Статья 125 КАС РФ. Форма и содержание административного искового заявления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 125 КАС РФ. Форма и содержание административного искового заявления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Административные дела возникают из административных и других публичных правоотношений (ст. 1 КАС РФ). Это дела о защите прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций, которые кто-то нарушил или не признает, то есть оспаривает.

Комментарии к статье 125 КАС РФ, судебная практика применения:

В пунктах 53, 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ» содержатся следующие разъяснения:

Соединение в иске нескольких требований

По смыслу норм статей 124, 125 КАС РФ, административный истец вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой и подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ, если из положений, регулирующих особенности производства по отдельным категориям административных дел, не следует иное. Так, исходя из взаимосвязанных положений части 8 статьи 208, статьи 212 КАС РФ не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований.

Уведомления о вручении копий искового заявления и приложений

Если иное не установлено КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют (пункт 1 части 1 статьи 126 КАС РФ).

При разрешении вопроса об исполнении административным истцом соответствующей процессуальной обязанности судье необходимо исходить из того, что копии административного искового заявления и приложенных к нему документов считаются доставленными (врученными) и, соответственно, требования изложенной нормы права соблюденными и в тех случаях, когда они поступили лицу, которому они направлены (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не были ему вручены или адресат не ознакомился с ними (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Образец административного искового заявления согласно КАС)

В Заволжский районный суд города Ульяновска

Административный истец:

Шайдуллина Розия Ильясовна, имею высшее юридическое образование, что подтверждается дипломом № 423 от 12.01.2010, намерена вести дело лично,

проживающая по адресу: Ульяновск, ул. Зои Космодемьянской, 11-25

Административный ответчик: Министерство здравоохранения Ульяновской области

Ульяновск, ул. Новослободская, 21

Административное исковое заявление

25.12.2017 я отправила в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявление для рассмотрения его по существу должностными лицами. 28.01.2018 мне пришел ответ из министерства, прочитав который, я поняла, что мою проблему не решили. От меня просто отписались.

В ответ на мое обращение главный специалист-эксперт отдела лекарственного обеспечения Мартынова О. В. указала на нормативную базу, согласно которой я могу претендовать на получение лекарства, и описала порядок его получения. Однако на вопрос, почему мне не выдают его в аптеке, я ответа не получила.

С вышеуказанными действиями я не согласна, так как считаю, что они нарушают мои законные права на получение информации и лекарственное обеспечение. Если по закону мне положено лекарство, то почему мне его не дают?

О чем еще стоит знать?

В настоящее время гражданам доступна подача административного искового заявления через интернет. Сделать это можно на официальном сайте суда, в который планирует обратиться истец.

В каких случаях суд вправе отказать в принятии заявления?

  1. Если административное исковое заявление было подано не по подсудности/подведомственности;
  2. Если иск в защиту интересов гражданина подает лицо, не наделенное таким правом.
  3. Если из текста заявления не следует, что административный ответчик нарушил своими действиями права истца.
  4. Если уже имеется вступившее в силу решение суда о споре между этими сторонами по данному вопросу.
  5. В иных случаях, предусмотренных законодательством

При отказе в принятии заявления судья должен вынести определение с указанием его причины. Истец же вправе обжаловать данный отказ.

Сроки, о которых стоит помнить заявителю:

  1. 3 месяца — этот промежуток времени законодатель устанавливает для обращения в суд с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать, что его права были нарушены.
  2. 2 месяца — предельный срок рассмотрения дела в суде (за исключением случаев, предусмотренных законодателем).
  3. 10 дней — этот срок дается лицу для подачи иска, если его права были нарушены:
    • органами, которые рассматривают вопросы, связанные с проведением публичных мероприятий (митингов, шествий и т. п.);
    • управлениями Федеральной службы судебных приставов;
    • органами, которые принимают решения об отставке глав муниципальных образований.

Чем отличается гражданский иск от административного

Особенности административного иска:

  1. Ключевым моментом при определении вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным. Административный иск не содержит требований материального характера между субъектами процесса.
  2. Неравное положение спорящих сторон, затрудняющее реализацию принципа равенства сторон. Это компенсируется возложением на ответчика обязанности доказывать оспариваемую законность нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными и иными публичными полномочиями.
  3. Наличие факта обращения лица (физического или юридического) к органу власти (должностному лицу) и установление факта принятия последними решения (осуществления действия) или об отказе в этом (что и будет являться предметом рассмотрения).
Читайте также:  Акции и скидки «РЖД» на 2023 год: последние обновления

Порядок рассмотрения административного искового заявления

Рассмотрение административного искового заявления происходит в ходе судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска, принятия его к производству и подготовки дела к разбирательству. В ходе устного судебного разбирательства стороны имеют возможность пояснить свою позицию, исследовать доказательства, предпринять иные меры по доказыванию своей позиции.

Особенностью является возможность применения мер предварительной защиты по административному иску. Такие меры предпринимаются судом по заявлению административного истца, исходя из принципов соответствия мер административным требованиям и необходимости применения таких мер.

Решение суда об удовлетворении требований административного истца или об отказе в удовлетворении таких требований принимается немедленно после рассмотрения. По сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда, содержащая решение об удовлетворении требований административного истца или об отказе в удовлетворении таких требований. Составление мотивировочного решения суда может быть отложено на срок 5 дней.

Образец административного искового заявления согласно КАС (2015 года)

В Заволжский районный суд города Ульяновска

Административный истец:

Шайдуллина Розия Ильясовна, имею высшее юридическое образование, что подтверждается дипломом № 423 от 12.01.2010, намерена вести дело лично,

проживающая по адресу: Ульяновск, ул. Зои Космодемьянской, 11-25

Административный ответчик: Министерство здравоохранения Ульяновской области

Ульяновск, ул. Новослободская, 21

Административное исковое заявление

25.12.2017 я отправила в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявление для рассмотрения его по существу должностными лицами. 28.01.2018 мне пришел ответ из министерства, прочитав который, я поняла, что мою проблему не решили. От меня просто отписались.

В ответ на мое обращение главный специалист-эксперт отдела лекарственного обеспечения Мартынова О. В. указала на нормативную базу, согласно которой я могу претендовать на получение лекарства, и описала порядок его получения. Однако на вопрос, почему мне не выдают его в аптеке, я ответа не получила.

С вышеуказанными действиями я не согласна, так как считаю, что они нарушают мои законные права на получение информации и лекарственное обеспечение. Если по закону мне положено лекарство, то почему мне его не дают?

К вышестоящему руководству по вопросу обжалования действий данного должностного лица я не обращалась. Так как ст. 218 КАС РФ наделяет гражданина правом на обращение в суд, если он считает, что действиями или решениями должностных лиц нарушены его права,

ПРОШУ:

  1. Признать действия главного специалиста-эксперта отдела лекарственного обеспечения Мартыновой О. В. незаконными.
  2. Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области устранить в полном объеме допущенное нарушение моих прав и составить мотивированный ответ на мое заявление.

Перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению:

  1. Исковое заявление в 1 экз. на 2 л.
  2. Квитанция об уплате госпошлины в 1 экз. на 1 л.
  3. Заявление в Министерство здравоохранения Ульяновской области (копия) на 3 л. в 2 экз.
  4. Ответ из Министерства здравоохранения Ульяновской области (копия) на 2 л. в 2 экз.

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Административные дела, подлежащие рассмотрению в суде

Согласно КАС РФ в суде могут быть рассмотрены в том числе и следующие административные дела:

  • об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или частично;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия квалификационных коллегий судей;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Также в судах могут рассматриваться и разрешаться подведомственные им административные дела, в том числе и о/об:

  • приостановке деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО;
  • прекращении деятельности СМИ;
  • взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  • помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
  • установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
  • госпитализации (и о продлении срока такой госпитализации) гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина также в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
Читайте также:  Налог за дороги при техосмотре 2023

Кто и в каких ситуациях вправе подать административное исковое заявление?

Административное исковое заявление – это не простой судебный иск. Это также и не простое исковое заявление, которое необходимо для урегулирования спора между двумя гражданами Российской Федерации.

Основная отличительная черта именно административного искового заявления от остальных подобных состоит в том, что его цель — защитить в судебном порядке интересы тех граждан, чьи права были ущемлены государственными структурами.

То есть, составляется оно и подается в судебную инстанцию только в тех ситуациях, когда правонарушителем выступает не физическое или юридическое лицо, а государственная служба или администрация.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

К слову, название такого обращения не случайно, и оно установлено на законодательном уровне. Проще говоря, его нельзя назвать иначе, например, административное заявление.

Такого понятия не существует, и после внесения правок в действующие законы данное обращение должно именоваться именно как административное исковое заявление.

Такие поправки были внесены с принятием Кодекса Административного Судопроизводства РФ.

Образцы административных исковых заявлений

Под административным иском подразумевается обращение граждан в органы судебной власти, в соответствии со статьями АПК РФ, с целью обжалования незаконных действий госструктур во время их работы с населением, в частности:

  • При любом обращении к правоохранительному, судебному, исполнительному и иному органу власти, в том числе и при отказе в предоставлении какой-либо услуги.
  • Если во время получения каких-либо услуг от лица, находящегося на государственной должности, обнаружилась противоправная или коррупционная схема работы.
  • Когда в отношении гражданина РФ вынесено судебное решение, переданное на принудительное исполнение судебным приставам, в работе которых выявлены противоправные или преступные действия.

Признание действий органов власти противозаконными

Как показывает практика подачи административных исков, значительную часть из них составляют заявления о признании незаконными решений или действий властей города. Административное исковое заявление об оспаривании решений местных законодателей или исполнительных органов власти вправе подавать не только граждане или юридические лица, но и органы прокуратуры в защиту прав третьих лиц или общественных интересов. Кроме этого, административный иск может быть подан при явном противоречии документа, принятого властями города (области, края), законам Российской Федерации.

Процедура судебного признания недействующим постановления местного органа власти вследствие его противоречия федеральному законодательству регламентирована в ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ. В частности, она допускает возможность подачи иска, невзирая на срок давности. Истец имеет право подать заявление в суд о признании незаконным того или иного решения властей города до тех пор, пока оно не отменено.

Административный иск — новые правила по делам публичного судопроизводства

С 15 сентября 2015 года за исключением отдельных положений вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. При этом большинство положений перенесены из Подраздела III ГПК РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений». Однако можно увидеть и ряд новшеств, которые будут рассмотрены в рамках данной статьи.

КАС РФ регулирует порядок рассмотрения и разрешения административных дел, возникающих из публичных правоотношений, Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции.

В рамках административного судопроизводства в этой связи рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и др.

Кроме того, на основании ч. 3 ст.

1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц; административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, а также оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и ряд других.

Вместе с тем, в рамках административного судопроизводства не рассматриваются дела об административных правонарушениях, а также дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик, а кроме процессуального соучастия КАС РФ предусмотрел обращение в суд группы лиц с коллективным административным иском. В соответствии со ст. 42 КАС основанием для такого обращения является наличие следующих условий:

  • 1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса;
  • 2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
  • 3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);
  • 4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

Административные дела по таким обращениям рассматриваются судом в том случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее двадцати человек. При этом присоединение к требованию осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению.

Читайте также:  Как оплатить обучение сертификатом на маткапитал

В коллективном административном исковом заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц.

Такие лицо или лица действуют без доверенности, пользуются правами и несут процессуальные обязанности административных истцов (ч. 3 ст. 42 КАС РФ).

Предусмотрена также возможность для присоединения к коллективному административному иску при обращении в суд с аналогичным требованием в административном исковом заявлении уже после принятия последнего в производство суда при согласии лица, обратившегося в суд.

Изменились требования к представителю. По сравнению с АПК и ГПК РФ они более жесткие, требующие обязательного наличия высшего юридического образования. В связи с этим представители наравне с документами, удостоверяющими их статус и полномочия, должны представить суду документы о своем образовании. Что касается полномочий представителя, то они остались теми же.

По определенным делам участие представителя является обязательным.

Например, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов, о принудительном помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствования в недобровольном порядке. Если же у гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке, об освидетельствовании в недобровольном порядке, отсутствует представитель, суд обязан назначить ему адвоката. Кроме того, суд назначает адвоката на основании ч. 4 ст. 54 КАС РФ при отсутствии представителя у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, как предписывает и ГПК РФ.

  1. Обязанность по доказыванию законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по-прежнему возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В то же время административный истец и лица, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, обязаны:
  2. 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
  3. 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
  4. 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Чем отличается гражданский иск от административного

Особенности административного иска:

  1. Ключевым моментом при определении вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным. Административный иск не содержит требований материального характера между субъектами процесса.
  2. Неравное положение спорящих сторон, затрудняющее реализацию принципа равенства сторон. Это компенсируется возложением на ответчика обязанности доказывать оспариваемую законность нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными и иными публичными полномочиями.
  3. Наличие факта обращения лица (физического или юридического) к органу власти (должностному лицу) и установление факта принятия последними решения (осуществления действия) или об отказе в этом (что и будет являться предметом рассмотрения).

Какие документы надо приложить к административному исковому заявлению (образец 2022)?

КАС РФ называет следующие обязательные документы, которые надо представить в суд вместе с административным иском (ст. 126):

1) уведомление о вручении или другие документы, которые подтверждают вручение административному ответчику копий административного иска и приложенных к нему документов (в том числе при подаче иска в электронном виде),

2) квитанция об уплате госпошлины.

Важно! Размер пошлины для граждан и компаний, которые намерены подать административный иск, смотрите в п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, правила ее уплаты – в ст. 333.20, льготы – в ст. 333.36 того же Кодекса.

3) документы об обстоятельствах, на которых вы основываете свои требования (если вы освобождены от доказывания каких-либо из этих обстоятельств, представлять документы не нужно),

4) документ о вашем высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности (если вы намерены лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусматривает обязательное участие представителя),

5) доверенность или другие документы о полномочиях вашего представителя, а также документ о его высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности (если административный иск подает представитель),

6) документы о соблюдении вами досудебного порядка урегулирования спора (если он прописан в федеральном законе) или документы со сведениями о жалобе, которую вы подавали в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения (при условии, что вы подавали жалобу),

7) документы, подтверждающие совершение вами, или ответчиком, или вами обоими действий, направленных на примирение (если такие действия предпринимались и задокументированы).

Кроме перечисленных, могут потребоваться другие документы. Их список смотрите в КАС РФ для вашей категории административного дела.

Например, к административному иску об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости надо дополнительно приложить документы, перечисленные в ч. 2 ст. 246 КАС РФ.

Порядок подачи и рассмотрения административного иска

Подача и рассмотрение указанных выше материалов в суде выполняется согласно утверждённой государством схеме, приведённой ниже:

  1. Ходатайство установленной формы подаётся лично заявителем или его доверенным лицом в канцелярию судебного органа либо посредством «Почты России».
  2. В течение 3 дней судья принимает решение об открытии административного производства.
  3. Назначается дата судебного разбирательства, в ходе которого выслушиваются обе стороны процесса, и, при необходимости, суд переносит слушанья на другую дату, затребовав от участников процесса дополнительные данные для принятия решения.
  4. После рассмотрения дела в деталях, орган судебной власти выпускает и зачитывает вердикт по данной ситуации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *