Требования к помещениям дизель-генераторных установок (ДГУ)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к помещениям дизель-генераторных установок (ДГУ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В соответствии с принятыми нормативами аппараты могут размещаться в отдельных зданиях, в пристройках, в подвальных или других технических помещениях. Как правило, в закрытом пространстве устанавливаются модели открытого типа. Площадь помещения должна быть достаточной для проведения работ по техническому обслуживанию или ремонту устройства и обеспечивать доступ ко всем рабочим узлам.

Расстояние от дизельной установки до здания

Дизель генераторная установка является мощным источником тепла и при работе установки может быть значительное повышение температуры в помещении. Что в свою очередь может негативно сказаться на производительности ДГУ.

Поэтому следует еще в момент монтажа ДГУ установить в помещении приточно-вытяжную вентиляцию.

При монтаже вентиляции следует правильно сориентировать потоки воздуха. Воздух должен поступать со стороны генератора проходить вдоль двигателя и системы радиатора и выходить за пределы помещения, через воздуховод.

Воздушные отверстия для обеспечения нормальной циркуляции воздуха должны быть достаточного размера и на отверстиях должны быть установлены подвижные жалюзи.

Расположение ДГУ в помещении:

  1. Впускное воздушное отверстие;
  2. Выпускное воздушное отверстие;

Лучше всего расположить дизельную электростанцию в отдельном здании, созданном специально для этой цели. В таком случае будет проще учесть все нормативные требования. Однако способ этот затратный: постройка и оборудование нового здания требует вложений.

Разместить дизель-генератор можно и в уже существующем техническом помещении: подвале, пристройке, мансарде. Конечно, предварительно проверив, соответствует ли оно нормам. Скорее всего, потребуется модификация: создание дополнительных вентиляционных проемов, расширение воздушных трактов, усиление противопожарной безопасности.

Выдержка из правил

Высота машинного зала, в котором планируется установка агрегата, должна составлять не менее 3,6 м.

Минимальные расстояния от стен:

  • до переднего торца агрегата мощностью до 500 кВт — 1м, свыше 500 кВт — 2 м;
  • до заднего торца агрегата — 1,2 м;
  • до обслуживаемой стороны агрегата — 1,5 м;
  • до необслуживаемой стороны агрегата — 1м.

Не важно, установите ли вы ДГУ в новое здание или доработаете существующее. Учтите, что в комнате для электрогенератора всегда:

  • Температура не опускается ниже + 5°C
  • Предусмотрено освещение
  • Достаточно места вокруг и над электростанцией
  • Входной проем превышает габариты оборудования на 400 мм
  • Приняты меры по снижению уровня шума

Преимуществом станет расположение дизельной установки вблизи электрощита. Такая дислокация гарантирует минимальную длину кабелей. А вот от чего стоит расположить электростанцию подальше, так это жилые и общественные здания, склады горючих материалов и легковоспламеняющихся жидкостей. Это необходимо, чтобы не подвергать материалы и людей экологической и пожарной опасности.

Помещение должно быть отапливаемым. Температура внутри помещения не должна опускаться ниже +5 °С.

В помещении должны быть обеспечены меры противопожарной безопасности, электробезопасности и меры по соблюдению санитарных норм.

При проектировании отопления и вентиляции должны электротехнический помещений должны быть соблюдены требования соответствующих глав ПУЭ (Глава 6).

Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях дизельных электростанций следует выполнять в соответствии с СНиП 41-01-2003, а также с учетом технологических требований предприятия-изготовителя дизельных генераторов. Вентиляцию помещений расходных баков топлива и масла следует предусматривать по СНиП 2.11.03-93.

Помещение для дизель-генераторной установки должно иметь проёмы в наружных стенах для притока наружного воздуха и для отвода горячего. Проёмы должны быть защищены от дождя и снега (козырьки, жалюзи).

Входное и выходное вентиляционные окна не должны располагаться в непосредственной близости друг от друга. Но если нет возможности сделать проем для входного вентиляционного окна со стороны генератора. Отвод горячего воздуха от генератора за пределы помещения следует оградить коробом.

———

Площадь проёма для удаления воздуха соответствует площади решетки радиатора дизельного генератора. Площадь проёма для притока должна быть в 2 раза больше площади решетки радиатора.

———

При недостаточной вентиляции температура в помещении будет расти, что повлечет за собой потерю мощности двигателя вплоть до полной остановки ДГУ, поэтому в некоторых случаях необходимо предусмотреть дополнительную вентиляцию.

Если ДГУ будет эксплуатироваться в условиях Крайнего Севера или в зимнее время, то следует предусмотреть рециркуляционные жалюзи на выпускном коробе радиатора (для поддержания температуры +20°С в помещении или контейнере).

При проектировании или выборе помещения для установки ДГУ следует учитывать уровень шума, который вырабатывает дизель-генератор.

Согласно ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Шум. Общие требования безопасности допустимая норма уровня шума работающей электростанции в контейнере – не более 85 дБА.

Общий уровень шума при работе дизельного генератора создает механический шум и вибрации самой станции, шум от выхлопной системы дизельного двигателя и шум от работы систем охлаждения и воздухоотведения.

Выхлопная труба соединяется с глушителем дизель генератора. Положение глушителя может быть причиной пульсаций газа и следом всего трубопровода, что приводит к появлению дополнительного шума. Глушитель выхлопа обычно устанавливается на ровном участке выхлопного трубопровода. Когда это возможно, то глушитель устанавливается вне помещения. В особых случаях (в госпиталях, в жилой зоне и т.д.), когда требуется минимум шума, могут применяться как специальные глушители, так и специальные поглощающие комнаты.

Помимо поглощения звука, внутренние перегородки помещения и толщина стен могут выступать звукоизоляционными свойствами. В этом случае основную роль играет толщина стен.

——————————————-

Уровень звукового давления, производимого ДГУ в открытом исполнении, составляет 100-108 дБ (А) на расстоянии 1м. Ниже приведена степень эффективности различных способов снижения уровня шума:

  • Бетонные стены 30-45 дБ (А)
  • Звукоуловители на вентиляционных отверстиях 30-50 дБ (А)
  • Дверь со звукоизоляционным покрытием 15-43 дБ (А)
  • Глушитель системы выпуска отработавших газов 9-35 дБ (А)
  • Звукоизолирующий кожух 20 дБ (А)
  • Звукоизоляция стен помещения 10 дБ (А)

Удаление от источника шума: на практике снижение уровня шума составляет 3 дБ (А) при удвоении расстояния (Пример: 85 дБ (А) на расстоянии 1 м — 79 дБ (А) на расстоянии 4 м).

Закрытое исполнение сильно упрощает подготовку рабочего пространства для электростанции.

Специальных требований для установки контейнера с ДГУ нет. Главное условие для установки — жалюзийные решетки агрегата должны располагаться на расстоянии не менее 1,5 м от ближайших построек или прочего оборудования.

Противопожарные расстояния между дизельными электростанциями контейнерного типа

Для снижения вибрации электростанции в процессе ее работы конструктивно предусмотрены виброизоляторы. Но они не всегда обеспечивают снижение вибрации и необходимо принять дополнительные меры. Во-первых, это жесткое крепление к фундаменту на ранее подготовленные монтажные приспособления. Во-вторых, применение дополнительных амортизаторов, которые нужно установить между основанием дизель-генератора и фундаментом. В-третьих, наличие глушителя выхлопной системы, а также шумоизолирующего кожуха – данные элементы могут входить в стандартную комплектацию либо приобретаться дополнительно.

Кроме того, эффективным способом снижения вибрации будет реализация гибкого соединения системы отвода выхлопов. То же самое касается и электрических цепей – их подключение к дизельному генератору должно осуществляться посредством использования гибких проводников.

В процессе подбора генератора для своего дома выбирать придётся из трех типов генераторов:

Дизельные генераторы, работают на дизельном топливе (солярке). Небольшая цена солярки, и безопасность её хранения (по сравнению с бензином), увеличивает их популярность. Как следствие выбор дизель- генераторных установок (ДГУ) на рынке гораздо выше. Мощности до 200 кВт.

  1. Повторите все пункты для запуска электростанции с помощью электостартера.
  2. В пунктах, где рекомендуется вращать двигатель электростартером, делаете это ручным.
  3. Теперь непосредственно сам запуск, тут важна не сила, а правильная техника:
  • Потяните ручку стартера до заметного сопротивления – это соответствует верхней «мертвой» точке двигателя, верните ручку стартера в исходное положение.
  • Нажмите декомпрессор и отпустите его (он должен остаться в этом нажатом положении, а при раскрутке сам отключится).
  • Теперь сильным, длинным движением вытягиваем ручку стартера (раскручиваем двигатель) – при движении важна не резкость, а амплитуда и сила рывка.
  • Если при запуске вы будете тянуть кисть себе под мышку (короткое движение для запуска недостаточно), то маховик начнет раскручиваться в противоположную сторону и больно рванет руку.

Полностью удалить воздух из системы не всегда получается, поэтому несколько секунд или минут двигатель может работать неустойчиво. При подключении нагрузки система избавится от лишнего воздуха быстрее.

Установка дизель генератора в помещении и на улице: этапы

1.1. Настоящие нормы устанавливают основные требования к проектированию новых, расширяемых и реконструируемых стационарных дизельных электростанций (ДЭС) единичной мощностью агрегатов 30 кВт и выше.

Нормы не распространяются на проектирование ДЭС специального назначения, разработка которых осуществляется по ведомственным нормативным документам.

Повысительные подстанции при ДЭС проектируются по «Нормам технологического проектирования подстанций с высшим напряжением 35-750 кВ».

1.2. Основные технические решения должны обеспечивать максимальную экономию капиталовложений в строительство и эксплуатационных затрат, снижение материалоемкости, повышение производительности труда в
строительстве и эксплуатации, создание оптимальных санитарно-бытовых условий для эксплуатационного персонала, а также защиту окружающей природной среды.

1.3. В сейсмических районах с величиной проектного землетрясения 7 баллов и выше проектированиеДЭС следует осуществлять с учетом обеспечения сейсмостойкости строительных конструкций и технологического оборудования. При отсутствии необходимого сейсмостойкого оборудования допускается по согласованию с
заказчиком применение общепромышленного оборудования.

1.4. Проектирование новых и реконструируемых ДЭС должно осуществляться в соответствии с заданием на проектирование, составленным, как правило, на основании ТЭО, ТЭР или решений директивных органов.

1.5. Дизельные электростанции могут использоваться в качестве основного источника электроснабжения или в качества резервного источника.

1.6. ДЭС , как правило, выполняются отдельно стоящими и имеют свои вспомогательные здания и сооружения. Пристроенные или встроенные ДЭС могут предусматриваться для резервирования потребителей,
расположенных в одном сооружении, или отдельных потребителей большой мощности (например, компрессорных, холодильных центров, радиоцентров и т.п.). При этом взрывоопасные помещения должны
располагаться у наружных стен с оконными проемами.

1.7. Не допускается встраивать ДЭС в жилые и общественные здания, пристраивать к ним, а также к складам сгораемых материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Не допускается размещать ДЭС, встроенные в производственные здания, под санитарно-бытовыми помещениями и помещениями, в которых хранятся сгораемые материалы, а также под помещениями, предназначенными для одновременного пребывания 50 человек и более.

1.8. Общее количество дизельных электроагрегатов, устанавливаемых в ДЭС, определяется числом рабочих и резервных агрегатов. На базовых ДЭС должен предусматриваться как минимум один резервный агрегат.

Мощность резервного агрегата принимается равной мощности рабочего.
Суммарная мощность рабочих дизельных электроагрегатов должна покрывать максимальную расчетную нагрузку с учетом собственных нужд ДЭС и обеспечивать запуск электродвигателей. Количество рабочих
агрегатов определяется в соответствии с графиком нагрузок и имеющейся номенклатурой электроагрегатов.

На резервных ДЭС необходимость установки резервных агрегатов должна специально обосновываться.

1.9. Выбор дизельных электроагрегатов по уровню автоматизации для резервных станций должен производиться с учетом допустимого перерыва электроснабжения.

1.10. В проектах дизельных электростанций необходимо учитывать требования, изложенные в технической документации заводов-изготовителей дизельных электроагрегатов.

Согласование основных технических решений с заводом-изготовителем дизельного электроагрегата производится при наличии соответствующего требования в ТУ на агрегат.

1.11. Компоновка оборудования дизельной электростанции должна обеспечивать безопасное и удобное обслуживание оборудования, а также оптимальные условия для производства ремонтных работ.

Для механизации трудоемких работ при ремонте отдельных узлов оборудования, арматуры и трубопроводов следует предусматривать подъемно-транспортные средства (тали, тельферы, краны). Их грузоподъемность должна выбираться с учетом веса наиболее часто поднимаемых узлов и деталей (крышка блока цилиндров, водомасляный блок, ротор генератора и т.д.). Допускается выем ротора осуществлять с помощью специальных приспособлений.

1.12. В помещении машинного зала ДЭС необходимо предусматривать ремонтную площадку для размещения деталей дизеля и генератора во время ремонта. Она, как правило, должна располагаться в одном из торцов
машинного зала.

1.13. Категорию помещений и зданий ДЭС по взрывопожарной и пожарной опасности и степень их огнестойкости следует принимать согласно «Перечню помещений и зданий энергетических объектов Минэнерго СССР с указанием категорий по взрывопожарной и пожарной опасности» (приложение 2), а для помещений, не вошедших в Перечень — по ОНТП 24-86 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности».

Категория помещений по сравнению с указанной в «Перечне…» может быть снижена при расчетном обосновании согласно ОНТП 24-86.

1.14. Ограждающие и несущие конструкции ДЭС должны быть выполнены со степенью огнестойкости не ниже III-а.

2.1. При разработке генеральных планов ДЭС необходимо выполнять требования СНиП II-89-80 и СНиП II-106-79.

2.2. Земельные участки под строительство ДЭС выбираются в соответствии со схемой электроснабжения, а также проектами планировки и застройки объектов.

2.3. В комплекс ДЭС могут входить:

  • главный корпус;
  • повысительная трансформаторная подстанция;
  • склад топлива и масла;
  • сооружения для приема и перекачки топлива и масла;
  • сооружения для охлаждения технической воды (градирни, агрегаты воздушного охлаждения, брызгальные бассейны;
  • другие вспомогательные сооружения.

Конкретный состав сооружений ДЭС определяется проектом.

2.4. Наружное ограждение ДЭС , расположенной на территории промпредприятия, не предусматривается.

2.5. ДЭС, расположенные на обособленных участках, ограждаются глухим или сетчатым забором высотой 2 м в соответствии с ВСН 03-77.

При площади застройки ДЭС более 5 га требуется устройство двух въездов на территорию. На одном из въездов должен быть предусмотрен пост охраны.

2.6. Территория участка должна быть озеленена посадкой деревьев, кустарника и засеяна травой. Существующие на территории зеленые насаждения при строительстве должны быть максимально сохранены.

2.7. Рельеф участка строительства, как правило, должен обеспечивать сток воды с территории ДЭС без устройства ливневой канализации.

3.1. При проектировании главного корпуса и вспомогательных сооружений ДЭС следует соблюдать требования СНиП 2.01.02-85, 2.09.03-85, 2.09.02-85, 2.09.04-87, а для сейсмических районов — также СНиП II-7-81.

3.2. Объемно-планировочные и конструктивные решения ДЭС должны предусматривать возможность расширения. Допускается расширение не предусматривать, если это оговорено в задании.

3.3. Для обеспечения возможности монтажа дизельного электроагрегата и крупноблочного оборудования следует предусматривать ворота или монтажные проемы, размеры которых должны, как правило, превышать
габариты оборудования не менее чем на 400 мм.

3.4. Встроенные дизельные электростанции отделяются от смежных помещений несгораемыми стенами 2 типа и перекрытиями 3 типа.

Пристроенные дизельные электростанции должны отделяться от остального здания противопожарной стеной 2 типа.

Стены и междуэтажные перекрытия, отделяющие встроенные ДЭС от других помещений, а также стены, отделяющие пристроенные ДЭС от остального здания, должны быть газонепроницаемыми.

3.5. Выходы из встроенных и пристроенных ДЭС , как правило, должны быть наружу.

3.6. Машинный зал, помещения главного щита управления, расходных баков топлива и масла, распредустройств, аккумуляторной батареи, бытовые помещения, как правило, должны размещаться в здании
главного корпуса.

3.7. В дизельной электростанции, являющейся основным источником электроснабжения, необходимо предусматривать бытовые и вспомогательные помещения:

  • гардеробные с умывальниками;
  • уборные;
  • душевые;
  • комнату для приема пищи;
  • мастерскую;
  • склад ЗиПа и материалов.

Могут быть предусмотрены и другие помещения при соответствующем обосновании.

Для резервных ДЭС перечень помещений не нормируется.

3.8. Технологические и кабельные каналы дизельных электростанций должны перекрываться съемными плитами или щитами из несгораемого материала массой не более 50 кг, выдерживающими необходимую нагрузку, но не менее 200 кгс/м , и иметь дренажные устройства.

3.9. Полы машинного зала и распределительных устройств необходимо выполнять из керамической плитки или другого несгораемого материала, не создающего пыль и не разрушающегося под воздействием топлива и масла,
а также удовлетворяющего условиям безыскровости.

3.10. Фундаменты под дизель-генераторы должны выполняться согласно СНиП 2.02.05-87 на основе заданий заводов-изготовителей.

3.11. Помещения с расходными баками топлива должны иметь непосредственный выход наружу, а при наличии второго выхода через другие помещения — отделяться от них тамбуром.

Читайте также:  Как внести изменения в данные действующего полиса ОСАГО?

При расположении помещения баков выше первого этажа в качестве основного должен предусматриваться выход на наружную лестницу.

3.12. Основные входы в машинный зал и в механическую мастерскую должны иметь размеры, обеспечивающие пронос крупногабаритных деталей и механизмов при производстве ремонтов оборудования.

3.13. В машзале расстояние от его наиболее удаленной точки до эвакуационного выхода (двери) должно быть не более 25 м.

3.14. Помещения ДЭС с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение.

Естественное освещение помещений ДЭС должно выполняться в соответствии со СНиП II-4-79. Разряд зрительной работы принимается для машзала VIII-в, для щитов управления (на фасаде щита) при постоянном
обслуживании — IV-г.

4.1.1. При выборе типов дизельных электроагрегатов в дополнение к требованиям пп.1.8, 1.9 следует также учитывать степень загрузки и характер режима работы ДЭС , климатические факторы и наличие источников технической воды на их охлаждение. При этом для резервных ДЭС предпочтительно применение агрегатов с воздушно-радиаторной системой охлаждения.

4.1.2. При использовании дизельных электроагрегатов в условиях, отличных от нормальных по температуре, барометрическому давлению и влажности, снижение мощности определяется по техническим условиям на
поставку агрегатов. При отсутствии в технических условиях поправок мощности номинальная мощность для конкретных условий применения должна быть рассчитана в соответствии с ОСТ 24.060.28-80.

4.1.3. Дизель-генераторы необходимо размещать с учетом удобства эксплуатации и ремонта. При этом требуется соблюдать следующие минимальные расстояния в свету от выступающих частей корпуса агрегата до ограждающих элементов зданий:

  • от переднего торца дизеля мощностью: до 500 кВт — 1 м, свыше 500 кВт -2 м;
  • от торца генератора — 1,2 м (уточняется в проекте с учетом выема ротора);
  • между дизель-генераторами и от стены до агрегата со стороны обслуживания — 1,5 м;
  • от стены до необслуживаемой стороны агрегата — 1 м.

Допускается местное сужение проходов обслуживания дизель-генераторов до 1 м на участке длиной не более1 м.

4.1.4. Высота помещений ДЭС принимается:

  • машинного зала, исходя из условий обслуживания оборудования грузоподъемными средствами, но не менее 3,6 м;
  • других производственных помещений и подвальных помещений машинного зала — не менее 3 м;
  • проходов на путях эвакуации — не менее 2,0 м;
  • в местах нерегулярного прохода людей — не менее 1,8 м.

4.1.5. Каналы в полу машинного зала и других помещений для прокладки трубопроводов должны обеспечивать удобство монтажа и обслуживания коммуникаций. Расстояние между осями трубопроводов в канале принимать в соответствии с СН 527-80.

4.1.6. Технологические каналы должны выполняться в соответствии со СНиП 2.09.03-85.

4.1.7. Ширина проходов в свету между выступающими частями оборудования в насосной ГСМ и в помещении расходных баков должна быть не менее 1 м. Допускается уменьшать ширину проходов до 0,7 м для насосов шириной до 0,6 и высотой до 0,5 м.

4.1.8. В машинном зале ДЭС совместно с дизельными электроагрегатами может устанавливаться необходимое для работы ДЭС тепломеханическое и электротехническое оборудование, в том числе:

  • пусковые баллоны и компрессоры;
  • насосы для перекачки масла и топлива производительностью не более 4,0 м /ч;
  • аккумуляторные батареи закрытого типа;
  • насосы в холодильники системы охлаждения;
  • циркуляционные цистерны масла, входящие в комплект дизельного электроагрегата;
  • расходные баки топлива и масла суммарной емкостью не более 5 м , приведенной к маслу согласно требованиям СНиП II-106-79.

4.1.9. Проектирование складов нефтепродуктов для дизельных электростанций необходимо выполнять в соответствии со СНиП II-106-79.

Расстояние от дизельной электростанции до общественного здания

  1. Повторите все пункты для запуска электростанции с помощью электостартера.
  2. В пунктах, где рекомендуется вращать двигатель электростартером, делаете это ручным.
  3. Теперь непосредственно сам запуск, тут важна не сила, а правильная техника:
  • Потяните ручку стартера до заметного сопротивления – это соответствует верхней «мертвой» точке двигателя, верните ручку стартера в исходное положение.
  • Нажмите декомпрессор и отпустите его (он должен остаться в этом нажатом положении, а при раскрутке сам отключится).
  • Теперь сильным, длинным движением вытягиваем ручку стартера (раскручиваем двигатель) – при движении важна не резкость, а амплитуда и сила рывка.
  • Если при запуске вы будете тянуть кисть себе под мышку (короткое движение для запуска недостаточно), то маховик начнет раскручиваться в противоположную сторону и больно рванет руку.

Полностью удалить воздух из системы не всегда получается, поэтому несколько секунд или минут двигатель может работать неустойчиво. При подключении нагрузки система избавится от лишнего воздуха быстрее.

эксперт категории «Силовое оборудование»

Дизельный генератор хорош тем, что обеспечивает независимость от городской сети, а благодаря своей конструкции, может служить долгие годы, экономно потребляя солярку.

Электростанция на дизеле используется и как резерв, и как основной источник электричества. Второй случай особенно актуален во время строительных работ, когда необходима электроэнергия, а протягивать проводку – очень длинный и трудный процесс. Тогда и применяют удачное решение — дизельный генератор.

Также эти станции пригодятся для больших частных домов, офисов, магазинов и больниц, когда стационарное электричество выключают. Но если это крупное предприятие, завод или другие большие объекты, где нет возможности подключиться к электросети, часто такие станции используются как постоянный источник, который может работать на протяжении 24 часов.

Установить резервный или стационарный дизельный источник питания можно как на улице, так в любом здании, соблюдая правила установки.

В данной статье я расскажу вам, на что обращать внимание при установке дизель-генератора, какие правила и нормы необходимо соблюдать. Получив эту информацию, вы сможете грамотно установить агрегат, работающий на дизеле

В данном процессе ничего особо сложного нет, просто необходимо следовать этапам, которые перечислены ниже. Самый главный из них – выбор, подготовка места, основания для генератора.

Дизельные электростанции могут монтироваться вне помещений. В этом случае устройства должны быть защищены от негативного воздействия атмосферных осадков, пыли и перепадов температуры. В качестве такой защиты используются всепогодные кожухи. На сайте нашей компании можно ознакомиться с моделями дизель-генераторов для открытой местности различной мощности.

Для монтажа агрегата на время производства восстановительных или аварийных работ, а также строительства небольших объектов допускается установка на выровненной площадке без фундамента. Если работы будут вестись продолжительное время, требуется возведение бетонной подушки, которая является надежной защитой от деформации вследствие вибрации и от затопления грунтовыми водами.

Требования для оборудования ДЭС на улице:

  • достаточная удаленность от пожаро- и взрывоопасных объектов;
  • наличие проходов и подъездных путей для технического обслуживания и заправки генератора;
  • обеспечение исправной работы воздухоотводов и вентиляционного оборудования.

Перед началом работ по монтажу ДЭС необходимо определить места прокладки кабельных систем. Укладка кабельных трасс совместно с имеющимися системами коммуникаций допускается только после согласования с соответствующими службами.

Таблица 7.3.13. Минимальное допустимое расстояние от отдельно стоящих РУ, ТП и ПП до помещений со взрывоопасными зонами и наружных взрывоопасных установок

МИНИМАЛЬНОЕ ДОПУСТИМОЕ РАССТОЯНИЕ ОТ ОТДЕЛЬНО

СТОЯЩИХ РУ, ТП И ПП ДО ПОМЕЩЕНИЙ СО ВЗРЫВООПАСНЫМИ

ЗОНАМИ И НАРУЖНЫХ ВЗРЫВООПАСНЫХ УСТАНОВОК

Помещения со взрывоопасными зонами и наружные взрывоопасные установки, до которых определяется расстояние

Расстояние от РУ, ТП и ПП, м

С тяжелыми или сжиженными горючими газами

Помещения с выходящей в сторону РУ, ТП и ПП несгораемой стеной без проемов и устройств для выброса воздуха из системы вытяжной вентиляции

Помещения с выходящей в сторону РУ, ТП и ПП стеной с проемами

Наружные взрывоопасные установки, установки, расположенные у стен зданий (в том числе емкости)

Резервуары (газгольдеры), сливно-наливныеэстакады с закрытым сливом или наливом

С легкими горючими газами и ЛВЖ, с горючими пылью или волокнами

Помещения с выходящей в сторону РУ, ТП и ПП несгораемой стеной без проемов и устройств для выброса воздуха из систем вытяжной вентиляции

0,8 (до открыто установленных трансформаторов)

Помещения с выходящей в сторону РУ, ТП и ПП стеной с проемами

Наружные взрывоопасные установки, установки, расположенные у стен зданий (в том числе емкости)

Сливно-наливные эстакады с открытым сливом или наливом ЛВЖ

Сливно-наливные эстакады с закрытым сливом или наливом ЛВЖ

Резервуары (газгольдеры) с горючими газами

Примечания. 1. Расстояния, указанные в таблице, считаются от стен помещений, в которых взрывоопасная зона занимает весь объем помещения, от стенок резервуаров или от наиболее выступающих частей наружных взрывоопасных установок до стен закрытых и до ограждений открытых РУ, ТП и ПП. Расстояния до подземных резервуаров, а также до стен ближайших помещений, к которым примыкает взрывоопасная зона, занимающая неполный объем помещения, могут быть уменьшены на 50%.

Как подготовить помещение для монтажа ДГУ?

Вы на финишной прямой: поставщик оборудования найден, модель подобрана, договор заключен. Дизельная электростанция отправляется к вам. Осталось только выбрать место, где она будет стоять.

Вот тут-то очень важно не совершить ошибку и не пустить все на самотек. Наспех приспособленный агрегат, может превратиться в перманентную головную боль.

Основные требования к помещениям для электростанций изложены в «Правилах устройства электроустановок», изданных Главгосэнергонадзором России в 2002 году и «Нормах технологического проектирования дизельных электростанций», НТПД-90 (актуальны на момент публикации статьи в 2015 году). Но вам не нужно мучительно разбираться в сухих официальных строчках этих документов. Мы прочитали законы за вас и решили пересказать все понятным языком.

Готовить помещение для дизель-генераторной установки следует с умом. В этом процессе должна быть учтена масса факторов:

  • достаточная вентиляция оборудования,
  • защита от неблагоприятных природных факторов (дождь, снег, лед, ветер, мороз, жара, затопление, прямой солнечный свет),
  • защита от загрязнений, разносимых воздухом (пыль, дым, масляный туман, пары, выхлопной газ),
  • защита от ударов (деревьями, строительными конструкциями, автомобилями, погрузчиками),
  • защита от проникновения персонала, не уполномоченного работать с ДГУ,
  • защита от пожаров.

Глава 13 Дизельные и передвижные электростанции

2.1 При разработке генеральных планов ДЭС необходимо выполнять требования СНиП II-89-80 и СНиП II-106-79.

2.2 Земельные участки под строительство ДЭС выбираются в соответствии со схемой электроснабжения, а также проектами планировки и застройки объектов.

2.3 В комплекс ДЭС могут входить:

— главный корпус;

— повысительная трансформаторная подстанция;

— склад топлива и масла;

— сооружения для приема и перекачки топлива и масла;

— сооружения для охлаждения технической воды (градирни, агрегаты воздушного охлаждения, брызгальные бассейны;

— другие вспомогательные сооружения.

Конкретный состав сооружений ДЭС определяется проектом.

2.4. Наружное ограждение ДЭС, расположенной на территории промпредприятия. Не предусматривается.

2.5. ДЭС, расположенные на обособленных участках, ограждаются глухим или сетчатым забором высотой 2 м в соответствии с ВСН 03-77.

При площади застройки ДЭС более 5 га требуется устройство двух въездов на территорию. На одном из въездов должен быть предусмотрен пост охраны.

2.6. Территория участка должна быть озеленена посадкой деревьев, кустарника и засеяна травой. Существующие на территории зеленые насаждения при строительстве должны быть максимально сохранены.

2.7. Рельеф участка строительства, как правило, должен обеспечивать сток воды с территории ДЭС без устройства ливневой канализации.

3.1 При проектировании главного корпуса и вспомогательных сооружений ДЭС следует соблюдать требования СНиП 2.01.02-85, СНиП 2.09.03-85, СНиП 2.09.02-85, СНиП 2.09.04-87, а для сейсмических районов — также СНиП II-7-81.

3.2 Объемно-планировочные и конструктивные решения ДЭС должны предусматривать возможность расширения. Допускается расширение не предусматривать, если это оговорено в задании.

3.3 Для обеспечения возможности монтажа дизельного электроагрегата и крупноблочного оборудования следует предусматривать ворота или монтажные проемы, размеры которых должны, как правило, превышать габариты оборудования не менее чем на 400 мм.

3.4. Встроенные дизельные электростанции отделяются от смежных помещений несгораемыми стенами 2 типа и перекрытиями 3 типа.

Пристроенные дизельные электростанции должны отделяться от остального здания противопожарной стеной 2 типа.

Стены и междуэтажные перекрытия, отделяющие встроенные ДЭС от других помещений, а также стены, отделяющие пристроенные ДЭС от остального здания, должны быть газонепроницаемыми.

3.5. Выходы из встроенных и пристроенных ДЭС, как правило, должны быть наружу.

3.6 Машинный зал, помещения главного щита управления, расходных баков топлива и масла, распредустройств, аккумуляторной батареи, бытовые помещения, как правило, должны размещаться в здании главного корпуса.

3.7 В дизельной электростанции, являющейся основным источником электроснабжения, необходимо предусматривать бытовые и вспомогательные помещения:

— гардеробные с умывальниками;

— уборные;

— душевые;

— комнату для приема пищи;

— мастерскую;

— склад ЗиПа и материалов.

Могут быть предусмотрены и другие помещения при соответствующем обосновании. Для резервных ДЭС перечень помещений не нормируется.

3.8. Технологические и кабельные каналы дизельных электростанций должны перекрываться съемными плитами или щитами из несгораемого материала массой не более 50 кг. выдерживающими необходимую нагрузку, но не менее 200 кгс/м2, и иметь дренажные устройства.

3.9 Полы машинного зала и распределительных устройств необходимо выполнять из керамической плитки или другого несгораемого материала, не создающего пыль и не разрушающегося под воздействием топлива и масла, а также удовлетворяющего условиям безыскровости.

3.10 Фундаменты под дизель-генераторы должны выполняться согласно СНиП 2.02.05-87 на основе заданий заводов-изготовителей.

3.11. Помещения с расходными баками топлива должны иметь непосредственный выход наружу, а при наличии второго выхода через другие помещения — отделяться от них тамбуром.

При расположении помещения баков выше первого этажа в качестве основного должен предусматриваться выход на наружную лестницу.

3.12 Основные входы в машинный зал и в механическую мастерскую должны иметь размеры, обеспечивающие пронос крупногабаритных деталей и механизмов при производстве ремонтов оборудования.

3.13 В машзале расстояние от его наиболее удаленной точки до эвакуационного выхода (двери) должно быть не более 25 м.

3.14 Помещения ДЭС с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение.

Естественное освещение помещений ДЭС должно выполняться в соответствии со СНиП II-4-79. Разряд зрительной работы принимается для машзала VIII -в, для щитов управления (на фасаде щита) при постоянном обслуживании — IV -г.

Проектирование электротехнической части ДЭС осуществляется в соответствии с ПУЭ с учетом следующих положений:

5.1 Главные схемы электрических соединений.

5.1.1 Главные схемы электрических соединений дизельных электростанций (ДЭС) разрабатываются в соответствии с утвержденными схемами развития энергосистем или схемами электроснабжения объектов.

При разработке главных схем в основу принимаются следующие исходные данные:

5.1.1.1 Напряжения, на которых выдается электроэнергия ДЭС потребителям. На ДЭС, как правило, должно применяться не более двух распределительных напряжений.

5.1.1.2 Режим работы ДЭС — автономно или параллельно с энергосистемой.

5.1.1.3 График нагрузки потребителей, присоединенных к ДЭС, и число часов использования максимума или другие сведения о характере нагрузки.

5.1.1.4 Токи короткого замыкания на шинах ДЭС от энергосистемы (при параллельной работе ДЭС с системой).

5.1.1.5 Вид распределительной сети (воздушная или кабельная), присоединяемой к ДЭС, и длина линий.

5.1.1.6 Емкостный ток замыкания на землю в сети 6-10 кВ, на которую включается ДЭС.

5.1.2 На основании исходных данных, а также положений, изложенных в пп.1.8, 1.9, определяется тип и количество дизельных электроагрегатов, тип распределительного устройства, необходимость секционирования шин электростанции и положение секционного выключателя, необходимость трансформаторной подстанции и др.

5.1.3 Рабочая мощность ДЭС должна обеспечивать потребности присоединенных потребителей с учетом перспективы и потребность на собственные нужды.

5.1.4 Дизельные электроагрегаты ДЭС должны обеспечивать параллельную работу между собой. Необходимость параллельной работы ДЭС с энергосистемой определяется в задании на проектирование.

5.2 Схемы электрических соединений собственных нужд.

5.2.1 Питание электроприемников собственных нужд ДЭС должно производиться на напряжении 0,4 кВ от сети с глухозаземленной нейтралью:

— для ДЭС с генераторным напряжением 0,4 кВ, как правило, от шин генераторного напряжения;

— для ДЭС с генераторным напряжением 6,3 (10,5) кВ — от понижающих трансформаторов 6- 10/0,4 кВ.

5.2.2 Максимальную мощность трансформаторов СН рекомендуется принимать 1000 кВА с Ек = 8%. Трансформаторы меньшей мощности принимаются с Ек = 4,5-5,5%.

5.2.3 На ДЭС с генераторным напряжением выше 1 кВ для питания электроприемников СН рекомендуется применять комплектные трансформаторные подстанции.

5.2.4 Систему шин СН для ДЭС, являющихся основным источником электроснабжения, как правило, следует применять секционированной, при этом каждая секция должна иметь резервное питание (от резервного трансформатора, от соседней секции или от постороннего источника).

5.2.5 Мощность резервного трансформатора СН 6-10/0,4 кВ по схеме с явным резервом принимается равной мощности наиболее крупного рабочего трансформатора; по схеме со скрытым (неявным) резервом мощность каждого из взаиморезервируемых трансформаторов должна быть выбрана по полной нагрузке двух секций.

Читайте также:  Налог при продаже подаренной квартиры

В последнем случае между секциями должен предусматриваться секционный выключатель, на котором осуществляется АВР.

5.2.6 Питание электроприемников СН резервных ДЭС в режиме «резерва» должно осуществляться от основного источника.

Подготовка фундамента

При подготовке фундамента нужно учитывать в первую очередь то, что в процессе эксплуатации генераторной установки возникает вибрация. С учетом этой особенности требуется подготовить фундамент, который с одной стороны будет достаточно надежным, с другой стороны предотвратит смещение дизель-генератора в процессе его функционирования.

Для выполнения этих условий фундамент должен иметь вес в полтора-два раза больше массы генератора, площадь должна быть больше площади электростанции в целом, а глубина должна быть не менее 150 мм. Сам фундамент должен иметь идеально ровную поверхность без уклона по уровню.

При заливке фундамента необходимо предусмотреть установку монтажных креплений, посредством которых будет закреплена будущая дизельная электростанция.

Для обеспечения корректной работы дизельной электростанции и продления срока ее эксплуатации во время установки необходимо обеспечить хорошую работу системы охлаждения генератора. Прежде всего, речь идет об обеспечении нормальной и эффективной работы встроенной системы охлаждения дизель-генератора. Электростанция должна быть установлена таким образом, чтобы ничего не препятствовало функционированию системы охлаждения.

Если монтаж дизельного генератора осуществляется в уже имеющемся помещении, например, в гараже, в подвале либо в котельной, необходимо удостовериться в наличии нормальной вентиляции помещения. Также, рассматривая помещение для размещения электростанции важно соблюдать все необходимые пожарные нормы, так как дизель генератор является источником повышенной пожароопасности.

Тепловой двигатель производит некоторое количество тепла, которое должно быть выведено за пределы помещения, что необходимо для обеспечения правильной работы установки.

Высвобождение тепловой энергии происходит в следующих случаях:
— при охлаждении цилиндров;
— при тепловом излучении блока двигателя и выхлопной трубы;
— при охлаждении генератора переменного тока.
Исходя из этого, возникает необходимость в оборудовании помещения входным и выходным вентиляционными окнами, приспособленными к условиям эксплуатации генератора и системы охлаждения.
Воздух в помещении, где установлен генератор, должен перемещаться в направлении от генератора переменного тока к двигателю и радиатору.

При недостаточной вентиляции температура в помещении будет расти, что повлечет за собой потерю мощности двигателя вплоть до полной остановки генераторного агрегата (в некоторых случаях необходимо предусмотреть дополнительную вентиляцию).
Площадь проема для удаления воздуха соответствует площади решетки радиатора ДГУ (……м2). Площадь проема для притока в 2 раза больше площади решетки радиатора.
Входное и выходное вентиляционные окна не должны располагаться в непосредственной близости друг от друга. Но если нет возможности сделать проем для входного вентиляционного окна со стороны генератора. Отвод горячего воздуха от генератора за пределы помещения следует оградить коробом.

ДГУ в кожухе, глушитель и топливные баки, встроенные под кожухом двигателя.Решетка радиатора охлаждения и выхлопной тракт сверху.

Отвод горячего воздуха от генератора за пределы помещения производится по специальной металлической трубе (поставляемой на заказ), которая крепится под крышкой двигателя и выходит к окну в стене соответствующего размера.

От проникновения посторонних предметов и веществ воздухоотвод защищают металлической решеткой и от воды, металлическим козырьком.

Щели между стеной и радиатором заделываются строительной пеной.

Труба отвода сгоревших газов проходит через вывод горячего воздуха и металлическую решетку.

Если необходимо удлинить ранее установленный трубопровод, то его надо подвесить соответствующим образом и установить между ним и глушителем (или двигателем) компенсатор линейного удлинения.

Ни при каких обстоятельствах нельзя допустить, чтобы трубы проходили поверх двигателя или глушителя.

Трубопровод для удаления выхлопных газов должен иметь неподвижное крепление при проходе через стены или перегородки.

Противопожарные расстояния между дизельными электростанциями контейнерного типа

МИНИМАЛЬНОЕ ДОПУСТИМОЕ РАССТОЯНИЕ ОТ ОТДЕЛЬНО

СТОЯЩИХ РУ, ТП И ПП ДО ПОМЕЩЕНИЙ СО ВЗРЫВООПАСНЫМИ

ЗОНАМИ И НАРУЖНЫХ ВЗРЫВООПАСНЫХ УСТАНОВОК

Помещения со взрывоопасными зонами и наружные взрывоопасные установки, до которых определяется расстояние

Расстояние от РУ, ТП и ПП, м

С тяжелыми или сжиженными горючими газами

Помещения с выходящей в сторону РУ, ТП и ПП несгораемой стеной без проемов и устройств для выброса воздуха из системы вытяжной вентиляции

Помещения с выходящей в сторону РУ, ТП и ПП стеной с проемами

Наружные взрывоопасные установки, установки, расположенные у стен зданий (в том числе емкости)

Резервуары (газгольдеры), сливно-наливныеэстакады с закрытым сливом или наливом

С легкими горючими газами и ЛВЖ, с горючими пылью или волокнами

Помещения с выходящей в сторону РУ, ТП и ПП несгораемой стеной без проемов и устройств для выброса воздуха из систем вытяжной вентиляции

0,8 (до открыто установленных трансформаторов)

Помещения с выходящей в сторону РУ, ТП и ПП стеной с проемами

Наружные взрывоопасные установки, установки, расположенные у стен зданий (в том числе емкости)

Сливно-наливные эстакады с открытым сливом или наливом ЛВЖ

Сливно-наливные эстакады с закрытым сливом или наливом ЛВЖ

Резервуары (газгольдеры) с горючими газами

Примечания. 1. Расстояния, указанные в таблице, считаются от стен помещений, в которых взрывоопасная зона занимает весь объем помещения, от стенок резервуаров или от наиболее выступающих частей наружных взрывоопасных установок до стен закрытых и до ограждений открытых РУ, ТП и ПП. Расстояния до подземных резервуаров, а также до стен ближайших помещений, к которым примыкает взрывоопасная зона, занимающая неполный объем помещения, могут быть уменьшены на 50%.

2. Для рационального использования и экономии земель отдельно стоящие РУ, ТП и ПП (для помещений с взрывоопасными зонами и наружных взрывоопасных установок с легкими горючими газами и ЛВЖ, с горючими пылью или волокнами) допускается применять в порядке исключения, когда по требованиям технологии не представляется возможным применять РУ, ТП и ПП, примыкающие к взрывоопасной зоне.

Размеры помещения должны быть достаточными для размещения не только ДГУ, но и дополнительного оборудования (если предусмотрено проектом): электрический щит, дополнительный масляный и топливный баки, воздушная и выхлопная система.

Дизель-генератор необходимо размещать с учетом удобства его эксплуатации и ремонта. Следует соблюдать следующие минимальные расстояния от выступающих частей корпуса агрегата до окружающих элементов в помещении:

Высота помещения не меньше 3,6 м или 1,5 м от крайней высокой точки ДГУ

Минимальные расстояния до стен:

  • От переднего торца ДГУ мощностью до 500 кВт – 1 м, более 500 кВт – 2 м
  • От торца генератора с учетом выема ротора – 1,2 м
  • От стены до необслуживаемой стороны агрегата – 1 м
  • От стены до зоны обслуживание ДГУ и расстояние между ДГУ – 1,5 м.

Помещение должно быть отапливаемым. Температура внутри помещения не должна опускаться ниже +5 °С.

В помещении должны быть обеспечены меры противопожарной безопасности, электробезопасности и меры по соблюдению санитарных норм.

При проектировании отопления и вентиляции должны электротехнический помещений должны быть соблюдены требования соответствующих глав ПУЭ (Глава 6).

Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях дизельных электростанций следует выполнять в соответствии с СНиП 41-01-2003, а также с учетом технологических требований предприятия-изготовителя дизельных генераторов. Вентиляцию помещений расходных баков топлива и масла следует предусматривать по СНиП 2.11.03-93.

Помещение для дизель-генераторной установки должно иметь проёмы в наружных стенах для притока наружного воздуха и для отвода горячего. Проёмы должны быть защищены от дождя и снега (козырьки, жалюзи).

Входное и выходное вентиляционные окна не должны располагаться в непосредственной близости друг от друга. Но если нет возможности сделать проем для входного вентиляционного окна со стороны генератора. Отвод горячего воздуха от генератора за пределы помещения следует оградить коробом.

———

Площадь проёма для удаления воздуха соответствует площади решетки радиатора дизельного генератора. Площадь проёма для притока должна быть в 2 раза больше площади решетки радиатора.

———

При недостаточной вентиляции температура в помещении будет расти, что повлечет за собой потерю мощности двигателя вплоть до полной остановки ДГУ, поэтому в некоторых случаях необходимо предусмотреть дополнительную вентиляцию.

Если ДГУ будет эксплуатироваться в условиях Крайнего Севера или в зимнее время, то следует предусмотреть рециркуляционные жалюзи на выпускном коробе радиатора (для поддержания температуры +20°С в помещении или контейнере).

При проектировании или выборе помещения для установки ДГУ следует учитывать уровень шума, который вырабатывает дизель-генератор.

Согласно ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Шум. Общие требования безопасности допустимая норма уровня шума работающей электростанции в контейнере – не более 85 дБА.

Общий уровень шума при работе дизельного генератора создает механический шум и вибрации самой станции, шум от выхлопной системы дизельного двигателя и шум от работы систем охлаждения и воздухоотведения.

Выхлопная труба соединяется с глушителем дизель генератора. Положение глушителя может быть причиной пульсаций газа и следом всего трубопровода, что приводит к появлению дополнительного шума. Глушитель выхлопа обычно устанавливается на ровном участке выхлопного трубопровода. Когда это возможно, то глушитель устанавливается вне помещения. В особых случаях (в госпиталях, в жилой зоне и т.д.), когда требуется минимум шума, могут применяться как специальные глушители, так и специальные поглощающие комнаты.

Помимо поглощения звука, внутренние перегородки помещения и толщина стен могут выступать звукоизоляционными свойствами. В этом случае основную роль играет толщина стен.

——————————————-

Уровень звукового давления, производимого ДГУ в открытом исполнении, составляет 100-108 дБ (А) на расстоянии 1м. Ниже приведена степень эффективности различных способов снижения уровня шума:

  • Бетонные стены 30-45 дБ (А)
  • Звукоуловители на вентиляционных отверстиях 30-50 дБ (А)
  • Дверь со звукоизоляционным покрытием 15-43 дБ (А)
  • Глушитель системы выпуска отработавших газов 9-35 дБ (А)
  • Звукоизолирующий кожух 20 дБ (А)
  • Звукоизоляция стен помещения 10 дБ (А)

Удаление от источника шума: на практике снижение уровня шума составляет 3 дБ (А) при удвоении расстояния (Пример: 85 дБ (А) на расстоянии 1 м — 79 дБ (А) на расстоянии 4 м).

Закрытое исполнение сильно упрощает подготовку рабочего пространства для электростанции.

Специальных требований для установки контейнера с ДГУ нет. Главное условие для установки — жалюзийные решетки агрегата должны располагаться на расстоянии не менее 1,5 м от ближайших построек или прочего оборудования.

Расстояние от дизельной электростанции до общественного здания

При установке ДГУ в помещениях необходимо учитывать требования соответствующих строительных правил. Конструкции зданий должны позволять выдерживать нагрузку, соответствующую весу фундамента, оборудования, дополнительных аксессуаров и максимального запаса топлива. При существовании опасности проникновения воды в помещение эксплуатации ДГУ (например, при установке агрегата в котельной) подушка фундамента должна быть приподнята над уровнем пола.

Тепловой двигатель производит некоторое количество тепла, которое должно быть выведено за пределы помещения, что необходимо для обеспечения правильной работы установки.

Высвобождение тепловой энергии происходит в следующих случаях:
— при охлаждении цилиндров;
— при тепловом излучении блока двигателя и выхлопной трубы;
— при охлаждении генератора переменного тока.
Исходя из этого, возникает необходимость в оборудовании помещения входным и выходным вентиляционными окнами, приспособленными к условиям эксплуатации генератора и системы охлаждения.
Воздух в помещении, где установлен генератор, должен перемещаться в направлении от генератора переменного тока к двигателю и радиатору.

При недостаточной вентиляции температура в помещении будет расти, что повлечет за собой потерю мощности двигателя вплоть до полной остановки генераторного агрегата (в некоторых случаях необходимо предусмотреть дополнительную вентиляцию).
Площадь проема для удаления воздуха соответствует площади решетки радиатора ДГУ (……м2). Площадь проема для притока в 2 раза больше площади решетки радиатора.
Входное и выходное вентиляционные окна не должны располагаться в непосредственной близости друг от друга. Но если нет возможности сделать проем для входного вентиляционного окна со стороны генератора. Отвод горячего воздуха от генератора за пределы помещения следует оградить коробом.

ДГУ в кожухе, глушитель и топливные баки, встроенные под кожухом двигателя.Решетка радиатора охлаждения и выхлопной тракт сверху.

Отвод горячего воздуха от генератора за пределы помещения производится по специальной металлической трубе (поставляемой на заказ), которая крепится под крышкой двигателя и выходит к окну в стене соответствующего размера.

От проникновения посторонних предметов и веществ воздухоотвод защищают металлической решеткой и от воды, металлическим козырьком.

Щели между стеной и радиатором заделываются строительной пеной.

Труба отвода сгоревших газов проходит через вывод горячего воздуха и металлическую решетку.

Если необходимо удлинить ранее установленный трубопровод, то его надо подвесить соответствующим образом и установить между ним и глушителем (или двигателем) компенсатор линейного удлинения.

Ни при каких обстоятельствах нельзя допустить, чтобы трубы проходили поверх двигателя или глушителя.

Трубопровод для удаления выхлопных газов должен иметь неподвижное крепление при проходе через стены или перегородки.

Если этот фактор учитывался при проектировании помещения, то соотношение стоимости и качества звукоизоляции помещения будет оптимальным. Если же пользователь генераторной установки предполагает использовать неприспособленное помещение, то организация звукоизоляции будет более трудоемким и дорогостоящим делом. Существует два типа звуковой изоляции помещения.
Изоляция от проникновения звука:
Препятствует проникновению шума через стены. В этом случае основную роль играет толщина стен.
Поглощение звука:
Используются специальные материалы, поглощающие звуковую энергию. Данный метод применяется на вентиляционных отверстиях. Из-за этого приходится увеличивать входное

и выходное воздушные отверстия. Внутренние перегородки в помещении также могут покрываться звукопоглощающим материалом, чтобы понизить уровень шума в зале и, соответственно, выход звука сквозь стены, через вентиляционные отверстия и дверь.
Уровень звукового давления, производимого ДГУ в открытом исполнении, составляет 100-108 дБ (А) на расстоянии 1м. Ниже приведена степень эффективности различных способов снижения уровня шума:

— Бетонные стены 30-45 дБ (А)

— Звукоуловители на вентиляционных отверстиях 30-50 дБ (А)

— Дверь со звукоизоляционным покрытием 15-43 дБ (А)

— Глушитель системы выпуска отработавших газов 9-32 дБ (А)

— Звукоизолирующий кожух 20 дБ (А)

— Звукоизоляция стен помещения 10 дБ (А)

Удаление от источника шума: на практике снижение уровня шума составляет 3 дБ (А) при удвоении расстояния (Пример: 85 дБ (А) на расстоянии 1 м — 79 дБ (А) на расстоянии 4 м).

Отвод отработанных газов двигателя должен осуществляться наружу через правильно спроектированную выпускную систему (в комплект поставки не входит), которая не создавала бы излишнего противодавления на двигатель.
При установке газоотводной трубы необходимо учесть ряд условий, таких как результирующие потери мощности, изоляция, подвеска, уровень шума, загрязнение и т.д.
Размещение выхлопной магистрали должно обеспечивать защиту от попадания на его поверхность капель ГСМ и любых других горючих предметов.

Отвод газов производить в хорошо проветриваемое место в соответствии с требованиями местных санитарных служб.
Выход отводящей трубы необходимо защитить от попадания атмосферной влаги. Основные составляющие системы по удалению отработанных газов.

Трубы

Рекомендуется использовать трубы без сварных швов. Возможно использование труб из прокатного листа из-за их весовых характеристик. В любом случае нельзя допускать наличия швов внутри трубы, чтобы не повышать сопротивление.

Вывод должен осуществляться только с использованием труб с толщиной стенки не менее 1,5 мм. Использование жестяных коробов или гофрокороба для монтажа газовыхлопа недопустимо.

Горячие участки отводящего трубопровода необходимо защитить от возможного прикосновения.

Следует помнить, что чем более извилистая выхлопная труба, тем больше мощности теряется и, следовательно, тем больше диаметр труб необходимо использовать, что, в свою очередь, утяжеляет конструкцию и влечет за собой удорожание опор и глушителей.
Радиус изгиба угловых фитингов должен равняться минимум 2D. Лучше, если колено будет состоять из одного элемента.

Если колено выполнено из сварного листа, убедитесь, чтобы угловое соединение в 90° состояло, как минимум, из трех секций.

Диаметр трубы необходимой для монтажа станции при длине трассы до 50м должен быть не менее диаметра выхлопной трубы дизеля.

Воронка удаления конденсата и дождевой воды
Устанавливается в нижней части системы для защиты глушителя и двигателя, а также в местах горизонтального/вертикального изменения траектории трубопровода.

Защита ДГУ от атмосферой влаги или снега, также может обеспечиваться клапаном, уклоном выпускного участка трубы или внешний конец трубы обрезать под углом 60° к горизонтали. Если здание оборудовано системой детектирования дыма, выпускное отверстие следует разместить так, чтобы оно не мешало работе дымовой тревоги.

Глушитель
Так как глушители большие и тяжелые, учитывайте их размеры и вес, когда планируете выпускную систему. Глушитель должен иметь соответствующую опору, так чтобы его вес не был приложен к выпускному коллектору двигателя или турбокомпрессору.

Читайте также:  Алименты на ребенка в 2023 году

Следует использовать тепловой компенсатор или гибкую вставку между коллектором и первого зафиксированного участка выхлопной системой выхлопных трубопроводов, чтобы предотвратить передачу вибрации двигателя трубопроводу и зданию, а также изолировать двигатель и трубопровод от сил, возникающих вследствие температурного расширения, перемещения или веса трубопровода.

Вес выхлопного трубопровода не должен оказывать давления на изображенный элемент. Его необходимо устанавливать ровно, чтобы не допустить разрыва.
Глушитель должен вписываться в доступное пространство, не требуя дополнительных изгибов выпускного трубопровода, которые могут вызвать высокое противодавление на выпуске.
Глушитель с боковым впуском можно установить горизонтально над двигателем, что не потребует большого пространства по высоте помещения.

Глушитель можно расположить близко к двигателю, и выпускной трубопровод будет идти от глушителя наружу; или его можно расположить снаружи на стене или крыше.

Дизельгенераторы,требования к помещению для дизель-генераторной установки

  • С одной стороны, техническими особенностями контейнерного ДГУ:
    • Расположением приточный и вытяжных вентиляционных отверстий;
    • Направлением выхлопного тракта;
    • Расположением дверей и технологических отверстий.
  • С другой стороны необходимо соблюдать требования нормативных документов в сфере пожарной безопасности (СП 4.13130.2013 Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям), которые регламентируют расстояния от зданий и сооружений различных назначении, с различными степенями огнестойкости ограждающих конструкций.

Если контейнер ДГУ расположить приточным или выбросным отверстием вплотную к какой-либо сплошной стене (ограждающей конструкции), то дизель-генераторная установка не сможет охлаждаться должным образом. Как итог ДГУ будет останавливаться по аварии.

При расположении ДГУ контейнерного исполнения в нарушение противопожарных расстояний, МЧС России может наложить на владельца установки очень серозный штраф и выдать предписание на устранение нарушений. Как итог — дополнительные финансовые затраты.

Объем топлива определяется требуемым временем автономии. В зависимости от объема, хранимого в контейнере ДГУ топлива может появиться необходимость в системе аварийного слива топлива. Такая необходимость определяется в соответствии с действующими нормативными документами. Аварийный бак должен размещаться подземно на нормируемом расстоянии от стен зданий (сооружений). Расстояние до стен и объем аварийного бака определяется по СП 4.13130.2013. Глубина заложения зависит от геологических и геодезических особенностей местности.

Отсутствие аварийного бака (при его необходимости) может так же являться основания для предписания со стороны пожарного инспектора. Размещение бака без проекта, учитывающего все нормы, может стать серьезной ошибкой. Бак со временем под действием коррозии сгнить, возможны подтопления емкости и ее выпирание из грунта.

Работа ДГУ сопровождается следующими факторами воздействия на окружающую среду и санитарно-гигиенические условия окружающей территории:

  • Загрязнение атмосферного воздуха;
  • Шумовое воздействие.

Бытует мнение, что для резервных дизель-генераторных нет необходимо рассчитывать экологическое воздействие на окружающую среду, но это не так! В методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ОАО «НИИ Атмосфера», г. Санкт-Петербург, 2012г.) в разделе 2.6. сказано:

«Выбросы от дизельных электростанций, предназначенных для использования при аварийных ситуациях, подлежат нормированию и для них устанавливаются нормативы только при проверке работоспособности ДЭС, осуществляемой с учетом периодичности и продолжительности согласно паспорта ДЭС».

Соответственно аварийный характер работы ДГУ не спасает нас от необходимо осуществлять расчет на соответствие экологическим нормам, как следствие разрабатывать раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ООС).

Раздел ООС позволяет оценить возможность установить ДГУ в той или иной местности. В нем даются необходимые рекомендации по снижению возможного шумового воздействия на окружающую застройку. Вычисляется высота, на которую следует выводить выхлопной тракт от ДГУ, что бы обеспечивалось требуемое рассеивание вредных веществ.

На практике часто случается так, что большая шумящая ДГУ вызывает опасения (негодование) у населения (в случае установки ДГУ в плотной жилой застройке). В таком случае люди обращаются в Роспотребнадзор с просьбой провести проверку объекта. В случае если в последствии инспектор Роспотребнадзора выявляет нарушения, то владельцу установки выписывается предписание на устранение нарушений и серьезный денежный штраф.

Для того чтобы дизель-генераторная установка, размещенная в помещении, функционировала в нормальном режиме необходимо спроектировать целый ряд инженерных систем (для контейнера которые уже изготовлены в заводских условиях). Основные системами являются:

  • Система технологической вентиляции;
  • Система отвода выхлопных газов;
  • Система топливоснабжения ДГУ;
  • Система охлаждения (для варианта с выносным радиатором).

На рисунке ниже представлен план размещения ДГУ в помещении (к данному проекту и выставлены замечания в таблице 1). Кроме как разместить на плане проектировщик не потрудился, в ответ на замечание по сути предложил обратиться к поставщикам оборудования.

В данном случае важно понимать, что поставщик оборудование поставляет именно оборудование и если ему придет запрос на станцию мощностью 900кВт (как в данном случае), то конечно же с радостью продаст заказчику такую ДГУ.

1.1. Настоящие нормы устанавливают основные требования к проектированию новых, расширяемых и реконструируемых стационарных дизельных электростанций (ДЭС) единичной мощностью агрегатов 30 кВт и выше.

Нормы не распространяются на проектирование ДЭС специального назначения, разработка которых осуществляется по ведомственным нормативным документам.

Повысительные подстанции при ДЭС проектируются по «Нормам технологического проектирования подстанций с высшим напряжением 35-750 кВ».

1.2. Основные технические решения должны обеспечивать максимальную экономию капиталовложений в строительство и эксплуатационных затрат, снижение материалоемкости, повышение производительности труда в
строительстве и эксплуатации, создание оптимальных санитарно-бытовых условий для эксплуатационного персонала, а также защиту окружающей природной среды.

1.3. В сейсмических районах с величиной проектного землетрясения 7 баллов и выше проектированиеДЭС следует осуществлять с учетом обеспечения сейсмостойкости строительных конструкций и технологического оборудования. При отсутствии необходимого сейсмостойкого оборудования допускается по согласованию с
заказчиком применение общепромышленного оборудования.

1.4. Проектирование новых и реконструируемых ДЭС должно осуществляться в соответствии с заданием на проектирование, составленным, как правило, на основании ТЭО, ТЭР или решений директивных органов.

1.5. Дизельные электростанции могут использоваться в качестве основного источника электроснабжения или в качества резервного источника.

1.6. ДЭС , как правило, выполняются отдельно стоящими и имеют свои вспомогательные здания и сооружения. Пристроенные или встроенные ДЭС могут предусматриваться для резервирования потребителей,
расположенных в одном сооружении, или отдельных потребителей большой мощности (например, компрессорных, холодильных центров, радиоцентров и т.п.). При этом взрывоопасные помещения должны
располагаться у наружных стен с оконными проемами.

1.7. Не допускается встраивать ДЭС в жилые и общественные здания, пристраивать к ним, а также к складам сгораемых материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Не допускается размещать ДЭС, встроенные в производственные здания, под санитарно-бытовыми помещениями и помещениями, в которых хранятся сгораемые материалы, а также под помещениями, предназначенными для одновременного пребывания 50 человек и более.

1.8. Общее количество дизельных электроагрегатов, устанавливаемых в ДЭС, определяется числом рабочих и резервных агрегатов. На базовых ДЭС должен предусматриваться как минимум один резервный агрегат.

Мощность резервного агрегата принимается равной мощности рабочего.
Суммарная мощность рабочих дизельных электроагрегатов должна покрывать максимальную расчетную нагрузку с учетом собственных нужд ДЭС и обеспечивать запуск электродвигателей. Количество рабочих
агрегатов определяется в соответствии с графиком нагрузок и имеющейся номенклатурой электроагрегатов.

На резервных ДЭС необходимость установки резервных агрегатов должна специально обосновываться.

1.9. Выбор дизельных электроагрегатов по уровню автоматизации для резервных станций должен производиться с учетом допустимого перерыва электроснабжения.

1.10. В проектах дизельных электростанций необходимо учитывать требования, изложенные в технической документации заводов-изготовителей дизельных электроагрегатов.

Согласование основных технических решений с заводом-изготовителем дизельного электроагрегата производится при наличии соответствующего требования в ТУ на агрегат.

1.11. Компоновка оборудования дизельной электростанции должна обеспечивать безопасное и удобное обслуживание оборудования, а также оптимальные условия для производства ремонтных работ.

Для механизации трудоемких работ при ремонте отдельных узлов оборудования, арматуры и трубопроводов следует предусматривать подъемно-транспортные средства (тали, тельферы, краны). Их грузоподъемность должна выбираться с учетом веса наиболее часто поднимаемых узлов и деталей (крышка блока цилиндров, водомасляный блок, ротор генератора и т.д.). Допускается выем ротора осуществлять с помощью специальных приспособлений.

1.12. В помещении машинного зала ДЭС необходимо предусматривать ремонтную площадку для размещения деталей дизеля и генератора во время ремонта. Она, как правило, должна располагаться в одном из торцов
машинного зала.

1.13. Категорию помещений и зданий ДЭС по взрывопожарной и пожарной опасности и степень их огнестойкости следует принимать согласно «Перечню помещений и зданий энергетических объектов Минэнерго СССР с указанием категорий по взрывопожарной и пожарной опасности» (приложение 2), а для помещений, не вошедших в Перечень — по ОНТП 24-86 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности».

Категория помещений по сравнению с указанной в «Перечне…» может быть снижена при расчетном обосновании согласно ОНТП 24-86.

1.14. Ограждающие и несущие конструкции ДЭС должны быть выполнены со степенью огнестойкости не ниже III-а.

2.1. При разработке генеральных планов ДЭС необходимо выполнять требования СНиП II-89-80 и СНиП II-106-79.

2.2. Земельные участки под строительство ДЭС выбираются в соответствии со схемой электроснабжения, а также проектами планировки и застройки объектов.

2.3. В комплекс ДЭС могут входить:

  • главный корпус;
  • повысительная трансформаторная подстанция;
  • склад топлива и масла;
  • сооружения для приема и перекачки топлива и масла;
  • сооружения для охлаждения технической воды (градирни, агрегаты воздушного охлаждения, брызгальные бассейны;
  • другие вспомогательные сооружения.

Конкретный состав сооружений ДЭС определяется проектом.

2.4. Наружное ограждение ДЭС , расположенной на территории промпредприятия, не предусматривается.

2.5. ДЭС, расположенные на обособленных участках, ограждаются глухим или сетчатым забором высотой 2 м в соответствии с ВСН 03-77.

Расстояние от дгу до котельной

Работа с дизельными генераторами требует специальной подготовки и знаний, в том числе – по технике безопасности. Когда речь идет об установке станции в городе или другом населенном пункте, необходимо соблюдать безопасное расстояние ДЭС до зданий, как жилых, так и коммерческих.

Как провести расчеты?

Отправной точкой должен стать свод правил «Системы противопожарной защиты» (СП 4.13130.2013). Документ большой, если нет времени на детальное изучение, стоит обратиться к п. 5.1.5: «Противопожарные требования к размещению зданий, помещений и сооружений генераторных должны соответствовать требованиям, предъявляемым для котельных, работающих на соответствующем топливе».

Что важно при установке котельной? Определить класс огнестойкости и пожарной опасности (п.6.9.2. СП 4.13130.2013). То же касается и дизельных генераторов, которые в по ГОСТ 25957-83 «Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация, термины и определения»(п.1 таблицы 2) определяются как «мобильные (инвентарные) сооружения контейнерного типа дизельных электростанций».

Зная класс, следует рассчитать площадь, которую займут ваши установки. Опираясь уже на эти данные, можно вычислить безопасное расстояние электростанции до стены здания в вашем конкретном случае. Примеры расстояний приведены в документе в таблицах п.6 «Требования к объектам производственного и складского назначения класса функциональной пожарной опасности Ф5».

Другими словами, расстояние от зданий до генераторных установок, хоть и рассчитывается по определенному алгоритму, зависит от конкретных условий монтажа. Но всегда это – несколько метров: 6 м, 9 м, 12 м и т.д.

Если у вас возникли проблемы с расчетом или вы хотите заказать дизельную электростанцию в аренду с дальнейшей установкой по всем нормам, звоните 8 (495) 150-15-64. Мы поможем решить задачу любой сложности!

Противопожарные расстояния между дизельными электростанциями контейнерного типа

Заводом предусмотрено в контейнерах газовое пожаротушение, степень огнестойкости IV, категория В.
По СП 4.13130.2013 9 метров, но с учетом автоматического газового пожаротушения можно уменьшить до 6.
Учитывая плотность застройки хотелось бы эту группу контейнеров ближе поставить, уменьшив расстояния между ними. до какой степени можно уменьшить противопожарные расстояния между контейнерами?

В соответствии с п.5.1.5 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (ред. от 18.07.2013) противопожарные требования к размещению зданий, помещений и сооружений генераторных должны соответствовать требованиям, предъявляемым для котельных, работающих на соответствующем топливе.

В соответствии с п.6.9.2. СП 4.13130.2013 отдельно стоящие здания котельных по степени огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности, высоте зданий и площади этажа в пределах пожарного отсека принимаются в соответствии с требованиями для зданий производственного назначения.

Здания отдельно стоящих, пристроенных и встроенных котельных выполняются I и II степени огнестойкости класса пожарной опасности С0; III степени огнестойкости классов пожарной опасности С0 и С1.

Здания отдельно стоящих котельных, относящихся ко второй категории по надежности отпуска тепла потребителям, могут также выполняться IV степени огнестойкости класса пожарной опасности С0, С1.

Соответственно, мобильные (инвентарные) сооружения контейнерного типа дизельных электростанций (дизельных электрогенераторов) могут выполняться IV степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, С1.

Мобильное (инвентарное) здание или сооружение — здание или сооружение комплектной заводской поставки, конструкция которого обеспечивает возможность его передислокации (п.1 таблицы 2 ГОСТ 25957-83 «Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация, термины и определения»).

Мобильное (инвентарное) здание или сооружение контейнерного типа — мобильное (инвентарное) здание или сооружение, состоящее из одного блок-контейнера полной заводской готовности, передислоцируемое на любых пригодных транспортных средствах, в том числе на собственной ходовой части (п.3 таблицы 2 ГОСТ 25957-83 «Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация, термины и определения»).

В соответствии с п.6.1.3 СП 4.13130.2013 расстояние между производственными зданиями не нормируется:

а) если сумма площадей полов двух и более зданий III и IV степени огнестойкости классов C1, C2 и С3 не превышает площадь полов, допускаемую между противопожарными стенами, считая по наиболее пожароопасной категории, низшей степени огнестойкости и низшего класса конструктивной пожарной опасности здания;

б) если стена более высокого или широкого здания или сооружения, выходящая в сторону другого здания, является противопожарной 1-го типа.

Соответственно, существует два варианта, при которых противопожарные расстояния между тремя мобильными (инвентарными) сооружениями контейнерного типа дизельных электростанций (дизельных электрогенераторов) не будут нормироваться:

Мобильные (инвентарные) сооружения контейнерного типа дизельных электростанций (дизельных электрогенераторов) являются сооружениями IV степени огнестойкости, класса пожарной опасности С1, категорий «В» по взрывопожарной и пожарной опасности и общая площадь трех сооружений не превышает допустимую площадь пожарного отсека для производственного сооружения IV степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1, категорий «В», согласно п.6.1.1, таблицы 6.1 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (ред. от 23.10.2013).

В соответствии с п.6.1.1, таблицей 6.1 СП 2.13130.2012 для одноэтажных сооружений категории «В», высотой до 18 м площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 25000 кв.м. допускается принимать степень огнестойкости IV и класс конструктивной пожарной опасности С1.

Соответственно, если сумма площадей полов 3 (трех) мобильных (инвентарных) сооружений контейнерного типа дизельных электростанций (дизельных электрогенераторов) IV степени огнестойкости, класса пожарной опасности С1, категории «В» не превышает 25000 м(2), то расстояние между данными сооружениями не нормируется.

Мобильные (инвентарные) сооружения контейнерного типа дизельных электростанций (дизельных электрогенераторов) необходимо разделить между собой противопожарными стенами 1-го типа (REI 150).

Требования к устройству противопожарных стен 1-го типа установлены разделом 5.4 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (ред. от 23.10.2013).

ВЕНТИЛЯЦИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ «ДЭС»

7.23*. В помещении ДЭС следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию для работы при I и II режимах вентиляции убежища, рассчитанную на удаление тепла и газообразных вредностей, выделя­емых в помещение дизель-генератором, а также на снабжение дизеля воздухом для горения топлива.

Удаление тепловыделений, поступающих в поме­щение ДЭС от дизель-генератора при III режиме, сле­дует предусматривать воздухоох­лаждающей уста­новкой. При этом забор воздуха для работы дизеля следует осуществлять снаружи через гравийный воздухоохладитель, а обслуживающий персонал дол­жен пользоваться изолирующими противогазами.

Тепловыделения от дизель-генераторов следует принимать по данным каталогов или определять рас­четом.

В помещении электрощитовой следует предус­матривать приточно-вытяжную вентиляцию, соеди­ненную с общей системой и рассчитанную на удале­ние тепла, выделяющегося от установленного в ней обору­дования.

Расположение воздухозаборных и вытяжных шахт систем вентиляции ДЭС принимается в соот­ветствии с пп. 7.11* и 7.21* настоящих норм.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *