Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности осуществления кадастрового учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно части 1 статьи 6 Земельного Кодекса РФ части земельных участков являются объектами земельных отношений. Сведения о части объекта недвижимости — основные сведения об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости (исключение – когда объектом недвижимости является объект незавершенного строительства).
Оформление части земельного участка в собственность
В своем прямом значении части ЗУ не оформляются в собственность, поскольку это приведет к наложению наделов друг на друга, что недопустимо и совершенно невозможно с точки зрения ЕГРН.
В земельном праве допускается раздел/выдел территории, следствием которого станет образование новых земельных зон.
В случае раздела исходный земельный участок прекращает свое существование, а в случае выдела — сохраняется, однако уже в измененных границах. Права на вновь образованные земли оформляются в установленном законом порядке.
Но важно учитывать, что не все объекты недвижимости могут быть разделены:
Объекты недвижимости |
|
Делимые |
Неделимые |
Речь тут идет о тех территориях, которые не утрачивают своих полезных характеристик после раздела и в будущем могут быть использованы для строительства, садоводства или огородничества, предпринимательской деятельности и пр. |
Разделение таких объектов невозможно без нарушения их целостности либо функционального назначения. |
Новое в составе сведений ЕГРН и кадастра
ЕДИНЫЙ ГОСРЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
В ЕГРН вошли:
Теперь включают сведения о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок с/х назначения или его обременения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с ненадлежащим использованием. |
Уточнено, что в отношении предприятия как имущественного комплекса указывают кадастровые номера объектов недвижимости, которые предприятие использует на праве, отличном от права собственности (например, по договору аренды)
Сведения о решении об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд теперь вносят в кадастр недвижимости, а не в ЕГРН. |
Реестровые дела теперь ведут только в электронной форме.
С 2021 года в законе прописаны случаи, когда кадастровый учет и госрегистрацию прав проводят на основании техплана и акта обследования.
Новое в получении сведений из ЕГРН
ВОПРОС/СИТУАЦИЯ |
НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ |
Кто официально предоставляет сведения из ЕГРЮЛ | Теперь закреплено, что сведения из реестра предоставляет Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра |
В какой форме запрашивать сведения | Страховые и кредитные организации обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме |
На какую дату актуальны сведения в выписке из ЕГРН | Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе.
Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра. До 30.04.2021 было установлено, что сведения актуальны на момент выдачи выписки. |
Получение сведений ЕГРН через МФЦ | МФЦ должен переслать запрос в течение 1 рабочего дня (а не 2-х, как ранее).
Подготовленные сведения орган регистрации прав передает в МФЦ в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (ранее – 2 раб. дня с момента передачи запроса от МФЦ). |
Получение акта согласования местоположения границ земельных участков | Копию акта из межевого плана могут получить:
|
Получение сведений ЕГРН арбитражными управляющими | С 30.04.2021 могут бесплатно получить не только сами арбитражные управляющие, но и те, кому они выдали доверенность.
Сведения можно бесплатно получить:
|
Запрет продажи выписок из ЕГРН | Никто не вправе передавать третьим лицам за плату выписки из ЕГРН. Запрещены неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки ЕГРН.
Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:
|
Что такое технический и межевой планы?
- Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
- Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.
Учет недвижимости в госкадастре
Потребность внесения в ЕГРН (гл.2 закона «О госрегистрации недвижимости» за №218-ФЗ) новых (обновленных) кадастровых сведений требуется как при изменении характеристик недвижимого объекта, так и при его регистрационном оформлении.
В первом варианте причинами постановки на кадастровый госучет будут:
- существенные изменения характеристик (к примеру, увеличение площади) объекта недвижимости, возведенного на состоящей в собственности земельной территории;
- выполнен снос объекта на находящемся в собственности участке, причем права на снесенную недвижимость прежде в ЕГРН не регистрировались.
Во втором варианте, более распространенном, постановка недвижимости на госучет в кадастре выполняется при регистрации прав на данный объект, а именно:
- по факту создания (к примеру, после постройки коттеджа), при отсутствии объекта в ЕГРН ранее или при его образовании (к примеру, после раздела земельного участка);
- по факту сноса недвижимой собственности, учтенной в ЕГРН.
Учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями территории, ограничение в использовании таких участков
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), а также Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территории (далее – охранные зоны).
По правилам, установленным порядком ГКН, органом кадастрового учета осуществляется учет части земельного участка, образованной в связи с установлением охранных зон, на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведений о таких частях земельных участков, приобретают характер кадастровых сведений.
В соответствии с пунктом 65 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, в Реестр объектов недвижимости вносятся следующие сведения о частях земельного участка:
1) учетный номер части земельного участка и дата его присвоения;
2) площадь части земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра и с указанием погрешности вычисления;
3) описание местоположения границы части земельного участка в объеме сведений, предусмотренных картой (планом) объекта землеустройства.
При постановке на учет образованного земельного участка, учете изменений земельного участка, в связи с уточнением описания местоположения его границ, если такой земельный участок частично располагается в границах охранной зоны, сведения о которой внесены в ГКН, орган кадастрового учета самостоятельно определяет координаты характерных точек границ части земельного участка, расположенной в границах указанной зоны, и осуществляет учет такой части.
В случае совпадения границ нескольких охранных зон, повторное образование части земельного участка не осуществляется. При этом сведения о существующей части земельного участка дополняются сведениями об учетном номере такой охранной. Сведения обо всех учетных номерах охранных зон являются актуальными до момента прекращения её существования.
Сведения обо всех учетных номерах охранных зон являются актуальными до момента прекращения существования зоны с особыми условиями использования территории.
Сведения о частях земельных участков, образованных в связи с установлением охранных зон исключаются из реестра объектов недвижимости со дня внесения в ГКН сведений о прекращении существования такой зоны.
Ограничение прав на землю, в связи с установлением охранных зон регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и законодательством в области электроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и охранные зоны объектов по производству электрической энергии), законодательством в области промышленной безопасности (охранные зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны газораспределительных сетей), законодательством о железнодорожном транспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством (водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны и зеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российского законодательства.
В силу требований ст. 56 Земельного кодекса РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю. В таком случае земельные участки не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Регистрация объекта недвижимости осуществляется посредством государственного кадастрового учета, иными словами, кадастровый учет является неотъемлемой частью процесса регистрации, его составляющей.
Статья 16. Основания осуществления кадастрового учета
1. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее — постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также — снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 — 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
2. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 — 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также — учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее — учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее — учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее — необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
3. Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7 — 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в пункте 7, 11, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений).
Статья 17. Сроки осуществления кадастрового учета
1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя — в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя.
2. Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов.
3. Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:
1) сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости);
2) новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя);
3) сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).
Статья 18. Место осуществления кадастрового учета
1. Кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен данный объект недвижимости.
2. Место осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов, определяется в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Статья 19. Государственная пошлина за осуществление кадастрового учета
1. За постановку на учет объекта недвижимости уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Учет изменения объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется без уплаты государственной пошлины.
Статья 20. Лица, имеющие право на обращение с заявлениями о кадастровом учете
1. С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 — 6 настоящей статьи лица (далее также — заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников; от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) — представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан — представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения.
2. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
3. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями об учете изменений земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, — лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
4. С заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.
5. С заявлением об учете адреса правообладателя объекта недвижимости вправе обратиться собственник такого объекта недвижимости, с заявлением об учете адреса правообладателя земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, — лицо, обладающее этим земельным участком на указанном праве.
Как выбрать специалиста для постановки земельного участка на кадастровый учет
Подготовка документов для оформления земельного участка – довольно затратная процедура, стоимость зависит от региона и сложности работы. Цена начинается от 10-15 тысяч рублей и стремится к ста тысячам. Владелец земельного участка не имеет права самостоятельно выполнить необходимые работы и вынужден обращаться в специализированные организации или к сертифицированным специалистам.
При выборе инженера или специализированного бюро нужно ориентироваться в первую очередь на наличие необходимой квалификации и допусков, а уже потом обсуждать стоимость услуг. Ошибка кадастрового инженера может дорого обойтись владельцу участка.
Специалист должен сдать квалификационный экзамен, иметь членство в СРО и, желательно, профессиональный стаж. Проверить кадастрового инженера можно бесплатно на сайте Росреестра в разделе «Сервисы – Реестр кадастровых инженеров».
Как происходит постановка на кадастровый учет и в какой срок?
Чтобы провести постановку на кадастровый учет земельного участка, необходимы следующие документы:
- Свидетельство, которое подтверждает права на участок.
- Договор или другой документ, на основании которого в отношении участка возникло право собственности или пользования (в том числе аренды).
- Межевой и геодезический планы участка. Важно помнить, что их необходимо заказывать в организациях, имеющих лицензию на оказание такого рода услуг. Обычно сейчас планы готовятся сразу в двух вариантах: на бумажном чертеже и на электронном носителе.
- Если земля находится в собственности государства, то требуется также разрешение органа исполнительной власти, ведающего имуществом.
- Если участок находится в долевой собственности, но оформлением занимается лишь один из собственников (либо вообще представитель), нужна нотариальная доверенность на его имя от каждого из собственников.
- Квитанция об уплате пошлины.
Если эти документы у вас имеются, нужно обращаться в организацию, занимающуюся кадастровым учетом. Это может быть либо отделение кадастровой палаты Росреестра, либо МФЦ, работающий по системе одного окна. Согласно порядку постановки земельного участка на кадастровый учет, там потребуется заполнить заявление, предъявить паспорт и передать документы специалисту, после чего сотрудник организации выдаст расписку в их получении, где будет указана ориентировочная дата готовности кадастрового паспорта, а также контактные телефоны, по которым можно связаться со специалистами.
Если пакет документов полон и не содержит ошибок, то в срок не более 30 дней постановка земельного участка на государственный кадастровый учет будет завершена, а заявитель получит на руки кадастровый паспорт.
Если соседей не найти
Иногда с соседями по земельному участку нет возможности связаться: владелец смежного участка уже 10 лет не приезжал в свой загородный дом или собственник погиб, а наследники еще не вступили в собственность. Не стоит переживать, если подписи соседей не получилось собрать. Данная проблема решается с помощью публикации в газете. Кадастровый инженер может дать объявление в местной газете о дате проведения собрания для согласования границ — п. 8 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Даже если сосед на собрании ничего не подпишет или вообще не придет, то границы все равно считаются с ним согласованы. После подачи объявления кадастровому инженеру выдадут на руки один экземпляр газеты с этим объявлением. Экземпляр газеты прикладывается в межевой план к акту согласования, а в самом акте будет указано, что согласование с таким-то соседом было с помощью публикации в такой-то газете и дата публикации. В случае если соседи категорически против границ Вашего участка и урегулировать данный вопрос мирным путем не получается, то проблема решается в судебном порядке.
Чем выдел доли отличается от раздела?
Собственникам, намеревающимся произвести манипуляции со своей недвижимостью, следует отдавать отчет в разнице между терминами «раздел» и «выдел», так как юридические последствия у двух этих операций различаются:
- Выдел в натуре означает, что первоначальный земельный участок останется в долевой собственности, за исключением той его части, которая будет выделена и перейдет в безраздельную собственность одного из участников при согласии на это остальных участников или на основании решения суда.
- Раздел участка означает прекращение долевой собственности, а также упразднение ранее существовавшего участка. Территория делится на несколько самостоятельных участков, обладающих своими границами и имеющими собственные кадастровые номера. Все бывшие долевые собственники станут владельцами своих участков.
Так как эти процедуры принципиально отличаются, порядок их оформления тоже разный. Раздел намного сложнее, занимает больше времени и обходится дороже.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗУЕМЫХ ЧАСТЯХ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Реквизит 1. (п.54) Заполняется в отношении образуемых частей земельных участков, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границы части земельного участка.
Реквизит 1. Строка 1. (п.49)Вносятся обозначения на Чертеже характерных точек границы земельного участка или части земельного участка начиная с точки, расположенной в северо-западной части Чертежа по часовой стрелке. Список характерных точек границы должен завершаться обозначением начальной точки.
(п.50) В качестве обозначений характерных точек границ земельных участков и их частей используются:
для точек, местоположение которых не изменилось или было уточнено в результате кадастровых работ, — число, записанное арабскими цифрами;
для новых точек — сочетание строчной буквы «н» русского алфавита и числа, записанного арабскими цифрами (например, н1).
Для новых характерных точек границ земельных участков и частей земельных участков, сведения о которых включены в межевой план, применяется сквозная нумерация.
Реквизит 1. Графа 5. (п.55) Заполняется в случае если граница части земельного участка совпадает с границей земельного участка. В данном случае в соответствующей строке графы «Примечание» указывается обозначение характерной точки границы земельного участка.
Реквизит 2. Строка 2. (п.60) Заполняется в отношении существующих частей земельных участков, которые сохраняются в прежних либо уточняемых границах на образуемых, измененных или уточняемых земельных участках, а также в отношении образуемых частей земельных участков. При этом графа «±ΔР, м2» заполняется в отношении образуемых частей земельных участков, а также в случае если в результате уточнения местоположения границы существующей части земельного участка изменилась ее площадь.
Реквизит 2. Графа 3. (п.39) Значение площади земельных участков (частей земельных участков) в межевом плане указывается в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра.
Реквизит 2. Графа 5. (п.61)Ззаполняется на основании:
-сведений ГКН — в отношении существующих частей земельных участков, которые сохраняются в прежних либо уточняемых границах на образуемых, измененных или уточняемых земельных участках;
-актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, договоров, вступивших в законную силу судебных актов — в отношении образуемых частей земельных участков.
Кто может поставить землю на учет
Постановка на кадастровый учет участка земли может осуществляться только теми лицами, которые внесены в перечень возможных заявителей по получению паспорта регулирующим законодательством. Так, к ним относятся:
- непосредственные владельцы наделов, которые имеют подтверждающие такой факт документы;
- наследники;
- пользователи надела, при этом такой факт требует дополнительного подтверждения согласия на постановку на учет собственника (им чаще всего выступает государство);
- лицо, получившее право на получение надела в собственность в процессе выделения из товарищества.
Как могут образовывать участки органы власти
Органы управления могут образовывать участки. Это происходит в связи с тем, что принимают определенные документы-основания.
- Создана вся проектная документация относительно земельных наделов, которая решит вопросы с межеванием.
- Сформированы документы, что нужны для лесных участков.
- Утвержден проект положения территорий на нужных кадастровых планах.
При этом сам проект межевания необходим для ряда земель. Такими территориями будут:
- наделы, где планируется создавать линейные объекты;
- участки, где находятся многоквартирные дома;
- те земли, что будут предоставлены для освоения комплексного типа;
- территории, выделенные для ведения своего хозяйства какому-либо некоммерческому образованию;
- участки, выданные человеку по договору о том, что он освоит и будет способствовать развитию земли.