Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Где можно выучиться на воспитателя и сколько времени это займет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для работы воспитателем требуется профильное среднее профессиональное или высшее образование. При наличии диплома любого непрофильного вуза, колледжа, техникума можно получить право работать в ДОУ, окончив курсы профессиональной переподготовки по профилю «Дошкольное образование».
Как избежать ошибок в работе с детьми? Советы опытных воспитателей
- Всегда выясняйте, почему ребенок ведет себя слишком активно или пассивно. В первом случае постарайтесь успокоить малыша, а во втором – увлечь каким-то занятием или вовлечь в общую деятельность, игру.
- Замечания делайте тихим голосом и адресно. Чтобы малыш вас услышал, подойдите к нему, отведите его в сторону.
- Перед наказанием всегда объясняйте ребенку, в чем он не прав.
- Старайтесь не критиковать и не наказывать воспитанников при других детях, не использовать обидные характеристики даже в шутку.
- Не выделяйте «любимчиков», старайтесь уделять одинаковое внимание всем детям в группе.
- Разбирайтесь во всех конфликтных ситуациях, чтобы выявить их причины и провести разъяснительные беседы с участниками, а не только наказать виновных.
- Ищите поводы, чтобы похвалить каждого ребенка.
- Не требуйте от детей, чтобы они работали в одном темпе и добивались одинаковых результатов. Каждый малыш уникален и развивается по-своему.
- Избегайте сравнения детей друг с другом, ведь в дошкольном возрасте они особенно чувствительны к оценке взрослых.
- Формируйте у детей самостоятельность – не делайте все за них, позволяйте им принимать решения и совершать ошибки.
- Наблюдайте за малышами, чтобы увидеть их склонности к определенным занятиям (рисованию, пению, физическим упражнениям и т. д.) и сообщить об этом родителям.
- Работайте над разносторонним развитием детей, пробуйте разные виды деятельности, педагогические методы и приемы.
Подробно о применении профстандарта «Педагог»
Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендовать на иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».
Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:
«К образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».
Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки» или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).
К укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки» относятся следующие должности:
- Специальности среднего профессионального образования:
Воспитатель детей дошкольного возраста;
Учитель начальных классов;
Педагог дополнительного образования;
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.).
- Направления подготовки высшего образования:
Что из себя представляет профессия
Воспитателями называют педагогов, которые работают с детьми до 7 лет. Они присматривают за детьми и занимаются их развитием. Это востребованная профессия, представители которой работают в детских садах, лагерях и учреждениях дополнительного образования. Спрос на воспитателей продолжает расти, поскольку на 2021 год правительство запланировало построить в России 760 государственных садов и продолжает поддерживать частные учреждения в регионах.
Старший воспитатель разрабатывает методические планы, программы и рекомендации. Он отвечает за отчетность, организовывает мероприятия и контролирует работу других педагогов.
Заведующий занимается управлением. Эта должность не является педагогической, но требует понимания всех процессов в детском саду.
На этапе планирования своей профессиональной деятельности важно сразу определить свой карьерный путь, чтобы постепенно приближаться к желаемой должности.
Как можно обучиться в Академии
Например, программы переподготовки рассчитаны на 260-510 часов и занимают от двух до четырех месяцев. Слушатель изучает правовые аспекты будущей профессии, психологию, дидактику, основы гигиены и физиологии дошкольников и другие педагогические дисциплины. Он может самостоятельно регулировать скорость прохождения программы в пределах времени освоения курса. На всех этапах ему помогает личный куратор.
Слушатель осваивает необходимые знания и навыки, проходит промежуточную и итоговую проверку в виде тестов. После успешной сдачи экзамена будущему воспитателю присваивается квалификация и по почте высылается документ об образовании, установленного государством образца. Дипломы и свидетельства, выдаваемые Академией, регистрируются в специальной государственной системе ФИС ФРДО, поэтому подлинность документов всегда можно проверить.
После такого профессионального обучения специалист может подавать резюме и претендовать на работу в частном или государственном дошкольном образовательном учреждении.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Профессиональная карьера педагога
Выпускник педагогического вуза имеет одно неоспоримое преимущество. Оно называется: «право преподавания». Да-да, не удивляйтесь. Дело в том, что уже закончив педагогический колледж (училище), молодой специалист может устроиться на работу в школу или детский сад.
Выпускнику же любого другого высшего учебного заведения, для того, чтобы стать преподавателем на одной из кафедр в своем вузе, придется закончить магистратуру или аспирантуру, сдав кандидатские минимумы. Именно магистратура или аспирантура дает выпускнику не педагогического вуза право преподавания.
Поэтому, не удивляйтесь, но инженер-механик не может преподавать труд в общеобразовательной школе, а инженер-программист не вправе обучать учащихся информатике. Такова специфика педагогических и не педагогических дипломов.
Личные качества, важные для воспитателя
Многие люди очень тепло относятся к маленьким детям, искренне любят их и именно поэтому уверены, что труд воспитателя не будет для них слишком тяжелым. Однако, погрузившись в эту сложную профессию, приходит понимание того, что любовь к детям и тяжелая работа по их воспитанию – это два совершенно разных понятия. Педагогика – очень сложная сфера социальной деятельности. Перед тем как стать воспитателем, человек должен убедиться в правильности своего выбора.
Перспективы карьерного роста воспитателя
Перспективы карьерного роста у воспитателя имеются, однако, подготовку к будущему повышению нужно начинать заблаговременно. Необходимо понять, что нужно предпринять, какие шаги приведут к успеху, какие действия особенно ценятся и способствуют повышению.
Психологическое совершенствование воспитательной деятельности
Воспитатель должен постоянно самосовершенствоваться. В педагогике многие знания очень быстро теряют актуальность, нужно следить за тем, что и в каком формате транслируется воспитанникам.
Особенности работы в детском саду
Чтобы работать воспитателем, можно закончить педагогическое училище или институт по специальности воспитателя дошкольного учреждения. А далее пойдет рассказ о самой деятельности.
Каково описание профессии воспитателя? Обычно он работает в 2 смены. В 6 часов 30 минут начинается рабочий день, и воспитатель принимает детей. Их необходимо встречать с улыбкой и радостью на лице, чтобы создать хорошее настроение на целый день и малышам, и родителям.
В 08:15 малыши делают утреннюю зарядку для того, чтобы они полностью проснулись и получили заряд бодрости. В 9:00 дети завтракают. После этого в каждой группе проводятся возрастные занятия, которые утверждаются методистом в начале каждого учебного года. Они направлены на развитие у малышей различных талантов. Занимаются они лепкой, рисованием, аппликацией и математикой. После игр детей в группе их сопровождают на прогулку.
В 11:30 начинается вторая смена, но первый воспитатель не покидает группу до 13:30. Он помогает малышам обедать и укладывает их спать. Подъем после дневного сна происходит в 15:00, после полдника педагог играет с детьми в спокойные игры или рассказывает им сказки.
В течение всего дня с малышами в группе находится младший воспитатель (няня), благодаря ей соблюдается чистота в помещении. Она моет полы, окна, кормит, одевает детей и оказывает им всестороннюю помощь.
Няня — очень важный человек в садике. Правда многие ее труд не ценят.
«Устроилась няней. Прихожу к 7:45, вытираю пыль в группе, подтираю пол в зале перед зарядкой. В 8 часов накрываю на столы, получаю пищу с пищеблока, раскладываю по тарелкам. После завтрака мою посуду. Затем — уборка раздевалки, мытье пола. Затем — второй завтрак. Разливаю по кружкам. Когда дети попьют, мою. После, когда у детей закончатся занятия в группе, они идут на прогулку, а я мою группу, спальню, туалет, проветриваю в спальне и группе. Накрываю на столы, иду получаю обед. Мою посуду, пол в группе. Затем тихий час. У нас очень часто воспитатели куда-то уходят, поэтому я дежурю в спальне. Затем полдник (получаю с пищеблока еду, накрываю, раздаю пищу), мою посуду. Через час — ужин. Протираю столы, накрываю, получаю пищу с пищеблока, раздаю деткам, мою посуду. Рабочий день заканчивается».
Отношения с родителями
Порой, если верить рассказам самих работников садов, противостояние возникает просто так — на пустом месте из-за банального неуважения родителей.
«Дети сами по себе почти все хорошие. За исключением тех, которых испортили родители. А вот среди родителей очень много сумасшедших. Отношение к воспитателям — как к обслуге. Есть такие, которые никогда не подойдут и не обговорят нюансы, а чуть что не понравится — сразу пишут записочки в РОНО или жалуются заведующей».
«Родители бывают всякие. Бывает, во всем идут на встречу; другим все по барабану; бывают откровенно больные люди. У меня в группе был один папаша, который приходил к ребенку в д/с по несколько раз в день, сидел в тихий час у его кроватки, регулярно читал лекции по „педагогике“. Таких, по-моему нужно лечить. А есть люди, которые подходят за советом, в каждый мало-мальский праздник подарки приносят. Таких побольше и себе, и всем коллегам желаю».
Возможность забирать еду
Работники детсадов все же умудряются находить плюсы в профессии. Некоторые няни считают, что большим подспорьем является возможность уносить домой еду, которую не съели воспитанники.
«Работала няней. Еду домой брала немного, у детей никто не отнимал, питались в группе и забирали то, что дети не доели, либо те порции, что остались, если кого-то забирали раньше».
«Целый день, как белка в колесе, но хоть какой-то прок — сама сытая, ребенок тоже, домой продукты дают (если хорошая начальница). Оставшаяся еда — вообще не в счет, каши-запеканки тоже можно забирать».
Впрочем, некоторые убеждены, что забирать продукты домой — не всегда правильная и хорошая идея.
«Многие пишут, что можно еду домой таскать — это не так. Не дай бог одну обгрызенную котлету собачке/кошечке возьмете — наслушаетесь, мама не горюй, лучше все выкидывать».
В период коронавирусных ограничений детский лагерь трудно назвать удачным направлением бизнеса, особенно при работе в белую. Но потребность в детских лагерях в перспективе никуда не денется. Сейчас этот рынок постепенно трансформируется. Современные родители подыскивают своим детям не просто лагеря наподобие пионерлагерей советского типа, а лагеря с некой креативной программой. Это могут быть лагеря с образовательным или актерским уклоном, IT-лагеря, лагеря по дизайну, журналистике или блогерству, сопртивные и туристические лагеря и так далее.
Наиболее простой вариант для старта, который сегодня позволит избежать многочисленных бюрократических трудностей и проверок государственных инстанций — это аренда помещений для лагеря у сторонних организаций, например, у баз отдыха. В таком случае сам предприниматель обычно регистрирует как ИП, а схема бизнеса включает три договора — агентский с базой отдыха, которая внесена в реестр организаций детского отдыха, договор с конечными клиентами на продажу путевок и организацию досугово-игровой программы и договор с базой о том, что организация была нанята базой отдыха для осуществления программы на площадке базы.
Родителям стоит помнить о правах воспитателя в детском саду:
1. Не пускать ребенка в детский сад с признаками болезни.
2. Не давать ребенку лекарство, принесенное родителями.
3. Не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием.
4. Узнавать, почему ребенок пропустил детский сад.
5. Потребовать справку от врача при пропуске детского сада по болезни.
6. Давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.
7. Не стирать и гладить детские вещи.
8. Не ждать родителей после окончания своей смены.
9. Не отдавать ребенка кому-либо кроме папы или мамы, если это не было предварительно согласовано.
10. Наконец, нельзя забывать о праве педагогов на уважительное отношение к себе и к своей работе.
Младший обслуживающий персонал
К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.
Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении — просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.
Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.
У каждого специалиста в детском саду имеется свой график работы.
Заведующая работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который обычно составлен так, чтобы можно было контролировать работу всех структурных подразделений. Таким образом, рабочий день руководителя детского сада может начинаться и в 7, и в 8, и в 9 часов утра, а заканчиваться соответственно и в 5, и 7 часов вечера.
У воспитателя семичасовой рабочий день. Первая смена длится с 7.00 до 14.00 , вторая начинается в 12.00 , а заканчивается в 19.00 . Период с 12.00 до 14.00 — часы, когда оба воспитателя группы работают вместе.
Музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре и инструктор по плаванию работают по графику, который зависит от количества групп, которые они ведут.
Педагог-психолог, как и воспитатель, работает 7 часов в день. График его работы может охватывать как на первую, так и вторую половину дня, чтобы была возможность заниматься не только с детьми и педагогами, но и общаться с родителями воспитанников.
У педагога дополнительного образования рабочий график составляется, исходя из 18-часовой рабочей недели, т.е. он может приходить на работу как каждый день, так и несколько раз в неделю — от этого зависит продолжительность его рабочего дня.
Старшая медсестра начинает работу в 7.15. В это время она проводит утренний прием, оценивает состояние детей, особенно тех, что пришли после болезни и были в контакте с инфекционными больными.