Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Хищение государственных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хищение средств из бюджета чаще всего происходит в крупном или особо крупном размере. В большинстве случаев преступником выступает высокопоставленное лицо, которое отвечает за управление государственными финансами. Преступление происходит за счет увеличения фактической стоимости определенного типа расходов, необходимых для реализации муниципальных или государственных программ.
Какая ответственность предусмотрена
Наказание преступника по статье УК РФ будет определяться в зависимости от того, как квалифицируют правонарушение. Как уже говорилось, могут приписать различные статьи. Человека могут осудить по ст. 160 УК РФ. В этом случае ответственность наступит за хищение средств из бюджета.
Если осудят по третьей части данной статьи, тогда может быть назначено следующее наказание:
- Штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей.
- Лишение права выступать в определенной должности, а также заниматься конкретной деятельностью. Ограничение может продолжаться до пяти лет.
- Принудительные работы на срок до пяти лет. Их могут назначить, дополнительно ограничив свободу преступника.
- Тюремное заключение на период до шести лет. При этом человека могут дополнительно оштрафовать и ограничить свободу на срок до полутора лет.
Если осудят по ч. 4 ст. 160 УК РФ, тогда меры будет более серьезные. Лишают свободы на срок до десяти лет. Штраф может доходить до одного миллиона рублей. Также могут ограничить свободу на период до двух лет.
Бывает и такое, что человек проходит по статье о мошенничестве (159). В этом случае, опять же, определяются обстоятельства преступления. Наихудшим наказанием может стать тюремное заключение на срок до 10 лет. Произойдет оно в том случае, если человек совершил хищение в особо крупном размере.
Хищение – это изъятие чужого имущества незаконным способом при наличии преступного умысла. Кража является частным случаем хищения. Данное преступление подразумевает скрытность преступления, т. е. тайное совершение. Имущество, которое тайно похищается преступником, может быть любой формы собственности – от частной до государственной.
Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации
10:34 14/06/2018 Взяткодатель не вернёт деньги, переданные для подкупа, рассчитывать на получение средств обратно может только участник оперативного или следственного эксперимента, конфисковать орудие преступления можно в рамках любой статьи УК РФ, а апелляция имеет право ухудшить положение обвиняемого в ситуации с конфискацией его имущества — Верховный суд (ВС) РФ в четверг принял постановление пленума об особенностях изъятия ценностей, денежных средств и имущества фигурантов уголовных дел.
После доработки документа из проекта исчезло положение о возможности конфискации зарубежного имущества обвиняемых, в остальном существенных изменений по ключевым вопросам не произошло.
Деньги на взятку не вернут
Взяткодателю не вернут деньги, переданные для подкупа, а контрабандисты не смогут получить назад незаконно вывезенное имущество.
«Разъяснить судам, что имущество подлежит конфискации и не может быть возвращено лицу, являющемуся его владельцем, если это лицо участвовало в совершении преступления (например, владельцу предметов контрабанды, участвовавшему в их незаконном перемещении).
С какого момента преступление считается законченным?
Законченным преступление будет, когда чужие ценности будут изъяты преступником и он получит возможность распоряжаться похищенными ценностями в своих целях. Тот факт, что виновное лицо распоряжается чужой похищенной собственностью в своих целях или нет, не имеет значения. Главное, чтобы злоумышленник имел возможность (!).
Если же преступнику не удалось закончить преступление по независящим от него причинам (например, он был пойман в момент совершения преступления, не смог осуществить вывод денежных средств с чужого банковского счета по техническим причинам), то такое правонарушение признается покушением на совершение кражи.
Срок давности по присвоению бюджетных средств
Гражданско-правовые категории в публичном праве // Журнал российского права. 2011. N 9. С. 19 — 28. Срок давности за нецелевое использование бюджетных средств в 2022? Ровинский Е. А.
Основные вопросы теории советского финансового права.
В большинстве случаев, бюджетные средства похищаются посредством нецелевых или неправомерных расходов, а также при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, когда бюджетные средства выделяются для реализации федеральных и региональных целевых программ. При этом бюджету причиняется ущерб в крупном и особо крупном размере, который исчисляется миллионами рублей.
При этом бюджету причиняется ущерб в крупном и особо крупном размере, который исчисляется миллионами рублей.
Растрата бюджетных средств ук рф д. Второй — бездействие (например, когда лицо, которому было вверено имущество, заявляет законному собственнику, что оно сгорело в пожаре). За хищение бюджетных денежных средств осужден директор педагогического училища г. Тулы Забиняк Н. Б. Используя свое служебное положение, он присвоил вверенные ему денежные средства в сумме 9 823 507 рублей, выделенные в качестве субсидий из бюджета Тульской области на оплату труда сотрудников колледжа, причинив Министерству образования Тульской области ущерб в особо крупном размере.
В данной статье мы ответим на следующие вопросы: как срок исковой давности зависит от тяжести преступления? какой закон его регламентирует?
Статья 160 УК РФ — присвоение или растрата В данной статье рассматриваются отличия присвоения от растраты, квалификация противоправных действий и уголовная ответственность за их совершение.
Что считается экономическим преступлением и какое наказание за него? Составляя общую картину экономического правонарушения, правоохранительные органы определяют его объективные и субъективные стороны.
Объектами финансового преступления выступают следующие положения, которые характеризуют тип финансовой деятельности, тяжесть и масштабы последствий преступного деяния: Действия физических или юридических лиц, компаний (махинации при получении кредитов – ст. 176 УК РФ; заключение сделок с помощью физического или психологичного давления – ст. какой срок давности предусмотрен за кражу?
Срок давности по экономическим преступлениям
Вторая особенность касается высшей меры, а также пожизненного лишения свободы. Судебное решение о невозможности применения определенного наказания в связи с истечением сроков давности облегчает участь подсудимого.
- Объем причиненного ущерба: незначительный, значительный, особо крупный. Предъявленная категория вины определяет степень наказания.
- Сфера нарушения: кража, коммерческая деятельность, налоговое жульничество, злоупотребление служебными полномочиями.
Экономические преступления чаще всего совершают бизнесмены и чиновники
- государственной казне — неуплата налогов, присвоение бюджетных средств;
- физическим лицам — похищение сбережений через финансовые пирамиды;
- юридическим лицам — присвоение денежных ресурсов предприятия посредством банкротства.
Обратите внимание! «Забывчивому налогоплательщику придется заплатить не только основную сумму, но и штраф. Подобный вид мошенничества также попадает под исковую давность.
«в ук нет прямой нормы, предусматривающей наказание за хищение бюджетных средств»
В Госдуме предложили ввести пожизненные сроки за коррупцию. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс подготовили депутаты нижней палаты от ЛДПР Антон Ищенко и Иван Сухарев. Господин Ищенко пояснил суть инициативы ведущему «Коммерсантъ FM» Максиму Митченкову.
Согласно инициативе парламентариев, в УК должны появиться две новые статьи. Первая будет предполагать наказание за «хищение бюджетных средств», вторая — за «хищение средств государственных внебюджетных фондов.
Уголовные сроки будут зависеть от размера ущерба. Так, присвоение денег из бюджета на сумму до 10 млн руб. обернется лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. За кражу более 10 млн максимальный срок составит 12 лет, а хищение более 50 млн руб.
из бюджета может закончиться пожизненным заключением.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей инициативе, какие наказания, какие сроки за какие хищения?
— Все сроки вы уже озвучили. Мы вносим изменения в Уголовный кодекс и добавляем еще две статьи, которые предусматривают как раз наказание за хищение бюджетных средств и средств небюджетных фондов.
Просто, как выяснилось, в самом Уголовном кодексе нет прямой нормы, которая предусматривала бы наказание за хищение средств, связанных с бюджетной сферой.
Есть целая глава преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Но в этой главе есть ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, а прямого указания на хищение средств, этой статьи просто не было в Уголовном кодексе.
И за все такие преступления были наказания, предусмотренные 159-й статьей «Мошенничество».
Формулировки в этой статье настолько расплывчатые, что зачастую коррупционерам и тем, кто участвовал в хищениях бюджетных средств, удавалось фактически выходить из воды сухими.
Потому что наказание предусматривается по самой тяжелой статье до десяти лет лишения со штрафом или без штрафа, с ограничением свободы или без ограничения.
Настолько не прописано четко наказание по этой статье, что суд мог вынести просто решение о взыскании штрафа, при этом отпустить виновного в хищении на десятки миллионов рублей.
— А в вашем законопроекте все четко, все строго прописано?
— Как раз мы и предлагаем уйти от нечетких формулировок, и прописываем, что есть минимальный срок для наказания – пять лет, и, если сумма хищений не превышает 10 млн руб., то максимальной срок в этом случае десять лет.
Мы даем четкую вилку: от пяти лет до десяти лет, от семи лет до 12 лет, и от 10 лет до пожизненного, при этом прописываем размер хищения. Это соответственно до 10 млн рублей, от 10 млн руб. до 50 млн руб. и свыше 50 млн руб.
, крупные и особо крупные.
Предлагаем ознакомиться Ст. 190 УИК РФ с Комментарием 2021: последние изменения и поправки, судебная практика
— А вы не считаете, что слишком жесткое наказание — вплоть до пожизненного заключения?
— Я не считаю, что это слишком жесткое наказание.
Для любого чиновника, для государственного служащего или муниципального служащего должно быть четкое табу: ни в коем случае нельзя делать какие-то действия, направленные против бюджета Российской Федерации, бюджета субъекта или муниципалитета, потому что это средства, которые принадлежат народу, это средства налогоплательщиков. То есть средства каждого из нас с вами. Это должен быть отдельный состав, именно поэтому мы предусматриваем такие жесткие меры наказания.
Еще наше предложение связано с тем, что за последние несколько лет целая череда таких скандалов стала известная общественности. Это касается и дела Министерства обороны, где госпожа Васильева уже несколько лет находится под домашним арестом и никак не получит наказание.
Это касается, например, хищения средств Росреестра, несколько миллиардов рублей было вывезено через офшорные компании руководством Росреестра.
И статья возбуждена по составу «Халатность», причем еще есть и прямой ущерб государственным интересам Российской Федерации, поскольку государственная тайна стала известна абсолютно не тем людям, которые должны были ею располагать. И руководство Росреестра уехало за границу вместе с этими государственными секретами.
— Сейчас на какой стадии ваш законопроект, вы уже внесли его на рассмотрение?
— Мы вносим концепцию законопроекта на общественное обсуждение, хотим две-три недели дать всем заинтересованным лицам и организациям высказать свое мнение и предложить что-то, и после окончания общественного обсуждения будем вносить его в Государственную думу. Концепция разработана, она уже опубликована в СМИ.
Как квалифицировать снятие денег с найденной банковской карты через банкомат
В пояснительной записке к проекту закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств)» говорится об опасности использовании удаленного доступа к банковскому счету при помощи технических средств. При этом оставаться анонимным и совершать преступление из любой точки мира, имея лишь доступ к сети «Интернет».
С учетом этого воля законодателя была направлена не на привлечение к ответственности за снятие наличных денег с найденной банковской карты, а за незаконный перевод безналичных средств путем использования удаленного доступа к банковскому счету при помощи технических средств. Поэтому снятие денег через банкомат, оплату товаров либо перевод денежных средств на другой счет, используя карту, нельзя квалифицировать по части 3 статьи 158 УК РФ.
Меры ответственности за хищение госимущества
Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража» .
Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.
Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:
Статья УК РФ | Состав и квалификация преступления | Меры наказания |
---|---|---|
158.1 | тайное хищение |
|
158.2 | то же деяние в группе лиц по предварит. сговору или при незаконном проникновении в помещение |
|
158.3 | тайное хищение в крупном размере |
|
158.4 | тайное хищение в организованной группе или в особо крупном размере | лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей или доходом за 5 лет и возможным огранич. свободы до 2 лет |
159.3 | хищение имущества с использованием служебного положения |
|
159.4 | то же деяние в организованной группе или в особо крупном размере | лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей и возможным огранич. свободы до 2 лет |
Квалификация преступления по п. г, ч.3 ст. 158 УК РФ
Часто применяется передача руководителями организаций средств коммерческим организациям, которые возглавляют их родственники.Спортивное стремление получить максимальную выгоду из сделки – вполне понятное желание любого предпринимателя. Бизнес не обязан заботиться о выгоде второго участника сделки – государства.
Потому как преступления, осуществленные по предварительному сговору, наказываются строже. И в этом случае пострадают все участники.
Российская Федерация – государство довольно-таки большое, поэтому полностью контролировать поток расходов и доходов в нем практически невозможно.
Контролировать расхитителей, являющихся обычными гражданами – несколько проще. Иное дело обстоит с государственными служащими. Они, в качестве прикрытия своего преступления, используют подложные документальные акты, проверить достоверность которых в некоторых ситуациях не представляется возможным.
Отличие присвоения от растраты
Можно выделить некоторые критерии, позволяющие отделить эти два на первый взгляд схожие понятия. Для присвоения свойственно незаконное владение имуществом государства, а при растрате – происходит обращение вверенного имущества в личное использование. Во втором случае есть несколько вариантов преступного поведения, как например отчуждение, расход, потребление и т.д.
Во многом все будет зависеть от умысла преступника. Это говорит о том, что похититель не желает в последующем возвращать госимущество обратно. Для окончания преступного деяния обязательно наличие имущества у виновного. То есть, у него имеется возможность полностью распорядиться им или реализовать его с получением выгоды.
Чтобы осуществить правильно квалификацию по ст.160, следует установить действительные отношения между подозреваемым и государственным предприятием. К тому же они должны быть закреплены на бумаге. И данные отношения установлены на доверии участников.
Существует и иной признак для правильного соотношения действий и последствий по УК – сумма ущерба. Минимум должен устанавливаться в пределах 2,5 тыс. руб. Это следует документально оформить и поместить в материалы дела, что будет подтверждать факт причинения вреда.
Если у вас возникли вопросы, воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по телефону.
Хищение бюджетных средств как преступление
Ущерб в результате хищения бюджетных средств является крупным или же особо крупным. Благодаря тому, что преступник запрашивает на необходимые государству услуги умышленно завышенные суммы, ущерб может составлять миллиарды рублей. Подобные суммы наносят серьезный удар по бюджету, а так же препятствуют развитию огромного количества федеральных или региональных целевых программ.
Данное преступление можно отнести к двум статьям Уголовного Кодекса, ведь всё напрямую зависит от обстоятельств произошедшего. В большинстве случаев само преступление представляет собой хищение средств с помощью увеличения фактической стоимости определенного вида расходов, которые должны быть произведены для государственных или муниципальных нужд.
Хищение бюджетных средств может проходить по ст. 160 УК РФ (части 3 и 4) как присвоение или растрата, когда виновный использует свое должностное положение, а так же ущерб является особо крупным.Так же преступное присвоение бюджетных средств может являться и мошенничеством, то есть проходить по ст. 159 УК РФ.
Так как хищение бюджетных средств подразумевает не только незаконное использование собственной должности, а так же должностных обязанностей, но еще и ущерб в крупном и особо крупном размере, то и меры наказания достаточно жесткие.
Если преступление попадает под ч. 3 ст. 160 УК РФ, тонаказанием могут являться:
- Штраф от 100 до 500 тысяч рублей. Так же он может быть в размере дохода или заработной платы виновного за срок от года до трёх лет;
- Лишение права занимать определенные должности, а так же заниматься определенноё деятельностью. Назначается данное ограничениена срок до пяти лет;
- Принудительные работы с ограничением свободы на срок до пяти лет. Так же работы могут быть назначены дополнительно с ограничением свободы виновного;
- Лишение свободы на срок до шести лет. Данное наказание может быть применено вместе со штрафом в размере одной заработной платы или дохода виновного за месяц. Помимо штрафа может быть так же назначено дополнительное ограничение свободы на срок до полутора года.
Если преступление попадает под ч. 4 ст. 160 УК РФ, то меры наказания ужесточаются и являют собой:
- Лишение свободы на срок до десяти лет. Так же со штрафом, размер которого может доходить до одного миллиона рублей или же составлять сумму дохода (заработной платы) виновного за срок до двух лет. Так же может быть назначено и ограничение свободына срок до двух лет.
Что является хищением бюджетных средств
Хищение средств из бюджета чаще всего происходит в крупном или особо крупном размере. В большинстве случаев преступником выступает высокопоставленное лицо, которое отвечает за управление государственными финансами. Преступление происходит за счет увеличения фактической стоимости определенного типа расходов, необходимых для реализации муниципальных или государственных программ.
Допустим, человек намеренно завышает цену ремонта, чтобы часть средств забрать себе. Подобное преступление может совершаться как одним человеком, так и группой лиц. Учитывая тот факт, что нанесенный ущерб из-за неправомерных действий может достигать миллиардов рублей, бюджет серьезно страдает. Из-за этого хуже реализуются региональные и федеральные целевые программы.
Казнокрадство может назначаться по двум статьям: 160 УК РФ (присвоение и растрата) или же статья 159 УК РФ (мошенничество). В большинстве случаев преступление имеет коррупционную составляющую. Чтобы распорядиться бюджетными средствами, необходимо обладать особыми должностными полномочиями.
Отличие кражи от присвоения и растраты
Преступления, касающиеся присвоения чужой собственности, являются смежными по составу, но имеют существенные отличия. Так, присвоение и растрата – это хищение собственности, вверенной виновному, а кража и мошенничество – это тайное или мошенническое присвоение чужого имущества, находящегося вне ведения преступного элемента. Более подробно про присвоение и растрату (ст. 160 УК РФ ) можно прочитать в другой статье нашего портала. Далее будут рассмотрены преступления, касающиеся хищения в форме кражи и мошенничества (ст. 158 и 159 УК ).
Объективная сторона преступного деяния:
Способ совершения преступления:
- кража – тайное хищения имущества;
- мошенничество:
- получение имущества (или права на него) посредством обмана,
- получение имущества (или права на него) при помощи злоупотребления доверием.
Субъективная сторона преступления: и кража и мошенничество предполагают наличие прямого умысла, т. е. виновный знает, что совершает хищение преступным путем, предвидит ущерб, наносимый потерпевшему, и желает совершить хищение.
Субъект преступления: дееспособный гражданин, достигший 16 лет.
Рассмотренные преступления одинаково часто встречаются как в сфере частной собственности, так и в государственной. Воровство в России среди чиновников приобрело беспрецедентные масштабы. Отличительными квалифицирующими признаками хищения госимущества и бюджетных средств являются:
- использование при совершении преступления служебного положения;
- крупные и особо крупные размеры хищения, т. е. свыше 3 и 12 миллионов рублей соответственно.
Имитация в особо крупном размере
«Единая Россия» снова выступает в образе несгибаемого борца с коррупцией. Фракция партии власти в Госдуме подготовила законопроект, который вводит новый состав преступления — хищение бюджетных средств, а также понятия «коррупционное правонарушение» и «коррупционное преступление». Об этом рассказала «Известиям» председатель комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая.
Согласно документу, за хищение бюджетных средств в особо крупном размере (свыше 6 млн рублей) организованной группой или при исполнении госконтракта по оборонзаказу, последует наказание от 7 до 15 лет лишения свободы со штрафом от 3 до 5 млн рублей. Виновный будет лишен права занимать определенные должности до 12 лет.
«Коррупционное преступление», согласно документу, расценивается как общественно опасное виновное деяние, сопряженное с незаконным использованием физлицом своего должностного положения в целях получения выгоды для себя или третьих лиц, либо незаконным предоставлением такой выгоды другими физлицам.
Кроме того, законопроект вводит дополнительный контроль за расходами чиновников, которые подозреваются или обвиняются в коррупции. Одновременно с возбуждением уголовного дела их расходы и доходы проверят на соответствие.
«Наша инициатива направлена на то, чтобы привлекать к ответственности всех, кто производит изъятие средств из бюджета, и чтобы не было шанса прикрыться псевдопредпринимательской деятельностью. Не должно быть „бизнес-структур“ по „освоению“ бюджета», — заявила госпожа Яровая.
Насколько эффективным окажется новый антикоррупционный закон?
— Сейчас общая позиция бюрократии не позволяет ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции и ввести санкции за «незаконное обогащение», — уверен председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
— В случае ратификации статьи 20 инициировать уголовное дело по факту незаконного обогащения нашего соотечественника сможет не только Российская Федерация, но и третьи страны.
Между тем, значительная часть российской бюрократии располагает зарубежными активами, и возможность иностранного разбирательства ставит эти активы под удар. Естественно, элиту такая перспектива не устраивает.