Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Да, в некоторых ситуациях даже при наличии всех признаков составов преступлений в виде превышения или злоупотребления должностными полномочиями результатом рассмотрения вопроса о виновности может стать полное освобождение лица от уголовного преследования. Так, если будет доказано, что сотрудник действовал из-за соображений безопасности других людей, общества или государства в целом, то он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
Часть 3 ст. 286 ук рф предусматривает особо квалифицированные виды превышения должностных полномочий, если оно совершено:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий.
Насилие по составу может быть как физическим, так и психическим. Физическое насилие может выражаться в нанесении побоев, истязаниях, причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью и т.п. Психическое насилие может выражаться в угрозе применить физическое насилие вообще либо в угрозе совершить одно из перечисленных выше действий.
Под оружием понимают устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. К оружию в смысле п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ следует отнести любые виды оружия: огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое, кроме конструктивно сходных с оружием изделий, пневматических винтовок, пистолетов и револьверов, сигнальных пистолетов и револьверов калибра не более 6 мм. Под применением оружия понимается его фактическое использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего.
К специальным средствам относятся приспособления и устройства, предназначенные для отражения нападения преступников, прекращения массовых беспорядков (наручники, резиновые палки, водометы, слезоточивый газ, смирительные рубашки, дубинки и т.д.). Для привлечения лица к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий по признаку применения специальных средств, а равно оружия необходимо, чтобы они применялись должностным лицом в нарушение правил и порядка их использования.
К тяжким последствиям следует относить причиненный вред здоровью, ущерб собственности в крупном размере, дезорганизацию производства, имеющего особое значение для экономики и социальной жизни, и т.д.
Отличие превышения должностных полномочий (ст.286) от злоупотребления должностными полномочиями (ст.285). |
|
Ст. 286 УК |
Ст. 285 УК |
По объективной стороне: |
|
Деяние (только в форме активного действия) – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; Под превышением должностных полномочийпонимают совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Формы превышения:
|
Деяние – использование виновным своих служебных полномочий вопреки интересам службы, то есть во вред задачам, стоящим перед соответствующей структурой. Под использованием лицом своих служебных полномочий понимают такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это должностное лицо наделено в силу занимаемой должности. Это использование служебных полномочий может быть совершено как путем активных действий должностного лица, так и путем бездействия должностного лица, когда последний не выполняет возложенные на него обязанности. Действия:
Бездействия:
|
По субъективной стороне: |
|
Мотив и цель – факультативные признаки. |
Обязательно наличие мотива – корыстная или иная личная заинтересованность. |
Получение и дача взятки (ст. 290, 291).
Объект– интересы службы в органах государственной службы.
По каким признакам отличается злоупотребление должностными полномочиями от превышения?
На практике часто путают превышение должностных полномочий и злоупотребление. Вместе с тем названные деяния образуют самостоятельные составы преступления.
Отличие состоит в том, что при злоупотреблении служебным статусом гражданин действует в рамках своей должностной инструкции, не выходя за пределы очерченных обязанностей. Также должно быть доказано наличие корыстного мотива и личной заинтересованности.
Помимо этого, злоупотребление служебными правами следует отличать от халатности. В случае возникновения сомнений по поводу квалификации правонарушения следует проконсультироваться с квалифицированными адвокатами компании СКП. Если признаки состава, предусмотренного статье 285 УК РФ, не подтвердятся, мы поможем переквалифицировать деяние на менее тяжкое или докажем отсутствие состава преступного деяния.
Когда ответственности не будет вообще
Пример №10. При освобождении заложников из здания начальник криминальной полиции отдал приказ взорвать черный вход, поскольку при любых других вариантах действий была высока вероятность жертв людей, находившихся внутри. Впоследствии, уже после освобождения пострадавших, был подсчитан более чем значительный ущерб, причиненный зданию (оно принадлежало государству и, более того, имело историческую ценность). Но, учитывая обстановку, сотрудника полиции не привлекли к ответственности за превышение, поскольку была установлена невозможность иным способом разрешить критическую ситуацию, создающую опасность для окружающих.
Если представитель власти действует по приказу, который он воспринимает как законный, ответственности также не будет.
Пример №11. Егоркину Е.Н. было предъявлено обвинение в том, что он, будучи сотрудником ГИБДД, превысил свои должностные полномочия и незаконно изъял у автомобилиста машину, которую поставил на штрафстоянку без оснований. Адвокату Егоркина Е.Н. удалось доказать в суде, что данные действия он выполнял по указанию старшего смены, которому был обязан подчиняться. При этом руководитель, отдавая приказ об изъятии автомобиля у владельца, сообщил подчиненному Егоркину Е.Н. заведомо ложные сведения о том, что машина находится в розыске. Поскольку инспектор ГИБДД не мог предвидеть, что начальство отдает заведомо ложный приказ, был вынесен оправдательный приговор. При этом старший смены был впоследствии осужден за совершение вымогательства и злоупотребление своими полномочиями.
Мы подробно рассмотрели в данной статье нюансы, связанные с такими квалификацией должностных преступлений. Еще раз обратим внимание на то, что ответственность за такие деяния несет только представитель власти, который в момент совершения был наделен полномочиями. Если доказательств наделения лица служебными обязанностями нет, то преступление вменяется виновному как частному лицу.
В случаях, когда у должностного лица отсутствует корыстный мотив либо личная заинтересованность, то злоупотребление должностными полномочиями может быть переквалифицировано в дисциплинарный проступок.
Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом.
Действующий закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями.
Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам.
Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство. Вам помогут организовать рассмотрение дела, учитывая все обстоятельства, а также правильно обозначить причиненный ущерб.
Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ)
Объективные признаки
В качестве дополнительного объекта преступления выступает установленный законодательством Российской Федерации порядок ведения единых государственных реестров. Предметом могут быть либо недостоверные сведения, вносимые в один из единых государственных реестров, либо документы, на основании которых в единый государственный реестр были внесены запись или изменение.
Объективная сторона выражается в одном из двух действий: 1) внесение в один из государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестра владельцев ценных бумаг),заведомо недостоверных сведений, которые послужили основанием для внесения записи или изменения в едином государственном реестре; 2) уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в соответствующем едином государственном реестре, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В первом случае преступность деяния определяется заведомой недостоверностью сведений, которые послужили основанием для внесения записи или изменения в едином государственном реестре. Во втором случае ответственность связывается с уничтожением или подлогом документов, на основании которых были внесены запись или изменение в соответствующем едином государственном реестре, при условии что обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации в связи с внесением записи или изменения в едином государственном реестре.
Преступление должно считаться оконченным с момента внесения заведомо недостоверных сведений в единый государственный реестр либо с момента уничтожения или подлога документов, обязательное хранение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации для подтверждения законности и обоснованности внесения записи или изменения в соответствующем едином государственном реестре.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, мотивы и цели имеют факультативное значение.
Субъект преступления специальный — должностное лицо, в обязанности которого входит внесение записей и исправлений в соответствующем едином государственном реестре, а также документов, обязательное хранение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации в связи с ведением соответствующего единого государственного реестра.
Квалифицированные виды
Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 285.3 УК РФ) связан с его совершением группой лиц по предварительному сговору, т. е. двумя или более должностными лицами, заранее (до начала преступления) договорившимися о совместном его совершении.
Особо квалифицированный вид преступления (ч. 3 ст. 285.3 УК РФ) обусловлен наступлением тяжких последствий. Это понятие является оценочным и устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела.
Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)
Объективные признаки
Это преступление определено в законе как присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций.
Дополнительный объект — тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ.
Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в присвоении полномочий должностного лица и совершении в связи с этим неправомерных действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Именно в совершении таких неправомерных действий и заключается опасность анализируемого преступления, а присвоение полномочий должностного лица составляет, условно говоря, способ совершения преступления. Для того чтобы получить возможность совершения неправомерных действий от имени должностного лица, виновный выдает себя за таковое.
Присвоение полномочий должностного лица может иметь различные формы: устное объявление себя должностным лицом, использование форменной одежды или поддельных документов должностного лица. В последнем случае деяние требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ.
Состав данного преступления материальный, преступление признается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Вопрос о признании нарушения прав и законных интересов существенным решается судом с учетом конкретных обстоятельств, характера и количественных показателей причиненного вреда. При отсутствии указанных последствий действия, совершенные в результате присвоения полномочий должностного лица, состава рассматриваемого преступления не образуют. Эти последствия должны находиться в причинной связи с неправомерными действиями, совершенными в результате присвоения полномочий должностного лица.
Если неправомерные действия, совершенные с присвоением полномочий должностного лица и существенно нарушившие права и законные интересы граждан или организаций, содержат состав другого преступления (например, нарушение конституционных прав и свобод), то деяние должно квалифицироваться по совокупности преступлений.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — специальный, им может быть только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Совершение аналогичных действий лицом, не являющимся государственным или муниципальным служащим, не образует состава рассматриваемого преступления.
Так, Верховный Суд РФ отменил приговор Верховного Суда Республики Башкортостан и прекратил за отсутствием состава преступления дело К., осужденного по ст. 288 УК РФ, на том основании, что, не являясь государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, К. не являлся субъектом присвоения полномочий должностного лица.
Если лицо, не являющееся государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, выдает себя за должностное лицо и благодаря этому совершает хищение чужого имущества или приобретает право на него (например, лицо занимается поборами с водителей, незаконно надев форму работника милиции и выдавая себя за инспектора дорожно-патрульной службы), его действия следует квалифицировать как мошенничество при отягчающих обстоятельствах (ст. 159 со ссылкой на п. «и» ч. 1 ст. 63 УК РФ).
Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
Это преступление определяется в законе как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Взяточничество представляет собой одну из самых опасных и весьма распространенных, но очень труднодоказуемых форм коррупции.
Объективные признаки
Обязательным признаком получения взятки является ее предмет. Взятка может выражаться в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконного оказания услуг имущественного характера либо предоставления иных имущественных прав.
Под деньгами закон подразумевает денежные знаки в российской или иностранной валюте, находящиеся в обращении либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену на новые.
Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
К ценным бумагам относятся государственные и негосударственные облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции и другие документы, которые законодательством Российской Федерации отнесены к категории ценных бумаг (ст. 142, 143 ГК РФ).
Иное имущество охватывает любое другое, помимо денег и ценных бумаг, имущество (включая имущественные обязательства), как движимое (драгоценности, автомобиль, картина, кинокамера и др.), так и недвижимое (земельный участок, жилой дом, дача и т. п. — ст. 130 ГК РФ).
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 разъясняется, что «под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами)». Так, по одному уголовному делу взяткой была признана работа по ремонту принадлежащего должностному лицу автомобиля.
Касаясь понятия иных имущественных прав, Пленум разъясняет, что «имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ)».
Таким образом, прежней законодательной формулировкой «выгоды имущественного характера» охватываются: 1) услуги имущественного характера и 2) иные имущественные права (например, право безвозмездного пользования имуществом, наследование по завещанию).
В литературе предпринимались попытки определить минимальную стоимость предмета преступления. Некоторые ученые опирались на ст. 575 ГК РФ.
С включением в УК РФ статьи 291.2 (мелкое взяточничество) стоимость предмета взятки в смысле ст. 290–291.1 УК составляет сумму, превышающую 10 тыс. руб. (если не брать в расчет ничтожную стоимость, превращающую деяние в малозначительное в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ). Объективная сторона заключается в получении взятки лично или через посредника.
Под получением взятки лично следует понимать ее фактическое принятие не только самим должностным лицом, но и его родными или близкими с его согласия или при отсутствии его возражений.
Получение взятки через посредника означает, что должностное лицо получает взятку не из рук взяткодателя, а от лица, которое выступает в роли передаточного звена между взяткодателем и взяткополучателем. Смысл использования посредника состоит в том, чтобы затруднить выявление факта взяточничества.
Само по себе получение должностным лицом имущественной выгоды еще не означает получения взятки. Необходимым признаком этого преступления является обусловленность взятки последующими действиями должностного лица. Это значит, что взяткодатель не просто вручает должностному лицу подарок, а передает материальные ценности, предоставляет услугу имущественного характера или иные имущественные права за то, что должностное лицо совершит в его пользу ответные действия (или воздержится от их совершения).
Закон предусматривает четыре формы желательного для взяткодателя поведения должностного лица в ответ на передачу ему взятки: она вручается под условием, что за взятку должностное лицо совершит в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действия (бездействие), которые:
а) входят в служебные полномочия должностного лица;
б) не входят в его служебные полномочия, но оно может способствовать совершению таких действий (бездействия) в силу своего должностного положения;
в) выражают общее покровительство взяткодателю со стороны должностного лица;
г) означают попустительство взяткодателю по службе со стороны должностного лица.
Под совершением действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица следует понимать совершение или воздержание от совершения в интересах взяткодателя действий, которые находятся в рамках компетенции должностного лица и которые оно должно было или могло совершить по службе.
Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц означает использование взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других (подчиненных ему или равных по рангу) должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др. (п. 4 того же постановления).
Однако получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ.
Третий вариант желательного для взяткодателя поведения должностного лица заключается в общем покровительстве по отношению к взяткодателю.
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечания.
1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
Злоупотребление должностными полномочиями – ст. 285 УК РФ
Гражданам, которые пострадали от действий должностных лиц, особой разницы в квалификации преступлений не видят. Вместе с тем, отличие превышения от злоупотребления полномочиями довольно существенное.
При злоупотреблении следует учитывать, что действия, которые представитель власти вправе совершать в интересах службы при определенных обстоятельствах, выполняются им без необходимости и только в своих личных (зачастую – в корыстных) интересах.
Пример №5. Начальник колонии Потапов Е.Н. длительное время строил собственный дом. Для скорейшего завершения строительства он распорядился доставить четырех заключенных на место стройки. Каждый день несколько специально подобранных Потаповым Е.Н. конвоиров этапировали заключенных на объект, где они работали до самого вечера. Объективно в действиях Потапова Е.Н. имеются признаки злоупотребления наделенными полномочиями поскольку:
- он использовал свое право организовать труд заключенных в своих личных целях;
- результат содеянного противоречит принципам деятельности того государственного органа (в том числе правоохранительного), где работает представитель власти. Так, из приведенного примера видно, что вместо достижения цели исправления осужденных достигается цель благосостояния начальника колонии.
Как и при превышении, для квалификации по ст. 285 УК РФ должны наступить последствия в виде ущерба гражданам, организациям, интересам государства или общества.
Как именно может быть причинен вред государственным интересам при злоупотреблении должностными правами?
Таким образом, основные критерии разграничения превышения и злоупотребления следующие:
ПРЕВЫШЕНИЕ | ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ |
только активные действия | могут быть как действия, так и бездействия |
должностное лицо не обладает полномочиями, поскольку они находятся за пределами разрешенных ему | должностное лицо действует в рамках своих служебных обязанностей, но исполняет их в отсутствие объективной необходимости |
мотив преступления не важен | мотив преступления – обязательный признак состава, должна быть доказана корыстная или иная личная заинтересованность |
Наказание по ст. 285 УК РФ аналогично статье по превышению, наибольший срок лишения свободы составляет 10 лет.
Очень часто злоупотребление полномочиями должностного лица имеет место при одновременном наличии и другого состава преступления, а иногда и нескольких преступлений.
Иногда по делам изымаются вещественные доказательства, ценность которых довольно высока. В некоторых случаях сотрудники полиции эти доказательства намеренно «теряют», якобы забывая оформить в качестве вещдоков, на самом деле присваивают их себе. В таких случаях фактически есть злоупотребление полномочиями, но статья 285 УК РФ не применяется.
Злоупотребление должностными полномочиями
Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.
В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.
Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества.
Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.
Применение спецсредств
Оно предполагает фактическое использование различных предметов, способных причинить вред здоровью. Например, это может быть удар дубинкой, выстрел и пр. Применение спецсредств — это не только физическое, но также психическое влияние на потерпевшего. Оно может выражаться в ударе дубинкой рядом с рукой субъекта, выстреле мимо, но в непосредственной близости от потерпевшего, если угроза попадания воспринимается пострадавшим как реальная. Если виновный только демонстрирует спецсредство или оружие, что не представляет серьезной угрозы для другого гражданина, поведение виновного при наличии оснований квалифицируется по п. «а» части 3 рассматриваемой нормы. Для вменения наказания необходимо, кроме прочего, установить, что применение оружия либо других спецсредств осуществлялось вопреки установленным пределам, условиям их использования.
Составом преступления считается реализация полномочий, которые недоступны должностному лицу. К превышению прав не относятся действия, когда чиновником были использованы имеющиеся возможности.
Необходимо установить причинно-следственную связь между возникшими нарушениями прав и действиями представителя власти. Мотив поступка может материальным или личным, а в части умысла нет ограничений – он может быть прямой или косвенный.
Данное преступление отличает отсутствие этапа планирования и подготовки. Главным преступным действием является наступление последствий.
Особенно тщательно рассматривают случаи, когда превышение власти привело к тяжким последствиям, с применением насилия. Потребуется дополнительно установить факт использования угроз или насилия с оружием.
При квалификации действий подследственного учитывается отграничение превышения от злоупотребления властью.
Судебная практика четко обозначает, что к уголовной ответственности можно привлечь обвиняемого лишь в случае действия. Превышением должностных полномочий не является пассивное бездействие.
Прежде всего, следует понимать отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления. Злоупотребляя своими полномочиями, госслужащий может умышленно действовать вопреки своим обязанностям, когда в качестве мотива выступают корыстные цели или месть.
Превышение полномочий соответствует общим интересам службы лица, позволяя добиваться результата незаконным путем. Например, полицейский избил гражданина, который не оказывал ему сопротивления при задержании.
В нашем государстве на данный момент активно разрабатываются программы, которые помогут уменьшить коррупцию в нашей стране. Рассмотрим несколько программ.
Антикоррупционная программа ФАС России на 2007 — 2008 гг. утверждена Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2007 г. N 124. Программа ФАС России по проведению административной реформы в 2006 — 2008 гг. и План мероприятий Федеральной антимонопольной службы по проведению административной реформы в 2006 — 2008 гг. предполагает ряд мероприятий, направленных на снижение коррупционных рисков в центральном аппарате и территориальных органах ФАС России, в частности, разработку антикоррупционной программы, создание и внедрение системы мониторинга ее реализации.
Основной целью антикоррупционной программы является повышение эффективности деятельности ФАС России за счет снижения коррупционных рисков.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующего комплекса взаимосвязанных задач:
повышение уровня открытости деятельности ФАС России;
регламентация исполнения ФАС России и его сотрудниками отдельных полномочий;
повышение независимости деятельности руководителей территориальных органов ФАС России от объектов контроля при осуществлении своих полномочий;
обеспечение эффективного контроля информационных процессов в ФАС России;
совершенствование механизма кадрового обеспечения ФАС России;
повышение уровня материального стимулирования профессионального и честного исполнения должностных обязанностей сотрудниками ФАС России.
Основным существенным негативным последствием возможных проявлений коррупции в ФАС России является нарушение конкурентных механизмов, что приводит к неэффективному распределению ресурсов в экономике, в частности, к нерациональному расходованию бюджетных средств, снижению конкурентоспособности предприятий и благосостояния потребителей.
Методы раскрытия преступлений среди силовиков
Раскрытие дела против неизвестного человека – один вопрос. А расследование нарушений закона, направленное против коллег – дело не из легких. Зная работу следователя, сотруднику выше рангом будет легче скрыть свои преступления. В таких случаях специалисты прибегают к использованию телефонной «прослушки», постановке следственных экспериментов, наблюдению.
Важно помнить! Главный принцип – должны быть доказательства.
Универсальный совет для следователей. Все беседы с подозреваемым нужно записывать на аудио- или видео-носители. В ходе бесед часто обвиняемый сознается в содеянном. Это важно зафиксировать на носителе информации. Если вдруг потом не окажется других доказательств кроме записи, обвиняемый может отказаться от сказанных слов и обвинить следователя в «добыче» показаний с применением пыток. Этот шаг позволит защитить следователя от возможных проблем и вероятности тоже оказаться под следствием в виду ложных показаний свидетеля.
Умышленные мотивы иногда переводят в статус «халатности», что уменьшает размер ответственности за причиненный ущерб. Таким примером может послужить незаконная вырубка леса в заповедных зонах с нанесением многомиллионного ущерба. Это прямое превышение должностных полномочий. Но внесение в расследование информации о неумышленных действиях и нежелании причинять ущерб способно значительно смягчить наказание обвиняемому.
Отягчающими обстоятельствами в расследовании дел выступает нарушение прав граждан, посягательство на честь и достоинство человека. При этом должна быть установлена причинно-следственная связь. Все действия нарушителя должны быть четко квалифицированы действующими нормативными актами. Для расследования нарушений нужно четко установить, какие конкретно положения были нарушены.