Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральные округа: история возникновения, функции, институт управления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределением благ, их реализацией и потреблением. В больших странах принято административно-территориальное деление на регионы для повышения управляемости территориями, хозяйственными связями. Кроме того, деление на регионы предоставляет им самостоятельность в организации собственного функционирования.
Какие есть экономические районы?
Экономические районы Российской Федерации
Северный |
Северо-Западный |
Дальневосточный |
---|---|---|
Восточно-Сибирский |
Западно-Сибирский |
Волго-Вятский |
Поволжский |
Центрально-Черноземный |
Прибалтийский |
Федеральные округа России
В 2000 году в РФ было образовано 7 федеральных округов (в скобках указаны города-центры), а позже образовалось еще два:
Во главе каждого из них находится представитель Президента РФ. Стоит отметить, что округ не затрагивает конституционное территориальное деление страны и является инструментом укрепления вертикали власти. 7 округов были созданы указом Президента В. В. Путина №849 от 13 мая 2000 года, позже добавились еще два. Вообще, количество и состав ФО может меняться по причине географического удобства, политических изменений. Округ является настолько удобным для власти, насколько это возможно. Однако нельзя утверждать, что он таким останется в будущем.
По сути, округ представляет собой макрорегион, который создан по аналогии с военными округом или экономическим районом. В каждом из них есть определенный город-центр – в нем располагается представитель президента и его аппарат контролирующих и руководящих органов.
Функции представителя
Стоит отметить, что никаких конституционных полномочий для представителя Президента в ФО не предусмотрено. Он является просто работником администрации Президента и его представителем. Вне зависимости от того, какой федеральный округ представляет тот или иной представитель, его функции следующие:
Естественно, все эти функции возлагаются на представителя, который может действовать только в территориальных рамках округа. То есть представитель Центрального федерального округа может лишь сотрудничать с представителем другого округа, однако принимать непосредственное участие в жизни его региона он не может.
Часто имеют место противоречия между регионами и центром, однако благодаря делению страны на округа острота этих противоречий существенно снизилась.
Концепция федерального округа
Федеральный округ (ФО) является расширенной административно-территориальной единицей, состоящей из нескольких регионов.
В Бразилии, Мексике и США ФО подчиняются непосредственно федеральному правительству. Федеральный округ является частью унитарного государства с собственным местным самоуправлением. Как правило, ФО создаются с целью повышения эффективности государственного регулирования экономических, политических и социальных процессов. Разделение на административные единицы осуществляется в странах с федеральной структурой.
Сами государства имеют единую административно-территориальную структуру. Они подчиняются местным органам власти и подчиняются специальным законам.
На сегодняшний день в России восемь федеральных округов:
- Центральный.
- Северо-западный.
- Южный.
- Северокавказский.
- Уральский.
- Приволжский.
- Сибирский.
- Дальневосточный.
К ним относятся области, республики, края, города федерального значения и автономные округа. Иначе эти субъекты называются федеральными субъектами. Помимо разделения на федеральные округа, Россия также имеет разделение на экономические округа. Их больше, чем федеральных штатов.
Федеральные округа могут выступать в качестве самостоятельных субъектов международных отношений. Они имеют право заключать договоры с иностранными государствами. Например, Дальневосточный округ строит отношения с азиатскими странами путем интеграции в экономику этого региона. Взаимодействие с соседними странами осуществляется также на уровне отдельных регионов и субъектов Федерации. Беларусь имеет соглашения с Москвой, Санкт-Петербургом и Тюменской областью.
Для чего созданы федеральные округа
Итак, федеральный округ – объединение территориальных единиц РФ. Подобные объединения в основном создаются для совместного решения органами власти ряда вопросов, касающихся ее нормального функционирования в государстве. Значит, федеративные округа созданы с целью:
- координации работы органов административной власти в регионах с органами власти на высшем уровне;
- контроля исполнения федерального законодательства гарантом конституции — президентом;
- анализа результативности деятельности правоохранительных структур;
- реализации проектов развития социальной сферы в регионах высшими органами исполнительной власти;
- взаимодействия регионов с президентом по вопросам культурного развития;
- совместной работы всех территориальных образований России в направлении безопасности и обороны.
Экономические районы Российской Федерации
Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. Экономические районы – это территории, внутри которых формируется и развивается специализированное хозяйство, являющееся частью народного хозяйства Российской Федерации и взаимосвязанное с другими его частями обменом производимых в них товаров и другими экономическими отношениями.
В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.
Калининградская область не включена в состав ни одного экономического района. В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10 января 2006 года «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Калининградская область наделена статусом особой экономической зоны. В соответствии с Федеральным Законом в Калининградской области действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.
Крупные экономические районы являются высшим звеном экономического районирования и используются для общегосударственного территориального управления экономкой. Это четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая большой численностью населения и значительной территорией, а также разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию
Состав экономических районов
Район |
Субъекты РФ |
Площадь, |
1. Центральный |
1. Брянская область 2. Владимирская область 3. Ивановская область 4. Калужская область 5. Костромская область 6. Московская область 7. Орловская область 8. Рязанская область 9. Смоленская область 10. Тверская область 11. Тульская область 12. Ярославская область 13. Москва |
482,3 |
2. Центрально-Чернозёмный |
1. Белгородская область 2. Воронежская область 3. Курская область 4. Липецкая область 5. Тамбовская область |
167,9 |
3. Восточно-Сибирский |
1. Республика Бурятия 2. Республика Тыва 3. Республика Хакасия 4. Забайкальский край 5. Красноярский край 6. Иркутская область |
4155 |
4. Дальневосточный |
1. Республика Саха (Якутия) 2. Камчатский край 3. Приморский край 4. Хабаровский край 5. Амурская область 6. Магаданская область 7. Сахалинская область 8. Еврейская автономная область 9. Чукотский автономный округ |
6169,3 |
5. Северный |
1. Республика Карелия 2. Республика Коми 3. Архангельская область 4. Вологодская область 5. Мурманская область 6. Ненецкий автономный округ |
1476,6 |
6. Северо-Кавказский |
1. Республика Адыгея 2. Республика Дагестан 3. Республика Ингушетия 4. Кабардино-Балкарская Республика 5. Карачаево-Черкесская Республика 6. Республика Крым 7. Республика Северная Осетия — Алания 8. Чеченская Республика 9. Краснодарский край 10. Ставропольский край 11. Ростовская область 12. Севастополь |
382,1 |
7. Северо-Западный |
1. Ленинградская область 2. Новгородская область 3. Псковская область 4. Санкт-Петербург |
195,2 |
8. Поволжский |
1. Республика Калмыкия 2. Республика Татарстан 3. Астраханская область 4. Волгоградская область 5. Пензенская область 6. Самарская область 7. Саратовская область 8. Ульяновская область |
539,8 |
9. Уральский |
1. Республика Башкортостан 2. Республика Удмуртия 3. Пермский край 4. Курганская область 5. Оренбургская область 6. Свердловская область 7. Челябинская область |
823,3 |
10. Волго-Вятский |
1. Республика Марий Эл 2. Республика Мордовия 3. Чувашская Республика 4. Кировская область 5. Нижегородская область |
264,8 |
11. Западно-Сибирский |
1. Республика Алтай 2. Алтайский край 3. Кемеровская область 4. Новосибирская область 5. Омская область 6. Томская область 7. Тюменская область 8. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 9. Ямало-Ненецкий автономный округ |
2454 |
Особая экономическая зона |
1. Калининградская область |
15,1 |
Федеральные округа Российской Федерации
Основная статья: Южный федеральный округ
Центр федерального округа — город Ростов-на-Дону
Основная статья: Северо-Кавказский федеральный округ
Центр федерального округа — город Пятигорск
Основная статья: Приволжский федеральный округ
Центр федерального округа — город Нижний Новгород
Основная статья: Уральский федеральный округ
Центр федерального округа — город Екатеринбург
- Экономическое районирование России
- Экономическое районирование России
- Экономическое районирование России
- Экономическое районирование
Федеральные округа (ФО) являются самостоятельными административными единицами, позволяющими с одной стороны интенсифицировать процессы самоуправления, а с другой — активизировать государственные программы общественного и социального характера. В России подобная система администрирования была законодательно утверждена относительно недавно, на основании предварительно проведенного анализа опыта других развитых стран со значительными территориями.
Основные особенности федерального деления в Российской Федерации заключаются в следующем:
Начало делению территории государства было положено в 2000 году, первыми были семь федеральных округов.
По своей сути и принадлежности федеральные округа являются региональными единицами, но более масштабными по территории, промышленному и трудовому потенциалу. Контролирующие органы округа расположены в городе, являющемся по сложившейся традиции центром. Здесь размещаются службы представителя Президента – руководителя ФО, его административный аппарат, руководящие и контролирующие органы.
Необходимость подобного деления была тесно связана с многообразием и рядом особенностей, присущих нашей стране, а именно:
- Исторические традиции и уклад жизни населения. Например, город Череповец отличается от Нижегородской области, Алтайский край от Новгородской области, московские обычаи от уклада в Новгороде, Уфе, Иркутске или Ижевске, других городах и районах.
- Природные ресурсы, запасы недр, плодородные почвы, пригодные для возделывания, климат, способствующий эффективному высокопроизводительному фермерству в промышленных масштабах.
- Особенности регионального характера, обычаи, вера и характер народов и народностей, населяющих конкретную территорию или регион.
Исходя из этого, роль централизации РФ трудно переоценить. Пограничная линия и центр – далеко не все, чтобы успешно управлять страной. Значительное количество областей и региональных делений, где народ стремится всемерно расширять суверенитет, в значительной мере ослабляет влияние руководящих органов. На президентском уровне была спущена директива о создании самостоятельных центров, управление которых осуществляется непосредственно из столицы Российской Федерации.
Немного сведений о том, когда и на основании какого документа был организован тот или иной регион. На сегодня в Российскую Федерацию входят девять отдельных самостоятельных единиц РФ. Их список:
Важно. Изначально, при реструктуризации было учреждено семь единиц самоуправления. В перспективе возможны дальнейшие изменения и нужные доработки в аспекте повышения эффективности руководства, сколько их будет в будущем – неизвестно.
Применение федеративного деления страны имеет свои позитивные и негативные стороны. Но положительных позиций значительно больше. Контроль позволил успешно управлять отдаленными областями, краями, регионами. Существование системы из девяти самостоятельных подразделений в настоящее время является оптимальным вариантом управления, в полной мере устраивающим властные структуры на самом высоком уровне.
Интересный обзор кадров, познавательных фактов обо всех 9 ФО РФ смотрите в предложенном ниже видео.
Россия всегда была огромным территориальным образованием, эффективное управление которым представляет определенные трудности. Российская империя держалась за счет самодержавной власти императора, который с аппаратом бюрократии контролировал даже мельчайшие процессы, именно с огромным масштабом страны связаны довольно частые реформы управления регионами. Первый раз это произошло в правление Петра Великого, который разделил всю территорию страны на губернии во главе с губернаторами, при этом главы регионов также были подотчетны особым коллегиям, таким образом царь пытался ввести трехстепенную систему управления государством. Однако некоторые области были по территории равны некоторым европейским странам, поэтому было дополнительно произведено разделение на большее количество губерний. В целом реформа в некой степени упорядочила управление, и центр получил возможность более оперативного контроля над отдаленными регионами. Однако все еще не было четкого соподчинения.
Исправляя ситуацию, императрица проводит новую реформу. В 1775 году последовал указ о разделении России на 51 губернию, которые, в свою очередь, делились на уезды. Во главе, как и раньше, находился губернатор, а вот далее были произведены значительные изменения. Для контроля вводится пост генерал-губернатора, который под своим началом объединял несколько областей, всего с 1775-го по 1917-й было создано 20 генерал-губернаторств и особая административно-территориальная единица — Кавказское наместничество. Как видим, такая система очень напоминает федеральные округа Росси, состав которых также неоднократно изменялся. Правительство Екатерины II сделало это с целью усилить надзор над местными властями, поставить под контроль действия губернаторов и снизить вероятность народных выступлений и недовольства. Действительно, это позволило в значительной мере повысить эффективность административно-бюрократического аппарата.
Революция 1917 года внесла свои коррективы в управление страной. Большевики первоначально дали окраинам и отдаленным территориям значительную власть. Что впоследствии привело даже к свержению советской власти в некоторых регионах. Осознав свою ошибку, СНК быстро стал менять тактику и стратегию управленческого устройства. При формировании СССР были заявлены федералистские принципы организации государства, но на самом деле всю власть контролировали партийные чиновники, и если провести аналогию с Российской империей, то станет ясно, что суть не поменялась. А изменилось только название. Так, вместо губернаторов и прочих областных администраторов вводились разного уровня партийные секретари, которые поддерживали железную дисциплину во вверенных им «вотчинах». Степень централизации в советский период достигла своего апогея и по своему уровню была гораздо выше имперской.
- Субъекты Российской Федерации
- Экономические районы России
- Геостратегические регионы России
- Макрорегионы России
- Статья
- Обсуждение
В рамках данного исследования нельзя не затронуть вопросы правовой природы самих федеральных округов, ибо они выступают пространственно-территориальными пределами, в границах которых структурные подразделения центральных аппаратов федеральных государственных органов, территориальные органы федеральных государственных органов, образованные на уровне федерального округа, реализуют принадлежащие им полномочия. Итак, в Российской Федерации учреждено семь федеральных округов: Центральный (центр — г. Москва), Северо-Западный (центр — г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский, переименованный вскоре в Южный (центр — г. Ростов-на-Дону) , Приволжский (центр — г. Нижний Новгород), Уральский (центр — г. Екатеринбург), Сибирский (центр — г. Новосибирск), Дальневосточный (центр — г. Хабаровск).
Указ Президента РФ от 21 июня 2000 г. N 1149 «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2748.
По справедливому мнению некоторых авторов, текст Основного Закона страны не содержит положения, прямо предусматривающие возможность учреждения в стране системы федеральных округов . Определенные исследователи даже усматривают в создании федеральных округов ключевой институт построения параконституционализма в России, выстраивание параллельной структуры управления, дублирующей институционально закрепленный механизм власти . Вместе с тем, что неоднократно отмечал и бывший глава государства, и некоторые федеральные, региональные политические деятели, решение об образовании федеральных округов не противоречит действующей Конституции России . Это подтверждается рядом ее положений, в частности, что федеративное устройство и территория Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.
Окончательная картина административно-территориального устройства РФ
Помимо этого подписано 260 иных соглашений о разграничении полномочий, при этом объем совместных полномочий постоянно возрастал, а их реализация все более становилась предметом ведения региональных властей при постоянном снижении активности (а нередко устранении или самоустранении) Центра.
По мнению В.М. Манохина, федеральные округа во главе с полномочными представителями Президента Российской Федерации имеют много общего с иными территориальными образованиями федеральной власти (в системе таможенной отрасли, округами для арбитражных судов). Федеральные округа также представляют собой федеральные образования, учреждаемые и формируемые федеральной властью.
У женщин с формой ног типа A очень небольшие промежутки между икрами и бедрами. Свободное пространство появляется у них возле лодыжек. Те, у кого именно такая форма ног, — женщины очаровательные, которых обожают мужчины. Они сдержаны, женственны, мягки, застенчивы, зависимы от мужчин. Этим дамам не свойственно проявлять инициативу.
Административно-территориальное устройство России в настоящее время различается по типам и уровням: субъекты Российской Федерации, федеральные округа, экономические районы.В соответствии с Конституцией, Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
России: 102-е место среди 209 стран мира, отставание от развитых стран в 6—7 раз и от среднемирового уровня примерно на 30%.
Однако следует обратить внимание на тот факт, что во всех официальных документах речь идет о субъектах Российской Федерации, входящих в состав федерального округа, или о субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа. Почти нигде не говорится о территории федерального округа.
Федеративный тип государственного устройства отнюдь не предполагает «безмерную» децентрализацию, серьезное сокращение роли федерального центра в системе управления важнейшими сферами функционирования государства.
Отношения между центром и органами власти регионов базируются на началах «власти — подчинения» по вертикали, являются неотъемлемым признаком государства в любом обществе.
Сколько федеральных округов в России, что расположены в Азии? Их 2. В числе таковых — Сибирский ФО.
Сибирь — огромный российский регион, являющийся одним из ключевых в аспекте транспортных коммуникаций. Оно и понятно: именно посредством сибирских дорог осуществляется грузооборот между Европейской и Азиатской Россией. Местные магистрали играют также важнейшее международное значение. Сибирь — один из самых экономически развитых и перспективных регионов России. Здесь есть запасы практически всех необходимых для экономики ресурсов.
В структуре Сибирского ФО присутствуют республики: Бурятия, Алтай, Тыва, Хакасия. В составе СФО есть области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская. В структуре СФО присутствуют края: Алтайский, Красноярский.
Состояние и место федеральных округов в системе иных межрегиональных образований в России
Исследование федеральных округов обнаруживает их существенное субъектное различие между собой. Общее количество расположенных в федеральных округах субъектов Федерации таково: в Центральном федеральном округе — 18 (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва); в Северо-Западном федеральном округе — 11 (Республики Карелия, Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ); в Южном федеральном округе — 13 (Республики Адыгея (Адыгея), Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский, Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области); в Приволжском федеральном округе — 14 (Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области); Уральском федеральном округе — 6 (Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ); в Сибирском федеральном округе — 12 (Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский, Красноярский, Забайкальский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области); в Дальневосточном федеральном округе — 9 (Республика Саха (Якутия), Приморский, Камчатский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская, Еврейская автономная области, Чукотский автономный округ).
Определенное выравнивание федеральных округов по данному критерию достигается в силу расположения в центральной и южной полосе России небольших по территории субъектов Федерации, а также размещения базовых отраслей экономики. Разное географическое расположенных субъектов Федерации и, следовательно, дифференциация отдельных регионов по уровню их экономического развития, экономических потенциалов стало одной из основных причин различия федеральных округов по ряду значимых социально-экономических характеристик:
- по территории;
- по численности населения (исторически наиболее заселенной является европейская часть страны);
- по производству валового регионального продукта;
- по объему производства промышленной, сельскохозяйственной продукции, социальных услуг;
- в области финансово-бюджетной сферы, внешнеторговых операций .
Федеральные округа Российской Федерации созданы в соответствии с Указами президента России.
Федеральный округ России не является субъектом федерации или какой-либо конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе не обладает никакими конституционными полномочиями — он является представителем Президента и сотрудником администрации Президента.
Название округа | Административный центр | Кол-во субъектов РФ | Площадь (тыс. км2) |
Центральный федеральный округ | Москва | 18 | 652, 8 |
Южный федеральный округ | Ростов-на-Дону | 6 | 416, 84 |
Северо-Западный федеральный округ | Санкт-Петербург | 11 | 1 677, 9 |
Дальневосточный федеральный округ | Хабаровск | 9 | 6 215, 9 |
Сибирский федеральный округ | Новосибирск | 12 | 5 114, 8 |
Уральский федеральный округ | Екатеринбург | 6 | 1 788, 9 |
Приволжский федеральный округ | Нижний Новгород | 14 | 1 038 |
Северо-Кавказский федеральный округ | Пятигорск | 7 | 172, 36 |
Экономическое районирование России. Современная сетка экономических районов
В настоящее время в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов.
Современный экономический район представляет собой целостную территориальную часть народного хозяйства страны, имеющую свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи.
Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Главные принципы выделения экономических зон — уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны — Западную (Европейская часть России) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток).
Различные части страны значительно отличаются друг от друга природными и экономическими условиями. Одни из них давно заселены и освоены, другие только начинают осваиваться. В одних экономика сформировалась на основе богатых местных ресурсов. В других – на привозном сырье.
Каждая территория специализируется на производстве определенных видов продукции, в результате чего формируются экономические районы, отличающиеся друг от друга своей специализацией.
В России выделяются 11 экономических районов и Калининградскую область, которая, в связи с территориальной обособленностью от основной части страны, не входит ни в один из экономических районов (рассматривается в рамках изучения Северо – Западного района).
- Учитывая резкие различия в природных условиях, соотношение важнейших ресурсов, характер хозяйственного освоения, различия в составе и размещении населения сраны, проблемы социально-экономического развития, территорию России подразделяют на две экономические зоны – Западную (Европейская Россия) и Восточную (Азиатская), в состав которых входит разное количество экономических районов.
- Территориальный состав экономических районов
Западная зона | Восточная зона | |
Экономические районы | Центральный, центрально-Черноземный | Западно-Сибирский |
Северо-Западный | Восточно-Сибирский | |
Волго-Вятский | Дальневосточный | |
Поволжский | ||
Уральский | ||
Северный | ||
Северокавказский |
Западная экономическая зона включает 8 экономических районов европейской части страны. Она занимает территорию, равную ¼ части страны, на которую приходится около 80% населения, 85% промышленного и сельскохозяйственного производства, около 90% непроизводственной сферы страны.
Она близко расположена к экономически и политически развитому региону мира — Западной Европе и имеет лучшее соседское и транспортно-географическое положение по сравнению с азиатской Россией. Здесь расположена столица России города Москва — экономический центр страны. Природные условия наиболее удобны для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Однако низкая обеспеченность многими видами природных ресурсов-водных, лесных, топливно-энергетических. Отрасли специализации – точное машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность.