СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий зависят от двух факторов. По-первых, от максимально возможного числа людей, которые могут эвакуироваться через такой выход. Во-вторых, от предельно допустимого расстояния от самого удаленного рабочего места до ближайшего эвакуационного выхода (п. 4.2.5 СП 1.13130.2020).

Сколько должно быть эвакуационных выходов

Если части здания разделены противопожарными преградами, то в каждой части должен быть самостоятельный выход. В составе многофункционального здания должны быть эвакуационные выходы с этажа. При этом в части здания Ф5, то есть в производственных помещениях и складах, должны быть обособленные эвакуационные выходы (п. 4.2.6 СП 1.13130.2020).

Чтобы определить, нужно ли в помещении два и более эвакуационных выхода, уточните, где оно находится: в подвальном (цокольном) этаже или на первом этаже и выше. Далее определите сколько человек одновременно находятся в помещении.

Подвальные или цокольные этажи

Если в подвальном помещении находится:

  • меньше 6 человек, то второй эвакуационный выход не нужен;
  • от 6 до 15 человек, то можно использовать в качестве второго выхода окно, дверь с размерами не менее 0,75 x 1,5 м или люк не менее 0,6 x 0,8 м. Если такой возможности нет, то нужен второй эвакуационный выход;
  • больше 15 человек , то оборудуйте два и более эвакуационных выхода.

Противопожарные требования к путям эвакуации

4.3.1 В зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями [1].

(Новая редакция. Изм. № 1)

4.3.2 В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;

Г2, РП2, Д2, Т2 — для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

В2, РП2, Д3, Т2 — для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.

4.3.3 В коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.

Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по [2], но не должна превышать 60 м.

При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:

на половину ширины дверного полотна — при одностороннем расположении дверей;

на ширину дверного полотна — при двустороннем расположении дверей; это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку.

4.3.4 Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:

0,7 м — для проходов к одиночным рабочим местам;

1,0 м — во всех остальных случаях.

В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.

При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами.

На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.3.5 При устройстве прохода к лестничным клеткам или наружным лестницам через плоские кровли (в том числе и неэксплуатируемые) или наружные открытые галереи несущие конструкции покрытий и галерей следует проектировать с пределом огнестойкости не менее R(EI) 30 и классом пожарной опасности КО. Проходы должны быть предусмотрены по участкам, выполненным из негорючих материалов. Ширина проходов должна быть увеличена вдвое по отношению к нормативной.

(Введен дополнительно. Изм. № 1)

4.4.1 Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но не менее:

а) 1,35 м — для зданий класса Ф1.1;

б) 1,2 м — для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел.;

в) 0,7 м — для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам;

г) 0,9 м — для всех остальных случаев.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.4.2 Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи — как правило, не менее 25 см, а высота ступени — не более 22 см.

Уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1.

Допускается уменьшать ширину проступи криволинейных парадных лестниц в узкой части до 22 см; ширину проступи лестниц, ведущих только к помещениям (кроме помещений класса Ф5 категорий А и Б) с общим числом рабочих мест не более 15 чел. — до 12 см.

Лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать у глухих (без световых проемов) частей стен класса пожарной опасности не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI(EI)30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой не менее 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от плоскости оконных проемов.

Лестницы 2-го типа должны соответствовать требованиям, установленным для маршей и площадок лестниц в лестничных клетках.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.4.3 Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша, а перед входами в лифты с распашными дверями — не менее суммы ширины марша и половины ширины двери лифта, но не менее 1,6 м.

Промежуточные площадки в прямом марше лестницы должны иметь длину не менее 1 м. Двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении не должны уменьшать требуемую ширину лестничных площадок и маршей.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.4.4 В лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.

В зданиях высотой до 28 м включительно в обычных лестничных клетках допускается предусматривать мусоропроводы и скрытую электропроводку для освещения помещений.

В объеме обычных лестничных клеток не допускается встраивать помещения любого назначения, кроме помещения охраны.

Под маршами первого, цокольного или подвального этажа допускается размещение узлов управления отоплением, водомерных узлов и электрических вводно-распределительных устройств.

Внутри незадымляемых лестничных клеток допускается предусматривать только приборы отопления, трубопроводы (стояки) (из негорючих материалов) систем водоснабжения, канализации, водяного отопления, размещенные во встроенных шкафах из негорючих материалов. Пустоты при пересечении трубопроводами строительных конструкций лестничных клеток должны быть заполнены негорючими материалами, не снижающими пожарно-технических характеристик конструкций.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.4.5 В объеме лестничных клеток, кроме незадымляемых, допускается размещать не более двух пассажирских лифтов, опускающихся не ниже первого этажа, с ограждающими конструкциями лифтовых шахт из негорючих материалов с ненормируемыми пределами огнестойкости.

Лифтовые шахты, размещаемые вне зданий, допускается ограждать конструкциями из негорючих материалов с ненормируемыми пределами огнестойкости.

Требования к путям, дверям и освещению

Требования к эвакуационным выходам и путям эвакуации определяет статья 89 Федерального закона №123. Кратко сформулируем основные моменты.

Задача эвакуационные пути и выходов — обеспечение быстрой и безопасной эвакуации из здания. При этом никакие средства пожаротушения не учитываются. Другими словами, эти пути строятся таким образом, чтобы люди могли безопасно выбраться без использования ручных огнетушителей и автоматических установок пожаротушения.

Число и расположение эвакуационных выходов закладывается на этапе проектирования здания. Максимально допустимое расстояние от наиболее удаленной точки до выхода зависит от класса пожароопасности и категории помещения. Также учитывается количество одновременно находящихся в здании людей.

Для маломобильных групп населения предусматриваются специальные лифты для транспортировки и безопасные зоны на лестничных клетках, в которых они могут спокойно дождаться прибытия спасателей.

Основные определения:

Эвакуация людей — вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара.

Эвакуационный выход — выход, ведущий в безопасную при пожаре зону.

Путь эвакуации — безопасный при эвакуации людей путь, ведущий к эвакуационному выходу.

Эвакуационные пути должны обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещениях зданий, через эвакуационные выходы.

Выход является эвакуационным, если ведет:

– из помещений первого этажа непосредственно наружу или через коридор, через вестибюль (фойе), через коридор и вестибюль (фойе), через лестничную клетку, через коридор и лестничную клетку;

– из помещений любого этажа (кроме первого) непосредственно в лестничную клетку или на наружную открытую лестницу, в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на наружную открытую лестницу;

Читайте также:  Как сдать электронный ж/д билет в кассе?

– в соседнее помещение на том же этаже, если в нем есть вышеуказанные выходы, а само помещение не является складским или производственным с технологическими процессами категории А или Б по пожарной и взрывной опасности.

Выходы не могут быть эвакуационными, если в их проемах установлены раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, ворота для железнодорожного подвижного состава, вращающиеся двери и турникеты.

Любое помещение в здании должно иметь, как правило, не менее двух эвакуационных выходов. Исключение из этого правила (то есть могут иметь только один эвакуационный выход) составляют лишь следующие помещения:

– помещения для одновременного пребывания 10 и менее человек в зданиях детских дошкольных учреждениях, домов для престарелых и инвалидов, больниц, спальных корпусов школ-интернатов и детских учреждений;

– помещения для одновременного пребывания 15 и менее человек в подвальных и цокольных этажах;

– складские или производственные помещения с технологическими процессами категории А или Б по пожарной и взрывной опасности при числе работающих в наиболее многочисленной смене 5 человек и менее, категории В при числе работающих в наиболее многочисленной смене 25 человек и менее или при их площади менее 1000 м2;

– помещения иного назначения при числе одновременно находящихся в них людей 50 и менее человек.

Число эвакуационных выходов с этажей зданий также должно быть не менее двух, если на них располагаются помещения, которые имеют не менее двух эвакуационных выходов. Некоторые здания, даже если на их этажах расположены помещения, которые могут иметь один эвакуационный выход, должны иметь тем не менее два (или более) эвакуационных выхода.

К таким зданиям относятся: здания детских дошкольных учреждений, домов для престарелых и инвалидов, больниц, спальных корпусов школ-интернатов и детских учреждений; здания школ, внешкольных и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений и учреждений повышения квалификации; здания вокзалов.

А также относятся здания гостиниц, общежитий; здания спальных корпусов санаториев, домов отдыха, кемпингов, мотелей и пансионатов; здания предприятий по обслуживанию населения, учреждений органов управления, проектно-конструкторских, информационных, редакционно-издательских, научно-исследовательских организаций, банков и офисов.

Жилые многоквартирные дома (в общем случае) могут иметь один эвакуационный выход. Но если общая площадь квартир на этаже (на этаже секции) составляет более 500 м2, то на каждом этаже такого дома должно быть не менее двух эвакуационных выходов.

Во всех случаях не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при их площади более 300 м2 или при одновременном пребывании на них более 15 человек.

Число эвакуационных выходов из здания должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа этого здания.

  1. Федеральной закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  2. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в редакции изм. №1;
  3. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»;
  4. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;
  5. ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля (с Изменением № 1);
  6. Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре» (утв. МЧС РФ 04.09.2007 № 1-4-60-10-19).

Запасные выходы, требования пожарной безопасности

Аварийные выходы различаются в зависимости от типа здания или транспортного средства. К неординарным методам эвакуации относят спасательные комплексы, веревочные лестницы, спусковые устройства. Запасные пути повышают шансы выбраться из горящего здания в случае, когда нет возможности воспользоваться путями эвакуации. Как правило, запасными выходами могут воспользоваться работники организации или жители дома, которые хорошо знают и ориентируются в планировке здания.

Требования к аварийным выходам по пожарной безопасности не такие жесткие, как к эвакуационным. Параметры проходов, коридоров, дверей могут быть существенно меньше. Аварийные пути учитываются на этапе проектирования, строительства сооружения. Нормы, правила, которые регулируют устройство выходов отражены в ФЗ №123-ФЗ, СНиП 21-01-97, СП 1.13130.2020, ГОСТ 31471-2011.

Разгрузка / погрузка через эвакуационный выход

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю:

1. Утвердить Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. N 642н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 ноября 2014 г., регистрационный N 34558).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.

Министр
А.О. КОТЯКОВ

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 октября 2020 г. N 753н

10. Прежде чем использовать в работе оборудование и инструмент, необходимо путем внешнего осмотра убедиться в их исправности, при работе с электрооборудованием — в наличии защитного заземления.

11. Для производства погрузочно-разгрузочных работ применяют съемные грузозахватные приспособления, соответствующие по грузоподъемности массе поднимаемого груза.

12. Не допускается применять неисправные грузоподъемные машины и механизмы, крюки, съемные грузозахватные приспособления, тележки, носилки, слеги, покаты, ломы, кирки, лопаты, багры (далее — оборудование и инструменты).

13. Не допускаются к эксплуатации съемные грузозахватные приспособления (стропы, кольца, петли) (далее — СГП), у которых:

1) отсутствует бирка (клеймо);

2) деформированы коуши;

3) имеются трещины на опрессовочных втулках;

4) имеются смещения каната в заплетке или втулках;

5) повреждены или отсутствуют оплетки или другие защитные элементы при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

6) крюки не имеют предохранительных замков;

7) имеются узлы, порезы, обрывы нитей стропов из синтетических лент на текстильной основе, повреждения лент от воздействия химических веществ;

8) имеются повреждения на канатных и цепных съемных грузозахватных приспособлениях.

СГП с дефектами, повреждениями и несоответствиями технической (эксплуатационной) документации (паспортным данным) организации-изготовителя не должны находиться на месте выполнения работ.

14. Погрузочно-разгрузочные работы с применением грузоподъемных кранов выполняются по технологическим регламентам (технологическим картам, проектам производства работ).

15. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемных кранов запрещается опускать груз на транспортное средство, а также поднимать груз при нахождении работников в кузове или кабине транспортного средства.

16. Выходы на рельсовые пути, галереи мостовых кранов, находящихся в работе, должны быть закрыты (оборудованы устройствами для запирания).

Допуск работников на рельсовые пути и проходные галереи действующих мостовых кранов должен осуществляться по наряду-допуску.

17. Движущиеся части конвейеров, находящиеся на высоте менее 2,5 м от уровня пола и к которым не исключен доступ обслуживающего персонала и лиц, работающих вблизи конвейеров, оборудуются ограждениями.

18. В зоне возможного нахождения работников ограждаются канаты, блоки и грузы натяжных устройств на высоту их перемещения, участок пола под ними, загрузочные и приемные устройства, а также нижние выступающие части конвейера, пересекающие проходы и проезды.

19. Перед началом работы конвейер пускают без груза на рабочем органе (вхолостую) с целью установления правильности движения ленты, ее состояния и отсутствия боковых смещений.

Работу конвейера начинают после предупреждения соответствующим сигналом находящихся вблизи людей.

20. Во время работы пневматического разгрузчика пылевидных материалов подходить к заборному устройству на расстояние ближе 1 м не разрешается. Свободное пространство вокруг осадительной камеры пневматического разгрузчика должно составлять не менее 0,8 м.

21. При повышении давления в смесительной камере разгрузчика всасывающе-нагнетательного действия более 0,14 МПа необходимо отключить электродвигатель привода шнека и перекрыть подачу сжатого воздуха в смесительную камеру.

22. При перемещении груза на тележке необходимо соблюдать следующие требования:

1) груз на платформе тележки должен размещаться равномерно и занимать устойчивое положение, исключающее его падение при передвижении;

2) борта тележки, оборудованной откидными бортами, находятся в закрытом состоянии;

3) скорость движения как груженой, так и порожней ручной тележки не должна превышать 5 км/ч;

4) прилагаемое работником усилие не должно превышать 15 кг;

25. При эксплуатации зданий и сооружений запрещается:

1) превышать предельные нагрузки на полы, перекрытия и площадки. На стенах, колоннах зданий и сооружений, предназначенных для складирования и размещения грузов, размещаются надписи о величине допускаемых на полы, перекрытия и площадки предельных нагрузок;

2) пробивать отверстия в перекрытиях, балках, колоннах и стенах без письменного разрешения лиц, ответственных за эксплуатацию, сохранность и ремонт зданий и сооружений.

26. При перемещении груза с помощью грузоподъемной машины масса груза не должна превышать паспортную грузоподъемность машины (у стреловых кранов — с учетом вылета стрелы, выносных опор, противовесов).

27. При производстве погрузочно-разгрузочных работ с помощью грузоподъемной машины, в случае отсутствия данных по массе и центру тяжести поднимаемого груза, подъем груза производится только при непосредственном руководстве лица, ответственного за безопасное производство работ.

28. При размещении транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках между транспортными средствами, стоящими друг за другом (в колонну), устанавливается расстояние не менее 1 м, а между транспортными средствами, стоящими в ряд (по фронту), — не менее 1,5 м.

Если транспортные средства размещаются для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом транспортного средства устанавливается интервал не менее 0,8 м.

Расстояние между транспортным средством и штабелем груза должно составлять не менее 1 м.

29. Грузоподъемные машины устанавливаются так, чтобы при подъеме груза исключалось наклонное положение грузовых канатов и обеспечивался зазор не менее 0,5 м над встречающимися на пути перемещения груза оборудованием, штабелями груза.

30. Погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи выполняются при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи.

Установка и работа кранов стрелового типа в охранной зоне линии электропередачи или на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи осуществляются только по наряду-допуску в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.

31. При установке крана, управляемого с пола, предусматривается свободный проход для управляющего им работника по всему маршруту движения крана.

Читайте также: 

32. Перед выполнением работ на постоянных площадках проводится подготовка рабочих мест к работе:

1) погрузочно-разгрузочная площадка, проходы и проезды освобождаются от посторонних предметов, ликвидируются ямы, рытвины, скользкие места посыпаются противоскользящими средствами (например, песком или мелким шлаком);

2) проверяется и обеспечивается исправное состояние подъемников, люков, трапов в складских помещениях, расположенных в подвалах и полуподвалах;

3) проводится осмотр рабочих мест;

4) обеспечивается безопасное для выполнения работ освещение рабочих мест.

О выявленных перед началом производства работ недостатках и неисправностях работник сообщает непосредственному руководителю работ.

Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

🔥 Эвакуационные выходы из складских помещений

4.1. Предельная норма переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:

  • для подростков мужского пола от 16 до 18 лет — 4 кг;
  • для женщин: при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) — 10 кг; постоянно в течение рабочей смены — 7 кг;
  • для мужчин старше 18 лет — 30 кг.

Груз массой более 30 кг должны поднимать не менее двух рабочих (мужчин).

4.2. Подъем грузов с укладкой в штабель высотой более 3 м вручную не допускается.

4.3. При одновременной переноске грузов расстояние между рабочими (или группами рабочих), несущими единицу груза (ящик, мешок и т. п.), должно быть не менее 2 м.

4.4. Переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние не более 80 м. Опрокидывать и опускать носилки следует по команде рабочего, идущего сзади. Переносить грузы на носилках по лестницам не допускается.

4.5. Переносить длинномерные материалы (бревна, трубы и т. д.) следует специальными захватами и приспособлениями. Переносить длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и т. п. не допускается.

4.6. Тяжелые штучные грузы, затаренное оборудование кантовать с помощью роликовых ломов и других приспособлений. Не допускается перекатывать и кантовать груз на себя.

4.7. При ручной переноске деталей тракторов и сельскохозяйственных машин, собранных в небольшие связки, необходимо сначала проверить прочность связки.

4.8. Переноску и погрузку антисептированных лесоматериалов допускается производить только в спецодежде (брезентовые куртки, брюки, рукавицы кожаные).

4.9. На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных грузов (бревен, балок длиной, превышающей 1/3 длины кузова автомобиля, тракторного прицепа и т. п.) необходимо выделять не менее двух человек, при этом они должны пользоваться канатами достаточной прочности.

4.10. Для переноски длинномерных грузов рабочим следует надевать наплечники. При этом рабочие должны находиться с одной стороны переносимого груза.

4.11. При перекатывании бочек, колес и т. п. рабочий должен следовать за грузом и контролировать скорость его перемещения.

5.1. Во избежание несчастного случая (придавливание ноги или руки к полу) и для обеспечения удобства последующей грузопереработки тяжелые предметы следует устанавливать на специальные подкладки.

5.2. Укладку грузов производить только на специально выделенных местах. Укладка грузов в проходах, проездах возле электроустановок, электропроводов, рубильников, пожарных щитов и токопроводящей арматуры не допускается. Расстояние от стены склада до штабеля должно быть в пределах 0,6-1,0 м.

5.3. После укладки груза с целью предупреждения его самопроизвольного перемещения необходимо установить специальные приспособления и устройства (боковые стойки, прокладки, подкладки, подпорки и т. д.).

5.4. На открытых площадках в зимнее время во избежание просадок и нарушения вертикального положения штабеля необходимо предварительно очистить площадку от мусора и снега.

5.5. Барабаны с кабелем, тросом и другие крупногабаритные предметы цилиндрической формы во избежание их раскатывания при укладке необходимо укреплять удерживающими приспособлениями (клиньями, рейками, досками и т. д.). При этом следует класть грузы только на плоские прокладки.

5.6. Детали машин и орудий с выступающими острыми рабочими органами укладывать в штабель или пакеты так, чтобы исключить возможность травмирования людей, соприкасающихся с ними во время работы.

Бороны следует укладывать в штабеля зубьями внутрь, лемехи плугов — лезвиями внутрь или в ящичные поддоны.

5.7. В случае хранения в штабелях острых органов сельскохозяйственных машин (пружинных зубьев культиваторов, подборщиков и т. п.) остерегаться обвалов штабелей во время их разборки.

5.8. При укладке в штабель длинномерных и тяжеловесных грузов, узлов сельскохозяйственных машин необходимо использовать деревянные прокладки или стеллажи — подставки.

5.9. Шины автомобилей и тракторов укладывать на полки стеллажей только в вертикальном положении.

5.10. При формировании штабеля в нижние ряды целесообразно укладывать более тяжелые грузы.

5.11. При формировании штабелей из ящиков необходимо оставлять между ящиками зазоры по вертикали не менее 0,5 м.

5.12. Пакеты из ящиков различных размеров можно укладывать в штабель только в тех случаях, если штабель получается устойчивым и ровным.

5.13. Штабелировать загруженные плоские поддоны допускается до высоты, при которой гарантируется сохранность тары нижних поддонов.

5.14. Перед укладкой товаров ячейки стеллажей должны быть очищены от грязи, остатков упаковки и консервации. Не допускается укладывать грузы на неисправные стеллажи и перегружать стеллажи.

5.15. Не рекомендуется укладывать на верхний ярус стеллажей стеклянные бутыли, стекла и крупногабаритные грузы.

5.16. Погрузку тракторов в транспортные средства следует производить специальными захватами, а тракторных прицепов — рамной траверсой.

5.17. Лесоматериалы следует укладывать в штабеля высотой не более 2 м на подштабельное основание толщиной не менее 35 см. Допускается высота штабелей более 2 м при условии, что ширина межштабельного интервала будет не менее высоты штабеля.

5.18. Укладку проката следует производить так, чтобы концы торцевых сторон штабелей, расположенных у проходов, были выложены ровно, независимо от длины укладываемых прутков, труб и т. д.

5.19. При укладке металла в закрытых складах между торцом штабеля и стенкой должен быть обеспечен проход шириной не менее 0,7 м.

5.20. Для безопасного перемещения транспортных и погрузочных средств при укладке штабелей необходимо располагать их таким образом, чтобы расстояние между штабелями превышало ширину транспортных средств (погрузчиков, тележек и т. д.) не менее чем на 0,8 м, а при необходимости обеспечения встречного движения — двойную ширину транспортного средства плюс 1,2 м.

5.21. При укладке штабеля пиломатериалов необходимо выполнять следующие требования безопасности:

  • отходить на 3 м от поднимаемого пакета в сторону, противоположную его движению;
  • направлять пакет крючком с рукояткой длиной не менее 1 м;
  • снимать грузозахватные приспособления только после опускания их на штабель;
  • стропы из-под пакета вытаскивать вручную.

5.22. Не допускается становиться на край штабеля или на концы межпакетных прокладок, пользоваться краном для подъема на штабель или спуска с него.

5.23. Не допускается укладывать штабеля пиломатериалов под электрическими проводами. Расстояние от зданий до штабелей крупного леса и пиломатериалов должно быть не менее соответственно 15 и 30 м.

5.24. Необходимо прекратить укладку и разборку штабелей при сильном ветре (6 баллов), ливневом дожде, снегопаде и густом тумане (видимость не менее 50 м).

5.25. Покосившиеся штабеля разрешается разбирать только в дневное время, в соответствии с предварительно разработанным способом ведения работ под руководством лица, ответственного за погрузочно-разгрузочные работы.

5.26. Не допускается проведение работ на двух смежных штабелях одновременно.

5.27. Не допускается загружать и отправлять потребителю материалы в нестандартной или неисправной таре.

5.28. При затаривании груза для отправки на дальние расстояния с перегрузками на различные виды транспорта, а также груза, масса которого превышает 20 кг, деревянные ящики с грузом необходимо укреплять путем ��бтяжки по торцам стальной лентой или проволокой.

5.29. Перед загрузкой контейнера необходимо проверить его исправность.

6.1. Дощатые ящики и другую тару допускается вскрывать только с помощью предназначенных для этой цели инструментов (гвоздодеров, клещей и др.).

6.2. Концы металлической обивки после вскрытия ящиков необходимо загибать вниз.

6.3. Доски от разобранных деревянных ящиков и других видов упаковки должны быть освобождены от металлических пластинок, проволоки и гвоздей.

6.4. Деревянные бочки следует вскрывать путем снятия упорного (верхнего) обруча и последующего освобождения остова от шейного (второго) обруча с одной стороны бочки. При снятии обручей необходимо пользоваться специальной набойкой и молотком. Слегка ударяя молотком по клепкам (вверх), нужно освободить дно и вынуть его с помощью стального клепа. Не допускается извлекать дно бочки ударами молотка или топора.

6.5. При вскрытии металлических бочек, имеющих пробки, применять специальный гаечный ключ. Отвинчивать пробу ударами молотка не следует. Пустые и заполненные бочки нельзя бросать и ударять одну о другую.

6.6. Захламлять территорию склада пустой тарой запрещается. Эту тару необходимо отправлять на хранение на специально отведенные для этой цели площадки.

6.7. Загрязненные поддоны следует мыть в специально оборудованных местах.

6.8. Загрузка ящичных поддонов должна быть произведена так, чтобы детали находились ниже верхней кромки поддона на 5-10 см.

6.9. При формировании пакетов с грузом на плоских поддонах необходимо соблюдать следующие условия:

  • с целью обеспечения устойчивости пакета вес груза должен распределяться симметрично относительно продольной и поперечной осей поддона;
  • верхняя плоскость пакета должна быть ровной;
  • груз на поддоне не должен выступать за его края более чем на 50 мм;
  • вес пакета не должен превышать грузоподъемность погрузочно-разгрузочного механизма;
  • груз допускается укладывать в пакет только в исправной таре.

Если обнаружите не соответствие с новыми требованиями, нужно провести мероприятия по устранению несоответствий. Для этого нужно выделить работников, либо нанять подрядную организацию. Поэтому составьте служебную записку на имя директора, чтобы он дал необходимые указания.

В служебной записке укажите несоответствия, которые обнаружили и мероприятия, которые нужно провести, что избежать претензий пожарной инспекции.

1.1. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ допускаются работники, не имеющие противопоказаний по полу и возрасту, прошедшие перед допуском к самостоятельной работе:

— обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования);

— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

1.2. Работники, выполняющие погрузочно-разгрузочные работы, обязаны:

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— выполнять только ту работу, которую поручили;

— соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;

— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

— уметь оказывать пострадавшим первую помощь;

— применять в процессе своей работы оборудование, инструменты и средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями завода-изготовителя;

— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других;

содержать рабочее место, в том числе и проходы к рабочим местам в чистоте и порядке, при обнаружении захламления рабочей зоны – необходимо обеспечить ее уборку.

Читайте также:  Пособия на ребенка в Астрахани в 2023 году

1.3. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещения грузов на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

— движущихся машин, промышленного транспорта, перемещаемых грузов;

— падающих предметов (перемещаемого груза);

— недостаточной освещенности рабочей зоны;

— повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;

— неблагоприятных климатических условий на открытых площадках (дождь, снег, туман, ветер);

— расположения рабочих мест на высоте относительно поверхности рабочих площадок и водной поверхности;

— физических перегрузок.

1.4. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий работники обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам в зависимости от профессии или вида выполняемых работ.

1.5. При нахождении на территории стройплощадки работники должны носить защитные каски. Для защиты органов дыхания и глаз от пыли следует применять респираторы и защитные очки.

1.6. Допуск посторонних лиц, а также работников находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения запрещается.

1.7. Прием пищи проводится в специально отведенных помещениях, на рабочем месте принимать пищу запрещено.

1.8. Курение разрешается только в местах, специально для курения, обозначенные знаком «Место курения».

1.9. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

1.10. Лица, не выполняющие настоящую Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Что такое эвакуационный выход?

К эвакуационным может относиться большое наименование путей на улицу или в безопасное место. Рассмотрим их по группам.

Эвакуационные пути — ведущие из пространства первого этажа на улицу:

  • Непосредственно (наружу).
  • Через фойе или вестибюль.
  • Через коридор.
  • Через лестничную площадку.
  • Через фойе, вестибюль и коридор.
  • Через лестничную клетку и коридор.

Эвакуационные пути — ведущие с иных (кроме первого) этажей наружу:

  • Непосредственно на лестничную клетку. Вариант — на лестницу третьего типа.
  • В коридор, который соединяется с лестничной клеткой (или лестницей третьего типа).
  • В фойе или холл, откуда можно прямо попасть на лестницу третьего типа или на лестничную клетку.

Что такое эвакуационный выход еще? Это путь, что ведет в соседнее помещение (кроме зданий типа Ф5 категорий «а» и «б» — технических сооружений) на том же этаже, которое имеет свой эвакуационный выход с первого и иных этажей.

Что касается подвального и цокольного уровней, то пути из них признаются эвакуационными, если они обособлены от общих лестничных клеток.

Расположение путей спасения

А как же должны быть расположены выходы, отмеченные эвакуационными знаками по СНиПу? Если их более двух, то предполагается правильно рассредоточенная их планировка. Исключением тут будут только пути на незадымляемые лестничные клетки.

Определять рассредоточенность выходов следует по формулам:

  • Пути из помещения: L = 1,5 P /(n-1).
  • Пути из коридора: L = 0,33 D /(n-1).

Вместо латинских букв, на реальном примере будут такие значения:

  • L — расстояние между эвакуационными выходами.
  • Р — периметр помещения.
  • n — число эвакуационных путей.
  • D — длина коридорного пространства.

Надо помнить и о том, что если эвакуационных выходов в помещении более двух, каждый из них (кроме одного) должен позволить беспрепятственно спастись максимальному числу людей, находящихся в здании.

Если сказать проще, то по-другому его можно назвать дорогой жизни. И это действительно так, ведь, двигаясь по этим путям самостоятельно, при помощи членов семьи, друзей или сослуживцев, многие люди смогли спастись от удушливого и ядовитого дыма, исходящего от пожара, высокой температуры или пламени.

Основные требования пожарной безопасности к путям эвакуации описаны в статье 89 ФЗ № 123 от 2008 года:

  • Пути в любых зданиях и выходы из них должны помочь быстро и безопасно вывести людей наружу в случае пожара.
  • Во время проектирования в учет не берутся смонтированные и используемые установки стационарного устранения пожара, первичные средства, какими бы современными они ни были.

К эвакуационным относят выходы, которые ведут на улицу или территорию предприятия непосредственно с первого этажа здания:

  • напрямую или следуя по коридору;
  • через вестибюль или холл;
  • опускаясь по лестнице;
  • следуя по коридору, минуя холл;
  • через рекреацию.

Из комнат любого уровня, расположенного над землей, за исключением первого этажа:

  • сразу на лестницу внутри строения, которая по проекту считается эвакуационной или на пожарную, расположенную снаружи строения с площадки;
  • проход на пожарную лестницу, минуя коридор;
  • через холл, который имеет выход на лестничный пролет;
  • на эксплуатируемую крышу, которая ведет на лестницу.

Важно запомнить, что установленные двери в перегородках зданий, а также в обычном исполнении для выезда транспорта не считаются препятствием на пути эвакуации.

План, помогающий самостоятельной эвакуации людей

Во время организации противопожарной безопасности важно знать не только количество эвакуационных выходов из торгового зала или производственного помещения, но и о том, как правильно составить план, помогающий вывести людей в безопасное место.

План эвакуации это заранее разработанная схема конкретного здания, в которой указаны все пути и выходы, предназначенные для эвакуации людей. Во время составления во внимания берутся установленные правила поведения людей, порядок и последовательность действий, когда люди находятся в опасной для их жизни ситуации.

План эвакуации нужен для того, чтобы:

  • четко определить эвакуационные пути, выходы, которые обеспечивают безопасность организованного самостоятельного передвижения людей в направлении выхода из помещений во время чрезвычайной ситуации;
  • узнать о том, где именно располагается пожарное оборудование и средства, предназначенные для оповещения о пожаре и другой, опасной для жизни человека ситуации;напомнить каждому работнику данного предприятия или офиса о том, как он должен действовать, если заметил пожар в здании.

Сколько должно быть эвакуационных выходов

Любому собственнику офисного или торгового здания следует точно знать, какое количество оборудованных выходов для эвакуации людей в случае ЧС требуется оборудовать. Для этого имеются подробные данные, как правильно провести расчет количества эвакуационных выходов из здания, исходя из его конструкции и количества людей.

Число путей эвакуации и пожарных выходов зависит от следующих параметров:

  • какое предполагаемое наибольшее число людей будет через них эвакуироваться – важно объективно оценить данный показатель, не преуменьшать его, чтобы в критической ситуации не возникло давки и была возможность провести процесс эвакуации максимально быстро;
  • наибольшее расстояние от самого удаленного места нахождения человека до выхода для эвакуации.

Есть и несколько базовых требований, которые придется учитывать при расчете путей эвакуации:

  • Если в здании имеется одно обширное помещение, в котором по стандартам должно быть больше двух путей спасения, столько же вариантов эвакуации должно быть и у всего здания.
  • Количество пожарных выходов из здания не может быть меньше числа таких выходов с каждого этажа.
  • Когда здание имеет высоту не больше 15 метров, то можно обустраивать выход для эвакуации один на этаж. Или же с определенной его части, которая имеет в конструкции противопожарные преграды.

Оптимальное число выходов для эвакуации из здания с каждого отдельного уровня, этажа и отдельного помещения, комнаты нужно организовывать ориентируясь СНиП 2.01.02 85, но в любом случае больше двух. Существует несколько исключений из данного правила, когда вполне можно грамотно организовать только один пожарный выход или использовать в качестве второго выхода любое другое приспособление, например, имеющуюся внешнюю пожарную лестницу. Но в таком случае важно, чтобы второй путь также был доступен и, например, на эту лестницу была возможность подняться и с нее попасть в безопасную зону. Не разрешается организовывать пожарные выходы через помещения категории А и Б, а также через цеха по производству, которые отличаются повышенным уровнем огнеупорности.

Подсчет времени, которое необходимо для эвакуации людей из горящего здания

Время продолжительности эвакуации определяется в зависимости от длины путей эвакуации и пропускной способности дверей на выходе. В любом случае важно учитывать время начала процесса эвакуации, поскольку чаще всего после получения оповещения люди пытаются собрать вещи, оказать кому-то помощь, иногда бороться с огнем. Продолжительность этапа подготовки зависит сразу от многих факторов:

  • состояние человека на момент пожара, наличие стресса, усталости, состояние алкогольного опьянения, здоровье;
  • работа системы оповещения;
  • действие сотрудников учреждения, где начался пожар;
  • прохождение противопожарного тренинга;
  • наличие в здании родственников и близких;
  • тип самого здания.

Расчетное время спасения людей из горящего здания – это сумма всего времени движения потока людей по различным участкам эвакуации. Начальным участком данного пути в документах всегда при расчете берутся проходы между рабочими местами, а затем уже коридор, дверной проем, лестничный марш, тамбур.

Прокладка эвакуационных выходов

Закон и правила противопожарной безопасности предусматривают требования. В соответствии с пожарными требованиями должен быть расчет минимальной эвакуационной траектории до безопасной зоны. Для первого этажа учитываются те, которые сразу ведут наружу или через другие безопасные отсеки: коридоры, холлы, вестибюли, фойе, лестничные клетки и другие.

Если помещение расположено выше, путь прокладывается по коридору на внутреннюю лестничную клетку, спуску по пожарной лестнице на первый этаж или подъему на крышу.

Допускается построить эвакуационный план через смежные помещения, цеха, и иные места, если они отвечают требованиям пожарной безопасности и имеют прямой выход наружу.

В любом случае всегда должна выбираться минимальная по длине траектория.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *