Меняются правила трудоустройства иностранцев: взносы, ДМС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Меняются правила трудоустройства иностранцев: взносы, ДМС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для иностранных граждан в России с 1 января 2023 года вступили в силу изменения, предусмотренные приказом министерства внутренних дел Российской Федерации от 16.11.2022 № 867, который был опубликован 20.12.2022. Приказ вносит изменения в приложения № 1 и № 4 к приказу МВД России от 10 декабря 2020 г. № 856.

Не забудьте внести корректировки в локальные документы

Ввиду изменений компаниям нужно подкорректировать локальные нормативные акты, в частности — правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР).

Нужно внести правки в пункты о предоставляемых работникам-иностранцам гарантиях, в раздел о приёме на работу, отстранении и увольнении. Правила о том, что работники-иностранцы обязаны приобрести ДМС или об обеспечении их платной медицинской помощью за счёт работодателя следует исключить. Если в трудовом договоре есть условие о праве работодателя оплачивать работникам-иностранцам медуслуги, такое условие можно оставить и в ПВТР.

Подготовьте приказ о внесении изменений в ПВТР. Учтите мнение профсоюза (при его наличии). Ознакомьте всех сотрудников под подпись с новой редакцией ПВТР.

Риски для работодателей

По словам Светланы Демчич, с новыми изменениями у работодателей увеличивается риск потери иностранной рабочей силы. Сейчас если иностранец вовремя не переоформил документы (на регистрацию, патент на работу или не оплатил налог на патент и т.п.) работодатель может его уволить, помочь привести в порядок документы и затем заново принять на работу, иногда — заплатить штраф. С новыми поправками так делать уже будет нельзя. Кроме того, иностранец с просроченными документами выпадет из реестра и будет выслан из страны с запретом въезда на год. В таких случаях отвечать придется и работодателям, ведь если иностранец вовремя не переоформился, значит у нанимателя работает нелегал. Во избежание таких ситуаций работодателю стоит внимательно следить за тем, в каком состоянии находятся документы работника-мигранта.

С 2021 года в России действуют дактокарты для мигрантов. Теперь при въезде в Россию иностранный работник должен будет обязательно пройти дактилоскопию и подписать соглашение о лояльности — то есть подтвердить, что он знает о своих правах и обязанностях на территории России, что не имеет неснятой или непогашенной судимости, не является членом террористической организации и что обязуется возместить государству ущерб в случае депортации. К слову, практика депортации за счет самого мигранта существует во многих странах мира, у нас же вводится только сейчас. Если мигрант не готов сразу оплатить финансовые расходы за депортацию, то в будущем он не сможет въехать в страну пока не погасит эту задолженность.

Причины назначения депортации 2023.

Все подобные основания прописаны в законе.

Депортация 2023 года. Список установленных по закону оснований:

несвоевременный выезд из России при завершении срока действия визы либо отведенного для безвизового нахождения здесь отрезка времени; аннуляция выданного ранее ВНЖ, РВП, патента, разрешения по работе;
уменьшение отведенного ранее периода проживания в России; отказ в признании приезжего беженцем, утрата им данного статуса в процессе пользования;
нелегальный въезд в страну (по подделанным документам); присвоение иностранцу статуса нежелательного гостя.

Борьба с нелегальной миграцией

Вопрос борьбы с нелегальной миграцией становится все более актуальным в современной российской действительности. Каждый год тысячи нелегальных мигрантов пытаются проникнуть на территорию страны, нарушая законодательство и создавая угрозу безопасности.

Одной из мер по борьбе с нелегальной миграцией является ужесточение контроля на границе. Специализированными службами необходимо усилить контроль за въездом и выездом граждан, улучшить техническую оснащенность пограничных пунктов и внедрить современные системы идентификации.

Важным аспектом борьбы с нелегальной миграцией является также сотрудничество с другими государствами. Россия должна активно взаимодействовать с соседними странами, обмениваться информацией о потенциальных нарушителях и разрабатывать совместные меры по предотвращению нелегальной миграции.

Особое внимание необходимо уделять также контролю за сферой трудовой миграции. Российское законодательство должно предусматривать жесткие штрафы для работодателей, нарушающих правила приема на работу иностранных граждан, а также для самих нелегальных мигрантов. Важно проводить массовые проверки на предприятиях и ужесточать наказания для лиц, замеченных в нарушениях в области миграции.

Go North! Долгий путь мигранта

Собственно трудовая миграция началась только в начале 2000-х. В 1990-е миграция из бывших союзных республик шла по программе переселения соотечественников, которых стали открыто оттуда выживать. К началу нынешнего века этот ручеек, который, казалось, должен был иссякнуть, вдруг становится полноводной рекой. Экономический рост России, хорошо заметный по росту благосостояния, составлял такой наглядный контраст с положением среднего класса в странах СНГ, что по уже описанному выше механизму «рыба стала искать, где глубже». Первые трудовые мигранты вспомнили, что они «рождены в СССР», и освоили переезд по упомянутой программе возвращения соотечественников.

Читайте также:  Пособия матерям одиночкам в 2023 году

Но тогда это были люди, «отягощенные» советским высшим образованием, с прекрасным знанием культуры и языка, квалифицированные специалисты: обанкротился завод, негде стало работать, поехали в Россию. Системы организованного набора иностранных рабочих еще не существовало, и они осваивали любую доступную работу. Типичный монолог на АЗС в те годы был такой: «Я там был инженером на заводе, но здесь на автозаправке в разы больше получаю». Уже тогда ехали по двум основным причинам — постоянная работа для себя и хорошее образование для детей.

Государство отреагировало в 2002 году, когда был принят Закон о правовом положении иностранных граждан в России — он работает до сих пор и является одним из базовых в миграционном законодательстве. Чуть позже трудовая миграция стала массовой: гастарбайтеры заняли ниши низкоквалифицированного труда, считавшиеся у местных малопрестижными. Но даже в очевидно изменившихся условиях миграционная политика оставалась хаотичной. В 2016 году расформировали Федеральную миграционную службу, а ее функции передали ГУ по вопросам миграции при МВД. Многие специалисты считают, что это была ошибка. ФМС охватывала все сферы миграционных проблем, в то время как МВД занимается преимущественно вопросами учета и контроля, проводит депортации, то есть выполняет полицейские функции, далекие от вопросов адаптации и интеграции мигрантов.

Очевидно, что тогда не приняли в расчет главное: характер трудовой миграции изменился кардинально. Если первые трудовые мигранты из Средней Азии были типичными «вахтовиками»: приехал, отработал сезон, заработал и вернулся домой, — то с 2010-х годов гастарбайтеры уже ехали с прицелом получить гражданство РФ. В многонациональной стране против этого никто особенно не возражал, но задачи управлять потоком жизнь ставила уже другие. Если «вахтовикам» было достаточно немного знать русский язык и вести себя прилично с учетом культуры другой страны, то потенциальных новых граждан необходимо было глубоко и системно интегрировать в общество. В функции учета и контроля это никак не входило. Государство оказалось не готово на законодательном и практическом уровне вводить программы ассимиляции нового населения.

По следам «первопроходцев» ринулись их семьи, родственники, друзья и знакомые — ехали целыми аулами. Сегодня основной поток трудовых мигрантов идет из четырех стран (по убывающей): Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана. По статистике МВД, в доковидные 2017‒2019 годы количество постановок на миграционный учет выросло с 17 до 19 млн иностранных граждан — это всех, включая туристов, студентов и беженцев. Большая часть из Средней Азии: из Узбекистана — 4,8 млн, из Таджикистана — 2,8 млн человек. Из этого общего числа в 2019 году целью приезда указали работу 5,8 млн человек, но это не учитывая тех, кто не указал такой цели и работает нелегально.

Еще порядка двух миллионов приехало из Кыргызстана — сколько из них на работу, сказать трудно, так как Кыргызстан входит в ЕАЭС и для устройства на работу гражданам этой страны не нужно получать трудовой патент, достаточно трудового договора (то же касается трудовой миграции из Казахстана).

Трудовым мигрантам из безвизовых стран, в число которых входят Таджикистан и Узбекистан, необходимо получить патент, а для этого в графе «Цель прибытия в страну» указать: «работа». Если человек пишет, что прибыл для учебы или туризма, патент ему не выдадут. Но значительная часть въехавших работает нелегально, то есть трудовая миграция более массовая, чем указано в миграционных картах.

Во время пандемии, в 2020 году, количество фактов постановки на миграционный учет упало до 9,8 млн. А в послековидный период и до сих пор идет постоянный рост: в 2021 году приехало 13,3 млн, в 2022-м — 16,8 млн иностранных граждан. В прошлом году легально на работу приехало 3,5 млн человек. Руководитель ГУ по вопросам миграции МВД РФ Валентина Казакова упоминала цифру еще в 2,5‒3 млн нелегально работающих мигрантов. После принятия на работу иностранного гражданина работодатель в течение трех суток должен сообщить об этом в территориальные ведомства, подотчетные Минтруда и МВД. Но это делают не все, чтобы не платить за них налоги или недоплачивать зарплату.

В прошлом году новым гражданам страны было выдано 738 тыс. российских паспортов — это самое большое количество с 1996 года, когда был поток беженцев из бывших советских республик.

Вход на стройку — только по факту знания русского языка

Опыт Котельников и юга Москвы говорит о том, что неконтролируемая миграция представляет потенциальную опасность конфликта культур. Опыт Калужской области — что влиять на ситуацию можно и нужно, не запрещая процесс, а жестко его контролируя и направляя. Осталось только придумать правила этой игры.

Меры по усилению и систематизации контроля предложил тот же губернатор Калуги Владислав Шапша. Нужно открыть региональным властям базы данных МВД, сейчас закрытые, для оперативного анализа ситуации на местах. Нужно на законодательном уровне закрепить за субъектами федерации право утверждать перечень образовательных организаций, которые имеют право выдавать сертификаты о знании русского языка, истории и основ законодательства. Сегодня организации, которым даны эти права, открывают филиалы, которые никто не контролирует, и выдают сертификаты за деньги — уже есть уголовные дела.

Чтобы прекратить бесконтрольный въезд семей трудовых мигрантов, нужно внести изменения в Закон о гражданстве РФ и установить период для его получения (только) близкими родственниками иностранного гражданина, уже получившего гражданство. Необходима также упрощенная процедура лишения гражданства, если суд признал сертификат не соответствующим действительности или брак — фиктивным. Сегодня это два суда: сначала суд по признанию документов фиктивными и только потом суд по лишению гражданства. Год уходит, чтобы два раза подтвердить одно и то же.

Читайте также:  Образец справки об оплате доли в уставном капитале ООО

Одновременно с этими контролирующими мерами социологи рекомендуют на федеральном уровне определить, для чего и, следовательно, какие группы мигрантов нужны стране. Сегодня такого понимания нет. В мире есть разные подходы к миграции, организованной и контролируемой самим государством. Некоторые государства проводят сегрегационную политику: например, в Сингапуре мигрантов селят отдельно, в изолированных районах на окраинах городов, за оградой, чтобы они не смешивались с местным населением, и под строгим контролем полиции. Но в демократических странах эту практику назвали «возвратом к апартеиду» и не приветствуют. Правда, практика свободной миграции, или «политика открытых дверей», в Европе и США в 2015‒2016 годах привела, по крайней мере Европу, к серьезному миграционному кризису.

И есть селективный метод организации миграции — когда государство четко понимает, для каких целей ему нужны мигранты и исходя из этого устанавливает правила въезда и получения гражданства. Простой пример — «строительное лобби», выразитель интересов которого вице-премьер РФ Марат Хуснуллин еще два года назад заявил, что только на стройки нужно привлечь порядка пяти миллионов трудовых мигрантов. Но удачный опыт экономической миграции существует.

«Многие страны, считающие миграцию экономически целесообразной, например арабские, именно исходя из этого выстраивают свою миграционную политику. Мигрантам там предоставляется жилье, страхование и медицинское обслуживание. Но запрещено по контракту привозить жен и детей — у него годовой контракт с одним месячным отпуском. Два года отработал, контракт закончился — работодатель покупает билет и сам сажает его в самолет обратно, — говорит Виктория Леденева. — Если лоббисты последние два года говорят, что встали стройки, нужно срочно завозить рабочих, тогда необходимо исследование: в какие регионы, какие специальности и в каком количестве нужны. Но этих подсчетов системно не ведется. И если это временные трудовые ресурсы, то ответственность за их приезд и возвращение обратно должен нести работодатель.

Существующая практика оргнабора рабочих застройщиками в странах исхода — это прекрасная основа для построения системы центров адаптации и интеграции, где перед въездом в страну мигранты несколько месяцев изучают язык и основы истории, культуры и законодательства РФ. Вопрос обсуждается уже полгода, но никак не могут решить, где такие центры строить — здесь или в странах исхода, строить их отдельно или в рамках существующих структур. В 2010 году ФМС уже пыталась сделать это, построили два центра — в Оренбурге и Тамбове. Туда привозили мигрантов, селили в общежития и обучали на курсах один-два месяца. Но идея провалилась: мигранты не хотели терять два месяца, им нужно было поскорее начать работать. Центры закрыли из-за низкой заполняемости. Главная проблема — мотивировать мигрантов послаблениями (ниже налоги, помощь в получении документов) либо жестко закрепить в законодательстве путь в Россию — или через центр, или никак.

Экономический аргумент привел глава СПЧ Валерий Фадеев: «Специалисты по строительству из Санкт-Петербургского университета подсчитали, что производительность труда в жилищном строительстве России в четыре раз ниже, чем в США, и в три раза ниже, чем во Франции. Может, что-то сделать с производительностью труда? Лучше работать, больше платить — зато понадобится меньше рабочих рук. Тогда наши соотечественники будут охотнее идти на стройки — деньги останутся в стране, а не уйдут переводами в Среднюю Азию. Нужно понять: мы организуем приток трудовых ресурсов или массовое переселение народов?»

Существует и другая точки зрения на то, зачем России мигранты. По некоторым оценкам, при сохранении нынешнего уровня рождаемости, чтобы удержать численность населения на уровне 146 млн человек необходимо привлекать в страну от 400 тыс. мигрантов в год на протяжении 80 лет.

Если одним из приоритетов миграционной политики государство избирает решение демографических проблем, то основной акцент делается на иностранных студентов и адаптацию в обществе уже приехавших с семьями детей. В этом случае нужна глубокая интеграция мигрантов с привлечением самих местных жителей: помогать им обустраиваться, обживаться и налаживать социальные связи. Во всех странах молодежь — это самый ценный ресурс: экономический, социальный, демографический. Практика показывает, что развиваются те страны, которые делают ставку на иностранных студентов, — таким путем идут США, где их 15% от общего числа мигрантов. У нас менее 5%.

Не все понимают, зачем все это нужно, рассматривая мигрантов лишь как неквалифицированную рабочую силу: «приехали, отработали на стройках и пусть уезжают обратно». Но тенденция обратная: поработав здесь, чтобы прокормить семью там, люди стремятся получить гражданство и перевезти сюда семью и родственников. Поэтому и нужно выполнять гуманитарную миссию — помогать мигрантам включаться в общество. Но только тем, кто может и хочет принести конкретную пользу новой родине.

Анклавы и диаспоры будут под контролем

Вторым, но не менее важным пунктом, по мнению издания, является направление, которое обозначил секретарь Совбеза Патрушев – это проведение мероприятий по поддержанию правопорядка в местах компактного проживания мигрантов.

По мнению экспертов издания, для успешного решения этих задач и сохранения должного уровня порядка на постоянной основе потребуется привести к единому знаменателю все уже существующие правовые нормы в области миграционного законодательства, «и это возможно сделать только при активном участии законодателей».

«Если речь о недопущении этнических анклавов на территории РФ, то надо определиться, что считать таким анклавом. А для этого следует ввести правовое понятие этих образований и, возможно, их статус для администраций регионов и структур МВД», — отмечает эксперт-политолог Игорь Круговых.

В Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ пояснили, что в настоящее время термины «диаспора», «этноанклав» и т.д. имеют расширенную смысловую нагрузку, а правовой — не имеют вообще. Хотя если бы в законе такое понятие было, то это облегчило бы задачу профилактики правонарушений, так как появилась бы законная возможность вести организованную работу, например с этногруппами, пишет издание.

Читайте также:  Сколько стоит вступить в наследство у нотариуса

Как иностранцу работать в РФ, чтобы получить пенсию

Основное требование к иностранцу для работы в Краснодаре и крае и дальнейшему получению пенсии – легальность. Легальность подразумевает как официальное трудоустройство, так и выплату всех необходимых отчислений.

Один из способов, обеспечивающий полную легальность как для работодателя, так и для самого иностранца в Краснодаре и крае – аутстаффинг. Аутстаффинг представляет собой вывод иностранных сотрудников за штат компании-работодателя в штат кадрового агентства (аутстаффера). Аутстаффер по договору аутстаффинга становится официальным работодателем мигранта и берёт на себя:

  • Ведение делопроизводства;
  • Проверка и дальнейшее ведение всех миграционных и иных документов иностранца;
  • Ответственность за иностранца, все риски для работодателя;
  • Легальное отчисление заработной платы, взносов, налогов.

Появится новый документ — РВПО

С 1 января 2023 года можно будет принимать на работу иностранцев, обучающихся по очной форме в государственных образовательных или научных организациях, за исключением квот (ст. 5, ст. 1, Закон № 357-ФЗ от 14. 07. 2022).

Для прохождения обучения иностранные студенты могут получить разрешение на временное проживание в Российской Федерации и могут получить вид на жительство независимо от пребывания в России по разрешению на временное проживание.

Благодаря праву РФ на временное или постоянное проживание, иностранные работники могут быть трудоустроены вне квоты (статья 13, Закон № 13 от 25. 07. 2002 № 115-ФЗ) и поэтому им не требуется разрешение на трудоустройство от Министерства внутренних дел. .

При найме иностранных работников они могут предъявить новый документ — разрешение на временное проживание для обучения (ATP). Подробности указываются в трудовом договоре (ст. 1 закона от 14. 07. 2022 № 349-ФЗ).

Отчет!РВПО — это разрешение на временное проживание в России в упрощенной форме для иностранцев, обучающихся по аккредитованным государством программам бакалавриата, специалитета, аспирантуры, специалистов и помощников специалистов.

РВПО выдается по просьбе иностранного гражданина на период обучения в государственной образовательной или научной организации и на следующие 180 календарных дней; по истечении срока действия РВПО или его аннулирования трудовой договор с работником должен быть расторгнут.

Отказ в выдаче ВНЖ — что делать?

В некоторых случаях специалисты Госфонда имеют право отказать иностранцу в получении вида на жительство. Это происходит из-за отсутствия необходимых документов, ошибок, удалений или неточностей в форме или заявлении. Во всех этих случаях, согласно приведенному образцу, должен быть заполнен безупречный новый бланк.

Могут быть и более серьезные причины для отказа. В таких случаях обращение в вышестоящую инстанцию не поможет.

  1. Заявитель представляет угрозу целостности российских граждан и их территории.
  2. Категории связей с экстремизмом или опасными организациями.
  3. Судимость за совершение тяжких преступлений.
  4. Статьи об уголовной ответственности в Российской Федерации или незакрытые судимости.
  5. Высылка из страны в течение 10 лет или выселение в течение 5 лет.
  6. Опасные инфекционные заболевания, такие как СПИД, туберкулез или наркомания.

Кто может получить вид на жительство без РВП

В соответствии с установленным порядком, вид на жительство может быть получен только после выдачи временного вида на жительство и проживания на территории Российской Федерации не менее одного года. Однако есть несколько категорий граждан, которые все же имеют право получить вид на жительство без ВНЖ, причем гораздо быстрее. К ним относятся:.

  • Граждане Беларуси;.
  • Граждане Туркменистана, а также бессмертные, навсегда покинувшие страну; и
  • официальные носители русского языка, в
  • профессиональные работники, их родственники по материнской линии
  • политические иммигранты; и
  • лица, утратившие российское гражданство, но продолжающие проживать в России; и
  • незаконно депортированные граждане Крыма, а также лица, имеющие депортированных родительских родственников; и
  • Люди, которые считаются беженцами; и
  • мигранты (в контексте социальных программ), лица с
  • Граждане с ограниченными возможностями с опекунами, имеющими вид на жительство или российское гражданство.

Особенности получения ВНЖ России для украинцев в 2023 году

Проживая 12 месяцев в России с разрешением на временное пребывание, граждане Украины могут зарегистрировать вид на жительство. Сделать это следует не позже, чем за 180 дней до окончания срока РВП. Пренебрежение иммиграционным законодательством грозит для иностранных граждан отказом в ВНЖ, а также штрафом и депортацией из страны с запретом на въезд.

  • Вступил в силу закон, упрощающий получение гражданства РФ для некоторых категорий иностранных граждан: упрощенное получение гражданства РФ в 2023 году
  • Украинцам дали возможность получать в упрощенном порядке гражданство РФ
  • Упрощенная система получения гражданства РФ для украинцев
  • О новом законе о гражданстве РФ — что меняется в 2023 году

Новый Закон Получения Гражданства России Для Граждан Украины 2023

  • — разрешение на временное проживание (РВП) в Российской Федерации,
  • — вид на жительство в Российской Федерации,
  • — свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации,
  • — свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *