Лицензия на банковскую деятельность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на банковскую деятельность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна располагать сформированным уставным капиталом, оборудованием, необходимым для осуществления банковских операций, а также выполнять квалификационные требования, предъявленные к специалистам в соответствии с нормативными актами Банка России. Лицензия на проведение банковских операций выдается Центральным банком только при предъявлении документов о 100%-ной оплате объявленного уставного капитала и заносится в реестр выданных лицензий кредитным организациям, который публикуется в «Вестнике Банка России».

Лицензирование банковской деятельности. Виды банковских лицензий.

В ст. 13 ФЗ “О банках и банковской деятельности” определен порядок лицензирования банковских операций.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» , за исключением случаев, указанных в части девятой настоящей статьи и в статье 13.1 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России (“Вестнике Банка России”) не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Государственная корпорация “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” вправе осуществлять банковские операции, право на осуществление которых предоставлено ей на основании Федерального закона “О банке развития”.

В соответствии с главой 8. Инструкции «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», созданному путем учреждения банку могут быть выданы лицензии следующих видов:

Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 6 к настоящей Инструкции;

Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 7 к настоящей Инструкции. При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 8 к настоящей Инструкции. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией, указанной в подпункте 8.2.2 настоящей Инструкции.

Созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:

Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций, содержащая все банковские операции, перечисленные в приложении 9 к настоящей Инструкции, или их часть;

Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, содержащая все банковские операции, перечисленные в приложении 10 к настоящей Инструкции, или их часть.

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 7 октября 2020 г. № 1616. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1 (п. 2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (п. 3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (п. 4) КоАП РФ: штраф для организаций от 100 до 200 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 8 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

Принципы составления банковской отчетности

Деятельность, осуществляемая кредитными организациями при проведении операций и оказании услуг, отражается в соответствующей банковской отчетности.

Система банковской отчетности представляет собой совокупность законодательно установленных отчетных документов, которые отражают различные аспекты деятельности кредитных организаций на определенную дату.

Бухгалтерская банковская отчетность классифицируется по следующим критериям.

По степени доступности банковская отчетность условно разделена на внутреннюю (закрытую) и внешнюю (публикуемую). Закрытая, т. е. конфиденциальная, банковская отчетность представляется в органы, выполняющие контрольные функции государства: в Банк России, Федеральную налоговую службу России и др.

Публикуемая отчетность в соответствии с признаком прозрачности банковской деятельности размещается в средствах массовой информации, чем обеспечивается открытость кредитной организации для самого широкого круга пользователей.

По периодичности составления банковская отчетность подразделяется на разовую и периодическую. Разовая отчетность составляется по официальному запросу различных контрагентов (государственных органов, выполняющих контрольные функции; клиентов и пр.). Периодическая отчетность отражает состояние за текущий период и предоставляется в строго установленные периоды времени законодательно определенному адресату.

По срокам представления банковская отчетность бывает оперативная, ежемесячная, ежеквартальная, годовая. Укрупненно все виды банковской отчетности делятся на текущую и годовую отчетность.

Преимущества генеральной лицензии

Чем генеральная лицензия лучше обыкновенных банковских лицензий?

Необходимо отметить, что генеральная лицензия имеет ряд преимуществ по сравнению с обладанием простыми лицензиями, а именно:

  • кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России — представительства ;
Читайте также:  Электронная очередь на получение паспорта ЛНР и РФ в Луганске

См.: статья 35 Закона о банках.

  • кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации ;

См.: статья 35 Закона о банках.

  • кредитная организация может размещать средства федерального бюджета на банковские депозиты ;

См.: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2008 г. N 227 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты».

  • кредитная организация может быть допущена к размещению временно свободных средств бюджета города Москвы на банковских депозитах ;

См.: Постановление Правительства Москвы от 3 июня 2008 г. N 486-ПП «О проведении открытого конкурса на право участия кредитных организаций в размещении временно свободных средств бюджета города Москвы на банковских депозитах».

  • государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, предоставляются по кредитам банков, имеющих генеральную лицензию ;

См.: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 104 «О предоставлении в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса».

  • государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, предоставляются по кредитам банков, имеющих генеральную лицензию ;

См.: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 103 «О предоставлении в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

  • инвестировать средства пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях могут кредитные организации, имеющие генеральную лицензию ;

См.: Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2006 г. N 761 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях в кредитных организациях».

  • статус «уполномоченный банк Правительства Москвы» возможен для банков, имеющих генеральную лицензию ;

См.: Распоряжение Мэра Москвы от 29 ноября 1999 г. N 1353-РМ «О совершенствовании деятельности системы уполномоченных банков Правительства Москвы».

  • право обслуживания персонифицированных социальных счетов граждан в городе Москве имеют банки, имеющие генеральную лицензию ;

См.: Постановление Правительства Москвы от 13 июля 2004 г. N 475-ПП «Об организации конкурса среди кредитных организаций города Москвы на право обслуживания в 2004 — 2008 гг. персонифицированных социальных счетов граждан».

  • право выполнения функций уполномоченного органа Департамента финансов города Москвы по проверке финансового состояния получателей бюджетных кредитов, обеспечения их целевого использования могут иметь кредитные организации, имеющие генеральную лицензию ;

См.: Постановление Правительства Москвы от 22 июля 2003 г. N 582-ПП «Об организации конкурса на право выполнения функций уполномоченного органа Департамента финансов города Москвы по проверке финансового состояния получателей бюджетных кредитов, обеспечения их целевого использования».

  • банки, имеющие генеральную лицензию, могут участвовать в размещении именных блокированных целевых счетов граждан ;

См.: Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 20 августа 1998 г. N 929-РП «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса по отбору банка для размещения именных блокированных целевых счетов граждан».

  • временно свободные средства государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» могут инвестироваться в депозиты и депозитные сертификаты кредитных организаций, имеющих генеральную лицензию ;

См.: Приказ Минфина РФ от 17 марта 2008 г. N 33н «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2008 г. N 127 «О направлениях, порядке и условиях инвестирования, предельном размере инвестируемых временно свободных средств государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий».

  • временно свободные средства государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства могут инвестироваться в депозиты и депозитные сертификаты кредитных организаций, имеющих генеральную лицензию ;

См.: Приказ Минфина РФ от 7 марта 2008 г. N 32н «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2008 г. N 76 «О размещении временно свободных средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

  • кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может участвовать в конкурсе в части исполнения функций агента по размещению государственных сберегательных облигаций, их погашению, выкупу и выплате купонного дохода ;

См.: Приказ Минфина РФ от 31 июля 2002 г. N 74н «Об организации конкурса по определению агента, депозитария и организатора торговли, обслуживающих рынок государственных сберегательных облигаций».

  • кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может участвовать в конкурсе по определению платежного агента по облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации ;

См.: Приказ Минфина РФ от 15 декабря 2000 г. N 109н «Об организации конкурса по определению платежного агента по облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации».

  • Центральный банк Российской Федерации предоставляет кредиты кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации, если такой банк-санатор имеет генеральную лицензию ;

См.: Положение ЦБ РФ от 25 июня 1998 г. N 38-П «О порядке предоставления Центральным банком Российской Федерации кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации».

  • экспорт слитков разрешается кредитным организациям, имеющим генеральную лицензию ;

См.: Приказ МВЭС РФ от 2 марта 1998 г. N 107 «Об экспорте из Российской Федерации аффинированного золота и серебра, осуществляемого кредитными организациями».

  • иное.

Таким образом, генеральная лицензия на осуществление банковских операций предоставляет возможности для банков иметь следующие операции:

  • открывать за границей филиалы, представительства и дочерние организации;
  • размещать средства федерального и регионального бюджета;
  • инвестировать средства пенсионных накоплений;
  • размещать средства государственных корпораций и т.д.

Лицензирование банковской деятельности / Право, теория и понятие права

1Лицензии, выдаваемыеЦБРФ: являются основанием для осуществления банковских операций;

учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление бан­ковских операций, который подлежит публикации в официаль­ном издании ЦБ РФ («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публи­куются ЦБ РФ в месячный срок со дня их внесения в реестр;

содержат перечень банковских операций, на осуществление кото­рых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться;

выдаются без ограничения сроков их действия. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с него всей суммы, полу­ченной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в феде­ральный бюджет.

Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа ис­полнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или ЦБ РФ. ЦБ РФ вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банков­ские операции.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

  • 2. Существуют следующиевидылицензийнаосуществлениебан­ковскойдеятельности: лицензия на осуществление банковских операций со средства­ми в рублях; лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоцен­ных металлов; лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте; лицензия на осуществление инкассации; лицензия на осуществление банковских операций со средства­ми в рублях и иностранной валюте;
  • лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях;

3.

Разновидности лицензий на осуществление банковских операций

Согласно Федеральному Закону № 86 от 10.07.2002 г. ЦБ лицензирует:

  • осуществление транзакций в национальных денежных единицах без возможности сотрудничества с физическими лицами;
  • проведение банковых операций в рублях и иностранной валюте, при условии привлечения только юридических лиц;
  • прием вкладов от юридических лиц в виде драгоценных металлов;
  • прием капитальных вложений от физических лиц в рублях;
  • прием денежных средств в виде вклада от физлиц в национальной или другой валюте;
  • организацию и проведение инкассации;
  • осуществление банковских расчетов;
  • генеральная лицензия.

Уставный капитал КО, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями КО. Уставный капитал КО, создаваемой в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей . Вкладом в уставный капитал КО могут быть:

См. работу, специально посвященную этому узкому вопросу: Кравцова С.Ю. Специфика правового регулирования уставного капитала банка // Государство и право. 1999. N 11. В российской науке банковского права отмечалось, что уставным капиталом организации называется количественная величина, которая представляет собой часть стоимости имущества в распоряжении организации, внесенного его учредителями и участниками, установленная в денежном выражении и определяющая количественно правомочия участников по отношению к организации. См.: Саперов С.А. Банковское право: теория и практика. М., 2003. С. 75.

  • денежные средства в российской валюте;
  • денежные средства в иностранной валюте ;
Читайте также:  Как правильно рассчитывается налог на недвижимость

См.: Указание ЦБ РФ от 19 марта 1999 г. N 513-У «О порядке оплаты уставного капитала кредитных организаций иностранной валютой и отражения соответствующих операций по счетам бухгалтерского учета» (в ред. от 18 декабря 2000 г.) // Вестник Банка России. 1999. N 7; 2000. N 70.

  • принадлежащее учредителю КО на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством, в котором может располагаться КО;
  • принадлежащее учредителю КО на праве собственности имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал КО, должно быть оценено и отражено в балансе КО в валюте Российской Федерации. Вклад в уставный капитал КО не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами (п. п. 4.2 — 4.5 Инструкции N 135-И).

Виды лицензий, выдаваемых созданному путем учреждения банку

Созданному путем учреждения банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
  • лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с предыдущей лицензией;
  • лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) (п. 8.2 Инструкции N 135-И).

Как банковским организациям получить разрешение от Центробанка

Получать разрешения на ведение кредитной деятельности может только зарегистрированная организация. Порядок ее создания имеет отличительные условия:

  1. Особый размер уставного капитала (30 млн. руб. для базовой лицензии, 1 млрд. руб. – для универсальной).
  2. Дополнительный перечень бумаг для регистрации и выдачи лицензионных разрешений.
  3. Необходимость получения разрешения от Центробанка РФ на создание кредитного общества, а также выдачу ему лицензии на предоставление банковских услуг.
  4. Только после получения согласия от главного банка осуществляется гос. регистрация организации налоговой.
  5. После внесения организации в реестр юр. лиц, оплаты стартового капитала может быть выдана лицензия. Ее предоставление является платным, размер госпошлины зависит от вида предоставляемых услуг.

Следует отметить, что все предоставленные кандидатами документы тщательно изучаются. Срок проведения такой проверки может длиться до полугода.

Отзыв лицензии у банка

ЦБ РФ может в любой момент отозвать выданные разрешения. О причинах более подробно здесь. После этого организация не имеет права совершать какие-либо операции. Причинами отзыва является: нарушение законодательства, отрицательная финансовая деятельность, нарушение нормативов ликвидности и достатка активов, нарушение закона о легализации доходов, слияние или поглощение другой организацией или банком, выявление недостоверных сведений для получения лицензии, недостоверная финансовая отчетность, самоликвидация, нарушение иных законов и нормативных актов.

Узнать о том, что у финансового учреждения отозвана лицензия, можно в официальном издании ЦБ или в СМИ.

Если при отзыве лицензии учреждение не может расплатиться со своими вкладчиками, то выплатами занимается АСВ. Кредиты должны выплачиваться заемщиками в том же порядке и условиях, на которых были оформлены уже в пользу другого лица (покупателя кредитов закрытого фин. учреждения).

Что такое лицензирование: буква закона

Лицензией называют особый разрешительный документ, позволяющий осуществлять определенную деятельность. Соответственно, лицензирование — это процесс оформления, продления и аннулирования такого разрешения. Порядок лицензирования регулируется указанным выше законом (далее — №99-ФЗ).

Наличие лицензии гарантирует потребителю безопасность, получение услуг или работ заявленного качества, их соответствие всем нормативам, установленным законодательством или иными правовыми актами.

Соискателем лицензии может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Выдачей лицензий занимается множество государственных органов. В какой из них обратиться? Это зависит от типа деятельности. Например, лицензия на оказание многих типов услуг грузоперевозок выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, аудиторские компании получают лицензии в Минфине России, лицензии на производство медицинской техники и оказание медицинских услуг выдает Росздравнадзор, а за лицензией на предоставление охранных услуг нужно обращаться в МВД России. Всего же в нашей стране насчитывается почти 30 государственных органов, занимающихся лицензированием деятельности.

В сфере ответственности таких органов находится не только выдача лицензий, но и их аннулирование, приостановление, ведение реестров организаций, получивших лицензию, а также контроль за соблюдением соответствующих условий.

Существуют также частные коммерческие организации, оказывающие консалтинговую помощь в лицензировании, — они помогают собрать пакет документов и преодолеть все бюрократические препоны.

Важно помнить о том, что лицензирование деятельности — это не акт доброй воли со стороны предпринимателя, а требование законодательства, за нарушение которого предусмотрены санкции.

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.

  1. Нарушение требований при выдаче разрешения:
    • для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
    • для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
  2. Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
  3. Отсутствие разрешения:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.

    Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.

  4. Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.

    Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.

Виды лицензируемой деятельности

Законодательством Российской Федерации устанавливаются определённые типы лицензий в зависимости от того, к какой именно сфере предпринимательства они относятся.

На сегодняшний день закон выделяет около 50 направлений деятельности, для которых обязательно получение лицензии.

Наиболее типичные виды лицензируемой деятельности:

  • Кредитование.

  • Продажа алкогольных напитков.

  • Торговля оружием.

  • Производство, установка и обслуживание медицинской техники.

  • Торговля и изготовление наркотических средств (в медицинских целях).

  • Деятельность, связанная с полётами в космос.

  • Нотариальные услуги.

  • Страховые услуги.

  • Внешнеэкономические операции.

  • Создание таксопарков.

  • Фармацевтическая деятельность.

  • Услуги частных охранных агентств.

  • Работа в области связи.

  • Международные пассажирские и грузовые перевозки.

  • Образовательная деятельность (открытие школ, внешкольных учебных заведений, университетов, техникумов).

Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности

. В соответствии с частью первой статьи 43 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация составляет и представляет в Банк России отчетность о своей деятельности по формам, в порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России.

Данная обязанность направлена на обеспечение наличия у Банка России актуальной информации, касающейся кредитных организаций.

Читайте также:  Как отменить завещание на наследство?

Соответствующие требования установлены Указанием Банка России от 08.10.

2018 № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», в соответствии с пунктом 119 приложения 2 к которому «Список участников (акционеров) кредитной организации (в электронном виде)» включен в перечень отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России на нерегулярной основе.

При этом основанием для представления данной отчетности являются требования Инструкции Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее — Инструкция № 135-И).

Согласно пунктам 18.2, 18.

3 Инструкции № 135-И кредитная организация в форме общества с ограниченной ответственностью при наличии изменений в составе ее участников и (или) размерах их долей направляет в Банк России список участников в электронном виде в течение десяти календарных дней после дня наступления таких изменений, а кредитная организация в форме акционерного общества при наличии в течение календарного квартала изменений в составе акционеров и (или) изменений в размерах их долей направляет в Банк России список участников в электронном виде в течение десяти календарных дней после дня окончания квартала.

В связи с этим у кредитной организации не возникает прямой обязанности по направлению в Банк России данного списка в следующих случаях:

  • при изменении наименования участника (акционера);
  • при изменении сведений о единоличном исполнительном органе участника (акционера) кредитной организации.

Форма списка участников содержит реквизиты, по которым возможно однозначно идентифицировать участника (акционера) кредитной организации (например, коды ОКПО, ОГРН).

Вместе с тем, принимая во внимание, что Банк России должен располагать актуальной информацией о составе участников (акционеров) кредитной организации, представляется необходимым в случаях изменения наименования участника (акционера) и сведений о единоличном исполнительном органе участника (акционера) направлять в Банк России список участников в электронном виде в сроки, установленные пунктами 18.2, 18.3 Инструкции № 135-И.

  • Ответ был полезен?
  • Да Нет
  • Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данный Федеральный закон согласно ст.1 регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Действие закона не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности; использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательная деятельность.

Указанные виды деятельности лицензируются специальным отраслевым законодательством. Так при получении лицензии на пользование недр — Законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. N 2395-1, при получении лицензии на осуществление банковских операции – законом «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990 и т.д.

Все остальные виды деятельности, указанные в п.1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании…» лицензируются в строгом соответствии с положениями данного нормативного акта. Порядок лицензирования видов деятельности, указанный ст. 17, является единым и не может быть изменен по усмотрению каких-либо органов власти, участвующих в процедурах выдачи лицензий.

Федеральным Законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и КоАП РФ» предусмотрено поэтапное сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию:

С 1 января 2006 г. упразднено требование наличия лицензии для осуществления таких видов деятельности, как: сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте; оценочная деятельность; деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); аудиторская деятельность; деятельность по производству элитных семян (семян элиты); осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений.

С 1 января 2007 г. прекращено лицензирование следующих видов деятельности: туроператорская; турагентская; проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, происходит, на мой взгляд, в связи с тем, что, во-первых, после получения лицензии контроль над деятельностью практически не осуществляется. Между тем, основную опасность интересам граждан представляет именно процесс осуществления деятельности. Во-вторых, процесс получения лицензии на некоторые виды деятельности практически был превращен в формальную процедуру. Это произошло, прежде всего, потому, что установленным законом требованиям (наличие помещения и квалифицированных сотрудников с образованием и опытом работы) соответствовать совсем несложно. В результате формальное наличие лицензий не спасает потребителей от недобросовестных производителей. Поэтому преобладает тенденция перенесения контроля с лицензирования на систему контроля качества продукта (услуги).

ФЗ «О лицензировании…» установлена и компетенция Правительства РФ в вопросах лицензирования.

Правительство России в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики государства утверждает Положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Таким образом, лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Постановлением Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» от 26.01.2006г. № 45 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование; перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

В ст.7 ФЗ «О лицензировании…» решается и проблема действия лицензии в пространстве. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45. Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, утвержден этим же постановлением. К ним относятся:

1) заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;

2) заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;

Перечень конкретных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование соответствующих видов деятельности, утверждается каждым субъектом РФ самостоятельно. Однако проекты положений о лицензировании конкретных видов деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти субъектов РФ, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти — Минпромэнерго России с участием органов исполнительной власти субъектов РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *