Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на использование программного обеспечения бухучет в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Налоговый и бухгалтерский учет программного обеспечения у конечных пользователей
В этом разделе опубликована статья, подготовленная компанией ЭРНСТ ЭНД ЯНГ (СНГ) Б.В по заказу НП ППП, в которой рассматриваются отдельные вопросы, связанные с отражением в бухгалтерском и налоговом учете у конечных пользователей интеллектуальных прав на программы для ЭВМ, передаваемых посредством неисключительных лицензий. При ознакомлении с этим материалом следует учитывать ограничения, изложенные в разделе «Основание и сфера применения анализа», особо обращая внимание на четвертый абзац раздела.
В соответствии с достигнутой договоренностью направляем вам Cтатью, разъясняющую отдельные вопросы налогового и бухгалтерского учета прав на программное обеспечение у конечных пользователей при передаче интеллектуальных прав (посредством предоставления неисключительной лицензии) на программы для ЭВМ (далее – «ПО») конечным пользователям.
Для целей настоящего анализа под конечными пользователями понимаются коммерческие организации, приобретающие права на ПО у дистрибьюторов или у производителей ПО с целью последующего использования ПО для собственных нужд.
Под термином «интеллектуальные права» понимаются авторские права на ПО, как на объект интеллектуальной собственности.
Под термином «предоставление неисключительной лицензии» понимается предоставление права лицензиату на использования результата интеллектуальной деятельности с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (ст. 1236 ГК РФ). Такое предоставление осуществляется на основании лицензионного договора либо соответствующего сублицензионного договора1. Обращаем внимание на то, что действующее с 1 января 2008 года новое гражданское законодательство об интеллектуальной собственности (Четвертая часть ГК РФ) не использует термин «неисключительное право», применяя термин «неисключительная лицензия».
Под лицензиаром понимается лицо, обладающее интеллектуальными правами на результат интеллектуальной деятельности, а под лицензиатом – лицо, приобретающее такие права.
В рамках нашего анализа будут рассматриваться следующие бизнес — модели:
- Передача права в рамках корпоративных лицензионных программ,
- Передача права на получение обновления ПО,
- Передача права на ПО, предустановленное на компьютер и приобретенное вместе с компьютером.
- Лицензия — это право. Она не является товаром — это услуга;
- Т.к. это услуга и в сублицензионном договоре не определено, сколько прав и на какие продукты будут переданы конечному клиенту, то она не требует количественного учета на складе. Нет необходимости заранее приходовать услугу, её можно просто оказать, т.к. на это есть право: подписанный с «Империалъ» сублицензионный договор!
- Наименование лицензий заводится в справочник «Номенклатура» с пометкой «Услуга» и указанием счетов учета реализации (90 или 91). Учет роялти можно вести на отдельном забалансовом счете;
- Для отражения у себя затрат по уплате роялти в конце любого оговоренного периода (месяца, квартала), лицензиар («Империалъ») предоставляет лицензиату (Партнеру) отчет и акт, сколько и каких лицензий было активировано конечными потребителями. На основании таких актов производится оплата роялти.
Платить или не платить НДС?
С 1 января 2008 г. в НК РФ (пп. 26 п. 1 ст. 149) введена норма об освобождении от налогообложения НДС операций по передаче прав на использование нематериальных активов разных видов на основании лицензионного договора. Сама Клеверенс работает по упрощенке и не предоставляет счетов-фактур. Если ваша организация работает на общем налогообложении, то вы, как партнер, должны будете предоставлять своим покупателям счета фактуры с НДС = 0 руб.
Как было рассмотрено в предыдущем разделе, лицензия на программное обеспечение — это разрешение, нематериальное право, и передача имущественных прав на них осуществляется по EULA или письменному договору.
Ключевым здесь является слово нематериальные. Минфин РФ стоит на позиции, что операции по передаче прав на использование программного обеспечения при реализации их экземпляров на носителях в товарной упаковке, пусть даже содержащей условия лицензионного договора (упаковочная лицензия), подлежат налогообложению НДС. НДС не начисляется, только если на момент такой реализации заключался лицензионный договор в письменной форме (см. Письмо Минфина РФ от 29 декабря 2007 г. № 03-07-11/648, Письмо Минфина РФ от 21 февраля 2008 г. № 03-07-08/36, Письмо Минфина РФ от 01.04.2008 № 03-07-15/44).
Таким образом, если вы реализуете лицензии по товарным накладным, то вы не сможете доказать, что продавали «нематериальные активы», а не диски, и подпадаете под уплату всей суммы НДС по сделке.
Учет программного обеспечения: проводки
Покупка ПО на условиях исключительного права фиксируется в бухучете следующими записями:
Операции |
Д/т |
К/т |
Учтены затраты на приобретение ПО |
08/5 |
60 |
ПО введено в эксплуатацию |
04 |
08/5 |
Начисление ежемесячной амортизации в бухучете по НМА с известным СПИ |
20,26,44 |
05 |
Программное обеспечение — налоговый учет: |
||
— если затраты на покупку ПО не превышают 100000 руб. его полная стоимость списывается на расходы |
20,26,44 |
04 |
— если стоимость ПО выше 100000 руб. — начисляется амортизация |
20,26,44 |
05 |
Можно ли установить лимит стоимости НМА?
Вместо этого, организации могут применять различные методы контроля стоимости НМА с помощью дополнительных мер, таких как:
- Оценка рыночной стоимости — для определения объективной стоимости НМА;
- Организация внутреннего контроля — для избежания необоснованных расходов на приобретение и использование НМА;
- Планирование бюджета — для определения лимитов расходов на НМА и предотвращения их превышения;
- Документирование и учет — для прозрачности и контроля всех операций с НМА;
- Обучение персонала — для повышения осведомленности сотрудников об эффективном использовании НМА.
Важно отметить, что ограничение стоимости НМА может ограничить возможности организации в реализации своих бизнес-целей и получении преимуществ перед конкурентами. Поэтому рекомендуется балансировать необходимость контроля расходов с потребностями организации в развитии и инвестировании в НМА.
Таким образом, организации могут установить собственные меры контроля стоимости НМА, но непосредственное ограничение стоимости не является возможным. Рациональное планирование бюджета, оценка рыночной стоимости, контроль и учет операций с НМА являются основными инструментами для обеспечения эффективного управления данными активами.
Организация приобрела неисключительные права на программное обеспечение по лицензионному договору
В бухгалтерском учете данные расходы сначала отражаются в качестве расходов будущих периодов, а затем в течение установленного организацией срока учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Сама программа одновременно с этим учитывается за балансом.
Таким образом, организация самостоятельно устанавливает срок, в течение которого расходы на приобретение прав на использование программ и баз данных (и сопутствующие непосредственно приобретению затраты по установке ПО) будут равномерно учитываться для целей налогообложения прибыли, если в лицензионном договоре срок использования программы не определен (письма Минфина России от 18.03.2023 N 03-03-06/1/11743, от 16.01.2012 N 03-03-06/1/15, от 02.02.2011 N 03-03-06/1/52, от 20.04.2009 N 03-03-06/2/88, от 19.02.2009 N 03-03-06/2/25, письмо ФНС России от 19.01.2009 N 3-2-13/9 и др.). С позиции Минфина России, при установлении срока необходимо учитывать положения ГК РФ (письмо Минфина России от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14039).
Как правильно списываются расходы на лицензии при УСН
При УСН в состав НМА (п. 4 ст. 346.16 НК РФ) можно включить амортизируемое имущество стоимостью более 40 000 руб., имеющее срок полезного использования более 12 мес., употребляемое налогоплательщиком для своих нужд. При этом если в договоре купли-продажи указаны периодические платежи в течение срока действия договора, то такие объекты нельзя отнести к НМА (подп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ).
- Если это исключительные права на использование лицензии, и у вас есть на руках соответствующий документ, то это будет нематериальный актив, и его учет должен будет вестись на основании ПБУ 14/2007. Обладатель подобных прав может использовать результат чьей-то умственной деятельности по своему усмотрению либо разрешить или запретить такое пользование другим лицам (ст. 1229 ГК РФ).
- А вот если у вас на руках акт на приобретение неисключительного права пользования некой программой, тогда это текущий расход.
Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Если передача права на использование программного обеспечения сопровождается передачей на основании отдельных документов (в данном случае — накладной) материальных носителей с указанием их стоимости, то эти материальные носители в соответствии с положениями Инструкции N 157н могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета основных средств или материальных запасов. Например, CD-диски и DVD-диски, входящие в комплект поставки, могут быть приняты к учету в составе материальных запасов на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» и списываться с балансового учета при выдаче ответственным лицам. Соответственно, в учете стоимость компакт-диска следует отнести на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Информацию о комплекте поставки желательно отразить в соответствующей Карточке (ф. 0504041).
Как осуществляется учет программного обеспечения
Для отображения расходов, связанных с приобретением программного обеспечения, в бухгалтерском учете применяют счет 97. Затраты подлежат равномерному списанию в течение времени, отведенного на использование программы. Методология отнесения стоимости ПО в расходы на всех предприятиях должна быть прописана отдельным пунктом в локальных документах (учетной политике).
- Датой приобретения для отражения суммы понесенных расходов формируется проводка между Д08.5 и К60.
- В момент, когда программа установлена и ею можно начинать пользоваться, создается запись на стоимость ПО с Д04 и К08.5.
- Каждый месяц при начислении амортизационных сумм дебетуется счет 20 (или 26, 44) с одновременным кредитованием счета 05.
При использовании метода начисления расходы, связанные с покупкой программных продуктов, рекомендуется списывать равными частями на протяжении всего периода эксплуатации. При кассовой методике в расходную часть заносятся суммы, которые были оплачены фактически. Для организаций, работающих на УСН, предусмотрено право уменьшения налогооблагаемой базы за счет средств, затраченных на покупку ПО.
- Код 242 применяется в ситуациях, когда ПО приобретается для удовлетворения запросов федеральных органов государственного подчинения и организаций, находящихся под их управлением.
- Код 244 используют при получении программного обеспечения субъектами РФ, для которых невозможно отнесение расходных операций на 242 код.
- Статья 226 необходима, если приобретаются неисключительные права на пользование программой, при обновлении систем справочно-информационного назначения.
- При покупке ПО расходы учитываются через корреспонденцию Д08.5 – К60.
- Когда программа вводится в эксплуатацию, дебетуется 04 счет и кредитуется счет 08.5.
- Полная стоимость программного обеспечения в налоговом учете сразу переносится в расходы предприятия записью между Д20 (или 23, 26, 25, 44) и К04.
- В бухгалтерском учете будет начисляться амортизация, для этого предназначена корреспонденция Д20 (или 23, 26, 25, 44) – К05.
Срок полезного использования НМА
Что влияет на определение срока полезного использования НМА, созданных собственными силами организации?
Когда объект НМА создан организацией и срок его возможного использования не ограничивается поставщиками прав или официальными разрешениями, необходимо проанализировать факторы, основанные на планах руководства по использованию НМА с учетом рыночной среды, в которой организация ведет свою деятельность. ФСБУ 14/2022 среди прочих факторов обращает внимание составителей бухгалтерской отчетности на такие факторы, как ожидаемый период использования объекта нематериальных активов с учетом нормативных, договорных и других ограничений использования или ожидаемое моральное устаревание, например, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию, работы, услуги, производимые с использованием нематериального актива.
Срок полезного использования НМА может быть ограничен сроком полезного использования иного актива, с которым объект НМА непосредственно связан (например, сроком полезного использования материального носителя (вещи), в котором выражены результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации).
Перечень факторов, которые содержит ФСБУ 14/2022, является открытым, то есть у организации есть определенная свобода для выбора того ограничивающего фактора, который будет определять СПИ объекта. Например, при производстве видеоконтента срок полезного использования различных фильмов может зависеть от характера фильма и от условий проката таких фильмов на рынке. Для новостных сюжетов срок полезного использования может быть настолько коротким, что признак НМА, выраженный в способности приносить организации экономические выгоды в течение более чем 12 месяцев, будет отсутствовать. А для исторических, исследовательских, инновационных передач, востребованность которых на рынке на основании запросов дилеров со временем возрастает, срок полезного использования может ограничиваться только волей обладателя исключительных прав на его воспроизведение.
Как устанавливать срок для бессрочных лицензий?
Можно ли списать ос с баланса на забалансовый счет
Затраты по монтажу отображаются по ДТ20 в корреспонденции соответствующих статей затрат (10 «Материалы», 70 «Расчеты по оплате труда», 23 «Вспомогательное производство»). За выполненные работы сторонняя организация выставляет счет: ДТ 62 КТ 90-1. По окончании работ эти суммы списываются проводкой ДТ90-2 КТ 20. Стоимость готового объекта (строительная) формируется так: ДТ62 КТ90-1.
Забалансовые счета с ТМЦ теперь также могут содержать сведения о движении ценностей, которые подлежат списанию по причине износа или из-за невозможности дальнейшего использования. Вывод Для учета ценностей, которые находятся во временном пользовании организации и ей не принадлежат, используются специальные забалансовые счета. Все операции оприходования отображаются по дебету, а списания – по кредиту. При необходимости можно добавить забалансовые счета 1С и вести учет, не нарушая норм законодательства. В базовую версию программы уже встроены все статьи затрат и субконто. Типовые операции и отчетность формируются по стандартным документам. Если предприятие получило ОС в аренду, безвозмездное пользование и оприходовало его на 01 вместо 001, негативные последствия в виде проверок и штрафов не заставят себя ждать. Нюансы Учет на забалансовых счетах госорганизаций происходит по схожему алгоритму, но со специфическими особенностями. Полученные учреждением земельные участки в безвозмездное пользование приходуются на баланс по кадастровой стоимости. Проводить оценку придется, только если объект находится за пределами РФ. Забалансовые счета в бюджетном учете отображают данные о таких бланках, как листки нетрудоспособности. При выбытии транспортного средства запасные части, которые числились на 009, должны быть списаны. Поступление (выбытие) денежных средств отображается по дебету 17. Парадокс ситуации в том, что право собственности перешло к покупателю в момент передачи ТМЦ. Информация о том, что такие материалы зачислены на забалансовые счета, в письменном виде должна быть передана продавцу.
Приобретение программного продукта
Информация по операциям, связанным с приобретением неисключительных прав на программные продукты, отражается не только на балансовых счетах плана счетов, но и на забалансовом счете. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п. 66 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н)).
Регистрация прав на программный продукт
При приобретении или создании программного продукта встает вопрос о регистрации прав на него. Согласно ст. 1262 Гражданского кодекса правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.
Согласно п. 2 ст. 1262 Гражданского кодекса заявка на регистрацию должна содержать:
- заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;
- депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере или наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты.
Согласно ст. 333.30 Налогового кодекса при обращении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти за совершением действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы соответственно в Реестре программ для ЭВМ, Реестре баз данных и Реестре топологий интегральных микросхем, включая выдачу заявителю свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы, а также публикацию сведений о зарегистрированной программе для ЭВМ, базе данных и топологии интегральной микросхемы в официальном бюллетене в следующих размерах:
- для организации — 2600 руб.;
- для физического лица — 1700 руб.;
- за внесение изменений в документы и материалы к заявке на регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до публикации в официальном бюллетене — 700 руб.
При этом следует помнить, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины, установленной гл. 25.3 Налогового кодекса, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса.
Правила оформления заявки на регистрацию установлены Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 324 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных».
В случае если бюджетное или автономное учреждение для приобретения программного продукта привлекают средства от деятельности, приносящей доход, и будут в дальнейшем использовать программный продукт в данной деятельности, следует обратить внимание на формулировки, используемые в договоре. Это связано с тем, что передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения и оплата услуг по созданию программных продуктов для ЭВМ не являются идентичными операциями. Передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения, в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса, не облагается НДС, а оплата услуг по созданию программного продукта для ЭВМ облагается НДС в общеустановленном порядке и подлежит последующим вычетам в соответствии с требованиями п. 1 ст. 172 Налогового кодекса. Данная позиция определена в Письме Минфина России от 21 сентября 2009 г. N 03-07-07/69.
Прогнозы развития системы оплаты ПО косгу
В последние годы система оплаты программного обеспечения с использованием косгу (криптовалюты на основе блокчейн) получила значительное развитие и стала все более популярной среди разработчиков и пользователей ПО. С каждым годом ожидаются новые изменения и улучшения в этой области.
1. Расширение возможностей платежей с использованием косгу.
В ближайшем будущем планируется расширение спектра возможностей для оплаты программного обеспечения с использованием косгу. Сейчас большинство крупных разработчиков предлагают возможность оплаты с использованием таких криптовалют, как Биткойн или Эфириум. Однако, с появлением новых косгу и развитием технологии блокчейн, предполагается, что пользователи получат больше вариантов для выбора при оплате ПО.
2. Развитие смарт-контрактов для автоматизации оплаты.
Смарт-контракты — это автоматизированные средства, которые могут использоваться для выполнения и контроля поставленных условий оплаты. В сфере оплаты ПО с помощью косгу, смарт-контракты могут быть использованы для автоматической оплаты после достижения определенных условий, таких как завершение установки программы или подтверждение выполнения определенных функций. Развитие смарт-контрактов позволит сделать процесс оплаты более автоматизированным и удобным для всех сторон.
3. Улучшение защиты данных и конфиденциальности.
С ростом популярности использования косгу для оплаты ПО, важным аспектом будет обеспечение безопасности и конфиденциальности данных. Технология блокчейн уже считается относительно безопасной, однако будут предприниматься усилия для обеспечения дополнительной защиты от взломов и кражи информации. Возможно, в будущем появятся новые протоколы и методы шифрования, которые сделают систему оплаты на основе косгу еще более безопасной для пользователей.
4. Расширение использования косгу в других отраслях.
Косгу имеет потенциал не только для оплаты программного обеспечения, но и для других отраслей. Например, в будущем можем ожидать расширения использования косгу в области финансовых технологий, медицинских услуг и других сферах, где необходимы безопасные и децентрализованные платежные решения.
В целом, развитие системы оплаты ПО с использованием косгу будет продолжаться и в будущем. Положительные изменения и новые возможности приведут к удобству и безопасности при покупке и использовании программных продуктов. Это привлечет еще больше разработчиков и пользователей к системе оплаты на основе косгу.