Земельный налог для юридических лиц в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный налог для юридических лиц в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Единый налоговый счет

С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:

  • для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;

  • для выполнения обязательств организации перед бюджетом.

На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:

  • положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);

  • отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;

  • нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).

Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?

Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.

Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:

  • Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
  • Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.
  • С 2023 года организации и ИП, которые обязаны рассчитываться с бюджетом в рамках ЕНП, подают уведомления об исчисленных суммах.
  • С января 2023 года применяется новая форма уведомления, утверждённая приказом ФНС от 02.11.2022 N ЕД-7-8/1047@.
  • Сроки подачи уведомлений приводятся в таблицах выше. При нарушении сроков перечисленные денежные средства будут аккумулированы на едином налоговом счёте налогоплательщика, но ИФНС не сможет их распределить по налогам, сборам, взносам.
  • В 2023 году действует переходный период, в течение которого можно рассчитываться с бюджетом в прежнем порядке, с помощью платёжных поручений. Но если уведомление было подано хотя бы раз, применять прежний порядок больше нельзя.

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

Зачет возможен, в частности:

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
  3. При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):

  4. о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
  5. о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.

Кто является налогоплательщиком по земельному налогу

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что земельный налог относится к местным налогам. А это значит, что все выплаты поступают в бюджет местных властей, там где этот налог используется. То есть земельный участок должен находится в пределах субъекта, у которого регламентирован данный налог. В свою очередь налогоплательщиком является владелец участка земли, либо гражданин получивший право на бессрочное владение землей. Ниже представлена таблица с описанием распределения полномочий по регулированию земельного налога.

Читайте также:  Как пройти технический осмотр транспортных средств в Пензе в 2023 году
Уровни власти РФ Полномочия в части земельного налога Комментарии
Федеральный уровень Объект налогообложения (за что платим налог); порядок исчисления базы по налогу на землю (с какой суммы платим налог); налоговый период для данного вида налога (когда платим налог); максимальные и минимальные ставки, то есть определение границы по ставкам для местной власти На федеральном уровне определяются границы и регламент применения системы налога на землю
Местный уровень Величину ставок по налогу в пределах установленных границ, зонирование территорий субъекта для разграничения применения разных ставок, налоговые льготы Местные власти корректируют ставки по своему усмотрению и могут применять различные виды налоговых льгот для разных категорий граждан. При этом они должны соблюдать установленные границы на федеральном уровне

Порядок расчета и уплаты налога на землю в 2023 году

Принцип расчёт налога на землю един для всех регионов нашей страны. Он рассчитывается, как произведение кадастровой стоимости на ставку налога, регламентированного для данной конкретной территории. Кадастровая стоимость земли здесь выступает как налогооблагаемая база, поэтому ее величина напрямую влияет на величину налога.

Максимальные ставки налога на землю, регламентированные на федеральном уровне, могут быть скорректированы местными властями, а также дифференцированы в зависимости от особенностей земельных участков. Выделяют две федеральные ставки:

  • 0,3% — для земель сельскохозяйственного назначения, садоводческие и огородные участки. Сюда же может быть отнесена земля многоквартирного дома, если она разделена в соответствии с долями собственников и зарегистрирована.
  • 1,5% — все остальные земельные участки.

Местные власти исходя из территориальных особенностей, часто корректируют данные ставки давая налоговые льготы или снижая ставки для земель сельскохозяйственного назначения. Это важно для поддержания местного населения, которое занимается сельским хозяйством.

При расчете также могут быть использованы понижающие и повышающие коэффициенты.

Условия применения коэффициента Описание Величина коэффициента
Земельный участок был куплен для последующего строительства жилого дома С момент регистрации земельного часика до момента завершения строительства будет применяться повышающий коэффициент 2
Срок строительства жилого дома превысил 3 года Строительство жилого дома превысившее срок в 3 года закону признаётся долгостроем 4
Индивидуальное жилищное строительство Строительство превысило рубеж в 10 лет 2
Владение земельный участком не полный год Приобретение или продажа участка, приводит к тому что гражданин имеет собственность не полный год Количество месяц владения землёй в налоговом периоде / 12

Величина зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Этот показатель публикуется в ЕГРН. Какой будет налог на землю с 2023 в официальных документах обозначается уже 1 января.

Если это новый земельный участок, который образовался и официально зарегистрирован в течение года, то данные по нему нужно предоставить в ЕГРН. Комиссия сама определит реальную стоимость и базу.

Главное положительное изменение в 23 году – отсутствие официального повышения стоимости. В таком случае, все цены останутся на уровне 2022 года, если в ЕГРН не решат понизить кадастровую стоимость земельного участка.

Исключение – изменение характеристик. Например, раньше землю можно было использовать только для сельского хозяйства, а в новому году получено разрешение на коммерческое строительство. В таком случае, исходя из общих инструкций, цена будет пересмотрена, а база для начисления налога изменится.

По НДФЛ не будет иметь значение, с какой выплаты удержан налог: больничный, отпускные и т.д. Важно — в каком периоде он удержан.

За период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.

Перечисление налоговыми агентами сумм исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января; за период с 23 по 31 декабря -не позднее последнего рабочего дня календарного года.

Уведомление сдается 25 числа, налог уплачивается 28 числа.

Фактически получается 13 периодов в году: 28 числа каждого месяца, затем в декабре за период с 23 по 31 декабря, не позднее последнего рабочего дня календарного года.

Читайте также:  Эмиграция и иммиграция. Как правильно

За период с 01 по 22 января — 28 января.

Если у организации несколько обособленных подразделений, можно подать уведомление по каждому подразделению отдельно. Также можно подать единое уведомление и по головной, и по обособленным подразделениям с указаниями КПП и ОКТМО каждого подразделения. Уплата будет единым платежом за все подразделения.

Как отчитаться по земельному налогу?

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ). По окончании налогового периода плательщики организации и предприниматели — плательщики земельного налога должны представить в налоговые органы Налоговую декларацию по земельному налогу. Ее форма утверждена Приказом Минфина России от 23.09.2005 N 124н.

Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, которое им присылают налоговые органы (п. 4 ст. 397 НК РФ).

В течение года плательщики земельного налога рассчитывают и перечисляют в местный бюджет авансовые платежи по земельному налогу. Правда, при условии, что представительный орган муниципального образования в нормативном акте о земельном налоге установил отчетные периоды.

Отчетными периодами по земельному налогу для организаций и индивидуальных предпринимателей являются I квартал, полугодие и 9 месяцев. Не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом, плательщики земельного налога должны представить в налоговые органы Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу (далее — Расчет). Это значит, что Расчет по авансовым платежам за I полугодие плательщики земельного налога должны представить в налоговые органы не позднее 31 июля.

Законом «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон) предусмотрено определение налоговой базы земельного налога — кадастровой стоимости в белорусских рублях с ее индексацией (пункт 3 статьи 5 Закона).

Так, налоговая база земельного налога на 1 января 2023 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2023 год определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

  • для общественно-деловой зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;
  • для жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки таких зон в сумме, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
  • для жилой многоквартирной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2021 год и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
  • для производственной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2019, 2020 и 2021 годы и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы.

Кроме того, согласно Закону в 2023 году для земельных участков, в качестве налоговой базы земельного налога по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции (на 19,4 %) по сравнению с пороговыми значениями, установленными статьей 240 НК на 2022 год.

Так, в 2023 году площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:

  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 11 018 белорусских рублей за гектар;
  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 7 344 белорусских рублей за гектар;
  • общественно-деловой зоны, за исключением указанных в подпунктах 6.5 и 6.6 пункта 6 статьи 240 НК, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 40 060 белорусских рублей за гектар;
  • производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 20 029 белорусских рублей за гектар;
  • рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 22 032 белорусских рублей за гектар;
  • жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 58 757 белорусских рублей за гектар;
  • жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 380 белорусских рублей за гектар.

Льготы по земельному налогу

Вводится новая льгота по земельным участкам организаций, признанных в соответствии с законодательством банкротами, в отношении которых открыто ликвидационное производство, по квартал, в котором внесена запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении организации из этого регистра (подпункт 1.33 пункта 1 статьи 239 НК).

Кроме того, с 1 января 2023 года на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 239 НК организации будут освобождаться от земельного налога по земельным участкам, занятым материальными историко-культурными ценностями, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь, вне зависимости от того, используются организациями капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на таких земельных участках, в предпринимательской деятельности или не используются.

Читайте также:  декрет до 6 лет россия что нужно

Скорректирована норма подпункта 1.9 пункта 1 статьи 239 НК.

Так, на основании указанного подпункта с 1 января 2023 года будут освобождаться от земельного налога не только земельные участки санаторно-курортных и оздоровительных организаций, но и земельные участки иных организаций в части предоставленных таким организациям земельных участков, используемых (предназначенных для использования) обособленными подразделениями этих организаций для осуществления санаторно-курортного лечения и оздоровления населения, по перечню таких организаций, их обособленных подразделений, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.

Также указанный подпункт дополнен частью второй, в соответствии с которой в целях применения организациями культуры освобождения от земельного налога Министерство культуры по мере обращения таких организаций выдает заключения об отнесении их в календарном году к организациям культуры.

С 1 января 2023 года установлено ограничение льгот, предусмотренных пунктом 1 статьи 239 НК, по земельным участкам, предоставленным организациям для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), на которых отсутствуют капитальные строения, в отношении которых применяется ставка земельного налога, увеличенная на коэффициент 3 в соответствии с пунктом 12-1 статьи 241 НК (подпункт 2.3 пункта 2 статьи 239 НК).

Кроме того, освобождение от земельного налога, предусмотренное законодательными актами и НК, не будет распространяться на земельные участки, на которых отсутствуют капитальные строения, в отношении которых применяется ставка земельного налога, увеличенная на коэффициент 3 в соответствии с пунктом 12-1 статьи 241 НК, если иное прямо не будет установлено в этих законодательных актах и НК (пункт 2-1 статьи 239 НК).

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Как рассчитать земельный налог индивидуальному предпринимателю?

Ответ: Расчет земельного налога самостоятельно осуществляют только юридические лица. Что касается индивидуальных предпринимателей и иных физлиц, то для них расчет налога производится налоговым органом.

Вопрос: Как рассчитать земельный налог юрдицу, когда стоимость земельного участка не определена?

Ответ: В этом случае обязанности по уплате налога нет. Однако, это не касается Крыма и г. Севастополя. Если кадастровая стоимость земель в данных регионах не утверждена, то налог рассчитывается и перечисляется с нормативной оценки участка. Так следует рассчитывать вплоть до 1 января того года, который следует за годом утверждения результатов кадастровой оценки.

Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *