Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое ЕАЭС – расшифровка аббревиатуры и список стран на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данная организация была создана для упрощения движения ресурсов, денег и товаров между странами-участницами. Прообразом ЕАЭС стало Евразийское экономическое сообщество, объединившее три крупные постсоветские экономики: Россию, Беларусь и Казахстан. Со временем данное объединение начало расширяться за счёт новых участников. Вступившие в ЕАЭС страны получили те же права и привилегии, что и государства-основатели.
Государства-члены ЕАЭС: полный список 2023
Наиболее полным объёмом прав в союзе пользуются страны-участницы. Расскажем о них подробнее.
Российская Федерация. Одна из основательниц союза, крупнейшая экономика ЕАЭС. Благодаря членству в союзе, Россия восполняет дефицит рабочей силы за счёт трудовых мигрантов из менее развитых стран, а также может беспрепятственно экспортировать и импортировать товары, в обход ограничений, установленных западными санкциями.
Казахстан. Вторая страна союза как по площади, так и по объёму экономики. Занимает важную роль в логистической отрасли ЕАЭС.
Беларусь. Третья страна-основательница. Также пострадала от санкций, наложенных Европейским союзом. Имеет возможность компенсировать утраченную долю экспорта в Европу, за счёт поставок своей продукции на рынки стран ЕАЭС.
Армения. Небольшое закавказское государство, находящееся в окружении недружественных стран. После вступления в союз, значительно нарастила объем экспорта и международных инвестиций.
Кыргызстан. Имеет выгодное географическое положение между Китаем и странами Центральной Азии. За последние годы, значительно улучшил внутренний инвестиционный климат.
Основные цели Евразийского экономического союза:
- создать условия для укрепления и стабильного развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни их населения;
- сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
- модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
На территориях стран – участниц ЕАЭС действует общий рынок труда:
- Работодателю или заказчику для заключения трудового или гражданско-правового договора с гражданином государства – члена ЕАЭС, не нужно получать специальное разрешение на привлечение иностранных работников.
- Гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в России. Процедура их трудоустройства не отличается от приёма граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Таможенный союз 2022 года не так прост, как кажется. Между странами и их участниками регулярно возникают противоречия, что является естественной частью переговорного процесса.
Таможенный союз ЕАЭС — это объединение нескольких государств. Поэтому установление наилучших условий для одного государства неизбежно затрагивает интересы другого.
Проблема проявилась в том, что тарифы были распределены неравномерно. Например, с 2020 года доля Российской Федерации составляет 85,26%.
В 2010 году Беларусь повысила тарифы на импорт автотранспортных средств, а затем ввела сертификацию продукции, произведенной в легкой промышленности (которая стала обязательной, а не факультативной).
В 2014 году были запрещены поставки мяса из Беларуси в Российскую Федерацию; в 2019 году возник спор о прекращении продажи сырой нефти из Российской Федерации в Беларусь.
Конфликты возникают по внешним причинам. На их появление влияют санкции против Российской Федерации, введенные США и Европейским союзом, кризисы на Ближнем Востоке и в Украине.
Противоречия в Таможенном союзе
Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.
Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.
В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.
Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.
Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.
Техническое регулирование и сертификация
ЕАЭС (расшифровка Евразийский экономический союз) создает условия для упрощенного оборота товара на своей территории. Для этого существуют единые регламенты, стандарты, которые содержат требования безопасности к различным объектам и обязательны для применения. Проводится госрегистрация, декларирование и сертификация продукции органами с аккредитацией, и без прохождения этих процедур торговля в определенных случаях будет невозможна.
Однако требования постоянно меняются, как и правила распространения товаров, услуг или работ. Самостоятельно отслеживать и изучать актуальность документов — потерять время и ресурсы, которые можно потратить эффективнее для своего дела. Поэтому лучше доверить эти задачи специалистам. «РТС Сертификация» ответит на ваши вопросы и поможет пройти все необходимые процедуры в короткие сроки.
Какая у ЕАЭС расшифровка и аббревиатура правильные
Очень часто можно встретить неправильные аббревиатуры: «ЕАС», «ЕврАзЭС», «ЕЭС».
Верное сокращение обозначено в документах одного из главных органов управления союза Евразийской экономической комиссии — «ЕАЭС», и других вариантов не существует.
Старое название «Таможенный союз» перестало существовать с 1 января 2015 года вместе с подписанием соглашения о создании Евразийского экономического союза, но очень часто употребляется в быту и информационных источниках.
Помимо Комиссии в структуру ЕАЭС входит также Высший Евразийский экономический совет, членами которого являются президенты стран-участниц союза. Главы правительств входят в другой управляющий орган — Евразийский межправительственный экономический совет. Для обеспечения исполнения требований международных договоров функционирует Суд Союза.
«Интеграция интеграций»
Наконец, наиболее масштабным форматом сотрудничества ЕАЭС с внешними партнерами в долгосрочной перспективе является «интеграция интеграций», представляющая собой преференциальное соглашение между двумя интеграционными объединениями. В первую очередь, речь идет о соглашениях с АСЕАН и МЕРКОСУР, но в то же время возможны переговоры и с другими объединениями, такими как Южноафриканский таможенный союз, Андское сообщество, БИМСТЕК и т.д. Несомненно, наиболее привлекательным вариантом является ЗСТ ЕАЭС-ЕС, однако, в силу существующих политических разногласий между Россией и Европейским союзом маловероятно даже обсуждение данного вопроса на официальном уровне, что не отменяет необходимость углубления диалога между двумя объединениями.
Этот процесс может принять как одномоментный подход (изначально повестка переговоров предполагает интеграцию двух объединений), так и постепенный, предусматривающий заключение отдельных соглашений с каждой (или большинством) из стран объединения-партнера, после чего происходит переход к единому договору, заменяющему все предыдущие.
ЕАЭС открыт для Узбекистана
Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил об открытости Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в вопросе его расширения. Тем не менее, рассуждая о вероятности вхождения Узбекистана в Евразийский союз, российский премьер заметил, что это решение является внутренним делом каждой страны, сообщает корреспондент Podrobno.uz со ссылкой на ТАСС.
«Двери Евразийского союза открыты для наших партнеров, и в этом есть известные преимущества, потому что в этом случае начинают распространяться на участников Евразийского союза определенные льготы и преференции, которые существуют именно для членов нашего Евразийского союза», – сказал Медведев в интервью Сергею Брилеву для программы «Вести в субботу».
«Но, конечно, это внутреннее дело каждого государства», – подчеркнул он.
При этом премьер подчеркнул, что в случае с Узбекистаном присоединение к ЕАЭС «зависит от их позиции».
«Мы всегда исходили из того, что мы никого не напрягаем, что называется», – заметил он, уточнив, что в Узбекистане пока просто присматриваются к идущим в рамках Союза процессам. Премьер добавил, что включение в состав Евразийского союза государств, которые имеют переходную, сложную экономику, повлекло за собой серьезные обязательства.
«Киргизия, да и Армения. Это все-таки страны с определенными экономическими проблемами, это развивающиеся экономики, – пояснил он свою мысль. – Да, откровенно говоря, у нас у всех есть экономические проблемы, поэтому я не вижу в этом ничего страшного. Вопрос именно в том, на каких началах государства заходят, какие цели преследуют». Медведев заверил, что в ЕАЭС вопросы готовы обсуждать.
Проводя параллели между СНГ и ЕАЭС, премьер-министр подчеркнул, что Совет глав правительств стран Содружества независимых государств не является «церемониальными сборами».
«Нет, это не церемониальные сборы. Наверное, уровень интеграции в формате СНГ не такой, как в Евразийском союзе Но это обычная история. Это, как мы говорим, разноскоростные треки интеграции», – уточнил российский премьер.
Медведев также напомнил, что процесс формирования Европейского союза растянулся на десятилетия.
«А здесь мы можем по-разному двигаться. Кто-то может посмотреть, как идут процессы в Евразийском союзе, и подумать о том, чтобы присоединиться к более тесному такому интеграционному объединению. Это абсолютно нормально, так что, я уверен, у СНГ в этом смысле есть будущее», – заключил он.
Прогнозирование сценариев развития ЕАЭС к 2030 году является не просто академическим интересом. На его основе должна разрабатываться долгосрочная стратегия развития ЕАЭС до 2030 года, направленная на реализацию одного из базовых сценариев.
Для Республики Беларусь это имеет особую актуальность в связи с предстоящей конституционной реформой, продолжением социально-политического кризиса 2020 года и попытками ряда западных стран отколоть Беларусь от ЕАЭС и ОДКБ. Если дальнейшие действия политического руководства Беларуси не будут направлены на сохранение целостности евразийского проекта и его развитие, то каковы шансы, что политическая элита Беларуси сможет сохранить свой статус и саму государственность?
По нашему мнению, для противодействия сценарию «дестабилизации и распада ЕАЭС», который сейчас активно инициирует ряд западных стран, все государства-участники ЕАЭС должны включиться в формирование единой стратегии в рамках сценария «Создание собственного центра силы». Только в рамках этой стратегии будет возможен синергетический эффект от интеграции, сохранена государственность стран-участниц и обеспечено процветание наших народов. В противном случае другие геополитические центры силы будут постепенно откалывать части от нашего общего цивилизационного пространства. И к 2030 году ЕАЭС просто растворится в истории.
Евразийский экономический союз
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.
Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.
Это:
- Таможенный союз – соглашение, по которому участники могут снизить или вовсе убрать таможенные пошлины за перевозку товаров. Цель создания – единое комфортное таможенное пространство.
- Основная цель – увеличение товарооборота между участниками, защита рынков каждой державы, выпуск конкурентоспособных товаров.
- Первое соглашение между Россией, Белоруссией и Казахстаном были подписаны в 1995 году.
- В 2020 году 5 государств входит в ЕАЭС. Изъявляли желание на присоединение Тунис, Узбекистан, Сирия.
- Одновременно действует Зона Свободной Торговли. Сюда входит дополнительно входит Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- До сих пор много противоречий между странами – участниками. Основная причина – различие национальных интересов. Не каждый участник выполняет нормы ранее подписанных договоров.
Не смотря на конфликты, тенденции к достижению поставленных целей и перспектив имеются. Но это станет возможным только тогда, когда все будут предписанные нормы будут исполнятся совместно.
Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее
В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.
Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.
Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
Список стран-участников Таможенного союза на 2021 год
В настоящий момент действующими участниками ТС являются:
- Россия (с 2010 года);
- Казахстан (с 2010 года);
- Белоруссия (с 2010 года);
- Армения (с 2015 года);
- Киргизия (с 2015 года).
Между государствами действует договор о Евразийском экономическом союзе, определяющий сферу его функционирования: основные принципы, управление, меры регулирования экономических процессов, сотрудничество по различным направлениям деятельности.
С 1 января 2018 года страны приняли Таможенный кодекс ЕАЭС для упрощения ряда процедур, проводимых между участниками.
О том, что такое Таможенный союз, дополнительно можно узнать ниже на видео.
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.
Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.
Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.
Все меры таможенного регулирования направлены на достижение устойчивости экономического развития государств-членов ТС, диверсификации экономики, инновационному прогрессу, улучшению структуры торговли и инвестиций.
Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия
Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.
Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.
Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.
Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.
Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.
Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.
Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.
Противоречия в Таможенном союзе
Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.
Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.
В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.
Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.
Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.
Это:
- Таможенный союз – соглашение, по которому участники могут снизить или вовсе убрать таможенные пошлины за перевозку товаров. Цель создания – единое комфортное таможенное пространство.
- Основная цель – увеличение товарооборота между участниками, защита рынков каждой державы, выпуск конкурентоспособных товаров.
- Первое соглашение между Россией, Белоруссией и Казахстаном были подписаны в 1995 году.
- В 2020 году 5 государств входит в ЕАЭС. Изъявляли желание на присоединение Тунис, Узбекистан, Сирия.
- Одновременно действует Зона Свободной Торговли. Сюда входит дополнительно входит Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- До сих пор много противоречий между странами – участниками. Основная причина – различие национальных интересов. Не каждый участник выполняет нормы ранее подписанных договоров.
Не смотря на конфликты, тенденции к достижению поставленных целей и перспектив имеются. Но это станет возможным только тогда, когда все будут предписанные нормы будут исполнятся совместно.