Профессия архитектор: Виды Деятельности, Где учиться, Плюсы и Минусы, Зарплата

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессия архитектор: Виды Деятельности, Где учиться, Плюсы и Минусы, Зарплата». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предыдущий пункт на несколько другой лад. Решать надо всегда конкретную проблему, сформулированную в деталях. Нельзя сделать всех людей счастливыми, но можно попытаться помочь конкретному человеку с конкретной проблемой. Также и с системами. Строя дизайн системы надо точно понимать какие у нас конкретные проблемы, в конкретных подробностях и сколько у нас всего проблем. Т.е. желательно иметь полный список, а не решать каждую из проблем по отдельности, по мере их появления. Внезапно, накануне релиза.

Для начала определим, чем занимается архитектор (помимо того, что носит только черное и чертит проекты всю ночь напролет).

Архитектура — не просто сложное направление. Это одна из самых трудоемких сфер деятельности, уступающая разве что медицине. Поэтому имеет смысл как следует изучить ее специфику и понять, насколько вы сможете «срастись» с профессией и получать от нее удовольствие.

Сразу разберемся с главными определениями (которые, кстати, не стоит путать с IT-архитектором или, прости господи, архитектурой бровей).

Архитектура — 1) искусство и наука проектировать и строить здания/сооружения, формирующие комфортную для жизни среду человека; 2) сами здания и сооружения отдельно или в совокупности.

Архитектор — специалист, который планирует, проектирует и контролирует строительство зданий и сооружений.

Это немного смешной пункт, он должен идти под номером ноль. Я бы его не писал если бы не видел так много случаев, когда дизайн решения делался без понимания проблем, которые этот дизайн решает.

Грубо говоря, есть типовые архитектуры для разных случаев (например «трехзвенка с SPA для веб приложений»), их не так много. Если вы видите, что задача решается одной из типовых архитектур и никаких проблем или специфических особенностей нет, то на этом с дизайном архитектуры стоит остановиться.

Для лучшего понимая, приведу пример. Обсуждаю с cloud architect заказчика некую подсистему, опуская подробности, все на 100% сводится к классической архитектуре с микросервисом и синхронной записью/чтением записей в/из РСУБД. Вот буквально ничто из нефункциональных требований не указывает на то, что надо что-то изобретать более сложное. Более того есть жесткое требования синхронности. Архитектор – «нам нужна Кафка. Кафка — это круто». Я интересуюсь – «зачем тут Кафка т.е. что она такого добавит, что без нее не сделать (так сказать задаю вопрос – Чтобы что?)». Получаю в ответ «Кафка — это очень хорошая технология у меня экспертный опыт с Кафкой». Я полностью согласен с тем, что Кафка крута, но сюда то она каким боком? Можно, конечно, придумать решение с Кафкой, но зачем?

Короче, не будьте как он. Если нет проблемы которую типовая архитектура не решает – не надо ничего изобретать.

Предупреждая возможные комментарии «Может быть было требование использовать крутую модную технологию для привлечения разработчиков». Да такое бывает. Это объективный фактор, о таком надо знать, но тут такого не было.

Нельзя решить проблему просто нарисовав/документировав решение

Можно написать хорошую документацию, которую один черт никто не читает. Никто не читает документацию, а те, что читают все равно делают не так, как было написано, оправдываясь тем, что они же понимают, что вот эта стрелка RPC вызова на диаграмме от Сервиса А к Сервису Б это метафора (реальный случай, они так и сказали – метафора). А на самом деле надо было делать совсем по другом, и они так и сделали. Документировать безусловно надо, но не стоит документацию переоценивать.

Имплементацию архитектуры надо лидировать. «Держать команду за руку», объяснять тонкие моменты (а тонким может неожиданно оказаться что угодно), проверять как сделано и давать советы в мутных случаях. Особенно на начальном этапе. По-другому это, к сожалению, не работает.

Это не значит, что архитектор должен заменять собой тимлида, но строить взаимодействие с командой (командами) надо. И надо делать это хорошо. Обязательно надо периодически щупать решение руками от заглядывая в код слева, на право по SDLC от требования до мониторинга приложения, развернутого на рабочем окружении (если prod не доступен, то надо смотреть на самое старшее из доступных окружений).

Крайне желательно раз в несколько месяцев делать руками полный цикл изменения кода. Обычно это выглядит так:

  • Взять в спринте маленькую задачу на час-другой работы.

  • Написать код, протестировать, создать PR, пройти ревью, смерджить в релизную ветку.

  • Пройтись по процессу деплоя. Тут все сильно зависит от того как этот процесс устроен- важно пробежаться по всем шагам и понять как ваше конкретное изменение по ним бежит.

Это часто позволяет идентифицировать пробелы в дизайне, которые с высоты птичьего полета разглядеть невозможно.

Уточню, для чего это нужно. У вас может быть сколь угодно прекрасная архитектура на верхнем уровне, но если для того, чтобы все работало вместе, людям с лопатами на местах надо соединять две либы при помощи проволоки, лома и не скажу, чего еще, пытаясь впихнуть невпихуемое и другого варианта объективно нет, то проблема конкретно у вас в архитектуре, а не в совместимости компонентов. При этом, к сожалению, бывает так, что понять это можно только взяв лопату в руки и поработав ей хотя бы с полдня.

Проблему надо решать на том уровне, на котором она решается

Бывает так, что запрос, с которым заказчик к вам приходит выполнить не реально. Скажем у заказчик хочет настроить Multi-Master репликацию в кластере из 20 PostgreSQL серверов и спрашивает совета – как это сделать. Сделать это скорее всего нормально нельзя никак. Но можно попытаться узнать, зачем ему такое понадобилось и подумать – нельзя ли решить проблему другим образом.

Читайте также:  Льготы на проезд в общественном транспорте в 2023 году

Собственно, в любом случае, даже когда решение очевидно имеет смысл, стоит отступить на шаг и подумать, а нет ли другого, более простого решения и нужно ли проблему решать в принципе.

Самый забавный случай иллюстрирующий этот аспект произошел лет 10 назад. Заказчик обсуждал с нами создание системы для решения определенной бизнес-функции. Все шло к подписанию договора и началу разработки, пока на одном из звонков наш архитектор не спросил – «а почему вы вот так вот не поменяете бизнес процесс?», на что заказчик завис на пару минут и ответил «а точно, мне тогда система и не нужна вовсе», на чем все обсуждения закончились, нам сказали «спасибо». Но проект не случился.

Аттестация архитекторов и инженеров

Перечень профессий и специальностей, предлагаемый для аттестации архитекторов и инженеров на ОКН: — архитектор (направление – проектные работы по реставрации и консервации на объектах культурного наследия) — инженер (направление – научно-исследовательские работы по реставрации и консервации на объектах культурного наследия) — инженер (направление – изыскательские работы по реставрации и консервации на объектах культурного наследия) — инженер (направление — проектные работы по реставрации и консервации на объектах культурного наследия) Перечень необходимых документов для присвоения квалификационных категорий: 1. Фамилия, имя, отчество, контактный телефон. 2. Копия паспорта (все заполненные страницы). 3. Заверенные в установленном порядке копии документов, государственного образца, подтверждающие. 4. Заверенные в установленном порядке копии трудовой книжки. 5. Место работы (наименование организации, адрес, телефон). 6. Копии, заверенные в установленном порядке, благодарственных писем, грамот; удостоверения, выданные предшествующей комиссией, и любые другие документы подтверждающие квалификацию (при их наличии). 7. Выписка из протокола реставрационного совета учреждения (организации) с рекомендацией о присвоении специалисту (соискателю) определенной категории и характеристика с места работы (при их наличии). 8. Список научно-исследовательских и проектных работ, выполненных соискателем по объектам культурного наследия. В список включаются все проекты, в разработке которых принимал участие соискатель: — Наименование объекта, категория охраны, адрес; — Начало работ — окончание работ; — Степень участия; — № и дата контракта (или договора) на выполнение работ (с заказчиком либо с подрядчиком, в случае договора субподряда) и акта сдачи — приемки выполненных работ; — Организация, в которой выполнен проект.

8.1. Альбом. Формат альбома А-4. В альбоме представляются копии основных графических материалов нескольких проектов (3 или 4 объекта) и аннотации к ним. Эти материалы должны содержать сведения, показывающие роль соискателя в подготовке обоснования проектных решений по реставрации объекта культурного наследия. В альбом следует включить материалы, представляющие, по мнению соискателя, наибольший интерес с точки зрения владения им реставрационной методики. В том числе, необходимо показать материалы натурных исследований, проведенных соискателем в процессе производства реставрационных работ. Аннотация по каждому из этих объектов должна содержать следующую информацию: — краткую характеристику объекта культурного наследия, — описание проведенных натурных исследований, — обоснование проектных реставрационных решений, — сведения об их реализации. Графические и фотоматериалы: — материалы натурных исследований – обмеры, зондажи (основные чертежи, фотофиксация); — отдельные чертежи эскизного проекта реставрации; — фотофиксация (до начала реставрационных работ, в процессе их производства, после завершения реставрации). Для третьей и второй категорий: В числе материалов, представляемых для аттестации специалистов II и III категорий, рассматриваются исследовательская и проектная документация. В альбоме даются разделы проекта (или отдельные части), разработанные соискателем. В аннотации необходимо представить сведения об объекте культурного наследия, при перечислении работ отметить личный вклад соискателя, назвать руководителя авторского коллектива данного объекта (ГАПа или ГИПа), а также рекомендации от него. Для первой категории: При экспертизе материалов, представленных для аттестации специалиста 1 категории, кроме документов, поименованных в Положении, и материалов, перечисленных в пп. 1.1. и 1.2. настоящих Рекомендаций, соискателю необходимо подготовить автобиографическую справку. В этой справке надлежит сделать обзор своей деятельности по изучению и реставрации памятников федерального значения и объектов всемирного наследия за последние 10 лет. Особое внимание следует обратить на предоставление информации по объектам, на которых соискателем осуществлялось научно-методическое руководство производством реставрационных работ. В справке должна быть показана значимость реализованных в проекте предложений для сохранения памятника и его отдельных элементов, являющихся предметом охраны. Кроме того, специалистам, подавшим заявление для аттестации на I категорию в Аттестационную комиссию, необходимо представить сведения о согласовании проектов государственными органами охраны памятников, по памятникам федерального значения – выписку из протокола о рассмотрении проекта на заседании ФНМС Минкультуры России или акт историко-культурной экспертизы. Для высшей категории: При экспертизе материалов, представленных для аттестации специалиста высшей категории, кроме всех документов и материалов, представляемых для аттестации специалистов 1 категории, следует сообщить: — перечень основных публикаций; — сведения об участии в мероприятиях, способствующих повышению качества реставрационных работ, в том числе участие в советах, конференциях, общественных обсуждениях и др.; — проведение экспертизы проектов реставрации, участие в работах комиссий по реставрации объектов культурного наследия, создаваемых государственными органами охраны памятников истории и культуры; — выступление с лекциями на курсах по повышению квалификации реставраторов или их профессиональной переподготовке; — педагогический стаж на кафедрах реставрационного профиля, обучение архитекторов-реставраторов и др. Для получения высшей категории необходимо представить сведения о разработке не менее 5 (пяти) проектов для федеральных и особо ценных объектов культурного наследия.

В своей профессиональной деятельности архитектор, как правило, должен ориентироваться на реализацию следующих прав:

  • знакомиться с проектами решений руководства своей организации, если они имеют отношение к его профессиональной компетенции;
  • предлагать руководству фирмы для рассмотрения проекты, связанные с усовершенствованием вверенной ему области деятельности;
  • сообщать своему прямому руководителю обо всех выявленных недостатках в рамках профессиональной деятельности и предлагать меры для их устранения;
  • производить запрос необходимых для работы архитектора документов, а также информационных ресурсов от иных специалистов или руководства компании по поручению руководства или от себя лично для успешного выполнения своих должностных обязанностей;
  • пользоваться помощью иных специалистов отделов компании для решения своих профессиональных задач;
  • ожидать от руководства фирмы содействия в процессе реализации своих должностных обязанностей.
Читайте также:  Вторая пенсия военным пенсионерам

Специализации архитекторов

Архитектор-дизайнер. Занимается дизайном интерьеров. Полностью определяет внутренний облик помещения: делает планировку, проектирует схему освещения, размещения сантехники, мебели, выбирает виды отделочных материалов и так далее. Отличие архитектора-дизайнера от просто дизайнера интерьеров в том, что архитектор может сделать проект дома/перепланировки квартиры. Дизайнер занимается только непосредственно оформлением. Востребованность архитекторов-дизайнеров высокая.

Ландшафтный архитектор. Оформляет сады, загородные участки, парки, городские пространства. Определяет концепцию пространства, проектирует необходимые инженерные сооружения и коммуникации (например, систему полива), продумывает, как и какие растения разместить на участке.

Архитектор-проектировщик. Готовит, оформляет, проверяет проектную документацию. Согласует проектные решения, проводит консультации по проекту.

Инженер-архитектор. Так могут называть архитектора-проектировщика. Специалист проектирует объекты и согласует проектную документацию. Может также участвовать в проведении обследований, осуществлять авторский надзор за строительством, контролировать работу подрядчиков.

Главный архитектор. Руководит проектно-изыскательскими работами. Участвует в планировании всех работ. Проверяет проектно-сметную документацию. Формирует задания субподрядным организациям. Главный архитектор проекта (ГАП) – ответственная руководящая должность, для получения которой нужен большой опыт работы.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Минусы

  • Наглядные результаты труда, профессиональная гордость за свою работу.
  • Высокий потенциал заработка.
  • Престижная работа.
  • Возможность творческой реализации.

  • Профессию нельзя освоить самостоятельно или на курсах, необходимо получать высшее образование.
  • Выпускнику без опыта сложно получить первую работу, поэтому желательно уже в вузе найти подработку по специальности.

Как расти и куда развиваться в профессии?

Практикующие специалисты в этой сфере говорят, что диплом архитектора и присвоение квалификации бакалавра или магистра – это даже не начало карьерного пути. Вузовское образование дает около 10-15% от тех знаний, которые вам нужны, а сама эта отрасль настолько велика, что учиться профессии можно всю жизнь. Профессионалы рекомендуют заниматься самообучением параллельно с получением образования, чтобы, став выпускником, вы знали не только основы архитектурного дела.

В этом вам поможет профессиональная литература, развитие культурного кругозора, а также путешествия. Посещая разные города, страны вы сможете почерпнуть много полезных идей, сформировать свой уникальный стиль и, в итоге, стать не одним из рядовых работников, а популярным архитектором. Но в любом случае, если ваш выбор профессии пал на architecture, нужно быть готовым к тому, что первые годы вы не будете много зарабатывать и хватать звёзды с неба.

Чтобы получить максимально концентрированный опыт, лучше работать в крупных архитектурных бюро. После вуза вы, возможно, уже умеете придумывать интересные идеи и делать эстетичные визуализации, чего будет вполне достаточно чтобы устроиться на работу. Но реальный стаж дает обучение «в полях»: на стройках, переговорах с заказчиками, защите своего проекта перед руководителем.

Если вы хотите связать жизнь с архитектурой и найти работу с высоким уровнем дохода, будьте готовы не к спринту, а к марафону. Даже при наличии усердия и таланта, возможно стать главным архитектором примерно через 5-7 лет. Уникальность профессии в том, что только после этого ваша карьера по-настоящему начнет развиваться – вы уже будете формировать свою репутацию, сможете браться за серьезные проекты, становиться заметным членом Союза архитекторов.

Карьера такого специалиста может развиваться как вертикально (продвижение от «подмастерья» до самодостаточного архитектора, затем вы сможете руководить группой архитекторов на позиции руководителя проектов или главного архитектора), так и горизонтально – вы можете стать свободным архитектором, развивать свое портфолио, самостоятельно выбирать с кем работать и определять свой заработок, а со временем начать формировать собственную команду или открывать бюро.

В любом случае, на определенном этапе карьеры специалист перестает заниматься рутинными задачами, включая проектирование и чертежи, начинает двигаться в сторону управления командой. И на этом этапе важно развиваться не только как профессионал в своей сфере, но также изучать основы менеджмента в архитектуре, прокачивать гибкие навыки, связанные с лидерскими качествами, управлением персоналом.

13 способностей с которыми стоит идти в архитектуру

1. Образная визуализация
Главная способность архитектора — развитое объемно-пространственное мышление, умение покрутить объект в голове, разбить его на части или изменить.

2. Быстрая генерация идей
Умение придумать большое число идей по теме вопроса. В данном случае учитывается именно скорость генерации идей, а не качество, креативность или их корректность.

3. Дедукция
Умение мыслить от общего к частному, применять общие правила к конкретной проблеме, чтобы найти ответ на вопрос.

4. Индукция
Также просто надо уметь работать и от частного к общему, от детализации к обобщению. То есть уметь наблюдать детали и на их основе формировать закономерности.

5. Работа с информацией
Умение сопоставлять данные в нужном порядке или по определенной модели: выстраивать модели изображений, букв, слов.

6. Внимание к деталям
Термин «Near Vision» понимают как умение замечать детали визуально, на близком расстоянии. По каталогу O*NET эта способность одинаково важна как для врачей разных специальных, так и для творческих направлений.

7. Понимание устной речи
Умение слушать и понимать информацию и идеи через речь. Здесь архитектор сам выступает в роли терапевта и психолога, для которых этот навык указан определяющим.

8. Поставленная речь
Умение так передать информацию в разговоре, чтобы другие поняли эти идеи. Хотя составители считают, что урбанистам и ландшафтным архитекторам этот навык важнее.

9. Оригинальность
Умение придумывать необычные или остроумные идеи на заданную тему, умение выработать креативные методы решения проблемы.

По важности этого навыка архитекторы в первой десятке среди всех профессий. Хотя Вини Маас не согласится: он обвиняет архитекторов в излишней любви к оригинальности и призывает больше копировать у других.

10. Чувство проблемы
Умение сказать, когда что-то неправильно или скорее всего неправильно. В термин не включается решение проблем, только умение определить, что проблема есть как таковая.

11. Понимание текста
Умение прочесть и понять информацию из написанного. Это качество больше описывает работу с документами и вычленением из них главного.

12. Наблюдательность
Умение замечать детали на расстоянии. Судя по всему, в прямом смысле: является самым важным для пилотов.

13. Письменное выражение мыслей
Если не учитывать писателей и поэтов, то среди творческих профессий именно архитекторам, по мнению составителей, важнее всего уметь выражать свои мысли письменно.

Читайте также:  Заполнение 3 НДФЛ на вычет по лечению за 2023 год

Взгляд из России

В России работу архитектора описывают как минимум два важных документа. Стандарт образования объясняет чему учить, чтобы выпустить архитектора, а профессиональный стандарт описывает, чем вообще занимается в России архитектор и какие умения для этого нужны.

Выучить архитектора

Образовательный стандарт не говорит, c какими навыками и способностями нужно набирать в архитектуру, но объясняет, какой специалист должен выйти из вуза. Всего в документе 40 умений: 21 общекультурная компетенция и 19 профессиональных. В числе первых идут такие навыки:

Профессиональный стандарт делит профессию на 17 направлений работы, которые охватывают вообще все процессы: от проектной работы до организации конкурсов.

Профессия архитектор насчитывает несколько тысячелетий, ведь мы знаем, что строить люди начали с древних времен. Самыми грандиозными древними постройками были три вида строений: там, где живет бог, там, где живет царь и там, где живет золото. То есть храмы, дворцы и сокровищницы. Наука считает первым архитектором Имхотепа: он руководил возведением пирамиды Джосера. Это было в третьем тысячелетии до нашей эры.

Особенно важной профессия архитектора стала с развитием городов или, как их называли в Древней Греции, полисов. Существует легенда, что первый градостроительный план был создан по приказу Александра Македонского. Великий царь Ойкумены призвал зодчих, чтобы те начертили ему план будущего города Фарос. Уже тогда зодчие знали многое из того, что нужно для проектирования и по сей день. В частности, что при планировании улиц нужно учитывать рельеф местности, а также направление ветров, которые там дуют.

К сожалению, истории неизвестны имена тех, кто строил великие готические соборы Средневековья. Хотя такие предположения делаются историками. Видимо, связано это с огромным влиянием церкви, которая не приветствовала самовыдвижение и демонстрацию авторства. А вот в период Возрождения профессия архитектора была, напротив, очень уважаемой и столь же престижной, как профессия художника и скульптора. Наиболее выдающиеся имена, такие как Филиппо Брунеллески, Донато Браманте, Микеланджело Буанаротти и другие подарила миру Италия. И по сей день здания, возведенные по проектам знаменитых архитекторов эпохи Возрождения, поражают своей красотой, гармонией, величием и привлекают туристов со всего мира.

Само слово «архитектор» стало употребляться в Европе около 400 лет назад. В России до Петра I оно вообще не было в ходу, а строителей называли «зодчими». Первыми архитекторами в России были все те же итальянцы: Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Аристотель Фиораванти, Антонио Джиларди. Им мы обязаны появлением на Руси прекраснейших зданий, таких как Колокольня Ивана Великого, Грановитая палата, Троицкий собор в Александрове, Успенский собор в Кремле. Да и самим Кремлем, часть башен которого возведена по проектам знаменитых итальянцев.

В современном мире уже давно очевидно: стремиться нужно к тому, чтобы удобно было всем. Мир становится более открытым, уровень жизни растет, и те категории граждан, которые раньше были не столь активны (например, пенсионеры или мамы с маленькими детьми), стремятся жить полной жизнью. А значит, окружающие пространства должны отвечать потребностям и автомобилистов, и пешеходов, и мамочек с коляской, и пенсионеров.

Качественно преобразить городскую и загородную среду возможно только с помощью грамотных, опытных и современных специалистов: архитекторов, градостроителей, ландшафтных дизайнеров. Именно эти люди работают для того, чтобы пространство вокруг было экологично, функционально, дружелюбно и красиво. Поэтому востребованность специалистов-архитекторов будет расти, а значит, сегодня молодым людям стоит подумать о будущей профессии и, возможно, сделать выбор именно в пользу архитектуры.

Набор юного архитектора

Универсального набора на данный момент не существует, но каждому архитектору нужны:

  • Софт для создания чертежей – классические чертежи всё еще удобно создавать в AutoCAD или его отечественном аналоге – программе КОМПАС. Хотя профессионалы всё чаще отказываются от данных программ, они позволяют сформировать минимальный набор умений по работе с САПР.
  • Программа для 3D-моделирования – ArchiCAD или Revit.
  • Инструментарий для подачи проектов – как правило, это Adobe Photoshop, на первых порах его будет вполне достаточно. С определенного момента можно, даже нужно, подключить к работе также InDesign.

Зарплата архитектора в России и за рубежом

Страна/регион в мес. Стажер Ландшафтный архитектор Архитектор Главный архитектор
Москва 691 USD 920 USD 1 225 USD 2 460 USD
Регионы РФ 383 USD 691 USD 916 USD 1 530 USD
США 2 500 USD 4 750 USD 7 330 USD 11 250 USD
Европа 2 170 USD 3 750 USD 5 000 USD 6 670 USD

Полная подготовка к поступлению за год: самостоятельная, на курсах подготовки, с репетитором.

Чтобы поступить на архитектурный факультет в выбранный вами ВУЗ потребуется серьезная подготовка. Включает в себя несколько способов:

  • Самостоятельно. Для этого потребуется постоянное изучение материалов, рисунков, истории искусства, просмотра обучающих роликов. Минусом подобного способа называют отсутствие помощи извне, а также проверки уже полученных знаний.
  • На курсах при университете. Подобным способом можно существенно увеличить шансы на поступление, так как занятия проводят работающие преподаватели, которые расскажут о нюансах профессии и ее специфики. Именно это поможет при сдаче ЕГЭ и во время творческого конкурса. Минус – сложно попасть, так как загруженность в 11 классе достаточно большая.
  • При помощи репетитора. Вы можете ездить к преподавателю или же он будет приезжать к вам домой на занятия. Работать «тет-а-тет» позволит лучше проработать сильные и слабые стороны, сконцентрируюсь на последних. Минус – высокая стоимость и сложность в поиске профессионального педагога.

Должностные обязанности

Задаваясь вопросом о том, как стать архитектором, нужно прежде всего разобраться в сущности профессии. Так, в обязанности специалиста входит следующий перечень задач:

  • построение чертежей, составление смет, изготовление макетов, а также разработка прочей документации, которая касается здания;
  • проектирование объекта, строительство которого планируется;
  • осуществление непрерывного надзора за процессом возведения здания с целью определения его соответствия проектной документации;
  • принятие решений в случае выявления каких-либо отклонений;
  • контакты с заказчиками проектов и поставщиками материалов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *