Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать владельцам маломерных судов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Указом президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. №580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» вред возмещается на основании такс в тройном размере по каждому незаконно добытому виду рыбы или водного беспозвоночного.
Когда и какую рыбу нельзя ловить в Беларуси в 2021 году?
Нет, Правила определяют счастливые исключения для поклонников рыбалки. Так, разрешается любительское рыболовство, но с некоторыми ограничениями.
Обратите внимание на следующие моменты:
- лов только в светлое время суток — не ранее чем за 1 час до восхода солнца и не позже 1 часа после захода солнца;
- можно ловить только с берега, льда и искусственных сооружений — в воду заходить нельзя;
- разрешается использовать только одну удочку с одним крючком либо один спиннинг с искусственной приманкой;
- допускается использование одинарного, двойного либо тройного крючка.
Подчеркнем, что пользоваться маломерными судами (лодками) для каких-либо целей в этот период запрещено.
Кроме указанных выше сроков, также действуют и ограничения на лов отдельных видов. Это связано с началом икрометания: например, щука нерестится раньше всех — соответственно и нуждается в защите для сохранения своей популяции с первых дней этого жизненного цикла.
Вид | Область/период |
Щука обыкновенная | Витебская — с 9 марта по 25 апреля;
в остальных — с 1 марта по 15 апреля. |
Сом обыкновенный | Брестская и Гомельская — с 1 ноября по 31 марта, с 19 мая по 20 июня; в остальных — с 1 ноября по 31 марта, с 31 мая по 1 июля. |
Судак | везде с 15 апреля по 30 мая |
Сиг чудской | везде — с 1 ноября по 15 декабря |
Налим обыкновенный | везде с 25 декабря 28 февраля |
Рыб указанных видов, пойманных в период «персонального» запрета, необходимо отпустить обратно в водоем.
В Беларуси вводится запрет на лов щуки
- /
Приказом № 413 от 27 декабря 2022 г. Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь были определены квоты вылова для арендаторов и пользователей рыболовных угодий при осуществлении промыслового рыболовства и платного любительского рыболовства. Квоты указаны в центнерах (1 центнер = 100 кг).
Приложение к приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 27.12.2018№ 413 Наименование арендатора (пользователя) рыболовных угодий Наименование рыболовного угодья (его участка) Квота на вылов рыбы, центнеров при осуществлении промыслового рыболовства при осуществлении платного любительского рыболовства 1.
Государственное лесохозяйственное учреждение «Барановичский лесхоз» водохранилище Гать 4,0 14,4 2.
Область | Период запрета |
Брестская Гомельская |
с 20 марта по 18 мая |
Минская Могилевская Гродненская |
с 1 апреля по 30 мая |
Витебская | с 10 апреля по 8 июня |
Кроме указанных выше сроков, также действуют и ограничения на лов отдельных видов. Это связано с началом икрометания: например, щука нерестится раньше всех — соответственно и нуждается в защите для сохранения своей популяции с первых дней этого жизненного цикла.
Обоснование от эксперта о необходимости постановки мотора на учет в ГИМС
Для наглядности сказанного выше, моделируем ситуацию:
СИТУАЦИЯ 1: Вы приобрели лодку и мотор.
Шаг 1: Везете лодку и мотор в ГИМС в установленные законодательством сроки для проведения государственной регистрации и классификации (п. 16 Правил).
Шаг 2: Предоставляем инспектору ГИМС пакет документов который указан в п.15.43 Указа 200. В этом пункте мы видим, что в момент проведения государственной регистрации двигатель должен так же предоставлен, при его наличии!
Шаг 3: Вы предоставили на ТО лодку и мотор.
Итог: Вашему судну присваивается тип: судно с подвесным двигателем. Лодка и мотор вписан в судовой билет!
СИТУАЦИЯ 2: Вы купили лодку, но мотор еще не купили.
Шаг 1: Везете в ГИМС только лодку (п. 16 Правил).
Шаг 2: Провели государственную регистрацию и классификацию только лодки (п. 15.43 Указа 200). Получили тип судна: судно с подвесным двигателем (в судовом билете внесена запись: судно с ПЛД). С этого момента у вас есть еще 10 дней (срок действия административной процедуры п 15.43 Указа 200) на бесплатное внесение записи мотора, который вы приоритете к своей лодке. Обратите внимание: Дни в этом случае считаются согласно работы ГИМС!
Шаг 3: прошло 10 дней после государственной регистрации и срок на бесплатное вписанние мотора истек, т.к. мотор у вас еще не куплен.
Шаг 4: спустя время (месяц, год и т.п.) вы купили мотор к лодке. Вы вновь едете в ГИМС и согласно требованию, п.15.43 Указа 200 предоставляете документы, подтверждающие законность приобретения мотора. Вновь взымается плата за проведение административной процедуры по внесению изменения в судовом билете, т.к. срок 10 дней истек. Обратите внимание: чеки, договора купли-продажи и т.п. на мотор не являются основание вашей собственности, до момента проведения государственной регистрации по п.15.43 Указа 200.
Итог: в ваш судовой билет, где есть запись о лодке вписывается и мотор. С этого момента вы приобрели права собственности на мотор.
Совет от эксперта: Если вы решили не производить плату согласно п.15.43 Указа 200 (а это лишь 1 БВ или 2 БВ) за государственную регистрацию мотора к лодке, то мотор не будет вписан в вашем судовом билете, и вы не приобретаете статус собственника данного имущества (только владелец). Если мотор к лодке не прошел государственную регистрацию, то данное имущество (мотор в нашем случае) в дальнейшем законно подарить, продать, отдать в наследство вы не сможете. В случае утери (угоне вместе с лодкой) прав собственности на мотор нет.
С выходом на воду с незарегистрированным мотором вы попадаете под ответственность статьи:
— 18.39 Кодекс об Административных Правонарушениях Республики Беларусь (далее по тексту – КоАП РБ) «Нарушение правил регистрации и учета судов» с наложением штрафа в размере от 2 до 5 БВ.
— ч.2 п.18.7 КоАП «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации маломерных судов, правил пользования базами (сооружениями) для их стоянок» с наложением штрафа в размере от 5 до 9 БВ за нарушение установленных в судовом билете требований к количеству двигателей или их предельной мощности.
СИТУАЦИЯ 3: к своей лодке купили мотор у физического лица.
Шаг 1: Везете в ГИМС документы на мотор.
Шаг 2: Предоставляете документы, подтверждающие законность приобретения мотора. Обратите внимание: за эту административную процедуру взымается плата согласно п. 15.43 Указа 200.
Итог: Мотор вписан в ваш судовой билет.
Совет от эксперта: Если в момент предоставления документов на мотор в ГИМС обнаружится что вы приобрели мотор у физического лица, который был первым владельцем и не провел первоначальную государственную регистрацию мотора в ГИМС и у него есть договор купли-продажи на его имя, то провести государственную регистрацию в ГИМС на свое имя, как первого владельца, вы не сможете, а значит и использовать на воде такой мотор нельзя.
Что касается наследственных прав на мотор, то придется смирится, что если наследодатель не провел при жизни законную процедуру по установлению собственности на мотор, то смело снимайте розовые очки и рассматривайте это как факт, что наследодатель кинул вас на мотор. Это значит, что пользоваться таким мотором вы сможете только на суше, например, для покоса травы!
Правила эксплуатации маломерных судов.15.03.2021
Правила эксплуатации маломерных судов.
Вода не прощает безответственности, халатности и беспечности. Об этом стоит напомнить в связи с наступлением тёплой погоды и купального сезона. В этот период народ не только посещает пляжи, но также занимается и рыбной ловлей, и активным отдыхом на воде, применяя для этого различные плавательные средства. При этом зачастую нарушаются Правила пользования маломерными судами и Правила плавания по внутренним водным путям Республики Беларусь, что нередко приводит к аварийным случаям. Так именно с использованием маломерных судов на территории Витебской области в 2020 году погибло 7 человек.
Государственная инспекция по маломерным судам Витебской области информирует судоводителей и жителей региона о том, что обязательной регистрации и классификации подлежат маломерные суда, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов (соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 200 от 26 апреля 2010 года). Под маломерными судами понимаются суда длиной – 20 метров с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, в том числе суда с подвесными двигателями и гидроциклы.
Зарегистрировать маломерное судно, владелец должен в течение 30 календарных дней со дня покупки маломерного судна или приобретения его на ином законном основании. Для этого владелец предъявляет в ГИМС следующие документы:
-маломерное судно с мотором;
-руководство по эксплуатации (паспорт) на судно и двигатель с отметкой о продаже, правоустанавливающие документы;
-квитанцию о внесении платы за регистрацию;
-паспорт, удостоверяющий личность.
До начала эксплуатации маломерного судна техническое освидетельствование проводится в течении 10 дней после его государственной регистрации и классификации, либо в день государственной регистрации и классификации при условии нанесения на маломерное судно регистрационного номера.Судовладелец обязан представлять маломерное судно для прохождения технического освидетельствования до начала и в процессе его эксплуатации.
Периодичность прохождения технического освидетельствования маломерных судов:
Эксплуатация маломерного судна без прохождения в установленные сроки и порядке технического освидетельствования: запрещается.
Маломерное судно должно быть зарегистрировано в установленном порядке и пройдено его техническое освидетельствование. На моторных маломерных судах, двигатель которых свыше 5 лошадиных сил, судоводитель должен иметь удостоверение на право управление таким судном. Особое внимание необходимо уделять спасательным жилетам, во время движения он должен быть надет и застегнут.
Позаботьтесь заранее о готовности Вашего судна к безопасной эксплуатации. Счастливого Вам плавания, и не забудьте, что Вас ждут дома.
Номер маломерного судна
Для номерных знаков плавсредств малого размера в ГИМС также существуют определенного рода правила, которые необходимо выполнить владельцу. В этом вопросе, придерживаясь ранее взятого образца, конечно, проведем череду сравнений и в этой области. Раньше, например, в 2021 году регистрационный номер представлял собой совокупность семи различных знаков. Здесь использовались как цифры, так и буквы. Этот номер должен был наносится на обе стороны судна: внутреннюю и внешнюю.
Для чего это нужно? Это было необходимо для того, чтобы речная полиция могла опознать как само судно, так и его владельца. Сегодня ситуация немного изменилась. Владелец транспортного средства идентично наносит на оба борта номер, но делает это на определенном расстоянии от форштевня. Только после этого можно совершать движение маломерным суднам.
Бортовой номер маломерного судна
Важные изменения претерпели в 2021 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.
Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов: 2 буквы; 4 цифры; цифровое обозначение региона России; буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.
При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.
Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5–2 см.
В случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти при нанесении бортового номера вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом. Причем эта особенность отмечается в реестре ГИМС и в судовом билете водного транспорта.
Федеральный закон о маломерных судах
Федеральный закон Российской Федерации № 23 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определений понятий маломерного судна» с момента опубликования (23.04.2012) практически не изменился. Однако теперь маломерное судно может быть:
- маломерным — лодки длиной до 20 метров и весом менее 200 кг (со снаряжением), способные перевозить не более 12 пассажиров;
- прогулочным — судна, вмещающие до 18 человек (из не более 12 пассажиров), используется в некоммерческих целях;
- спортивным парусным — яхты, предназначенные для занятий спортом.
Согласно Федеральному Закону о регистрации маломерных судов, постановке на учет не подлежат части, которые являются принадлежностью плавсредства, например, спасательные шлюпки. Кроме того, на учет не требуется ставить катера и лодки, весом до 200 кг и мощностью мотора менее 8 киловатт. Спортивные байдарки, катамараны, надувные лодки — все это не придется оформлять в инспекции.
Среди главных изменений — стоимость услуг о регистрации водного транспорта. Например, за постановление на учет судов внутреннего плавания надо заплатить 2 тысячи рублей, а за парусные или прогулочные — 1 тысячу. Если необходимо внести изменения, то стоимость снижается в несколько раз. Получение свидетельства о собственности сейчас стоит 500 рублей, а судового билета — 100.
Правила водного движения маломерных судов 2021
Однако с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2021 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Но не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов.Эти правила, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2021 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2021 года.
Итак, для начала разберемся с правовым понятием термина «маломерные суда». Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров.
Обязанности судоводителя
Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все предельно просто, понятно и без изменений. Исходя из правил судовождения маломерных судов 2018–2019, судоводители обязаны:
- знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства;
- перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна;
- при перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
- обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.);
- выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.
Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.
Главные изменения 2022 года
- Утрачивают силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.
В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается в в 2022-ом с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.
Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:
- Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
- Но владельцы по-прежнему будут получать на руки бумажный судовой билет маломерного судна. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4.
Вопросы государственной регистрации лодки без документов
Государственная инспекция по маломерным судам потребует некоторые сведения от владельцев. При этом заявленные в бумагах характеристики должны соответствовать техническим особенностям техники. Специалистами также будет оценено состояние лодки. Для регистрации потребуется следующее:
- договор купли-продажи. Среди прочих бумаг потребуются договор-дарения, доверенность, свидетельство о передачи наследства.
На лодку и мотор необходимо предоставить техпаспорт.
Существуют установленные законодательством сроки – 10 дней, чтобы оформлять бумаги после покупки или получения в дар. Иные случаи предусматривают административную ответственность или помещение на штрафную стоянку. Как восстановить документы на лодку после этого срока ответить сложно, поскольку нюансов решения вопроса существует несколько.
Мы разобрались, на какой лодочный мотор не нужны права. Государственная регистрация, получение прав сегодня обязательны лишь в отношении маломерного водного транспорта. Но что им является по обновленным нормам?
Маломерное судно соответствует следующим характеристикам:
- Длина — не более 20 м.
- Число пассажиров — не более 12.
- Масса — более 200 кг.
- Мощность двигателя — более 8 кВт (или 10,88 л. с.)
Будьте внимательны: масса маломерного судна высчитывается по ГОСТ Р ИСО-8666-2012. По нему берется в расчет не вес фактически установленного на лодку мотора. А вес самого тяжелого двигателя наибольшей мощности, допустимой для судна данного типа.
Лодки, которые вместе со снаряжением весят меньше 200 кг от постановки на учет освобождаются. На регистрацию можно не ставить имущество с моторами, чья мощность менее 10 л.с. Можно не регистрировать маломерные суда, предназначенные для перевозки пассажиров, но если вместимость не более 12 человек. Еще одно ограничение касается длины моторки – до 20 метров. Как оформить лодку в гимс без документов для этих категорий судов не имеет значения.
По законодательству (приказ МЧС РФ № 500 от 2005 г.) не подлежат внесению в реестр надувные лодки без мотора массой до 200 кг. Однако разрешение действует только для внутренних водных объектов РФ. При перемещении вдоль рек, граничащих с государственными границами, по закрытым водным ресурсам процедура регистрации надувных лодок обязательна.
Как получить разрешение на водный поход в весенний период
Не существует утверждённого законом порядка получения разрешений. Чаще всего туристы составляют маршрутную книжку и регистрируют её в Маршрутно-квалификационной комиссии (МКК). Независимо от того, сделали вы это или нет, вам нужно написать обращение в каждый райисполком, через чью территорию проходит река (на имя председателя).
Обращение можно написать:
- от своего имени;
- от имени группы;
- от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В обращении следует указать:
- кому оно направлено (например, председателю Кричевского райисполкома Иванненкову И. И.);
- кто обращается (ваши фамилия, имя, отчество и адрес либо наименование юридического лица и его местонахождение);
- суть просьбы (разрешить провести спортивно-туристическое мероприятие (если оно зарегистрировано в МКК), физкультурно-оздоровительное, спортивно-оздоровительное, семейно-оздоровительное и т. п.) с участием маломерных судов;
- обязательно указать, что не будут использоваться моторные лодки и что движение будет осуществляться в светлое время суток;
- сроки похода, наименование реки, количество участников похода (если вы идёте группой). Если не уверены в сроках и в количестве участников, указывайте с запасом.
В Беларуси будут освобождены от госрегистрации некоторые маломерные суда
Для этого нам нужно заглянуть в кодекс, найти там пункт 1.1 статьи 33, а также пункт 1.1 статьи 16, именно в них указано, в каких случаях ваше плавсредство не подлежит регистрации в ГИМС. Однако если у вас под рукой нет кодекса, мы вам объясним. Регистрировать не нужно лодки, масса которых менее 200кг (включительно) и мощностью их моторов до 10,88 л.с, т.е. 8 кВт (включительно).
Стоит заметить, что 1 кВт равен 1,36 л.с., а в 8 кВт равно 10,88 л.с.
Согласно законодательным нормам, прием свидетельств осуществляется на протяжении трех рабочих дней. При наличии оснований для приостановки регистрации, срок рассмотрения свидетельств может быть продлен вплоть до одного календарного месяца.
При эксплуатации зарегистрированной лодки, ТО нужно будет проходить на протяжении каждых 5 лет от момента начала регистрации. Внеочередное техническое освидетельствование будет необходимо при возможном ремонте техники либо приезду в иной регион.
- чеки, договор купли-продажи или дарственную, в общем, все, что подтверждает ваш статус владельца плавсредства;
- свой паспорт, а также идентификационный номер налогоплательщика;
- техдокументацию на лодку и на двигатель;
- квитанцию об оплате госпошлины;
- заполненную регистрационную карту (она же — заявление).
Если регистрируете судно впервые, придется и его предоставить для верности.
После подачи заявления и указанных документов, владельцу со стороны специалиста будут выданы в количестве 2 шт. бортовые номера, которые необходимо будет прикреплять на двух разных бортах судна. Помимо этого, владельцу будут предоставлены итоги проверки ТС, его технического обслуживания. Важными факторами являются характеристики на суше (заданные параметры и функции) и воде (функция плавучести) соответственно.
Изготовленные из полихлорвинила лодки регистрируются по общим установленным для резиновых суден правилам. Успешность процесса оформления свидетельств будет напрямую определяться тем, насколько соответствуют обозначенным нормативным показателям технологические и физические параметры лодки.