Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое структурное подразделение организации в медицине». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, планирующие и осуществляющие в пределах своей компетенции меры по охране здоровья граждан.
Стационарные типы лечебно-профилактических учреждений
В стационарных лечебных учреждениях оказывается медицинская помощь в случаях, когда состояние пациента требует:
- комплексных лечебных и диагностических мероприятий
- специализированной медицинской помощи
- проведения серьезного оперативного лечения
- постоянного наблюдения и контроля со стороны медперсонала
Основные задачи, которые выполняют стационарные типы лечебно-профилактических учреждений:
- Проведение диагностики и лечения заболеваний
- Оказание неотложной помощи
- Проведение реабилитационных мероприятий
- Профилактическая деятельность
- Проведение научно-исследовательских работ
Типы и структура медицинских организаций. Структура отделений
1. Структура и состав подразделений медицинских организаций определяется заданием на проектирование с учетом профиля, мощности и централизации диагностических и вспомогательных служб для обеспечения возможности их использования как пациентами и персоналом больничного комплекса, так и другими организациями. При передаче ряда вспомогательных и диагностических функций другим организациям (централизованный диагностический центр, центральное стерилизационное отделение, диагностическая лаборатория, прачечная, пищеблок, клининговая служба, патологоанатомическое отделение и т.д.) часть подразделений в структуре медицинской организации может отсутствовать.
2. Мощность и структура больницы определяются потребностью населения обслуживаемой зоны в основных видах стационарной и амбулаторно-поликлинической, консультативно – диагностической и восстановительной помощи. В зависимости от района обслуживания многопрофильные больницы подразделяются на:
— центральные районные больницы;
— зональные (межрайонные) больницы,
— областные (краевые) больницы;
Самостоятельными типами больниц являются больницы скорой медицинской помощи, больницы восстановительного лечения, детские.
3. Специализированные больницы (инфекционная, туберкулезная, психиатрическая и т.п.) предназначены для оказания стационарной помощи определенного профиля.
5. В составе медицинских организаций со стационаром могут быть следующие структурные подразделения:
— приемные отделения с помещениями выписки,
— операционные отделения (блоки);
— отделения реанимации и интенсивной терапии;
— отделения анестезиологии и реанимации;
— родовые отделения (блоки);
— отделения консультативного приема;
— отделения (кабинеты) функциональной диагностики;
— отделения (кабинеты) эндоскопической диагностики;
— отделения (кабинеты) медицинской визуализации;
— лаборатории радионуклидной (радиоизотопной) диагностики;
— отделения эфферентной терапии (в т.ч. гемодиализа);
— отделения гипербарической оксигенации;
— отделения (кабинеты) восстановительного лечения;
— отделения (кабинеты) трудотерапии;
— отделения лучевой терапии;
— отделения переливания крови;
— центральные стерилизационные отделения;
— отделения скорой медицинской помощи;
— службы приготовления пищи;
— служебные и бытовые помещения;
— службы снабжения со складскими помещениями;
— службы временного хранения и переработки медицинских отходов.
— инженерные службы по жизнеобеспечению медицинской зданий.
— помещения клинических кафедр.
6. Консультативно-диагностические и лечебные подразделения целесообразно проектировать централизованными с возможностями использования их как стационарными, так и амбулаторными больными. При этом в них должны быть предусмотрены раздельные входы и ожидальные.
7. Медицинские организации без стационара подразделяются на амбулаторно-поликлинические и прочие (лаборатории, централизованные стерилизационные отделения и др.).
8. К амбулаторно-поликлиническим относятся:
— фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), сельские врачебные амбулатории (СВА), офисы врача общей практики;
— территориальные поликлиники (районные, городские и пр);
— многопрофильные и специализированные медицинские центры,
— специализированные поликлиники, в т.ч. диспансеры без стационаров.
— центры восстановительного лечения.
9. В составе медицинских организаций амбулаторно-поликлинического приема могут быть следующие структурные подразделения:
Отделения амбулаторно-поликлинического приема;
Консультативно-диагностические отделения, в том числе:
— отделения (кабинеты) функциональной диагностики;
— отделения (кабинеты) эндоскопической диагностики;
— отделения (кабинеты) медицинской визуализации;
— отделения эфферентной терапии (в т.ч. гемодиализа);
— отделения гипербарической оксигенации;
— отделения (кабинеты) восстановительного лечения;
— отделения (кабинеты) трудотерапии;
— центральные стерилизационные отделения;
— отделения помощи на дому;
— служебные и бытовые помещения;
— службы снабжения со складскими помещениями;
— службы временного хранения и переработки медицинских отходов.
— инженерные службы по жизнеобеспечению медицинской зданий.
Направление лпу что это такое
Консультации высококвалифицированных специалистов имеют право получить все жители г. Кирова и Кировской области следующими путями:
— по программе добровольного медицинского страхования (ДМС);
— по личному желанию, за наличный расчет (платные медицинские услуги).
Порядок обращения для направления в областное ЛПУ:
2. Запись осуществляется только через регистратуру лечебного учреждения (ЛПУ), направившего пациента на консультацию в областное ЛПУ, без возможности самостоятельной записи через Интернет, талон на прием к врачу должен быть подтвержден.
3. Запись на прием к врачу организована на один календарный месяц вперед. Срок ожидания плановой амбулаторной консультативно-диагностической помощи должен составлять не более 10 рабочих дней.
4. Плановая консультация врача-специалиста по инициативе пациента может быть предоставлена платно, о чем гражданин должен быть проинформирован заранее.
5. Вне очереди могут приниматься граждане, чье право внеочередного обслуживания определено Федеральными законами.
Последовательность действий гражданина при получении Услуги через систему «Электронная регистратура»
2. В назначенный день приема гражданин приходит в поликлинику областной больницы не позже, чем за 30 минут до начала приема. Предъявляет медицинскому регистратору полис обязательного медицинского страхования и бланк направления из ЛПУ. Медицинский регистратор проверяет наличие подтвержденной записи на прием к врачу в информационной системе и выдает талон на консультацию к врачу специалисту.
«Мораторий» на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства
Напоминаем, что Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года для субъектов малого предпринимательства государством установлен «мораторий» на проведение плановых проверок (статья 26.1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Исключение составляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.
К сфере здравоохранения в соответствии с указанным постановлением относятся медицинские организации:
- оказывающие амбулаторно – поликлиническую медицинскую помощь (при проведении плановой проверки органами, осуществляющими лицензирование медицинской деятельности, а также государственным пожарным надзором и санитарно — эпидемиологическим надзором);
- оказывающие стационарную и санаторно – курортную медицинскую помощь (при проведении плановой проверки органами, осуществляющими лицензирование медицинской деятельности, а также государственным пожарным надзором и санитарно -эпидемиологическим надзором);
- оказывающие скорую медицинскую помощь (при проведении плановой проверки органами, осуществляющими лицензирование медицинской деятельности).
Учреждения здравоохранения
К системе здравоохранения относится целая совокупность разноуровневых учреждений:
- министерство здравоохранения;
- медицинские научно-исследовательские институты;
- больницы;
- поликлиники;
- службы скорой медицинской помощи;
- частные медицинские центры;
- аптеки и фармацевтические кампании;
- санитарные службы;
- санатории;
- кабинеты врачей (например, кабинет терапевта);
- психиатрические клиники;
- специализированные медицинские учреждения;
- медицинские лаборатории;
- военные госпитали;
- службы транспортировки больных и раненых;
- медицинские корпорации и др.
В целом, служба здравоохранения состоит из медицинских учреждений и других форм медицинского обслуживания, таких как частная медицинская практика, которые создаются в обществе с целью оказания медицинской помощи.
СОП или стандартная операционная процедура — это документ, в котором подробно расписан конкретный вид работ или процедур. СОПы еще называют рабочими инструкциями, опираясь на которые работники медицинской клиники выполняют должностные обязанности.
СОПы применяют для:
- анализа работы в медорганизации;
- определения лучшего способа выполнения работы;
- стандартизации процессов;
- упрощения ввода в работу новых сотрудников;
- проведения внутренних аудитов;
- управления знаниями, фиксации совокупного опыта персонала;
- поиска источников ошибок и рисков в работе;
- защиты от претензий внешних аудиторов из Роспотребнадзора, Росздравнадзора, МВД.
Главная цель создания СОПов — анализ качества работы персонала. При подготовке инструкций видно, какие ошибки и сбои встречаются при выполнении медицинских процедур, насколько однотипно их выполняют разные специалисты. Кроме того, СОПы помогают упростить обучение сотрудников.
Как оформить бланк СОПа: рекомендованная структура
Изучите требования стандартов ISO 9001, GxP, ISO 15189. Правила, которые есть в этих документах, адаптируйте под требования медицинской организации. Не пытайтесь полностью все скопировать, иначе при заполнении бланка у вас останутся пустые разделы.
На титульном листе СОПа перечислите:
- название СОПа;
- идентификатор (код);
- Ф. И. О., должность и подпись разработчика СОПа;
- Ф. И. О., должность и подпись руководителя, утвердившего СОП;
- Ф. И. О., должность и подписи сотрудников, согласовавших СОП;
- дату разработки;
- дату утверждения и введения в действие;
- печать организации.
Разделы СОПов структурируйте примерно так:
- назначение;
- область применения;
- сотрудники, для которых предназначен СОП;
- ссылки на нормативные документы;
- термины и определения;
- используемые сокращения;
- применяемое оборудование и инструменты;
- ответственность за невыполнение или неправильное применение СОПа;
- описание процедуры, требования к промежуточному контролю;
- действия во внештатных ситуациях;
- алгоритм или блок-схема;
- процедура оценки знаний по СОПу и допуска персонала к самостоятельной работе.
Как попасть на лечение в федеральную клинику по полису ОМС? Объясняем, что нужно сделать, чтобы стать пациентом федеральной медорганизации.
Во-первых, направление в ФМО положено в том случае, если вы не можете получить необходимое лечение в вашем регионе в тех медорганизациях, которые работают в рамках программы ОМС. Например, если в регионе нет специализированного учреждения или необходимые операции просто не проводятся.
Во-вторых, получить лечение в ФМО можно, если лечение по месту проживания вам не помогло по каким-либо причинам.
Если есть высокий риск хирургического лечения – например, из-за осложнений или при наличии сопутствующих заболеваний, то вы также можете получить направление в ФМО. Сюда же относятся ситуации, когда вам нужны дополнительные обследования или комплексная предоперационная подготовка.
Также можно получить направление в федеральное медучреждение, если вы уже лечились там ранее и получили рекомендации для повторной госпитализации.
Направление в ФМО выдаёт лечащий врач. Он же должен проинформировать пациента о возможности выбрать федеральную клинику. Кроме того, именно лечащий врач должен сформировать комплект документов: направление на госпитализацию (справка по форме 057/у-04), выписку из медицинской документации, согласие на обработку персональных данных.
Обратиться в федеральную медорганизацию можно и самостоятельно, если у вас есть результаты обследований, подтверждающие диагноз и наличие показаний для специализированной медпомощи.
Сейчас в России 329 федеральных медучреждений, которые оказывают помощь по 38 профилям. Среди них:
ФГБУ «Центральная клиническая больница с поликлиникой» Управления делами президента РФ (акушерское дело);
ФГКУ «1586 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ (аллергология и иммунология);
ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть №94 Федерального медико-биологического агентства» (дерматовенерология);
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии» Министерства здравоохранения РФ (детская онкология) и другие.
Полный список учреждений можно посмотреть здесь.
Могут. Врачебная комиссия может посчитать, что у вас нет медицинских показаний для госпитализации в их учреждение. В этом случае она должна дать рекомендации по дальнейшему наблюдению или лечению.
Также отказать могут, если комиссия решит, что вам нужно провести дополнительные обследования.
Ещё одна причина для отказа – наличие противопоказаний для госпитализации. В такой ситуации специалисты ФМО должны дать рекомендации по дальнейшему обследованию, наблюдению и лечению пациента.
Кроме того, врачебная комиссия может решить, что вам нужна госпитализация в другой федеральный медцентр. Тогда она должна указать, в какое именно учреждение нужно обращаться.
Вы имеете полное право оспорить отказ федеральной клиники на любом этапе подготовки к госпитализации.
При любых спорных вопросах заместитель гендиректора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Елена Третьякова советует в первую очередь обращаться в свою страховую организацию. Это можно сделать как лично, так и по телефону.
Если вы подтвердили дату госпитализации, но по каким-либо причинам не можете приехать, то ваш лечащий врач в течение трёх рабочих дней должен отправить в ФМО соответствующее уведомление для изменения даты.
То же самое нужно сделать, если вы решили отказаться от госпитализации.
Функционирование медицинских организаций в РФ осуществляется на основе положений ряда различных нормативно-правовых актов.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в ред. от 29.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
Стоит отметить, что положения настоящего Федерального закона, регулирующие функционирование медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) и медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, ее касающейся.
В целях вышеуказанного Федерального закона к медицинским организациям приравниваются также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Так, именно частный врач выступает в качестве самостоятельного субъекта в рассматриваемых отношениях.
Кроме того, деятельность частного врача является предпринимательской, то есть самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое извлечение прибыли от оказания медицинских услуг пациентам лицом, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2 ГК РФ ).
Постановления Правительства РФ
- Постановление Правительства РФ от 07.12.2019 N 1610
- «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
- Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019г. № 440 «О внесении изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
- Постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2018г. № 1703-ПП «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
- Постановление Правительства Москвы от 27.08.2019 N 1094-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2018 г. N 1703-ПП»
- Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012г. № 403 «О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента»
- Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»
- Постановление Правительства Москвы от 24.12.2019 N 1822-ПП
- «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
Каждому пациенту необходима профилактика или проведение дополнительных лечебных, оздоровительных процедур, чтобы избежать рецидивов болезни.
Излечившийся пациент не должен уже сидеть на таблетках, ему предлагается альтернатива – физиотерапия; эта область медицины основана на лечебных возможностях природных и искусственно созданных физических факторах, что делает её безопасной и своего рода «экологичной» отраслью медицины.
Электролечение включает в себя следующие отрасли, имеющиеся в арсенале поликлиники:
- лазеротерапия
- амплипульс
- электромиостимуляция
- магнитотерапия
- дарсонвализация
- ионофрез (электрофорез)
- фонофорез
- УВЧ-терапия
- КУФО-терапия (ультрафиолетовое облучение)
- ингаляционная терапия
Проверка отнесения изделия к медицинскому изделию
Потребителю при покупке медицинского изделия стоит проверить в государственном реестре медицинских изделий является ли МИ зарегистрированным и разрешенным к применению на территории РФ. Найти эту информацию можно на сайте Росздравнадзора в разделе «Медицинские изделия». Важно помнить, что государственный реестр медицинских изделий и организаций является единственным официальным реестром и источником официальной информации.
Изучив информацию в реестре, сотрудники медицинской организации могут проверить поставщика медицинских изделий, посмотреть срок нахождения МИ на рынке и т.п. Этот этап – проведение проверки МИ очень важен, потому как, если у пациента возникнут нежелательные последствия после проведения медицинского вмешательства и будет установлено, что медицинские манипуляции производились с использованием незарегистрированного медицинского изделия, то для медицинской организации наступает ответственность, которая может быть, как административной (статья 6.28 КоАП РФ), так и уголовной (например, статья 238.1 УК РФ).
Информацию о наличии регистрационного удостоверения у МИ стоит проверять до приобретения МИ, или указывать наличие регистрационного удостоверения, как обязательное условие в документации о закупке, если медицинская организация является бюджетной и закупка МИ осуществляет на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон № 44-ФЗ»). Иногда данные в государственном реестре МИ бывает сложно найти. Это связано с тем, что, производитель может прислать медицинской организации общее название МИ, и получается, что вроде как этого МИ нет в государственном реестре. Однако, во время закупки МИ, необходимо запрашивать полные названия или артикулы у производителя, чтобы выявить наличие или отсутствие этого медицинского изделия в Государственном реестре.
В разделе «Медицинские изделия» Росздравнадзор публикует информационные письма об отзыве с рынка или приостановлении обращения тех или иных медицинских изделий, об этом также стоит помнить и использовать эту информацию.
При оказании медицинских услуг медицинская организация должна точно идентифицировать применяемое медицинское изделие в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. В современном мире существует более 500 тыс. наименований медицинских изделий, их производители дают наименования своей продукции исходя из собственных соображений. Однако, они стремятся к тому, чтобы из названия медицинского изделия было примерно понятно каково его назначение, область применения и технические особенности. Но в большинстве случаев, учитывая огромное разнообразие назначений, принципов действия и технических вариантов медицинских изделий это далеко не всегда можно понять по фирменному наименованию. Поэтому мировое медицинское сообщество старается максимально упростить вариант выбора МИ будущему потребителю (покупателю), для этого во многих странах разрабатываются и ведутся реестры медицинских изделий.
Для упрощения отнесения изделия к медицинскому, важно применять критерии отнесения изделий к медицинским:
- Механизм действия. Обычно разграничивает изделие от лекарственных препаратов.
- Назначение. Производитель должен не просто указать, что изделие медицинское, но и обосновать, что назначение использования этого изделия будет осуществляться в медицинских целях.
Номенклатурная классификация медизделий и их виды
Существующая номенклатурная классификации медицинских изделий и коды видов медицинских изделий в Российской Федерации утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 № 4н. Номенклатурная классификация размещается в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Присвоение вида производится на основании информации, представленной в регистрационной документации на медицинское изделие.
Номенклатурная классификация содержит:
- числовое обозначение вида медицинского изделия – шестизначный идентификационный уникальный номер записи, представленный на сайте в первом столбце таблицы (столбец «Код»);
- наименование вида медицинского изделия (столбец «Наименование»);
- описание вида медицинского изделия (столбец «Описание»).
Также номенклатурная классификация формируется по группам и подгруппам. Они выполняют вспомогательную функцию, служат для навигации при поиске видов. Каждая группа подразделяется на подгруппы. Различные группы включают от 5-ти до 56-ти подгрупп. Один вид может относиться к нескольким группам (подгруппам).
Наименование вида не является стандартизованным наименованием конкретного медицинского изделия, а определяет вид или видовую группу, которая представляет собой совокупность изделий, имеющих одинаковое или аналогичное назначение и устройство (конструкцию).
Поиск вида осуществляется в первую очередь по наименованию. Для уточнения отнесения применяется поиск по описанию вида, которое содержит описание свойств и классификационных признаков медицинского изделия.
Поиск вида в номенклатурной классификации возможно осуществлять следующими способами:
Поиск по слову или части слова в наименовании вида производится путем помещения слова или его части в строку поиска наименования.
Строка «Расширенный поиск» позволяет осуществлять навигацию:
- по коду вида;
- по слову или части слова в описании вида;
- по слову или части слова в названии раздела.
В левой части страницы расположен перечень разделов и подразделов, который позволяет выбрать виды, содержащиеся в данном разделе (подразделе). Один вид может относиться к нескольким разделам (подразделам). Если не удается найти вид по ключевому слову, рекомендуется внимательно просмотреть виды, входящие в соответствующий раздел. Это позволяет подобрать дополнительные ключевые слова для поиска вида.
Одновременное использование поиска по наименованию и описанию, или одновременный поиск по наименованию и выбор соответствующего раздела (подраздела) позволяет сузить поиск нужного вида.
В соответствие с приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2012 № 4н номенклатурная классификация медицинских изделий содержит информацию о самих видах, а также набор классификационных признаков, связанных с каждым видом.
Виды в номенклатурной классификации представлены шестизначным номером вида и наименованием вида. Использование шестизначного числового идентификатора вида позволяет использовать шестой знак для дополнительной детализации вида исходя из потребностей отечественного здравоохранения. В международной классификации используется пятизначный номер.
Классификационные признаки видов представлены четырьмя группами:
- 1-я группа – назначение медицинских изделий, 39 признаков, кодируются трехзначными цифровыми кодами;
- 2-я группа – признаки в отношении стерильности медицинских изделий, 5 признаков, кодируются двузначными цифровыми кодами;
- 3-я группа – технологии применения медицинских изделий, 8 признаков, кодируются двузначными цифровыми кодами;
- 4-я группа – области медицинского применения, 32 признака, кодируются двузначными цифровыми кодами.
Классификационные признаки играют большую роль в упорядочивании, классификации видов, номенклатура видов медицинских изделий в РФ должна и в дальнейшем строиться как компьютерная база данных, регулярно обновляемая, с доступом пользователей в сети Интернет.
Номенклатурный классификатор МИ – это постоянно развивающаяся система, развитие идет как вширь (каждый год появляется несколько сотен новых видов вследствие появления принципиально новых медицинских изделий и повышения требования к детализации конкретного вида), так и вглубь – к видам медицинских изделий могут, например, далее привязываться конкретные модели, информация о классах риска, типовые спецификации, подвиды взаимозаменяемых медицинских изделий.
В нашей стране классификация МИ выглядит следующим образом:
1. Анестезиологические и респираторные медицинские изделия.
2. Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия.
3. Гастроэнтерологические медицинские изделия.
4. Медицинские изделия для акушерства и гинекологии.
5. Медицинские изделия для диагностики in vitro.
6. Медицинские изделия для манипуляций/восстановления тканей/органов человека.
7. Медицинские изделия для оториноларингологии.
8. Медицинские изделия для пластической хирургии и косметологии.
9. Неврологические медицинские изделия.
10. Ортопедические медицинские изделия.
11. Офтальмологические медицинские изделия.
12. Радиологические медицинские изделия.
13. Реабилитационные и адаптированные для инвалидов медицинские изделия.
14. Сердечно-сосудистые медицинские изделия.
15. Стоматологические медицинские изделия.
16. Урологические медицинские изделия.
17. Физиотерапевтические медицинские изделия.
18. Хирургические инструменты/системы и сопутствующие медицинские изделия.
19. Эндоскопические медицинские изделия.
20. Программное обеспечение, являющееся медицинским изделием.
В каждом разделе есть свои подразделы, а дальше идет кодирование каждого медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией.
Таким образом, любое медицинское изделие подлежит не только регистрации в государственном реестре МИ, но обязательной классификации, для удобства его применениями конечными потребителями, медицинским персоналом, фармацевтами и т.п.
Также при классификации медицинских изделий учитывают их функциональное назначение и условия применения, а также следующие критерии:
- длительность применения медицинских изделий;
- инвазивность медицинских изделий;
- наличие контакта медицинских изделий с человеческим телом или взаимосвязи с ним;
- способ введения медицинских изделий в тело человека (через анатомические полости или хирургическим путем);
- применение медицинских изделий для жизненно важных органов и систем (сердце, центральная система кровообращения, центральная нервная система);
- применение источников энергии.
Услуги, предоставляемые бесплатно
Разграничение оказания бесплатной медицинской помощи гражданам и платных медицинских услуг (работ) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» и обеспечивается, в том числе, соблюдением установленных территориальной программой государственных гарантий сроков ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановой форме.
Первичная медико-санитарная помощь может оказываться населению бесплатно и платно.
Бесплатно | В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. |
Платно | За счет средств граждан и организаций, но только в строго оговоренных рамках. |
Территориальная доступность медицинской организации для населения
В ст. 10 Основ охраны здоровья граждан в Российской Федерации перечислены конкретные меры, которые должны помочь обеспечить территориальную доступность населения к медицинским организациям. Так, согласно указанной статье, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
2) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
3) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинскими работниками средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.
Территориальная доступность медицинской организации означает, что каждый человек может обратиться к врачу в пределах границ своего населенного пункта либо в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств.
Особенности территории РФ таковы, что санитарная авиация — подчас единственная надежда жителей отдаленных местностей (или мегаполисов с затрудненным движением) получить скорую медицинскую помощь. Распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683-р субъектам РФ рекомендовано использовать при развитии социальной инфраструктуры методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры. Данные методические рекомендации исходят из признания несоответствия существующей сети учреждений социально-культурной сферы и объема оказываемых ими услуг потребностям населения, а также сокращения числа учреждений социально-культурной сферы.
Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах здравоохранения, в отличие от аналогичной методики в области образования, не устанавливает параметров географической доступности (например, радиус обслуживания дошкольных учреждений составляет от 300 м в городе и до 500 м — в сельской области, для иных учреждений образования в расчет берется соотношение между числом обучающихся и численностью жителей). Исходя из уровней обслуживания, где за единицу отсчета принимается отделение на 25 коек для стационара или врачебная должность для амбулатории Методика помогает рассчитать потребность в госпитализации, но не доступность медицинской помощи. В связи с этим для разных территорий Российской Федерации складывается своя территориальная доступность медицинской помощи. Но это не значит, что органы власти не должны стремиться к улучшению доступности медицинской помощи. При этом, необходимо не только осуществлять строительство и открытие новых организаций здравоохранения, но и улучшать доступность к объектам здравоохранения посредством ремонта и строительства дорог, улучшения транспортного обслуживания населения.
Частые ошибки при проверках
Ниже приводится список типичных нарушений по предметно-количественному учету, которые выявляются при проверке контролирующими органами. Грамотная аптека должна исключить такие вещи в своей деятельности:
- журналы регистрации (ЖР) ведутся не по утвержденной форме (не допускается добавлять или убирать какие‑то графы, но возможно вести нумерацию на полях);
- ЖР не ведутся на всех местах хранения НС, ПВ и их прекурсоров (необходимо вести учет в том числе в местах временного хранения);
- хранение ЖР осуществляется в столе или шкафу ответственного лица (ЖР хранится в металлическом шкафу (сейфе), для НС и ПВ — в технически укрепленном помещении);
- отсутствуют документы (их копии), подтверждающие операции со списком препаратов, подлежащих ПКУ (накладные, требования-накладные, рецепты, листы назначения и др.);
- документы (их копии), подтверждающие операции с НС и ПВ, хранятся отдельно от ЖР (подшиваются в отдельную папку, которая должна храниться вместе с соответствующим журналом в сейфе (металлическом шкафу));
- не назначены ответственные лица за хранение и ведение ЖР;
- не предусмотрены лица, замещающие ответственных лиц в случае их отсутствия;
- в ЖР нет расшифровок подписи ответственных лиц;
- исправления в ЖР не заверяются ответственным лицом;
- не указывается № и дата документа, подтверждающего проведение ежемесячной инвентаризации для НС и ПВ (баланс товарно-материальных ценностей (ТМЦ)).