Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программное обеспечение учитывать на счете 01 с 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Учёт неисключительных прав на программное обеспечение со сроком полезного использования более 12 месяцев, приобретённых за плату
Полученные в пользование неисключительные права на программное обеспечение (продукт) отражаются на балансовом счёте 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (п. 151.1, 151.2 Инструкции № 157н).
Если срок действия лицензии на программный продукт не указан в лицензионном договоре, то в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ договор считается заключённым на пять лет. Соответственно, по такой лицензии срок полезного использования программного обеспечения может быть установлен комиссией в пределах пяти лети.
Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на программное обеспечение относятся по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Неисключительное право пользования НМА принимается к учёту по первоначальной стоимости (п. 10 СГС «Нематериальные активы»).
Для учёта фактических затрат в целях формирования первоначальной стоимости неисключительных прав пользования на программное обеспечение предусмотрен счёт 0 106 6I 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами — программное обеспечение и базы данных». Данный счёт можно не использовать, если первоначальная стоимость приобретения программы складывается лишь из цены, установленной в лицензионном договоре, и учреждение не несёт иных фактических затрат, связанных с приобретением программного продукта.
Перспективы развития системы учета ПО в бюджетных организациях
С развитием информационных технологий все больше бюджетных организаций внедряют программное обеспечение (ПО) для улучшения своей деятельности. В связи с этим, становится актуальным вопрос учета и контроля за использованием ПО в рамках бюджетных организаций. С 1 января 2024 года, в соответствии с правилами бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, неисключительное право на использование программного обеспечения будет учитываться на специальном счете.
Одной из перспектив развития системы учета ПО в бюджетных организациях является внедрение современных систем учета, а также использование специализированных программ для автоматизации процессов учета ПО. Это позволит повысить эффективность учетного процесса, уменьшить риски ошибок и упростить контроль за использованием ПО.
Другой перспективой развития системы учета ПО является создание единой базы данных о лицензиях, правах и обязательствах по использованию ПО в бюджетных организациях. Это позволит проводить мониторинг использования и обновления ПО, а также контролировать легальность его использования. Такая база данных будет полезной не только для бухгалтерии, но и для технических специалистов, отвечающих за настройку и обновление систем.
Еще одной перспективой развития системы учета ПО в бюджетных организациях является разработка и внедрение правил использования ПО, которые будут учитывать особенности конкретного учреждения. Такие правила могут включать в себя ограничения по установке ПО на рабочие места, контроль за использованием лицензионных копий, обязательное использование антивирусного ПО и т.д. Разработка таких правил позволит эффективно контролировать и управлять использованием ПО в бюджетных организациях.
В целом, развитие системы учета ПО в бюджетных организациях является важным шагом для обеспечения эффективного использования программного обеспечения и соблюдения авторских прав. Внедрение современных систем учета, создание единой базы данных и разработка правил использования ПО позволят более эффективно и контролировать использование ПО в бюджетных организациях и снизить риски нарушения законодательства в этой области.
Постановка на учет программного обеспечения
1) Программное обеспечение не имеет исключительных прав.
В этом случае расходы на покупку данного продукта признаются расходами по обычным видам деятельности. При этом согласно ПБУ 10\99если расходы на покупку ПО произведены в одном отчетном периоде, но относятся они к следующему налоговому отчетному периоду, отражаются отдельной статью в балансе как расходы будущих периодов на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списываются равномерными долями в соответствии со сроком использования продукта.
Тема: неисключительные права
Вот понять не можем, когда делать проводки 31.12.2023 или 01.01.2023 по поднятию с 01 забаланса на 111 счет. Одни пишут через 401.30 в межотчетный период, другие — проводками января через 106 счет ( это при условии, что на 401.50 у тебя тоже что-то есть по этому праву). Загадка.
«Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов «Нематериальные активы» (согласно СГС «Нематериальные активы») осуществляется операциями 2023 года по результатам инвентаризации, проводимой в целях выявления таких объектов бухгалтерского учета.
Расходы на приобретение неисключительных прав, ранее признаваемые на счете 040150000 «Расходы будущих периодов», срок полезного использования которых на 1 января 2023 г. составляет менее 12 месяцев, относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения СГС «Нематериальные активы». Указанные расходы не формируют стоимость объекта учета — прав пользования нематериальными активами в соответствии с СГС «Нематериальные активы».
Учет в бюджетных учреждениях (бухучет, медикаменты, питание)
Детализация ст. 350 «Увеличение стоимости права пользования». Так, в целях применения ФСБУ «Аренда» добавлена подстатья 351 «Увеличение стоимости права пользования активом» для отнесения операций, отражающих увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов (применяется только для учета, при планировании расходов применяется подстатья 224).
Необходимые для работы компьютера программы (операционная система Windows) включите в его первоначальную стоимость. Связано это с тем, что первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, складывается из затрат учреждения на их приобретение, сооружение и изготовление, а также приведение в состояние, пригодное к использованию. Расходы на приобретение компьютерных программ, без которых вычислительная техника не может осуществлять свои функции, следует рассматривать как расходы на приведение объекта основных средств в состояние, пригодное к использованию.
Если учреждению переданы права на использование компьютерной программы (по лицензионному договору), она признается нематериальным активом, полученным в пользование. Такую компьютерную программу учтите на забалансовом счете 01 по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. Списание производите на основе оправдательных документов. Забалансовый учет ведется по простой системе, соответственно для списания необходимо сделать кредитовую проводку.
В течение срока полезного использования расходы, отнесенные на счет 040150226, списываются в состав текущих расходов (040120236) равными долями в соответствии с порядком, закрепленным в учетной политике (как правило, ежемесячно, в размере доли стоимости, исчисленной как частное от деления первоначальной стоимости на количество месяцев эксплуатации).
Срок полезного использования НМА
Что влияет на определение срока полезного использования НМА, созданных собственными силами организации?
Когда объект НМА создан организацией и срок его возможного использования не ограничивается поставщиками прав или официальными разрешениями, необходимо проанализировать факторы, основанные на планах руководства по использованию НМА с учетом рыночной среды, в которой организация ведет свою деятельность. ФСБУ 14/2022 среди прочих факторов обращает внимание составителей бухгалтерской отчетности на такие факторы, как ожидаемый период использования объекта нематериальных активов с учетом нормативных, договорных и других ограничений использования или ожидаемое моральное устаревание, например, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию, работы, услуги, производимые с использованием нематериального актива.
Срок полезного использования НМА может быть ограничен сроком полезного использования иного актива, с которым объект НМА непосредственно связан (например, сроком полезного использования материального носителя (вещи), в котором выражены результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации).
Перечень факторов, которые содержит ФСБУ 14/2022, является открытым, то есть у организации есть определенная свобода для выбора того ограничивающего фактора, который будет определять СПИ объекта. Например, при производстве видеоконтента срок полезного использования различных фильмов может зависеть от характера фильма и от условий проката таких фильмов на рынке. Для новостных сюжетов срок полезного использования может быть настолько коротким, что признак НМА, выраженный в способности приносить организации экономические выгоды в течение более чем 12 месяцев, будет отсутствовать. А для исторических, исследовательских, инновационных передач, востребованность которых на рынке на основании запросов дилеров со временем возрастает, срок полезного использования может ограничиваться только волей обладателя исключительных прав на его воспроизведение.
Как устанавливать срок для бессрочных лицензий?
Переход на ФСБУ 14/2022 и изменения ФСБУ 26/2020
Затраты на лицензии на осуществление отдельных видов деятельности были признаны расходами в период их возникновения. Лицензии соответствуют признакам НМА, согласно ФСБУ 14/2022. Должны ли быть приняты к учету НМА в виде этих лицензий при переходе на стандарт?
Если организация воспользовалась правом на особый порядок перехода на ФСБУ 14/2022, который предполагает проверку на момент перехода только тех активов, что числятся в учете, то непризнанные ранее активы не предполагается восстанавливать. Здесь важно, что выбор учетной политики при переходе должен обеспечить достоверность бухгалтерской отчетности организации. Поэтому в случае, если информация о НМА в форме лицензии на осуществление отдельных видов деятельности по каким-либо признакам является существенной для бухгалтерской отчетности организации, то переход на стандарт должен осуществляться ретроспективным способом. Тогда у организации возникнет актив как в отчетном периоде, так и в сопоставимых.
Каким образом из существующего НМА выделить материальную часть?
Первоначальная стоимость материального носителя, в котором выражены результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации, рассчитывается исходя из фактических затрат на приобретение, создание такого материального носителя. Расчетная стоимость является основным способом оценки. Альтернативные способы (исходя из справедливой стоимости материального носителя, чистой стоимости его продажи, стоимости аналогичных ценностей) могут быть применены, если фактические затраты невозможно определить, и в любом случае – в пределах первоначальной стоимости объекта нематериальных активов.
Гудвилл и деловая репутация, согласно ПБУ 14/2007, которая была отражена в учете при покупке предприятия, это один и тот же актив? Как учитывать деловую репутацию, принятую к учету в соответствии с ПБУ 14/2007?
Несмотря на схожесть природы гудвилла как актива в соответствии с МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н, и деловой репутацией в соответствии с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденным приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, это разные виды активов, для которых правила учета значительно отличаются.
Гудвилл, согласно МСФО 3, не является НМА, так как не отвечает признаку идентифицируемости. Это специфичный вид актива, информация о нем раскрывается отдельной строкой бухгалтерского баланса. Гудвилл не амортизируется, но регулярно проверяется на обесценение.
Деловая репутация – это объект НМА, амортизируется линейным способом с нормативным сроком в 20 лет. Для перехода на ФСБУ 14/2022 необходимо проанализировать факт хозяйственной жизни, в результате которого была признана деловая репутация. При наличии признаков наличия гудвилла ФСБУ 14/2022 предусматривает применение для его учета МСФО 3.
Деловая репутация, а также сумма накопленной амортизации, учитываемые до перехода на ФСБУ 14/2022, должны быть списаны. При наличии гудвилла, отвечающего признакам МСФО 3, он должен быть признан и проверен на обесценение. Поскольку деловая репутация и гудвилл – это виды актива, возникшего у организации в результате одного и того же факта хозяйственной жизни, то деловая репутация подлежит переклассификации в гудвилл, а результат изменения оценки гудвилла по сравнению с деловой репутацией списан в общем порядке отражения результатов перехода на новую учетную политику.
Учет программного обеспечения: проводки
Покупка ПО на условиях исключительного права фиксируется в бухучете следующими записями:
Операции |
Д/т |
К/т |
Учтены затраты на приобретение ПО |
08/5 |
60 |
ПО введено в эксплуатацию |
04 |
08/5 |
Начисление ежемесячной амортизации в бухучете по НМА с известным СПИ |
20,26,44 |
05 |
Программное обеспечение — налоговый учет: |
||
— если затраты на покупку ПО не превышают 100000 руб. его полная стоимость списывается на расходы |
20,26,44 |
04 |
— если стоимость ПО выше 100000 руб. — начисляется амортизация |
20,26,44 |
05 |
Автоматизация учета медикаментов
Для учреждений здравоохранения, важным аспектом учета в которых является контроль учета медикаментов (поступление медикаментов, распределение медикаментов по отделениям и по пациентам, изготовление лекарственных средств, расход металлоконструкций), программа 1С является отличным инструментом. Для детального аналитического учета медикаментов предназначены программные продукты “1С:Медицина. Больничная аптека” и “1С:Розница 8. Аптека”.
Нашими специалистами подготовлены различные доработки для программного продукта “1С:Розница 8. Аптека”, необходимые для оптимизации учета медикаментов в медицинских учреждениях:
- дополнительный разрез учета “статья финансирования” и отчеты для анализа данных в разрезе статей финансирования;
- учет договоров контрагентов, согласно которым происходит поставка медикаментов;
- партионный учет медикаментов;
- учет квот по пациентам и отчеты для анализа использования квот и расхода медикаментов в разрезе пациентов;
- внешние обработки выгрузки документов из конфигурации 1C:Розница 8. Аптека и загрузки документов в 1C:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8.
Любому бюджетному учреждению здравоохранения мы поможем оперативно автоматизировать учет медикаментов на базе программ “1С:Медицина. Больничная аптека” или “1С:Розница 8. Аптека” как в аптеке, так и по отделениям.
Можно ли списать ос с баланса на забалансовый счет
Затраты по монтажу отображаются по ДТ20 в корреспонденции соответствующих статей затрат (10 «Материалы», 70 «Расчеты по оплате труда», 23 «Вспомогательное производство»). За выполненные работы сторонняя организация выставляет счет: ДТ 62 КТ 90-1. По окончании работ эти суммы списываются проводкой ДТ90-2 КТ 20. Стоимость готового объекта (строительная) формируется так: ДТ62 КТ90-1.
Забалансовые счета с ТМЦ теперь также могут содержать сведения о движении ценностей, которые подлежат списанию по причине износа или из-за невозможности дальнейшего использования. Вывод Для учета ценностей, которые находятся во временном пользовании организации и ей не принадлежат, используются специальные забалансовые счета. Все операции оприходования отображаются по дебету, а списания – по кредиту. При необходимости можно добавить забалансовые счета 1С и вести учет, не нарушая норм законодательства. В базовую версию программы уже встроены все статьи затрат и субконто. Типовые операции и отчетность формируются по стандартным документам. Если предприятие получило ОС в аренду, безвозмездное пользование и оприходовало его на 01 вместо 001, негативные последствия в виде проверок и штрафов не заставят себя ждать. Нюансы Учет на забалансовых счетах госорганизаций происходит по схожему алгоритму, но со специфическими особенностями. Полученные учреждением земельные участки в безвозмездное пользование приходуются на баланс по кадастровой стоимости. Проводить оценку придется, только если объект находится за пределами РФ. Забалансовые счета в бюджетном учете отображают данные о таких бланках, как листки нетрудоспособности. При выбытии транспортного средства запасные части, которые числились на 009, должны быть списаны. Поступление (выбытие) денежных средств отображается по дебету 17. Парадокс ситуации в том, что право собственности перешло к покупателю в момент передачи ТМЦ. Информация о том, что такие материалы зачислены на забалансовые счета, в письменном виде должна быть передана продавцу.
Особенности бухгалтерского и налогового учета ПО
Появившиеся у организации исключительные права должны быть отнесены к нематериальным активам. ПБУ 14/2007 к таким объектам предъявляет ряд требований:
- должна иметься документация, свидетельствующая о наличии прав пользоваться программным продуктом;
- актив отделим от других ценностей предприятия;
- невозможно идентифицировать вещественную форму;
- на ближайший год в планах учреждения нет намерения продать ПО;
- от процесса использования программы может быть получена экономическая выгода;
- срок, в течение которого можно эксплуатировать актив, превышает показатель 1 года;
- имеется возможность объективно и без существенных погрешностей определить значение первоначальной стоимости.
Налоговый учет предъявляет меньше требований к приходуемым объектам НМА (п. 3 ст. 257 НК РФ):
- наличие подтверждающей права на владение и пользование объектом документации;
- созданы предпосылки для получения финансовых выгод от эксплуатации актива;
- продолжительность использования превышает порог в 12 месяцев.
Отражаем в учете право пользования нематериальными активами
По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.
Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:
БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС |
Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:
СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ |
В целях применения кодов видов расходов государственные и муниципальные учреждения руководствуются Порядком N 85н. Новации коснулись и данного правового акта.
Отдельно хотелось бы остановиться на достаточно «проблемном» КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». В 2021 году относительно порядка его использования было немало вопросов. Сложности возникали с оплатой расходов на горячее водоснабжение, так как описание этого кода не предусматривало отнесение затрат на водоснабжение (включая горячее водоснабжение) на него. Приходилось анализировать, в рамках какого вида договора осуществляются затраты, как выставлены первичные документы, цель использования горячей воды и т.п. Ведь учитывая, что теплоснабжение и водоснабжение могли быть предусмотрены в рамках одного договора, критерием применения КВР должно было являться направление средств на обеспечение отопления либо на обеспечение водоснабжения (см., к примеру, письмо Минфина России от 26.04.2021 N 02-05-10/31757). В общем, все было не очень определенно.
Наконец с 2022 года порядок применения КВР 247 уточнен. Закрытый перечень расходов по видам энергетических и (или) коммунальных ресурсов дополнен. Для расходов 2022 года теперь существует прямая норма, которая устанавливает, что по КВР 247 оплачиваются расходы на теплоснабжение, в том числе на горячее водоснабжение. Кроме того конкретизированы расходы на газоснабжение.
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
Продажа программного обеспечения: бухгалтерский учет
Важным аспектом в жизни компании-разработчика (правообладателя) является перспектива получения прибыли от продажи ПО и, если продукт создается исключительно для дальнейшей реализации, то учитывать его в качестве НМА не стоит. К тому же в этом случае не выполняются условия принятия в состав НМА. Являясь товаром, такой программный продукт не амортизируется, как НМА, поэтому затраты по его созданию аккумулируются на счетах производства, НИОКР, расходов будущих периодов (Письмо Минфина РФ от 26.03.2009 № 03-03-06/1/192). Компания самостоятельно разрабатывает порядок учета затрат по изготовлению продукции и закрепляет его в учетной политике. Например, учесть затраты можно так:
Операции |
Д/т |
К/т |
Учтены затраты по созданию ПО |
08 (20) |
10,60,69,70,76 |
Перевод созданного ПО в активы, предназначенные для реализации (товары, готовая продукция) |
04 (41, 43) |
08 (20) |
Надо сказать, что на практике электронные программы и исключительные права разработчик чаще учитывает все же в составе НМА, поскольку механизм учета продаж ПО не доработан в действующем законодательстве.