Бить или не бить? Последствия физического наказания ребенка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бить или не бить? Последствия физического наказания ребенка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Самой легкой ситуацией являются побои, которые, согласно статье 116 Уголовного кодекса, квалифицируются как «насильственные действия, которые причинили физическую боль, но не имели последствий даже в виде легкого вреда здоровью».

Нанесение вреда здоровью ребенка

В предыдущем параграфе мы рассматривали вариант, когда ребенка били, но не нанесли вреда здоровью. И если вариант с побоями может различную подоплеку, в том числе, оговор детьми своих родственников или интриги «бдительных» соседей, то нанесение родителями вреда здоровью детям однозначно является серьезным преступлением.

Вред здоровью, согласно статьям 115, 112, и 111 УК РФ, подразделяется на легкий, средней тяжести и тяжелый. Легкий вред здоровью человека нанесли, если его у него зафиксирована стойкая, но не долговременная потеря трудоспособности.

Фактом, подтверждающим легкий вред здоровью, являются ушибы головы, мягких тканей, конечностей. За такое полагается штраф до 40 000 рублей, обязательные работы или арест до 3 месяцев.

Вредом средней тяжести считается длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть. Если описывать повреждения, которые считаются вредом средней тяжести, то к ним относят:

  • трещины и переломы мелких костей,
  • вывихи мелких суставов,
  • потерю большого пальца руки,
  • удаление части почки и т.п.

За такой вред полагается ограничение свободы на срок от 1 до 3 лет, общественные работы или тюремное заключение сроком от 6 месяцев до 3 лет. Если это преступление совершил родитель в отношении малолетних детей, то судья имеет право посчитать этот факт отягчающим обстоятельством и дать обвиняемому реальный тюремный срок.

Тяжелым вредом здоровью признается ситуация, когда потерпевший в результате действий обвиняемого некоторое время находился в состоянии, опасном для жизни, или потерял зрение, речь, слух либо какой-либо орган. В эту же категорию попадает утрата органом своих функций.

Это преступление наказывается тюремным заключением сроком до 8 лет. Преступление родителя против своих малолетних детей, как и в предыдущем случае, является отягчающим обстоятельством. Кроме того, такого родителя опека лишит родительских прав, чтобы после освобождения он уже не смог навредить своим детям.

Что такое физическое наказание?

В узком смысле дело происходит так. Родитель, разгневанный каким-то проступком ребенка, достает ремень и … Как мыслит родитель? Он вспоминает какой-то случай из своей жизни, который для него является оправданием его действий. Он вспоминает как однажды что-то натворил (получил двойку, украл, вернулся домой очень поздно) и за этот проступок «получил ремня». Взрослый вспоминает, что очень хорошо усвоил урок и больше не совершал проступка.

Виктор вспоминает. «Однажды я пришел домой поздно, хотя должен был прийти в семь вечера. Отец ничего не сказал, достал ремень и отлупил меня. Разговоры не потребовались. Я хорошо усвоил урок. Ребенка нужно бить.»

Физическое наказание это установление границ дозволенного с помощью боли и страха.Однажды наказанный ребенок понял, что можно и что нельзя, и теперь не совершает проступка из-за страха наказания.

Границы очень нужны ребенку. Ребенку важно жить с пониманием, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя. Страх наказания — это тоже граница.

Но чего вы хотите? Что бы ребенок не нарушал запреты из чувства страха или из-за своих морально-нравственных убеждений?

Некоторые взрослые тоже не нарушают законы исключительно из страха наказания. А вот другие из-за своих морально-нравственных убеждений. Так, например, первые не воруют потому, что боятся попасть в тюрьму, а вторые потому, что это по их меркам безнравственно. вам какой вариант кажется более привлекательным?

Среди причин, по которым малолетнего или несовершеннолетнего родители наказывают физически, часто называют семейные традиции воспитания, неспособность справиться иными методы воздействия, неуправляемость сына или дочери.

Однако чаще всего корень проблемы – в некомпетентности мам и пап, неумении воспитывать или нежелании выполнять обязанности по воспитанию детей. Часто на детях вымещают зло за неудачи на работе, в личной жизни, считая их виновниками всех бед.

Чаще всего побои наносят малышам, которым нет и 5 лет: ребенок заведомо беспомощен, он еще не понимает, куда и как обратиться за помощью, кому рассказать о том, что его бьют.

Порой такие детки и говорить не умеют, либо им внушили, что о таком стыдно и запрещено говорить с посторонними, либо малолетние запуганы и страшатся более серьезного наказания, если обмолвятся о том, откуда у них синяки.

Как правило, уже в школе, где дети находятся на глазах у множества посторонних – ровесников, педагогов, психологов, скрывать правду становится невозможно. Малыши уже способны правильно оценить настроение родителей и уровень угрозы, убежать, спрятаться, позвать на помощь.

Синяки и ссадины непременно привлекут внимание, да и сам школьник способен откровенно поговорить с учителем. Именно поэтому сами факты нанесения побоев малолетнему школьного возраста становятся известны чаще, но случают правонарушения и преступления в отношении них в семьях реже.

Какого результата вы хотите?

Иногда родители бьют своих детей, так сказать, формально, без азарта. Никаких родительских комплексов за этим не стоит, единственная цель – заставить слушаться или наказать за проступок. Удары несильные, физического вреда ребенку не причиняют. И ребенок не обижается на папу или маму, потому что знает – получил за дело. А вы знаете, что дети могут испытывать удовольствие от битья? Об этом очень много написано в специальной литературе. Например, в таких ощущениях признался французский философ Жан-Жак Руссо в своей «Исповеди». Его шлепала гувернантка, уложив к себе на колени и спустив штанишки. Прикосновения ладони к голому телу доставляли 8-летнему ребенку наслаждение. Не зря едь дети – и любовники! – играют в наказания, шлепая друг друга (ты провинился, я тебя накажу). Удары (ладонью, ремнем, полотенцем) по ягодицам вполне могу пробудить у детей чувственное удовольствие, раздражая седалищные нервы. В результате вы с ребенком, которого лупите, образуете пару садо-мазо. Разве вы этого хотели, когда приступали к телесному наказанию? Еще одно предостережение. Если вы знаете за собой привычку раздавать детям под горячую руку шлепки и подзатыльники, будьте очень осторожны. Во-первых, снимите с рук кольца. Если ударить по головке массивным обручальным кольцом, можно сделать ребенка косоглазым. Во-вторых, смотрите, где находится ребенок – можно неловко толкнуть и ударить об угол или острый предмет. В-третьих, старайтесь вообще не бить. Имейте совесть: вы же с ребенком в разных весовых категориях. Он беззащитен перед вами. Убийство детей по неосторожности – вполне реальная вещь.

Читайте также:  Стоимость потребительской корзины в 2023 году в России

Когда наказания необходимы

В некоторых случаях от порки бывает иногда не отказаться. Родители часто спрашивают — имеют ли они вообще право бить детей хоть когда-либо. Дело в том, что отсутствие внимания в отношении поступков дитя — это такая же проблема, как и их наказание. Не реагировать на вызывающее, бестактное, равнодушное, агрессивное и раздражающее поведение маленького ребенка — это не решать проблему, а наоборот ее затягивать. В арсенале любого родителя должна быть масса способов реакции на такое поведение без рукоприкладства. Также нельзя оставлять безнаказанным детское воровство, жестокость и чрезмерную жадность. Бьющий родитель при этом может стать определенным стоппером при желании повторить поступок, но без разговора с детьми все равно не обойтись.

Как бы ни горячились современные педагоги в отношении того, что бить ребенка никогда нельзя, тем не менее выдержать эту линию поведения до конца, пожалуй, никому не удавалось. Вообще ударить однажды ребенка — это не проблема. Никто не застрахован от вспышки гнева или ярости, и наверняка даже какой-либо идеальный педагог вынужден будет признать, что однажды он все-таки поднял руку на одного из своих детей или угрожал ему. Но, с другой стороны, это нисколько не является оправданием для всех тех, кто привык наказывать детей регулярно.

Оптимальным наказанием для детей любого возраста будет всегда лишение их чего-либо. Угрожать, бить и пороть детей — это результат своего персонального бессилия, отчаяния и отсутствие личного опыта терпения к самому себе, а значит, и неумение его приложить к ребенку.

Разрешить бить ребенка, пожалуй, нельзя, скорее всего, можно перестать себя винить или корить, если это однажды это случилось. Если так происходит постоянно, то это повод начать думать над своими убеждениями и своей состоятельностью как родителя.

Екатерина Вторая, отменившая порку дворян в конце 18 века, способствовала появлению первого непоротого поколения, среди которых были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов и вообще весь цвет тогдашней нации, а это хороший повод задуматься.

Метки:Наказание, Родители

Как воспитывать без рукоприкладства

Иногда родители спрашивают: как объяснить совсем маленькому ребенку, что можно, а чего нельзя делать? Ведь зачастую он пока не способен понять объяснения. С другой стороны, с чего мы взяли, что ребенок может в этом случае правильно понять, что мы хотим сказать ему с помощью наказания?

По логике взрослых, ребенок должен сделать вывод: «Буду поступать плохо — меня ударят». Однако нет оснований полагать, что он подумает именно так. Почему бы ему не прийти к умозаключению вроде: «Мама плохая, она меня не любит и поэтому бьет».

В дошкольном возрасте ребенок — «раб зрительного поля». Вместо наказаний и даже вместо объяснений, которые не всегда эффективны, когда он возбужден, можно просто взять его на руки и унести в другое место, где он сможет переключиться и успокоиться, либо отвлечь другим способом. Например, подойти к окну и, глядя на улицу, сказать: «Какие чудесные облака проплывают над нами, интересно куда? Вот бы на них прокатиться!»

До 3 лет дети наиболее активно изучают окружающий мир, им просто необходимо пространство для его исследования. Своим непослушанием ребенок подает сигналы родителям, что ему неудобно, или хочется познать неизведанное, или он банально привлекает к себе внимание.

Родителям вовсе не обязательно скрывать собственные негативные чувства, неизбежно возникающие вследствие «неправильного» поведения ребенка. Вполне допустимы сожаление, разочарование, досада, возмущение, раздражение — но не обвинение. Нормально и даже желательно их проявление, демонстрация этих чувств себе и ребенку. Такая обратная связь способна показать ему, что он поступает неправильно.

«Не ищите виноватого, ищите решения», — почти 100 лет назад говорил Генри Форд. К примеру, одна мама для своего трехлетнего сына, не желавшего убирать на место свои игрушки, придумала увлекательную игру под названием «Где кто живет?». Теперь проблема с уборкой игрушек для этого ребенка решена.

Вот еще опыт другой мамы: «Если ребенок капризничает, я пытаюсь отвлечь его внимание игрой. Если не получается, и он продолжает визжать, я говорю: если не хочешь нормально гулять, пойдем домой. И он почти сразу успокаивается. А если он капризничает в магазине, обычно это значит, что он хочет или пить, или есть. На такие случаи у нас есть бутылка с водой, и обычно с удовлетворением естественных потребностей он успокаивается. Еще у меня в сумке всегда припасено несколько интересных „отвлекалок“. Это может быть связка старых ненужных ключей, например, или любые другие безделушки».

Общаясь с ребенком, старайтесь чаще вспоминать себя маленького. Представлять, какие чувства испытывали или могли бы испытывать в сходной ситуации, о чем думали, чего хотели.

«Мама выгнала меня, трехлетнюю, в подъезд»

— Сколько я себя помню, меня били родители. А помню я себя лет с двух.

Я — ранний ребенок, родителям было чуть больше 20, когда я родилась. И, думаю, они были просто не готовы к тем трудностям, что начинаются с появлением ребенка. Мама безумно уставала, она в это время еще училась и уже работала. И первые побои я помню от мамы.

Читайте также:  Виды дисциплинарных взысканий в овд

Мама била меня ремнем, ладонью, всем, что под руку попадалось, и за волосы таскала очень жестко. Как-то она сказала мне: «Я от тебя устала, ты мне надоела, иди отсюда». И выгнала меня, трехлетнюю, в подъезд. Я, заплаканная, избитая, долго спускалась по лестнице на улицу. И целый день там провела, потому что боялась возвращаться домой.

Папа на меня маленькую не поднимал руку и начал бить, когда я в школу пошла. В семь лет это уже был воспитательный процесс. Папу тоже жестко били его родители — до крови. Поэтому бить детей для него было привычным явлением. Если я задерживалась на улице, он встречал меня ремнем. И так продолжалось до 14 лет.

Из всех детей родители били только меня. Младшая сестра совершала более тяжелые провинности, ее пальцем не трогали. Брата физически наказали один раз, когда он украл половину зарплаты у папы и детям во дворе купил всякой ерунды.

Но несмотря на побои, я продолжала любить своих родителей, ремень никак не влиял на мое отношение к ним. Я думала: «Это я плохая, я все это заслужила, надо больше стараться».

Насилие было частью моего мира, мне кажется, я воспринимала его как норму. То же самое происходило в семье маминой сестры, у друзей во дворе. И все это были обычные с виду, вполне приличные семьи. Но внутри каждой было много боли.

Однажды произошла страшная история, мне до сих пор ее больно вспоминать. Мне было лет 14. Папа выпил и сильно избил маму. До крови. Я имела глупость вмешаться — встала между ними. Он меня головой ударил об стенку и дал пощечину. А мама, которую я пошла защищать, схватила за волосы, оттаскала и накричала, что я лезу не в свое дело. Избила за то, что я попыталась ей помочь.

После этого папа нас всех взял за шкирку и выкинул из подъезда. Я была в ночной рубашке, босиком, и в таком виде нам пришлось идти по улице к тетке, чтобы переночевать. Мне, подростку, было ужасно, невыносимо, стыдно идти в таком виде по улице.

Папа, протрезвев, перед нами не извинился. Мама тоже никогда не извинялась, она считала, что она права и все делает правильно.

«Первый раз насилие я проявила, когда малышу было полгода»

Когда сын родился, вначале я кайфанула. Он был такой милый, смешной, трогательный. Уже в роддоме я почувствовала к нему большую любовь. И большой страх за него. Но эти чувства не уберегли меня от повторения родительского сценария. Хотя, конечно, я думала, что никогда своего ребенка не ударю.

Первый раз насилие я проявила, когда Вовке было полгода. У него была простуда за простудой, он плохо спал, я не спала вообще. Несколько суток без сна — это пытка. И когда сын начал кричать в очередной раз, а я только задремала, я взяла его, бросила на кровать и выскочила из комнаты. Мне показалось, что я его сейчас ударю. Проснулась моя мама и сказала мне: «Иди в другую комнату, я с ним переночую, только не трогай его». Я выспалась. И почувствовала дикий стыд.

Такие волны усталости, срывов и стыда были постоянно. Первый год жизни ребенка — очень тяжелый. Особенно если нет помощи. Мама не могла мне много помогать, она работала, вставала в 6 утра и уходила на работу. Помогала мне только вечерами и в выходные. Я ей очень благодарна, потому что ни один мужчина не помог бы мне столько, сколько мне моя мама.

Тяжелее всего мне было, когда ребенок кричал. Я не знала, как его успокоить, как с этим бороться, если не схватить его в охапку, не отшлепать, не посадить куда-то в угол.

Взять на руки и обнять не всегда помогало, он мог толкаться руками, ногами, отпихивать меня.

Чаще всего это происходило на улице, среди людей, когда я чувствовала полную свою беспомощность. Он мог орать на всю улицу, ложиться в грязь, в лужу, биться руками и ногами. И я с собой ничего не могла сделать, никак себя сдержать. Я его просто хватала и била как сволочь. Орала на него бесконечно.

А потом я вышла замуж.

Если совершён проступок

1. Разберитесь, точно ли это проступок?

2. Заручитесь поддержкой других взрослых членов семьи.

3. Поговорите с ребёнком, почему поступок требует наказания.

4. Обсудите с ним, как ещё он мог поступить в этой ситуации.

5. Определите форму наказания и огласите ребёнку.

Запрещённые методы:

■ физическое насилие и крики;

■ наказания, несоизмеримые с возрастом;

■ лишение еды;

■ запрет на прогулку;

■ длительные бойкоты.

Можно и помогает:

■ исправление ошибки;

■ угол и посидеть на стуле;

■ отказ родителей от общения с ребёнком на короткий срок;

■ дополнительная работа по дому;

■ запрет на пользование гаджетами и Интернетом;

■ запрет на сладкое, мультики и т. п.

Помнить!

■ До трёх лет не наказывать.

■ В три, семь лет и в подростковом возрасте ребёнок раним.

■ При наказании нельзя отступать.

■ Психолог поможет разобраться.

Среди причин, по которым малолетнего или несовершеннолетнего родители наказывают физически, часто называют семейные традиции воспитания, неспособность справиться иными методы воздействия, неуправляемость сына или дочери.

Чаще всего побои наносят малышам, которым нет и 5 лет: ребенок заведомо беспомощен, он еще не понимает, куда и как обратиться за помощью, кому рассказать о том, что его бьют.

Порой такие детки и говорить не умеют, либо им внушили, что о таком стыдно и запрещено говорить с посторонними, либо малолетние запуганы и страшатся более серьезного наказания, если обмолвятся о том, откуда у них синяки.

Читайте также:  Кому может быть установлен запрет на въезд?

Как правило, уже в школе, где дети находятся на глазах у множества посторонних – ровесников, педагогов, психологов, скрывать правду становится невозможно. Малыши уже способны правильно оценить настроение родителей и уровень угрозы, убежать, спрятаться, позвать на помощь.

Синяки и ссадины непременно привлекут внимание, да и сам школьник способен откровенно поговорить с учителем. Именно поэтому сами факты нанесения побоев малолетнему школьного возраста становятся известны чаще, но случают правонарушения и преступления в отношении них в семьях реже.

По всей стране, в каждом штате родители сохраняют за собой юридическое право бить своих детей, если насилие остается «в разумных пределах», – «разумные пределы» определяются в суде в каждом отдельном случае.

Статистика показывает, кто согласен с тем, что детям иногда нужна «хорошая добрая трепка»:

  • Родители: 72%
    • Отцы: 78%
    • Матери: 66%
  • Азиаты/население Тихоокеанских островов: 30%
    • Мужчины: 47%
    • Женщины: 12%
  • Белые: 71%
    • Мужчины: 78%
    • Женщины: 64%
  • Испаноговорящее население: 74%
    • Мужчины: 72%
    • Женщины: 76%
  • Американские индейцы/аборигены Аляски: 75%
    • Мужчины: 86%
    • Женщины: 64%
  • Черные: 82%
    • Мужчины: 90%
    • Женщины: 74%
  • Лица, не получившие среднего образования: 78%
    • Мужчины: 76%
    • Женщины: 80%
  • Лица со средним образованием: 75%
    • Мужчины: 83%
    • Женщины: 66%
  • Лица с образованием выше среднего: 70%
    • Мужчины: 79%
    • Женщины: 61%
  • Лица с университетским образованием: 67%
    • Мужчины: 70%
    • Женщины: 63%
  • Лица с нехристианским вероисповеданием: 66%
  • Христиане: 78%
  • Республиканцы: 80%
  • Лица с независимыми политическими убеждениями: 69%
  • Демократы: 65%
  • Жители американского Юга: 78%
  • Жители Среднего Запада в США: 72%
  • Жители американского Запада: 64%
  • Жители американского Северо-востока: 63%

Если опираться на эту статистику, становится не удивительно, что 15% детей подвергаются телесным наказаниям в первые годы их жизни.

Применение телесных наказаний в школе разрешено законодательно в 19 штатах США: Алабама – Аризона – Арканзас – Колорадо – Флорида – Джорджия – Айдахо – Индиана – Канзас – Кентукки – Луизиана – Миссисипи – Миссури – Северная Каролина – Оклахома – Южная Каролина – Теннесси – Техас – Вайоминг.

В 2009-10 учебном году в 11.6% бесплатных средних школ разрешалось шлепать детей в качестве меры дисциплинарного воздействия, и в 8.1% школ подобное воздействие, действительно, применялось. По грубому подсчету в 8,000 школ по всей стране трепка использовалась как дисциплинарная мера .

По подсчетам предполагается, что в 2009-2010 в школах шлепали детей:

  • С инвалидностью
    • Мальчиков: 28,655
    • Девочек: 5,283
  • Без инвалидности
    • Мальчиков: 140,775
    • Девочек: 43,753
  • Всего мальчиков: 169,430
  • Всего девочек: 49,036
  • Всего: 218,466

Комиссия ООН по правам детей считает, что физическое наказание, причиняющее боль в любой степени и неудобство (даже легкое), – это превышение полномочий в отношении детей. Комиссия утверждает, что устранение физического наказания детей – это «ключевая стратегия, ведущая к уменьшению и предотвращению любой формы насилия в обществе».

Американская педиатрическая академия рекомендует не применять физические наказания, поскольку потенциальный риск перевешивает потенциальные преимущества.

Мета-анализ 88 научных исследований, которые проводились в течение 62 лет, показал, что 94% исследователей уверены: телесные наказания приводят к нежелательным последствиям, таким как:

  • увеличение детской агрессии
  • увеличение антисоциального и преступного поведения детей
  • ухудшение качества отношений между детьми и родителями
  • ухудшение психического состояния у детей
  • увеличение риска стать жертвой физического насилия
  • увеличение агрессивности взрослых
  • увеличение антисоциального и преступного поведения взрослых
  • ухудшение психического состояния у взрослых
  • увеличение риска обидеть собственного ребенка или супруга

Каким будет партнер женщины, которую в детстве отец «воспитывал ремнем»?

Типовых сценария два: либо похожим на отца, властным и агрессивным, либо «ни рыбой, ни мясом», чтобы пальцем не тронул. Но второй вариант, судя по опыту моих клиенток, очень обманчив. Внешне не агрессивный, такой партнер может проявлять пассивную агрессию: толком не зарабатывать, сидеть дома, никуда не ходить, выпивать, подкалывать, обесценивать. Такой человек тоже «наказывает» ее, просто не впрямую.

Но дело не только и не столько в ремне. Когда отец часами воспитывает, ругает, отчитывает, «наезжает» — это не менее тяжелое насилие, чем удар. Девочка превращается в заложника, а отец — в террориста. Ей просто некуда идти, и она терпит. Многие мои клиентки восклицали: «Лучше бы ударил!» Это вербальное насилие, часто прикрываемое «заботой о ребенке».

Захочет ли в будущем успешная женщина слышать оскорбления, терпеть давление со стороны мужчин? Сможет ли она договариваться или будет сразу хлопать дверью, чтобы не повторилось то, что было в детстве с папой? Чаще всего ей претит сама идея выяснения отношений. Но когда конфликт накапливается и не разрешается, семья, как правило, распадается.

Как правильно бить ребенка и стоит ли вообще это делать? Мнения родителей в этом вопросе сильно расходятся. Одни всецело «за» физическое наказание в разумных пределах, другие – находят массу аргументов «против».

В пользу применения более мягких мер воспитания свидетельствуют следующие факты:

  • Любые методы физического воздействия не способствуют лучшему усвоению информации. В детстве способность человека хранить воспоминания менее развита, поэтому наказание и события, приведшие к нему, в любом случае забываются достаточно быстро.
  • Шлепки по попе – унизительная процедура, вызывающая у ребенка гнев и обиду, кажущаяся ему несправедливой, а потому отнюдь не побуждающая его осознать свой проступок.
  • Применение физического наказания снижает значимость ваших слов для детей. То есть, если вы начали это практиковать, то все, что действовало на ребенка раньше, перестанет служить для него останавливающим фактором. Это значит, что придется применять силу снова и снова, так как другие аргументы не будут восприниматься всерьез.

К тому же, негатив, возникающий у детей в ответ на физические наказания, нередко ведет к новой волне непослушания и желанию делать «назло». После такого поведения ребенка бьют снова. Так формируется круговорот семейного насилия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *