Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «У кого, когда и что могут требовать налоговики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Транспортные расходы представляют собой издержки организации, связанные с оказанием услуг по доставке различных грузов: товаров, материалов, основных средств. В зависимости от способа транспортировки, вида товара, а также мест отправления и назначения список документов, обосновывающих расходы, может меняться.
Образец акта об оказании транспортных услуг
Если вам нужно сформировать акт об оказании транспортных услуг, который вы прежде никогда не делали, посмотрите приведенный ниже пример, пояснения и комментарии к нему – с их учетом вы без особых проблем сделаете свой документ.
- Первым делом напишите в бланке наименование акта, присвойте ему номер (при необходимости), поставьте место и дату его составления.
- Обязательно отметьте, к какому договору он является приложением, также указав его номер и дату.
- Следующую часть акта сформируйте по типу договора:
- укажите название организаций,
- должности и ФИО сотрудников, которые участвуют в составлении акта,
- если считаете важным, можете внести и более подробные реквизиты (ИНН, ОГРН, КПП предприятий и т.д.).
- Далее следует разбить акт на несколько пунктов. В них напишите, что часть договора, касающаяся оказания транспортных услуг, выполнена в полном объеме и в обозначенное время.
- Также, если средства, которые были прописаны в договоре, как оплата за данные услуги уже переведены, это тоже нужно отметить (их надо вписать как цифрами, так и прописью, обязательно указав, с НДС работают организации или без).
- Если считаете необходимым, можете дополнить документ и другими сведениями, имеющими значение в вашем конкретном случае (например, о маршруте движения транспортного средства, остановках и т.п.).
- Также обязательно обозначьте все приложения к данному акту (это могут быть путевые или маршрутные листы и проч.).
- В завершение обязательно напишите, что стороны претензий друг к другу не имеют и все работы выполнены в полном объеме, а также подпишите документ с обеих сторон.
Декларация по прибыли с убытком
Компания сдала декларацию по налогу на прибыль, в которой показан убыток. В данном случае инспекция в ходе камеральной проверки по прибыли вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.
В ответ на требование необходимо направить в ИФНС письмо, где подробно раскрываются причины образования убытка в соответствующем периоде. Там же стоит привести факторы хозяйственной деятельности компании, из-за которых возникло превышение расходов над доходами.
Для усиления изложенной в пояснениях позиции компания можно также приложить подтверждающие документы. Поскольку в Налоговом кодексе не приводится перечень документов, обосновывающих получение убытка, то сама компания решает, какие именно документы на камеральной проверке по прибыли подать в каждом конкретном случае. В частности, объяснить убыток могут помочь расшифровки строк 010, 020, 040 листа 02 декларации по прибыли, отчеты по проводкам бухгалтерских счетов, аналитические регистры бухгалтерского или налогового учета.
Уточненная декларация
Если компания подала уточненную декларацию (так называемую «уточненку»), в которой уменьшилась сумма налога к уплате, инспекция непременно потребует пояснений и документального подтверждения – это закрепленное Налоговым кодексом право налоговиков.
Но при этом важно различать две ситуации:
- Уточненная декларация подана в течение двух лет с момента наступления срока подачи первичной декларации
В такой ситуации инспекция вправе истребовать у компании только пояснения по вопросу уменьшения показателей. - Уточненная декларация подана по истечении двух лет с последнего дня срока для подачи налоговой декларации
При таких обстоятельствах ИФНС вправе запросить у компании также первичные бухгалтерские и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, а также регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)
Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.
Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.
В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.
Однако вышеуказанная позиция не абсолютна. В последнее время суды чаще всего стают на сторону налоговых органов, в силу «табуированности» темы налогов в нашем государстве. О последствиях следования такой позиции далее.
Что делать, если просят дать пояснения?
Сразу обращаем внимание, на основании какой нормы просят дать пояснения.
Если на основании 93.1 НК РФ, то актуально все то, что написано выше.
Если же на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, то налоговый орган должен в требовании указать, какие выявлены проверкой ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, полученным им в ходе налогового контроля.
Если налоговый орган не указывает, какие ошибки либо противоречия выявлены, то ответ на него является вашим правом, но не обязанностью.
ВАЖНО! Даже в таком случае не следует игнорировать требование. Целесообразно указать в ответе, что при самостоятельной проверке налогоплательщиком поданной им декларации никаких ошибок, противоречий не выявлено, соответственно, обязанности давать какие-либо пояснения не возникает.
Имейте в виду, что пояснения в любом случае придется дать, если:
-
в декларации по налогу на прибыль заявлена сумма убытка;
-
налогоплательщиком в декларации заявлены операции (имущество), по которым применены налоговые льготы;
- в иных случаях, указанных в п. 8.1, 8.2, 8.5, 8.6, 8.8, 8.9, 12 ст. 88 НК РФ.
Как ещё инспекция используют товарно-транспортные накладные, чтобы доказывать нереальность сделок?
В товарно-транспортной накладной указан водитель, который доставлял груз. Поэтому инспекция может вызвать его на допрос, что и делает при малейшем подозрении нереальности сделки.
На допросе инспекция задаёт такие вопросы и в таком количестве, чтобы в дальнейшем заявить «водитель не подтвердил факт перевозки». Например:
инспектор: вам знакома компания «Альфа»?
водитель: я не помню, я каждый месяц вожу разные товары в десятки разных компаний.
инспектор: ответьте, знакома или не знакома.
Если водитель отвечает, что не знакома, то инспектору только это и нужно. Если водитель отвечает, что знакома, инспектор начинает задавать уточняющие вопросы до тех пор, пока водитель не будет вынужден сказать, что он этого не помнит. Такой ответ будет истолкован как подтверждение нереальности перевозки.
В результате в протокол допроса заносится что-то вроде
«Компания Альфа мне незнакома, что-либо об этой компании сообщить не могу, какой груз и по какому адресу для этой компании возил, сказать не могу, добавить по этому поводу мне нечего».
Готово. У инспекции есть один аргумент в пользу нереальность сделки. Она будет собирать и другие аргументы.
Бывает, что предприниматели сами лажают, «рисуя» товарно-транспортные накладные. Например, по документам перевозились трубы длиной 8 метров, а длина кузова машины — 4 м. То есть груз банально не влезет в машину.
Или согласно товарно-транспортной накладной автомобиль перевозил груз намного больше массы, чем этот автомобиль в принципе может перевести. Например, грузоподъёмность газели — полторы тонны, а в ТТН сказано, что автомобиль перевозил груз весом 10 тонн. Для инспекции это — однозначный сигнал, что никакой перевозки не было.
Или происходит так, как получилось в описанном деле — указали номер совершенно другого автомобиля другой марки.
Запросы при проверках и вне проверок
Ситуации, когда у налоговых инспекторов появляется право запросить у организации или предпринимателя какие-либо документы или информацию, можно разделить на две большие группы. Во-первых, подобные полномочия возникают у ИФНС при осуществлении проверок (выездных или камеральных) налогоплательщика, которому направлен запрос.
Во-вторых, налоговики могут потребовать документы (информацию) у организаций или ИП, в отношении которых никаких проверок не назначено. Это возможно, если документы потребовались в ходе проверки контрагента, который связан с адресатом запроса. Кроме этого, документы могут быть истребованы вне рамок какой-либо проверки, если они касаются определенной сделки, в отношении которой у ИФНС возникли сомнения.
Проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки
Сегодня мы подробно разберем вопросы, связанные с законностью требований, предъяв-ляемых инспекторами в рамках налоговых проверок. А «внепроверочным» запросам будет посвящена вторая статья цикла.
Требования при камеральных проверках
При камеральных проверках налоговики уже не могут запросить любые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Дело в том, что полномочия инспекторов по направлению таких требований ограничены положениями статьи НК РФ, которые регулируют процедуру «камералки».
Так, согласно пункту 7 статьи НК РФ в ходе камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, прямо предусмотренных данной статьей. Отметим, что таких случаев «набегает» почти два десятка (даже если не принимать во внимание достаточно редкие ситуации с запросом документов у организаций, работающих с «русским дьюти-фри», и инвестиционных товариществ). Для удобства мы свели в таблицу наиболее частые основания для направления требований в рамках «камералок».
Перечень наиболее распространенных ситуаций, когда следует беспрекословно представить налоговикам то, что они просят (на законных основаниях, естественно), приведен в таблице ниже.
ИП применяет ЕНВД. В отношении контрагента данного предпринимателя проводится налоговая проверка. Налоговая инспекция запросила у предпринимателя первичные документы, касающиеся деятельности проверяемого контрагента. Документы представлены не были.
В ходе проверки контролеры могут истребовать у проверяемого лица необходимые документы (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Закона № 212-ФЗ истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Причем копии документов заверяются подписью руководителя компании и ее печатью.
Филипп зашёл в квартиру и положил конверт на стол. От налоговой — неужели он что-то недоплатил? Внутри конверта оказался лист бумаги с заголовком «Повестка о вызове на допрос в налоговую». Перед глазами промелькнуло подземелье, прикованные ноги и человек с раскалённым клеймом. Стоп, дальше сказано: «в связи с проверкой контрагента». Налоговой интересен не он, а его контрагент.
Что такое транспортные расходы?
Что касается ТТН (форма 1-Т), она является первичным документом, не только подтверждающим транспортные расходы организации, но и отражающим информацию, необходимую для списания и оприходования ТМЦ.
Была ли подана отчетность, и когда это было сделано. Как известно, существуют крайние сроки передачи. Поэтому нарушение их – это серьезный проступок.
Суды считают, что если запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то неисполнение такого требования ответственности не влечет.
Когда получите требование от налоговой, лучше сразу отреагировать. Чтобы ответить на вопросы, у вас есть 5 дней. Чтобы прийти с документами или отправить их заказным письмом — 10 дней.
Налоговый кодекс не содержит перечень документов, которые могут быть истребованы в рамках выездной проверки. На практике инспекторы нередко запрашивают бумаги, которые не относятся к первичным документам и не служат основанием для исчисления налогов.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. Конкретный перечень документов, которые вправе истребовать налоговая инспекция в рамках проверки контрагента компании, НК РФ не содержит.
Налоговые органы вправе истребовать у плательщиков документы, подтверждающие их право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). При этом данная норма разрешает фискальному органу истребовать только такие документы, которые подтверждают право на применение именно льготы.
На что не имеют права налоговики
Налоговый орган не вправе расширять круг истребуемых документов, который очерчен в соответствующем положении Налогового кодекса РФ.
Региональные и местные власти также не вправе расширять путем принятия нормативных правовых актов круг документов, представляемых для камеральной проверки.
Налоговый орган вправе требовать только те документы, которые непосредственно относятся к предмету проверки. В случае если налогоплательщик не исполнил требование, в котором запрошены дополнительные документы, не относящиеся к вопросам проверки, его нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07).
Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за непредставление документов по п. 1 ст. 126 НК РФ, если они не связаны непосредственно с исчислением проверяемого налога.
По общему правилу, повторно запрашивать документы в ходе камеральной проверки, которые налогоплательщик ранее уже представлял в инспекцию при проведении в отношении него камеральных или выездных налоговых проверок, а также документы, представленные им в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга, запрещен.
Зачастую налоговики формулируют свое требование о представлении документов таким образом, что из него нельзя понять, какие именно документы должны быть представлены, но можно сделать вывод о круге истребуемых документов.
Например, в требовании указано: «Представить документы, подтверждающие право на применение льготы по налогу на имущество организаций в III квартале 2017 г.».
На практике выгоднее обратиться к инспектору за уточнением требования, что бы он конкретизировал какие именно документы его интересуют. Однако не стоит обращаться за разъяснениями, если вы не желаете представлять документы и готовы отстаивать свою позицию в суде. В этом случае ваше обращение просто даст повод налоговикам уточнить требование.
Как представить документы
В законодательстве предусмотрено несколько вариантов представления документов, истребуемых при камеральной налоговой проверке.
Если документы составлены на бумажном носителе, их можно представить:
— в виде заверенных копий, передав в налоговый орган лично или через представителя либо направив по почте заказным письмом;
— в электронной форме в виде электронных образов. Для этого документ, составленный на бумажном носителе, нужно преобразовать в электронную форму путем сканирования с сохранением реквизитов документа. Указанные электронные образы представляются в налоговый орган по форматам, установленным ФНС России, по телекоммуникационным каналам связи.
В случае необходимости, при проведении камеральной налоговой проверки инспектор вправе ознакомиться с подлинниками истребуемых документов.
Минфин России уточняет, что такая необходимость может возникнуть в следующих ситуациях:
— налоговый орган обнаружил несоответствие имеющихся у него сведений тем сведениям, которые представил налогоплательщик;
— необходима сверка представленных копий с соответствующими оригиналами документов.
По общему правилу, налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.
Если требование налоговый орган направил в последние дни камеральной проверки, и вы получили его уже после истечения трехмесячного срока, установленного для ее проведения, то данное требование вы должны исполнить.
Если нет возможности представить истребуемые документы в установленный срок (например, из-за большого объема запрошенных документов) необходимо письменно уведомить об этом проверяющих в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. В уведомлении нужно объяснить причины, по которым документы невозможно представить в срок, и указать, когда их получится представить.
Запросы при камеральной проверке
- Уточнить показатели.
- Передать документы.
- Предоставить пояснения.
По срокам запросы возможны лишь:
- За период, в отношении которого была подана отчетность. По прошедшему периоду такое право появляется, если переносился вычет по НДС.
- В трехмесячный срок с момента подачи декларации, расчета. Если он истек, необходимо решение о продлении проверки.
Что именно могут запросить:
Ситуация |
Что может требовать ИФНС |
Сдана уточненная декларация с меньшим налогом |
Пояснения |
Сдана декларация с убытками |
Пояснения |
В отчетности по страховым взносам есть необлагаемые суммы или льготные тарифы |
Подтверждающие документы |
В декларации есть ошибки, неточности |
Пояснения либо уточненная декларация |
В декларации по НДС есть неточности, расхождения с контрагентами |
Подтверждающие документы на налоговые вычеты |
Применены налоговые льготы |
Подтверждающие документы |
Декларация сдана без обязательных сопроводительных документов |
Недостающие документы (например, первичка) |
Уточненная декларация сдана по истечении двух лет с меньшим налогом или большими убытками |
Подтверждающие убытки документы |
Сданы декларации по земельному, водному налогу, налогу на полезные ископаемые |
Документы, которые являются основанием для расчета |
Как правильно ответить на требование налоговой
Компании-операторы ЭДО чаще всего высылают уведомление на электронную почту о том, что поступило обращение из ФНС.
Далее бизнесу необходимо подтвердить получение. Для этого вышлите квитанцию о приеме в течение шести рабочих дней. При просрочке более 10 дней налоговая может заблокировать банковский счет.
Вы вправе отказать в приеме электронного документа, если:
- он адресован другому лицу,
- не проставлена электронная подпись,
- использован неправильный формат.
Если письмо пришло обычной почтой, подтверждения не потребуется.
Срок для формирования ответа будет отсчитываться со следующего дня после получения запроса.
Момент получения:
- ТКС — дата направления квитанции о приеме;
- ЛК — день, следующий за датой появления запроса;
- почта России — шестой день со дня отправки заказного письма;
- лично — момент вручения.
Сроки, предоставляемые на ответ, разнятся:
Основание |
Что нужно предоставить |
Срок на ответ (со дня получения требования) |
Камеральная, выездная проверка или запрос вне проверки |
Документы, информация |
10 рабочих дней |
Камеральная проверка |
Пояснения |
пять рабочих дней |
Камеральная по нулевой ставке НДС, вычетам |
Документы |
20 календарных дней |
Встречная проверка |
Документы, информация |
пять рабочих дней |