Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Управленцев и основной состав подведут к формуле 40:60». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В обязанности работников обслуживающего персонала входит поддержание чистоты и порядка в помещениях организации, контроль над сохранностью имущества и оборудования, обеспечение безопасности на территории предприятия.
Требования к обслуживающему персоналу
Обслуживающий персонал играет важную роль в любом учреждении или организации. Поэтому, к ним предъявляются определенные требования, которые помогут им успешно выполнять свои задачи.
- Вежливость и коммуникабельность — обслуживающий персонал должен общаться с клиентами с уважением и пониманием, уметь решать возникающие проблемы и конфликты.
- Опрятность и аккуратность — представитель учреждения должен выглядеть аккуратно и ухоженно, чтобы вызывать у клиента доверие и уважение.
- Знание основных процедур и правил — персонал должен знать процедуру работы и основные правила каждого отдела, в котором он работает, чтобы успешно выполнить свои задачи.
- Ответственность и дисциплина — каждый работник должен понимать свою ответственность за свою работу и быть дисциплинированным в ее выполнении.
- Умение работать в коллективе — важно уметь работать в команде, чтобы успешно выполнять общие задачи.
Роль вспомогательного персонала в деятельности организации
Чтобы понять, кто относится к вспомогательному персоналу, нужно внимательно изучить специфику деятельности конкретной организации. Спектр работников и служащих, попадающих под это определение, довольно широк. К данному виду работников относятся и государственные служащие, и сотрудники частных организаций.
Основным признаком вспомогательного персонала являются функции трудовой деятельности. Они непосредственно не влияют на основную работу субъекта хозяйствования, в их полномочия не входит принятие решений, влияющих на административное управление. Обычно их функции подразумевают проведение материально-технических мероприятий на регулярной основе. Эти мероприятия нацелены на улучшение функционирования управления предприятием и всеми его структурами, на помощь основному штату работников, обеспечение оптимальных условий труда для всех сотрудников компании.
В современных организациях вся структура штата подразумевает наличие сотрудников, выполняющих вспомогательные функции для своего подразделения. Деятельность вспомогательного персонала дает возможность перераспределить нагрузку руководящего состава между другими работниками, обладающими более низким уровнем квалификации (или вовсе без таковой). Можно с уверенностью сказать, что вспомогательный персонал в структуре кадров организации является неотъемлемой частью человеческих ресурсов, необходимых для эффективного управления субъектами хозяйствования.
Соотношение численности основного и прочего персонала
Стр 4 из 4 9.1.
Руководитель учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах фонда оплаты труда работников учреждения после согласования с начальником МКУ УО. 9.2. Штатное расписание учреждения включает в себя все должности специалистов, служащих, профессии рабочих данного учреждения. 9.3. Численный состав работников учреждения должен быть достаточным для гарантированного выполнения его функций, задач и объемов работ, установленных учредителем.
9.4. При формировании штатного расписания образовательных учреждений рекомендуется устанавливать численность основного персонала не менее 45 процентов от общей численности работников учреждения.
9.5. При формировании штатного расписания прочих учреждений, подведомственных Управлению образования Ковдорского района, рекомендуется устанавливать численность основного персонала не менее 70 процентов от общей численности работников учреждения.
Какие функции выполняет вспомогательный персонал?
Директор программ, творческого коллектива цирковых организаций;
заведующий репертуарной частью, заведующий текущим репертуаром;
заведующий театрально-производственной (художественно-производственной, производственной) мастерской;
заведующий костюмерной;
заведующий мастерской по ремонту музыкального (звукового, светового) оборудования;
заведующий музыкальной мастерской;
заведующий нотной библиотекой;
заведующий отделом организации гастролей;
заведующий отделом по работе со зрителем;
заведующий фонотекой;
начальник концертного отдела;
начальник международного отдела;
начальник отдела продаж;
начальник службы (отдела) образовательных (просветительских) программ;
руководитель пресс-службы;
начальник гримерного цеха;
начальник мебельного цеха;
начальник монтировочного цеха;
начальник радиоцеха;
начальник цеха реквизита;
начальник электроосветительного цеха;
начальник билетных касс;
начальник бутафорского цеха;
начальник лекторийного сектора;
начальник макетно-поделочного цеха;
начальник машинного цеха;
начальник парикмахерского цеха;
начальник пошивочного цеха;
начальник столярного цеха;
начальник художественного цеха;
начальник цеха по росписи костюмов;
руководитель (заведующий, начальник) структурного подразделения по основной деятельности (лаборатории, отдела, отделения, секции, сектора, части, цеха, мастерской); (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)
главный механик; (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)
главный энергетик. (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)
Художественный руководитель;
главный режиссер;
главный звукорежиссер;
главный дирижер;
главный хормейстер;
главный балетмейстер;
главный художник;
главный художник-модельер театрального костюма;
главный художник-конструктор;
главный художник по свету;
концертмейстер;
заведующий музыкальной частью;
заведующий художественно-постановочной частью, постановочной частью;
заведующий художественно-постановочной частью программы (аттракциона, коллектива) цирка;
заведующий режиссерским управлением;
руководитель литературно-драматургической части;
руководитель литературно-рекламной части;
руководитель литературно-музыкальной части;
руководитель литературной части;
руководитель оркестровой части;
управляющий творческим коллективом;
заведующий труппой;
помощник (главного режиссера, дирижера, балетмейстера, художественного руководителя).
Примеры структур, в которых данное явление встречается часто
Учебно-вспомогательный персонал в образовании – это сотрудники, которые предусмотрены штатным расписанием школы, института, университета или другого учреждения педагогической направленности, в чьи обязанности входит оказание помощи для улучшения эффективности получения знаний студентами либо учениками. В принципе, к этому критерию мы сможем отнести весь действующий состав учебного заведения, который осуществляет лишь косвенную поддержку при получении знаний. Ими могут стать лаборанты, инженеры по ремонту оборудования, а также работники для проведения хозяйственно-технических мероприятий.
Технический персонал на производстве – в независимости от того, какую продукцию выпускает завод, для его бесперебойного функционирования требуется наличие определенного количества рабочих, которые будут выполнять все мероприятия, направленные на обслуживание оборудования, разгрузку и погрузку готовых изделий, ведение учетной документации и осуществлять охрану территории и находящихся на ней материальных ценностей. Сюда относится персонал предприятия, в обязанности которого входит выполнение действий для нормальной и эффективной работы данного производства.
Какие профессии относятся к вспомогательному персоналу
При отнесении затрат по начислению зарплаты и социальных платежей бухгалтера следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов1.
Отчетность рекомендуется разделять на результаты труда основного и вспомогательного персонала. Иногда учет роли вспомогательного персонала в общих показателях работы организации вообще не имеет смысла.
В отдельных случаях, например, в образовательном сегменте, к АХП – административно-хозяйственному персоналу, могут быть отнесены и бухгалтера, а также кассиры. Деятельность вспомогательного персонала зачастую легко можно перенести на аутсорсинг либо нанять работников по договору оказания услуг. Содержать этих работников в штате не всегда рентабельно.
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч.
Как определить вспомогательный персонал
Существуют критерии, по которым персонал на каждом предприятии делят на основной и вспомогательный. Отталкиваются от особенностей структуры организации, направления ее деятельности.
Отличительные признаки вспомогательного персонала:
- Сокращение работников не остановит рабочий процесс. Часть функционала безболезненно делегируют другим сотрудникам. Должность можно сократить или уменьшить нагрузку до совмещения.
- Вспомогательные позиции можно назвать обезличенными — ротация не влияет на эффективность выполнения работ.
- Для второстепенных должностей характерна высокая текучесть кадров. Минимальная оплата, отсутствие конкуренции при отборе снижает приоритет позиции, ее ценность в глазах соискателя.
- При передаче в аутсорсинговое агентство вспомогательный персонал приносит наибольшую выгоду.
- Отчетность по труду выделяет неосновные позиции в отдельную графу.
Руководство отдельных ведомств самостоятельно принимает нормативные акты, определяющие порядок отнесения работников к главной и вспомогательной сфере деятельности.
Роль вспомогательного персонала в деятельности организации
Чтобы понять, кто относится к вспомогательному персоналу, нужно внимательно изучить специфику деятельности конкретной организации. Спектр работников и служащих, попадающих под это определение, довольно широк. К данному виду работников относятся и государственные служащие, и сотрудники частных организаций.
Основным признаком вспомогательного персонала являются функции трудовой деятельности. Они непосредственно не влияют на основную работу субъекта хозяйствования, в их полномочия не входит принятие решений, влияющих на административное управление. Обычно их функции подразумевают проведение материально-технических мероприятий на регулярной основе. Эти мероприятия нацелены на улучшение функционирования управления предприятием и всеми его структурами, на помощь основному штату работников, обеспечение оптимальных условий труда для всех сотрудников компании.
В современных организациях вся структура штата подразумевает наличие сотрудников, выполняющих вспомогательные функции для своего подразделения. Деятельность вспомогательного персонала дает возможность перераспределить нагрузку руководящего состава между другими работниками, обладающими более низким уровнем квалификации (или вовсе без таковой). Можно с уверенностью сказать, что вспомогательный персонал в структуре кадров организации является неотъемлемой частью человеческих ресурсов, необходимых для эффективного управления субъектами хозяйствования.
Особое место при поиске кадров занимает подбор элитного персонала («Executive search»). Принято считать, что только топ-менеджеров можно назвать элитным персоналом, однако в настоящее время этот термин имеет более широкое значение: профессионалы высокого класса (как в «узких» специальностях, так и в профессиях, где существует недостаток грамотных специалистов с большим опытом работы), ну и, разумеется, топ-менеджеры — руководящий состав. Кадровое агентство «Profistaff» занимается HeadHunting с 2005 года и имеет успешный опыт реализации проектов по профессиональному подбору элитного персонала — как в Москве, так и в регионах. Мы с уверенностью можем сказать, что элитный персонал — наш «конек». Подробнее об этапах подбора элитного персонала читайте в разделе Executive Search — HeadHunting. Онлайн-форма и бланк заявки на поиск профессионального персонала: Заявка на поиск специалистов.
Примеры структур, в которых данное явление встречается часто
Учебно-вспомогательный персонал в образовании – это сотрудники, которые предусмотрены штатным расписанием школы, института, университета или другого учреждения педагогической направленности, в чьи обязанности входит оказание помощи для улучшения эффективности получения знаний студентами либо учениками. В принципе, к этому критерию мы сможем отнести весь действующий состав учебного заведения, который осуществляет лишь косвенную поддержку при получении знаний. Ими могут стать лаборанты, инженеры по ремонту оборудования, а также работники для проведения хозяйственно-технических мероприятий.
Технический персонал на производстве – в независимости от того, какую продукцию выпускает завод, для его бесперебойного функционирования требуется наличие определенного количества рабочих, которые будут выполнять все мероприятия, направленные на обслуживание оборудования, разгрузку и погрузку готовых изделий, ведение учетной документации и осуществлять охрану территории и находящихся на ней материальных ценностей. Сюда относится персонал предприятия, в обязанности которого входит выполнение действий для нормальной и эффективной работы данного производства.
Административный персонал
Данная категория работников обеспечивает эффективное функционирование организации и решение определенных возникающих управленческих и технических вопросов.
Административный персонал, как правило, подразделяют на административно-управленческий, административно-хозяйственный и административно-технический. При этом каждая подкатегория может предусматривать классификацию работников на руководителей, специалистов и иных работников.
Перечень профессий и должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу, не установлен. При этом он содержится в некоторых нормативных актах органов исполнительной власти (Примерный перечень, утв. Приказом Минтруда России от 14.10.2013 N 535н, Перечень, утв. Приказом Минкультуры России от 03.09.2020 N 1055, Примерный перечень, утв. Приказом Россельхознадзора от 16.06.2015 N 418).
В большинстве случаев к такому персоналу относят работников, осуществляющих общее руководство организацией, ее структурными подразделениями, которые принимают и реализуют решения по управлению внутренними процессами (производственными, технологическими и иными) в организации, занимаются подготовкой и обработкой правовой, финансовой, бухгалтерской, кадровой документации (руководители организаций, руководители структурных подразделений, заместители руководителей, специалисты бухгалтерии, кадров, юрисконсульты и т.п.) (п. 7 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, Методика расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду, утв. Приказом Росархива от 14.01.2004 N 9 (далее — Методика N 9), п. 2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минкультуры России от 30.12.2015 N 3453).
К административно-хозяйственному персоналу относят работников, которые выполняют различные внутренние хозяйственные функции в рамках организации, в том числе хозяйственное обеспечение деятельности организации, внутреннее информирование в организации, эксплуатацию зданий, помещений, территорий и др. К данной категории персонала можно отнести такие должности, как заведующий складом, заведующий хозяйством, сметчик, кладовщик и т.д. (разд. I Типовых штатов, утв. Постановлением Секретариата ВЦСПС от 11.05.1990 N 7-22).
К административно-техническому персоналу относятся руководящие работники, на которых возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ (п. 3.4 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н).
Перечень должностей работников, которые выполняют административно-технические функции, может включать: главного инженера, главного технолога, главного конструктора, главного механика, главного энергетика, начальника цеха, механика цеха, энергетика цеха, старшего мастера и др.
В вопросах правового регулирования деятельности административного персонала работодателем в ЛНА может быть утвержден свой порядок организации структуры кадров.
Персонал торгового предприятия
К вспомогательному персоналу относятся грузчики, подсобные рабочие, уборщики торговых и служебных помещений, фасовщики, электромонтеры, техники и пр.
Второй вид разделения труда — товарно-отраслевое — позволяет работникам специализироваться на продаже товаров отдельных или нескольких товарных групп. Так, например, могут быть выделены продавцы тканей, мебели, галантереи, мясных товаром, бакалейных товаров и т.д.
Квалификационное разделение труда подразумевает распределение обязанностей в соответствии с квалификацией. С этой целью для основного и вспомогательного персонала вводятся разряды.
Работники розничного торгового предприятия, непосредственно участвующие в торговом обслуживании граждан, образуют обслуживающий персонал. К ним относятся: заведующий отделом (секцией), администратор торгового зала, товаровед, продавец, кассир, контролер-кассир, экспедитор, лифтер пассажирского лифта, дежурный у эскалатора, приемщик ручной клади.
Режим труда торгово-оперативного персонала
Время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка торгового предприятия и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, называется рабочим временем. В соответствии с Трудовым кодексом РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю. Нормальная продолжительность рабочего времени сокращается:
на 16 ч в неделю — для работников в возрасте до 16 лет;
5 ч в неделю — для работников, являющихся инвалидами I или II группы;
4 ч в неделю — для работников в возрасте от 16 до 18 лет.
Режим труда работников торговых предприятий должен согласовываться с режимом работы самого предприятия. Для работников может быть предусмотрена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем или рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику. Для этого составляют график выхода на работу.
Работа персонала торгового предприятия может быть организована в одну, две или три смены (для предприятий, работающих круглосуточно). Работа в течение двух смен подряд запрещается Трудовым кодексом. Для магазина, работающего продолжительное время в течение дня или круглосуточно, может быть установлен ленточный график выхода на работу с учетом интенсивности потоков посетителей.
Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению, называется временем отдыха.
Видами времени отдыха являются:
— перерывы в течение рабочего дня (смены);
— ежедневный (междусменный) отдых;
— выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
— нерабочие праздничные дни;
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.
К линейному персоналу относятся, в частности, лица (рабочие и служащие), обслуживающие линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), сети инженерно-технического обеспечения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии, иные подобные сооружения и объекты капитального строительства, обеспечивающие жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне (п. 3.4 ГОСТ Р 55201-2012, утв. Приказом Росстандарта от 26.11.2012 N 1193-ст).
Из приведенного определения следует, что к линейному персоналу можно отнести работников, имеющих квалификацию и обладающих определенными профессиональными навыками (например, электрики, слесари, операторы и т.п.), то есть те работники, которые находятся на начальных позициях и обеспечивают жизнедеятельность конкретных объектов.
Однако на практике к линейному персоналу работодатели, как правило, относят должности, не требующие особого опыта работы или квалификации. Это могут быть низкоквалифицированные специалисты, которые могут работать без применения специализированных знаний. Для освоения должностных обязанностей достаточно пройти вводный курс обучения и короткую стажировку. К этой категории можно отнести промоутеров, продавцов на торговых точках, операторов на телефоне и т.д.