Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2. Проблемы правопреемства и налогообложения при реорганизации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Фактически, это преобразование предприятия в новое, которое становится правопреемником, то есть принимает все права и обязанности старой компании. В ходе процедуры меняется организационно-правовая форма организации или создается новая компания.
Особенности реорганизации юридических лиц
Важные нюансы:
- К правопреемнику переходят все права, обязанности и долги (полностью или частично, в зависимости от вида процедуры).
- Реорганизовать юрлицо можно только в организационно-правовую форму, разрешенную законом. Например, нельзя реорганизовать ООО в товарищество, а коммерческую структуру в некоммерческую.
- Если реорганизация принудительная, а компания не соблюдает законные требования и сроки, то управление делами передадут арбитражному управляющему.
Часто реорганизация юридического лица – это способ решить задачи бизнеса: повысить рентабельность, уменьшить налоги с помощью вывода проблемных подразделений из состава организации. Реорганизация крупной компании – сложный многоступенчатый процесс: чтобы избежать штрафов и других санкций, нужно тщательно соблюдать требования закона. Если допустить нарушения, то решение о реорганизации можно оспорить в судебном порядке и признать его недействительным.
Когда компания не выходит в плюс, нужно проанализировать расходы. Возможно, вы найдете убыточные рекламные кампании, в которые не стоит больше вкладываться.
Отслеживайте, какие источники приводят клиентов с помощью коллтрекинга от Calltouch и оптимизируйте расходы на рекламу. Система автоматически собирает данные и генерирует отчеты и позволяет контролировать работу отдела маркетинга.
Правопреемство при реорганизации
Согласно ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к его преемникам должен оформляться передаточным актом или разделительным балансом, который составляется при реорганизации в форме разделения или выделения. Его основная функция — определить, какие права и обязанности и в каком объеме переходят к каждому из правопреемников. При слиянии, присоединении и преобразовании каждое из юридических лиц, прекращающих деятельность, составляет передаточный акт.
Требования ГК РФ и к разделительному балансу, и к передаточному акту, в принципе, одинаковы. Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и те обязательства, которые реорганизованное юридическое лицо оспаривает.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) реорганизуемого юридического лица, а в случае принудительной реорганизации — теми же органами, которые приняли решение о ней. Кроме того, представление этих документов необходимо для государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц или для внесения изменений в учредительные документы уже существующих организаций (при реорганизации в форме присоединения). Непредставление передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве становятся причиной безусловного отказа в регистрации.
В каких формах может быть проведена реорганизация?
Гражданский кодекс (ГК РФ) предусматривает 5 форм реорганизации юридических лиц:
- Слияние: две и более организации лиц объединяются в новое юридическое лицо, при этом все объединяющиеся организации прекращают свое существование, а их права и обязанности переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
- Присоединение: одна организация присоединяется к другой, при этом к последней переходят права и обязанности присоединяемого юридического лица, прекращающего своё существование в результате присоединения.
- Разделение: одно юридическое лицо делится на несколько новых, прекращая своё существование, а его права и обязанности переходят к вновь возникшим организациям.
- Выделение: новое юридическое лицо (или несколько новых) выделяется из уже существующего, при этом существующее юридическое лицо своего существования не прекращает – в этом состоит основное отличие от данной формы реорганизации от разделения. Часть прав и обязанностей существующего юридического лица при такой форме реорганизации переходит к вновь возникшей (выделившейся) организации.
- Преобразование: существующее юридическое лицо меняет свою организационно-правовую форму (ОПФ), т.е. прекращается его существование в прежней форме. Формально при этом возникает новое юридическое лицо (с иным регистрационным номером и т.п.), но фактически права и обязанности данной организации в отношении других лиц не меняются (за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей, если их изменения требует новая ОПФ).
Кроме того, согласно ГК РФ (пункт 1 статьи 57) допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм.
Ответственность уполномоченных субъектов за неисполнение обязанностей по реорганизации юридического лица
Предусмотрена солидарная ответственность перед кредитором наряду с юр.лицами, созданными в результате реорганизации.
Более того, если передаточный акт не содержит четкую и понятную информацию субъекта правопреемства, или активы были распределены недобросовестно между правопреемниками, в т.ч. с целью уйти от выполнения обязательств, тогда за возникшие проблемы солидарно отвечают как реорганизованное лицо, так и правопреемник.
Существует ответственность за невыполнение принудительного решения о реорганизации.
Так, в предписании Антимонопольного органа излагается ряд таких «требований», как, например, устранение последствий нарушений, также восстановление положения, существовавшего изначально; принудительное разделение или выделение определенных подразделений субъекта.
За невыполнение обязанностей по реорганизации предусмотрен административный штраф. Но это не все виды санкций. За неисполнение решения суда по данному вопросу ждут проблемы серьезнее – уголовная ответственность.
Понятие правопреемства
Понятие правопреемства включает в себя переход от одного юр.лица к другому всех или некоторых прав, обязанностей. Это происходит в силу действия договора, закона, по иным основаниям.
Иногда этот институт права рассматривается как процесс прекращения одного и начала деятельности другого лица. Впрочем, одно не исключает второго, а только раскрывает аспекты целого.
Этот процесс сопровождается тем, что новое юр.лицо сталкивается с кредиторами старого (если таковые имеются), а реорганизуемое лицо прекращает всяческие правоотношения с ними. То есть, понятие правопреемства можно рассматривать как следствие реорганизации.
При этом необходимо соблюдать принципы правопреемства, основанные на фундаментальных, основополагающих моментах правоотношений.
Есть также исключения: правоотношения кредитора и реорганизованного юр.лица продолжаются, если передаточный акт (о данном документе речь пойдет ниже) не имеет четких сведений относительно правопреемника, по иным причинам. В этом суть правопреемства.
Передаточный акт. Понятие и его значение
Передаточный акт — это документ, в котором прописан объем прав и обязанностей (с конкретизацией), передающийся каждому правопреемнику.
Следует учесть, что в нем указываются все обязательства перед кредиторами и обязательства должников, в том числе те, что оспариваются сторонами. Данный документ утверждается лицами, принявшими решение о реорганизации.
По своему значению передаточный акт очень важен, поскольку принципы его действия и необходимости существования вполне объяснимы и правильны: он защищает, в первую очередь, кредиторов реорганизуемого юр.лица. С другой стороны, с целью упорядочения документооборота, передаточный акт при реорганизации также необходим и самому правопреемнику.
Слабым моментом на сегодняшний день является отсутствие четко закрепленной нормативной формы (образца) такого важного документа, как передаточный акт.
Существуют лишь методические рекомендации по его заполнению. Он не является бухгалтерским документом или документом строгой отчетности. Зачастую в акте фигурирует объем прав и обязанностей не тот, что по факту передался правопреемнику при его регистрации.
Хоть законодатель и предусмотрел необходимость включения в передаточный акт информации об обязательствах в отношении всех кредиторов, на практике для регистрации юр.лица правопреемника достаточно лишь наличия вышеназванного документа. Полноту указанной в нем информации не проверяют.
С целью упорядочения положения вещей в данной сфере отношений было бы целесообразно, чтобы передаточный акт как форма бланка, был закреплен на общегосударственном уровне.
Действия реорганизуемых лиц, составляющие сложные правоотношения в рамках урегулированной законом процедуры, направлены на возникновение качественно нового юридического лица. Нельзя считать объектом действия, направленные на прекращение юридического лица либо правопреемство, поскольку процесс прекращения одного лица является действием, обеспечивающим новообразование другого лица, как бы его предпосылкой, а правопреемство − следствием. Иначе говоря, все остальное является не целью реорганизации с правовой точки зрения и не ее объектом, а либо предпосылкой к созданию юридического лица, либо последствием.
Реорганизация юридического лица проводится в форме специальной процедуры. Она обязательно должна осуществляться в соответствии с большим количеством правил и особенностей.
На данный момент цели реорганизации юридических лиц могут быть самыми разными, поэтому п. 1 ст. 57 ГК РФ предусмотрено несколько ее форм – слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование[23].
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)[24] слияние обществ представляет собой создание нового общества, в результате которого ему передаются права и обязанности сливающихся обществ, при этом, сами сливающиеся общества прекращают свое существование.
Присоединение же представляет собой процедуру реорганизации, при которой новое общество не создается, а присоединяемые общества передают свои права и обязанности уже существующей организации, при этом присоединяющиеся общества также прекращают свое существование (п. 1 ст. 17 Закона «Об акционерных обществах»).
Анализируя указанные формы реорганизации, можно выделить следующие общие признаки слияния и присоединения:
– сливающиеся и присоединяющиеся общества прекращают свое существование;
– весь комплекс прав и обязанностей сливающихся и присоединяющихся обществ передается организации-правопреемнику (вновь создаваемому или уже существующему обществу).
Указанные формы реорганизации довольно схожи, при этом, существенное отличие состоит в том, что результатом слияния является создание нового общества (что представляет одну из основных целей слияния); при присоединении же создания нового общества не происходит, поскольку основанием для присоединения является уже существующее общество[25].
Мотивы для принятия решения о слиянии или присоединении обществ в основном носят экономический характер. Таким образом, становится возможным расширение рамок предпринимательской деятельности, укрепление позиций на соответствующем рынке, освоение новых рынков, сокращение расходов, улучшение качества руководства и т.д.[26] Слияние (присоединение) дает возможность расширить рамки предпринимательской деятельности на базе уже действующего предприятия. Слияние (присоединение) является одним из эффективных средств борьбы с конкурентами, но централизация капитала вызывает определенные негативные последствия.
Реорганизация акционерных обществ происходит исключительно на основании решения общего собрания акционеров. Однако реорганизация в форме слияния или присоединения в предусмотренных законом случаях (горизонтальное, вертикальное, конгломератное) может осуществляться только с разрешения уполномоченного государственного органа[27].
Общества, реорганизующиеся в форме слияния и присоединения, в первую очередь, должны заключить договор соответственно о слиянии или присоединении (п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 17 Закона «Об акционерных обществах»). Договор о слиянии или присоединении заключается между обществами, участвующими в слиянии или присоединении, подписывается руководителем исполнительного органа общества и подлежит утверждению на общем собрании.
После заключения договора о слиянии (присоединении) каждое сливающееся (присоединяющееся) общество на общем собрании акционеров должно вынести решение о реорганизации в форме слияния (присоединения). Одновременно с вынесением решения о реорганизации на собраниях акционеров сливающихся (присоединяющихся) обществ должны быть утверждены договор о слиянии (присоединении), передаточный акт, порядок и условия слияния (присоединения), порядок конвертации акций и иных ценностей каждого сливающегося общества в акции и (или) иные ценные бумаги вновь создаваемых обществ, а в случае присоединения – порядок конвертации акций и иных ценных бумаг каждого присоединяющегося общества в акции и (или) ценные бумаги того общества, к которому присоединяются[28].
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации в форме присоединения общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации о прекращении деятельности присоединяющегося общества.
Разделением общества в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» признается его прекращение с передачей всех прав и обязанностей вновь созданным обществам.
Выделением же общества согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» считается такая форма реорганизации юридического лица, при которой без прекращения его существования и ведения хозяйственной деятельности создаются еще одно или несколько обществ. Выделение подразумевает передачу части прав и обязанностей реорганизуемой организации вновь созданной (или созданным) в соответствии с разделительным балансом.
Изучение приведенных определений выделения и разделения позволяет перечислить свойственные для них признаки.
В частности, для выделения как самостоятельной формы реорганизации характерны следующие признаки:
– создается одно или несколько новых обществ;
– новому обществу (обществам) передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества;
– реорганизуемое общество сохраняет существование.
Для разделения, в свою очередь, характерны следующие признаки:
– создается несколько обществ;
– новым обществам передаются все права и обязанности реорганизуемого общества;
– реорганизуемое общество прекращает свое существование[29].
Изучение характерных для выделения и разделения признаков дает возможность выявить те отличительные признаки, благодаря которым разделение и выделение как самостоятельные формы реорганизации отличаются друг от друга: в случае выделения могут создаваться одно или более юридических лиц, а в случае разделения создаются два или более юридических лица; в случае выделения вновь создаваемому обществу (обществам) передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества, а в случае разделения – все права и обязанности реорганизуемого общества передаются новым обществам. В обоих случаях передача прав и обязанностей осуществляется в соответствии с разделительным балансом. В случае разделения реорганизуемое общество прекращает свое существование, а в случае выделения – сохраняет.
При этом следует отметить, что процессы реорганизации в форме выделения и разделения весьма схожи. Советом директоров реорганизуемого общества (наблюдательным советом) созывается общее собрание акционеров общества, которое должно вынести решение о реорганизации либо в форме разделения, либо в форме выделения, обязано утвердить порядок и условия реорганизации в форме разделения или выделения, разделительный баланс, порядок конвертации акций и иных ценных бумаг реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги вновь возникших обществ, а в случае выделения – порядок конвертации акций и иных ценных бумаг реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги вновь созданных обществ.
Реорганизация коммерческих организаций: проблемы и решения
Реорганизация юридического лица является в том числе одним из способов создания (выделение, разделение, слияние, преобразование) или прекращения деятельности (присоединение, разделение, слияние, преобразование) юридического лица.
Вместе с тем реорганизация юридического лица является также способом изменения концентрации активов и пассивов организации.
Если «традиционный» порядок создания и прекращения деятельности юридических лиц на сегодняшний день фактически не вызывает вопросов, т.к. достаточно подробно урегулирован законодательно и проверен правоприменительной практикой, то порядок реорганизации сегодня вызывает множество вопросов.
В последнее время увеличилось количество исков кредиторов об оспаривании реорганизаций юридических лиц. Более того, как показывает практика, процент удовлетворения соответствующих исковых требований также увеличился, даже в отношении тех реорганизаций, при осуществлении которых порядок формально соблюдался.
В связи с изложенным субъектам хозяйствования следует ответственно подходить к осуществлению реорганизации, особенное внимание уделяя следующим моментам.
1. Уведомление кредиторов
Пунктом 1 ст. 56 ГК и ч. 1 ст. 23 Закона от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон) установлена обязанность реорганизуемой организации уведомить кредиторов о принятом решении о реорганизации. Срок для уведомления кредиторов, предусмотренный Законом, составляет 30 дней с даты принятия решения о реорганизации.
Обратите внимание!
Уведомления должны быть направлены всем кредиторам реорганизуемых организаций, в том числе когда в обязательстве не происходит правопреемства.
Например, к ООО «А» присоединяется ООО «Б», при этом с обязательствами ООО «А» перед его кредиторами формально не происходит никаких изменений, тем не менее, кредиторов необходимо уведомить о принятом решении о реорганизации
Буквальное толкование норм ГК и Закона позволяет сделать вывод о том, что фактически реорганизуемое юридическое лицо вправе не только не дожидаться получения кредиторами уведомления, но и, более того, направить уведомления уже после фактического осуществления реорганизации (государственной регистрации (госрегистрации)), если при этом не нарушается указанный ранее 30-дневный срок.
Тем не менее судебная практика в последние годы показывает, что правоприменитель, принимая во внимание иные нормы законодательства, иначе толкует изложенные положения законодательства.
Так, и ст. 56 ГК, и ст.
23 Закона направлены на гарантию прав кредиторов при реорганизации должника и устанавливают право кредитора потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Законом установлен срок в тридцать дней с даты направления уведомления о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества для заявления соответствующего требования кредитора.
Как показывает судебная практика, реорганизуемые субъекты хозяйствования должны обеспечить право кредитора на заявление требования о прекращении обязательства, в том числе о его досрочном исполнении не только путем направления уведомления о принятом решении о реорганизации, но и предоставления срока, достаточного для заявления кредитором соответствующего требования.
Ситуация из практики
Передаточный акт. Понятие и его значение
Передаточный акт – это документ, в котором прописан объем прав и обязанностей (с конкретизацией), передающийся каждому правопреемнику.
Следует учесть, что в нем указываются все обязательства перед кредиторами и обязательства должников, в том числе те, что оспариваются сторонами. Данный документ утверждается лицами, принявшими решение о реорганизации.
По своему значению передаточный акт очень важен, поскольку принципы его действия и необходимости существования вполне объяснимы и правильны: он защищает, в первую очередь, кредиторов реорганизуемого юр.лица. С другой стороны, с целью упорядочения документооборота, передаточный акт при реорганизации также необходим и самому правопреемнику.
Слабым моментом на сегодняшний день является отсутствие четко закрепленной нормативной формы (образца) такого важного документа, как передаточный акт.
Существуют лишь методические рекомендации по его заполнению. Он не является бухгалтерским документом или документом строгой отчетности. Зачастую в акте фигурирует объем прав и обязанностей не тот, что по факту передался правопреемнику при его регистрации.
Хоть законодатель и предусмотрел необходимость включения в передаточный акт информации об обязательствах в отношении всех кредиторов, на практике для регистрации юр.лица правопреемника достаточно лишь наличия вышеназванного документа. Полноту указанной в нем информации не проверяют.
С целью упорядочения положения вещей в данной сфере отношений было бы целесообразно, чтобы передаточный акт как форма бланка, был закреплен на общегосударственном уровне.
Как узнать правопреемника
На практике не все организации считают нужным сообщать о том, что они являются правопреемниками той или иной компании. А для партнеров это является принципиально важным нюансом отношений.
Узнать о том, кто и какие права и обязанности получил, можно, ознакомившись со следующей документацией (копии ее можно запросить при деловой переписке):
- Решением собрания учредителей о реорганизации (или единственного учредителя).
- Уставом компании.
- Передаточным актом либо разделительным балансом. В этих документах обязательно есть полное наименование компании-правопреемника и данные о ней. Более того, если таких организаций несколько, по бумагам можно определить, какие права и обязанности переходят от одной компании к другой.
Порядок признания правопреемства установлен в ст. 59 ГК РФ. В частности, в соответствии с данной статьей правопреемство осуществляется на основании передаточного акта.
Пример можно посмотреть тут.
Данный документ должен содержать четкую информацию о правопреемстве. При этом необходимо установить правопреемника по всем обязательствам. Данное требование особенно актуально в тех случаях, когда речь идет о создании нескольких юридических лиц (например, при разделении).
В передаточном акте должна содержаться информация также о правопреемстве по тем обязательствам, которые оспариваются (например, в суде рассматривается спор по конкретному вопросу: в этом случае имеется место также процессуальное правопреемство после реорганизации).
Кроме того необходимо предусмотреть порядок определения правопреемника:
- при изменении состава имущества;
- или при возникновении дополнительных прав и обязательств.
Данный документ должен быть утвержден учредителями предприятия. Передаточный акт является важнейшим документом, необходимым для окончания процесса государственной регистрации.
Документы при ликвидации ооо без правопреемника и вышестояшей организации
— Статьи — Документы при ликвидации ооо без правопреемника и вышестояшей организации
Как сдать документы в архив при ликвидации организации Председатель ликвидационной комиссии или конкурсный управляющий может заключить договор с соответствующим государственным или муниципальным архивом на оказание услуг по экспертизе ценности и упорядочению документов.
Обратите внимание.
При ликвидации организации, являющейся источником комплектования государственного (муниципального) архива, описи дел постоянного хранения, описи дел по личному составу временного хранения (75 лет), описи дел временного хранения (до 10 лет включительно), сроки хранения которых не истекли, и акт о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению, представляются на утверждение и согласование экспертно-проверочной комиссии соответствующего архивного органа, а затем утверждаются председателем ликвидационной комиссии или конкурсным управляющим.
Документы, сроки хранения которых не установлены, не переданные в архив, целесообразно хранить 3 года (так как такой период установлен для исковой давности).
Другие документы, которые не содержат в себе какой-либо ценной информации и срок хранения которых подошёл к концу, могут быть по решению ликвидатора уничтожены.
Срок хранения документов после ликвидации ООО Документы ООО можно разделить на категории в зависимости от установленного срока их хранения:
- постоянного хранения;
- длительного (более 50 лет);
- временного (менее 10 лет).
К первой категории относятся документы, которые могут быть связаны с хозяйственной деятельностью организации.
Правопреемство при реорганизации юридических лиц в форме преобразования
В соответствии с ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Российским законодательством не закреплено понятие реорганизации; юридическая наука понимает под реорганизацией «вид универсального правопреемства, выражающийся в совокупности юридических фактов, направленных на переход от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) в порядке преемства прав и обязанностей к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам), и влекущих прекращение правопредшественников и (или) создание правопреемников» .
Одним из главных признаков реорганизации является наличие правопреемства — переход от одного лица к другому прав и обязанностей (отдельных прав), который осуществляется в силу закона, договора или других юридических оснований.
По вопросу о том, происходит ли правопреемство в процессе преобразования, в юридической науке существует две позиции.
С точки зрения первой позиции, правопреемство в форме преобразования отсутствует, так как в п. 5 ст. 58 ГК РФ определяет, что «права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются» .
Такой же позиции придерживается Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации, отметив, что «особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников)» .
Противоположная позиция состоит в том, что при преобразовании общества происходит правопреемство. Так, Д. В. Ломакин отмечает, что «в случае реорганизации в формах преобразования, слияния и присоединения у кредиторов подобного вопроса не возникает, поскольку по итогам реорганизационных процедур они будут иметь в качестве единственного должника субъекта, к которому в порядке универсального правопреемства перейдут все активы и пассивы участвовавших в реорганизации юридических лиц» .
Представляется верной вторая позиция, поскольку при реорганизации в форме преобразования происходит создание нового общества и прекращение реорганизуемого; для того, чтобы созданное общество могло существовать, к нему должны перейти права и обязанности ликвидированного общества, что и происходит в порядке универсального правопреемства.
Одновременно с этим, из ст. 58 ГК РФ следует, что для целей определения правопреемника по правам и обязанностям общества, переставшего существовать в результате реорганизации в форме преобразования не требуется обязательное составление передаточного акта, поскольку после завершения реорганизации остается одно общество — универсальный правопреемник всех прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц, существовавших до реорганизации.
Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики указал, что в отличие от других форм реорганизации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, как указано в п. 5 ст. 58 ГК РФ, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Из приведенных положений закона следует, что особенностью реорганизации в форме преобразования является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица в отношении третьих лиц, не являющихся его учредителями (участниками). Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет свои права и обязанности в неизменном виде, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного ст. 59 ГК РФ .
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ в деле N А33–19123/2013 отметила, что «в рассматриваемом случае реорганизация была осуществлена в форме преобразования, которая предполагает неизменность прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в отношении других лиц. Поэтому Законом N 99-ФЗ из пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации исключена обязанность по составлению передаточного акта при преобразовании. Несмотря на смену организационно-правовой формы имущественная сфера общества как хозяйственной единицы и субъекта предпринимательской деятельности, по сути, не претерпела никаких изменений» .
Таким образом, можно сделать вывод, что при преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, в результате которой к вновь созданному юридическому лицу одной формы передаются все права и обязанности реорганизуемого юридического лица другой формы в порядке универсального правопреемства, с ликвидацией последнего.