Популярные способы уклонения от налогов в Европе и СНГ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Популярные способы уклонения от налогов в Европе и СНГ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Рамочное соглашение между странами-участницами OECD включает план, направленный на ликвидацию возможностей для крупного бизнеса по уклонению от уплаты налогов. Он, помимо повышения ставки налога на прибыль, предусматривает продвижение концепции «плати там, где работаешь». Другими словами, налоги должны платиться там, где получена прибыль, а не по месту регистрации компании.

Другая декларируемая организацией цель – совершенствование правил налогообложения в пользу повышения их справедливости и прозрачности.

Инициаторы называют одобрение соглашения «важным шагом на пути решения проблем, вызванных цифровизацией экономики, из-за которых международная система налогообложения не может приспособиться к развивающимся бизнес-моделям крупных транснациональных корпораций».

Переход всех стран ЕС на 15-процентную ставку налога на прибыль, по оценке OECD, позволит привлечь дополнительные $150 млрд в год в виде налогов и стабилизировать международную налоговую систему.

Стоит упомянуть, что, помимо Ирландии, в четверг, 7 октября 2021 г. к соглашению присоединилась Эстония. Против соглашения по-прежнему выступает Венгрия. Если всем заинтересованным сторонам удастся достигнуть консенсуса, то соглашение вступит в силу в 2023 г.

Влияние на недобросовестных предпринимателей со стороны закона должно быть четким и ясным. Ведь от того, как уплачиваются налоги зависит благосостояние каждого жителя страны.

В этом случае в УК РФ предусмотрены следующие статьи, описывающие состав преступления:

  1. В статье 194 идет речь о нарушениях, касающихся неуплаты таможенных платежей.
  2. Статья 198 касается невыполнения физическими лицами своих обязательств.
  3. В статье 199 рассматриваются злодеяния со стороны юридического лица, причем в двух подпунктах:
  • 1 – невыполнение обязательств перед налоговыми органами;
  • 2 – скрытие денежных сумм или имущества, которые подлежат налогообложению.

Многие следователи уверенны, что вина этому – несовершенство действующего законодательства, ведь сейчас уголовное дело могут возбуждать лишь следователи СК РФ и то, только после тщательной проверки налоговыми органами.

Процедура очень длительная и не всегда приносит результаты. Большинство предпринимателей очень умело маскируют свою деятельность, так что в ходе обычных аудитов сложно что-то выявить.

В парламенте уже не раз поднимался вопрос об изменениях в текущем положении дел, но Российский союз промышленников и предпринимателей каждый раз настаивает на том, что любые изменения могут оказать слишком большое давление на малый бизнес.

Справедливое налогообложение в Евросоюзе

В Евросоюзе подсчитали — потери бюджета из-за недобросовестных налогоплательщиков ежегодно составляют от 50 до 70 миллиардов евро. Эта сумма практически равна ВВП одной из стран ЕС — Болгарии. И конечно, как любое другое правительство, правительство ЕС не хочет мириться с такими масштабными убытками. Особенно, принимая во внимание существующие проблемы с дефицитом бюджета во многих странах-участницах блока.

Пакет мер по борьбе с корпоративным уклонением от уплаты налогов, разработанный Еврокомиссией, призывает страны ЕС принять более сильную и скоординированную позицию в отношении компаний, которые стремятся избежать уплаты своей доли налогов, и начать целенаправленное внедрение международных стандартов против размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.

Новый пакет мер, предложенный Еврокомиссией, включает в себя:

  • обязательные меры, направленные на то, чтобы заблокировать все основные методы, которые компании используют для уклонения от уплаты налогов;
  • рекомендации для стран-участниц ЕС о том, как предотвратить злоупотребление условиями налоговых соглашений;
  • предложение для стран-участниц ЕС делиться налоговыми сведениями о транснациональных корпорациях, действующих в на территории ЕС;
  • действия, направленные на продвижение эффективного управления в сфере налогообложения на международном уровне;
  • новый процесс в рамках ЕС — внесение третьих стран, отказывающихся от сотрудничества, в специальные “черные списки”.

Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Наряду с превентивными мерами для борьбы с налоговыми правонарушениями используется и наказание.

Законодательство зарубежных стран за нарушение налоговых норм предусматривает гражданские, административные, а в некоторых случаях и уголовные санкции. Выбор между ними регулируется довольно сложными правилами и процедурами.

Наказания за налоговые правонарушения в целях удобства изложения условно разделим на две категории — наказания прямого и косвенного воздействия. К первой группе санкций относятся штрафы, конфискация объектов обложения, которые пытались скрыть, лишение свободы и т.д. Причем некоторые из этих санкций могут выступать одновременно в качестве наказания как за совершенное преступление, так и за различные правонарушения неуголовного характера. Очевидно различие штрафа, взыскиваемого за недоплату налогов, и штрафа карающего представление ложных сведений, связанное с обманными действиями и сокрытием объекта налогообложения. В последнем случае штраф выступает как уголовная санкция.

Во Франции налоговые санкции могут применяться только по требованию налоговых властей: никто, кроме налоговой администрации. по французскому законодательству, не может преследовать в уголовном и административном порядке за совершение правонарушений налогового характера.

Читайте также:  Вайлдберрис потерял товар: Как вернуть деньги за товар?

Спецификой налоговых преступлений объясняется тот факт, что в США проведение уголовных расследований по этому виду правонарушений осуществляется специальными агентами Службы внутренних государственных доходов, которая входит составной частью в структуру Министерства финансов и чьи отделения расположены по всей стране. Этой же причиной законодатель руководствовался, когда увеличивал срок давности для налоговых преступлений.

Анализируя законодательство зарубежных стран по вопросам налоговых санкций, можно выделить два основных подхода.

Первый подход — «американский» — характеризуется прежде всего ужесточением санкций. Так, согласно Кодексу внутренних государственных доходов (ст. 7203, раздел 26 Свода законов США) опоздание с подачей налоговой декларации может квалифицироваться как уголовное преступление (мисдиминор). В этом случае Служба внутренних государственных доходов должна доказать на суде, что обвиняемый был обязан представить налоговую декларацию, не представил ее своевременно и сделал это умышленно. В случае признания вины подсудимого суд может лишить его свободы на срок до одного года или наложить штраф.

Попытка уклониться от уплаты налога путем представления ложной декларации о доходах считается еще более тяжким преступлением и относится к категории фелоний. Если поддерживающим обвинение удается доказать, что налогоплательщик предпринял какие-либо шаги, чтобы уклониться от уплаты налогов, и что эти действия предпринимались им умышленно либо что в представленной им декларации содержались заведомо ложные сведения, обвиняемый может быть приговорен к лишению свободы на шесть лет.

Используемая в США практика «сделок о признании вины» нередко приводит к тому, что налоговые санкции используются для наказания за неналоговые преступления. Всякая деятельность, связанная с извлечением преступных доходов (нарко- и порнобизнес, подпольные тотализаторы, незаконная торговля оружием и т.п.), влечет за собой сокрытие этих доходов от налогообложения. Доказать обвинение в уклонении от уплаты налогов оказывается лете, чем обвинить в совершении иных преступлений, поскольку в первом случае преобладают документальные доказательства, а во втором все доказательства нередко строятся на признании, которое в любой момент может быть дезавуировано. Хрестоматийным примером является судебный процесс в 1930-е гг. над главой чикагских гангстеров Аль Капоне. Тогда он был посажен в тюрьму на 111 лет с уплатой штрафа в 70 тыс. долл. за нарушение налогового законодательства.

Второй подход — «европейский» (так условно может быть названа вторая тенденция зарубежного законодательства в вопросе установления налоговых санкций) — отличается более гуманным обхождением с нарушителями налоговых норм. В последнее время для европейского законодательства стала характерной декриминализация ряда санкций за налоговые правонарушения, т.е. выделение их из сферы уголовного права.

При этом уголовные санкции часто заменяются системой платежей (доплат к налогам), взыскиваемых не судами, а иными государственными органами. Так, согласно законодательству Турции в случае выявления продажи товаров по намеренно заниженным ценам поставщик облагается антидемпинговым налогом и дополнительным компенсационным сбором. В этом случае антидемпинговая пошлина обеспечивает возмещение ущерба, а дополнительный компенсационный сбор носит характер штрафных санкций.

Ужесточение санкций за уклонение от уплаты налогов нередко сопровождается амнистией лиц, сознавшихся в совершении подобных правонарушений (Израиль, 1954, Франция. 1952, когда амнистировались владельцы капиталов, скрытых за рубежом, в случае возвращения этих капиталов на родину). Однако практика показывает, что этот способ борьбы с налоговыми деликтами недостаточно эффективен.

Во многих странах за налоговой администрацией закрепляется право преимущественной покупки товара в случае, если в декларации указана явно заниженная его цена. Другая ситуация складывается тогда когда суд устанавливает размер возмещения за ущерб, причиненный имуществу налогоплательщика. За основу расчета судья может взять налоговую декларацию, и если налогоплательщик занизил в ней стоимость своего имущества то и получаемая им в порядке возмещения за причиненный ущерб сумма будет меньше реальной стоимости имущества.

Потерей части причитающегося возмещения может обернуться заниженная стоимость имущества в налоговой декларации, поскольку в случае отчуждения частной собственности в публичных интересах суд или специальная оценочная комиссия будут исходить из цифр, фигурирующих в налоговой декларации.

Эффективность системы налогообложения ЕС

По оценкам финансовых экспертов, в результате уклонения от уплаты налогов бюджеты стран Евросоюза недополучили 50-70 миллиардов евро. Для сравнения, эта сумма равна ВВП Болгарии и естественно, что бюджеты стран не готовы нести столь масштабные потери и будут всячески стараться перекрыть утечку средств в карманы владельцев частного бизнеса.

Пакет мер, которые представила Еврокомиссия, направлен на ужесточение мер по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками и координацию сил внутри союза. Таким образом, каждому представителю бизнеса будет намного сложнее вывести компанию из налогового поля каждой из стран и сэкономить на сумме, предусмотренной законодательством.

Новая директива предполагает следующие инновации в системе налогообложения:

  • обязательное принятие комплекса решений для нейтрализации всех возможных схем, которые применяются внутри каждой страны;
  • каждая из стран получает комплекс рекомендаций для предотвращения злоупотребления нововведениями;
  • обмен информацией между странами ЕС позволит быстро выявлять недобросовестных плательщиков среди транснациональных компаний;
  • повышение эффективности управления налоговыми активами;
  • создание специального черного списка третьих стран, которые отказываются от налогового сотрудничества.

Искусство кройки и шитья

Одна из главных ошибок следствия в доказывании — неправильное определение времени. Например, для налоговых преступлений имеет значение та сумма налога, которая не была уплачена в течение трех финансовых лет подряд.

Как правило, в ходе проверок охватываются последние 3-5 лет, что не создает предпосылок освободить от ответственности за истечением сроков давности. Сроки привлечения к ответственности составляют до 10 лет – чем больше сумма, тем больше срок. А возбуждают дела обычно по особо тяжким составам – то есть очень большим суммам.

Читайте также:  Новые льготы для пенсионеров с 1 января 2023 года

Обратите внимание

Но некачественно проведенное следствие иногда может привести к прекращению дела по срокам давности . Это возможно, если подтвержденная сумма ущерба в ходе расследования окажется ниже 45 млн руб., учитывая то, что процессуальные и все необходимые налоговые проверки длятся очень долго.

Разные документы могут подтверждать наличие или отсутствие признаков преступления – в зависимости от обстоятельств дела. Часто их берут из материалов налоговой проверки. При этом многие бумаги предоставляет сам налогоплательщик в попытках доказать реальность и адекватность своих экономических «маневров».

Некоторые документы обязательны для квалификации преступления. Например, в случае возмещения НДС- это не только декларация, но и заявление о возвращении суммы на расчетный счет. Если налогоплательщик не подал заявление, то невозможно говорить даже о покушении на хищение бюджетных средств. Ведь он не совершил всех зависящих от него действий, чтобы получить заветную сумму. В то же время в следственной практике есть случаи, когда в материалах дела заявлений нет, но налогоплательщику вменяют покушение на мошенничество (если налоговый орган отказал в возмещении).

Обратите внимание

В некоторых случаях бумаг может и не быть.Если нет первичных документов, например, фиктивных договоров – это не большая проблема для налоговых органов и следствия. Наоборот, отсутствие «первички» может лишь ухудшить положение налогоплательщика и подтвердить нереальность хозяйственной операции.

Если же документы важны для доказывания, но их нет, то следственные органы могут обойтись и без них. Cледователи много раз допрашивают одних и тех же свидетелей, которые рассказывают об этих документах. Если в деле не хватает неких фиктивных, по версии следствия, бумаг, следствие иногда может «поставить это на вид обвиняемому». Мол, он «для сокрытия своих преступных действий дал указание неустановленным следствием лицам уничтожить фиктивные документы».

Директива ЕС о налогообложении сберегательных счетов

В попытке помешать гражданам укрывать деньги от налоговых органов, Европейский союз принял Директиву о налогообложении сберегательных счетов (ESD). По сути, банки стран ЕС собирают причитающиеся налоги с банковских счетов граждан других европейских стран.

То есть, если вы гражданин Ирландии и у вас есть счет в банке Нидерландов, вам не следует надеяться, что ирландские налоговые службы его не обнаружат и не снимут причитающийся налог.

Директива ESD заметно усложнила возможность спрятать деньги в Европе. Интересно, что когда эта директива обсуждалась и принималась, неожиданно резко возросло число людей, захотевших открыть банковские счета за пределами Европы, отсюда и повышенный интерес к таким местам, как Панама и Британские Виргинские острова.

Обострение проблемы уклонения от налогов и оборота «грязных» денег

Оборотной стороной проблемы двойного налогообложения в международных отношениях является уклонение от налогов. Уклонение от налогов — такое же старое явление, как и сами налоги. Однако в последние годы оно получило качественно новый характер, связанный с исключительным усложнением налоговых законов, усилением роли крупного бизнеса и монополистических объединений и прогрессирующей интернационализацией экономической жизни. Действительно, прежде уклонение от налогов осуществлялось в основном в форме укрытия получаемых доходов, ухода от регистрации деятельности в налоговом ведомстве или фальсификации налоговых отчетов и деклараций. Все эти действия представляют собой явное и прямое нарушение налоговых законов, и налоговые власти в наши дни научились довольно эффективно с ними справляться (правда, среди некоторых категорий налогоплательщиков — мелких торговцев и предпринимателей, лиц «свободных» профессий и др. — нарушения налоговых законов все еще выходят за рамки «допустимых» пределов). Практика нарушения налоговых законов существует и растет в масштабах и в наши дни, однако на первое место выходит проблема «неявного» обхода налоговых законов.

Вдохновение Евросоюза американскими «налогами на грех». Налоги в Европе

В 2020 году Европейский союз был вынужден размышлять о том, как ему погашать совместный долг в несколько сотен миллиардов евро. Который призван справиться с пандемией.

Дело в том, что несмотря на объединения европейских стран в союз, европейцы склонны идентифицировать себя как голландцы, немцы, испанцы, которые платят налоги своему государству, поэтому ЕС не может напрямую взимать налоги.

В настоящее время единственными «прямыми» доходами в бюджете ЕС (которые идет напрямую в бюджет ЕС, минуя бюджеты стран) являются:

  • таможенные пошлины;
  • «прочие доходы»:
    • налоги и вычеты персонала ЕС;
    • взносы стран, не входящих в ЕС вроде Норвегии и Швейцарии и других.
  • Погашение общего долга ЕС для восстановления экономики Европы планируется начать в 2028 году: если к тому времени государства-члены ЕС не введут новые источники прямых доходов, то им придётся делать более высокие национальные финансовые взносы в бюджет ЕС, либо с политически болезненными сокращениями других частей бюджета ЕС.

Требования к компаниям

Требования Мальта Кипр
Основной тип компаний Частные компании с ограниченной акциями ответственностью Акционерная компания с ограниченной ответственностью
Акционерный капитал Минимум 1,2 тыс. евро Минимум 5 тыс. евро
Акционерный капитал Минимум 1,2 тыс. евро Минимум 5 тыс. евро
Оплаченный капитал Минимум 20% от заявленного капитала Может быть не оплачен
Анонимность Информация об акционерах, директорах и секретарях мальтийской компании содержится в публичном Регистре компаний и доступна для ознакомления общественности Данные о директоре публичные, о бенефициаре не подлежат разглашению никаким государственным органам
Управление Один директор, один секретарь, акционеров – не менее двух Директор – минимум один, секретарь (находится только на территории Кипра) – так же, акционеры – 1-50
Название компании На английском языке Должно оканчиваться на Limited или Ltd
Стоимость, сроки регистрации Регистрационный сбор – от 1 до 7,5% от объявленного акционерного капитала, 1-2 недели 3,7 тыс. евро + НДС, 3-4 недели
Другие условия — Подготовка и аудиторская проверка финансовых отчетов ежегодно до 30.09

— Уплата налога на прибыль компании ежегодно до 30.06

— Подача заявления для получения возврата налога 1.07

— После прохождения аудита в Регистр предприятий подается два отчета на английском и греческом языках: ежегодный финансовый и налоговая декларация

— На Кипре должен присутствовать офис и секретарь

Читайте также:  В какое время переводят алименты

Предназначение оффшоров

Изначальное назначение оффшорного предпринимательства — оптимизация налогов. В процессе налогового планирования предпринимателями выбиралась юрисдикция, что оптимально подходила для ведения того или иного вида бизнеса. Преимущества государства, в котором оформлялась компания, должны были максимально совпадать с пожеланиями и возможностями бизнесмена. Среди выгод и плюсов страны отсутствие налогообложения играло далеко не последнюю роль.
Со временем появилось понятие «шелл-компания» (компания-пустышка), чье определение говорит само за себя. Это фиктивная фирма, что создавалась третьими лицами для достижения тех или иных целей, а также сокрытия конечного бенефициара.

Таким образом, оффшорные зоны стали пользоваться огромным спросом среди иностранных инвесторов, так как можно было:

  • не платить налоги и, за счет этого, значительно увеличивать прибыль;
  • сохранить анонимность истинного владельца.

Современное состояние и тенденции налоговой преступности в некоторых зарубежных странах

Уклонение от уплаты налогов как общественное явление с каждым годом получает все большее распространение. С уверенностью можно говорить о положительной динамике налоговой преступности применительно почти ко всем государствам. Возрастание количества судебных дел о налоговых преступлениях и налоговых спорах можно объяснить несколькими причинами. С одной стороны, совершенствуются механизмы налогового администрирования и техника проверки достоверности предоставленной налогоплательщиком информации, расширяются полномочия служб налоговых расследований, повышается квалификация налоговых работников, — все это приводит к возможности выявлять и раскрывать те налоговые преступления, которые ранее оставались латентными. Таким образом, происходит не только фактический рост количественных показателей налоговой преступности, но и рост числа выявляемых преступных деяний в сфере налогообложения. С другой стороны, усложнение национальных налоговых законодательств (особенно вследствие вступления государств в региональные объединения), активизация правотворческой деятельности судов, которые по результатам разрешения налоговых споров создают новые прецеденты, доктрины и нормы, — приводят к тому, что среднестатистическому налогоплательщику становится все труднее осваивать свои пра од ва и исполнять обязанности в налоговой сфере . Для другой же группы налогоплательщиков — в которую входят корпорации, крупные бизнесмены и, конечно, налоговые консультанты — эта ситуация позволяет изыскивать новые схемы ухода от налогообложения, которые все сложнее поддаются классификации по признаку законности или незаконности. Такая тенденция находит свое проявление и в области семантики. В англоязычной юридической литературе даже появился термин «avoision» — лингвистический гибрид «avoidance» (законное избежание) и «evasion» (незаконное уклонение).

Более того, в научный оборот введено такое понятие, как «институциона-лизация практики уклонения от уплаты налогов», понимаемое как процесс и результат превращения направленной на неуплату налогов деятельности хозяйствующих субъектов в комплекс устойчивых и повторяющихся действий, отражающихся в общественном сознании как легитимные и даже легальные экономические отношения .

В этой связи нельзя не отметить, что сдерживающим фактором ужесточения правовых и процессуальных форм борьбы с налоговыми преступлениями, проводимых в той или иной стране, является то, что такая мера в краткосрочной перспективе приводит к возрастанию рисков ведения предпринимательской деятельности, снижению инвестиционной привлекательности, оттоку капитала в более благоприятные юрисдикции, в долгосрочной перспективе — к ослаблению конкурентоспособности этого государства .

По своей экономической сущности налоги в развитом демократическом обществе выступают в качестве не столько принудительного отчуждения имущества, сколько добровольных и эквивалентных платежей за требуемые каждому гражданину общественные товары . Тем не менее, это не препятствует представителям предпринимательских кругов вести экономическую деятельность и осуществлять налоговую оптимизацию, балансируя на тонкой грани между деятельностью, которая признается законной и той, что является преступной.

Во многих странах Европы уклонение от уплаты налогов рассматривается как разновидность мошенничества, в связи чем данные о налоговой преступности не выделяются из статистики мошенничества. Кроме того, сфера совершения налогового преступления обусловливает то, к какому виду мошенничества оно относится. Уклонение банка от уплаты налога путем фиктивного банкротства — мошенничество в банковской сфере, обманное получение субсидий и дотаций — финансовое или бюджетное мошенничество и т.д. По этой причине сведения о количестве совершенных налоговых преступлений являются косвенными, приблизительными, равно как и данные об уровне теневой экономики.

Вследствие ограниченности необходимого материала и объема настоящего исследования, мы остановимся на отдельных странах Западной Европы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *