Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как можно уменьшить размер госпошлины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процессуальным
законодательством предусмотрена
возможность предоставления отсрочки
(рассрочки) уплаты государственной
пошлины. Основания и порядок предоставления
отсрочки или рассрочки уплаты
государственной пошлины устанавливаются
в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах
(ст. 90 ГПК РФ).
Заявление об уменьшении размера госпошлины
Важно помнить в процедуре составления заявления о снижение государственной пошлины:
- перед тем как составлять ходатайство о снижении государственной пошлины внимательно изучите льготы, возможности освобождения от уплаты госпошлины (так, например, иски направленные на защиту прав потребителей, защиту прав работника, заявления в рамках уголовного судопроизводства и иные – не облагаются пошлиной, поскольку истцы в силу закона освобождены от ее оплаты);
- правильно рассчитайте цену иска, влияющую на размер государственной пошлины, так как, например, траты на адвоката, на эксперта, почтовые – не являются исковыми требованиями, подлежащими включению в сумму для расчета пошлины;
- моральный вред – это требование неимущественного характера, государственная пошлина для граждан 300 рублей, даже если истец заявит сумму возмещения в 1 000 000 рублей (по трудовым, потребительским делам и др. государственная пошлина и вовсе не оплачивается).
Порядок уменьшения размера госпошлины в суд
Конституционный Суд РФ в своих выводах не раз приводил, что отсутствие у лица, обращающегося за судебной защитой, возможности — в силу его имущественного положения — выполнить обязанность по оплате пошлины в полном размере — не должно препятствовать реализации его прав, поскольку, в случае допущения иного, наступило бы нарушение положений Конституции РФ. В связи с чем, возможность снижения платежа при подаче иска – это лучший выход решения проблемы временной неплатежеспособности, регламентируемый в современном законодательстве.
Выход из данной ситуации есть – ходатайство о снижении размера государственной пошлины, данный процессуальный документ необходимо составить и подать одновременно с подачей иска, чтобы суд принял заявление и решил вопрос с ходатайством, направленным на снижение государственной пошлины.
Заявление об уменьшении размера госпошлины
Важно помнить в процедуре составления заявления о снижение государственной пошлины:
- перед тем как составлять ходатайство о снижении государственной пошлины внимательно изучите льготы, возможности освобождения от уплаты госпошлины (так, например, иски направленные на защиту прав потребителей, защиту прав работника, заявления в рамках уголовного судопроизводства и иные – не облагаются пошлиной, поскольку истцы в силу закона освобождены от ее оплаты);
- правильно рассчитайте цену иска, влияющую на размер государственной пошлины, так как, например, траты на адвоката, на эксперта, почтовые – не являются исковыми требованиями, подлежащими включению в сумму для расчета пошлины;
- моральный вред – это требование неимущественного характера, государственная пошлина для граждан 300 рублей, даже если истец заявит сумму возмещения в 1 000 000 рублей (по трудовым, потребительским делам и др. государственная пошлина и вовсе не оплачивается).
Приложите к ходатайству о снижении государственной пошлины все документы, прямо или косвенно подтверждающие Ваши временные финансовые трудности в настоящее время, от того, как Вы обоснуете и подтвердите свои основания ходатайства, зависит и судьба решения по вопросу.
Общие условия уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд
В соответствии со сложившейся практикой государственная пошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Согласно ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если государственная пошлина не уплачена, заявление остается без движения. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме — либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, в связи с чем, судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию, что представляется правильным, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.
Изменение элементов иска в гражданском процессе
Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии гражданского процесса, от производства в суде первой инстанции до исполнительного производства. Мировое соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый сторонами спора на взаимосогласованных ими условиях и подлежащий обязательному утверждению судом. В соответствии со ст. 39 ГПК мировое соглашение подлежит контролю со стороны суда, который должен проверить, не противоречит ли оно закону или не нарушает ли оно права и законные интересы других лиц.
В том случае суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу. До принятия определения об утверждении мирового соглашения суд должен разъяснить сторонам его последствия, которые сводятся к следующему. Мировое соглашение прекращает производство по делу, в связи с чем вторичное обращение в суд будет недопустимым.
Общие условия уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд
В соответствии со сложившейся практикой государственная пошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Согласно ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если государственная пошлина не уплачена, заявление остается без движения. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме — либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, в связи с чем, судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию, что представляется правильным, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.
Нововведения при уплате госпошлины
Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.
Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.
Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.
Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.
2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.
В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.
До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.
Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с
неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.
В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.
После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.
Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:
В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.
Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.
Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов — постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.
Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.
3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.
Подготовка заявления об уменьшении размера госпошлины
Кроме текста заявления с описанием цены иска, расчета подлежащей уплате суммы и жизненных обстоятельств истца, предоставляются письменные доказательства о материальном положении. Это может быть справка о доходах, справка центра занятости о том, что истец состоит на учете в качестве безработного, копия трудовой книжки.
При учете имеющегося у истца дохода учитывается также количество иждивенцев, поэтому разумно приложить копии свидетельств о рождении детей или документы других членов семьи. Если истец состоит в браке, то прикладывается справка о доходах каждого члена семьи. Возможно предоставление медицинских документов, когда истец имеет значительные расходы на получение медицинской помощи или приобретение необходимых для его жизнедеятельности лекарственных средств. Таким образом, к подготовке каждого нового заявления об уменьшении размера госпошлины необходимо подходить индивидуально.
Истец должен обосновать сумму. которую он в состоянии оплатить, хотя окончательное решение по размеру госпошлины останется за судом.
Рассмотрение судом заявления на освобождение от уплаты госпошлины
При рассмотрении такого рода заявлений суд руководствуется внутренней оценкой имеющихся доказательств. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать злоупотребления правом или предоставлять ложные сведения. Если доход позволяет оплатить госпошлину через какое-то время, в суд можно подать заявление об отсрочке уплаты госпошлины до вынесения судебного решения (чтобы взыскать ее с ответчика по заявлению о взыскании судебных расходов).
По итогам рассмотрения заявления суд вынесет соответствующее определение, на которое можно подать частную жалобу.
Если суд откажет в удовлетворении заявления на освобождение от уплаты госпошлины, он оставит исковое заявление без движения.
4 вопросов по теме
Как правильно написать ходатайство в суд об освобождении уплаты госпошлины в связи с инвалидностью. Что нужно приложить к данному заявлению?
Обратите внимание, что инвалиды 1-2 группы освобождены от уплаты госпошлины при цене иска до миллиона рублей. Для инвалидов 3 группы можно получить освобождение от уплаты госпошлины при отсутствии достаточного дохода, тяжелого материального положения. для подтверждения тяжелого материального положения к заявлению на освобождение от уплаты госпошлины прикладывают справку о размере пенсии, копию трудовой книжки, выписки с банковских счетов.
Пришло письмо о взыскании с меня госпошлины в размере 2000 руб. О взысканиипени пени за просрочку оплаты суммы по договору о предоставлении торгового места на универсальном рынке «Хасанский». Сумма пени по договору от 0206.2017г 68,40 руб. Я и не знала об этой задолженности. Сразу же при следующей оплате в марте я оплатила эту задолженность, но в конце рабочего дня кассир вернул эти деньги, т.к администрация не знала, как оформить эти деньги. Вчера я была на рынке у директора, она мне сказала, что ничего не надо делать, а я предполагаю, что деньги снимут с карточки и все. Я инвалид 3 гр, являюсь опекуном несовершеннолетней девочки, сейчас тяжелая жизненная ситуация и, что они творят, помогите, что делать
Если пытаются взыскать госпошлину, значит, уже есть судебное решение (судебный приказ). В письме о взыскании госпошлины обратите внимание на отправителя, обратитесь к нему для получения решения. Что касается оплаты задолженностей, лучше предпочесть безналичный расчет для возможности документально подтвердить факт оплаты.
Ходатайство об уменьшении госпошлины в суд общей юрисдикции
Из анализа вышеуказанных норм следует, что лицо, заинтересованное в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, обязано документально подтвердить, что имущественное положение не позволяет произвести уплату государственной пошлины в размере, установленном действующим законодательством.
Порядок предоставления отсрочки или рассрочки государственной пошлины, уменьшения ее размера разъяснен в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 г. № 6, согласно которому в ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере.
Неустойка – это мера ответственности должника. Она устанавливается законом или договором. Неустойка (штраф, пеня) представляет собой сумму, которую уплачивает должник, если не исполнит свою обязанность или сделает это ненадлежащим образом. Неустойка также начисляется в случае просрочки.
Договорная неустойка часто бывает очень сильно завышена. В некоторых случаях она может превышать сумму основного долга в нескольких раз. Например, при сумме долга по займу в 10 тысяч рублей, неустойка составляет 25 тысяч. И такие случаи не являются редкостью. Чтобы не допустить злоупотребления кредиторов, законодатель предусмотрел уменьшение размера неустойки, в том случае, если она неадекватна нарушенному обязательству. Этот вопрос регулирует ст. 333 ГК РФ об уменьшении неустойки.
Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины. Как подать, что приложить
Госпошлина, оплачиваемая перед рассмотрением спора в суде – это определяемый на уровне закона обязательный сбор, оплачиваемый истцом при обращении в судебные органы с исковым заявлением.
После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации. Уменьшить размер государственной пошлины по исковому заявлению к Попову Виктору Семеновичу, подлежащей уплате, до 1000 руб.
В ст. 333.40 НК РФ дан ответ и на вопрос, обязательно возвращается ли госпошлина при возврате искового заявления или ее можно использовать для повторного обращения. По письменному обращению госорган обязан через Федеральное казначейство возвратить средства, если не истекло три года с момента их уплаты.
Отказ от иска, как изменение иска
Отказ от иска предполагает отказ заявителя от своих материальных и правовых требований, что влечет окончание судебного процесса. Таким образом изменение иска может заключаться в отказе заявителя от судебной защиты права, например, когда истец во время рассмотрения спора приходит к выводу о нецелесообразности предъявленного требования к ответчику.
Отказ допускается до вынесения решения. Для его оформления необходимо оформить ходатайство в суд.
Но такая замена серьезно осложнит работу суда, поскольку новый иск не прошел стадию подготовки дела к судебному разбирательству, в которой судья должен определить круг лиц, участвующих в деле, определить необходимые доказательства и совершить другие процессуальные действия (ст. 142 ГПК). В действующем законодательстве нет нормы права, предусматривающей последствия такой замены, однако следует прийти к выводу о том, что при одновременном изменении основания и предмета иска суд должен прекратить производство по делу ввиду отказа истца от иска и разъяснить истцу, что новое исковое требование он может предъявить в самостоятельном производстве. Правовым основанием для такого решения вопроса является п. 4 ст. 219 ГПК. Изменение иска в предусмотренных ч. 1 ст. 34 ГПК пределах создает для истца благоприятные условия по защите своих интересов.
Изменение предмета иска в гражданском процессе образец
Для примера, суд рассматривает иск о признании права собственности на жилое помещение. Судьей устанавливаются факты, согласно которым заявитель может претендовать только на определение порядка пользования спорным жильем. Для таких ситуаций предусматривается изменение предмета иска. Обратим внимание, что изменение иска допускается исключительно по инициативе истца. Суд не вправе изменить требования, выйти за их пределы можно только в установленных законом случаях. Для изменения иска в суд необходимо предъявить заявление по установленной форме: Изменение размера иска Изменение размера требований фактически является их уточнением, а не изменением. Следовательно, истец имеет право в процессе разбирательства изменить, к примеру, основания иска и заявить об увеличении требований.
Изменение иска заключается в следующем. В соответствии со ст. 39 ГПК истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. ГПК РФ и судебная практика выработали определенные правила толкования данной нормы. В частности, истец вправе изменить или предмет, или основание иска. Недопустимым является одновременное изменение предмета и основания иска, поскольку в этом случае истец предъявляет новый иск, что следует производить по общим правилам предъявления исков. Изменение предмета иска может производиться, например, в случае, когда вместо первоначального требования о признании сделки недействительной как оспоримой заявляется требование о применении последствий ничтожности сделки.
Изменение основания иска также может производиться только при неизменном требовании истца, отраженном в предмете иска. Например, требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть заявлено по самым различным основаниям, первоначально истец мог указать в качестве основания иска то обстоятельство, что сделка, о признании недействительной которой заявлен иск в суд, была заключена под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ), а затем — в связи со стечением тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК РФ).
Как уменьшить госпошлину или получить отсрочку по ее уплате?
Если вы не имеете возможности уплатить госпошлину единовременно и в полном размере, в некоторых случаях вы можете рассчитывать на уменьшение ее размера, отсрочку или рассрочку по ее уплате. Под отсрочкой понимают уплату госпошлины единовременно в полной сумме, но в более поздний срок, под рассрочкой — уплату поэтапно в течение установленного срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).
1. Уменьшение размера госпошлины
Возможность уменьшения размера госпошлины предусмотрена для случаев, связанных с обращениями в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23 НК РФ; ст. 39 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).
Суд имеет право уменьшить размер госпошлины или полностью освободить вас от ее уплаты исходя из вашего имущественного положения. При этом судьи принимают решение самостоятельно, поскольку действующее законодательство этот процесс не регламентирует.
Кто и на какой стадии процесса может подать
Подать заявление может истец или его официальный представитель. Другие участники процесса не наделены такими правами. Если истец в процессе представления собственных интересов в суде пользуется помощью другого лица, необходимо заранее составить на имя второго соответствующую доверенность и заверить данный документ у нотариуса.
Подать ходатайство можно на любом этапе процесса, но до момента вынесения заключительного решения.
Внимание! Количество таких обращений законодательством не ограничено. Но нужно учитывать, что любые изменения, вносимые в иск, могут растянуть сроки рассмотрения дела. После принятия ходатайства дата судебного заседания может быть перенесена.
Решение о принятии или непринятии заявления оформляется судьей в виде мотивированного определения. Оно зависит от результатов оценки добросовестности действий истца с учетом позиции ответчика по поводу целесообразности и законности данной меры. Перед принятием решения суд проверяет, не нарушает ли изменение размера исковых требований прав участников процесса и других лиц.
Как и любой другой процессуальный документ, заявление об уменьшении требований истца составляется по общим правилам.