Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если страховая не доплатила?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.
Шаг №2: Независимая экспертиза со стороны потерпевшего
Важно! При подаче указанного выше заявления о разногласиях потребителям финансовых услуг не обязательно проводить независимую экспертизу машины и прикладывать отчет к заявлению. В стандартной форме заявления необходимо указать только размер требований имущественного характера. Если вы его точно не знаете, то указывайте лимит в 400 000 рублей, не ошибётесь.
Экспертизу, конечно же лучше провести и иметь на руках экспертное заключение, но это, в первую очередь, нужно самому потерпевшему, чтобы понимать и адекватно оценивать обоснованные он требования предъявляет к страховщику или нет. Но весь вопрос в том, что если в дальнейшем по данному спору будет принято решение финансовым уполномоченным, то стоимость такой экспертизы он не возместит.
Если же решение финансового уполномоченного не устроит, то при обращении в суд вы должны будете обосновать свои требования и тут-то сделанная ранее экспертиза и пригодится, а расходы на её проведение, в случае положительного решения по делу, будут подлежать возмещению.
Что нужно для взыскания недостающей суммы
В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:
- ксерокопию паспорта;
- доверенность на право владения машиной (ПТС, СТС);
- справку с ДТП;
- сертификат ОСАГО;
- ксерокопию досудебной претензии и ответ другой стороны (страховщик или виновник происшествия);
- видео / аудио доказательства и показания свидетелей;
- расходный чек.
Что делать если страховой выплаты не хватает на ремонт?
Есть несколько способов решить сложившуюся проблему, когда страховая компания слишком сильно занизила стоимость выплат и их не хватает на осуществление ремонта. Сначала можно попробовать все решить через страховую компанию, для этого вы должны написать в нее заявление, далее за свой счет провести экспертизу в независимой компании и с ее результатам отправиться в суд, чтобы уже он вынес решение о доплате в вашу сторону компанией.
Еще может произойти так, что вас не будет устраивать ремонт по ОСАГО, в таком случае нужно тоже провести независимую экспертизу, далее грамотно составить заявление-претензию, а позже отправить ее страховщику на подписание и согласие с определенными положениями документа. Если на вашу претензию не поступает ответа длительное время, то здесь нужно задуматься об обращении в судебный орган, для решения проблемы через него непосредственно.
Если вы не согласны с суммой выплаты, то нужно составить письменное обращение в компанию, далее провести за свой счет экспертизу, чтобы она определила точную стоимость нанесенного ущерба. Данные действия нужно совершать только в том случае, если вы на 100% уверены, что стоимость была занижена и вы должны получить больше. Если доказать это не получится, то все расходы на осуществление экспертизы вам придется взять на себя, а это достаточно дорого.
Страховщик зачастую просто отказывается выплачивать страховку, ссылаясь при этом на различные нюансы в договоре или еще на что-либо. Когда вы понимаете, что его действия противозаконны, то можно составлять и отправлять компании претензию, в которой вы должны самостоятельно определить срок рассмотрения обращения. Также стоит отметить, что если вам поступит отказ или документ не будет принят к сведению, то вы дальше направляйтесь в суд, где уже будете отстаивать свои права в индивидуальном порядке.
Еще один способ получить большее количество средств на ремонт, если страховая компания занизила его стоимость – это лично обратиться к виновнику происшествия, только в письменной форме. На бумаге будет нужно описать требования в возмещении средств, приложить доказательства. Если вам придет согласие на оплату, то сразу возьмите расписку о выплате, чтобы быть уверенным, что это не просто слова.
Что делать, если страховая не доплатила по ОСАГО?
Для противостояния с СК пострадавшему потребуется полный пакет документов по ДТП. Большая часть их должна у него уже быть, поскольку он подавал заявление страховщику с просьбой произвести страховые выплаты. Но некоторые будут отсутствовать.
Страхователю понадобятся копии полиса виновника ДТП и акта экспертизы поврежденного автомобиля. Их нужно брать у страховщика. В течение 3 дней с момента получения заявления пострадавшего, копии должны быть направлены в его адрес.
В ГИБДД нужно взять копии справки о ДТП, протокола и постановления об административно-правовом нарушении, если их почему-то не оказалось у пострадавшего.
Потребуется провести независимую экспертизу поврежденного автомобиля с целью определения правильной величины ущерба. Для этого нужно заключить договор с экспертной организацией. За 3 дня до момента проведения экспертизы об этом нужно уведомить письмом или телеграммой страховщика. Необходимо сохранить квитанцию уведомления, возможно, она понадобится страхователю в суде.
Естественно, сумма компенсации, которая будет фигурировать в новом акте, должна обеспечивать полное восстановление автомобиля.
Законные причины занижения выплат по ОСАГО
Существуют и законные основания, из-за которых сумма вашего возмещения окажется заниженной.
В основном это делается по следующим причинам:
- Исключение повреждений из итоговой сметы суммы возмещения — в расчеты не входят расходы на восстановление лакокрасочного покрытия (ЛКП), если общая площадь его повреждений составляет более 25%, а также если детали с поврежденным ЛКП имели сквозную коррозию.
- Износ деталей, подлежащих замене — данный вопрос является причиной частых судебных споров и до конца еще не урегулирован законодательством. С 2014 г. предел снижения стоимости заменяемых деталей установлен на уровне 50% от их цены в новом состоянии.
- Занижение стоимости деталей при расчете суммы выплаты — поскольку стоимость запчастей берется из утвержденного справочника РСА, отсюда разница в цене.
- Так называемая экспертная погрешность — на ее основании страховщик может занижать возмещение на 10%.
- Расчет возмещений без учета УТС — утеря товарной стоимости обязательна к выплате по закону (Постановление ПВС РФ от 2005 г.). Но на деле заставить СК раскошелиться еще и на УТС дело сложное и это почти всегда предполагает судебное разбирательство.
Проведение независимой экспертизы
До 2008 г., пострадавшие водители имели право на проведение самостоятельной независимой экспертизы до начисления страхового возмещения. Сейчас у них такой возможности нет – осмотр, а при необходимости и независимую экспертизу, проводит и организует страховщик.
У водителя осталось право требовать от СК организации дополнительной профессиональной экспертизы после проведения штатного осмотра ТС специалистом страховщика, если результаты этого осмотра спорны. Причем выбор экспертной организации остается за СК.
Единственно, если страховщик не уложится со всеми этими осмотрами и экспертизами в положенные 5 дней, тогда водитель получит право на проведение своей экспертизы, с собственным выбором экспертной организации, до начисления страхового возмещения.
Тут вы должны понять, что водителю разрешено проводить экспертизу в любое время, но её результаты для расчётов возмещения страховщик не примет.
В итоге, если СК уложится со всеми обследованиями ТС в 5 дней, то у водителя остается единственный вариант — дождаться выплат по страховке и уже тогда организовывать свою экспертизу с последующим оспариванием выплат в досудебном или судебном порядке.
Внимание! Для самостоятельной независимой экспертизы пострадавшее авто требуется, если имеются разногласия по перечню повреждений и их степени. Если же в акте осмотра и в экспертном заключении от СК на этот счет все верно и спор ведется по поводу неверной калькуляции, то машина не нужна — нужны только эти документы (акт и заключение).
- Допускаемые ошибки с исправлениями в экспертной документации должны быть завизированы надписью «исправленному верить» и печатью.
- Почерк важных документов, составляемых от руки, должен быть однородным.
- Собственную независимую экспертизу, если есть возможность (аккредитация), лучше всего проводить на СТО, где планируется дальнейший ремонт.
- Не нужно идти на обман при собственной независимой экспертизе — страховщики, особенно такие подозрительные, как РЕСО или Росгосстрах, легко его вычислят и все дело развалится, а вы или ваш эксперт будете обвинены в обмане суда.
Нужно ли самим проводить независимую экспертизу?
И, да и нет. Нет, потому что обязательных требований о необходимости вместе с заявлением о разногласиях направлять экспертизу в Законе об ОСАГО мы не найдем. Поэтому расходы на её проведение могут и не возместить.
С другой стороны, проводить её нужно, чтобы знать точный размер ущерба от аварии и о законности своих требований.
Но в любом случае необходимо иметь у себя фотографии полного осмотра всех повреждений после ДТП. Это касается и случая, когда ваш автомобиль направляют на ремонт в сервис. Делается это для того, чтобы можно было спорить и доказывать, в каком состоянии изначально был автомобиль, какие были повреждения и какие ремонтные воздействия требовались.
Страховая не доплатила по ОСАГО. Что делать?
Если все указанные выше рекомендации соблюдены, а размера страхового возмещения не хватает на восстановление машины, необходимо уведомить об этом страховщика. Даже если вы уверены, что компания не удовлетворит ваше требование о доплате, досудебный порядок урегулирования спора по ОСАГО носит обязательный характер.
Законом предусмотрен определенный порядок подачи претензии, если страховая компания мало заплатила после ДТП. ОСАГО – обязательный вид страхования, все действия сторон по спорам о размере ущерба регулируются государством. Согласно нормам действующего страхового законодательства, если потерпевший не согласен с размером компенсации, ему необходимо передать страховщику письменную претензию о пересмотре суммы выплаты, к которой прикладывают:
- Банковские реквизиты;
- Документы, обосновывающие претензию о доплате (заключение независимого эксперта).
Страховая компания рассматривает требование в течение 10 календарных дней. Если ответа на обращение не последует либо решение страховщика не удовлетворит потерпевшего, можно подавать иск в суд для взыскания выплаты в принудительном порядке.
Какую сумму требовать
В соответствии с законом об ОСАГО, страховщик должен при наступлении страховых случаев заплатить сумму до 400 тыс. рублей.
Пределы такие:
если причинено ущерб жизни, здоровью не одного пострадавшего | 240 000 рублей |
если пострадает один человек | 160 000 рублей |
если нанесено вред имуществу нескольких лиц | 160 000 рублей |
если нанесено ущерб имущественным объектам 1 человека | 120 000 рублей |
Страховую выплату определяют, учитывая износ деталей. Процент такого износа будет зависеть от того, когда выпущено транспортное средство и какой его пробег. Более старые транспортные средства имеют больший пробег, а значит, и процент износа у них выше.
Поэтому можно требовать со страховщика только разницу цены ремонтных работ по результату оценки независимого эксперта и суммы, которую выплатила страховая компания.
ДТП оформляется по правилам одного из сценариев:
- Европротокол, когда участники незначительной аварии самостоятельно заполняют документы. В этом случае максимальная сумма выплаты с 01.06.2018 — 100 000 р. (кроме районов с безлимитным порогом). Этот вариант при кажущемся удобстве и простоте используется редко, так как требует фиксации специальными техническими средствами. Также существует вероятность допустить неточность при оформлении документации, и тем самым лишиться возмещения по ОСАГО.
- Вызов ГИБДД, акты составляют инспекторы. Финансовый порог — 400 000 р. на ремонт и 500 000 р. на лечение. Стандартная процедура, наиболее привычна для участников дорожного движения. При подписании акта необходимо внимательно следить за правильностью отображения информации, так как впоследствии на основании этих данных будет приниматься решение о сумме компенсации по ОСАГО.
В обоих случаях извещение об аварии необходимо сдать в свою страховую компанию или её представителям в течение 5 дней.
Заявка рассматривается на протяжении 20 суток, после чего выносится решение о возмещении по ОСАГО:
- в натуральной форме;
- денежная компенсация.
Согласно новым положениям, в 2020 году большинство автомобилей, за некоторыми исключениями, получившие повреждения в результате ДТП, направляются на ремонтную станцию. Деньги за работу перечисляет СК. Водитель может выбрать СТО из предложенного страховщиком списка. Важное условие — автосервис должен быть в пределах 50 км от точки аварии или местожительства владельца.
Если ни один из вариантов не устраивает, то можно написать заявление в СК, обозначить реквизиты своей СТО и получить согласие на ремонт. В случае отказа страховой организации перечислять средства на счёт стороннего автосервиса, водитель имеет право требовать денежной компенсации ущерба по ОСАГО.
Что делать, чтобы доказать правоту?
- В протоколе осмотра и оценке должны быть указаны все повреждения. Сломанные детали и бампера можно снимать, чтобы специалист осмотрел транспорт под ними.
- Ремонт должен проводиться на СТО, которое даст подробную калькуляцию о проведенных работах. При оформлении заказа следует предоставить копию заключения об оценке, чтобы мастера могли изучить планируемые человеко-часы и нормо-часы.
- При серьёзном ремонте старых машин целесообразно приобретать подержанные кузовные запчасти. Крылья, бампера и двери нетрудно перекрасить или даже подобрать в цвет, зато появится возможность требовать максимальных выплат от страховой компании.
Страховая мало заплатила или не доплатила по ОСАГО
Вам не хватает средств, так как страховая мало заплатила или не доплатила по ОСАГО? Затронутая тема очень актуальна, в связи с тем, что многие каждый день сталкиваются с подобными ситуациями. Итоговых выплат не достаточно даже на проведения ремонтных и восстановительных работ.
Схема довольно проста и действует так: при каждом страховом случае приходит экспертный оценщик, который сотрудничает с той или иной компанией.
С целью получения благ он сознательно уменьшает сумму ущерба в 2-3 раза, а также учитывает коэффициент амортизации авто (хотя он не должен считаться). Вот таким путем получаются мизерные выплаты, которых конечно будет не достаточно. О том, каким способом добиться увеличения и что для этого необходимо, тщательно рассмотрим в данной статье.
Страховая мало заплатила или не доплатила по ОСАГО? Прежде всего, обязательно дождитесь выплат, только после этого начинайте ремонт. После получения на руки письменного отчета можно привлечь независимого эксперта для проведения встречной экспертизы, если у вас есть сомнения в объективности. Правда это уже будет все за ваш счет.
Если вы действительно надумали оспаривать, тогда сфотографируйте фотоаппаратом с большим расширением повреждения как можно четче, размытость будет не в вашу пользу. Для подтверждения суммы затрат вам необходимо предоставить документальные материалы с автосервиса, обязательно сертифицированного, а не «кустарного». Так как возможны проверки со стороны оппонентов.
Обратите внимание
Несоответствие данных может служить поводом для отказа и передачи материалов в правоохранительные органы.
Альтернативой может служить подача искового заявления в суд с требованием увеличить сумму выплат, так как, по вашему мнению, они сильно занижены. Будьте готовы, что процедура оспаривания может затянуться на полгода и более.
В обязательном порядке получите на руки заверенную копию акта о страховом случае. В соответствии со статьей 71 «Правил ОСАГО…» компания по письменному запросу должна выдать на руки. После того как у вас все на руках можете не спеша провести анализ самостоятельно или с привлечением квалифицированных специалистов из этой области.
Распространенные уловки:
- Оплата и количество нормо-часов работ существенно занижены;
- Некоторые виды работ вообще не принимают к сведению, ссылаясь на их несущественность в процессе. Хотя это далеко не так, все работы должны быть учтены обязательно. Работники не в праве что-то исправлять или отбрасывать;
- Запчасти и расходный материал вычисляются по заниженной цене;
- Некоторые комплектующие вообще не берутся во внимание;
- Когда не ликвид с автомобилем, то его рабочие детали могут быть завышены в 2 раза в стоимости. Что будет основой для уменьшения итоговых выплат.
«Подводные камни» подобной ситуации
При подготовке к подаче искового заявления и написании досудебной претензии выяснилось, что эксперт, осматривавший мою машину, не учёл несколько повреждений. Конечно же, невозможно доказать, что сделал он это умышленно, все и всегда будут утверждать, что это произошло случайно. Кроме того, эксперт взял цены откуда-то с потолка, а не из реальных справочников (справочника РСА тогда ещё в природе не существовало). Точно также эксперт применил стоимость часа работ, несвойственного рынку ремонтных работ по моему автомобилю. Вот так и получилось, что страховая компания насчитала по ОСАГО мало.
При проведении своей независимой экспертизы я уведомил телеграммой страховщика о дате, времени и месте осмотра, так как совершенно ожидаемо знал, что в суде пойдёт спор о количестве деталей, повреждённых в результате ДТП. Я знал, как отбиваться в такой ситуации. В справке о ДТП для страховой компании был указан полный перечень повреждений, и он соответствовал тому перечню, который указал мой независимый эксперт.
Алгоритм действий при занижении компенсации
Получив деньги по договору о защите гражданской ответственности, не спешите транспортировать свое авто в ближайшее СТО для восстановления. Сначала внимательно пересчитайте выданную сумму средств и выясните, покроет ли она ваши затраты на ремонт. Если нет, то действовать придется по следующему алгоритму:
- Обратиться в СК с целью получения письменной сметы по составлению компенсационной выплаты;
- Провести повторную экспертизу автомобиля у независимого оценщика;
- Написать обращение в страховую контору с просьбой доплатить оставшуюся задолженность (к данному заявлению обязательно следует прикрепить заключение по вторичной диагностике транспортного средства).
Доказываем, что страховая выплатила вам мало денег через суд
Претензионное письмо не принимают в офисе страховщика, претензионные требования не были удовлетворены страховщиком, или вообще проигнорирована просьба, связанная с увеличением выплаты по ОСАГО или КАСКО.
Для того чтобы добиться в этом случае справедливости, надо обратиться в судебную инстанцию. Также стоит помнить, что судопроизводство очень сложно для обычного человека, поэтому стоит обратиться к специалисту, который обладает необходимым объемом знаний и практических навыков. А оплату услуг представителя взыскиваем через суд со страховой компании.
При подготовке документации для подачи в суд надо помнить, что стоит провести расчет суммы исковых требований, которые вы хотите предъявить к страховщику.
Учтите! В сумму иска обычно входит:
- недоплаченное страховое возмещение, которое подтверждается независимой экспертизой,
- УТС автомобиля. Эта сумма рассчитывается специалистом, если автомобиль моложе 5 лет,
- затраты на проведение повторной экспертной оценки,
- затраты, которые несет потерпевший в связи с урегулированием конфликтной ситуации,
- расходы на представительство в суде, если это имеет место быть,
- возмещение морального вреда, который причинила вам страховая компания своими действиями.
Обратите внимание, что возмещение морального вреда назначается только решением суда. Суд может уменьшать сумму, которую вы заявили в исковом заявлении. Причем моральный вред может взыскать только то физическое лицо, которое заключило договор о страховании в отношении личного транспортного средства, которое не является коммерческим.
Причем в части прошения иска потерпевший указывает требование об оплате штрафа в размере половины стоимости суммы, которая удовлетворена судом. Обратите внимание, что это требование не в сумме должно быть указано в заявлении, а в процентном соотношении, а именно – 50%.