Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как разместить нестационарный торговый объект (НТО)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С заявлением о включении земельного участка в схему расположения нестационарных торговых объектов необходимо обращаться в Администрацию района Санкт-Петербурга, на территории которого непосредственно располагается данный земельный участок. Сбор предложений осуществляется Администрациями районов постоянно. К заявлению помимо прочих документов необходимо приложить схему ориентировочных границ земельного участка.
Куда подавать заявки о включении участка в схему НТО
Схема ориентировочных границ земельного участка
Следует отметить, что хотя Администрации и собирают заявки постоянно, все эти заявки вносятся в РГИС и начинают обрабатываться в течение 10 рабочих дней только по истечении квартала, то есть 3-х месяцев. Это означает, что, допустим, подав заявку в январе месяце, рассматриваться она начнет только в апреле (пункт 2.5 Постановления Ν 1045).
Как поставить нестационарный пункт
Перед оформлением документации следует определить вид объекта. Индивидуальный предприниматель обязан понимать, что такое нестационарный пункт торговли, как он должен быть оформлен.
Нестационарные торговые объекты применяются для торговли в розницу. Киоск или палатку возможно перенести без нарушения ее целостности и значительного перерыва в торговой деятельности. Это временные конструкции без привязанности к земле. Наличие привязанности к инженерно-техническому обеспечению, общим сетям не влияет на определение вида.
Федеральный закон № 381 (статья 10) дает указания о порядке размещения нестационарных торговых объектов.
- Каждый муниципальный субъект должен разрабатывать свой план распределения пунктов торговли. Схема размещения нестационарных торговых объектов учитывает обеспеченность жителей в оптимальной торговой загруженности и возможность ее усовершенствования.
- Установителем регламента занесения объектов в схему является правительство РФ.
- Разрабатывают и утверждают схемы органы местного самоуправления.
- Обязательное требование к схеме — субъекты среднего и малого бизнеса должны иметь возможность размещать свои пункты торговли из расчета 60% к общему числу нестационарных объектов.
- Согласно принципам доступности и публичности схему следует размещать на сайте органа муниципалитета или предоставлять на всеобщее обозрение в интернете.
- Пересмотр схемы не должен становиться поводом для утверждения изменений в отношении уже функционирующих нестационарных пунктов.
- При размещении нестационарных пунктов при стационарном объекте правила устанавливает владелец участка земли, здания. Он обязан при этом учесть требования, обозначенные законодательными актами РФ.
В зависимости от индивидуальных условий каждого муниципального субъекта порядок размещения может иметь свои нюансы.
Чем же стационарный павильон отличается от нестационарного?
«Нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение…».
пп. 6) ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Аналогичным образом данный термин раскрывается в «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст).
Местное законодательство, дополняя терминологию, уточняет какими техническими характеристиками должны обладать нестационарные торговые объекты. Например, Правила благоустройства территории Истринского муниципального района Московской области (утв. Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 20.07.2015 г. № 158-РВ) содержат следующее определение:
«Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (некапитальные объекты), — объекты, для размещения которых не требуется оформление разрешения на строительство, выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, небольшие склады, а также торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли, теплицы, парники, беседки, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие подобные сооружения».
Проблемы предпринимателей в первую очередь связаны с принятием постановления правительства Москвы от 03.02.2011 №26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности». Согласно этому документу, установить нестационарный торговый объект теперь можно, только выиграв аукцион (подробнее о постановлении и правилах размещения нестационарных торговых объектов см. «Правила размещения» и «Схема включения»). Лишь так предприниматель может купить объект, затем установить его, подключить к коммуникациям, получить все разрешительные документы и приступить к работе.
Что такое нестационарный объект для торговли?
Нестационарное положение объекта предусматривает возможность его перемещения, но это не всегда касается конструкций, с помощью которых осуществляются торговые операции. То есть теоретическая возможность смещения объекта есть, но она может не использоваться годами. Иными словами, нестационарный торговый объект — это недвижимое имущество, которое представляет собой площадку для розничной реализации товаров. В частности, это могут быть ларьки, киоски, лотки, боксы и другие объекты. С технической точки зрения, нестационарность таких сооружений обуславливается отсутствием фундаментной основы.
Стационарная конструкция непременно обладает прочной связью с землей. В свою очередь, нестационарный объект может иметь подключение к коммуникациям, но его монтаж не предусматривает формирования той же бетонной основы для крепления. Впрочем, через объекты нестационарной торговой сети может базироваться и на принципах развозных и разносных продаж. То есть в данном случае объект характеризуется и мобильностью. Теперь стоит подробнее рассмотреть разновидности объектов торговли.
Как бизнес относится к рекомендации
Механизм, дающий возможность получить место для нестационарного торгового объекта возле торговых центров или крупных магазинов на льготных условиях, был бы интересен фермерам и кооперативам, которые самостоятельно реализуют свою продукцию, говорит председатель совета Союза сыроваров Олег Сирота. Но он сомневается, что практика станет массовой: «Во многих регионах рядом с такими объектами земля находится в частной собственности, а муниципальная уже занята другими объектами торговли, с которыми заключены долгосрочные договоры. Так что это единичные случаи, когда есть возможность поставить нестационарный объект, в лучшем случае можно поставить автолавку или фуд-трак», — объясняет Сирота.
Если при исполнении рекомендации будет проведена комплексная индивидуальная работа с предпринимателями и «тонкая настройка» крупных торговых мест, некоторые сетевые магазины и ТЦ смогут получить полезное дополнение — синергетический эффект с общим увеличением продаж, считает управляющий директор Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олег Войцеховский. Но «обязаловка неприменима»: размещение нестационарных торговых объектов должно вписываться в концепцию торговых мест, чтобы новые торговые объекты не ожидали, что «получат трафик на благоустроенной территории, то есть придут на все готовенькое и отнимут часть прибыли «наторгованного» места, подчеркивает эксперт.
Опасение, что власти примут решение о размещении таких торговых объектов в одностороннем порядке, выразила гендиректор волгоградского ТЦ «Ворошиловский» Надежда Васильева. «Понаставив киосков, обесценят ТЦ как объект. Это будет совершенно неэстетично и неуправляемо и, как следствие, снизит доходность, а для бюджета снизит поступление налогов. Страшно представить ТЦ с этими избушками у центрального входа», — сказала она.
Чиновники Минпромторга рекомендуют местным властям руководствоваться описанной позицией. Однако до внесения изменений непосредственно в торговое законодательство споров не избежать. После размещения в сети Интернет комментируемого Письма начала формироваться положительная арбитражная практика. Так, ФАС ЦО в Постановлении от 17.07.2014 по делу N А68-8249/2013 указал, что законодательством установлена прямая обязанность включения ранее существовавших нестационарных объектов в схему размещения таких объектов. Единственным основанием для отказа во включении их в схему является размещение торговых объектов с нарушением действующего законодательства. Изложенная правовая позиция подтверждается также Постановлениями ФАС ЦО от 24.03.2014 по делу N А62-2537/2013 и от 13.02.2014 по делу N А62-1693/2013.
Но существуют и противоположные решения (Решение АС Республики Бурятия от 03.06.2014 N А10-86/2014). Организации в аренду предоставлен земельный участок для размещения киоска и реализации периодических печатных изданий. В 2013 г. комитет по управлению имущества сообщил организации о прекращении договора аренды по истечении срока его действия, предложил передать земельный участок на основании акта приема-передачи. Судом установлено, что одним из оснований для прекращения договора аренды является истечение срока его действия. Ни нормами действующего законодательства, ни вышеуказанными договорами аренды не предусмотрена безусловная обязанность комитета заключить договор аренды земельного участка с организацией на новый срок либо продлить такой договор. При этом положения Письма N ЕВ-820/08, по мнению суда, носят рекомендательный характер и не являются обязательными к исполнению органами местного самоуправления.
Положения о размещении объекта торговли
Для начала следует отметить разницу между объектами, устанавливаемыми как самостоятельные торговые точки, и конструкциями, функционирующими в рамках праздничных мероприятий, ярмарок, выставок и так далее. Во втором случае действуют особые правила, которые утверждает местная администрация в зависимости от формата акции. В остальных случаях размещение планируется с учетом обеспеченности местного населения предприятиями потребительского рынка. Кроме того, общие положения о размещении нефиксированных коммерческих построек требуют, чтобы участки выбирались на участках и в зданиях муниципальной собственности. Заключение договоров на размещение коммерческих построек происходит по установленной методике, в частности, для нестационарных сооружений.
Проведение аукциона на право размещения
Если речь идет о муниципальных территориях, решение о том, кто получит право аренды той или иной территории, может быть принято по результатам аукциона. Для этого администрация города издает специальное постановление и формулирует тематику мероприятия. Комитет потребительского рынка также может выступать в качестве организатора. В Положении о нестационарных коммерческих объектах указано, кто будет напрямую регулировать аукцион. Обычно в этом качестве действует специальная комиссия, в функции которой входят:
- Рассмотрение заявок и решение о признании одного из участников победителем.
- Определение так называемого шага аукциона, то есть величины переоценки в диапазоне от 1 до 5% от начальной цены.
- График приема заявок, а также время и место подведения итогов аукциона.
- Вести протокол аукциона.
Результаты аукциона публикуются в СМИ или интернет-изданиях через 30 дней после окончания мероприятия. В протоколе могут быть указаны арендная плата, адрес, параметры площади, а в некоторых случаях также описан порядок размещения нестационарных коммерческих объектов или особые требования к эксплуатации контрактной территории.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Лицензия на продажу алкоголя
Если в ходе торговой деятельности предполагается продавать алкоголь, то придется получить соответственную лицензию, поскольку розничная продажа спиртосодержащей продукции требует специального разрешения на торговлю. Такая постановка вопроса соответствует нормам закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ.
Чтобы получить лицензию на продажу алкоголя в розницу на территории Москвы, нужно обратиться с заявлением в Департамент торговли и услуг этого города. Само заявление заполняется по установленной форме, а к нему прикладываются:
- Учредительные документы. Если нет нотариально заверенных копий, то можно подать и простые копии, но с собой иметь оригиналы.
- Квитанция об уплате госпошлины.
- Документы, из которых видно, что уставный капитал компании не меньше 1 000 000 рублей.
Следующие документы могут быть получены департаментом самостоятельно в рамках межведомственного объекта, и только когда это не получается, их должен донести заявитель:
- Свидетельство о госрегистрации юрлица.
- Документ, подтверждающий постановку на налоговый учет.
- Документы, из которых можно было бы определить, что у заявителя есть права на помещения для открытия торговых объектов и для хранения алкогольной продукции.
Разрешение на торговлю алкогольной продукцией выдается на платной основе, так, лицензия сроком на один год стоит 65 000 рублей.
Правила размещения таких объектов
Упомянутое выше положение дает официальную формулировку нестационарного объекта торговли. В соответствии с ней к таковым относятся точки, которые не имеют под собой фундаментальной основы и располагаются на земельных участках и в зданиях, находящихся в государственной или же иной собственности.
Предпринимателю разрешено устанавливать лишь одну точку в пределах одного здания. При этом сооружение должно строго соответствовать всем правилам безопасности и органично вписываться в общий дизайн здания, выбранного для размещения. Площадь участка торговли не должна быть больше, чем 30 квадратных метров.
В зданиях можно размещать коммерческие сооружения следующих типов:
- Киоск.
- Павильон.
- Торговый автомат.
При этом площадь киоска ограничивается 10 квадратными метрами. Павильон может иметь максимум две двери для покупателей. Доля продуктов питания в обороте всех точек в здании не должна превышать 20%.
В зданиях, принадлежащих учреждениям культуры, разрешено реализовывать лишь следующие виды продукции:
- Цветы.
- Книги и пресса.
- Мороженое и напитки.
- Продукты народных промыслов и сувенирные изделия.
Установка площадки розничной реализации товара возможна лишь при наличии утвержденной схемы расположения здания, в котором планируется расположить павильон. В данную схему вносится информация о нестационарном сооружении. Утверждает схему Комитет по градостроительству города Москвы.
Данный документ в обязательном порядке должен содержать:
- Адрес сооружения.
- Тип сооружения.
- Специализацию.
- Размеры помещения.
- Сроки работы (от месяца до месяца).
- Схема расположения по округам Москвы (масштаб — 1:10000).
- Проект торговой точки.
Закон о порядке размещения в городе Москве нестационарных торговых объектов в стационарных торговых объектах
На сегодняшний день правовую основу для установки нестационарных коммерческих точек в стационарных учреждениях торговли в Москве обеспечивает Постановление Правительства города от 23.06.2016 года за номером 355-ПП «О размещении в городе Москве нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах». Этот документ опирается на Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (№381-ФЗ), который датируется 28 декабря 2009 года.
Данное постановление утверждает основные правила эксплуатации и размещения розничных объектов, не имеющих фундамента, в стационарных коммерческих учреждениях на территории Москвы. Также здесь описаны наиболее приемлемые архитектурные решения и порядок оформления таких сооружений. Стоит отметить, что это постановление не действует на территории Новомосковского административного округа Москвы и Троицкого административного округа Москвы. Постановление считается вступившим в законную силу с 1 сентября 2016 года.