляются пени в порядке, установленном ст. 55 НК (ст. 307-8 НК).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (п. 8 ст. 42 НК). |
Кто должен платить транспортный налог
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.
Льготы по уплате транспортного налога
В отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, ставка транспортного налога снижена на 25% (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога, либо ставка транспортного налога применяется в размере 50 процентов от установленной ставки). В отношении таких типов транспортных средств, как прицеп, полуприцеп, транспортного средства, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иного транспортного средства, зарегистрированных за указанными лицами, – при наличии действительного водительского удостоверения любой категории ставка транспортного налога снижена на 25 — 50% .
Ставки транспортного налога применяются в размере 50 процентов от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, а в отношении таких типов транспортных средств, как прицеп, полуприцеп, транспортного средства, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иного транспортного средства, зарегистрированных за указанными лицами, – при наличии действительного водительского удостоверения любой категории.
Сколько будут платить физические лица
Для того чтобы понять, какую же сумму придется доплачивать, сделаем небольшое отступление и рассмотрим тарифы. Отметим, что в технических характеристиках автомобиля учитывается разрешенная максимальная масса.
Вид транспорта | Размер пошлины (руб.) |
автомобиль массой не более 1,5 т | 61 |
автомобиль массой от 1,5 до 1,75 т | 81 |
автомобиль массой от 1,75 до 2 т | 102 |
автомобиль массой от 2 до 2,25 т | 122 |
автомобиль массой от 2,25 до 2,5 т | 142 |
автомобиль массой от 2,5 до 3 т | 162 |
автомобиль массой более 3 т | 223 |
мотоцикл | 40 |
Льготы для ветеранов, инвалидов, пенсионеров и многодетных родителей
Предполагается также уточнить льготные условия по транспортному налогу для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, инвалидов I или II группы, пенсионеров и многодетных родителей. Сейчас эти категории граждан имеют право на снижение налоговой ставки до 50% только при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории. Поправки вносят и в отношении автовладельцев, которые являются инвалидами III группы. На данный момент они уплачивают транспортный налог в размере 75% от полной ставки.
Планируется, что эти льготники смогут получить скидку в том же размере, что и раньше, но расширится список типов транспортных средств. В него хотят включить прицеп (полуприцеп) и транспортные средства, в отношении которых отсутствуют сведения о их типе. Условие для получения льготы остается прежним – нужно предъявить действительное водительское удостоверение соответствующей категории.
До начала 2023 года транспортный налог будут считать по-старому
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.
Кто освобожден от уплаты транспортного налога
Местные Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:
- выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц — угона (кражи);
- в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;
- снятые с учета до 1 июля 2021 года;
- используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
- выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- категории M1 или M1G*(электромобили), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, — по 31 декабря 2025 года;
- у плательщиков-организаций — предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись: «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
- у плательщиков — физических лиц — специально оборудованные для использования инвалидами.
Что касается размера ставки транспортного налога, то он зависит от разрешенной максимальной массы, вместимости транспортного средства либо определяется за одну единицу транспортного средства, сообщил член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Сергей Стельмашок:
— Введенный транспортный налог по сравнению с величиной госпошлины снижен на 25 процентов для физических лиц. Кроме того, для легковых автомобилей, имеющих разрешенную массу от 1,5 до 2,5 тонны, произведена дополнительная дифференциация ставок с шагом 250 килограммов, а не 500, как это было ранее. При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства. Платить транспортный налог граждане будут ежегодно за фактический период владения автотранспортом в календарном году. К примеру, машина снята с учета и продана в марте. Соответственно, предыдущий собственник перестает платить налог с первого апреля. Новому владельцу налог начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем регистрации.
К слову, в обновленном Налоговом кодексе определена категория физических лиц, имеющих право на уменьшение суммы налога. Так, сумма транспортного налога, подлежащая уплате, уменьшается на 50 процентов в отношении транспортных средств, зарегистрированных за ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами I или II группы, лицами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, или лицами, имеющими право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, а также на 25 процентов — для инвалидов III группы. При этом льгота по снижению ставки транспортного налога предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
Размер (ставка) транспортного налога для физических лиц в 2022 году
Категория транспортных средств |
Ставка налога, рублей |
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 1,5 т. (включительно) | 61,0 |
от 1,5 т. до 1,75 т. | 81,0 |
от 1,75 т. до 2,0 т. | 102,0 |
от 2,0 т. до 2,25 т. | 122,0 |
от 2,25 т. до 2,5 т. | 142,0 |
от 2,25 т. до 3,0 т. | 162,0 |
свыше 3,0 т. | 223,0 |
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 0,75 т. | 41,0 |
свыше 0,75 т. | 223,0 |
прицеп-дача (караван) | 41,0 |
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой: | |
до 2,5 т. | 162,0 |
от 2,5 т. до 3,5 т. | 345,0 |
от 3,5 т. до 12 т. | 447,0 |
более 12 т. | 508,0 |
седельный тягач | 406,0 |
Автобусы с числом посадочных мест: | |
до 20 мест (включительно) | 244,0 |
от 21 до 40 мест (включительно) | 345,0 |
свыше 40 мест | 447,0 |
Мотоцикл (всех видов) | 41,0 |
Что изменилось по авто, которые взяли в аренду или лизинг
Чиновники также прописали детали по оплате налога за некоторый транспорт, взятый в аренду или лизинг, а затем — выкупленный у старого владельца, но до сих пор не зарегистрирован в ГАИ.
Дело в том, что по общему правилу этот налог уплачивают организации, за которыми транспорт зарегистрирован в ГАИ. В налоговой поясняют, что на практике возникали ситуации, что взявшие в лизинг или аренду компании не всегда регистрировали в ГАИ на себя этот транспорт. Речь про договоры, которые были заключены до 21 января 2019 года.
С 2023 года в Налоговом кодексе прописали, что транспортный налог будут начислять для уплаты организациям или физлицам, которые взяли в лизинг или аренду авто.
При этом организации-лизингодателей обязали до 20 февраля этого года представлять в налоговую информацию о транспортных средствах, которые были переданы другим компаниям или физлицам по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным до 21 января 2019 года. Речь про транспорт, который не был выкуплен лизингополучателем (или выкуплен, но не зарегистрирован в ГАИ). «При непредставлении таких сведений либо представлении недостаточных сведений организации-лизингодатели несут ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях», — предупреждают в МНС.
Налог на выкупленный транспорт
В проекте изменений в Налоговый кодекс также прописаны детали по оплате налога за транспорт, который был взят в аренду или лизинг, а затем – выкуплен у старого владельца, но до сих пор не зарегистрирован в ГАИ.
Отметим, что право собственности на автомобиль, являющийся предметом лизинга, переходит к лизингополучателю с даты исполнения им в полном объеме обязанностей по договору лизинга и оформляется актом передачи права собственности на предмет лизинга.
Предположим, физлицо по договору, заключенному в 2018 году, взяло у организации-лизингодателя легковой автомобиль в лизинг с правом выкупа. Договор лизинга исполнен в 2021 году, право собственности на автомобиль перешло к физлицу, но новый владелец не обратился в ГАИ за регистрацией за собой транспортного средства. В таком случае в 2021 и 2022 году плательщиком транспортного налога признавалась организация, ранее бывшая лизингодателем, а в 2023-м году платить придется физлицу-собственнику.
В Минфин поступило много писем от населения РБ с предложениями об отмене госпошлины или снижения ее размера до 1 базовой ставки. Людей интересует, когда отменят транспортный налог и есть ли шанс, что произойдут хотя бы обещанные в 2018 году изменения.
Осенью 2019 года в Министерстве финансов готовится Указ Президента «О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети». По нему уплату пошлины должны отделить от процедуры прохождения техосмотра. Автолюбители смогут разделить оплату дорожного сбора по месяцам и уплачивать его по собственным заявлениям.
То есть, каждый собственник авто сможет вносить налоговый сбор за тот период, когда он непосредственно пользовался транспортным средством, в другие же периоды – не уплачивать его. А к тем, кто внесет сразу всю сумму за год, будет применен понижающий коэффициент транспортного налога 0,8 (годовая оплата будет снижена на 20%).
Изменится и система штрафных санкций за невыполнение налоговых обязательств – при неуплате будет назначен штраф в двойном размере.
Контроль за выполнением налоговых обязательств будет обеспечиваться за счет установленных на дорогах камер фото- и видеофиксации, а также информации о фактической оплате из базы системы ЕРИП.
Указ вступит в силу не раньше, чем с 1 января 2020 года. Насколько правдоподобны намерения Правительства и как скоро произойдут реальные изменения, понять сложно. Ведь, помимо простого желания ввести закон в силу, необходима подготовленность технической базы контроля за исполнением всех прописанных в нем пунктов.
С 1 января в Беларуси вместо госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении введен транспортный налог.
Транспортный налог будут уплачивать все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД.
С 2021 г. Налоговый кодекс Республики Беларусь дополнен главой 28-1, согласно которой транспортные средства, зарегистрированные в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ГАИ МВД), с 1 января 2021 г. будут облагаться транспортным налогом.
Одновременно с введением транспортного налога упраздняется взимание государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.
При этом физическими лицами, уплатившими до 1 января 2021 г. государственную пошлину и получившими разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, транспортный налог будет уплачиваться пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения.
Плательщиками транспортного налога являются как организации, так и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а в случае передачи транспортного средства в финансовую аренду (лизинг) плательщиком транспортного налога является лизингополучатель.
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами и организациями в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Транспортный налог подлежит уплате физическими лицами и организациями за каждое транспортное средство вне зависимости от участия его в дорожном движении.
В главе 28-1 Налогового кодекса определен перечень транспортных средств, за которые транспортный налог их владельцами уплачиваться не будет. В частности, к таким транспортным средствам относятся транспортные средства:
- год выпуска которых 1991 г. и ранее либо сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- находящиеся в угоне;
- специально оборудованные для использования инвалидами;
- категории M1 или M1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, — по 31 декабря 2025 г.;
- снятые с учета в ГАИ МВД до 1 июля 2021 г.
Сроки оплаты налога для юридических лиц
До 2020 года регионы сами устанавливали срок уплаты транспортного налога для предприятий и организаций, но не ранее 1 февраля следующего за отчетным периодом года. В 2021 году ситуация поменяется – юридические лица по всей стране будут платить за транспорт до 1 марта следующего года.
На индивидуальных предпринимателей это закон распространяться не будет, для этой категории все останется по-прежнему – оплатить ТН нужно до 1 декабря, как и физическим лицам, на основании уведомления, пришедшего по почте.
Что касается предприятий, осуществляющих авансовые платежи по транспортному налогу, федеральный центр и здесь решил все упорядочить – теперь по общим для всей страны правилам авансовый платеж будет вноситься до конца месяца, следующего за отчетным периодом.
Налоговая служба не осталась в стороне от событий, связанных с карантинными ограничениями во время пандемии коронавируса. Наиболее пострадавшим в этот период предприятиям и субъектам малого бизнеса, внесенным в реестр не позднее 2018 года, налог на транспорт за второй квартал 2020 года платить вообще не придется, а более молодым компаниям в пострадавших отраслях экономики дана отсрочка на авансовый платеж за первый квартал до конца октября 2020 года.
Налоги, в том числе и транспортный, нужно платить обязательно. Это обязанность всех граждан и организаций страны. Текущую информацию об изменениях в законодательстве можно всегда посмотреть на официальном сайте налоговой службы. Там же находятся сведения о региональных ставках, на основании которых можно сделать окончательный расчет транспортного налога.