Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Истинное происхождение православных икон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.
Первый мастер иконописи
Первой рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука. Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы ему приписывают икону двух святых апостолов: Павла и Петра и еще около семидесяти икон, изображающих Деву Марию. Лишь три из которых были написаны с самой Божьей Матери и при жизни получили свое благословение.
К числу таких икон принадлежат: Смоленская, Корсунская или Эфесская и Филермская Богоматерь. За сказаниями, сначала евангелист Лука запечатлел на доске образ Мадонны с Младенцем на руках, а после написал еще две, похожие на первую, иконы и отнес Святой Богородице. Все три значительно отличаются от остальных икон Девы Марии, что может давать удивительное и уникальное представление того, как в земной жизни выглядела Матерь Божья.
Существует даже икона, воссоздающая тот самый процесс написания Лукой иконы Пресвятой Богородицы.
Первые христиане и язычники
Истина о происхождении икон в Христианстве заключается в том, что первые христиане вообще не делали и не использовали их. О них нет ни малейших свидетельств в раннем христианстве, и, конечно, учитывая их значение позднее, примечательно, что изготовление и почитание икон христианами нигде не упоминается в Новом Завете. На самом деле, когда появилось первое христианское искусство, оно было в форме декоративных символов и упрощенных образов, которые напоминают библейские истории. Мы знаем это как из археологических, так и из литературных источников.
На самом деле, первое свидетельство, которое есть о христианах, изготавливающих и почитающих иконы, — это неодобрение, найденное в апокрифе «Деяния Иоанна» во 2 веке, где рассказывается, как апостол Иоанн обнаружил, что человек, которого он воскресил из мертвых — Ликомед — сделал и почитал его портрет:
…Он [Иоанн] вошел в спальню и увидел портрет старика, увенчанного гирляндами, лампы и алтари, установленные перед ним. И он позвал его и сказал: Ликомед, что ты подразумеваешь под этим портретом? Может быть, здесь изображен один из твоих богов? Ибо я вижу, что вы всё еще живете по-язычески.
Альтернативный взгляд
Мало кому известно, что изображать святых и даже самого Бога первоначально было абсолютно чуждо христианским традициям. Многие из первых святых образов воспринимались не иначе как языческие идолы.
Но как же появились первые иконы и зародилась сама христианская иконография?
—
В иудейском ветхозаветном мире существовал запрет изображение святого, что было связано с борьбой против идолопоклонства. Однако под запретом находились не все изображения.
Так, по указанию Бога Моисей сделал медного змея, что спасало евреев от змей в пустыне. Также в Иерусалиме по приказу Соломона были созданы изображения херувимов и ряд других украшений и барельефов по религиозным мотивам.
Иконоборчество в Византии
Иконография, как неотъемлемая часть христианской жизни, была предметом большого спора в VII и VIII веках. В это время в Византийской империи появилось так званное движение иконоборцев, противников икон. Иконоборцы с подозрением относились к любому священному искусству, изображавшему людей или Бога, и требовали уничтожения икон. Иконопочитатели (поклонники икон) наоборот энергично защищали место икон в жизни Церкви. Иконоборчество, возможно, возникло под влиянием еврейских и мусульманских идей, а также отражало «пуританское» мировоззрение христианства, на всех изображениях видевшее скрытое идолопоклонство.
Идеи иконоборчества были поддержаны седьмым и последним Вселенским собором, который собрался в Никее в 787 г. н. э. Еще одно гонение на иконы византийского императора Льва III в следующем столетии прекратилось лишь когда на престол взошла императрица Феодора, она навсегда восстановила почитание икон в 843 году, и эта победа сейчас даже отмечается как «Триумф православия».
Одним из главных поборников иконопочитания этого периода был святой Иоанн Дамаскин, который написал в своем знаменитом труде «Защита икон»: «Через иконы Христа мы размышляем о Его телесной форме, Его чудесах и Его страданиях, и мы освящены… иконы святых исполнены Духом Святым».
Чем иконография отличается от классической живописи?
В западном подходе к сакральному искусству (например, эпохи Возрождения) художник чаще всего изображает свой предмет в чисто натуралистическом и репрезентативном стиле. Он использует те же приемы, что и для изображения светского предмета. Тема может быть религиозной, но стиль остается прежним.
Но цель иконописца совершенно иная, так и другие его методы достижения этой цели. Иконография изображает святых не такими, какими они были в реальной жизни, а такими, какие они есть в вечности. Он передает свое видение небесного мира не через символы, такие как закаты с золотыми облаками или ангелами, играющими на арфах, а через мистические формы и цвета. Как пишет Контоглу: «Иконография выражается одухотворенными формами, абстрагированными от природных явлений, мира, который находится за пределами явлений, духовного мира».
Описанная как «богословие в цвете и линии», в иконографии традиционно используются особые художественные приемы и стилизация, чтобы донести духовный мир до зрителя. Одна из первых вещей, которые можно заметить, – это стандартизация форм святых людей. Увидев икону, мы сразу можем узнать, что это Христос, это святой Павел, это святой Николай и т. д. Обе формы Святых и состав событий из Евангелий являются фиксированными и архетипическими, хотя они будут немного различаться в зависимости от стиля иконописца.
Где же искать ее истоки?
Для христианина главная икона – это икона Христа. Когда и как появилась первая икона Господа Иисуса? Она, конечно, была. У нас в Церкви установлен и специальный праздник в ее честь. По календарю праздник приходится на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.
29 августа праздник в честь Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа. Первая икона Христа не была написана красками, не была создана руками человеческими. Не являлась плодом фантазии древнего художника.
Первая икона дана нам напрямую от Господа. Согласно церковному преданию первая икона представляла собой чудесно появившийся на холсте отпечаток лика Иисуса Христа.
Дать людям икону – это была Божья воля, а не пожелание человеческое.
Мы, православные, должны бы хорошенько это знать.
Икона – дар Божий.
Зачем Господь нам его дал?
Каждый дар от Господа служит людям для чего-то важного. Для чего же христианину икона? Какая духовная польза от нее? – Неоценимая! Много об этом можно рассуждать.
Во времена советских гонений на Церковь иконы проповедовали. Так буквально говорили знающие люди. И не ошибались. Как это было?
В то время власти старались уничтожить церковную проповедь вне храма и даже загасить проповедь с амвона. Так вот, помимо проповеди звучащим словом, до людей доходила проповедь зримым образом – иконой. И распространялась проповедь по храмам и далеко за церковной оградой. Иконы проповедовали в музеях. Проповедовали в художественных альбомах по древнерусскому искусству.
Проповедь икон достигала до людей, очень далеких от мысли прийти на церковное богослужение.
Откуда в христианстве появились иконы?
Священное Писание не содержит прямых указаний на обязательное иконопочитание для христиан. Однако церковное Предание дает нам несколько историй связанных с почитанием изображений. Первая из них – это предание о Нерукотворном Образе, лике Господа Иисуса Христа чудесно отпечатавшимся на полотенце, которое было дано для исцеления правителю Авгарю в город Эдессу. Вторая – предание согласно которому, апостол Лука написал первую икону Богородицы, которую благословила сама Пречистая. В первые века христианства изображения не были широко распространены, но не по каким-либо вероучительным причинам, а по практическим. Христиане часто подвергались гонениям, и потому часто вынуждены были менять места для богослужений. Даже частные дома, в которых проводились собрания общин, старались не выделять особым образом, чтобы не навлечь преследований.
советы которые даются протестантам прежде всего спор с самим Господом!!!! библия Слово Божье, Хлеб насущный наш на каждый день, написана Духом святым, свидетелями Христа спасителя, в откровении Иоанна ясно сказано, кто убавит или прибавит к этой Книге лишнее будет покрыт язвами, то есть проклят. Не боясь Бога, не имея пред Ним трепета, православие бывшие католики, предания легенды и слова не всех, но многих не образованых Духновно старцев, поставили на пъедестал, предсказания Христа и пророчество Его об этом сбылось, Он говорил-за то, что они исполняли НЕ все заповеди Писания, а в большей степени – обрядовые и которые на виду:
Матф. 23: 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
Матф. 23:2 сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (учителя Божьего закона, первым из которых был Моисей); 3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их (фарисеев) не поступайте, ибо они говорят, и не делают. ОБЛИЧАЛ ХРИСТОС- За то, что они любили возвышать себя над народом (паствой):
Матф. 23: 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
4. За то, что отделяли себя от народа, в том числе специальной одеждой, чего не было в законе Моисея для левитов и других служителей (только священники, входя в святилище одевали специальную одежду из виссона, а Первосвященник – носил более сложную функционально, символизируя Посредника Иисуса):
Матф. 23: 5 увеличивают воскрилия одежд своих . За то, что духовные лидеры отменяли прямые заповеди Божьи, отдавая приоритет исполнению заповедей человеческих Преданий:
Мар.7:8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. 9 … хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
Матф. 15:3 зачем … вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего (речь идет о преданиях старцев, о чем написано в Матф. 15:2 )? 6 таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
Матф. 23:4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям
Мар.7:7 тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
ЛЮДИ КОТОРЫЕ СПОРЯТ СО СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ С БИБЛИЕЙ НЕ ОБРАЗОВАНЫ ДУХОВНО, И ЕВАНГЕЛЕ ЯСНО ВИДНО ЧТО НА ДАННОМ ЭТАПЕ ФАРИСЕЙ СИДЯТ В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ, ПО ИХ ПЛОДАМ И ИХ ВЫСОКОМЕРИИ ПОНЯТНО КТО ОНИ, ХРИСТОС БЫЛ КРОТОК СМИРЕН И НЕ НОСИЛ ЗОЛОТЫХ ВЕШЕЙ И НЕ БЫЛ РЯЖЕНЫМ, НЕ ВОЗНОСИЛСЯ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ, САМ ГОСПОДЬ СЕБЯ ТАК НЕ ВЁЛ.. А КТО ОНИ ТАКИЕ ФАРИСЕИ…? ОБ ИКОНАХ ТОЖЕ В БИБЛИИ ВСЁ СКАЗАНО ЧЁТКО И ЯСНО, ЧТО С БОГОМ СПОРИТЕ? ОТКРОЙТЕ БИБЛИЮ И СМОТРИТЕ ЧТО СКАЗАНО!
Некоторые оппоненты Писаний, с издёвкой говорят, что нужно отменить фотографию, так как все мужчины и женщины делают свои «образа» для паспорта, а некоторые фотолюбители – снимки животных, птиц, луны, звёзд, и т.д.
Таким способом, подобные невежды глумятся над Писанием, делая из Бога доисторического глупца, давшего заповеди, не учитывающие развитие научно-технического прогресса наших дней.
Поэтому они с лёгкостью сравнивают изображения (иконы) и изваяния (статуи) с изображениями мужчин, женщин, и Ангелов, с обычными фотографиями, забывая при этом саму цель, вызывающую ревность Бога: поклонение, служение, кумир.
Состояние, когда человек начинает изготавливать изображения (иконы) и изваяния (статуи) мужчин, женщин и Ангелов, с целью служения и поклонения, Бог называет это: ОБОЛЬЩЕНИЕ (не прельстился и не поклонился им и не служил им).
Поборники икон часто приводят аргумент, что были изображения херувимов (ангелов) над крышкой Ковчега. Дело в том, что их стали делать не самовольно, но это повелел сделать Сам Бог, назвав даже имя того, кому Он дал для этого премудрость – Веселиил, исполнив его Святым Духом:
Первый мастер иконописи
Первой рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука. Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы ему приписывают икону двух святых апостолов: Павла и Петра и еще около семидесяти икон, изображающих Деву Марию. Лишь три из которых были написаны с самой Божьей Матери и при жизни получили свое благословение.
К числу таких икон принадлежат: Смоленская, Корсунская или Эфесская и Филермская Богоматерь. За сказаниями, сначала евангелист Лука запечатлел на доске образ Мадонны с Младенцем на руках, а после написал еще две, похожие на первую, иконы и отнес Святой Богородице. Все три значительно отличаются от остальных икон Девы Марии, что может давать удивительное и уникальное представление того, как в земной жизни выглядела Матерь Божья.
Существует даже икона, воссоздающая тот самый процесс написания Лукой иконы Пресвятой Богородицы.
Судьба иконописного образа
Впоследствии Эдессу посетили апостолы Фома и Фаддей, обратившие местных жителей в христианство. Нерукотворный образ Иисуса Христа был размещен над городскими воротами. Каждый проходящий через них должен был воздать хвалу Иисусу Христу. Через некоторое время христиане подверглись гонениям со стороны властей. Чтобы спасти икону, ее пришлось замуровать в крепостную стену. Там она в целости сохранилась до 545 года.
Эдесса была осаждена персидским царем. Епископу Евлавию во сне явилась Богородица и указала место в стене, где хранился образ. Нерукотворный Спас был найден, но при этом обнаружено еще одно изображение Иисуса Христа на кирпичной кладке. После того, как с иконой был совершен крестный ход, персы отступили и город был освобожден.
После завоевания Эдессы османами в 944 году Нерукотворный Спас перенесли в Константинополь в храм Премудрости Божьей. В честь перенесения в Константинополь образа Спасителя Церковью был установлен праздник, который отмечается 16 (29) августа. К сожалению, образ был утерян и его дальнейшая участь неизвестна. По одному из предположений, Нерукотворный Спас был похищен в 1204 году крестоносцами, которые направились в Венецию. Но корабль затонул в Мраморном море вместе с убрусом.
В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».
Так св. Василий Великий пишет:
«молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха».
А св. Нил Синайский (IV в.) советует:
«Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».
Почему для Церкви так важны были иконы, что люди за них отдавали свою жизнь, а порой не щадили и чужую? Это не всегда понятно современному человеку, который привык оценивать изобразительное искусство с эстетической точки зрения, а тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но для иконоборцев и иконопочитателей речь шла о чем-то большем, чем художественное творчество, речь шла об исповедании веры.
В чём уникальность самой древней иконы в мире?
Отличительной чертой иконописи, как художественного искусства, является то, что лица святых, как правило, изображались симметричными. В иконе Христа Пантократора с монастыря Святой Екатерины это правило не соблюдено. Причём исследователи уверенны, что сделал это древний иконописец полностью намеренно.
Большинство учёных считает, что таким способом художник как бы подчёркивает двойную естественную природу Христа, демонстрируя в нём как божественные, так и человеческие черты. Божественную суть Иисуса представлена его правой стороной, на которой изображена рука, прподнятая в благословенном жесте. Левая часть изображения, на которой Христос держит Святое Евангелие, символизирует человеческую природу Спасителя.
Теологи предполагают, что иконы, написанные в таком стиле, были весьма редки. Кроме того, считается, что именно «несимметричные лики» чаще других икон подвергались осквернениям и уничтожениям в эпохи иконоборчества.
В любом православном календаре есть «официальные» Святые и дни, в которые они должны чествоваться. Среди них можно найти Святого Иоасафа. Как ни странно, этот святой никогда не существовал в Христианстве. История, на которой основано его существование, — это просто переработка раннего рассказа о жизни Будды — значительно расширенной христианизированной версии, приписываемой (ошибочно) Святому Иоанну Дамаскину.
Да, это приписывают тому самому человеку, который с таким пылом излагал православное учение об иконах. Как это ни парадоксально, восточные православные, которые почитают Святого Иоасафа и которые почитают его иконы — на самом деле почитают Будду, хотя фундаменталисты среди них никогда бы этого не признали.