3.1. Право собственности на земельные участки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3.1. Право собственности на земельные участки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право собственности на землю — это урегулированное нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками со стороны граждан, организаций, государства.

Понятие и особенности права собственности на землю

Отличительной чертой институту права собственности на землю является то, что абсолютной земельной собственности не существует. С одной стороны, государство предоставляет собственникам земли право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться ею (в пределах предусмотренных законом), а с другой — ограничивает это право в силу специфики земли (природный объект). В теории земельного права ограничения подразделяются на постоянные и временные.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.

4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.

8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.

9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются федеральными законами.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно которому при определении их режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.

12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

13. Государственное регулирование приватизации земли.

Формы собственности на землю

Ст. 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

    1. государственная,
    2. муниципальная,
    3. частная.

    Понятие и общая характеристика прав собственности на землю

    Институт права собственности приобретает особое значение как в теории, так и в практике земельного права. Важным моментом в развитии данного института стало юридическое признание земли , собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом . В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений.

    Под собственностью понимают ту или иную форму (способ) присвоения различных вещей, созданных человеком или имеющих естественное происхождение. Если эти отношения закреплены и охраняются силой государства, то возникает право собственности.

      • правомочие владения – возможность фактического обладания собственником принадлежащим ему имуществом;
      • правомочие пользования – возможность потребления (присвоения) собственником полезных свойств имущества;
      • правомочие распоряжения – возможность определения собственником юридической судьбы имущества (его отчуждения, передачи в пользование другим лицам, пользования самим собственником и т.д.).

      Иными словами, собственник вправе самостоятельно совершать сделки относительно своего имущества, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам либо передавать им права владения или пользования, оставаясь при этом собственником.

      Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

        • отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
        • передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
        • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;
        • распоряжаться имуществом иным образом.

        При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц .

        Пользование землей возможно как

          1. средством производства;
          2. как пространственно-территориальным базисом.

          Обязательным требованием является целевое использование земель в соответствии с её категорией и видом разрешенного использования.

          При распоряжении землей основным требованием является оборотоспособность. Согласно ст. 27 ЗК РФ з емельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

          Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. Например, на лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

            • своевременно платить земельный налог,
            • осуществлять мероприятия по охране земель,
            • соблюдать требования градостроительных регламентов,
            • своевременно приступать к использованию земельного участка,
            • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

            Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума.

            Ст. 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

            На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

              1. государственная,
              2. муниципальная,
              3. частная.

              Муниципальная собственность на землю.

              Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

              В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

              — которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;

              — право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

              — которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

              Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности[10].

              В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

              Структура права собственности на землю

              Функции права собственности

              Владение – фактическое обладание землей путем:

              • отвода участка на местности;
              • перенесения в натуру проектов землеустройства;
              • создание зон с особыми условиями использования;
              • возведение межевых линий, знаков, заборов;
              • охраны от посягательств на участок;
              • учета земель на балансе предприятия или в хозяйстве гражданина;
              • государственной регистрации права собственности, аренды.

              Пользование – извлечение из земли полезных свойств или дохода другим путем:

              • свободного хозяйствования;
              • рациональной организации территории;
              • защиты земель от процессов разрушения, загрязнения и заражения вредителями;
              • использование имеющихся на участке общих полезных ископаемых, торфа, воды и др.;
              • пребывание в лесу для отдыха, сбора ягод и др.;
              • получение доходов или ренты;
              • иным способом.

              Распоряжение – определение юридической судьбы участка путем:

              1. Изменения статуса участка:
              • перевод из одной категории в другую;
              • установление определенного порядка пользования;
              • возведение строений на участке и др.
              1. Изменение состава лиц-собственников, владельцев и пользователей участка:
              • отчуждение участка;
              • передача в аренду и т.п.;
              • невозможность существования бесхозных участков.

              Могут быть сосредоточенны у одного собственника или разделены между различными субъектами.

              Общая долевая собственность земельного участка

              Общая собственность ─ собственность двух или более лиц на одно и то же имущество ─ может быть долевой и бездолевой.

              Общая долевая собственность земельного участка (иногда говорят «общедолевая собственность на земельный участок») может возникнуть, например, если в общей долевой собственности находится расположенный на нем приватизируемый жилой дом.

              В полной мере право собственности на земельную долю у участника долевой собственности появляется только после выделения земельного участка в счет земельной доли. Только в этом случае возможна продажа долевой собственности земельного участка.

              Земельный участок в долевой собственности в случае выдела из него доли (или долей) сохраняется, но в измененных границах.

              Своего рода суррогат права собственности на землю ─ земельный пай. Земельный пай в собственность получали во время приватизации сельскохозяйственных земель работники уже исчезнувших колхозов и совхозов.

              Исторический опыт России наглядно убеждает: успешное развитие страны невозможно без общественного консенсуса в земельном вопросе, в том числе вопросе собственности на землю. Отказ от частной собственности и полное огосударствление земли, равно как и сосредоточие всех земельных ресурсов в руках небольшой группы населения, не способствуют эффективному использованию земельных ресурсов. Существование полноценного земельного рынка – обязательного условия способной обеспечить благосостояние общества рыночной экономики – возможно лишь при наличии большого числа земельных собственников.

              Если конкретный участок земли не индивидуализирован, традиционно употребляется понятие «земля». Также понятие «земля» употребляется относительно земель, составляющих фонд природных ресурсов. А в случае, если возникают правовые отношения относительно определенного участка с указанием его характеристик (границы, площадь и проч.), следует употреблять понятие «земельный участок».

              Несмотря на то, что согласно статье 6 ЗК РФ и земля, и земельный участок являются объектами земельных отношений, только земельный участок может быть объектом права собственности.

              Таким образом, понятия «земля» и «земельный участок» не признаются тождественными, термин «земля» шире понятия «земельный участок» на что обращалось внимание, например, в определении Верховного Суда РФ от 25.06.2008 N 67-Г08-5.

              Помимо ЗК РФ, понятия некоторых видов земельных участков раскрываются в статье 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

              садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

              огородный земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;

              земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.

              Возникновение права собственности

              Основания возникновения права частной собственности у граждан и юридических лиц на землю перечислены в ст. 81 и ст. 82 ЗКУ, а в каких случаях приобретают землю территориальные общины и государство – ст. 83 и ст. 84 Земельного кодекса Украины.

              В соответствии со ст. 81 ЗКУ граждане Украины могут приобрести право собственности на земельные участки в следующих случаях:

              • приобретение по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
              • бесплатной передаче из земель государственной и коммунальной собственности;
              • приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование;
              • принятие наследства;
              • выделения в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая).

              Следует отметить, что согласно ст. 78 ЗКУ лицам и их наследникам, которые имели в собственности земельные участки до дня вступления в силу предыдущей редакции Земельного кодекса Украины, то есть до 15 мая 1992 года, земельные участки не возвращаются.

              Юридические лица (учрежденные гражданами или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае:

              • приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
              • внесения земельных участков его учредителями в уставный фонд;
              • принятия наследства;
              • возникновения других оснований предусмотренных законом.

              Право общей долевой собственности на земельный участок возникает:

              • при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков;
              • при приобретении в собственность земельного участка двумя или более лицами по гражданско-правовым соглашениям;
              • при принятии наследства на земельный участок двумя или более лицами;
              • по решению суда.

              Согласно
              Конституции РФ земля
              и другие природные ресурсы могут
              находиться в частной, государственной,
              муниципальной и иных формах собственности.

              Основанием
              гос.

              регистрации права собственности на
              земельные участки РФ, субъектов РФ и
              муниципальных образований являются акты
              Правительства РФ об
              утверждении перечней земельных участков,
              на которые у РФ и ее субъектов возникает
              право собственности при разграничении
              гос. на землю, а также вступившие
              в законную силу судебные решения по
              спорам,
              связанным с разграничением гос.
              собственности на землю.

              Основание
              внесения земельных участков в перечень
              земельных участков, на которые у РФ
              возникает право собственности,
              — включение их в состав:

              • земель лесного фонда, особо охраняемых территорий, водного фонда (занятых объектами, находящимися в федеральной собственности), обороны и безопасности;
              • земель с/х назначения, населенных пунктов, промышленности, природоохранного назначения, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;
              • земель запаса, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.

              Разграничение
              государственной собственности на землю
              осуществляется в следующем порядке:

              • специально уполномоченный фоив подготавливает перечни земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований возникает право собственности;
              • подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ перечни земельных участков утверждаются Правительством РФ;
              • сведения о земельных участках, внесенных в данные перечни, вносятся в документы гос земельного кадастра.

              Характеристика частной собственности

              Частные владения подразумевают принадлежность земли отдельному лицу, нескольким гражданам, которых объединяет статус юридического лица, а также товариществу.

              Любые земли можно перевести в личную собственность. Исключением станут те, которые официально исключены из оборота или ограничены.

              К таким территориям относятся заповедные зоны, участки из лесного фонда страны.

              Кроме непосредственно земельного участка гражданину принадлежат строения, деревья и иные насаждения на территории земельного надела.

              К собственности могут относиться небольшие закрытые водоемы, расположенные на участке.

              Отличительной чертой частной собственности считают ее целевое назначение. Цели могут быть следующими:

              • садоводство;
              • ведение личного хозяйства;
              • постройка дома и прочих подсобных помещений;
              • строительство дачи или гаража.

              Сервитут на земельный участок

              Сервитут, согласно ст. 274 ГК, – это ограниченное право собственника земли на использование соседних или других земельных наделов. Необходимость в его установлении часто обусловлена обеспечением проезда или прохода к участку, осуществлением строительства на нем, или иных форм эксплуатации, не противоречащих целевому назначению и не нарушающих прав третьих лиц.

              Сервитут на участок возникает на основании договоренности с собственником участка и подлежит обязательной государственной регистрации.

              По решению государственных или местных органов власти может быть установлен публичный сервитут. При этом он не ограничивает собственника в его вещных правомочиях, позволяя свободно распоряжаться, владеть и пользоваться участком.

              Сервитут обладает следующими характеристиками:

              • основанием для его возникновения является невозможность надлежащей эксплуатации надела без вмешательства в пользование другого участка, вызванная безысходностью ситуации;
              • предполагает узкоцелевое использование участка, условия которого оговариваются соглашением, например, только проезд или обустройство инженерных коммуникаций;
              • не может выступать самостоятельным предметом – его нельзя продать, внести в качестве залога или иным образом отчуждать;
              • это придаточное вещное право, с момента прекращения собственности на землю он также прекращается;
              • сам по себе не наделяет дополнительными правами на земельный участок.

              Как правило, такое правомочие устанавливается до устранения причин, которыми он был обусловлен.


              Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *