Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всего 5 шагов, чтобы ответить на требование налоговой без ошибок и в срок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Состав документов, который может быть запрошен непосредственно у налогоплательщика, в рамках камеральных проверок ограничен (ст.88 НК РФ). В основном это документы, подтверждающие право на применение льгот или правомерность возмещения, либо возврата НДС.
Когда можно в представлении документов (информации) отказать?
Наиболее часто встречающиеся формальные нарушения, влекущие недействительность требования:
-
К требованию не приложено поручение;
-
Требование составлено неуполномоченным лицом, например, должностным лицом инспекции, в которой вы не состоите на учете;
-
Требование (поручение) составлено не по форме, предусмотренной Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных налоговыми органами при реализации своих полномочий…». Речь идет о ситуации, когда вместо требования налогоплательщику направляется «информационное письмо» или иной, не предусмотренный НК РФ запрос. Посредством таких запросов налоговые органы пытаются получить информацию за рамками сроков проверки или информацию, запрашивать которую формально не могут. Идти навстречу инспектору или нет в такой ситуации — сугубо право налогоплательщика.
-
Требование выставлено после окончания налоговой проверки.
-
Документы и информация представлялись в инспекцию ранее.
-
Запрошенные документы и информация не относятся к проверяемому периоду или к предмету проверки.
Важно! Если требование выставлено во время проверки, но получено налогоплательщиком после ее окончания, такое требование признается законным.
Что делать, если просят дать пояснения?
Сразу обращаем внимание, на основании какой нормы просят дать пояснения.
Если на основании 93.1 НК РФ, то актуально все то, что написано выше.
Если же на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, то налоговый орган должен в требовании указать, какие выявлены проверкой ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, полученным им в ходе налогового контроля.
Если налоговый орган не указывает, какие ошибки либо противоречия выявлены, то ответ на него является вашим правом, но не обязанностью.
ВАЖНО! Даже в таком случае не следует игнорировать требование. Целесообразно указать в ответе, что при самостоятельной проверке налогоплательщиком поданной им декларации никаких ошибок, противоречий не выявлено, соответственно, обязанности давать какие-либо пояснения не возникает.
Как ответить на требование ФНС, если налоговая нарушила сроки
ИФНС вправе направлять требования в рамках камеральной проверки в течение 3 месяцев со дня, когда компания или ИП представит декларацию или расчёт. Исключение — когда требование направили в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.
Провести дополнительные мероприятия вправе руководитель налоговой инспекции в ходе проверки. Это возможно, например, если нужны ещё какие-то доказательства нарушения налогового законодательства. Тогда могут запросить дополнительные документы за пределами трёхмесячного срока.
Декларацию по НДС налоговики проверяют в течение 2 месяцев, но этот срок могут продлить до 3 месяцев — также по решению руководителя инспекции.
Если ИФНС пропустила срок, выставлять требование она не вправе. Но иногда налоговая всё же хочет задать вопрос об интересующем её периоде, поэтому может идти на различные уловки. Например, в заголовке указать налоговый период, по которому недавно была камералка, а в тексте требования — интересующий её период, по которому срок отправки требований уже пропущен.
В таких случаях не надо поддаваться на провокацию. В ответе на требование следует указывать только тот период, по которому проводится проверка.
Также следует помнить, что во время камеральной проверки налоговики не вправе требовать документы, за исключением счетов-фактур при камеральной проверке декларации по НДС с суммой налога к возмещению. Поэтому документы к ответу на требование о предоставлении пояснений прикладывать не нужно — достаточно просто письменно ответить на вопрос.
Когда требование считается полученным
Когда инспекторы проводят проверку на территории налогоплательщика, требование вручают лично руководителю или его представителю, под роспись. Срок, в течение которого нужно ответить, отсчитывают со следующего дня.
В остальных случаях есть нюансы:
- Требование отправили по почте заказным письмом. Оно автоматически считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки (по штемпелю на конверте), а срок исполнения начинает течь с седьмого рабочего дня. Неважно даже, что на самом деле письмо вы могли не получить.
- Требование направили по ТКС через оператора ЭДО. Электронное письмо нужно открыть, затем подписать и отправить в налоговую квитанцию о его приёме. Так вы подтверждаете, что получили требование. Дата получения — та, которая указана в квитанции о приёме. Отсчёт срока начнётся со следующего дня. Если вы не обязаны сдавать отчётность исключительно в электронном виде, но пользуетесь ЭДО, можете вообще не открывать требование, присланное по ТКС. Наказания за это не будет. Не дождавшись от вас квитанции о приёме, ИФНС отправит бумажное требование заказным письмом. Но если вы относитесь к тем, кто должен отчитываться строго в электронной форме, нужно подтвердить получение не позднее чем на шестой рабочий день после отправки, иначе вам могут заблокировать расчётный счёт.
- Требование прислали через личный кабинет ИП или юрлица. Считается полученным в день, когда оно там появилось. Отсчёт срока — со следующего дня.
Превышение допустимой доли вычетов
Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.
Безопасная доля вычетов по регионам в I и II кварталах 2021 года
Регион | I квартал | II квартал | Динамика* |
Российская Федерация в том числе: | 88,8 | 88,4 | –0,4 |
Центральный федеральный округ | |||
Белгородская область | 90,0 | 88,6 | –1,4 |
Брянская область | 89,3 | 90,1 | 0,8 |
Владимирская область | 86,1 | 83,6 | –2,5 |
Воронежская область | 91,2 | 91,7 | 0,5 |
Ивановская область | 91,5 | 91,6 | 0,1 |
Калужская область | 88,3 | 89,3 | 1,0 |
Костромская область | 87,7 | 87,7 | 0,0 |
Курская область | 94,5 | 91,7 | –2,8 |
Липецкая область | 104,3 | 104,2 | –0,1 |
Московская область | 88,3 | 88,9 | 0,6 |
Орловская область | 88,1 | 89,4 | 1,3 |
Рязанская область | 88,3 | 88,4 | 0,1 |
Смоленская область | 91,1 | 92,7 | 1,6 |
Тамбовская область | 95,2 | 93,6 | –1,6 |
Тверская область | 87,2 | 87,8 | 0,6 |
Тульская область | 96,8 | 96,3 | –0,5 |
Ярославская область | 86,5 | 89,3 | 2,8 |
город Москва | 88,8 | 89,4 | 0,6 |
СевероЗападный федеральный округ | |||
Республика Карелия | 71,3 | 70,2 | –1,1 |
Республика Коми | 80,0 | 77,0 | –3,0 |
Архангельская область | 85,4 | 91,2 | 5,8 |
Вологодская область | 99,7 | 102,2 | 2,5 |
Калининградская область | 63,9 | 64,3 | 0,4 |
Ленинградская область | 90,2 | 91,8 | 1,6 |
Мурманская область | 185,7 | 161,9 | –23,8 |
Новгородская область | 96,2 | 97,8 | 1,6 |
Псковская область | 92,1 | 91,5 | –0,6 |
город СанктПетербург | 88,4 | 88,4 | 0,0 |
Ненецкий АО | 110,8 | 108,0 | –2,8 |
СевероКавказский федеральный округ | |||
Республика Дагестан | 85,4 | 84,4 | –1,0 |
Республика Ингушетия | 95,7 | 93,6 | –2,1 |
КабардиноБалкарская Республика | 90,8 | 91,5 | 0,7 |
КарачаевоЧеркесская Республика | 91,0 | 88,6 | –2,4 |
Республика Северная Осетия — Алания | 86,6 | 87,9 | 1,3 |
Чеченская Республика | 96,8 | 95,1 | –1,7 |
Ставропольский край | 93,5 | 91,7 | –1,8 |
Южный федеральный округ | |||
Республика Адыгея | 87,4 | 85,5 | –1,9 |
Республика Калмыкия | 116,3 | 87,0 | –29,3 |
Республика Крым | 87,8 | 86,4 | –1,4 |
Краснодарский край | 91,6 | 91,8 | 0,2 |
Астраханская область | 78,5 | 76,6 | –1,9 |
Волгоградская область | 93,6 | 87,7 | –5,9 |
Ростовская область | 95,0 | 95,2 | 0,2 |
город Севастополь | 83,1 | 81,9 | –1,2 |
Приволжский федеральный округ | |||
Республика Башкортостан | 93,1 | 93,3 | 0,2 |
Республика Марий Эл | 89,6 | 90,4 | 0,8 |
Республика Мордовия | 89,3 | 90,4 | 1,1 |
Республика Татарстан | 92,0 | 91,3 | –0,7 |
Удмуртская Республика | 82,3 | 79,4 | –2,9 |
Чувашская Республика | 82,4 | 84,6 | 2,2 |
Кировская область | 84,8 | 85,4 | 0,6 |
Нижегородская область | 92,5 | 90,2 | –2,3 |
Оренбургская область | 75,3 | 72,1 | –3,2 |
Пензенская область | 87,6 | 86,9 | –0,7 |
Пермский край | 86,3 | 81,5 | –4,8 |
Самарская область | 84,3 | 82,9 | –1,4 |
Саратовская область | 86,8 | 86,8 | 0,0 |
Ульяновская область | 88,0 | 90,0 | 2,0 |
Уральский федеральный округ | |||
Курганская область | 85,2 | 85,1 | –0,1 |
Свердловская область | 91,6 | 91,6 | 0,0 |
Тюменская область | 84,2 | 82,2 | –2,0 |
Челябинская область | 89,9 | 89,8 | –0,1 |
ХантыМансийский АО — Югра | 66,8 | 60,4 | –6,4 |
ЯмалоHенецкий АО | 75,9 | 69,7 | –6,2 |
Сибирский федеральный округ | |||
Республика Алтай | 90,0 | 88,9 | –1,1 |
Республика Тыва | 81,3 | 88,9 | 7,6 |
Республика Хакасия | 85,6 | 84,5 | –1,1 |
Алтайский край | 89,0 | 88,1 | –0,9 |
Красноярский край | 83,4 | 81,6 | –1,8 |
Иркутская область | 78,9 | 79,7 | 0,8 |
Кемеровская область — Кузбасс | 93,8 | 92,6 | –1,2 |
Новосибирская область | 88,6 | 89,1 | 0,5 |
Омская область | 88,2 | 84,1 | –4,1 |
Томская область | 73,6 | 74,5 | 0,9 |
Дальневосточный федеральный округ | |||
Республика Бурятия | 93,1 | 92,6 | –0,5 |
Республика Саха (Якутия) | 86,9 | 87,2 | 0,3 |
Приморский край | 97,7 | 96,3 | –1,4 |
Хабаровский край | 90,8 | 89,1 | –1,7 |
Амурская область | 143,9 | 137,1 | –6,8 |
Камчатский край | 91,3 | 95,9 | 4,6 |
Магаданская область | 100,5 | 103,4 | 2,9 |
Сахалинская область | 91,9 | 92,8 | 0,9 |
Забайкальский край | 98,0 | 99,3 | 1,3 |
Еврейская автономная область | 86,2 | 83,3 | –2,9 |
Чукотский АО | 124,1 | 149,4 | 25,3 |
БАЙКОНУР | 75,2 | 72,5 | –2,7 |
* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС опубликованного на сайте ФНС. Безопасная доля рассчитана по операциям, которые облагаются НДС по ставкам 10 и 20 процентов, без учета сумм налога и вычетов по операциям с нулевой ставкой.
При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на региональный показатель.
Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений по страховым взносам
Если у налоговой при проведении проверки возникли расхождения или выявлены неточности, то она будет требовать пояснения по страховым взносом. Но, как правило, этот запрос не всегда значит, что в расчетах действительно выявлены нарушения. У инспектора просто могут возникнуть сомнения. Поэтому бояться таких запросов не стоит. Очень часто требование направляют, если выявлено снижение начисленных взносов по сравнению с предыдущим годом.
При получении требования надо обязательно ответить. Определенной формы ответа законодателем не установлено. Но следует придерживаться правил делового оборота. Ответ готовится в двух экземплярах на бланке организации, за подписью директора.
Структура стандартная:
- Название и адрес налоговой
- Сведения об организации
- Данные о требовании (номер, дата, о чем оно)
- Изложить причины
- Перечень прилагаемых документов
Как правило, требования налоговиков относительно необходимости в даче пояснений связаны с неточностями или ошибками в бухгалтерских отчетах и декларациях.
Так, наиболее частыми поводами для уточняющих запросов являются:
- несоответствия в сведениях о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль;
- несоответствия в данных по НДС, указанному к возмещению;
- несоответствия в данных по НДС с данными, которые предоставляют договорные контрагенты;
- наличие необоснованных сведений об убытках;
- наличие противоречий по исчисленному налогу в первоначальных и уточненных декларациях и т.д.
Формула для определения нагрузки по налогу на прибыль
Для предоставления пояснений плательщик должен знать, что такое налоговая нагрузка. Это отношение выплачиваемых налогов к прибыли, прописанной в документах. Определяется размер нагрузки по этой формуле:
Объем налогов за год / показатель из строки 2110 «Выручка годового отчета» * 100%
Размер налогов определяется исходя из сведений налоговой декларации. Какая нагрузка считается низкой? Для определения адекватности показателя полученное значение сравнивается со средними значениями по отрасли.
Нагрузку по налогу на прибыль можно также определить по этой формуле:
Вычисленная сумма налога на прибыль (строка 180 листа 02 декларации за год) / Размер выручки и внереализационных доходов (строка 010 и 0120 листа 02 декларации) * 100%
Низкой считается нагрузка в 1% для торговых фирм и 3% — для субъектов с другими направлениями деятельности.
К СВЕДЕНИЮ! Пониженная нагрузка не является доказательством сокрытия доходов организации. Это только признак, который может насторожить. На его основании не может назначаться штраф. Если обнаружен этот признак, необходимо проводить расследование и осуществлять сбор дополнительных доказательств.
Когда налоговая запрашивает пояснения
Причины, по которым у налоговиков могут возникнуть вопросы к налогоплательщику в процессе камеральной проверки, перечисляются в п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ:
- Причина 1 — «камералка» выявила в отчетности ошибки либо противоречия между данными отчетности и имеющимися у налоговиков сведениями.
Что потребует ИФНС – предоставить пояснения или внести исправления в отчетность.
- Причина 2 – налогоплательщиком сдана «уточненка», в которой сумма налога к уплате, по сравнению с ранее представленным отчетом, стала меньше.
Что потребует ИФНС – предоставить пояснения с обоснованием изменения показателей и снижения суммы налога к уплате.
- Причина 3 – в отчетности заявлены убыточные показатели.
Что потребует ИФНС – предоставить пояснения, обосновывающие сумму полученного убытка.
Получив подобный запрос от налоговиков о представлении пояснения в налоговую (образец можно посмотреть ниже), ответить на него следует в течение 5 рабочих дней. Штрафных санкций за непредставление не предусмотрено, но игнорировать требования налоговой не стоит, поскольку, не получив ответа, ИФНС может доначислить налоги и насчитать пени.
Обратите внимание: если налогоплательщик относится к категории тех, кто обязан подавать налоговую декларацию в электронном виде согласно п. 3 ст. 80 НК РФ (например, по НДС), то он должен обеспечить прием от ИФНС электронных документов, направляемых в процессе камеральной проверки. В том числе это относится и к требованиям о представлении пояснений – в течение 6 дней со дня отправки налоговиками, налогоплательщиком в ИФНС отправляется электронная квитанция, подтверждающая получение такого требования (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Если получение электронного требования не подтвердить, это грозит блокировкой банковских счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ).
При составлении пояснительной записки руководствуемся следующими правилами:
- Составляем ответ на фирменном бланке организации. Если такового бланка нет, в шапке документа указываем полное наименование учреждения, ИНН, КПП, ОГРН и адрес.
- Указываем номер и дату требования, на которое составляется пояснительная записка. Допустимо составить ответ сразу на несколько налоговых запросов.
- Если в отчете есть ошибки и несоответствия, перепроверьте отчетность, чтобы исключить опечатки или описки.
- В описательной части пояснительной записки детально и последовательно раскрываем обстоятельства ситуации, которую нужно объяснить.
- Отвечая на запрос, опирайтесь на факты, подтвердите обстоятельства документально. Приложите копии документов к ответу, если таковые имеются. Например, приложите к пояснительной записке копию дополнительного соглашения к договору с условием о повышении цен.
Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений
Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.
- Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
- Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
- Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
- После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.
Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков. - После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).
Камеральная проверка – что такое ?
Камеральная проверка – вид налоговой проверки, проводимой по местонахождению налоговой инспекции на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных организацией, а также других документов о ее деятельности, имеющихся у налоговой инспекции (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Камеральная налоговая проверка начинается после того, как организация подаст в инспекцию декларацию (расчет). Ее проводят сотрудники налоговой инспекции, уполномоченные на это своими должностными обязанностями. Специального разрешения от руководителя налоговой инспекции на проведение камеральной проверки им не требуется. Об этом говорится в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция проводит камеральную проверку на основе:
- налоговых деклараций (расчетов) и дополнительных документов, представленных организацией вместе с отчетностью;
- других документов о деятельности проверяемой организации, которые имеются у налоговой инспекции.
1) у проверяемой организации:
- представить документы;
- представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
- представить устные пояснения;
2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) – представить документы (сведения) о проверяемой организации.
Что делать, когда от налоговой поступило требование?
Первым делом, получив от налоговой требование о представлении пояснений, компании необходимо сверить данные, направленные в налоговую с внутренними данными компании.
Проводя проверку декларации по НДС, необходимо проанализировать все указанные в ней суммы. Проверка проводится на соответствие сумм по входящим и исходящим счетам-фактурам. Таким же образом происходит проверка дат, номеров счетов-фактур, а также иных реквизитов (например, ИНН, КПП, адресов и пр.).
Если налоговая требует предоставить пояснение по декларации по УСН или налогу на прибыль, то сверке подвергаются те суммы доходов и расходов, которые были учтены при расчете. По такому же алгоритму происходит проверка и иных документов, если вопросы у налоговых инспекторов возникли по ним.
Обнаружив ошибку, в налоговую стоит предоставить уточненку, в которой будут указаны уже верные суммы. Однако, если ошибка не связана с финансами, то уточненную декларацию предоставлять не придется. Достаточно будет просто дать необходимые пояснения.
Важно! Законодательство не содержит требований о том, что ответ на требование о предоставлении пояснений обязательно должен составляться в письменном виде. То есть фактически пояснения могут быть даны и в устной форме. Однако, ради безопасности компании и для избежания разногласий, ответ все же лучше предоставить в письменном виде.
Налоговая нагрузка: пояснение
Если налоговики запрашивают у вас пояснения в связи тем, что у вас низкая налоговая нагрузка по сравнению со среднеотраслевым уровнем, то можно ответить им примерно так:
«В декларации по такому-то налогу за такой-то период не допущено неполного отражения сведений или ошибок, которые привели бы к занижению налоговой базы. В связи с этим у организации нет обязанности по уточнению налоговых обязательств за указанный период.
Что касается налоговой нагрузки по основному виду деятельности организации, то ее снижение в такой-то периоде вызвано следующими обстоятельствами: уменьшением доходов и увеличением расходов организации».
И дальше изложите, насколько уменьшилась сумма выручки и выросли расходы за запрашиваемый период по сравнению с прошлыми периодами. И чем это вызвано (уменьшением числа покупателем, ростом закупочных цен и т.д.).
Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам
Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.
Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы. Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.
Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.
Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.