Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как взять землю в аренду 16 способами в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ФЗ № 101 от 24.07.2002 г. договор аренды участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, может заключаться на срок от 3 до 49 лет. То есть, стороны имеют право установить любой срок, не выходящий за означенные пределы.
Можно ли перевести участок из аренды в собственность
В некоторых случаях долгосрочный договор аренды заключается с одной целью – приобрести участок в собственность. Право выкупа обязательно закрепляется в одном из пунктов, в котором разъясняется порядок и условия перехода земли в собственность. Если сделка осуществляется между частными лицами, то она оформляется в соответствии с требованиями ГК РФ.
В случае, когда собственником является муниципальный орган, приобрести участок в собственность можно на основании заявления или путем участия в аукционе. При этом в рассмотрении заявки откажут, если ранее арендатор в течение 3 лет хотя бы раз нарушил условия пользования землей. Ст. 9 ФЗ № 101 от 24.07.2002 г. предусматривает возможность досрочного выкупа, если до истечения срока аренды внесена вся сумма выкупной цены.
Также арендаторам предоставляется право принять участие в аукционе, который проводится в обязательном порядке при наличии более одной заявки. В итоге владельцем становится тот, кто предложил более высокую цену. Как правило, выкупать землю таким образом приходится тем, кто не предусмотрел в договоре возможность перехода права собственности по окончании срока действия документа.
Какие ВРИ для участков сельскохозяйственных земель существуют
В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, и земли, предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельского хозяйства в промышленных масштабах, создания защитных лесных насаждений, создания агрохолдингов, научно-исследовательских, образовательных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством, аквакультурой (рыбоводством) ); для частного среднего сельского хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества. (Полный перечень содержится в статье 78 (1) Земельного кодекса Российской Федерации).
Что касается развития, то согласно Классификатору земельных ресурсов, сельскохозяйственные земли можно разделить на две категории Это те, где разрешено строительство капитального жилья, и те, где разрешено строительство неимущественных зданий (в связи с бытовыми нуждами).
Часто задают вопросы о земле для овощеводства и садоводства.
Правительство считает, что основными целями закона являются
- Значительно увеличить производство сельскохозяйственных фермерских и личных подсобных хозяйств
- оборот сельскохозяйственных земель, заброшенных в годы перестройки и реформ, и дальнейшее развитие агропромышленных комплексов (АПК)
- Развитие местной агроэкономики
- Отказ от практики «традиционных» торгов на сельскохозяйственные земли, когда подходящие люди выигрывают и строят квартиры, которые затем продаются на ферме, а не на заброшенной земле
- Предотвращение «серых» сделок и систем, когда фермерские хозяйства могут покупать землю у фермеров через третьих лиц.
Принятия этого закона фермеры добивались и ожидали в течение нескольких лет. Они стремились получить возможность приобретать дополнительные земли для расширения фермерского хозяйства без аукционов/торгов. Их усилия в значительной степени объясняются размером «развернувшегося льда».
- С 1 марта 2023 года сельскохозяйственные земли станут более доступными по цене
- Чтобы получить ее без конкурса, горожанам и сельским хозяйствам больше не придется преодолевать бюрократические проблемы, чтобы доказать, что у них нет земли в других районах.
Закон позволяет мелким фермерам приобретать землю по упрощенной процедуре.
- Без конкуренции со стороны более крупных сельскохозяйственных производителей, чьи фермы часто терпят убытки
- Без риска потерять арендованную землю после сделанных инвестиций — фермер может сохранить землю навсегда.
- С заявлением о выделении данного участка обратились лица, не имеющие права на приобретение земли без проведения аукциона в соответствии с Законом о земле
- Участки уже предоставлены на праве
- Постоянного (бессрочного) пользования
- Бесплатное пользование
- Пожизненное генетическое занятие (ип)
- Занятие
- Участки, полученные в результате раздела другого участка, предоставленного СНТ или ОНТ
- На участках имеются объекты, принадлежащие гражданам, юридическим лицам или муниципалитетам.
- Здания
- Здание
- Действующие.
- Участок изъят из оборота или ограничен в обороте и его положения не разрешены правом аренды, указанным в заявлении
- Участок предназначен для нужд местного органа власти
- Участок находится в границах территории, где другие лица подписали соглашение о развитии структурированной территории
- Участок должен быть
- Находится в границах территории, на которой расторгнут договор с другим лицом о ее комплексном освоении
- Он сформирован конспирацией, где с другими лицами заключены соглашения о комплексном освоении территории, включая земельные участки
- Участки были выставлены на аукцион, и извещение уже опубликовано
- Подана заявка на испрашиваемые участки:.
- На проведение аукциона по продаже участка
- На право аренды участка
- В отношении участков, указанных в заявлении, было опубликовано и сделано общедоступным заявление
- Для жилой застройки
- Участки для индивидуальной сельскохозяйственной эксплуатации
- Для ведения гражданами личного садоводства для своих нужд
- Для осуществления сельскохозяйственной (сельской) хозяйственной деятельности
- Запрашиваемый участок ОАЭ не соответствует целям, указанным в заявлении
- Участок находится в зоне особых условий землепользования, но ограничения, наложенные на участок, не позволяют использовать его в соответствии с заявленными целями
- Участок не включен в перечень участков, предназначенных для нужд обороны и безопасности, и временно не используется для конкретной нужды, но заявитель просит предоставить участок из этого перечня (статья 39. 10. 2 подрегиона 10, Закон о земле).
- Согласно документу территориального планирования и документу территориального планирования, участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения.
- Участок предназначен для размещения зданий или сооружений в соответствии с государственной программой — федеральной или региональной
- Участки не допускаются с заявленной формулой аренды
- Не указан вид разрешенного использования испрашиваемого участка (ЗУ)
- Участки не отнесены к определенной категории земель
- Предоставление участка было ранее согласовано, но срок действия решения не истек и заявление о предоставлении данного участка подано не тем лицом, на которое указано в решении о предыдущем согласовании
- участок был получен для нужд органа местного самоуправления, но цель предоставления участка, указанная в заявлении, не соответствует цели, для которой он был получен
- Границы участков должны быть четко определены
- площадь участка превышает установленную более чем на 10
- На плане расположения земельного участка
- На плане планировки
- В документах на лесные участки, на основании которых был сформирован участок
- Участок включен в перечень объектов недвижимости органов местного самоуправления, предлагаемых для развития МСП
- Основание, предусмотренное законом 316-ФЗ:.
- Площадь участка, указанная в заявлении, или площадь участка не соответствует максимальному размеру участка, который положен индивидуальному предпринимателю, определенному в законе о компонентах российских федеральных учреждений.
- Участки уже были предоставлены на основании предыдущего заявления
Новые правила предоставления с/х земли в аренду без торгов определили принципы обращения с нею. Законом № 316-ФЗ вводятся дополнительные положения и поправки:
- в ЗК РФ:
- в статье 22 – соответствующие замены и дополнения
- статья 9 дополнится пунктом 9
- в статье 10 – поправки в пункте 8
- появится статья 10 1
Законом №316-ФЗ установлены дополнительные ограничения прав арендаторов муниципальных участков с/х назначения – в виде запретов:
- на изменение целевого назначения ЗУ:
- утрачивается возможность строительства жилых комплексов:
- на передачу:
- земельного участка третьим лицам (в том числе в субаренду)
- арендных прав на участок в залог
- на внесение ЗУ в качестве:
- вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества
- паевого взноса в производственный кооператив
Введённые запретительные меры обеспечат достижение главной идеи закона – использование земель непосредственно для с/х производства.
Законы о найме наделов под сельское хозяйство у государства
Для аренды у государства земли сельхозназначения на оптимальных условиях необходимо знание всех нормативных актов, регулирующих этот процесс.
- «Земельный кодекс РФ» №136-ФЗ был утвержден 25.10.2001 г. Поправки и дополнения к этому закону вступили в силу с января 2017 г. Согласно этому правовому акту:
- Величина платы за землю определяется договором об аренде (ст. 22).
- Арендная плата за земли для социально значимой деятельности не должна превышать земельного налога (ст.39.7).
- Ценность земли определяется по кадастровой стоимости (КС), которую рассчитывают государственные органы; арендовать можно только кадастровые земельные участки, занесенные в государственный реестр недвижимости (ст. 65).
- В особую категорию выделяются земли сельскохозяйственного назначения: пашни, защитные насаждения, места для подсобных помещений для нужд с/х производства (ст.77).
- Дается строгое целевое назначение земель: земледелие, скотоводство, рыбоводство; опытническая работа.
- Местные и региональные государственные органы имеют специальный фонд распределения земель с/х назначения для аренды их населению. (ст. 80).
- Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002 г. был дополнен и изменен в 2015 году. Документ регулирует процесс заключения арендных договоров.
- определен от 3 до 49 лет, не исключено приобретение участка в собственность.
- Успешное хозяйствование на земле дает право на льготные условия аренды.
- Региональными органами власти определяются категории лиц с правом льготной аренды земель.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. С 2016 г. процедура аукционных торгов для перезаключения и продления арендного договора на новый срок стала необязательной.
При этом учитываются:
- – основной параметр цены;
- категория и целевое назначение земельного участка;
- итоги торгов на аукционе;
- величина государственного налога;
- распределение платы по временным периодам в зависимости от срока аренды; .
Процедура оценки проходит три этапа:
- создается перечень анализируемых участков Росреестром;
- вычисляются удельные показатели для них на региональном уровне;
- конкретная оценка каждого участка завершается на уровне муниципальных органов власти.
По этому закону:
- производить кадастровую оценку земель будут не посторонние фирмы, а государственные бюджетные учреждения по единой методике (ст. 6; ст. 14);
- не допускается заменять кадастровую стоимость земли рыночной (ст. 19);
- изменение КС допускается только в сторону понижения (ст.19.7);
- переоценка земли происходит 1 раз в 3-5 лет.
Статья 388 НК РФ. Налогоплательщики
- Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Узнайте подробнее о расчете арендной платы за ЗУ и облагается ли наем надела НДС и земельным налогом!
Типовой образец договора аренды
Договор аренды земли сельхозназначения не имеет единой формы, регламентированной на законодательном уровне. Его составляют с учетом норм гражданского и земельного законодательства. Типовой образец включает в себя следующую информацию:
- название документа, его номер, дату и место заключения сделки;
- наименование сторон;
- характеристику предмета соглашения;
- срок действия арендных правоотношений;
- стоимость временного пользования, возможность ее изменения;
- порядок внесения в договор изменений, его досрочного расторжения;
- права, обязанности, ответственность сторон.
Купля-продажа земельного участка
Договор купли-продажи земельного участка не надо регистрировать в кадастровых органах, но регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость. Право собственности на земельный участок покупатель получит только после государственной регистрации перехода права. Обратите внимание, что само по себе заключение и даже исполнение договора купли-продажи этого права не дает.
Подавать документы на государственную регистрацию перехода права собственности на землю надо в территориальное подразделение Росреестра (Федеральная кадастровая служба). Представить нужно следующие документы:
- заявление о государственной регистрации;
- договор купли-продажи земельного участка и передаточный акт;
- кадастровый паспорт земельного участка;
- документ от оплате государственной пошлины (2 000 рублей для физических лиц и 22 000 рублей для организаций).
Если стороной договора купли-продажи земли является юридическое лицо, то дополнительно потребуются документы, подтверждающие полномочия руководителя, и решение об одобрении сделки (или подтверждение того, что сделка не является для организации крупной). Договор купли-продажи земельного участка можно, по желанию сторон, заверить у нотариуса. В этом случае, после проверки документов, нотариус вправе сам отправить документы на государственную регистрацию перехода права собственности.
Как взять землю в аренду
Если Вы, как будущий арендатор, задумались, как взять участок земли в аренду, – эта статья поможет разобраться, какие этапы для этого необходимо пройти.
Первое, что надо сделать сформулировать цели аренды земли, что позволит конкретизировать требования к расположению, площади и иным особенностям участка. Также следует изучить правовую базу.
Правовое регулирование аренды земли осуществляют Земельный и Гражданский кодексы РФ, в частности:
- статьи 606-620 ГК РФ, содержащие общие положения об аренде;
- статья 22 ЗК РФ Аренда земельных участков;
- статьи 39.6 – 39.8 и 39.11-39.14 ЗК РФ о предоставлении в аренду государственных или муниципальных земель;
- статья 46 ЗК РФ «Основания прекращения аренды земельного участка» и другие нормативно-правовые акты.
Отношения между арендатором и арендодателем могут регулироваться и другими нормативными актами, такими как Градостроительный кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Постановления Правительства РФ.
Нормы об аренде участков могут содержаться и в положениях местного законодательства: так, например, при аренде земли в Москве надо учитывать нормы Закона г. Москвы от 19.12.
2007 N 48 О землепользовании в городе Москве.
После того, как потенциальный арендатор ознакомился с законодательной базой, он предпринимает следующие шаги:
- запрашивает у уполномоченных органов, например, в Росреестре или МФЦ, сведения о подходящих под его требования свободных земельных участках;
- проверяет правовой статус земель найденного участка по данным Росреестра и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП), а также проверяет данные об объекте недвижимости через выписку из ЕГРН (до 2017 года информация об участке была указана в кадастровом паспорте);
- уточняет с помощью публичной кадастровой карты кадастровый номер и размер участка, а также данные его владельца;
- проверяет, нет ли каких-либо ограничений на использование или аренду земельного участка, определенных законом, договором или вынесенным судебным решением (такими ограничениями могут быть ипотека, сервитут, арест участка);
- по согласованию с владельцем земли заключает договор аренды земельного участка на нужный срок (в случае аренды земли у государства, как правило, проводится аукцион).
Сроки аренды земель СНХ
Согласно ФЗ № 101 от 24.07.2002 г. договор аренды участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, может заключаться на срок от 3 до 49 лет. То есть, стороны имеют право установить любой срок, не выходящий за означенные пределы.
Максимальный срок аренды земель СНХ сокращается до 3 лет в тех случаях, когда они используются для выпаса скотины и сенокошения.
В случае, когда срок аренды не указан, он считается бессрочным. Однако по истечении 49 лет сторонам придется заключить соглашение о пролонгации, в противном случае документ утратит юридическую силу. Арендатор будет иметь преимущественное право, если он использовал земли по прямому назначению и выполнял все условия, указанные в договоре.
Как и кому выплачивать арендную плату за земельные паи?
Земельный пай является недвижимостью и на него необходимо оформить собственность. Тогда владелец участка получит возможность распоряжаться им свободно и извлекать прибыль. Как правило, распоряжение участком заключается в передаче его в аренду крупным землепользователям.
Соответственно, сторонами в правоотношениях являются частный собственник территории и ее арендатор. Такая форма отношений означает необходимость заключения между сторонами договора об аренде. Следовательно, пользователь должен будет перечислять плату владельцу за обработку его территории.
Таким образом, арендатор должен регулярно производить выплаты арендной платы за территорию, которую он использует. Данная процедура происходит в соответствии с положениями заключенного между сторонами договора. В нем отражается порядок выплаты и ее размер.
При этом выплата может осуществляться в денежном эквиваленте или же в натуральном выражении, то есть в получении сельскохозяйственной продукции.
Особенности получения земли под фермерство
Фермерская деятельность охватывает довольно большой спектр видов деятельности. Сюда входит не только выращивание сельскохозяйственных культур. Фермерство подразумевает также разведение скота, птицы, переработку продукции, её транспортировку и хранение. Также указанный вид деятельности предусматривает возможность того, что на занимаемом участке будут находиться постройки технического назначения, например, для техники и горюче-смазочных материалов. При этом хранение такого имущества должно быть направлено именно на фермерство. То есть определяющим фактором являются именно цели использования занимаемой территории.
Чтобы получать земельные участки для таких нужд, надо оформить необходимые документы. При составлении заявления инициатор должен не только выразить свое намерение получить нужную территорию, но также указать, что она необходима для организации фермерского хозяйства. Также потребуется определить и представить перечень тех направлений деятельности, которые будет осуществлять инициатор. Следует отметить, что надо четко соблюдать эти условия. Если фермер в последующем пожелает расширить спектр деятельности, то потребуется внести изменения в ранее заключенный договор.
Можно ли строить склад и дорогу
Если мы говорим о земельном участке сельскохозяйственного назначения, и вы являетесь его собственником то, в порядке пп. 2, п. 1, ст. 40 ЗК РФ строительство на землях сельскохозяйственного назначения, не являющихся сельскохозяйственными угодьями, разрешается при соблюдении требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарных, противопожарных и иных правил и нормативов.
В составе ЗУ сельхоз назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, занятые:
внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, зданиями, строениями, сооружениями для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Иными словами, то что вы хотите построить, должно являться сооружениями для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции и необходимые пути подъезды к ним.
Откуда берутся новые земли сельхозназначения
Процедура территориального зонирования предполагает выделение фонда перераспределения участков. Его статус предусмотрен п. 1 ст. 80 ЗК РФ и продиктован необходимостью иметь резерв для удовлетворения потребности мелких сельхозпроизводителей в земельных участках оптимального качества. Такие земли обычно перераспределяются для дачных участков, устройства и расширения фермерских хозяйств, создания ЛПХ, под сады, плантации, огороды, сенокосы, пастбища.
Создание такого фонда было продиктовано сложностями переходного периода земельной реформы конца XX века. Первоначально в него включались земли изъятые у владельцев и пользователей не выполнявших обязанностей по целевому и эффективному использованию, переведённые в угодья с низким и средним уровнем кадастровой стоимости, изъятые из оборота по другим основаниям. Все эти условия формирования фонда сохраняются и сейчас. Однако современные земельные отношения определяются уже несколько иными реалиями — в фонд поступают земли, приобретённые органами федеральной и региональной власти, а также муниципалитетами.
Субаренда земель сельскохозяйственного назначения
Субаренда интересующего земельного участка сельскохозяйственного назначения возможна, если арендатор имеет согласно договору аренды возможность сдать угодья в субаренду, а арендодатель не возражает против заключения соответствующего договора.
Особый порядок заключения договора субаренды возникает в том случае, если предметом договора является часть арендованного земельного участка, а не весь участок целиком. В таком случае к договору аренды должны прилагаться документы, подтверждающие согласование сторонами части земельного участка, сдаваемой в субаренду. К таким документам относятся:
- акт замера площади;
- ситуационный план передаваемой в аренду части земельного участка;
- кадастровый план участка (графическая часть) с обозначением его части, передаваемой в аренду.
Во всех прочих случаях договор субаренды заключается с соблюдением условий, принятых в основном договоре аренды, на срок, не превышающий срока основного договора аренды.