ВС РФ: камень из-под колес попутки в лобовое – не ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС РФ: камень из-под колес попутки в лобовое – не ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, представим ситуацию, что Вы едете по дороге, а вылетевший из-под колеса другой машины камень разбивает лобовое стекло или повреждает лака-красочное покрытие. Ситуация не из приятных, но вины водителя движущегося впереди автомобиля нет. Такое решение было принято Верховным судом РФ. Своим постановлением от 11.03.2016 года №39-АД16-1 он отменил решения нижестоящих судов в которых водитель, из-под колес машины которого вылетел камень и повредил лобовое стекло попутно передвигающегося транспортного средства был признан виновным в оставлении места происшествия. Участник дорожного движения по решению мирового судьи был привлечен к административной ответственности. Постановление осталось в силе после обжалования в районном и областном судах.

Является ли такой случай ДТП?

Да. Согласно Правилам дорожного движения:

ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Водителю, лобовое стекло, фару или бампер автомобиля которого разбил или повредил такой камень, причинен материальный ущерб, поэтому данная ситуация подходит под определение термина «ДТП».

Но важно понимать, что, в основном, такое событие сотрудниками ГИБДД и судами квалифицировалось как ДТП, однако было и Постановление Верховного Суда Российской Федерации, в котором при рассмотрении административного дела суд указал, что вины водителя автомобиля, из-под колес которого вылетел камень, нет и что событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от водителя, а также что данное событие не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия.

Таким образом, точного и безапелляционного мнения по данному вопросу на данный момент нет, и каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально.

Виктор усложнил себе жизнь, не вызвав на место происшествия инспекторов ГАИ, что является еще одним аргументом в пользу того, что такой случай не является страховым (п.158 Положения).

Тем не менее он может обратиться в суд, но просто подать иск – это только начало сложного пути с неочевидным финалом. Ведь все придется доказывать.

Статья 20 ГПК РБ. Выяснение судом действительных обстоятельств дела

Обязанность представить необходимые для установления истины по делу доказательства лежит на сторонах, третьих лицах и других юридически заинтересованных в исходе дела лицах. Для всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд содействует указанным лицам по их ходатайству в истребовании доказательств, когда представление таких доказательств для них невозможно.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.

Позиция районного суда

Несмотря на все доводы водителя, суд разделил позицию мирового судьи и счел вынесенное в отношении С. постановление законным и обоснованным по следующим основаниям (решение Курского районного суда Курской области от 8 октября 2015 г. по делу № 12-123/2015).

Тот факт, что С. оставил место ДТП, участником которого являлся, был зафиксирован в протоколе об административном правонарушении 29 июня 2015 года. Более того, в объяснениях С. указал, что когда другой водитель остановил его и сказал, что надо оформить ДТП, он не знал, что эта ситуация является ДТП, и потому продолжил движение.

Требования заявителя: Отменить акты нижестоящих судов, которыми он признан виновным в оставлении места ДТП.

Суд решил: Жалобу удовлетворить, так как повреждение другого автомобиля, возникшее из-за вылетевших из-под колес другой машины камней, не является ДТП.

По общему правилу, закон запрещает причастному к совершению ДТП водителю оставлять место происшествия, участником которого он является (п. 2.5 ПДД). Такое нарушение может повлечь за собой лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ).

По мнению районного суда, мировой судья с достаточной полнотой установил тот факт, что С. умышленно нарушил требования ПДД, поскольку, являясь водителем, знал об установленном законом запрете на оставление места ДТП. При этом суд подчеркнул, что С. было известно о факте ДТП, в котором другой автомобиль получил повреждения, что следует из его объяснений мировому судье, объяснений второго водителя Ш., а также из объяснений, данных в ходе судебного заседания.

При этом суд не нашел оснований, указывающих на то, что мировым судом были нарушены порядок и процедура рассмотрения дела об административном правонарушении. Отказ в удовлетворении ходатайства С. о рассмотрении дела по месту жительства районный суд счел верным, поскольку санкция за совершение административного правонарушения, связанного с оставлением водителем места ДТП, предусматривает наказание в виде административного ареста, а такое дело должно быть рассмотрено в день получения судом протокола об административном правонарушении (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).

Что же касается малозначительности правонарушения, при наличии которой лицо может быть освобождено от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ), суд указал, что в рассматриваемом случае совершенное С. правонарушение содержит угрозу охраняемым общественным отношениям, а отсутствие в данном конкретном случае наступления существенного вреда интересам общества и государства не свидетельствует о его малозначительности.

В связи с этим районный суд согласился с данной мировым судьей квалификацией действий водителя, в соответствии с которой С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ («Оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся»). Суд отметил, что при этом были обоснованно учтены характер совершенного административного правонарушения, его повышенная общественная опасность, личность виновного, его семейное и имущественное положение (ст. 4.1 КоАП РФ), а также приняты в расчет смягчающие административную ответственность обстоятельства – наличие у С. малолетних детей и отсутствие с его стороны других правонарушений (ст. 4.2 КоАП РФ). В связи с чем водителю было справедливо назначено наказание в минимальных пределах установленной санкции – лишение права управления транспортными средствами сроком на один год (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ).

Читайте также:  Виза в Черногорию: для россиян не нужна до 30 дней в 2023 году

В результате жалоба С. была оставлена без удовлетворения, а принятое мировым судьей постановление оставлено без изменения. Водитель обжаловал вынесенное решение в вышестоящий суд, но и тот занял аналогичную позицию (постановление заместителя председателя Курского областного суда от 12 ноября 2015 г.).

Однако будучи убежденным в том, что его права были нарушены, С. подал жалобу в ВС РФ. В ней он просил отменить вынесенные в отношении него по данному делу об административном правонарушении акты, считая их незаконными. И Суд встал на сторону водителя.

Что такое бесконтактное ДТП?

Дорожно-транспортные происшествия включают в себя большое количество различных видов столкновений и аварий, приводящих к серьёзным последствиям с гибелью людей, нанесением тяжёлого и лёгкого вреда здоровью, материальным ущербом.

Одним из особенных видов аварии является бесконтактное ДТП, которое называется так по причине отсутствия прямого столкновения между непосредственными участниками происшествия.

Классическим примером ДТП без контакта является случай, когда один из водителей делает неожиданный манёвр, а второй, чтобы избежать столкновения, резко выворачивает руль и совершает наезд на препятствие, другой автомобиль или пешехода. В результате получают ущерб вторые или третьи лица, а виновник происшествия остаётся невредимым.

Чаще всего к таким событиям приводит агрессивный стиль вождения некоторых автолюбителей, которые любят «подрезать», совершать резкие торможения и ускорения, неожиданные повороты. К ним также относятся такие случаи, когда на дорогу падает плохо закреплённый груз с кузова или багажника впереди идущего автомобиля, на трассу неожиданно выбегает пешеход или животное и т.п.

Повреждение авто вылетевшим из-под колес камнем признано страховым случаем

Апелляционная инстанция Камчатского краевого суда оставила в силе решение Петропавловск — Камчатского городского суда, которым отказано во взыскании с владельца автомобиля материального ущерба, причиненного другому транспортному средству выбросом гравия из-под задних колес.

Как говорится в сообщении суда, жительница краевого центра Б. обратилась в суд с иском к И. о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. В сентябре 2016 г. ответчик, двигаясь на автомобиле по грунтовому участку дороги в районе 4-ого километра в краевом центре, допустил выброс гравия из-под задних колес машины. В результате автомобиль истца получил механические повреждения. Размер материального ущерба, согласно результатам независимой экспертизы, составил почти 60 тыс р. Полагая, что данный случай не является страховым, Б. просила взыскать с ответчика сумму причиненного ущерба, затраты на проведение экспертизы и судебные расходы – всего 85 150 р.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что непосредственной причиной ДТП явилось нарушение ответчиком правил дорожного движения – он не учел состояние дорожного покрытия, особенности своего автомобиля при движении по гравийному участку дороги и допустил выброс гравия из-под задних колес. В соответствии с положениями закона об ОСАГО, страховым случаем по договору ОСАГО признается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату. Следовательно, под страховым случаем понимается наступление гражданской ответственности страхователя за причинение вреда третьим лицам.

Учитывая, что ДТП произошло с участием двух транспортных средств, при этом гражданская ответственность виновника на момент его совершения была застрахована по договору ОСАГО, суд пришел к выводу, что рассматриваемое ДТП является страховым случаем. Более того, нормы федерального закона не содержат указаний о наступлении страхового случая только при условии непосредственного контакта (столкновения) двух транспортных средств при ДТП.

На этом основании суд первой инстанции отказал Б. в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе представитель истца просил отменить решение суда и принять новое — об удовлетворении заявленных требований, настаивая на том, что указанное ДТП не относится к страховому случаю и у истца отсутствует возможность обращения в страховую компанию за страховой выплатой. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и определением от 20 июля 2017 г. оставил решение без изменения, апелляционную жалобу представителя истца – без удовлетворения. Решение вступило в законную силу.

По теме:
ВС: страховщик ОСАГО должен платить за «бесконтактное» ДТП

Оформление бесконтактной аварии

Для оформления случившегося бесконтактного дорожно-транспортного происшествия, на место аварии вызывают ГИБДД, сотрудники которой обязаны восстановить произошедшее с максимальной точностью и определить наличие вины каждого из участников.

Важно, чтобы все ТС до момента приезда Инспекции пребывали на тех местах, на которых они остались после аварии.

ВАЖНО

Если виновник происшествия пытается скрыться, попытки остановить или догнать его признаются незаконными. Единственным, что можно сделать в подобной ситуации – запомнить марку авто и его номерные знаки.

Водитель машины, которая пострадала, должен дать максимально полное объяснение своих маневров на дороге, которые привели к столкновению с транспортом третьего лица или иным имуществом.

Что делать при отказе страховой возмещать ущерб, полученный в ходе бесконтактного ДТП?

При обращении к своему страховщику за выплатой страхового покрытия по бесконтактному дорожно-транспортному происшествию, полученный отказ будет законным, а, при обжаловании, суд станет на сторону страховой компании.

Обращаться за возмещением ущерба следует в компанию страховщика гражданина, которой признан виновным в аварии. Если же страховщик виновника не желает покрывать расходы по устранению ущерба, пострадавшему нужно попросить составить письменный отказ. Только на основании этого документа можно совершать дальнейшее обжалование.

С письменным документом, свидетельствующим о несогласии страховщика совершать страховую выплату, пострадавший может обратиться в суд. Как правило, если имеется протокол, подтверждающий вину водителя, создавшего аварийную ситуацию, судья принимает позицию истца и обязывает СК оплатить понесенные растраты при бесконтактном ДТП.

Читайте также:  Как приватизировать квартиру: пошаговая инструкция

К сведению

Если на момент обращения в страховую выясняется, что она прекратила свое существование, между прямым обращением за выплатой в СК и судом есть еще одна ступень, куда необходимо обратиться пострадавшему для получения компенсации – это Российский Союз Автостраховщиков.

Является ли такой случай ДТП?

Да. Согласно Правилам дорожного движения:

ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Водителю, лобовое стекло, фару или бампер автомобиля которого разбил или повредил такой камень, причинен материальный ущерб, поэтому данная ситуация подходит под определение термина «ДТП».

Но важно понимать, что, в основном, такое событие сотрудниками ГИБДД и судами квалифицировалось как ДТП, однако было и Постановление Верховного Суда Российской Федерации, в котором при рассмотрении административного дела суд указал, что вины водителя автомобиля, из-под колес которого вылетел камень, нет и что событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от водителя, а также что данное событие не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия.

Подбор стекла для замены — что нужно учитывать?

Как бы ни было неприятно об этом говорить, но основным вариантом выхода из данной ситуации является замена лобового стекла. Этот процесс стоит достаточно много денег, так как сами запчасти оказываются дорогими. На иномарках часто устанавливают стекла с защитой от бликов, жаропоглощением и другими полезными функциями. Это еще больше увеличивает стоимость потенциального ремонта. Если вы столкнулись с необходимостью менять лобовое стекло в машине, лучше придерживаться таких правил:

  • китайские недорогие стекла могут стать альтернативой, но они служат не более 2-3 лет, затем поверхность затирается, появляются различные проблемы и неприятности в виде сколов;
  • царапины на недорогих стеклах сильно мешают обзору, а внутренняя поверхность быстро начинает превращаться в зеркало и отражать внешний вид панели, не давая нормального осмотра дороги;
  • оригинальные заводские стекла самые лучшие, но их стоимость часто нецелесообразная, поэтому стоит выбирать стекла от известных производителей, таких как Saint Gobain, к примеру;
  • замену следует производить на профессиональной станции — одно неправильное движение мастера, и ваше стекло будет пропускать воду, потеть и приносить прочие неприятности в эксплуатации;
  • важно качественно подготовить место для установки стекла, использовать все рекомендуемые материалы, иначе герметичность и качество монтажа вызовут вопросы уже на первый месяц использования.

Анализируя судебную практику можно с уверенностью сказать, что разбираемый нами случай не признается ДТП.Страховая компания не обязана компенсировать нанесенный вам ущерб.

Мотивируется отказ тем, что порча транспортного средства произошла по обстоятельствам, которые не зависят от водителя. Он не предпринимал какие-либо действия и не нарушал ПДД, которые привели к происшествию на дороге. А также водитель «виновной» машины не мог предвидеть, что на дороге будет его «ждать» камень, чтобы вылететь из-под колес.

Из всего этого можно сделать вывод, которого придерживаются и сотрудники ГБДД и судебные инстанции, что камень, вылетевший из-под колес, не является дорожно-транспортным происшествием. Страховая компания не является исключением: так как нет виновника — значит, нет и страхового случая.

Единственное, где может получить возмещение ущерба «потерпевший» автолюбитель — это по КАСКО, при условии, что такая страховка была заключена. Некоторые страховые компании в таких случаях требует вызова представителей ДПС к месту происшествия. Поэтому при заключении договора КАСКО следует внимательно прочитать все его условия, чтобы впоследствии не получить законный отказ от СК.

Если вменяют 10.1 Правил

Что означает пункт ПДД 10.1 — Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Зачастую инспекторы пытаются привлечь пострадавшего к ответственности за нарушение пункта 10.1 правил. Свое решение сотрудники ГИБДД мотивируют тем, что водитель обязан двигаться с небольшой скоростью, при которой водитель сможет заблаговременно остановить ТС в случае возникновения опасности.

Соглашаться с обвинением категорически нельзя, хотя обвинение по данному пункту вполне обосновано со стороны инспекторов. В протоколе необходимо выразить несогласие с вменяемым нарушением и потребовать помощи адвоката (защитника). Главная задача — добиться привлечения к ответственности виновника происшествия.

В каких случаях можно не заметить повреждений и уехать

Если рассматривать случаи, когда автовладелец сознательно скрывается с места ДТП, доказать невиновность и избежать лишения прав сложно. Единственным реальным способом защиты может быть истечение сроков давности для привлечения к ответственности. Однако специалисты ГИБДД давно перестали допускать элементарные процессуальные ошибки, передают административный материал в суд сразу после установления личности нарушителя.

Будем разбираться, каким образом можно доказать, что вы уехали с места ДТП, не заметив факта столкновения и повреждений. На практике, такие случаи могут возникать:

  • ввиду незначительности контакта двух транспортных средств – например, секундное трение машин, касание бампером или иной частью авто;
  • ввиду шума от дорожного движения, когда характерные звуки треска, звона, скрежета объективно невозможно услышать;
  • ввиду специфических габаритов вашего автотранспорта (например, по делу № 38-АД16-5 речь шла о троллейбусе, чьи габариты и конструкция создают множество слепых зон);
  • при бесконтактном ДТП, когда повреждения причиняются только одному автомобилю – например, если слетевший с вашей машины груз повредил другое авто.

Не заметив внешних проявлений от контакта и наступивших повреждений, вы можете не обратить внимание на сигналы потерпевшего, других участников движения. Еще сложнее будет ситуация, когда и в пострадавшей машине не было водителя (например, если она была припаркована на дороге или в другом месте).

Совет юриста. Неумышленно покинув место аварии, вы не можете сразу указать на отсутствие вины в протоколе и извещении. Поэтому важно своевременно получать судебные повестки, уведомления из ГИБДД или от страховщика. Зная дату заседания, можно подготовить доказательства, найти опытного юриста. Проигнорировав участие в суде первой инстанции, добиться успеха при обжаловании намного сложнее.

Читайте также:  Заявление об уточнении платежа в налоговую инспекцию

Если вы обнаружили повреждения на авто уже в гараже или после остановки, изучите запись на видеорегистраторе (при его наличии). Постарайтесь вспомнить весь путь движения, возможное место столкновения. Разумно будет вернуться по маршруту. Если ДТП случилось в ближайшие несколько минут или часов, есть вариант, что ваше отсутствие еще не успели заметить. В этом случае сами вызывайте инспектора ГИБДД, участвуйте в составлении протокола. Проще заплатить штраф за нарушение ПДД, чем доказывать невиновность при лишении прав по ст. 12.27 КоАП РФ.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Юристы о бесконтактных ДТП

Подобные аварии неприятны тем, что тяжело доказать свою правоту, если нет доказательств. Вот что по этому поводу говорят юристы:

Васильева Оксана Николаевна, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации:

– «Основными доказательствами могут выступать записи с дорожных и придорожных камер, записи с видеорегистратора, свидетельские показания остальных участников дорожного движения. Самое главное – не забыть указать эти доказательства в протоколе; например, при наличии записей с видеорегистратора на это обязательно следует указать предложением «имеются видеозаписи с видеорегистратора автомобиля» или схожими по смыслу. Видеозаписи с камер следует как можно скорее получить в распоряжение и внести запись в протокол.

Какие аварии относятся к бесконтактным?

Наиболее распространенные ситуации, провоцирующие бесконтактное ДТП, — это неожиданный выезд на главную дорогу, резкий поворот, выпадение грузов. Водитель старается избежать столкновения, маневрирует и врезается в соседний транспорт, отбойник, дерево. К такому виду относят и аварии, возникающие из-за пешеходов, выбегающих на трассу в неположенном месте.

Чтобы происшествие было квалифицировано как ДТП, необходимо наличие ущерба, причиненного пострадавшему авто или имуществу третьей стороны. В качестве третьего участника может выступать не только водитель автомобиля, но и частная компания, государственное учреждение, если его имуществу был причинен вред.

Например, вылетевший с трассы автомобиль врезается в придорожный магазин или остановку общественного транспорта.

Как правило, до расследования сотрудниками ГИБДД деталей аварии степень виновности сторон установить сложно.

Даже пострадавший водитель в результате экспертизы может оказаться частично виновным в ситуации на дороге, поскольку не соблюдал дистанцию или продолжал маневр вместо остановки машины.

Установить истину особенно сложно, если спровоцировавший аварию водитель скрылся, а номер его определить не удалось. В основу дальнейших разбирательств ляжет правильность оформления ДТП нарядом автоинспекции.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *